Мужской монастырь в пятигорске

Возрождение монастыря началось в 90-е годы прошлого столетия. Священники и прихожане храмов региона Кавказских Минеральных Вод, а также казачество приняли активное участие в расчистке местности и строительстве Георгиевского храма, который был освящён 28 августа 2001 года митрополитом Ставропольским и Владикавказским Гедеоном. С этого события начинается новая история Второафонского монастыря.

Первым настоятелем возрожденной обители стал архимандрит Силуан (Хараим, 1945 — 2011). За десять лет его настоятельства им были положены многочисленные труды по созиданию духовной жизни и благоустройству территории.

После возрождения в 2011 году Пятигорской епархии насельником святой обители становится архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт. В 2012 году Священный Синод Русской Православной Церкви утверждает Архиерея в должности священноархимандрита (настоятеля) монастыря.

С апреля 2014 года в византийском стиле строится величественный главный собор обители в честь Успения Пресвятой Богородицы. Общая площадь собора составляет 500 кв. метров. Стены храма облицованы ракушечником и терракотовым туфом, высота которых составляет 28 метров.

На территории обители находятся церковно-исторический музей, пекарня и пасека. С 2004 года в монастыре проводится форум православной молодёжи Пятигорской епархии «Зелёный Афон», в котором за два летних месяца юноши и девушки совмещают изучение Православия с летним отдыхом.

В монастыре совершаются ежедневные уставные Богослужения, читаются Псалтирь и акафисты. Многочисленные паломники, приезжающие к святыням Благословенного Кавказа, стремятся непременно посетить обитель на горе Бештау, испросить помощи Божией и заступничества Пречистой Богородицы, пообщаться с духовником, получить ответы на сложные жизненные вопросы.


Обитель открыта для посещения паломниками и гостями со вторника по воскресенье с 6:00 до 18:00. Богослужения в храме обители совершаются ежедневно. Вечером, с 17:00 (9-й час, вечерня, малое повечерие). Утром, с 6:30 (братское правило, утреня, часы, Божественная литургия). По вторникам, по окончании вечернего уставного Богослужения, совершается чтение акафиста Иверской иконе Божией Матери; по четвергам — святителю и Чудотворцу Николаю и великомученику Георгию Победоносцу.

Short story of Monastery

Σύντομο Ιστορικό της Μονής

Вологда, 18 января 2016, 20:37 — REGNUM ИА REGNUM Новый храм будет построен уже в этом году в городском парке города Бабаево неподалеку от недостроенной каменной церкви преподобного Гурия Шалочского. Храм на 100−150 человек возведут на добровольные пожертвования. В настоящий момент проект новой церкви уже готов.

Накануне стройплощадку освятил епископ Череповецкий и Белозерский Флавиан, который специально для этого приехал в Бабаевский район. Участие в церемонии приняли более сотни местных жителей, сообщили корреспонденту ИА REGNUM в вологодской митрополии.

«Достроить кирпичный храм преподобного Гурия Шалочского у нас пока нет возможности из-за нехватки финансов. Поэтому стройка будет законсервирована на время. Мы доведем это дело до конца, когда ситуация в стране изменится и будет полегче. А пока горожанам будет служить новая деревянная церковь, которую запланировано пустить в строй к концу 2016 года. Лесоматериалами помогут местные предприниматели. Этот храм будет красив, несмотря на его бюджетность», — рассказал корреспонденту ИА REGNUM владыка Флавиан.

Строительством храма, по благословению владыки Флавиана, будет заниматься настоятель Петропавловского храма иерей Димитрий Малинкин, а также иеромонах Геронтий (Чудневич), недавно переехавший в Бабаево из Мурманска.

Отметим, что за Полярным кругом отца Геронтия хорошо знают, как настоятеля Трифонов-Печенгского мужского монастыря, построившего в Мурманской области подворье без единого гвоздя и создавший при обители приют, где сейчас проживает более сотни человек.

Десять лет назад ушел из жизни митрополит Ставропольский и Владикавказский Гедеон. Но тысячи людей до сей поры хранят память о добром архипастыре, о его славных трудах на благо любимой Родины, которую он неизменно почитал как Святую Русь.

Митрополит Ставропольский и Владикавказский Гедеон

© Фото Александра ЦВИГУНА (из архива редакции «СП»).

Митрополит Ставропольский и Владикавказский Гедеон

© Фото Александра ЦВИГУНА (из архива редакции «СП»).

Митрополит Ставропольский и Владикавказский Гедеон (2001 г.)

© Фото Александра ЦВИГУНА (из архива редакции «СП»).

Митрополит Ставропольский и Владикавказский Гедеон (2001 г.)

© Фото Александра ЦВИГУНА (из архива редакции «СП»).

Митрополит Ставропольский и Владикавказский Гедеон (в центре) и Александр Черногоров (слева)

© Фото Александра ЦВИГУНА (из архива редакции «СП»).

Митрополит Ставропольский и Владикавказский Гедеон

© Фото Александра ЦВИГУНА (из архива редакции «СП»).

Митрополит Ставропольский и Владикавказский Гедеон (справа)

© Фото Александра ЦВИГУНА (из архива редакции «СП»).

Всю свою жизнь он положил на то, чтобы не ушла Святая Русь, не стала лишь достоянием архивов. Он верил и надеялся, молился и трудился ради того, чтобы Россия возродилась, воспряла, чтобы Кавказ был не «горячей точкой», а общим добротным домом для всех здесь живущих.

В памяти многих из нас он остался не только мудрым наставником, но и просто очень хорошим человеком, с которым можно было запросто побеседовать по душам, поделиться своими чаяниями и переживаниями. Мы помним его внимательный, спокойный взгляд, негромкий голос, заставлявший умолкнуть тысячные залы. Помним, как в канун великой даты – 2000-летия Рождества Христова – владыка был гостем «Ставропольской правды». О многом важном говорили с ним тогда журналисты, задавали и острые вопросы, ничуть не смущавшие владыку, умевшего найти точное слово, облечь мысль в четкую фразу. Но мне особенно запало в душу то, как удивительно возвышенно назвал митрополит Гедеон новую эпоху, в которую вступало человечество с приходом большой даты: таинственное третье тысячелетие. Не правда ли, тут проявилась душа не только пастыря, но – поэта?! Никто из нас тогда не ведал, что ждет человечество за этим рубежом…

Кстати, незадолго до этого в Ставрополе широко прошло чествование митрополита как верующими, так и всей общественностью края и Северо-Кавказского региона в связи с его личным юбилеем – 70-летием со дня рождения. Имя этого видного иерарха Русской православной церкви известно по всей России и далеко за ее пределами, недаром теплые поздравления и сердечные пожелания шли со всех уголков земли, как три года спустя шли отовсюду соболезнования по его кончине. Уроженец Кавказа, вышедший из семьи кубанских казаков, митрополит Гедеон четыре десятилетия исполнял обязанности духовного пастыря. Особую память о себе он оставил в Сибири, где за 18 лет руководства огромной Новосибирской епархией построил десятки новых храмов и укрепил тысячи страждущих душ. Затем вернулся на родную землю, в Град Креста – Ставрополь, где когда-то, по окончании духовной семинарии, был рукоположен в священнический сан под сводами старинной Крестовоздвиженской церкви. И в годы невиданных перемен и суровых испытаний, выпавших на долю жителей региона, пожалуй, больше всей остальной России, владыка сумел обрести и здесь заслуженное уважение и авторитет как последовательный миротворец, стремящийся к установлению долгожданного мира на земле и в сердцах людей. Его называли духовным отцом не только православные, но и мусульмане, и буддисты, и иудеи.

Трогательно и преданно любил он Кавказ. «Здесь моя родина, – говорил владыка, – здесь я живу, здесь служу. Горе Кавказа – это мое горе, радость Кавказа – моя радость, надежды и чаяния Кавказа – мои надежды и чаяния, ибо я как отец отвечаю перед Всевышним за то, как живет моя паства, как она ведет себя. Как иерарх, как гражданин своей великой миролюбивой Отчизны, я неустанно возвышаю свой голос к миру и милосердию. Увы, ныне в моей большой епархии беда: льется кровь, страдают люди, многие озлобились. Об этом болит душа… Так хотелось слышать от наших СМИ только правду! Чтобы все мы, прочитав слово правды, отзывались на него сердцем, а когда и заплакали… Хочется попросить журналистов: пропускайте каждую статью через свое сердце! Если чувствуете, что это полезно обществу, только тогда пишите. А все неполезное оставьте… Искренне призываю всех вас к осознанию цели нашего бытия, пониманию, ЧТО принес нам Христос своим Рождеством». Поистине высоким заветом пастыря звучат сегодня эти слова.

Имя митрополита Гедеона справедливо связывают с оживлением таких направлений в деятельности церкви, как масштабное строительство новых храмов, воспитание нового поколения священнослужителей, активное сотрудничество с армией. Еще главой Новосибирской епархии в не самые благоприятные атеистические времена он открыл в Сибири более 50 храмов, в том числе даже за полярным кругом! С приходом демократии стали расти новые храмы на Кавказе – в Дагестане, Ингушетии, Азербайджане, на Ставрополье. Тысячи верующих обрели возможность отправлять православные обряды в церквях, исповедоваться, присутствовать и молиться на богослужениях. Особое внимание владыка уделял духовному образованию: сразу же по прибытии на Кавказ возродил свою alma mater – Ставропольскую духовную семинарию, единственную на Юге России, и являлся до последнего своего дня ее ректором. Сколько теперь его воспитанников служит в приходах буквально всех регионов Кавказа, некоторые уже сами стали иерархами, как епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт, епископ Якутский и Ленский Роман, ректор Российского православного университета игумен Петр Еремеев и другие. Именно владыкой Гедеоном были заключены договоры о сотрудничестве с рядом воинских частей: все чаще стали звать священников в армию, начиная с первой чеченской войны в 1994-1995 годах… В те дни рядом, в Чечне, решалась задача сохранения территориальной целостности России и защиты ее граждан от терроризма. Владыка глубоко переживал судьбу всех, кто оказался ввергнут в эти кровавые события, и как уроженец Кавказа, и как человек, в свое время служивший в армии не где-нибудь, а именно в Грозном, наконец как глава епархии, бывший почетным гражданином этого не чужого ему города…

Одним из первых церковных иерархов современной России митрополит Гедеон установил прочные контакты с представителями власти, депутатами, военными, деятелями культуры, науки. Его собеседниками, а потом и соратниками в добрых начинаниях были самые разные люди – от губернатора А. Черногорова, президента Ингушетии Р. Аушева до простых бабушек в белых косынках, стоявших на храмовых службах в отдаленных станицах. На всех встречах шел живой, непринужденный диалог на равных, диалог уважения и взаимопонимания. Помнится самый первый современный крестный ход в Ставрополе от места разрушенного Казанского собора к кафедральному Андреевскому, воспринятый народом как чудо невиданное. Как бы порадовался владыка ныне вновь вознесшемуся над Градом Креста Казанскому храму…

Впрочем, и при жизни он успел порадоваться возрожденному Свято-Никольскому собору в любимом его Кисловодске, началу воссоздания на горе Бештау Второ-Афонского Успенского мужского монастыря, Свято-Георгиевской женской обители… За тринадцать же лет его пребывания на Ставропольской кафедре открыто около трехсот приходов. Десятки новых храмов в городах, селах и станицах останутся памятниками владыке, так много сил отдавшему этому великому созиданию. В этих храмах всегда будут люди с благодарностью и любовью чтить светлый образ своего пастыря.

Труды митрополита Гедеона на благо церкви, народа и Отечества оценены высшими церковными и государственными наградами, но главной наградой была и остается нелицемерная любовь духовенства, монашествующих и мирян. Усопшим не нужна наша похвала. Но память о митрополите Ставропольском и Владикавказском Гедеоне нужна нам и сегодня. Вспоминая его, мы будем яснее видеть: так ли живем, то ли делаем. Во дворе собора Андрея Первозванного на святой для нас могиле пастыря всегда живые цветы. Владыка очень любил цветы, радовался, когда зацветали у стен собора роскошные розы, когда в торжественные дни ставили у икон букеты. Ему так хотелось, чтобы в храме было людям тепло. И тепло его сердца осталось здесь, с нами.

Наталья БЫКОВА

Добрый пастырь / Газета «Ставропольская правда» / 20 марта 2013 г.

Георгиевский храм Второ-Афонского монастыря. Фото Ольги Золотухиной 23 июня 2011 года

Второ-Афонский мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы на горе Бештау Пятигорской епархии

Древний монастырь

По преданию в IX-X веках у подножия горы Бештау находился греческий православный монастырь.

Становление Второ-Афонской обители

Во второй половине XIX и начале XX веков монашеский опыт Афона был принесен на Кавказ Афонскими монахами, которые основали здесь четыре монастыря с наименованиями Афонских. Одним из них стал Второ-Афонский в честь Успения Пресвятой Богородицы на Кавказских Минеральных Водах, основанный выходцами из Хиландара. По замыслу настоятеля русского Иоанно-Богословского скита Хиландарского монастыря иеросхимонаха Герасима (Попова) эта обитель должна была стать житницей Афонского скита и рассадником святогорского благочестия на его родном Кавказе. Прибывшие в 1902 году хиландарские иноки Иоанн и Сергий нашли в России всестороннюю поддержку для своего начинания. Местом для обители была избрана гора Бештау (по-карачаево-балкарски — «пять гор»), при чём сам праведный Иоанн Кронштадтский крестом обозначил на привезенных ему фотографиях место для первого храма обители. В те годы еще можно было видеть развалины древнего греческого православного монастыря под горой, так что новая обитель стала его продолжением. Также, тут под горой Бештау уже жил афонский схимник Савва (Савельев), который ранее предсказал появление на горе монастыря. Светские власти выделили для монастыря 20 десятин казенной земли с условием устроить образцовую молочную ферму, которая могла бы служить для удовлетворения нужд курортников в молочных продуктах. На этой территории было два источника пресной воды, один из которых назывался Благодатным.

Монастырь строился в память царя-миротворца Александра III. 2 мая 1904 года место под устройство будущего Успенского храма освятил настоятель Пятигорского Спасского собора протоиерей Михаил Закхеев. Под горой Бештау начались строительные работы. Одновременно с храмом возводился и трехэтажный корпус братских келий с гостиницей, а вплотную к храму – дом для настоятеля, сторожей, старшей братии, трапезной и кухни. На строительство ушло 26 тысяч рублей. Пока велись работы, иеромонах Иоанн и его помощники разместились в землянках, вырытых в горе. В июле только начинающая существовать обитель приняла великого князя Дмитрия Константиновича, который стал почетным ктитором обители. 16 сентября 1904 года сам настоятель Иоанно-Богословского скита Хиландарского монастыря, отец Герасим, прибыл с 20 насельниками в новостроящийся монастырь.

Решение Святейшего Синода об учреждении монастыря состоялось 12 ноября 1904 года. Обитель не получила тех привилегий, которыми обладал уже существующий на Кавказе Новоафонский монастырь. Однако, это решение обеспечило признание основания монастыря Владикавказской епархией и возможность иметь столько братии сколько монастырь мог содержать на свои средства. К осени 1904 года все необходимые постройки были закончены. Иконостас для храма пожертвовала сестра иеромонаха Иоанна Надежда Ивановна Мишурова-Неронова. 28 ноября 1904 года освящение храма возглавил епископ Владикавказский Гедеон (Покровский). На это событие собрались высокопоставленные духовные и светские лица, более пяти тысяч человек богомольцев. К знаменательному дню освящения новая обитель получила благословения и великие святыни из многих обителей Афона и России, а также от Восточных архиереев.

Вскоре монастырь пострадал от революционных бесчинств. Ночью 23 сентября 1905 года около 10 человек «борцов за свободу» с ружьями и револьверами ворвались в монастырь. Злоумышленники пытались проникнуть в настоятельскую келию и убили келейника настоятеля, послушника Дмитрия Лихолетова. Однако братия смогла отпугнуть нападавших звоном в набат и злодеи убежали из монастыря. В ночь на 10 января 1906 года, по причине неисправных печей, небольшой деревянный храм сильно пострадал от вспыхнувшего пожара. Богослужение после пожара совершалось в странноприимной комнате.

На восстановление храма тут же послал жертву августейший ктитор великий князь Дмитрий Константинович, а 500 рублей пожертвовал и сам святой император Николай II. С наступлением весны 1906 года отец Герасим с братией приступил к постройке нового храма. 15 августа того же года епископ Гедеон освятил новый храм. В это же время в Пятигорске было открыто монастырское подворье с церковью во имя преподобного Серафима Саровского в доме, пожертвованном полковником Шишковым. При подворье была устроена школа на 70 мальчиков для детей из беднейших семей, существовавшая до 1911 года.

Условия монастыря были очень стесненными и скудными, но в конце 1911 года к ранее отведенным двадцати десятинам монастырской земли было прирезано еще сто десятин, а также предоставлено право пользования сухостоем и валежником из леса Бештаугорской казенной дачи. Это несколько улучшило положение обители. При этом ни собственных капиталов, ни денежных пособий от казны монастырь не получил.

Братия придерживалась строгого афонского устава. Ежедневный круг богослужений открывался полуночницей с 0:30 ночи. В праздники и воскресные дни совершалось Всенощное бдение, продолжавшееся до 2 часов ночи. Пища в монастыре была скудная. Келии монахов представляли из себя маленькие комнатки в 2,1 метра длины и 1,8 метра ширины. Всё это способствовало поддержанию высокой духовной жизни.

Монастырь служил приходским для некоторых жителей близлежащих селений, играл значительную роль в борьбе с сектантством, в просвещении во множестве отдыхавшей на водах интеллигенции. Обитель сразу стала значительным паломническим центром. Для говения в Успенский пост в обитель стекалась масса верующих, иногда до пяти тысяч человек. Ежегодно в день святых Кирилла и Мефодия из Пятигорского Спасского собора в монастырь совершался особый детский крестный ход из учащихся церковно-приходских школ курортов. Монастырь помогал множеству бездобных и нищих. Были устроены гостиница для паломников, больница, сырозавод на молочной ферме, искусственный зарыбленный пруд, цветочная оранжерея. В станице Суворовской помощником ктитора монастыря, полковником Д. П. Шишковым, была пожертвована большая мельница.

С начала Первой мировой войны в города Кавказских Минеральных Вод хлынул поток раненных. Часть из них приютили у себя монахи, став лекарями и сиделками. Одновременно монастырь оказывал материальную поддержку фронту.

Поначалу монастырь избег внимания нового богоборческого режима. Когда обновленцы захватили большинство окрестных церквей, Второ-Афонский монастырь стал в смутное время единственным твердым оплотом Православия в окрестностях Кавказских Минеральных Вод.

В 1927 году большевики закрыли обитель, братия ушла в горы, где в глухих местах строила кельи и часовни. Однако на следующий год протесты и возмущение народа достигли такого накала, что братия вновь получила возможность вернуться в монастырские строения.

В начале 1929 года началась новая волна гонений. За подписью секретаря ЦК Кагановича на места пришла директива о массовом закрытии храмов и монастырей. Тогда окончательно был закрыт и монастырь на Бештау. Войска ОГПУ-НКВД начали прочесывать окрестности городов Кавказских Минеральных Вод, ущелья Кавказских гор. Скрывающихся монахов находили и арестовывали. После закрытия монастыря в перестроенных помещениях был создан санаторий ГПУ. В 1930-е годы здесь обосновалось Общество пролетарского туризма. Незадолго до начала Великой Отечественной войны строения монастыря были отданы под детдом для испанских детей, большинство из которых в период оккупации края гитлеровцами было уничтожено.

С изгнанием оккупантов с Кавказских Минеральных Вод полуразрушенные строения монастыря оказались заброшенными, и к концу XX века полностью разрушились. Лишь старый полноводный родник Благодатный по-прежнему бил упругой струей.

Возрождение

Инициатором возрождения Второго Афона стал митрополит Ставропольский Гедеон (Докукин). Уже в июле 1991 года по его благословению на месте обители был отслужен первый молебен духовенством Лазаревской церкви Пятигорска. В 1997 году на месте монастыря был установлен поклонный крест в знак начала возрождения обители. Пятигорские казаки, поселившиеся здесь в палатках и вагончике, расчистили место и подготовили котлован для фундамента нового храма.

21 июня 1999 года был совершен чин закладки первого храма обновляемой обители, который возглавил благочинный церквей Кавказских Минеральных Вод протоиерей Иоанн Знаменский. Протоиерей Вадим Цаликов стал строителем монастырской церкви. Храм в труднодоступном месте, где отсутствовали свет и вода, был построен в течение двух лет. Освящение последовало 28 августа 2001 года. Митрополит Ставропольский Гедеон (Докукин) освятил храм во имя великомученика Георгия Победоносца. Правящий архиерей стал и настоятелем обители.

Пятигорский Лазаревский храм стал подворьем возрождаемого монастыря.

Богослужения в храме обители совершались ежедневно, ежедневно читались акафисты и Псалтирь. В обители сложилась практика еженедельного причащения насельников. Вдобавок к престольным праздникам, в монастыре стала особо отмечаться память преподобных отцев Киево-Печерских и святого Пантелеимона Целителя, частицы чьих мощей почивали здесь. Также от Пятигорская до монастыря возобновился детский крестный ход в день славянских просветителей Кирилла и Мефодия.

К 2011 году монастырь имел братский общежительский и административный корпуса; летний храм под открытым небом, где совершались службы при большом стечении паломников; библиотеку и музей; пасеку. Строилась гостиница и намечалось строительство собора в честь Успения Пресвятой Богородицы. Летом в монастыре проводился детский православный лагерь «Зеленый Афон».

Статистика

  • ок. сер. 2011 — ок. 20 насельников, 7 в священном сане

Успенский собор Второ-Афонского монастыря. Фото нач. XX в.

Храмы, архитектура

Первый Успенский собор и архитектурный комплекс

Первый соборный храм обители в честь Успения Пресвятой Богородицы, а также смежные постройки, были выстроены к осени 1904 года. Его средняя часть и стены алтаря были каменные, притвор турлучный, верхнюю часть храма соорудили из дерева. Успенский храм монастыря мог вместить одновременно до 500 человек. Он отличался благолепием, благоустройством и достатком церковной утвари и облачений. Храм был отстроен после пожара в 1906 году.

Над притвором храма помещалась канцелярия монастыря, под притвором устроили трапезную. С северной стороны к нему примыкал двухэтажный корпус, верхний этаж которого был деревянный. Нижний этаж разделялся коридором, по его сторонам устроили келии настоятеля, благочинного, экклесиарха, ризничего и комнаты для гостей. В подвале этого же корпуса находилась кухня. К настоятельским келиям и к храму примыкала длинная терраса, смотревшая на запад. Подняться на нее можно было по наружным деревянным лестницам. Колокольня была устроена с юго-западной стороны террасы.

Со временем были построены также большой 3-этажный каменный келейный корпус, гостиница для паломников, больница.

Братский корпус Второ-Афонского монастыря. Фото Ольги Золотухиной 23 июня 2011 года

Настоятели, наместники

  • Герасим (Попов) (кон. осени 1904 — ?)
  • Силуан (Хараим) (1 января 2002 — 6 июня 2011)
    • Михаил (Гичко) (упом. 2011) иером., и.о. наместника

Святыни

  • Иконы Божией Матери, ап. Иоанна Богослова, пророчицы Анны, вмч. Параскевы Пятницы — освященные в Афонском Ильинском скиту
  • Частицы мощей преподобных отцев Киево-Печерских — дар владыки Ставропольского Гедеона (Докукина).
  • Ковчег с частицей мощей вмч. Пантелеимона Целителя

Литература

Использованные материалы

  • Страница официального сайта Пятигорской епархии:
  • «Второ-Афонский Свято-Успенский Бештаугорский монастырь,» страница сайта воскресной школы Санкт-Петербургского Воскресенского Новодевичьего монастыря:

Страница официального сайта Пятигорской епархии,

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *