Мятущаяся душа

Мятущийся Дух 2 (Архетипическое переживание)

«Та-а-ак, мне придется теперь считаться с Душой, Телом, Мозгом, Сердцем» — думал Мятущийся Дух. — «Вот вроде бы что плохого? Собрался стать Человеком и принести идею этим людишкам, которые ходят как в тумане несчастные и бедные, хочу ведь им рассказать как легко стать богатыми и счастливыми, так нет же, мешают мне тут всякие… Лезут вместе со мной в одной Яйцеклетке столько пассажиров: Сердце, Мозг, Желудок… Ой да тут вообще образовывается куча каких-то пассажиров. Фуу! Нееет, Я тут главный, если бы не Я, моя цель самая главная, а их… у них столько разных целей и намерений. Получается, что у каждой части тела могут быть вообще свои цели? Ну нет, я сюда пришел, чтобы свою сверх идею воплотить, я это и сделаю. Придется телу и Душе со временем подчиниться мне. Иначе я откажусь от них как только стану Человеком! Ведь, если бы ни я, то сидели бы они до сих пор в потенциальной возможности. Так бы ничего и не происходило с ними. Я все же здесь главный! Я Начало!» — Такие горделивые и дерзкие мысли посещали Мятущийся Дух. Терзали его, и мешали наслаждаться и вникать в сам процесс сотворения Человека. На 5 неделе зародыш достиг уже 9 мм, обрел какие-то черты лица с отверстиями для рта, ноздрей и глаз. Мятущийся Дух все планировал как это убежать из этой ограничивающей его развитие тюрьмы, как это быстрее покинуть занудную в своих поучениях Душу и все растущее и видоизменяющееся Тело, которые не помогают, а лишь мешают в достижении его замысла! Ведь он привык путешествовать по планетам, системам, звездам мигом, быстрее скорости света, а тут… невыносимые условия бытия…
— Погоди, сказала Душа, ты еще слеп, глух и нем, у тебя еще нет позвоночника, рук, ног, ты еще слишком мал. Тебе нужно будет Тело. Таких как ты я многих видела, сначала сгоряча отказываются во время развития Тела от того или иного органа, потом рождаются инвалидами. Родители начинают большие деньги вкладывать, лечить, чтобы у ребенка органы развились или просто приходится быть Человеком без органа от которого Дух на высокой скорости по недоумению отказался во время формирования Тела.
— Я мал? Да Я, да Я, да ты знаешь что Я могу?! Где Я был, что Я видел, сколько Я знаю и умею!
— Может быть ты и видел, и был, и путешествовал, но ты не был Человеком. Человеком быть — надо обрести Тело. Научиться им владеть. Чтобы оно было здоровым, надо не порвать его на начальных стадиях развития, дать спокойствия и времени, чтобы оно сформировалось ПРАВИЛЬНО. Сиди тихо, и наблюдай.
«Как она мне надоела своим «Сиди тихо и наблюдай». — Передразнил Мятущийся Дух Душу и стал готовить план избавления из этой тюрьмы, от этой занудливой Души и этого тесного, душного Тела!

— Опять ты со своими правилами. — Сказал Душе Дух. — Отстань. Вечно ты всего боишься!
Душа грустно улыбалась, но понимала, что если Дух захочет от нее избавиться, отказаться от нее, стать бездушным, механичным, или захочет стать бесчувственным, отказаться от Сердца, или стать безумцем, отказаться от Ума, или от любого другого органа — ему Вселенная позволит сформировать любое тело с любыми инвалидными состояниями, формами и наполнением или отсутствием функций и свойств, с любой ошибкой в программе развития.
У него сейчас важный период отказа или принятия правил формирования Человека. От его выбора зависит быть или не быть Телу здоровым и красивым. Все зависит от его восприятия ценностей условий, правил, системности и структурности формирования материальной жизни на Земле, условий интегрирования Духа, Тела и Души, Сил, Ума и Чувств.
«Чем больше объясняешь этим Мятущимся Духам как надо выбирать, тем больше они становятся нетерпеливыми. Я лучше помолчу, пусть сам догадается успокоится и не мешать жизни формировать Человека». — Подумала Душа. Потому как опыт жить в калеченном теле ей уже поднадоел.
На 40 дне наружные клетки зародыша срослись с рыхлой поверхностью матки и образовали плаценту.

на 8 неделе сформировался околоплодный пузырь, образовался зародыш, Мятущийся Дух стал ощущать себя более комфортно. Ему казалось, что вот оно, он уже в мировом океане. Как тут всего много появилось у него, стали расти ножки, ручки, голова, появляться глазки, ротик, носик. Столько новых ощущений, как интересно. Но… главное не забыть зачем я пришел сюда, свою сверх идею! Главное донести ее до всех людей. Но где же люди?! Кому говорить?

10 недель. Веки уже полуоткрыты. В течение нескольких дней они сформировались полностью. (с)
Дух стал приглядываться и ему казалось, что эта кромешная тьма, с которой ему придется тоже бороться. Он начал возмущаться, что его кто-то куда-то запер, пытаясь разглядеть он не видел буквально дальше своего носа. Но он прозрел! Ему есть что сказать людям!

10 недель. Малыш уже использует руки для изучения окрестностей (с)
Он решил выходить из этой тюрьмы на ощупь, пробираясь как ему казалось к выходу. Но то ли пространство было шаром, то ли он не находил ни одного нормального ориентира от какого угла ему отталкиваться, чтобы как-то определиться где начало где конец в этом пространстве.
— Тише ты, Дух, меньше закручивайся, иначе пуповина, которая тебя питает может стать твоей мертвой петлей. — Сказала ему Душа.
— Опять ты со своими ограничениями. Сколько можно, я не вчера зачался! я могу сам о себе позаботиться!
— Мы с тобой преодолели всего лишь четверть пути, еще три четверти и родится Человек!
— Как? Я уже все имею, я готов родиться!


16 недель. Духу показалось, что он уже умеет все что необходимо, он помнил людей, и у него уже все было как у них, он ощущал уже себя Человеком. Он даже понимал что-то что делает его рука или нога, но… откровенно говоря, еще не мог владеть всем этим. И что там Душа говорил, что я пока без костей, что это такое? Как же трудно быть Человеком, столько дел надо сделать, а этому телу все мало, все что-то надо прирастить, развить, сформировать… Еще кажется, что ты спишь, все время спишь. Чем больше массы тела, тем больше устаешь от восприятия ощущений. Эти ощущения отвлекают меня от моей цели.

В теле происходят какие-то процессы и Дух решил не мешать им, Душа напугала его перспективой быть инвалидом без чего-нибудь, поэтому он решил пока не рваться наружу, до срока. Тем более не хочется осознавать себя причиной того, что именно этого он и хотел. Дух решил понаблюдать за тем, как Тело обретает те или качества, системы, органы, как множатся делясь клетки, образуя новые виды тканей, органов, систем… Как формируются кровеносная система, дыхательная, мочеполовая, скелет. Еще не понятно зачем все это, но это интересно ощущать и внимать!

Душа стала улыбаться, ей понравился ее новый спутник на это воплощение. Он хоть и Мятущийся, но интересующийся многими вещами и не лишен логики, умения выбрать здоровое тело. Она понимала, что эта жизнь может получиться увлекательной у этого Человека. Еще не понятно какого пола он будет. Но уже понятно, что скучно с ним не будет)).
На 18 неделе сформировался слуховой аппарат, плод стал слышать звуки, стал отличать их. Интересно то как, можно слышать звуки сердца мамы, иногда и папы рядом, иногда свое, оно маленькое, но стучит, музыку, иногда резкие звуки голосов, иногда красивое пение. Все приглушенное, но все разнообразное)).
«Вот оно зачем мне Тело! » — видеть и слышать как Человек!

На 19-20 неделе начинают появляться волосы, ногти подросли уже.
— Я уже красавчик!)) А кто я Мальчик или Девочка? Родители все время говорят об этом. Какая им разница, Душа?
— Люди странные создания, некоторые сверх идеи заставляют их убивать мальчиков, а некоторые девочек. Все зависит от того какие сверх идеи в головах твоих родителей, Дух.
— Но, Душа — Я — Человек! Я несу вам свою сверх идею, которая поможет быть вам счастливыми. А они не готовы принять меня из-за формы тела? А если у меня будет не того пола тело? — Возмущался, защищая любое свое тело Мятущийся Дух.
— Очень много насилия за последние тысячу лет пережила я вместе с Телом из-за некоторый воплощенных Мятущихся Духов со сверх идеей. — ответила Духу Душа. — Во время формирования Тела, я не успевала объяснить Духу как ему научиться жить в теле и триединстве меня, его и Тела, как младенца лишали возможности жить. Младенцев убивали, сжигали, топили, душили, закапывали заживо, абортировали, сейчас придумали вакуум, в общем не все нормально с Людьми на Земле. Они как-то странно стали относиться к себе и к своим Детям. может быть они просто потеряли часть своего Ума, Разум?
— Что за ограничивающие убеждения. Как-то я поверхностно изучил нравы этих людей… расскажи мне что ты еще знаешь, Душа.
— Да, странные они, на Земле многие ложно считают Мужчин Людьми, а к Женщинам относятся как к приложению к Мужчинам.
— Ерунда все это. Вот я развиваюсь и понимаю, что я просил у Вселенной быть Человеком, Тело Человека, мне дали эту возможность. И что теперь, если из нас троих меня Духа, тебя Души и Тела родится девочкой — она не Человек?
— По-моему разумению это глубочайшая ошибка человечества, любое Тело человеческое, какое бы ни было, тело женское или мужское — человеческое. И то и другое развиваются одинаково. и дополняют друг друга, это необходимость для развития вида, рода.
— Правильно ли я понимаю, Душа? Не делят же люди котов и кошек на котов и существ для котов.
— Правильно, да, но не все правила планеты Земли правильно понимаются людьми. Иногда люди придумывают свои «правила». многие люди идут за ложной сверх идеей, создавая мертвую систему. Силой подчиняя себе женщин, мужчин, детей, делая из людей рабов или вещь или функцию. И из-за некоторых их придуманных правил я Душа пережила много смертей, много Духов не смогли воплотиться и донести свою сверх идею. Многие воплощались и забывали про себя, соглашались быть в системе рабов из-за страха или насилия или внушенного им безволия. Забывали, что они вольные по роду, по происхождению, потому что на Земле есть свобода выбора и свобода волеизъявления.
Правил люди придумывали много. По одним правилам убивали мальчиков — это были амазонки, а по другим больных и хилых — это спартанцы, по третьим правилам обесценивали жизнь девочек — это все единобожные культы, где есть Бог-мужчина, но нет ему равной Богини-женщины. В таком культе, все девочки, к моему великому сожалению, становились вещью, функцией, развлечением, инкубатором для мужчины. С ними не особо считаются, порой, не воспринимают людьми, не считают равными мужчинам по происхождению и замыслу бытия. Велись споры среди мужчин по вопросу «женщина человек или животное», забывая о простой логике, если животное вас родило, то вы сами — животные. Если человек, то и вы человеки.
И многие правила ограничивающие свободу воли и выбора. Многие культы, убеждены в том, что их прописные правила верны, хотя они нарушают законы Мироздания, свободы выбора и слова, данные Человеку от самой Вселенной.

— Я подумаю над этим, Душа. Как-то тут не так. Ведь я получил тело мальчика, я буду юношей, мужчиной, стариком, но я не смогу понять что такое быть девочкой, девушкой, женщиной, старухой.
— В другой раз, возможно тебе дадут тело женщины и ты проверишь мои слова.
— Я постараюсь не забыть их в этот раз, я и эту мысль донесу до людей. Ты мне напомнишь об этом, когда я подрасту, Душа?
— Я тебе обязательно напомню, Дух.
з6 недель.
— Как-то стало тесно, что-то мало места мне, я как перед каким-то рывком, весь сгруппировался, похоже, что стенки этого шара начинают на меня давить. Душа, сколько еще мне тут быть? Когда уже я стану уже Человеком?
— Еще месяц потерпи, наберешься сил, и тебе придется родиться, выйти в те ворота через которые ты вошел сюда, но уже измененным, другим.
— Родиться?
— Ну ты же мечтал сбежать из Матки, ты сможешь ее покинуть навсегда.))
— А ты? Ты останешься тут?
— Нет, я пойду с тобой. Каждому Человеку я нужна, но не каждый Дух слышит и слушает меня. Некоторые не зовут с собой — это тоже выбор.
— Точно навсегда я покину Матку? Я больше никогда не смогу сюда вернуться?
— Нет, сможешь… есть возможность… только через смерть. В другой раз.
— Ну нет, я пока не собираюсь умирать, у меня много дел на Земле. Скорее бы рождение!
— Все будет во время.

Продолжение следует…
Леннарт Нильсон автор фото.

мятущаяся душа

Смотреть что такое «мятущаяся душа» в других словарях:

  • душа — ангельская (Козлов); ароматная (Гофман); безбрежная (П.Я.); безгрешная (Фофанов); безмятежная (Фруг); безоблачная (Козлов); беспечная (Ратгауз); бессменно одинокая (Бальмонт); бесформенная, как облака (Горький); бесхитростно доверчивая… … Словарь эпитетов

  • ЛЕРМОНТОВ — 1. ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич (1814 41), русский поэт. В 1837 за стихотворение Смерть поэта (о гибели А. С. Пушкина) сослан в армию на Кавказ. Разочарование в действительности, трагедия одинокой личности, мятежность, скептицизм, проблемы жизни… … Русская история

  • Роден — Рене Франсуа Огюст (Rodin Auguste) 1840, Париж 1917, Медон, близ Парижа. Французский скульптор, график. Происходил из простой малообеспеченной семьи, далекой от искусства. Художественные способности проявились в раннем детстве: Сколько себя помню … Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • МЯСТИСЬ — МЯСТИСЬ, мятусь, мятёшься; несовер. (устар. и книжн.). Быть в смятении. Мятётся ум. Мятущаяся душа. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

  • Белинский, Виссарион Григорьевич — — родился 30 мая 1811 года в недавно присоединенном к России Свеаборге, где его отец, Григорий Никифорович, служил младшим лекарем флотского экипажа. Фамилию свою Григорий Никифорович получил при поступлении в семинарию от своего учебного… … Большая биографическая энциклопедия

  • ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ — (лат. intelligentia понимание, познавательная сила, знание, от intelligens умный, понимающий, знающий, мыслящий), общественный слой людей, профессионально занимающийся умственным, преимущественно сложным творческим трудом, развитием и… … Русская история

  • Драматургия Лермонтова — ДРАМАТУРГИЯ Лермонтова. Работа Л. над драматич. замыслами приходится на 1830 36. За это время им создано пять пьес: незаверш. стихотв. трагедия «Испанцы» (1830), драмы «Menschen und Leidenschaften» («Люди и страсти», 1830), «Странный человек»… … Лермонтовская энциклопедия

Мятущиеся души

Душа… как часто мы произносим это слово, как часто упоминаем это понятие в разговорной речи, в афоризмах. А осознаем ли мы значение этого слова, да и вообще существует оно или нет? Так привычны для уха словосочетания: душевно больной, как твоей душе угодно, и т.д. А ведь что такое душа? Наверное, стоит начать с того, что каждый понимает это по-своему и не мне судить кто прав, а кто нет. Но, по моему глубокому убеждению, душа — это то, что формирует саму нашу личность (не память, не внешность, а именно те неуловимые индивидуальные черты характера, а главное наши побудительные мотивы). Ну не вериться мне, что все, чем я живу, мыслю, чувствую, люблю, ненавижу — является результатом простеньких и не очень биохимических реакций, не хочу в это верить!
Все мы живем в мире чувств, психологических состояний, мире грез. Все мы подвержены разным настроениям — грусти, радости, счастью, горю, безразличию, отрешенности. Мы любим, ненавидим, накручиваем себя. Мы все такие разные, непонятные, загадочные. И это все результат чисто химических реакций? НЕ ВЕРЮ!
Вот после таких размышлений, наверное, и появляются на свет мятущиеся души, что тщатся найти смысл, значение, сформулировать то, непонятное, что их гложет…
Вот навеял мне день такие мысли… может они верны, может — нет… не мне судить…

Однажды, во время богослужения, духовника из алтаря вызвал молодой человек, взял благословение и сказал: «Я хотел бы поговорить с вами».

– Подойдите ко мне после окончания богослужения – строго ответил духовник, – а теперь стойте и молитесь.

По окончанию службы, когда священник выходил из храма, юноша снова подошел к нему и сказал: «У меня есть серьезные проблемы, и я решил обратиться к вам».

Духовник ответил:

– Прежде всего, я должен сделать вам необходимое замечание. Всему есть свое место и время; когда вы входите в храм, то помните, что церковь – это земное небо и вы стоите перед Всевидящим Оком Божества. Во время богослужения вы должны забыть обо всем мире, о себе и своих проблемах. В храме ваш собеседник – Бог, Который внимает голосу сердца и безмолвно отвечает ему. В храме Бог является душе человека, освящает и одухотворяет его, насколько человек подготовлен покаянием и внимательной молитвой. Богообщение несравненно выше, чем самая назидательная беседа и вдохновенная проповедь, так как в богообщении изменяется сам человек, он как бы становится другим существом, новым творением. Надо оставить все проблемы за порогом храма и только умолять Бога о милости и благодарить за неизреченные блага, которые Он посылает нам. А мы получив их тотчас забываем или объясняем случайностью. Забвение – это состояние добровольного невежества и сознательного незнания, как бы погружение души в глубокий сон.

Юноша ответил:

– Благодарю вас за замечание. На самом деле я мало задумывался над тем, что такое богослужение, хотя несколько лет исполняю клиросное послушание. Что касается забвения милостей Божиих, то разве это происходит сознательно? Мне кажется, что забвение наступает помимо моей воли.

Духовник продолжал:

– Сколько раз Господь исполнял молитвы каждого христианина, сколько чудес было в жизни каждого из нас, но мы не благодарили за них Бога, а принимали как привычное и обыденное. Наша гордость и страсти не любят благодарить не только человека, но и Бога и поэтому Его благодеяния быстро забываются и исчезают из нашей памяти – как письмена, начертанные на песке, от которых не остается следа. Мы не удивляемся случаям чудесной помощи Божией в нашей жизни, не размышляем о них, поэтому слабеет наша вера, угасает надежда, ум как бы в помрачении думает только о земных делах.

В этом смысле я назвал забвение добровольным незнанием. Характерно, что обиды, даже незначительные, мы забываем не сразу, а иногда носим в сердце годами, как будто срослись с ними и не хотим расстаться. А ведь ни один человек не проявлял по отношению к нам такой неблагодарности, как мы проявляем к Богу. Я хочу снова вернуться к сказанному: что разговаривать в храме или выходить из него во время службы для беседы – это похищать у себя и у других самые драгоценные минуты жизни, когда можно стать причастником благодати и соединиться душой с Божеством. Храмовое богослужение можно сравнить с началом вечной жизни в человеческом сердце. Вы хотите посоветоваться со мной о проблемах своей жизни. Уже первая проблема, которую я заметил у вас, – то, что вы не включены в молитву во время богослужения, а ведь в молитве человек часто находит тот нужный ответ, который ему никто другой не может дать.

– Вы правы, – ответил молодой человек, – я сам внутренне ропщу и даже негодую, когда люди в храме своими разговорами мешают молиться. Но мне почему-то не приходило в голову, что я нередко поступаю так же и становлюсь соблазном и помехой для других.

– Из вашего ответа я заключаю, что вы можете принять мои слова – сказал духовник, и указал на место и время, где они могли бы встретиться и побеседовать.

Через несколько дней молодой человек явился на указанное место – во двор старинного храма, недалеко от которого находились могилы, где были погребены священники, когда-то служившие в церкви. Духовник, указывая рукой на надгробные плиты из серого камня, похожие на ладьи, плывущие в тихой заводи, сказал: «Здесь почивают духовные воины, которые при жизни положили много трудов, испытали страдания и гонения ради Господа; пусть они будут невидимо присутствовать во время нашей беседы и помогут вам открыть свое сердце и увидеть себя, а мне – найти нужный ответ. Представьте, что вы говорите не только со мной, но также с ними».

Юноша начал рассказ:

– Несколько лет тому назад я окончил духовную семинарию и меня вместе с несколькими однокурсниками представили к рукоположению. Но незадолго до хиротонии меня начал преследовать страх, что священство не мое призвание, что ряса священника в наше время – это одежда Дон Кихота и как я покажусь в ней перед своими друзьями. Но я отвечал себе, что это апостольское одеяние драгоценнее, чем царская мантия, и если они станут смотреть на меня с удивлением и насмешкой, то верующие будут относиться с любовью и благоговением к моему сану. Потом меня начали мучить другие противоположные помыслы: что я по грехам своим недостоин священства, что я не смогу понести это великое равноангельное служение и благодать хиротонии будет мне в вечное осуждение, что хиротония – это огонь, который опалит мою душу.

Я был в смятении и без благословения духовного отца стал просить отложить мое рукоположение. Напрасно духовник убеждал меня, что все люди грешны, что за послушание благодать исцеляет поврежденное и восполняет недостающее, что она испепеляет только гордых и дерзких, что, сознавая свою греховность, надо с покаянием идти к Богу, а не бежать от Него. Я упорствовал и говорил, что нужно время для приготовления. Духовник рассказал мне басню о девушке, которая отказывала женихам, не желая терять свободы. А когда она, наконец, решила создать семью, то оказалось уже поздно: неумолимое время превратила ее из красавицы в старуху, и когда она по привычке заглядывала в зеркало, то видела в нем чужое лицо, изборожденное морщинами.

Этот рассказ позабавил меня, но не изменил моего решения. Я повторял, что мне необходимо подготовиться, исправить свой вспыльчивый характер, пожить и потрудиться в миру, чтобы лучше понять людей и изучить психологию грешников, которым я должен помочь. Наконец мой наставник сказал: «Я не могу принудить тебя принять сан, но, думаю, что находясь в миру, ты вместо исправления нагрешишь еще больше». Все это вскоре исполнилось: мир широко раскрыл мне свои объятия и крепко прижал к груди, чтобы, как я потом понял, легче задушить меня.

Теперь я действительно имел причины бояться хиротонии. Я покаялся перед духовным отцом в своих грехопадениях, не скрывая ничего, и он послал меня к Епископу, чтобы я просил прощения за свое непослушание. Епископ направил меня чтецом в один из храмов города. По праздничным дням я служу в храме, а в остальное время работаю в фирме у своего дальнего родственника. Мой духовник уже умер. Про меня как будто все забыли и я ловлю себя на том, что ропщу и негодую, почему мне снова не предлагают священство, от которого я раньше отказывался. Я не могу найти свой путь. На работе я чувствую себя чужим, вроде монаха, изгнанного из монастыря; а в храме – мирским человеком. Такая двойственность мучает меня. В чем моя ошибка и как исправить ее?

Духовник ответил:

– По моему мнению, первая ваша ошибка заключается в том, что вы решили, будто лучше знаете себя, свои возможности и способности, чем ваш наставник. Вы не поверили, что благодать Божия открыла духовному отцу ваш путь и вы должны были принять его благословение безпрекословно, а не упираться и настаивать на своем. Если даже в вашей жизни случились ошибки и грехи, которые, по вашему мнению, препятствовали хиротонии, то надо было представить это на усмотрение духовного отца и Архиерея, а не решать самому. Нередко гордость прикрывает себя ложным смирением; в данном случае вы были обмануты собственными эмоциями, вернее демоном, через ваше самоволие.

Я думаю, что и в прошлом вы были недостаточно откровенны и послушны своему духовнику, не исполняли его советов и благословений, внутренне перечили ему и унижали его в своих мыслях. А когда решался один из важнейших вопросов вашей жизни, то ваше прошлое непослушание сделало вас уязвимым и открытым для действия демонических сил; вы остались на распутье дорог одиноким и вместо наставника во плоти у вас появился невидимый руководитель, который взял вас за руку и повел обратно в мир.

Это случается с теми людьми, которые слишком доверяют себе. Такую же ошибку – упорство, под видом смирения – вы допустили по отношению к Архиерею, который готовился рукоположить вас. Вы посчитали, что знаете волю Божию лучше его.

Своим поступком вы показали неуважение к сану и благодати Архиерея, потеряли послушание и остались со своей «мудростью», которая стала ловушкой для вас. Человек, вышедший из послушания, подобен потерпевшему кораблекрушение, который с трудом доплыл до суши, но она оказалась пустынным островом и он не знает, что делать и куда идти. Сатана может являться в образе ангела света, духовная ловушка сверху украшена цветами, а зло замаскировано кажущимся добром. Вспомните, что сатана, искушая Господа, приводил изречения из Священного Писания. Когда демон хочет обольстить человека, то посылает ему кого нибудь из людей в виде друга, который старается посеять в его сердце недоверие к духовному отцу.

А сколько раз демон через помыслы старался обольстить человека, внушая ему подвиги, превосходящие силы, исполнить которых якобы мешает духовный отец! А как часто он, как искусный спорщик, приводил в замешательство неожиданными вопросами, ссылаясь при этом на слова Библии и святых отцов! А как красноречиво расхваливает других наставников, чтобы только оторвать человека от его духовного отца! Эти демонические искушения похожи на шелковые сети или яд, налитый в хрусталь. Хорошо, что вы еще не совсем погибли и голос совести мучает вас. Но пока вы не убедитесь в своем бессилии, не увидите свою духовную слепоту, не разуверитесь в себе, – то вряд ли что нибудь изменится в вашей жизни. В патериках описаны случаи, когда подвижники, достигшие чудотворения, затем пали, доверяясь своим помыслам, и что благодать защищала и хранила тех, кто подчиняли свою волю наставникам и не доверяли себе.

Вторая ошибка, допущенная вами, – это предположение, что можно лучше изучить проблемы людей и психологию грешника, находясь среди них в гуще мира, чем служа в храме или пребывая в монашеской келии. Однако мир представляет собой поле страстей и борьбы, в котором притупляются духовные интуиции самого человека, слепнет его внутреннее зрение, слабеет и исчезает способность чувствовать душу другого, мысль становится тяжелой и темной, а слово – немощным. С духовного уровня человек постепенно переходит на душевный, эмоции растут как сорняк и становятся неуправимыми, человек ничего духовного не познает и не приобретает, а только теряет то, что раньше имел.

Духовная сила, проницательность и мудрость приобретаются молитвой, опытом борьбы со своими страстями и, главное, послушанием. Ум просвещается благодатью, а в соприкосновении с грехом нет познания: нельзя понять пустоту или постигнуть хаос. Святые отцы говорят, что во всяком познании есть элемент симпатии. В контакте с грехом происходит адаптация к греху, привыкание к нему и душа перестает воспринимать грех как безобразие и скверну. От картин и образов греха, которые видит человек, оживает грех в его сердце. Этот первородный грех, присущий всем людям, обольщает человека призраками счастья и темным наслаждением.

В тантрическом буддизме и индуизме есть метод, считающийся тренировкой воли: человек рассматривает греховные сладострастные картины и образы во всем их бесстыдстве и наготе, но при этом он должен сохранять бесстрастие и равнодушие. Это самообман. Человек подсознательно удовлетворяет свои страсти, он испытывает тонкое наслаждение от их смрада и поэтому охотно посещает такие занятия.

Для того чтобы знать как бороться с грехом и помочь другим людям, надо отдалиться от греха и стяжать благодать. Ведь старцы, к келлиям которых непрерывным потоком шел народ, или аскеты, оставившие нам руководства борьбы со страстями, большей частью были монахами с юных лет. Чтобы учиться тушить пожар, не следует поджигать собственный дом. В миру вы научились не как побеждать грех, а как грешить.

Молодой человек спросил:

– Нельзя ли отсутствие опытного духовника заменить руководством по святоотеческим книгам и в них находить ответы на жизненные проблемы, тем более что послушание духовному отцу в наше время трудноисполнимая обязанность?

Духовник ответил:

– Никакая книга не может заменить живого общения. Разве вы можете самостоятельно найти нужное направление в пути, разобраться в дорогах и тропинках, если окажетесь на незнакомом месте, хоть и будете иметь в руках карту, подробно изображающую рельеф? Духовный путь человека пролегает в незнакомой местности. Только держась за руку опытного проводника можно избегнуть ям и ловушек. Не думайте, что вы сами можете правильно понять духовную литературу.

Читая Евангелие и творения святых отцов, вы без послушания не сможете правильно понять их сокровенный смысл и будете воспринимать святые слова через призму собственных эмоций и страстей. Раньше духовные наставники сами выбирали нужные книги для своих учеников, сообразуясь с их духовным уровнем. Здесь нужна строгая постепенность, необходимо, чтобы прочитанное было подтверждено собственным опытом. Высокое подвижническое учение, не соответствующее духовному и нравственному уровню человека, не только бесполезно, но может привести его в особо опасное состояние гордыни, называемое прелестью, когда он принимает демонические внушения как откровение свыше.

Мне кажется, что одной из причин вашего духовного расстройства было неразборчивое чтение аскетических и богословских сочинений, которые создали иллюзию духовных знаний и путаницу в вашем уме. Неразборчивое чтение аскетической литературы может явиться опасностью в духовной жизни: человек сравнивает высокое святоотеческое учение с советами и благословениями своего старца и ему кажется, что старец находится на низком духовном уровне. Такой ученик не понимает, что древние аскеты в своих сочинениях и посланиях чаще всего обращались к монахам, преуспевшим в духовной жизни, чтобы сделать их более совершенными. А духовный отец, видя страстное и греховное состояние ученика, снисходит к нему: он знает, что слишком большая тяжесть может и физически и душевно сломить человека и потом сделать его неспособным даже на малое. Поэтому старцы снисходят к нашей немощи и дают советы, соответствующие нашим слабым силам, чтобы мы, начав с малого, могли бы постепенно перейти к большему.

Начитавшись произведений древних аскетов, человек видит как бы вершину духовной лестницы, а старец, посмотрев своим опытным взглядом, видит, что ученик стоит у ее подножья.

Послушнику иногда кажется, что старец сам не делает того, чему учат отцы и ему мешает делать, словно завидуя, что ученик может превзойти его. Получается печальная картина: послушник перестает доверять своему старцу и унижает его в своих мыслях. И тогда он покидает старца или решает совместить несовместимое: остаться в формальном, внешнем послушании старцу и при этом подчинить его своей воле. Он начинает убеждать и уговаривать старца благословлять на то дело, которое выбрал сам, разъяснять ему ситуацию, запутывать его в словесной паутине, чтобы настоять на своем.

Такой послушник обычно вопрошает старца о всяком пустяке, лицемерно показывая ему свое послушание, а важные вопросы своей внешней и внутренней жизни решает сам, считая, что он лучше понимает все нюансы современной жизни, чем его духовник. Этим недоверием он внутренне отключается от старца и между ними возникает невидимая стена, которую один не хочет, а другой не может преодолеть. Старец перестает духовно чувствовать своего ученика: благодать Божия, столкнувшись с окаменевшей душой лжепослушника, уже не внушает старцу, что говорить, и он, в конце концов, начинает уступать и соглашаться с учеником в том, что отвергал с первых слов.

Эти настойчивые объяснения, желания растолковать старцу, что правильно и что неправильно, на самом деле представляют собой скрытое насилие над духовным отцом и разрывают три звенья духовной цепи: Бог – старец – послушник. Входя в роль «старца над старцем» ученик привыкает лицемерить и хитрить, он уже заранее составляет план, как воздействовать на духовного отца, чтобы тот покорился его воле. Если человек, прямо отказывающийся от послушания, становится незащищенным от демонических сил, то, кто лицемерит с послушанием, доходит до такого состояния, что сам может научить черта уверткам. Поэтому в послушании нужна простота и искренность сердца. Мирские люди, под словом «простота» часто подразумевают неученость, невежество, глупость, а в духовной жизни простота означает цельность души и прямоту характера.

Спасаться одновременно и трудно и легко. Самая большая проблема на пути к спасению для человека является он сам. Послушание как раз призвано освободить человека от этой ложной самости и самомнения, где мудрость заменяется уловками и хитростью. Мирская хитрость и духовная мудрость – не совместимы друг с другом.

Юноша спросил:

– А разве выбирая духовного отца нельзя ошибиться и волка принять за пастуха?

Духовник ответил:

– Конечно, можно натолкнуться на неопытного и даже порочного наставника, как больному – на невежественного врача. Но, по моему мнению, это происходит по Божьему попущению за лукавство человека и испорченность его сердца, который не оценил бы истинного наставника, как путеводителя к Небесному Царству. Если человек будет не хитрить, не выбирать старца по своим страстям, то есть потаковщика своим грехам, то Господь укажет ему на истинного путеводителя к спасению. А если ученик в сердце своем будет допускать тьму лжи, не исправлять жизнь, а только укрываться за спиной старца и тщеславиться именем наставника, то на нем исполнятся слова Священного Писания: «Даст тебе Господь по сердцу твоему». За лукавство он отпадет от своего старца и, так как подобное тянется к подобному, он вместо путеводителя найдет духовного слепца, вместе с которым упадет в яму. Самое главное в духовной жизни – стараться быть честным перед Богом, духовным отцом и своей совестью.

Юноша сказал:

– Вы говорили, что для послушания нужно разувериться в себе и понять свою немощь. Со временем я вижу себя все более грешным, осознаю и чувствую свою беспомощность.

Духовник ответил:

– В какой-то мере может быть и так. Но на самом деле, вы не осознаете себя действительно грешником. Вы сами сказали, что ропщете на тех, кто как будто забыл о вашем существовании, значит, вы считаете, что они до сих пор не увидели и не оценили ваших достоинств. Где познание своих грехов – там нет ропота. Истинное покаяние не позволяет человеку смотреть на чужие грехи, ему некогда рассматривать их, он видит корни всех грехов в собственной душе.

Преподобный Симеон Новый Богослов говорил, что его жизнь – это свидетельство о неизреченной милости Божией, Который терпит такого грешника, как он. Когда человек видит свое внутреннее состояние и змей, обитающих в глубине душе, то удивляется, как земля и небо могут выдержать тяжесть его грехов и как он еще живым не проваливается в преисподнюю. Если у матери умер ребенок, то она не отойдет от его гроба, чтобы оплакивать других мертвецов. Она будет поглощена своим горем и видеть только его труп. Когда человек находится в послушании, то он чувствует, что старец помогает ему нести тяжесть грехов и взывает к Богу как в древности Моисей: «Или помилуй этот народ или умертви меня вместе с ним».

Послушание похоже на восьмое таинство: нужно испытать, чтобы почувствовать его силу. Тот, кто решился отсечь свою волю перед духовным отцом, подобен человеку, который блуждал в непроходимом лесу и вдруг нашел дорогу, или слепому, который внезапно прозрел и радуется свету солнца. Такую радость может испытать только истинный послушник.

Юноша спросил:

– Неужели нельзя спастись без послушания, стараясь только исполнять евангельские заповеди?

Духовник ответил:

– Монахам, живущим в монастырях, без послушания спастись почти невозможно, так как они при постриге дают обещание быть в послушании у игумена и скрепляют эти слова клятвой. А для мирян такое всецелое отсечение воли не обязательно, но посильное послушание желательно. Само благоразумие велит проводить духовную жизнь с помощью и под руководством наставника – ведь трудно овладеть профессией или ремеслом самому, без учителя, пользуясь только книгами. Человек, отсекающий свою волю, получает способность бороться с грехом на уровне мыслей. Такой самоотверженный послушник, будь то монах или мирянин, как на крыльях летит к Богу.

Человек, не имеющий такого послушания, но прислушивающийся к советам более опытных в духовной жизни, подобен страннику, который идет по узкой дороге, перерезанной рытвинами и усеянной острыми камнями: он падает, но встает снова и продолжает путь. А человек, отвергающий духовную помощь и надеющийся на себя самого, уже не идет, а ползет по острым камням и колючкам, обливаясь кровью; его участь неизвестна: в чем застанет его смерть, в том будет судить Бог.

Отцы древних времен могли дерзновенно сказать ученику: отдай мне свою волю, и я возьму на себя твои грехи перед Богом. Это значит: распни свою волю, взойди на крест самоотречения, и за этот подвиг я готов быть распятым за тебя и ответить за твои грехи на Страшном суде.

Юноша спросил:

– А почему теперь нет таких старцев?

– Потому что уже нет таких послушников – ответил духовник. – В своей молодости я еще застал духоносных старцев. У них как будто были ученики, их окружал народ, но они оставались одинокими при жизни и умерли, не оставив после себя преемников, которые могли бы занять их место. В наше время еще есть духовно опытные старцы, но они предпочитают скрываться от людей, зная, что их не будут слушать, а неисполненные благословения и советы обратятся в грех и преткновение для тех, кто вопрошает без намерения исполнить, а только из любопытства или испытывая старца. Неисполненное слово похоже на огонь, который не озаряет путь, а обжигает руку, взявшего его. Но если у человека в сердце есть действительное намерение и желание быть в полном послушании, то сама благодать откроет ему старца, как царя в нищенском одеянии.

Юноша спросил:

– Еще раз разъясните мне подробнее о неправильных отношениях между учителем и учеником, а то боюсь ошибиться в этом важном для меня вопросе.

Духовник ответил:

– Я уже говорил, что, прежде всего, проблема в самом послушнике и в чистоте его намерений. Если человек действительно захочет иметь послушание ради Христа, то благодать Божия предостережет его и отведет от лжестарца. Его душа почувствует что-то чужое и мрачное под внешним благочестием такого наставника, хотя бы начитанного и красноречивого, – само сердце сожмется как от холода в предчувствии опасности. Истинному добру Господь не попустит погибнуть.

Существует еще один вид ложного послушания, которое можно назвать «комфортным» – продолжал духовник, – оно внешне привлекательно, но бесплодно. Это выборочное послушание. При этом советы духовного отца, которые не противоречат тайным страстям и воле ученика, тот охотно исполняет, а те, которые хотя неприятны для него, но не требуют внутреннего изменения жизни, он прямо не отвергает, но исполняет внешне и халатно, как бы скорее отделаться от них. Если же послушание требует умерщвления страстей – змеев, которые гнездятся в душе человека, – то начинается глухая борьба между учеником и духовным отцом. Чаще всего жалкую победу одерживает ученик, не понимая, что это его духовное поражение. Особенно, если старец требует бороться и противостоять главной страсти, с которой сроднилась душа ученика, тогда наставник в его глазах становится врагом. Но, если обмануть и обвести вокруг пальца старца не удается, то ученик ищет предлога, чтобы уйти от него.

Надо отметить еще одно состояние ученика, которое делает его недоступным для врачевания старцем. Он скрывает свои главные страсти и привязанности, прячет от врача свои раны и гнойные язвы, и они начинают гнить в его душе все больше и больше. Ученик знает, что старец не благословит ему следовать своим страстям (например, дружбу, которая может кончиться блудом), постарается отсечь их причины, а это кажется ученику невыносимо болезненным, как будто из его тела хотят вырвать куски живого мяса. Его отношение к старцу превращается в сплошную ложь.

Старец обычно чувствует, что ученик не искренен с ним, прячет свою душу, но бессилен сделать что-либо и предпочитает меньше общаться с таким человеком. Для мирянина скрытность и обман духовника – тяжелый грех, подобный греху Анании и Сапфиры, которые пытались обмануть апостола Петра; а для монаха – грех Иуды, который за сребреники продал Христа и свое спасение. Поэтому послушание не только многое дает, но многое требует от человека: оно ведет в Царство Небесное, но по мосту, протянутому над адом.

Юноша спросил:

– Что мне надо сделать, чтобы исправить свое внутреннее состояние и найти правильный путь к спасению?

– Вам надо начать воцерковление – ответил духовник.

Собеседник удивился и сказал:

– Я никогда не отходил от церкви, пою и читаю на клиросе, редко, когда пропускаю воскресные богослужения, никогда не сочувствовал расколу и не посещал еретических общин и по мере сил стараюсь исполнять заповеди. В каком смысле мне надо воцерковиться?

Духовник ответил:

– Воцерковление происходит на двух уровнях: ума и сердца. Вы приняли Православие умом. Но, чтобы включиться в сакральную жизнь Церкви, надо принять ее сердцем. Воцерковление – это уподобление Христу через благодать.

Надо понять, что мешает благодати действовать в вас и стараться убрать эти препятствия. Здесь первенствующее значение за сердцем. Ум просвещает, а сердце согревает и живит; в сердце совершается таинственное единение души с Богом. Воцерковиться – это дать возможность благодати сделать вашу душу нерукотворенным храмом Божиим. Здесь необходимо покаяние и борьба со своими старстями, хотя бы с самими грубыми и очевидными. Чем больше благодать будет озарять вашу душу, тем глубже будете вы постигать собственную греховность.

Вы говорили, что исполняете евангельские заповеди, но это далеко не так. Заповеди представляют собой нравственный идеал, который полностью никогда не достигается – можно только приближаться к нему. Святые особенно ясно видели человеческое падение в себе самих по мере приобретения духовного света, и поэтому по мере святости их покаяние не уменьшалось, а увеличивалось и углублялось. Чтобы пробудить покаяние, заставить яснее говорить свою совесть, надо по окончанию каждого дня проверять, как провели его, сравнивая с заповедями Евангелия и десятью заповедями Ветхого Завета.

Вы читали святых отцов и жития святых, но не сравнивали с ними собственную жизнь. Читали радостно, может быть даже воодушевленно, но не считали нужным следовать им своей жизнью, и это чтение более развило в вас воображение, чем волю. Для спасения надо пробудить волю, давать себе нравственные задачи и требовать от себя отчета за их исполнение. Самое большое волевое действие – это находиться в правильном послушании, тогда человек быстро приобретает потерянную им благодать.

Юноша поблагодарил духовника и сказал:

– Позвольте мне еще встретиться с вами и помогите мне своей молитвой исполнить то, что вы сказали и начать свое воцерковление.

Духовник ответил:

– Хорошо, но только помните, каждая беседа – это духовное обязательство с вашей стороны, а не просто времяпрепровождение.

Душа… как часто мы произносим это слово, как часто упоминаем это понятие в разговорной речи, в афоризмах. А осознаем ли мы значение этого слова, да и вообще существует оно или нет? Так привычны для уха словосочетания: душевно больной, как твоей душе угодно, и т.д. А ведь что такое душа? Наверное, стоит начать с того, что каждый понимает это по-своему и не мне судить кто прав, а кто нет. Но, по моему глубокому убеждению, душа — это то, что формирует саму нашу личность (не память, не внешность, а именно те неуловимые индивидуальные черты характера, а главное наши побудительные мотивы). Ну не вериться мне, что все, чем я живу, мыслю, чувствую, люблю, ненавижу — является результатом простеньких и не очень биохимических реакций, не хочу в это верить!
Все мы живем в мире чувств, психологических состояний, мире грез. Все мы подвержены разным настроениям — грусти, радости, счастью, горю, безразличию, отрешенности. Мы любим, ненавидим, накручиваем себя. Мы все такие разные, непонятные, загадочные. И это все результат чисто химических реакций? НЕ ВЕРЮ!
Вот после таких размышлений, наверное, и появляются на свет мятущиеся души, что тщатся найти смысл, значение, сформулировать то, непонятное, что их гложет…
Вот навеял мне день такие мысли… может они верны, может — нет… не мне судить…

Юрий Кувалдин и Анатолий Ким в Малом зале ЦДЛ. Фото автора

«Мне стукнуло 80 лет. Я среди вас самый старый… – сказал Анатолий Ким (статью о нем см. ), обращаясь ко всем, кто пришел на его вечер в ЦДЛ. – Я счастливчик. Дай вам бог всем дожить до моих лет. Но я так давно не был в Москве и так давно не проводил тут своих вечеров… Я боялся, что меня все забыли и что мои книги, которые раньше были кому-то нужны, теперь никому не нужны и никто не придет на мой вечер – а вижу, что я напрасно боялся. Пришло много народу…»

У микрофона выступили друзья и почитатели писателя. Все говорили о нем, о его книгах и о своей любви к нему и называли его классиком мировой литературы: литераторы Анастасия Гачева, Ирина Пуля, Марина Кудимова, Андрей Коровин, Анастасия Смоктуновская, филолог Аида Ум, литинститутский ученик писателя Игорь Кузнецов, художник Сергей Крестовский, художник из Бурятии, кавалер ордена Чингисхана Цирен Бальжанов, автор портрета Анатолия Кима, который стоял на сцене перед занавесом…

Больше всего все говорили о романе-сказке «Белка». Ирина Карякина вспомнила, что произведение имело фантастический успех у читателей. Потом, в 90-е, Анатолий Ким исчез из Москвы, уехал в Казахстан, чтобы выжить в новых рыночных условиях, переводил на русский язык произведения казахских писателей, Мухтара Ауэзова, «Путь Абая»… Жил и работал в Корее, преподавал там фольклор, переводил корейский эпос… Теперь вернулся к нам со своими новыми книгами.

Читательница Светлана Ольшевская открыла для себя Анатолия Кима с его повести «Луковое поле», потом прочитала «Белку». Она сказала: «Белка – символ бессмертия. Эта книга помогла мне выжить после тяжелой болезни». «Я-то думал, что моя «Белка» упрыгала куда-то и ее больше нигде нет, а оказывается, она никуда не упрыгала», – довольный этим, пошутил Ким.

«Порою по первым строкам чьей-то книги можно судить, стоит ли читать ее. Бывает, что и не стоит, – сказал Юрий Кувалдин. – А Анатолия Кима хочется читать с первых же строк».

Шла на вечере речь и о таких книгах виновника торжества, как «Поклон одуванчику», «Поселок кентавров», «Соловьиное эхо», «Остров Ионы», «Плач кукушки», «Онлирия»… И о его новых книгах, которые он принес с собой: «Фиолетовая осень Хокусая» и «Сбор грибов под музыку Баха».

Говорилось о том, что проза Кима – это синтез культуры Востока и Запада и синтез литературы, живописи и музыки. И что все его произведения пропитаны энергией любви.

Кстати сказать, вечер назывался «Жить стоило только ради любви». Молодая жена Анатолия Кима, его муза и соавтор новых текстов Лилия Ким, олицетворение весенней красоты и женственности, поделилась с залом историей своих отношений с писателем и призналась, что до момента встречи с ним не читала ни одной его книги, полюбила его сначала просто как человека, а уже потом – как писателя.

Кувалдин сказал о Киме как о писателе главное: «Анатолий Ким умеет складывать слова. Это далеко не все наши коллеги умеют. Даже и профессионалы своего дела. Он – мастер слова, чародей слова, он так соединяет, сталкивает их друг с другом, что у него в прозе возникает поэзия, и музыка, и метафора. Кроме того, он – мастер детали, без которой искусства слова не существует. Когда-то он прочитал мой рассказ, где речь шла о штанах моего героя. Ким сказал, что на этих штанах не хватает заплатки. Я добавил заплатку на штаны, такую вот деталь, и она сыграла в рассказе яркую художественную роль».

Кувалдин завершил свою оду в честь Кима стихами Осипа Мандельштама о мятущейся душе художника «Я буду метаться по табору улицы темной/ За веткой черемухи в черной рессорной карете».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *