Мытарь

Словом «мытари» сейчас называют сборщиков налогов и пошлин. Это работники налоговых органов, судебные приставы, таможенники.

Кто такой мытарь

Слово пришло в русский язык из церковнославянского. При переводе Библии так назвали иудейских сборщиков податей. В современном русском языке ударение ставится на первый слог, в церковнославянском — на второй.

Происхождение слова

Представлено во всех группах славянских языков.

Есть две версии его происхождения:

  • заимствовано из древневерхненемецкого mutari;
  • образовано от общеславянского «пошлина», произошедшего от древневерхненемецкого muta (подать, пошлина).

В древнерусском языке «мыт» означал место остановки возов и лодок.

Государственные пошлины стали называть «мыто». Сборщиков — «мытниками». Таможню — «мытня», «мытница».

До нашего времени дошел договор от 911 года, заключенный между князем Олегом и Византией. Уже в нем есть упоминания о мыто.

Мытники в Древней Руси собирали с купцов плату за провоз и продажу товаров. Часто их называли лихоимцами и притеснителями.

Значение понятия в Библии

Для понимания библейских текстов необходимо знать, кто такие мытари и фарисеи.

Первые — сборщики податей в Иудее в пользу римской казны, алчные и жестокие. Сограждане презирали их за предательство.

Вторые — уважаемые народом, глубоко верующие люди, соблюдавшие все религиозные правила.

Бог милосерден ко всем. Избранный Христом апостол Матфей собирал подати.

История мытарства

В современном русском языке в память об истории мытарства осталось слово «мытарить» (мучить).

Появление мытарства

В Древнем Риме можно было купить разрешение на право собирать с населения пошлины и другие сборы. Откупщики вносили деньги в казну, а потом собирали их с населения.

Мытарство появилось, когда откупщики стали нанимать сборщиков.

Сборщики стремились побыстрее вытрясти из должников деньги. Угрожали расправой, унижали, отправляли в тюрьму.

В то время Иудея была провинцией Рима. Сборщиков податей нанимали из местного населения. Народ презирал их как прислужников иноверцев и язычников.

Сборщики брали гораздо больше положенного. Наживались за счет людей, не знавших таможенных тарифов.

В Евангелии от Матфея (Мф 5:46) они уравнены с грешниками.

Развитие и дальнейшая судьба

В Древней Руси в XII-XIII веках с появлением границ между княжествами появились таможенные заставы для контроля за перемещением товаров. Величину пошлин устанавливал князь. Мытники входили в княжескую дружину.

С купцов брали пошлину:

  • при проезде через внешние и внутренние заставы — «мыто» (сухое, водяное);
  • в городах за право торговли — «замыт».

От «мыто» произошло название подмосковного города Мытищи, где собирали пошлину при перевозе товаров через реку Яузу.

В XIII веке татаро-монголы ввели свою пошлину — тамгу. Впоследствии это название перешло на таможенные платежи и на место их сбора — таможню.

Единая таможенная политика начала складываться в Российском государстве в XVI веке. В 1653 году был принят Таможенный устав, в 1667 году — Новоторговый устав. Разрозненные сборы заменила единая система таможенных пошлин.

Сейчас таможенные платежи — важнейший источник государственного бюджета.

Современное положение

В толковых словарях кроме библейского значения есть и «сборщик мыта в Древней Руси», и «таможенник».

Похожа на мытарство деятельность современных коллекторов. Это посредники между кредитором и заемщиком, профессиональные сборщики долга за определенный процент.

Но в современном обществе так обычно называют работников налоговых органов.

Сложная система налогов и сборов обеспечивает функционирование государства. В России уплата налогов — крупнейшая экономическая и социальная проблема. Действующим законодательством (Налоговым и Уголовным кодексами) за неуплату предусмотрены наказания.

Притча о мытаре и фарисее

Притча Иисуса Христа о необходимости признания своих грехов. Упоминается в Новом Завете в Евангелии от Луки (Лк. 18-9-1).

Цель текста

Показать, что никто не должен утверждать, что праведен, и презирать других. Покаяние жизненно необходимо и явным грешникам — за их грехи, и считающим себя праведными — за их гордыню.

Суть и сюжет

«Фарисей» стало понятием, обозначающим ханжу и лицемера. Но фарисеем был апостол Павел.

Необходимо правильно понимать значение слова в Библии. «Фарисей» происходит от древнееврейского глагола, обозначавшего «отделять» (от нечистоты, от нечистых людей). Это были богобоязненные люди. Стремились точно осознать и исполнить Божий Закон.

В притче фарисей говорит себе и Богу, что соблюдает все правила. Постится дважды в неделю, отдает десятую часть дохода в жертву храму.

В молитве благодарит Бога за свою праведность и осуждает других.

В своей обычной жизни фарисей, вероятно, натерпелся от беззакония. Он высказывает презрение к сборщику податей.

Сборщик раздавлен своей греховностью:

  • приходит только к порогу храма;
  • не смеет поднять глаза на небо;
  • бьет себя в грудь и искренне молится;
  • просит Бога о милости.

Притча заканчивается тем, что грешник за свое смирение перед Богом вышел из храма более оправданным (помилованным), чем праведник.

Толкование

Фарисей судит и себя, и других вместо Бога. Ему свойственны самомнение и ложная успокоенность. Но все люди — грешники перед Богом.

Чтобы получить прощение, надо смириться, а возвышающий себя будет унижен.

В церковных проповедях часто говорят о современных фарисеях, считающих себя непогрешимыми, но замечающих грехи других.

Неделя о мытаре и фарисее

Название недели происходит от евангельской притчи о них. На литургии будут читать Евангелие от Луки (Лк. 18-9-1).

Слово «неделя» на церковнославянском языке обозначает воскресенье. После этой недели (воскресенья) начинается сплошная седмица, то есть дни с понедельника по субботу, в которых нет поста.

Даты и сроки

Это первое из четырех подготовительных воскресений к Великому посту. После этого воскресенья подготовка длится три календарных недели. То есть, притча о мытаре и фарисее вспоминается православной церковью за четыре недели до праздника Пасхи — Воскресения Христова — который имеет разные даты празднования каждый год.

Даты первого подготовительного воскресенья и Великого поста в 2018 — 2020 годах по новому стилю:

  • 2018 — 28 января, с 19 февраля по 7 апреля;
  • 2019 — 17 февраля, с 11 марта по 27 апреля;
  • 2020 — 9 февраля, с 2 марта по 18 апреля.

Значение недели

Напоминает о покаянии и смирении. Смирение — это умение видеть свои недостатки и обуздывать гордыню. Это трезвость, мудрость, уважение к другим. Искреннее раскаяние грешника лучше, чем фарисейская гордыня.

Начиная с этой недели за всенощной поют «Покаяния отверзи ми двери…». Это песнопение будет на каждой воскресной всенощной вплоть до пятого воскресенья Великого поста.

Видео о притче о мытаре и фарисее

В этом видео священник Александр Князюк говорит о евангельской притче и посвященной ей неделе.

Сборщик податей в Иудее.

Другие ответы на вопросы

  • Что создавало наличие кровного брата в древней Монголии, объединявшее мужчин как политических и военных союзников на всю оставшуюся жизнь? 4 буквы
  • Назовите известную картину Николая Рериха? 8 букв
  • Брюки из плотной хлопчатобумажной ткани, с проклёпанными стыками швов на карманах. впервые изготовленные в 1853 году Ливаем Страуссом в качестве рабочей одежды для фермеров, так называемых ребёнком? 6 букв
  • Как называется территориальная административная единица Швейцарии? 6 букв
  • Что нельзя было делать в течении 12 часов после крещения? 7 букв
  • Благодаря какому событию, произошедшему в 1870-1871 годах, родилась первая иллюстрированная почтовая карточка? 5 букв
  • Фамилия этого знаменитого философа в буквальном переводе с немецкого означает «Огненный ручей». 8 букв
  • Чеченская народная мудрость гласит не старайся всегда для себя, как мотыга, не старайся всегда для других, как тяпка, будь с людьми и так и сяк как *** Что? 4 буквы
  • Как называется сплав, основу которого составляет медь и цинк? 6 букв
  • В 1905 году группа учеников этой школы основала одноименный футбольный клуб. 11 букв

Кто такой мытарь в Библии?

Царь Давид и Соломон, фарисеи и кесарь, пророк Илия и многие другие такие знакомые и, одновременно, незнакомые имена. Кем были все эти библейские герои? Хорошо ли мы знаем кто есть кто в Библии? Не путаем ли порой с какими-то теми или иными мифологическими персонажами? Чтобы разобраться во всем этом «Фома» открыл проект «Библейские персонажи». Сегодня мы говорим о том, кто такой мытарь.

Мытарь – сборщик податей.

В новозаветные времена Иудея была одной из провинций Римской империи. Налоги и пошлины собирало не государство, а арендаторы отдельных областей. Для этого они нанимали особых чиновников – мытарей (как правило, из местного населения). Государство заранее определяло размеры пошлин, а арендаторы и подотчетные им мытари обогащались за счет того, что брали больше. Естественно, что мытарей (сборщиков податей) не любили во всех провинциях империи. Также иудеи считали, что мытари оскверняли себя, так как регулярно общались с язычниками.

Материал по теме

Ученики: Апостол Матфей мытарь, он же Левий Алфеев

Мы помним, что каждого из апостолов избрал Сам Христос. Позвал к Себе, кого Сам хотел (Мк 3:13), — ключевая формула для понимания того, почему стал апостолом этот, а не другой. Но едва ли другие апостолы были призваны более удивительным образом, чем Матфей.

«Мытарь» было очень близко понятию «грешник» (Мф 5:46 и далее; 9:10 и след.; 11:19; 21:31; Лк 5:30; 7:34). Согласно Талмуду, еврей, который стал мытарем, считался отлученным от израильского общества (См. Мф 18:17).

Христос, Который пришел призвать грешников к покаянию (Мф 9:13), пошел и к мытарям (Мк 2:15; Лк 5:27,29; 19:5 и след.), несмотря на злословие иудеев (Мф 5:11; 11:19; Лк 5:30; 7:34; 19:7), и ел с мытарями и грешниками (Лк 15:1).

В притче о мытаре и фарисее (Лк 18:9-14) Христос ставит готового к покаянию мытаря, выше исполняющего все предписания Закона и высокомерного фарисея.

Один из мытарей – Матфей (или Левий), стал апостолом Иисуса Христа (Мф 10:3; Мк 2:14), другой – Закхей – Его последователем (Лк 19:2).

Иллюстрация: Ян Массейс, Мытарь

Кто такие мытарь и фарисей?

МЫТАРЬ — это «откупщик» или «сборщик налогов». Сам этот профессиональный термин вполне нейтрален и означает любого представителя «налоговой службы», но в знаменитой евангельской притче речь идет о еврейском сборщике податей для римской казны после вхождения Палестины в состав Римской империи (с 63 года до н. э.). Поэтому в славяно-русской традиции он стал нарицательным и означает, как правило, евангельского мытаря — «лихоимца» и «притеснителя». Это связано с особым статусом мытарей в иудейском обществе.

Иудейский народ справедливо ненавидел мытарей за то, что они служили оккупантам в качестве экзекуторов и часто пользовались своим «служебным положением» для личного обогащения (Лк. 19, 1, 8), обирая при этом своих соплеменников. С другой стороны, уже сама эта профессия считалась ритуально «нечистой», поскольку, согласно еврейскому религиозному законодательству, подати следовало платить только в Иерусалимский храм — единственное место земного пребывания Бога. Талмуд приравнивал мытарей к грешникам, язычникам и прелюбодеям и повелевал отлучать от Синагоги.

Вполне понятно, что и Христос подвергался упрекам со стороны фарисеев, этих блюстителей религиозной «чистоты» за то, что Он общается с «нечистыми» мытарями (Мф. 9, 11 и др.). Поэтому притча Спасителя была дерзким вызовом «общественному сознанию»: Он хотел сказать, что безвозвратно «потерянных» людей нет, и потому нарочито избрал в качестве примера искреннюю молитву мытаря, более угодную Богу, чем лицемерное самопревозношение формально праведных фарисеев (Лк. 18, 9-14). «Мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф. 21, 31). Известно, что Матфей, один из Двенадцати апостолов, до обращения был мытарем (Мф. 10, 3).

В русском языке в слове «мытарь» ударение на первом слоге! Бытующая в церковной сфере форма «мытарь» могла возникнуть по аналогии со словом «мытарства» и стала «профессиональным неологизмом», как «компас» у моряков, «искра» у водителей или «осужденный» в милицейской среде.

ФАРИСЕЙ — название одного из трех древнееврейских религиозно-политических течений (наряду с саддукеями и ессеями), возникших в эпоху Маккавеев (в середине II в. до н. э.). Сам термин переводится как «обособившиеся», «отделенные», т. е. «чистые» в религиозном и ритуальном отношении.

Фарисеи были духовными лидерами нации и пользовались поддержкой и глубокой симпатией народа. Их влияние усиливалось и тем, что книжники, знатоки и учителя Писания, в подавляющем большинстве принадлежали к фарисеям. Основная забота фарисеев состояла в толковании и строгом соблюдении Торы (Закона Моисея). При этом для них существовала не только «письменная Тора», но и «Тора устная», восходившая к отеческим традициям, не зафиксированным в своде Моисея. Пользуясь изощренными методами толкования, зачастую искусственными, не имеющими прямой опоры в тексте Торы, они, по существу, развивали религию Моисея и, в отличие от саддукеев, верили в воскресение мертвых, существование ангелов и духов. Эти представления вошли и в христианскую догматику. Поэтому отношение к фарисеям евангельских времен не может быть однозначным. Не случайно, что, по образному выражению одного западного историка, именно два фарисея («тайные ученики» Никодим и Иосиф Аримафейский) с честью похоронили Христа, а третий распространил Его учение по всему миру (имеется в виду фарисей Савл, будущий апостол Павел).

Основным источником информации о фарисеях являются иудейский историк Иосиф Флавий и Новый Завет.

Есть такие слова: мытарство, мытарства, мытарить, замытарить, горемыка, мыкаться, горе мыкать, намыкаться горя, горемычный…
Такое понятие как «мытить» или «мытарствовать» означает – передавать в наем или брать (словарь Даля). Это слово еще может означать чей-то недуг, болезнь или страдания. Помимо всего этого, данное слово может указывать на того, кто живет за чужой счет или тунеядствует.
Согласно словарю Ожегова и Шведовой, первое понятие передает мысль о том, чтобы кого-то предавать мытарствам или страданиям, а второе указывает на муку или страдание.
В словаре Ожегова слову мытарь дается простое определение – это сборщик податей в Иудее. А словарь Даля дополняет это определение – это сборщик мыта в Руси. От этого слова происходят два других – «мытарить » и «мытарство».
«Мытарство» на Руси – вся пошлина или налог, который собирали мытари.
Тех, кто хотел всячески избежать уплаты обязательного налога, штрафовали, и он назывался – «промытом». Отсюда же происходит слово «промытаривать», которое созвучно современному «промотать», что указывало на штрафные санкции, из-за которых человек мог лишиться последнего имущества.
Мытники же в древней Руси – это нередко были «воры в законе» – бандиты.
Мытарства души – это препятствия, мучения, маета, метания, через которые проходит неупокоенная душа.
Покинув тело, душа переходит из явного мира в загробный, который тоже является послойностью нашей реальности, но более тонкой и незримой, какое-то время находясь в загробном мире.
Загробный мир – это тот мир, что начинается за гробом. Все кладбища – территория загробного мира, нежити, Нави. Поэтому даже на старых вековых погостах, от которых почти ничего не осталось на поверхности, не рекомендуется строить жилые дома.

Мытарной душа становится, когда не уходит в свой срок из загробного мира в иные слои с возможностью на воплощение, а значит – на развитие и эволюцию. Причины могут быть разные – от беспокойства о родных и близких, чувства долга, невыполненного обязательства, мести, гнева за раннюю смерть до неожиданной и быстрой смерти, когда душа не успевает осознать сам факт или осознает, но считает, что это несправедливо, или имеет большое желание еще пожить.
Душе так же может не дать уйти излишняя скорбь живых, их чувство вины или причитание, такое как – «На кого ты меня оставил?». Это чаще всего я наблюдаю с душами детей – маленьких и больших, нерожденных и абортированных. Если родители или родичи испытывают чувство вины, излишнюю скорбь, привязанность к умершему чаду, то это привязывает душу к этим людям, и такая душа остается в Канале Рода иной раз и после смерти этих родителей.
Кроме того, у воплощенных душ и сущностей в человеческом теле есть обязательства – перед Родом, социумом и собой. Если душа не выполнила их при жизни, то это тоже может стать причиной мытарства, а обязательства становятся долгами. Осознающие это души просятся к Хранителям Рода, чтобы искупить долг перед Родом, помогая потомкам.
Многие могли видеть фильм о душах, которые имели возможность уйти только после того, как исполнят общественный долг или спасут конкретного человека, чаще близкого друга, или наставив на путь истинный родича. Это тот самый случай.
Мытарство в данном случае – это маета, неприкаянность души. Таким душам некуда уходить, поскольку канал для души, покинувшей тело, открывает на время эгрегор Рода, но теперь зачастую этим занимается эгрегор религии.
В зависимости от жизненных привязанностей или обстоятельств, не ушедшая в срок душа привязаться может к месту, ценному ей предмету или определенному человеку, но чаще она остается в Родовом Канале.
Поскольку энергией жизни мытарные души самостоятельно питаться не могут, а кушать надо всем, то кормятся они энергией живых людей. Если душа привязана к Родовому Каналу, то питается энергией родичей – в первую очередь, энергией жизни и здоровья. Тут можно вспомнить о сборщике мыта. Когда этот вид энергии иссякает, то налегают на другой вид энергии. К примеру, на энергию денег.
Не каждая душа осознает, что причиняет вред живым родичам, ввиду потери связи с реальностью, да и иной возможности питаться у души нет. А те, кто очень давно тут застрял, порою теряют всякую связь с реальностью и становятся агрессивно настроенными сущностями, которые не раз кидались на меня. Подобно тому, как человек, долго находясь в замкнутом пространстве или в подвешенном положении, сходит с ума.
В их глазах я – агрессор, отнимающий у голодного последние крохи. Ведь им и так мало достается в виду обилия собратьев по несчастью.
Но есть и частные привязанности, например, к своей квартире. Если женщина переедет или будет снимать такую квартиру, и мытарю (бывшему хозяину) она понравится, то душа мужчины может принимать ее за жену и питаться энергией секса. Часто бывает, что женщина от этого контакта получает вполне себе ощутимое физическое удовольствие. Но ничего хорошего в этом нет, поскольку скоро она начнет чахнуть, а мытарная душа – крепнуть, отваживая сначала всех мужчин, а потом, если посчитает нужным, отвадит и подруг с родными. Если вовремя не разорвать эту связь, то такую женщину ожидает общее истощение, апатия и в завершении – смерть физического тела.

Кроме того, каждая застрявшая в нашем слое реальности душа привносит в структуру Рода свои страхи и переживания, а то и болезни или воспоминание о смертельной травме, которые впоследствии становятся родовыми программами. Это и называют наследственным фактором и наследственными болезнями.

Мытари — неупокоенные души

Общение с умершими родственниками — безусловно, феномен подсознания, находящегося в состоянии сильнейшего стресса. Видения призраков и разговоры с ними — один из способов выхода из этого состояния.

Вместе с тем, как утверждают и, одновременно, предупреждают парапсихологи, связь с потусторонним миром довольно опасна, и отнюдь не всегда приходящий во сне умерший родственник — подарок.

Умерших людей, не сумевших подняться с земли из-за своих привязанностей издавна называли мытарями.

Вместе с тем мытари — одна из разновидностей неуспокоенных душ, являющихся людям после своей смерти. Такая душа находится в ожидании, когда чаша весов на небесах склонится в сторону рая или ада.

Сброшенная астральная оболочка умершего способна существовать несколько лет. Источником для такой оболочки становится тело живущего человека, с которым у мертвеца были какие-то чувственные связи.

Чаще всего живые сами провоцируют души дорогих покойников на грех, неумеренно сокрушаясь, что они покинули сей мир. Как хорошо было бы, воскресни отец (мать, бабушка, дедушка)… Эта мысль вызывает острое чувство, которое будит спящую оболочку умершего.

Отрицательный эффект здесь двойной: продлевается никому не нужное существование пустой оболочки и тратится энергия живого человека, ухудшается его здоровье. Потому-то супруги, много лет прожившие вместе, часто уходят в мир иной друг за другом с небольшим интервалом времени.

Поминание мертвых и почитание предков — прекрасная традиция. Просто нужно избегать явного и, по возможности, неявного желания оживить мертвого. Кстати, такие чувства, особенно в первые сорок дней, мешают разделению невидимых тел покойного, что наносит его вечной душе тяжелые удары. Поэтому похоронные процедуры полезно проводить по религиозным канонам, дающим душе верные ориентиры в невидимом мире и помогающим ей в разделении тел.

Мытари — беспокойные создания, доставляющие людям массу неприятностей: в комнате слышатся странные звуки, создается впечатление, что кто-то ходит по ночам, тяжело дышит у вашей постели, но зачастую это не полтергейст и не домовой. Могут мытари появиться перед нами и в обычной человеческой оболочке.

Мытарь

Мытарь (Лк. XVIII, 10) – сборщик римских податей и пошлин. Главные сборщики этих податей пользовались большим влиянием и доверием; но их помощники часто замечались в хищении и вымогательстве и считались притеснителями, грешниками и ворами, так что нередко иудеи не позволяли сим последним даже входить в храм или в синагоги и участвовать в общественных молитвах и богослужениях. Для сбора пошлин устроялись и содержимы были римлянами особенные дома, соответствовавшие некоторым образом нашим таможням. Главные сборщики, снявши права сбора податей на откуп, передавали права свои другим, а эти нанимали разных людей из низшего класса и им поручали сбор, вследствие чего возникали различные несправедливости, обманы и насилия. У евреев понятия – грешник, язычник и мытарь значили почти одно и то же. Во времена Спасителя в Иудее было много мытарей. Закхей был одним из главных сборщиков, и потому он называется начальником мытарей. Ап. Матфей, иначе Левий, принадлежал также к разряду мытарей, иудеи укоряли Господа Иисуса за то, что Он друг мытарей и грешников, ест и пьет с ними (Лк. VII, 34).

Значение слова мытарь

А Господь говорит, что мытарь, который бил себя в грудь и не мог от стыда даже на небо глаза возвести, но смотрел в землю и говорил: «Боже, милостив буди мне, грешному»,– этот мытарь, несмотря на все его тяжкие грехи, ушел в свой дом более оправданный, чем фарисей.

Фарисей и мытарь во храме молились вместе: но фарисей в высокоумии оправдывал сам себя, и потому вышел и возвратился в дом свой осужденным; а мытарь, смиривший себя самаго, возвратился в дом оправданным.

Она взята из притчи Спасителя, которую Он однажды рассказал людям для их вразумления: два человека вошли в храм, один был фарисей, а другой – мытарь; фарисей встал впереди всех и стал молиться Богу: «Благодарю Тебя, Боже, что я не такой грешный, как тот мытарь.

Наиболее известный великий грешник такого типа – Петр-мытарь (22 сентября), который до своего раскаяния сочетал в себе оба значения этого слова: мытарь по профессии, он был известен своей жадностью и жестокостью по отношению к нищим.

В этой притче Спаситель говорит: «И пошел из храма мытарь более оправданный, нежели фарисей…» Неужели это значит, что вся добродетель, подлинная добродетель фарисея не значит ничего перед Богом, а один только вздох мытаря спас его и превознес над праведным фарисеем?

Ответ: Правильно, так как они преслушали Церковь, а «если (кто) Церкви не послушает, — заповедал Спаситель, — то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф.

Если же не послушает их, скажи Церкви; а если Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф.

Но громко возмущаться не решились: Равви за что-то ценил, уважал, выделял этого единственного среди них, галилеян, иудея, много постранствовавшего по свету, умеющего читать и писать не только на родном языке и по-эллински, как бывший мытарь Левий Матфей, но и по-ромейски, а может, и еще по-каковски, кто его знает?

Церковь, тебе, тот пусть будет как язычник и мытарь» (14) (то есть чужд тебе как вредный своим примером человек; конечно, до тех пор, пока он не исправится и не обратится).

Покайтесь, как покаялся мытарь, омойте ноги свои от грязи греха, как сделал Иисус апостолам, и будете прощены и спасены, ибо Он милосерд.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *