На что влияет СМИ?

Влияние средств массовой информации на человека

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «__________»

Кафедра _____

Реферат

Предмет: правовое обеспечение информационных технологий

Тема: влияние средств массовой информации на человека

2014

Введение

1. Влияние средств массовой информации на человека

1.1 Понятие, виды и основные признаки средств массовой информации

1.2 Положительное влияние СМИ

1.3 Отрицательное влияние СМИ

Заключение

Список использованных источников

Введение

Бурно развивающиеся процессы в современном обществе затрагивают все стороны жизни, что приводит к осознанию значимости особенностей развития общественного сознания людей, их общения, взаимодействия и взаимоотношений на все стороны деятельности.

В наше время огромное психологическое влияние на сознание и подсознание человека оказывают средства массовой информации (СМИ). Та реальность, которую нам предлагают сегодняшние СМИ, безусловно опосредствована чьим-то мнением, она упрощена и не предлагает размышления, анализа. В некоторых случаях эта информация может быть опасна, так как человек принимает её готовой, не задумываясь и ему можно внушить очень многое. Поэтому нам часто легче окунуться в поток информации, чем критично её воспринимать.

СМИ сегодня — это мощный фактор влияния на людей. За последнее десятилетие было поведено множество исследований по данному вопросу в совершенно различных сферах (печать, радио, телевидение, реклама, Интернет). Ведь отличительными чертами СМИ является публичность и неоднозначный, противоречивый характер самих СМИ, что стимулирует новый рост исследований.

Данная тема особенно актуальна сегодня, когда речь заходит об отсутствии контроля над рынком средств массовой информации, неконтролируемой подаче информации различной аудитории, что в конечном счете пагубно сказывается на формировании морально-нравственных ценностей человека. печатный массовый информация положительный

СМИ в условиях рынка утратили свои некогда важнейшие функции воспитания человека, формирования личности, просвещения. Сегодняшние СМИ — это бизнес, главная цель которого, извлечение прибыли. На пути к достижению этой цели используются все средства, позволяющие привлечь массовую аудиторию.

Объект исследования — процесс влияния средств массовой информации на человека.

Предмет исследования — СМИ как инструмент воздействия на сознание человека.

Целью данной работы является изучение аспектов влияния современных средств массовой информации на человека.

Данная цель достигается последовательным решением следующих задач:

1. Проанализировать источники в которых рассматривается данная проблема;

2. Классифицировать виды и признаки современных СМИ;

3. Рассмотреть положительное и отрицательное влияние СМИ на человека;

4. Подвести итог психологического влияния СМИ на человека.

Метод исследования: теоретический анализ и синтез литературы.

1. Влияние средств массовой информации на человека

1.1 Понятие, виды и основные признаки средств массовой информации

Средства массовой информации (СМИ) — средство донесения информации (словесной, звуковой, визуальной) по принципу широковещательного канала, охватывающее большую (массовую) аудиторию и действующее на постоянной основе.

К СМИ относятся:

1. Печатные издания (пресса): газеты, журналы;

2. Электронные СМИ: телевидение, радио, сетевые издания.

С течением времени рассмотрение СМИ как «информирующих» ушло в прошлое: в зависимости от угла рассмотрения используются эпитеты «развлекающие» и даже «формирующие» (общественное мнение). Развитие механизма обратной связи, то есть наличие формальной возможности влияния или выражения своего мнения со стороны слушателей, зрителей и читателей придаёт СМИ характер не однонаправленной коммуникации. Если рассматривать данное понятие с позиции социологии, то СМИ являются частью более широкой сферы СМК (средств массовой коммуникации).

Согласно российским источникам, СМИ имеют следующие признаки:

1. Массовость (применительно к законодательству Российской Федерации, 1000 и более экземпляров для газет, журналов и рассылок);

2. Периодичность, которая не должна быть меньше одного раза в год;

3. Принудительность: один источник сигнала (вещатель, редакция) — много слушателей.

Согласно ст. 2 закона РФ от 27 декабря 1991 года № 2124-I «О средствах массовой информации» СМИ — это совокупность таких субъектов массовой коммуникации, как:

1..Периодическое печатное издание: газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год,

2. Радио-,

3. Теле-,

4. Видеопрограмма,

5. Кинохроникальная программа,

6. Иная форма периодического распространения массовой информации.

В России СМИ обязаны регистрироваться в органах роскомнадзора, предоставлять в библиотеки экземпляры своей печатной продукции, либо хранить в течение 1 года записи каждого выпуска (телерадиовещание) и т. д. В то же время им предоставлены определённые права и гарантии, запрещена предварительная цензура.

К СМИ в России не относятся: стенгазеты, малотиражные издания, библиотеки, Интернет в целом: интернет-блоги, чаты, форумы, конференции и т. д.

Каждое из этих средств информации обладает своими особенностями в области производства и подачи сведений.

1.2 Положительное влияние СМИ

СМИ освещают различные актуальные общественные проблемы, тем самым влияя на мнения и поведение людей, как в обществе, так и личностно.

Наиболее распространенными инструментами СМИ являются пресса, телевидение, радио, Интернет и реклама. СМИ, через воздействие на общество, влияют на каждого человека в отдельности, формируя определенные эмоции и действия.

Влияние прессы

Печать (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, книги) приобрела особое место в системе СМИ. Вышедшая из-под печатного станка продукция несет информацию в виде напечатанного буквенного текста, фотографий, рисунков, плакатов, схем, графиков и других изобразительно-графических форм. И в этом есть свои «плюсы». Имеется возможность быстрого, обзорного ознакомления со всем «репертуаром» сообщений, включенных в номер или книгу. Благодаря этому можно составить общее впечатление о содержании выпуска. Кроме того, у человека есть возможность самому анализировать информацию.

Можно пользоваться возможностями «отложенного чтения», после первичного ознакомления оставить материал для внимательного и подробного прочтения в удобное время и в подходящем месте.

Влияние радио

Наиболее характерной чертой радиовещания является то, что носителем информации в данном случае оказывается только звук. Радиосвязь позволяет мгновенно передавать информацию на неограниченные расстояния. Кроме того, радио очень популярно среди автолюбителей, поскольку у них нет возможности обращаться к печатным изданиям и телевидению за рулём.

Радио способно создавать полноценную звуковую картину мира. Изобретение различных способов записи звука позволяет широко использовать возможности монтажа, воспроизводить полностью или «цитировать» давно прошедшие передачи, и т.д.

Слушатель радио имеет возможность воспринимать звук более полно и глубоко, поскольку не отвлекается от звучащей речи, музыки, голосов жизни, «не делит» своего внимания между звуком, и тем, что его сопровождает.

Отсутствие видеоряда позволяет слушателям проявить свои способности «фантазирования» мысленного образа.

Влияние телевидения

Как и на радио, на телевидении возможна организация оперативных передач как из студии, так и с места событий. Преимущества же такой передачи, в значительно большем «эффекте присутствия», поскольку информация заключена в единстве звуко- и видеоряда. В необходимых случаях передачи делаются с акцентом либо на звуковой ряд, либо на видеоряд.

Основные функции телевидения:

1. Развлекательная;

2. Информационная (сообщения о фактах, значимых для данной общности);

3. Передача духовного наследия, трансляция ценностей культуры;

4. Воспитательная, основанная на принятых установках;

5. Рекреационная и др.

Влияние Интернета

Сегодня на пути развития компьютерных информационных технологий почти полностью отсутствуют какие-либо барьеры. Шаг в шаг с развитием этой обширной информационной структуры идет развитие взаимосвязанной с ней другой системы — виртуальной реальности. Системы виртуальной реальности все больше оказываются задействованными в процессе жизнедеятельности человека, а также всего общества.

Сегодня информационно-коммуникационные технологии предоставляют беспрецедентные возможности также и для детского обучения и творчества. Интернет создан, чтобы развивать способности детей. Например, основная деятельность подростка — учебная, в ходе которой подросток не только осваивает навыки и приемы получения знаний, но и обогащается новыми смыслами, мотивами и потребностями, овладевает навыками социальных взаимоотношений.

Интернет все чаще и чаще становится библиотекой знаний не только для подростков, но и для вех людей, нуждающихся в получении информации. Во всемирной паутине с каждым днем прибавляется тысячи людей. Интернет-аудитория растет, повышается уровень осведомления в тех или иных событиях, что, конечно же, отразилось на обществе. Сеть изменила структуру современного общества. Объединив каждого с каждым, она сделала мир теснее, уничтожив географические барьеры.

Влияние рекламы

Из множества рекламных средств, телевизионная реклама — самая разносторонняя. Ее уникальность определяется, сочетанием звукового и зрительного воздействия и огромной аудиторией. Реклама — это уже неотъемлемая часть нашей жизни. Общественная потребность в рекламе появляется там, где потребитель имеет выбор. Реклама развивается тем быстрее, чем шире становится выбор товаров и услуг. Сейчас ее можно увидеть и услышать всюду: по телевидению, радио, в печати.

Окружающая нас реальность находится в постоянном развитии: новые информационные технологии, новшества в компьютерной сфере, прогрессивное развитие научно-технической базы — всё это оставляет своеобразный отпечаток на умонастроении современного человека.

1.3 Отрицательное влияние СМИ

Благодаря своей биологической природе, человек подвержен внушению, подражательности и заразительности. Сама по себе деятельность СМИ, ставящая задачей внушить что-либо обществу, является негуманной, поскольку люди не могут контролировать направленное на них воздействие и оказываются бессильными перед подобными внушениями.

Одним из отрицательных воздействий является — пропаганда. За многие годы она отработала большое количество приемов для манипулирования общественным сознанием, которые, действительно, эффективны и позволяют влиять на массу определенным образом.

Влияние радио

Радиовещание, в определенном смысле, принудительно: передачу можно слушать лишь в то время, когда она идет в эфире, притом, в том же порядке, темпе и ритме, которые заданы в студии. Эти черты радио заставляют внимательно изучать возможности аудитории, составлять программы с учетом распределения времени, характера занятий, психического и физического состояния слушателей в различные временные отрезки. Слушатель в определенный отрезок времени способен воспринимать только одну программу, отказавшись от всех других, одновременно идущих.

Влияние телевидения

В наше время человек отдает много сил работе, переполненный городской транспорт изнуряет его, поэтому, придя домой, он, несомненно, стремится расслабиться и отдохнуть. Следует упомянуть, в каком психическом состоянии человек усаживается перед телевизором.

Зафиксировано, что наибольшую долю преступлений составляют те, которые были совершены в домашних условиях. Различные ссоры, стрессы, неудовлетворенность жизнью, приводят к подавленности, истерии. Пробуждённый человек, оказываясь в домашних условиях, выплескивает свою злобу на ближних, в то время как сидя перед телевизором, резко приходит в торможение, т.е. в состояние повышенной внушаемости.

Таким образом, человек, смотрящий телевизор, глубже воспринимает информацию, острее испытывает чувство радости или страха, его психика может находиться в большей мере торможения или возбуждения. В зависимости от физического состояния, психика человека, находится в напряжённом или заторможенном состоянии. Чем больше человек изматывается за день, тем больше степень усталости нервной системы. И в процессе отдыха вместе с расслаблением тела, расслабляется и нервная система или, говоря другими словами, тормозится пробуждение центров управления психикой.

Плодами использования телевнушения является сознательное разложение и порабощение личности и общества во всем мире. Сидящий перед экраном человек приводится в гипнотическое состояние, следовательно, он «находится во власти того, кто производит впечатление на его чувства и воображение». Чувства в этом состоянии делаются пассивными и впечатлительными, разум утрачивает реактивную силу и человек воспринимает информацию извне не анализируя.

Влияние Интернета

Общество встречает новое увлечение неоднозначно: на фоне восхищения возможностями компьютера сквозит настороженность, а в ряде случаев — прямое осуждение. Интернет в российском массовом сознании предстает себя, прежде всего, гигантским хранилищем информации.

Некоторые компьютерные и онлайн игры через интернет провоцируют, по мнению авторов, агрессивное поведение, возвеличивание войн и насилия, правого экстремизма. В качестве негативных последствий компьютерных игр указывают сужения круга интересов подростка, стремление к созданию собственного мира, уход от реальности.

С развитием технологий систем виртуальной реальности, растет и число людей, увлекающихся этим явлением. Создание виртуальных личностей носит возрастной характер и связана с самоопределением. В подростковом возрасте всё чаще происходят кризисы неопределенности, когда собственное «я» представляется подростку размытым.

Влияние рекламы

Реклама является сегодня средством информирования о новой марке, потребительских свойствах товара и т.п. Реклама все чаще вмешивается в жизнь человека, управляя им на осознанном и бессознательном уровнях. При этом она навязывает потребителям систему определенных стандартов, точку отсчета жизненных ценностей, мировоззренческих идей и представлений.

По мнению критиков, телевизионная реклама, обеспечивает пассивность восприятия. С их точки зрения, сочетание текста, образов, музыки и домашней обстановки способствует релаксации, снижает умственную активность и критичность восприятия информации.

Особенно неблагоприятное влияние телереклама оказывает тогда, когда она дается по ходу интересного фильма или содержательной передачи. В этих случаях разрывается поток сознания и внимания. Телезритель испытывает чувство досады и раздражения в связи с таким вмешательством в свои переживания. У него возникают отрицательные эмоции.

Очень часто в современной отечественной рекламе фигурируют вещи, о которых по законам нравственности публично не говорят. Многократное повторение подобных сюжетов создает угнетенное психическое состояние телезрителей.

Особенно велико воздействие рекламы на беззащитную психику ребенка. При этом дети, по сравнению со взрослыми, не в состоянии эффективно противопоставлять такому воздействию собственные установки, взгляды, нравственные критерии.

Заключение

Подводя итог проделанной работе, в соответствии с поставленными задачами, можно сделать следующие выводы:

1. Были найдены и рассмотрены отечественные источники по проблеме влияния средств массовой информации на отдельного человека и общество в целом;

2. Были рассмотрены виды и признаки современных средств массовой информации, вследствие чего, установлено, что современные СМИ делятся на печатные издания и электронные СМИ, которые обладают такими признаками, как массовость, периодичность, принудительность.

3. В процессе проделанной работы выяснилось, что средства массовой информации имеют как положительное, так и негативное влияние, т.е. все перечисленные в реферате СМИ имеют двоякую структуру.

4. Влияние СМИ на человека велико, как в положительном, так и отрицательном аспектах. СМИ определяют жизненный ориентир человека, его поступки, вкусы и интересы, мироощущение и цели в жизни.

В данном реферате были рассмотрены психологические аспекты влияния средств массовой информации на сознание людей, их поведение, организацию досуга. Выполненная работа показала, что средства массовой информации занимают огромное место в жизни отдельного человека и общества в целом. Телевидение, радио, печать, интернет, реклама стали основными источниками информации, формирующими внутренний мир человека. Если всего столетие назад внутренний мир людей формировался на основе их личного общения, профессиональной деятельности, путешествий, то сегодня совсем не нужно быть очень активным человеком. В данной работе на множестве примеров была доказана правильность гипотезы, что — средства массовой информации оказывают как положительное, так и отрицательное влияние на жизнь людей.

Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. . — М.: Юрид. лит., 1993. — 32 с.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации Ч.1 : федер. закон от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1994. — N 32, ст.3301.

3. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г. — № 24-ФЗ (ред. от 28.07.2012) // Собрание законодательства РФ. — 1995.

4. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 28.07.2011) «О средствах массовой информации» (с изм. и доп. от 01.09.2012).

5. Википедия : свободная электронная энциклопедия : на русском языке // Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki/Сми

6. Данилова, А.А. Манипулирование словом в средствах массовой информации / А.А. Данилова. — М.: Издательство Добросвет, 2009. — 234 с.

7. Прохоров, Е.П. Введение в теорию журналистики / Е.П. Прохоров. — М.: Издательство МГУ, 2005. — 368 с.

8. Соколова, И.В. Социальная информатика — М.: Издательство МГСУ, 2008. — 256 с.

Размещено на Allbest.ru

Роль средств массовой информации в обеспечении безопасности

Размещено на http://www.allbest.ru/

Контрольная работа на тему: «Роль средств массовой информации в обеспечении безопасности»

Введение

1. Средства массовой информации и национальная безопасность государства

2. Средства массовой информации и информационная безопасность

Заключение

Список использованной литературы

Введение

1. Средства массовой информации и национальная безопасность государства

Уровень развития информационной среды общества является одним и самых весомых факторов во всех сферах национальной безопасности.

Это обусловливается стремлением каждого государства реализовать собственные национальные интересы, которые направлены на формирование национального информационного ресурса в условиях глобализации мировых информационных процессов.

Средства массовой информации играют особую роль в укреплении национальной безопасности государства. «Лучшая основа для открытого диалога между институтами безопасности и СМИ — это объективное и профессиональное освещение деятельности служб безопасности» .

Средства массовой информации являются важным и уникальным элементом в национальной стратегии государства, особенно, когда мы живем в условиях информационной революции. Информация стала важным элементом защиты национальной безопасности государства.

Под национальной безопасностью страны понимается степень защищенности ее от возникновения и действия угроз, которые могут нанести существенный ущерб целостности, суверенитету и независимости страны, подорвать потенциал страны или серьезно ухудшить ее положение в мировом сообществе.

Национальная безопасность выступает также как совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей. Оно отражает важнейшие направления и принципы государственной политики и является основой для разработки конкретных программ и организационных документов в области обеспечения, национальной безопасности.

Её основными принципами являются: соблюдение Конституции и законодательства страны при осуществлении деятельности по обеспечению национальной безопасности; единство, взаимосвязь и сбалансированность всех видов безопасности, изменение их приоритетности в зависимости от ситуации; приоритетность политических, экономических, информационных мер обеспечения национальной безопасности; реальность (с учетом имеющихся ресурсов, средств) выдвигаемых задач; соблюдение норм международного права при осуществлении мер принудительного характера (в т. ч. с использованием военной силы); сочетание централизованного управления силами и средствами обеспечения безопасности с передачей части полномочий в этой области органам государственной власти, субъектам государства.

Демократизация современного мира необратимо меняет иерархию основных субъектов национальной безопасности. На первое место здесь объективно выходит личность, на второе — общество, оттесняя государство на третье, делая его в первую очередь инструментом защиты интересов личности и общества. Любая страна, претендующая на сколько-нибудь заметную роль в мировых делах, сегодня вынуждена строго соблюдать эту иерархию. Демократизация внешней среды, идущая пусть непоследовательно и противоречиво, никому не дает возможности безнаказанно попирать демократические нормы и процедуры, игнорировать интересы и права человека.

Экономизация, неуклонно ведущая к формированию единого мирового экономического пространства, делает нежизнеспособными модели национальной безопасности, основанные на изоляционизме, а интеграцию в это формирующееся пространство — единственно возможным способом эффективной защиты национальных интересов. Отказаться от интеграции значит отказаться от полноценного развития. Но именно развитие — ключевая предпосылка обеспечения национальной безопасности. Ни одно общество не может быть конкурентоспособным, не став частью мирового экономического пространства. Этот фактор помимо всего прочего определяет приоритетность экономических механизмов обеспечения национальной безопасности по сравнению с политическими и стратегическими факторами, поскольку именно экономика становится приоритетом мирового развития.

Социальная стабильность государств будет во все большей степени зависеть от правильного использования информации именно там, где она более всего необходима в данный политический момент. В этом контексте проблема информации в современном мире многоаспектна: ее можно анализировать как глобальную, оказывающую универсальное влияние на тенденции политического, социально-экономического, научно-технического и культурного развития мирового сообщества. На наш взгляд, информационное обеспечение внешней политики и международных отношений по своему значению стоит в одном ряду с такими приоритетными проблемами мировой политики, как нераспространение ядерного оружия, ограничение и запрещение оружия массового поражения, урегулирование региональных конфликтов и миротворчество, укрепление всеобъемлющей безопасности, сохранение культурного наследия и обеспечение прав человека.

Век информатики и становления информационного общества диктует свои установки для внешней политики. Если до появления разветвленной системы СМК большинство населения планеты было фактически исключено из политической жизни по причине неграмотности или отсутствия во многих странах эффективной информационной инфраструктуры, то в начале XXI века трудно встретить человека, который не был бы читателем, радиослушателем, пользователем сети Интернет, телезрителем. Все более влиятельной политической силой становится общественное мнение, превращающееся в новый действенный фактор трансформации международных отношений. Средства массовой информации закрепили свой статус неотъемлемой составной части конституционного государства, став одной из влиятельных ветвей власти .

Информатизация, формирующая единое мировое информационное пространство, создавая глобальное сетевое общество, с одной стороны, открывает гражданам охваченных ею стран доступ ко всем материальным и духовным благам, умножает интеллектуальный ресурс, и, следовательно, все другие ресурсы, способствуя устойчивому развитию, достижению благополучия и безопасности личности и общества. С другой стороны, информационные технологии не являются абсолютным благом: они создают новые возможности для контроля и манипуляции массовым сознанием во внутренней политике и новые эффективные средства межгосударственного противоборства, и, соответственно, новые угрозы национальной безопасности.

Современный век является сложным со своими отношениями и взаимосвязями. Появление многих негативных социальных явлений, которые угрожают безопасности и стабильности общества, в большей части мира, стало одним из самых известных препятствий на пути развития стран во всех его аспектах. Сюда относят терроризм и экстремизм, которые приводят к кризису национальную безопасность государства. Явления экстремизма и терроризма являются проявлением слабости связей между индивидом и обществом, а также попыткой людей восстать против социальной реальности из-за чувства изоляции и отчаяния в результате ряда политических, экономических и интеллектуальных факторов. Это, несомненно, увеличивает ответственность средств массовой информации в борьбе с этими явлениями на том основании, что они играют роль наставника подрастающих поколений, помогая им адаптироваться в обществе со всеми его проблемами.

2. Средства массовой информации и информационная безопасность

Среди многочисленных проблем национальной безопасности существенное место занимает проблема информационной безопасности. Не случайно во Всеобщей декларации прав человека указывается, что реализация прав человека, в том числе и на информацию, является «основой свободы, справедливости и всеобщего мира».

Средства массовой информации, обращенные прежде всего к массовой аудитории, природой своей призваны обеспечить массово-информационную безопасность (МИБ) — за счет «доставки» потребителям необходимых для принятия решений информационных ресурсов, защиты от дезинформирующей (манипулятивной) информации, которая распространяется теми же СМИ.

МИБ решительным образом зависит от такого информационного порядка в обществе, при котором достигается максимальный уровень информационного обеспечения демократии за счет всесторонней информированности граждан.

Понятие «информированность» входит постепенно в законодательство. В Законе «О праве на информацию» указывается на обязанность органов и организаций «сообщать для всеобщего сведения ставшую им известной при осуществлении своей деятельности информацию:

— если она может предотвратить угрозу жизни или здоровью граждан;

— если требуется пресечь сообщение недостоверной информации;

— если она имеет или может иметь общественно значимый характер».

Однако этот закон не касается СМИ, а, следовательно, пока на их деятельность не распространяется требование реализации принципа информированности граждан.

Чтобы сделать гражданина достаточно информированным для принятия и реализации максимально верного решения, во-первых, от СМИ надо ожидать одинаково активной работы со всеми сторонами массового сознания (мировоззрением, миросозерцанием, историческим сознанием и особенно общественным мнением); во-вторых, информирование должно протекать с учетом объективных потребностей каждой социальной группы, общественного слоя, а также различий в их представлениях, взглядах, настроениях; в-третьих, следует исходить из понятия общества как системно организованной целостности, где каждая группа функционирует лишь при наличии других и в органической связи с ними .

В связи с этим государственная (национальная) политика в сфере СМИ должна прочно базироваться на идее и практике политического, идеологического, культурного плюрализма, предполагающей, что все возможные взгляды не только могут, но и должны быть предъявлены обществу, быть доступными самым различным слоям, подвергнуться всестороннему обсуждению в целях поиска общеприемлемого решения.

Однако очевидно, что не все социальные силы и их идейные представители имеют возможность создать свои СМИ, а предлагаемые в «чужие» СМИ материалы нередко отвергаются.

Результат парадоксален: вместо того чтобы приводить к высокой информированности и согласию, плюрализм служит чуть ли не противоположным целям.

Поэтому одной из составляющих национальной политики в сфере СМИ должна быть толерантность — терпимость, притом благожелательная, к взглядам других, признаваемых равноправными в силу равенства социальных сил, их выражающих и защищающих.

Но просто благожелательного признания равенства иных сил и их позиций без активного взаимодействия с ними недостаточно. Отсюда и необходимость настроенности на конструктивное взаимодействие, хотя требуется немало усилий, чтобы возникло сознание солидарности между теми, кого многое разделяет и в положении, и во взглядах. В итоге центробежные тенденции плюрализма, характерные для гуманистического развития общества, при решении общих проблем требуют центростремительного потенциала активной толерантности, движения навстречу другому в солидарном стремлении найти общеприемлемое решение.

Поэтому общегосударственная информационная политика включает положение о необходимости активного ведения социального диалога в СМИ по поводу проблем, к которым по-разному подходят различные социальные силы . информационный политика безопасность национальный

Способы ведения диалога могут быть разными, «Открытый» диалог предполагает максимально полное изложение своих позиций и аргументации в надежде на встречную открытость других участников. «Закрытая» позиция сводится к монологическому изложению своей точки зрения при убежденности в ее полной правоте. «Полузакрытыми» формами диалога являются «монологический диалог» (когда под влиянием оппонентов вносятся поправки в свою позицию без открытого указания на сделанный «встречный шаг» и «диалогический монолог» (при котором принимаемые в расчет аргументы и предложения оппонентов указываются открыто, однако утверждается, что речь идет о частичном и несущественном изменении собственной позиции).

СМИ, ведущие открытый диалог, озабочены поиском такого решения (компромисса, консенсуса), который был бы на пользу всем и не опасаются упрека в «слишком больших уступках» или даже «потере лица».

При этом, разумеется; требуется четкий и всесторонний анализ проблемной ситуации.

Открытый диалог, ведущийся одной стороной, в споре может наталкиваться на «закрытую» позицию других, непонимание и нежелание идти на сближение и поиск общеприемлемого решения, а порой и на стремление к односторонней выгоде. Неконструктивная позиция оппонента — не повод к «закрытию» своей позиции и переходу на позицию «борьбы до победы». Толерантность не должна изменять тому, кто настроен на открытый диалог. В конце концов, неизменность «проблемной ситуации» и желание одной стороны найти решение заставит и других встать на путь открытого диалога .

Таковы минимальные требования с точки зрения МИБ к поведению СМИ. На их фоне реальная картина функционирования СМИ дает основания тревожиться. Анализ показывает, что ряд черт, характерных дли ситуации переходного периода, требует внимания и принятия необходимых решений. Вот только некоторые из них.

Во-первых, это широко либерализованный плюрализм, реально проявляющийся в возможности заявлять политические идеи и цели в диапазоне от крайне правых до леворадикальных, распространять информацию не только односторонне ориентированную, но и едва прикрыто поощряющую насилие, «культ тела», аморализм и т.д.

Существующее законодательство практически не является препятствием для «злоупотребления свободой» СМИ, а возбуждаемые судебные дела часто заканчиваются ничем и потому не оказывают сдерживающего воздействия на других представителей журналистского корпуса, склонных к вольному обращению с законодательными нормами.

Во-вторых, это отсутствие широкого, постоянного и последовательного мониторинга поведения СМИ с точки зрения соблюдения того законодательства, которое имеется, а также отсутствие демократично функционирующих контрольных органов. Организаций типа «Фонда защиты гласности» крайне мало, и результаты их деятельности не слишком действенны. Судебная палата по информационным спорам не имеет четкого юридического статуса и выполняет преимущественно консультативную роль (хотя в ряде случаев и требует возбуждения судебных дел).

В-третьих, несмотря на увеличение числа газет, программ ТВ и радио, возможности граждан получить необходимую и достаточную информацию не только не возрастают, а сужаются. Информационное пространство страны «рвется», так как общефедеральные издания не доходят до большей части региональной, да и московской аудитории, в то же время рост местной прессы крайне затруднен и ее информация локализирована. Деятельность общефедерального ТВ и радио вступила в полосу затяжного кризиса.

В-четвертых, как ни странно, развитие плюрализма без четко налаженного диалога различных сил и движения к общественному согласию по общенациональным проблемам приводит к обострению социального напряжения.

Можно назвать и другие нарушающие МИБ процессы и тенденции. Итогом их развития оказывается ряд негативных явлений: снижение интереса к СМИ, уменьшение тиражей и подписки, недоверие к СМИ, падение их престижа, рост политического негативизма, что ярко проявляется на выборах, а главное, дезориентированность общества, неясность для многих мира, в котором живем, и «желаемого будущего».

В этой ситуации нельзя не настаивать на том, чтобы СМИ вели свою информационную политику, исходя из требований МИБ:

1. все граждане должны быть надежно обеспечены полной, достоверной, оперативно поступающей событийной и комментирующей информацией, дающей каждому из социальных субъектов возможность предельно всесторонне и максимально объективно в соответствии со своими потребностями, положением в обществе и т. д. ориентироваться в действительности (факты, оценки, нормы, идеалы) и принимать оценочные и поведенческие решения, адекватные ситуации в конкретной сфере (мира, региона, страны, города, района и т. д.), вплоть до межличностных отношений на работе, в семье и проч.;

2. должно действовать столько общедоступных каналов массовой информации и в таком разнообразии, что это позволило бы сделать соответствующий нуждам социального субъекта выбор «потребляемых» СМИ;

3. разнообразие должно касаться и представляемых позиций с тем, чтобы каждый мог познакомиться со всеми вариантами и самостоятельно, осознанно, максимально верно определить свою позицию, исходя из собственных интересов и стремлений;

4. каждый из социальных субъектов в соответствии со своей позицией и целями должен иметь возможность распространять от собственного имени и в своих интересах массовую информацию, в том числе создавать (учреждать, соучреждать, субучреждать) СМИ и иметь юридические, экономические и другие возможности свободно искать, получать, компоновать информацию в номера (выпуски, программы);

5. на выступления, вопросы, реплики каждого субъекта должна быть достойная, обоснованная, «адресная» реакция тех, кому они обращены, и/или от тех, кто заинтересован в выработке ясных и доказательных взглядов в обществе по обсуждаемой проблеме. Ведь если кого-то «не слышат» и вместо ответа «молчат», то формирование необходимых информационных ресурсов данного субъекта оказывается под ударом;

6. каждый социальный субъект вправе рассчитывать на получение регулярной возможности отстаивать свою позицию, опровергать взгляды оппонента, открыто искать совместными усилиями общеприемлемую или приемлемую для большинства точку зрения, решение обсуждаемой проблемы в общенациональных интересах; «свобода критики» всех должна быть освобождена от популизма, демагогии и других дезориентирующих приемов;

7. необходима максимальная открытость источников информации и доступность их для всех граждан, а также развитие пресс-служб различных учреждений, ведомств и т. д.;

8. все потребители массовой информации (и социальные институты, и отдельные граждане) должны накапливать и реализовывать навыки работы с потоками массовой информации разной направленности. В таком «воспитании» аудитории определяющая роль принадлежит самим СМИ, которые, демонстрируя свои подходы и обосновывая их, критикуя оппонентов, ища через диалог решение обсуждаемых проблем, тем самым «учат» аудиторию разбираться в хитросплетениях информационного противоборства. Именно СМИ несут основную ответственность за формирование личностных и гражданских качеств, способных противостоять информационным угрозам .

Таковы основные (отнюдь не все) условия поддержания и укрепления МИБ. Чтобы они могли быть реализованы, требуется их обсуждение всеми активными субъектами массово-информационной деятельности, ибо только в условиях стремления к общественному согласию при поиске решений сложных общественных проблем возможно их четкое определение, общая настроенность на достижение информационной безопасности применительно к журналистике.

Если это так, то следующим обязательным условием МИБ является общее соглашение о принципах ведения массово-информационной деятельности, которое было бы полезно закрепить в своего рода Хартии поведения журналистов, разрабатываемой журналистскими организациями (включая Союз журналистов, многочисленные гильдии журналистов, ассоциации, в том числе издателей и главных редакторов и т. д.). Поскольку проблема МИБ многоаспектна, то Хартия неизбежно должна контаминировать правовые и нравственные, политические и творческие, организационные и психологические (и другие) стороны, определяя систему деонтологических принципов. Среди принципов следует назвать в предварительном порядке хотя бы основные:

— направленность на обеспечение общества полной, правдивой, своевременной информацией с разделением фактов и мнений;

— признание равенства всех СМИ. уважение их позиций и мнений;

— свобода информационной политики в рамках закона о СМИ;

— толерантность ведения диалога (полемика, критика, дискуссии);

— объективность представления позиций и аргументов участников диалога;

— аргументированность суждений и контрсуждений, исключающая софистику;

— обязательность участия в диалоге по затронутому в каком-то СМИ существенному для общества вопросу;

— недопустимость замалчивания поднимаемых другими СМИ вопросов.

Однако даже искреннее признание этих принципов может лишь смягчить, но ни в коем случае не отменить органического противоречия между стремлением быть объективным и толерантным и определенностью социальной позиции журналиста и СМИ. При этом с трудом осознается, что общечеловеческий подход не существует как извечная система заповедей, а является результатом согласования в ходе диалога различных подходов, идей, решений.

Ниже представлены ключевые аспекты профессионально-этического кодекса работников медиасферы:

— недопустимость дискриминации граждан и их групп по определенным критериям, соблюдение принципов объективности и достоверности;

— необходимость разработки четкого профессионально-понятийного аппарата для определения ряда явлений, способных вызывать экстремистские волнения среди населения (например, национализм, этничность и др);

— практики конструирования конфликтогенного события и необходимость преодоления неоправданного ввода в социальный контекст публикации лексем и идеологем, способствующих формированию «культуры страха»;

— «язык вражды» как любое публичное «языковое» действо, прямо или косвенно способствующее возбуждению национальной, религиозной, социальной и иной вражды.

При недостаточной урегулированности деятельности СМИ и непонимании субъектами информационной деятельности необходимости коррелировать свои интересы и стремления с общенациональными и даже общечеловеческими нуждами возникает и часто реализуется желание гиперболизировать общественную роль СМИ, превратить их в «сверхвласть».

Эти опасные тенденции можно минимизировать и устранить лишь тогда, когда государственная политика в области СМИ будет содержать гарантии такого «информационного порядка», при котором демократические и гуманистические принципы функционирования журналистики реализуются полно и точно разными силами.

>Подводя итог сказанному, можно заключить:

Список использованной литературы

1. Бурдье П. О телевидении и журналистике. М., 2003. 215 с.

2. Винер Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине. М:, 1986. 232 с.

3. Воробьев В.П., Дмитриев Е.И. Информационное поле: Социально-политический анализ. М., 2003. 235 с.

4. Ворошилов В. В. Журналистика. С.Петербург, 2000. 386 с.

5. Воскресенский Ю. Понятие «средства массовой информации». Роль коммуникации и СМИ в политической системе общества // Юрист. 2005. № 6. С. 33 -38.

6. Некляев Святослав Эдуардович. Участие средств массовой информации в обеспечении информационно-психологической безопасности в условиях локальных войн и международного терроризма: Дис…. канд. филол. наук: 10.01.10: Москва, 2003 149 c.

7. Хасан Аль-Наджар, Современная журналистика. Каир: Дар уль-Маариф, 1977.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *