Надо жить не тужить

10 / 23 октября – память великого старца ХIX века, преподобного Амвросия Оптинского (1812–1891). Публикуем отрывок из книги издательства Сретенского монастыря: «Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия».

Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Амвро­сия / Схиарх. Агапит (Беловидов). — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2010. — 440 с. Советы и наставления свои, которыми старец Амвросий пользовал души приходивших к нему с верою, преподавал он или часто в уединенной беседе, или вообще всем окружавшим его в форме самой простой, отрывочной и нередко шутливой. Вообще нужно заметить, что шутливый тон назидательной речи старца был его характерной чертой.

***

«Как жить?» — слышался старцем со всех сторон общий и весьма важный вопрос. По своему обыкновению он отвечал в шутливом тоне: «Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем мое почтение». Такой тон старцевой речи вызывал часто улыбку на устах легкомысленных слушателей. Но если посерьезнее вникнуть в это наставление, то каждый увидит в нем глубокий смысл. «Не тужить» — т.е. чтобы сердце не увлекалось неизбежными для человека скорбями и неудачами, направляясь к Единому Источнику сладости вечной — Богу; чрез что человек при бесчисленных и разнообразных невзгодах может успокаивать себя, мирясь с ними, или «смиряясь». «Не осуждать», «не досаждать». — Ничего нет обыкновеннее между людьми осуждения и досаждения, этих исчадий погибельной гордости. Их одних достаточно к тому, чтобы низвести душу человека во дно адово, между тем как они большей частью и за грех не считаются. «Всем мое почтение» — указывает на заповедь апостола: в почтительности друг друга предупреж­дайте (Рим 12, 10). Сводя все эти мысли к одной общей, мы видим, что в вышеприведенном изречении проповедовалось старцем главным образом смирение, эта основа жизни духовной, источник всех добродетелей, без которого, по учению святого Иоанна Златоуста, как упомянуто прежде, невозможно спастись.

***

На предлагавшийся старцу общий вопрос: «Как жить?» — иногда отвечал он и несколько иначе: «Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно; тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно».

***

«Мы должны, — еще говорил старец, — жить на земле так, как колесо вертится: чуть только одной точкой касается земли, а остальными непременно стремиться вверх; а мы как заляжем на землю, так и встать не можем».

***

«Спасение наше должно содеваться между страхом и надеждою»

На вопрос, как это праведники, зная, что они хорошо живут по заповедям Божиим, не возносятся своею праведностью, старец ответил: «Они не знают, каков ожидает их конец». «Потому, — прибавлял он, — спасение наше должно содеваться между страхом и надеждою. Никому ни в каком случае не должно предаваться отчаянию, но не следует и надеяться чрезмерно».

***

Вопрос: можно ли желать совершенствования в жизни духовной? Ответ старца: «Не только можно желать, но и должно стараться совершенствоваться в смирении, т.е. в том, чтобы считать себя в чувстве сердца хуже и ниже всех людей и всякой твари».

***

О терпении: «Когда тебе досаждают, никогда не спрашивай — зачем и почему. В Писании этого нигде нет. Так, напротив, сказано: если кто ударит тебя в десную ланиту, обрати ему и другую. В десную ланиту на самом деле ударить неудобно, а это разуметь нужно так: если кто будет на тебя клеветать или безвинно чем-нибудь досаждать, — это будет означать ударение в десную ланиту. Не ропщи, а перенеси удар этот терпеливо, подставив при сем левую ланиту, т.е. вспомнив свои неправые дела. И если, может быть, ты теперь невинен, то прежде много грешил; и тем убедишься, что достоин наказания».

***

Если кто-либо из братии, по малодушию и нетерпеливости, скорбел о том, что его не скоро представляют к мантии, или к иеродиаконству и иеромонашеству, старец имел обыкновение так говорить в назидание: «Это, брат, все придет в свое время, — всё дадут; добрых дел никто не даст».

***

«Чтобы не предаваться раздражительности и гневу, не должно торопиться»

О раздражительности: «Никто не должен оправдывать свою раздражительность какою-нибудь болезнью, — это происходит от гордости. А гнев человека, по слову святого апостола Иакова, не творит правды Божией (Иак 1, 20). Чтобы не предаваться раздражительности и гневу, не должно торопиться».

***

Беседуя о зависти и памятозлобии, старец сказал: «Нужно заставлять себя, хотя и против воли, делать какое-нибудь добро врагам своим; а главное — не мстить им и быть осторожным, что- бы как-нибудь не обидеть их видом презрения и уничижения».

***

«Любовь, конечно, выше всего. Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь ее иметь, то делай дела любви хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь».

***

«Кто имеет дурное сердце, не должен отчаиваться, потому что с помощью Божией человек может исправить свое сердце. Нужно только внимательно следить за собою и не упускать случая быть полезным ближним, часто открываться старцу и творить посильную милостыню. Этого, конечно, нельзя сделать вдруг, но Господь долготерпит. Он тогда только прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность или же когда не видит никакой надежды на его исправление».

***

О милостыне старец Амвросий говорил: «Святой Димитрий Ростовский пишет: если придет к тебе человек на коне и будет у тебя просить, подай ему. Как он употребит твою милостыню, ты за это не отвечаешь».

***

Еще: «Святитель Иоанн Златоуст говорит: начни отдавать неимущим, что тебе не нужно, что у тебя валяется; потом будешь в состоянии давать больше и даже с лишением себя, а наконец уже готов будешь отдать и все, что имеешь».

***

На вопрос, как понимать слова Писания: будьте мудры, как змии (Мф 10, 16), — старец объяснил: «Змея, когда нужно ей переменить старую свою кожу на новую, проходит чрез очень тесное, узкое место, и таким образом ей удобно бывает оставить свою прежнюю кожу: так и человек, желая совлечь свою ветхость, должен идти узким путем исполнения евангельских заповедей. При всяком нападении змея старается оберегать свою голову. Человек должен более всего беречь свою веру. Пока вера сохранена, можно еще все исправить».

***

«Безбожникам нет оправдания»

«Я говорила как-то батюшке, — пишет его духовная дочь, — об одной семье, что мне всех их очень жаль, — они ни во что не верят, ни в Бога, ни в будущую жизнь; жаль именно потому, что они, может быть, и не виноваты в этом сами, их воспитывали в таком неверии или были другие какие причины. Батюшка закачал головой и так гневно сказал: «Безбожникам нет оправдания. Ведь всем, всем решительно, и язычникам проповедуется Евангелие; наконец, по природе всем нам от рождения вложено чувство познания Бога; стало быть, сами виноваты. Ты спрашиваешь, можно ли за таких молиться? Конечно, молиться за всех можно”. «Батюшка! — говорила я вслед за тем. — Ведь не может ощущать в будущей жизни полного блаженства тот, которого близкие родные будут мучиться в аду?” А батюшка на это сказал: «Нет, там этого чувства уже не будет: про всех тогда забудешь. Это все равно как на экзамене. Когда идешь на экзамен, еще страшно и толпятся разнородные мысли, а пришла — взяла билет (по которому отвечать), про все забыла”».

***

Пришел к старцу какой-то господин, не верящий в существование бесов. Господин сказал: «Воля ваша, батюшка, я даже не понимаю, что это за бесы». На это старец ответил: «Ведь и математику не все понимают, однако она существует».

***

О лености и унынии: «Скука — унынию внука, а лени дочь. Чтобы отогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись; тогда и скука пройдет, и усердие придет. А если к сему терпения и смирения прибавишь, то от многих зол себя избавишь».

***

О нечувствии и бесстрашии, по поводу внезапной смерти С., батюшка сказал: «Вот смерть-то не за горами, а за плечами, а нам хоть кол на голове теши».

***

«Вот смерть-то не за горами, а за плечами, а нам хоть кол на голове теши»

Еще говорил: «Если на одном конце деревни будут вешать, на другом конце не перестанут грешить, говоря: до нас еще не скоро дойдут».

***

О силе покаяния рассказывал следующее: «Один все грешил и каялся, и так всю жизнь. Наконец покаялся и умер. Злой дух пришел за его душой и говорит: он мой. Господь же говорит: нет, — он каялся. «Да ведь хоть каялся, опять согрешал”, — продолжал диавол. Тогда Господь ему сказал: «Если ты, будучи зол, принимал его опять к себе после того, как он Мне каялся, то как же Мне не принять его после того, как он, согрешив, опять обращался ко Мне с покаянием? Ты забываешь, что ты зол, а Я благ”».

***

«Бывает, — так говорил батюшка, — что хотя грехи наши чрез покаяние и прощаются нам, но совесть все не перестает упрекать нас. Покойный старец отец Макарий для сравнения показывал иногда свой палец, который давно когда-то был порезан: боль давно прошла, а шрам остался. Так точно и после прощения грехов остаются шрамы, т.е. упреки совести».

***

«Хотя Господь и прощает грехи кающимся, но всякий грех требует очистительного наказания. Например, благоразумному разбойнику Сам Господь сказал: Ныне же будешь со Мною в раю (Лк 23, 48); а между тем после этих слов перебили ему голени; а каково было еще на одних руках, с перебитыми голенями повисеть на кресте часа три? Значит, ему нужно было страдание очистительное. Для грешников, которые умирают тотчас после покаяния, очищением служат молитвы Церкви и молящихся за них, а те, которые еще живы, сами должны очищаться исправлением жизни и милостынею, покрывающею грехи».

***

«Креста для человека (т.е. очистительных страданий душевных и телесных) Бог не творит. И как ни тяжек бывает у иного человека крест, который несет он в жизни, а все же дерево, из которого он сделан, всегда вырастает на почве его сердца». Указывая себе на сердце, батюшка прибавлял: «Древо при исходищах вод, — бурлят там воды (страсти)».

***

«Когда человек, — говорил еще старец, — идет прямым путем, для него и креста нет. Но когда отступит от него и начнет бросаться то в ту, то в другую сторону, вот тогда являются разные обстоятельства, которые и толкают его опять на прямой путь. Эти толчки и составляют для человека крест. Они бывают, конечно, разные, кому какие нужны».

***

«Иногда посылаются человеку страдания безвинно для того, чтобы он, по примеру Христа, страдал за других. Сам Спаситель прежде пострадал за людей. Апостолы Его также мучились за Церковь и за людей. Иметь совершенную любовь — и значит страдать за ближних».

***

Говорил еще старец: «Один брат спросил другого: кто тебя обучил молитве Иисусовой? А тот отвечает: бесы. — «Да как же так?” — «Да так: они беспокоят меня помыслами греховными, а я все творил да творил молитву, — так и привык”».

***

Один брат жаловался старцу, что во время молитвы множество бывает разнообразных помыслов. Старец на это сказал: «Ехал мужик по базару; вокруг него толпа народу, говор, шум, а он все на свою лошадку: но-но! но-но! — так помаленьку-помаленьку и проехал весь базар. Так и ты, что бы ни говорили помыслы, все свое дело делай — молись!»

***

Чтобы люди не оставались в беспечности и не возлагали всю свою надежду на постороннюю молитвенную помощь, старец повторял обычную народную поговорку: «Боже-то поможи, да и сам мужик не лежи». А Т. сказала: «Батюшка! Чрез кого же нам просить, как не через вас?» Старец ответил: «И сама проси; ты вспомни, — двенадцать апостолов просили Спасителя за жену хананеянку, но Он не услышал их; а сама стала просить, упросила».

***

Но так как молитва есть сильнейшее оружие против невидимого врага, то он и старается всячески отвлекать от нее человека. Передавал старец такой рассказ: «На Афоне у одного монаха был скворец-говорун, которого монах очень любил, увлекаясь его разговорами. Но вот странно: лишь только монах начнет исполнять свое молитвенное правило, скворец тут и разговорится и не дает молиться монаху. Раз на светлый праздник Воскресения Христова монах подошел к клетке и говорит: «Скворушка, Христос воскресе!” А скворец отвечает: «Вот то-то и беда наша, что воскрес”, — и тут же околел, а в келье монаха разлилось нестерпимое зловоние. Тогда понял монах свою ошибку и раскаялся».

***

Что Бог главнее всего смотрит на внутреннее молитвенное настроение души человека, об этом старец говорил: «Пришел как-то к упомянутому выше отцу игумену Антонию один больной ногами и говорит: «Батюшка, у меня ноги болят, не могу класть поклоны, и это меня смущает”. Отец Антоний ответил ему: «Да уж в Писании сказано: Сыне, даждь ми сердце, а не ноги”».

***

«Отчего люди грешат?» — задавал иногда старец вопрос и сам же решал его: «Или оттого, что не знают, что должно делать и чего избегать, или если знают, то забывают; если же не забывают, то ленятся, унывают. Наоборот, так как люди очень ленивы к делам благочестия, то весьма часто забывают о своей главной обязанности — служить Богу; от лености же и забвения доходят до крайнего неразумия или неведения. Это три исполина — уныние или леность, забвение и неведение, — от которых связан весь род человеческий нерешимыми узами. А затем уже следует нерадение со всем сонмищем злых страстей. Потому мы и молимся Царице Небесной: Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от мене, смиреннаго и окаяннаго раба Твоего, уныние, забвение, неразумие, нерадение и вся скверная, лукавая и хульная помышления…».

В день обретения мощей Амвросия Оптинского настоятель храма в честь Андрея Первозванного, что в деревне Барыбинка иерей Геннадий Феоктистов совершил молебен у источника, освященного в честь преподобного старца.

Небольшая деревня, расположенная в двадцати минутах езды от Тулы, сегодня насчитывает не больше десяти дворов. По словам старожилов, лет шестьдесят назад жизнь в Барыбинке была совсем другой: около ста домов, расположенных в три линии и множество семей с детьми, проживало в этом населенном пункте. В пятидесятые годы прошлого века люди потянулись в Тулу. С тех пор деревня постепенно пустела, но с появлением храма в честь апостола Андрея Первозванного и источника, освященного в честь преподобного старца Амвросия Оптинского жизнь в Барыбинке ощутимо изменилась. В эти края чаще стали приезжать горожане, жители соседних деревень и многие именно к источнику в честь оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. Люди набирают домой воды из источника, считая ее целебной, с молитвой окунаются в купель под деревянным срубом, а некоторые приезжают, чтобы навсегда связать свою жизнь с этим благодатным местом.

«С тех пор как в нашей деревне появился храм и освятили источник — стало радостней, — считает Николай Иванович Задонский, — люди потянулись сюда, кто-то приходит к источнику, кто-то на богослужение в храм, да и местные жители духовно сплотились. Кроме того, некоторые стали приезжать сюда, чтобы построить дом, считаю это хороший знак.

Вы видели, как умирает деревня? Это очень тяжело переживать. Я однажды летел над Китаем и внизу были нескончаемые мириады огоньков и света, а когда мы перелетели на нашу сторону только очаги, тут свет и тут, а кругом темнота. Где огоньки – там люди на земле. У нас к сожалению, территория большая, а людей не хватает. Надеюсь, что в нашей деревне так не будет, ведь сегодня жизнь в Барыбинке все больше возрождается, вот и дорогу от храма к источнику выхлопотали, спасибо нашей главе, помогла». В день памяти великого подвижника Божия, иеромонаха Амвросия, Николай Иванович желает всем, как писал преподобный: «Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем — мое почтение».

В день обретения мощей великого подвижника, старца Амвросия Оптинского у источника собрались прихожане храма в честь апостола Андрея Первозванного, для которых этот молебен еще одна возможность соборно вознести ко Господу свои молитвы, напитаться благодатью Святого Духа. Среди зеленых полей, под журчание источника молитва их звучала особенно проникновенно и искренне. А после того как отец настоятель щедро окропил всех святой водой, люди радостные, набирали в источнике воду и долго беседовали с батюшкой.

Прихожанин храма в честь апостола Андрея Первозванного Павел Павликовский специально в этот день приехал к источнику из Тулы. «Если есть возможность вместе помолиться, считаю важно не упустить эту возможность, — считает Павел, — молитва в кругу друзей, единомышленников имеет большую силу, поэтому я и еду сюда из областного центра. Стараюсь по воскресеньям и по праздникам всегда бывать здесь на богослужениях. Для меня это важно».

«Для нас, местных жителей источник в честь старца Амвросия имеет большое значение,-рассказала Вера Юдаева, — во-первых, это водичка, которую батюшка сегодня освятил. Мы же уже не молоды и, очень надеемся, что она нам будет на пользу, во здравие души и тела. Во-вторых, с появлением источника люди стали жить иначе, появилось какое-то движение. Все строится, облагораживается, вот и дорогу к источнику провели. Она хоть и не асфальтовая, а покрыта лишь щебенкой, все равно большое подспорье. Раньше в дождь и пройти было невозможно, а теперь и машины едут.

Знаю, что у меня благодаря молитве, помощь Божия и в самых обычных вещах бывает. Вот, например, когда я еду в Тулу, обязательно у нашего храма остановлюсь, молитву прочту, перекрещусь и, глядишь, минут через десять подъедет автобус (что надо сказать большая редкость в наших местах). Также и обратно, когда с Калинина уезжаю, у Покровского храма задержусь, попрошу у Господа побыстрее добраться домой и тут же транспорт подъезжает».

Еще преподобный Амвросий Оптинский писал: «Надейся на милость и помощь Божию и веруй, что силен Господь избавить тебя от всех козней человеческих и вражеских. Сказано в псалмах: «Господь разоряет советы языков и отметает мысли людей; совет же Господень пребывает во век».

Елена Валеева,

фото автора

За пару месяцев коронавирус сильно изменил наш привычный уклад. Студенты переведены на дистанционное обучение. Некоторые перешли на работу по «удаленке». А объявленная президентом нерабочая неделя – вовсе не каникулы, а рекомендация остаться дома и не выходить на улицу. Но не стоит относиться к этому как к ущемлению наших прав. Вынужденное ограничение не только поможет снизить распространение инфекции, но и позволит нам сделать много полезного для себя и своих близких.

Рука помощи
Прежде чем говорить о том, чем вы можете заняться в самоизоляции дома, следует, наверное, рассказать о том, как можно помочь пожилым сорочинцам на домашнем карантине. Они более всех нуждаются в нашей поддержке и заботе.
Сегодня в Сорочинском городском округе создан волонтерский штаб акции «МыВместе». На базе службы КЦСОН работает телефон «горячей» линии с 9.00 до 20.00 часов местного времени 8(35346) 4-10-26 по доставке продуктов, товаров первой необходимости, лекарств и оплаты услуг ЖКХ гражданам старшего поколения и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, находящимся в режиме самоизоляции.
Волонтерский колл-центр работает на базе Оренбургского регионального отделения партии «Единая Россия». Заявки от оренбуржцев, нуждающихся в помощи, принимаются по телефонам: 8 (3532) 45-44-85, 8 (3532) 92-45-44 и 8 (3532) 89-45-44.
Круглосуточно работает колл-центр, организованный Общероссийским народным фронтом и волонтерскими объединениями. Телефон горячей линии – 8 (800) 200–34–11.
Вы так же можете присоединиться к работе волонтерских объединений через интернет-платформу мывместе2020.рф или позвонив в один из колл-центров.

Важней всего порядок в доме
Первое и самое очевидное, что приходит на ум, когда ты оказался в четырех стенах – это привести в порядок то, что эти четыре стены окружают. И, согласитесь, найдется немало вещей, которые хотелось бы улучшить, но до чего руки никак не доходили, поскольку времени не хватало. Теперь оно появилось. Можно сделать генеральную уборку. А лучше всего попробуйте каждый день убираться в доме. Если это войдет в привычку, то в будущем вам не придется тратить на генеральную уборку весь выходной. Но и помимо уборки есть много нужных дел. Навести порядок в вещах, сделать мелкий ремонт, а может, даже и не совсем мелкий. Пересадить цветы, переставить мебель. Список можно перечислять долго, ведь домашней работы мало не бывает, это вам любая хозяйка скажет.
Тем, кто живет в своем доме или на даче, и советовать ничего не будем, они лучше знают, сколько дел их ждет на участке, тем более в такую погожую пору.

Расту над собой
Можно, конечно, ничем не утруждать себя, а просто лежать на диване, смотреть телевизор. Тоже вариант, но может скоро наскучить. Поэтому попробуйте и из этого извлечь пользу. На ТВ есть не только развлекательные, но и познавательные программы, документальные фильмы по истории, культуре, в конце концов, кулинарные передачи. Почему не попробовать себя в роли повара? Вдруг получится и понравится!
Если нет проблем с интернетом, то тут в плане самообразования выбор богатейший. Например, министерство культуры Оренбургской области запустило на портале «Культура Оренбуржья» (www.kultura.orb.ru) онлайн-проект Культура.LIVE. Видеозаписи спектаклей, лекций, церемоний, концертов, уроков и мастер-классов, созданные за несколько лет лучшими коллективами и яркими представителями Оренбургской культуры и ставшие «золотым фондом» отрасли.
Так же известнейшие театры России объявили о планах по организации бесплатных трансляций спектаклей, различных лекций и мастер-классов в интернете. То же самое касается и музыки, поскольку филармонии и оперные театры, причем и наши, и зарубежные, открыли бесплатный доступ к своим архивам. А крупные мировые музеи уже давно имеют виртуальные туры или оцифрованные архивы. Кстати, подобное есть и в нашей области.
И, в конце концов, когда вы брали в руки книгу и спокойно читали? Даже если вы не завзятый библиофил, наверняка в вашем доме найдется несколько хороших произведений. Вспомните, как это здорово, читать…

Учимся вместе
Если вы не гордый одиночка, а человек семейный, с детьми, можно заняться программой самообразования. Во-первых, подрастающее поколение далеко оставило вас позади в том, что касается путешествий по интернету, социальных сетей и пользования различными гаджетами. Здесь оно вас многому научить сможет. Во-вторых, ваше чадо, как и вы, находится в этой самой изоляции, учится дистанционно. Попробуйте вместе проходить школьную программу. Вам не помешает освежить подзабытые знания, возможно, где-то вы сможете что-то подсказать школяру. Но, самое главное, вы наконец-то нормально пообщаетесь с ребенком, не ограничиваясь дежурной вечерней фразой «Как в школе, что получил?». Возможно, сразу по душам поговорить и не удастся, но у вас есть время и есть интересные дела, которыми можно заниматься вместе.

Быстрее, выше, сильнее
Одним из таких занятий может быть спорт. Например, наконец-то начать делать зарядку. А может, перейти и к более серьезным тренировкам, благо есть много комплексов, которые не требуют специальных снарядов и тренажеров, а только задействуют вес вашего тела. Благодаря таким домашним тренировкам вы сможете поддержать форму и получать физические нагрузки. Это очень важно. Вы находитесь долгое время в четырех стенах, и естественно, ваша физическая активность уменьшается. Так что можно последовать такому совету: поставить будильник и каждый час – полтора вставать с дивана или из-за стола, ходить по квартире или делать легкую зарядку.
В общем, если поразмышлять, то можно придумать много интересных занятий. И тогда дома будет сидеть совсем не скучно.

Иван Петров

Понравился материал? Поделись с друзьями в соцсетях!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *