Надпись на иконе

Образ святого, 5 букв, сканворд

  • «из одного дерева … и лопата» (посл.)
  • «Картинка» за лампадой
  • «Картинка» на аналое
  • «Портрет» в киоте
  • «Портрет» с окладом
  • «Слушательница» молитв
  • «Троеручица» как она есть
  • «Троица» кисти Андрея Рублёва
  • «троица» Рублева
  • … стиля
  • Божья картинка
  • В христианстве изображение лиц или событий священной или церковной истории, являющееся предметом почитания, у православных и католиков закреплённого догматом Седьмого Вселенского собора 787 года
  • Вратарница
  • Вставлены в киот
  • Деисус
  • древнейшая русская чудотворная … «Знамение» слыла главной святыней Великого Новгорода
  • Древнейшая русская чудотворная… «Знамение» слыла главной святыней Великого Новгорода
  • живописное изображение Бога
  • Живописное изображение Бога и святых
  • Живописное изображение Бога и святых, являющееся предметом религиозного поклонения в христианстве
  • Живописное изображение бога, святого или святых, образ
  • живописное изображение Бога, святых
  • Живописное изображение Иисуса Христа, Богоматери, сцен из Священного писания и т. п., являющееся предметом поклонения у верующих; образ
  • Живописное изображение святых
  • Живописный предмет поклонения
  • Живопись в церкви
  • Изделие от Андрея Рублёва
  • Изображение Бога
  • Изображение Богородицы
  • Изображение в киоте
  • Изображение какого-либо святого
  • Изображение лика святого
  • Изображение святого
  • Изображение святых на Руси
  • Изображение Троицы
  • Изображение Христа
  • какое слово в «Католической энциклопедии» Иоанн Дамаскин объяснял как «видимый образ невидимого, данный нам ради слабости понимания нашего»
  • какое слово в «Католической энциклопедии» Иоанн Дамаскин объяснял как «видимый образ невидимого, данный нам ради слабости понимания нашего»?
  • Картина богомаза
  • картина в сиянии лампады
  • Картина от Андрея Рублёва
  • картина Феофана Грека
  • Лик Божьей Матери
  • Лик в свете лампады
  • Лик святого в окладе
  • лик святого в храме
  • лицо с Окладом
  • молитва в красках
  • На какую картину молятся?
  • На нее молятся православные
  • немая слушательница молитвы
  • Облачённая в ризу
  • Образ
  • Образ в окладе
  • Образ в соборе
  • Образ в храме
  • Образ верующего
  • Образ над лампадой
  • Образ святого
  • образ, живописное произведение, символически и в соответствии с особыми канонами изображавшее религиозные сюжеты для совершения перед ним молитв и обрядов
  • Образ, которому молятся
  • Образок
  • объект молений православного
  • Окладистый портрет угодника
  • Она покрыта окладом
  • От греческого «изображение, образ
  • по старинным приметам — если она упадет, то к покойнику
  • подушка безопасности в жигулях
  • полотно А. Рублева
  • Портрет Бога
  • Портрет в церкви
  • Портрет Девы Марии
  • Портрет кисти Андрея Рублёва
  • Портрет кисти Диониса
  • Портрет кисти Дионисия
  • портрет кисти Рублева
  • Портрет над лампадой
  • Портрет небожителя
  • Портрет пророка Николая
  • Портрет святого
  • Портрет Троицы
  • Почитаемый образ
  • Предмет в киоте
  • Предмет поклонения верующих
  • Предмет поклонения верующих в православии и католицизме
  • Произведение живописи, уважаемое независимо от его худож. ценности
  • произведение живописи, уважаемое независимо от его художественной ценности
  • Религиозная картина
  • Религиозная картинка
  • Религиозный портрет
  • Религиозный предмет
  • религиозный складень
  • Рукописная святыня
  • Рукотворный лик святого
  • сакральное изображение Христа
  • Святая картина
  • святая картина в церкви
  • Святая картина в церкви.
  • святая картина для бития поклонов
  • Святая картина для битья поклонов

>Образ святого

Ответ на кроссворд из 5 букв, на букву И:

ИКОНА

Что значит слово ИКОНА в словарях:

  • «Из одного дерева ИКОНА и лопата» (пословица)
  • «Картинка» за лампадой
  • «Картинка» на аналое
  • «Портрет» в киоте
  • «Портрет» с окладом
  • «Троеручица» как она есть
  • «Троица» Андрея Рублёва
  • «Троица» Рублёва
  • «Троица» кисти Андрея Рублёва
  • «Троица» кисти Рублёва
  • Icon
  • Божья картинка
  • Вратарница
  • Живописное изображение Бога
  • Живописное изображение Бога, святых
  • Изделие от Андрея Рублёва
  • Изображение Богородицы
  • Изображение святого
  • Какое слово в «Католической энциклопедии» Иоанн Дамаскин объяснял как «видимый образ невидимого, данный нам ради слабости понимания нашего»?
  • Какой роман англичанин Фредерик Форсайт посвятил российской политике?
  • Какую картину лампада освещает
  • Картина от Андрея Рублёва
  • Лик Божьей Матери
  • Лик святого в окладе
  • Лик святого в храме
  • На какую картину молятся?
  • На нее молятся православные
  • Немая слушательница молитвы
  • Облачённая в ризу
  • Образ в окладе
  • Образ в соборе
  • Образ в храме
  • Образ верующего
  • Образ над лампадой
  • Вопрос: Образ святого — ответ: ИКОНА
  • Образ, которому молятся
  • Объект молений православного
  • Окладистый портрет угодника
  • Опус богомаза
  • По рождении Петра Алексеевича, будущего российского императора, художнику Симону Ушакову была заказана она — размером точно с младенца
  • По старинным приметам — если она упадет, то к покойнику
  • Портрет Девы Марии
  • Портрет в церкви
  • Портрет кисти Андрея Рублёва
  • Портрет кисти Дионисия
  • Портрет кисти Рублёва
  • Портрет над лампадой
  • Портрет небожителя
  • Портрет святого
  • Почитаемый образ
  • Пред ней лампада зажжена
  • Предмет поклонения верующих
  • Религиозная картина
  • Религиозный портрет
  • Рукописная святыня
  • Рукотворный лик святого
  • Сакральное изображение Христа
  • Святая картина в красном углу избы
  • Святая картина в церкви
  • Святая картина для бития поклонов
  • Святая картина для битья поклонов
  • Святая церковная картина
  • Святой лик за лампадой
  • Святой лик на святой картине
  • Святой портрет в углу избы
  • Святой церковный лик
  • Святыня за лампадой
  • Содержимое киота
  • Споручница
  • Стоит в божнице
  • Стоит в киоте
  • Текущая миром
  • Украшена окладом
  • Фетиш от богомаза
  • Церковная святая картина
  • Церковный «экспонат»
  • Церковный прообраз значка на мониторе
  • Что висит в красном углу?
  • Что можно найти в киоте?
  • Что такое панагия?
  • Чудотворная ..
  • Чудотворный образ
  • Шедевр от богомаза
  • деисус
  • образок
  • она покрыта окладом
  • портрет Бога
  • портрет Троицы
  • портрет кисти Диониса
  • религиозная картинка
  • религиозный складень
  • творение Рублёва

Образ над лампадой

Образ, которому молятся

За время существования Византийского государства, период которого составил IV-XV век, культурное мировоззрение общества успело значительно преобразиться, благодаря появлению новых творческих взглядов и направлений в искусстве. Их уникальное многообразие художественных произведений, которые по-разному отражали сложившуюся в мире действительность, способствовали непременному развитию высших духовных ценностей, побуждая новые поколения общества к наибольшему просвещению. Среди самых распространенных видов культурного достояния Римской империи, особое внимание следует уделить иконописи.

История византийских икон

Это старинный религиозный жанр средневековой живописи, где авторам предстояло наглядно проиллюстрировать образы мифических персонажей, взятые из библии. Изображения священных лиц, которые римским художникам удавалось полностью отобразить на твердой поверхности, стало называться иконой. В основе создания первых византийских икон, лежит старинная техника написания, получившая широкую популярность в античные времена. Она назвалась энкаустика. В процессе её использования, иконописцам приходилось разбавлять свои краски, смешивая их с воском, который являлся главным действующим веществом. Его уникальная формула, покрывающая внешнюю сторону священного полотна, позволяла иконе долгое время сохранять свой первозданный вид в первоначальной исходной форме. Помимо этого, главные черты лица, отражающие подлинный взгляд религиозных личностей представлялись художественными творцами весьма поверхностно, с отсутствием точной детализации. Именно поэтому в первых работах, Доиконоборческого периода, охватывающий период 6 – 7 века, можно сразу же обратить внимание на грубые и в некоторых местах размытые черты лица. К числу их главных произведений следует отнести синайскую икону Апостола Петра.

Далее, с наступлением Иконоборческого периода, традиционное создание религиозных икон оказалось крайне затруднено. В первую очередь, это было связано с новыми общественно-политическими движениями, которые активно предпринимались в Византии на протяжении нескольких сотен лет. Ярые противники религиозной культуры стремились полностью запретить многовековое почитание икон, при помощи их полного уничтожения.

Однако, византийские иконы все-таки продолжили создавать, осуществляя данный процесс в строгой секретности от государственного надзора. На тот момент времени, действующие иконописцы решили полностью поменять ранее сложившееся отношение к пониманию церковной веры.

Символика и образы византийской иконы

Новый художественный замысел способствовал окончательному изменению прежней символики, которая знаменовалась переходом от старого натуралистического восприятия чувственного мира к более религиозному и священному его отражению. Теперь образы византийских икон придерживаются иных рукописных канонов. В них, обычные человеческие лица заменены на лики, вокруг которых в полукруглой форме сиял золотистый нимб. В зависимости от степени святости героев, которые представлены в библейской мифологии, наименование их ликов стало подразделяться на такие категории как Апостолы; Бессребреники; Благоверные; Великомученики; Мученики, и.т.д. Всего их насчитывается 18 видов. Наглядным примером, демонстрирующий применение новых художественных канонов, является икона Иисуса Христа в византийском стиле, которая называется Христос Пантократор.

В основе её создания были задействованы новые цветовые формы, представляющие собой сочетание натуральных и порошковых красок размешанные в жидкости. Основные черты лица, которые художнику удалось придать данной святыне, оказались настолько естественными и правильно переданными, что и в остальных последующих работах, Божий взгляд стал представлялся точно в таком же, виде, который предшествовал ранее созданному оригиналу.

Значение икон

В трудные времена массового голода, эпидемии чумы и народных восстаний, когда жизни и здоровью людей угрожала серьезная опасность, значение Византийских святынь оказывалось крайне велико в оказании помощи и спасении. Их чудотворные свойства позволяли исцелить маленьких детей и взрослых от многих сердечно-сосудистых и головных болезней. Кроме того, люди старались обращаться к ним заблаговременно, с целью формирования жизненного благополучия родным и близким.

Влияние на древнерусскую иконографию

Иконы Византии, во всем своем эстетическом великолепии сумели внести неоценимый вклад в развитие древнерусской иконографии. Поскольку главными основоположниками культурно-религиозного просвещения, в первую очередь следует выделить именно римских художников-иконописцев. Свои накопленные знания по созданию церковного великолепия они успели передать не только своему будущему поколению, но и другим существовавшим на тот промежуток времени государствам, одним из которых являлась Древняя Русь.

Церковные христианские предания относят создание первых икон к апостольским временам и связывают их с именем евангелиста Луки. Апостолу и евангелисту Луке приписывают семьдесят икон, изображающих Богоматерь, но лишь три из них были написаны с самой Богородицы, получив ее прижизненное благословение.
св. Лука пишет икону Богоматери: слева — автор Михаил Дамаскин, XVI век, справа — автор иконы неизвестен, XV-XVI вв.
Иконы (по греч. «образ») получили широкое распространение при Юстиниане в VI веке, прежде всего в храмах. Ранние христиане называли иконой всякое изображение святого, противопоставляя его «идолу» — языческому изображению. Позже так стали называть только портреты святых. Появление иконы позволило объединить две важные культовые функции – поминовения и поклонения.
Самое широкое распространение имели деревянные иконы. Основа – деревянная доска с наклеенной на нее тканью – паволокой. Затем идет левкас – слой белого шлифованного грунта из гипса и мела; на него наносят контуры рисунка и красочный слой, который закрепляют сверху защитным слоем олифы или лака.
Несколько позже возникла традиция обрамления иконы – оклад, его выполняли из дерева и драгоценных металлов, украшали жемчугом и самоцветами.
На развитие иконописи большое влияние оказала египетская живопись, в частности, фаюмский надгробный портрет (большинство изображений найдено в египетском оазисе Эль-Фаюм, в районе дельты Нила).
Фаюмские портреты – единственный известный образец древней станковой портретной живописи, написаны в технике энкаустики или темперой на тонких деревянных дощечках (реже на холсте). Естественно портреты писались с человека, еще при его жизни и хранились в доме, а после смерти накладывались как маски на лицо.
В дельте Нила, с IV в. до н.э. греки, а потом с первых десятилетий н.э. римляне составляли большинство населения. Они восприняли многие древнеегипетские обычаи, в частности мумификацию, однако вместо условных масок, которые египтяне клали на лицо мумии, греки и римляне использовали реалистические портреты. В фаюмских портретах соединились и переплелись: египетская вера в бессмертие души, эллинистическая культура живописи и жизненная достоверность римского мозаичного и скульптурного портрета. Но мозаичный портрет слишком дорог, «не по карману» для большинства людей и его невозможно было использовать как посмертную маску.
фаюмский портрет римский мозаичный портрет, III век
Изображенные анфас, лица на фаюмских портретах строги, отрешенно бесстрастны, взгляд огромных глаз устремлен вдаль, мимо зрителя. Именно этот метод был использован при создании византийского иконописного канона.
На каждой из древнейших, дошедших до нас, икон VI века изображался один святой по пояс или погрудно. Иконы писались в технике энкаустики – восковыми расплавленными красками, в результате создавалась блестящая, реально осязаемая поверхность. Иконы писали также темперой (краски на яичной основе), но ситуацию это не изменило. Благодаря этому долгое время сохранялись античные традиции – лица изображенных святых наделены чувственной красотой, а тела объемны почти до осязаемости.
Христос Пантократор из монастыря св. Екатерины, Синай, VI в. энкаустическая икона Христа
Вероятно, поэтому у многих христиан возникал вопрос о самой возможности изображения священных сюжетов и персонажей, о назначении подобных символов. Для христиан изображение Бога должно было только напоминать о нем, но не замещать его.
Из ранних икон сохранились немногие энкаустические иконы:
апостол Петр. VI век. Монастырь св. Екатерины на Синае
По приказу императора Максимилиана для всеобщего осмеяния Сергия и Вакха, как и десятки, сотни других христиан, водили по городу в женской одежде с железными обручами на шеях, к которым прикреплены большие железные кресты. Как только мученик делал шаг, «украшения» вонзались ему в шею, поэтому человек вынужден был держать тяжеленный крест в руках. Святые мученики изображены погрудно, в их больших, широко раскрытых глазах духовная сосредоточенность, усталость и отрешенность от мира, но нет страха и отчаяния.
святые, мученики Сергий и Вакх. VI или VII век. Монастырь св. Екатерины на Синае
Меньше всего сохранилось икон, написанных темперой и крайне редки сюжетные иконы:
слева — святые Харитон и Феодосий, темпера, Синай, VIII-IX вв.
справа — Крещение Господне. Палестина, около 600 г.
Очень многие иконы, почти все, были уничтожены в период иконоборчества.
К началу VIII в. почитание икон достигло огромного размаха, превратившись в суеверие.
Иконы стали считать не только образом, который может возвести к духовным сущностям, но собственно священными предметами в которых изначально (с момента ее написания) заключена божественная благодать. Иконы превратились в предмет настоящего культа, разновидность языческого идолопоклонства. Некоторые священники, убежденные в сакральности икон, скоблили краски с икон, смешивали их с хлебом и вином и давали прихожанам во время причастия. Но большая часть духовенства просто использовало суеверия паствы в целях обогащения и усиления своего влияния. Это позволило монастырям накопить огромные богатства, значительно превышавшие императорские и государственные запасы.
В 726 г. император Лев III, Исавр, издал указ, запрещающий воздавать поклонения иконам как божественным изображениям и предписывающий размещать иконы в храмах на значительной высоте. Духовенство в ответ обвинило императора в оскорблении христианских святынь.
Все население империи разделилось на два лагеря: иконоборцев и иконопочитателей.
Противники икон опирались на положения Библии: Бог есть дух, никто никогда его не видел и человек не может его увидеть, а также заповедь Моисея: не сотвори себе кумира. Они допускали только чисто символический образ: евхаристические хлеб и вино, а для украшения храмов: золотые одежды, орнамент и изображения животных, птиц, охоты, скачек, рыбной ловли и театральных зрелищ. Эти же идеи получили большое распространение в эпоху Реформации.
Против иконоборчества выступил ряд церковных деятелей. Они утверждали, что отрицая божественные изображения, иконоборцы отрицают возможность одухотворения материи, что противоречит основам христианского учения.
Для большинства представителей католической церкви это был повод, предлог для выхода из-под власти Константинополя. Папа Григорий III приказал прекратить сбор подати в пользу Восточно-Римской империи, дав понять, что отныне он не считает себя подданным императора, и этот его шаг поддержала вся Италия. Затем последовало провозглашение Священной Римской империи во главе с Карлом Великим (но об этом я уже писала…).
К концу VIII в. движение иконоборцев пошло на убыль. В 787 г. императрица Ирина, созвала в Константинополе VII Вселенский Собор, который постановил; «иконы – напоминательные начертания» и почести им разрешалось воздавать только в таком качестве. Тем самым Собор отверг и иконоборчество и крайности иконопочитания.
VII Вселенский собор, слева — икона; справа — миниатюра из Минология Василия II, 985 г.
Триумф православия, икона
Но даже подтверждение в 843 г. нового VIII Собора решений предыдущего VII Собора не разрешило всех проблем. Особенно остро стояли вопросы: что именно можно изображать на иконе и как именно это следует передавать.
Ответ на вопрос «что» был дан в трудах Иоанна Дамаскина.
Созданная им теория «священного образа» положила начало канонизации иконописи.
Дамаскин призывал различать «образ» и «изображение». Изображение подобно телу человека, но не имеет душевных сил, напротив, сын, будучи естественным образом отца, не является его копией, но находится с ним в духовном родстве. Всякий образ есть выявление и отображение/обнародование скрытого. Невидимого, неописуемого Бога изобразить невозможно, но воплотившегося Бога, реально принявшего человеческую плоть, жившего среди людей, изображать не только можно, но и необходимо.
Можно и нужно писать то, что существовало в земной действительности – сцены из Священного Писания, из жизни святых, Богоматерь и Христа в их земном облике. Вся вселенная может быть показана с помощью образов, при этом изображаются тела и фигуры, имеющие телесное очертание и окраску.
Нельзя изображать только Бога-Отца, поскольку никто из смертных никогда его не видел.
Изображать невидимое и бестелесное можно, но в символическом и аллегорическом виде. Но могут быть показаны и бестелесные «духовные существа». Они отображаются так, «как их видели достойные люди».
Так в православной церкви утверждается первенство авторитета перед/над опытом.
Теория средневековой (византийской) иконописи сложилась в VII-VIII вв. благодаря трудам Иоанна Дамаскина.
Иоанн-Мансур, в монашестве Иоанн Дамаскин, родился во второй половине VII в. в Дамаске и, получив в наследство от отца должность казначея при дворе халифа, оставил двор, переехал в Иерусалим, стал монахом и до конца своей жизни прожил в пещерном монастыре св. Саввы на берегу сухого Кедронского потока.
Слева — икона прп. Иоанн Дамаскин. Афон. XIV в.
Справа — икона преподобных Иоанна Лествичника, Иоанна Дамаскина, Арсения. (таблетка).
Новгород. Конец XV в. 24 х 19. Из Софийского собора. Новгородский музей
Дамаскину принадлежит обоснование основного принципа средневековой (и византийской) культуры – компилятивность.
Компиляция (лат. «ограбление») понимает творчество не как создание чего-то принципиально нового (все уже создано Богом), а как составление и сопоставление известных высказываний мыслителей прошлого.
Принцип создания, «сочинения нового», движения вперед, а значит прогресса, и связанное с этим понятие inventio (изобретение, новация, инновация, новшество) появился значительно позднее, только в Новое время.
Дамаскин писал: «Я не скажу ничего своего, но по мере сил соберу и представлю в сжатом изложении то, что было разработано испытанными наставниками». Главным философским компилятивным трудом Дамаскина был энциклопедический двухтомник «Источник знания».
В искусстве Византии принцип/идея компилятивности нашел поддержку среди всех слоев населения, поскольку в нем отразилась необходимость/потребность «собирания» идей, достижений эллинистической и римской античности, хрстианских идей и достижений ряда культур других народов Средиземноморья, поскольку сама Империя ромеев была конгломератом многих народов, идей и культур.
Реально зримое и понятное всем ромеям и неромеям воплощение, отражение принцип компиляции имел в мозаике, где целое собирается из заранее данных частичек. На это, как пример, аналога мыслительной деятельности, указывал и сам Дамаскин.
Дамаскин обосновал значение иконы в православии тем, что икона дает созерцающему информацию, «заменяя неграмотным книги». Он призывал полнее изображать в храмах церковную историю. Так в иконопись входит исторический жанр: многие православные церкви целиком заполнены мозаиками и фресками. Более того, церковно-исторические циклы часто составляют единственное сюжетное содержание икон.
«Образ есть напоминание», рассматривая события из жизни святых, верующие стремятся им подражать, вспоминают, что сами изначально были чисты и святы и лишь грехами своими замутили свою чистую божественную природу.
Икона дает духовное наслаждение – глядя на нее, люди возвышаются духом.
Изображенное на иконе не является конечной целью ее понимания, икона – не картина, изображение на иконе – не реалистическое.
Икона создается для синтетического восприятия, как один из предметов церковного ритуала важными составными частями которого является использование большинства органов чувств: зрения (созерцание икон, мозаик и фресок, мерцающего света горящих свечей), слуха (звуки церковного пения, голоса священнослужителей во время службы), обоняния (запах ладана) и осязания (целование икон). Все это обеспечивает понимание глубинной сущности иконы, с которой связано два главных понятия: благодати и поклонения.
Понятие благодати является краеугольным камнем в христианстве вообще (и не только в нем, а во всех мировых и национальных религиях).
Благодать понимается не как справедливость или честность, а как вполне конкретная и реальная субстанция, которая может накапливаться и передаваться от одного человека или предмета, которые уже обладают благодатью, к другому человеку.
Именно это, считает Дамаскин, основа чудотворных икон, а также почитание наполненных благодатью мощей святых и их могил.
И в настоящее время православная служба возможна лишь в том случае, если в храме в наличии имеется антиминс – шелковый плат с изображением положения Христа во гроб и зашитым кусочком (кусочками) мощей святых. Антиминс – источник благодати всего храма.
Принято считать, что благодать передается через глаза и ладони рук, поэтому при возложении ладоней на голову человека (рукоположение, например, при посвящении в духовный сан) священник передает посвящаемому часть своей святой силы.
Наполненный благодатью человек пребывает в особом состоянии и не делает греха, не может его совершить, а не потому, что боится его совершить под страхом посмертного наказания (Из Слова о законе и благодати митрополита Иллариона).
Икона является писанным поклонным образом. Дамаскин считает это положительным моментом веры. Люди поклоняются запечателенному в иконе образу/образам, а не изображению. Поклонение, писал Дамаскин, есть знак благоговения, т. е. умаления и смирения, иначе преодоление гордыни. Это очень важно, поскольку по христианскому учению именно гордыня является началом всех грехов.
Для того, чтобы ответить на вопрос «как именно следует изображать» все то, что было предписано Дамаскином, потребовались долгие поиски новых художественных решений на протяжении ряда столетий.
В результате был выработан византийский иконографический канон. Канон регламентировал буквально все: круг композиций и сюжетов Священного Писания, допустимых к изображению, передачу пропорций фигур, выражения лиц святых и тип внешности каждого из них, палитру цветов и технику живописи.
В следующий раз мы рассмотрим подробно византийский канон, его основные положения.

Форма креста Иисуса Христа

Эта статья — о различных взглядах на форму орудия казни, которое использовалось для распятия Иисуса Христа. О реликвии см. Животворящий Крест.

Форма креста Иисуса Христа — дискуссионный вопрос для ряда светских историков и филологов, а также некоторых течений в христианстве.

Традиционный взгляд о форме орудия казни, на котором был распят Иисус — это был крест в форме двух перекрещенных балок (горизонтальной и вертикальной); по мнению сторонников данного взгляда, доказательства в пользу этой точки зрения содержатся в письменных свидетельствах Отцов Церкви и церковных писателей. Но есть и другие мнения о форме казни Иисуса Христа.

Виды распятия у древних римлян

См. также: Распятие (казнь)

  • Crux Simplex — простой вертикальный столб в форме «I».
  • Crux Commissa — крест в форме «Т».
  • Crux Decussata — крест в форме «X».
  • Сrux Immissa — согласно традиции тот крест, на котором умер Иисус Христос.

При конструкции креста из двух элементов, каждый элемент тоже имел своё название. Первый элемент — стационарная, вертикально вкопанная стойка, называлась staticulum. Второй — patibulum, представлял собой съёмную горизонтальную балку, которую, собственно, и несли на себе осуждённые на смерть. Интересно, что crux иногда называли не только цельную, собранную из двух элементов конструкцию, но и отдельно patibulum.

Теория крестообразности (crux immissa)

Традиционный взгляд

Распятие Иисуса Христа (на кресте — «crux immissa»), репродукция из книги «De cruce» — Антверпен 1595 г., с. 47 фламандского филолога Юстуса Липсиуса(1547 — 1606)

Большое количество письменных свидетельств и вещественных памятников говорит в пользу формы crux immissa (†), то есть в форме двух перекрещенных балок, вертикальной и горизонтальной. Ириней Лионский и Иустин Философ говорят о кресте пятиконечном. Иероним сравнивает крест Иисуса Христа с летящей птицей, Иустин — с Моисеем, распростёршим руки на молитву: эти сравнения также указывают на четырёхконечную форму креста.

«Распятие с предстоящими» (икона новгородской школы)

Исследователи указывают, что почитание креста в качестве символа христианства отмечается с самого раннего христианского периода. Уже Тертуллиан (конец II — начало III в.) говорит об обычае изображения на себе крестного знамения как об общепринятом. В среде ранних христиан отмечается обычай вышивания креста на головном уборе либо даже татуирования его на лбу.

См. также: Распятие (казнь)

Богословский взгляд

В Евангелии от Иоанна в двух местах упоминается о непосредственном указании самого Иисуса на то, каким образом будет казнён:

И когда Я вознесён буду от земли, всех привлеку к Себе. Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрёт.

— (Ин. 12:32-33)

Пилат сказал им: возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его. Иудеи сказали ему: нам не позволено предавать смерти никого, — да сбудется слово Иисусово, которое сказал Он, давая разуметь, какою смертью Он умрёт.

— (Ин. 18:31-32)

Эти слова трактуются толкователями Евангелия как указания Христа не только на смысл его крестных страданий, но и непосредственно на материальное его осуществление. Так, блаженный Феофилакт Болгарский говорит: «Когда „вознесён буду“, — сказал это, давая разуметь, какою смертию Он умрёт, то есть будет распят, ибо этим означается высота креста»., а автор «Толковой Библии» А. П. Лопухин — конкретнее: «Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрёт. Сам евангелист понимает слова Господа ближе всего, как предуказание на самый образ Его смерти — распятие, при котором Господь, действительно, был вознесён или приподнят над землёю и, простирая на кресте Свои руки, как бы хотел привлечь к Себе весь Мир». Таким образом, слова Иисуса, по мнению православных толкователей, служат указанием не только на вид казни, но и на форму креста.

Другие косвенные свидетельства, которые часто приводят как свидетельство такой формы орудия казни при полемике со Свидетелями Иеговы:

Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю.

— (Ин. 20:25)

Так как апостол говорит про раны на руках «от гвоздей», во множественном числе — это может быть свидетельством того, что в каждую руку были вбито по одному гвоздю. Примеры других переводов, передающих «гвозди» во множественном числе:

Перевод РБО:
— Мы видели Господа! — сказали ему другие ученики.— Пока я не увижу на Его руках ран от гвоздей и не вложу в эти раны палец, а в рану на боку руку, не поверю! — ответил он.
King James Bible:
The other disciples therefore said unto him, We have seen the Lord. But he said unto them, Except I shall see in his hands the print of the nails, and put my finger into the print of the nails, and thrust my hand into his side, I will not believe.
American Standard:
The other disciples therefore said unto him, We have seen the Lord. But he said unto them, Except I shall see in his hands the print of the nails, and put my hand into his side, I will not believe.

Украинский перевод И. Огиенко в этом месте не передаёт мысли о множественном числе.

И поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: сей есть Иисус, Царь Иудейский

— (Мф. 27:37)

Акцент делается на том, что надпись была поставлена над (др.-греч. ἐπί «непосредственно над, близ, подле») головой, а не над руками Спасителя, как было бы, если бы Он был распят на столбе (в этом случае должно использоваться ἀνά «наверху», либо ἐπάνω «сверху, выше», ср. (Мф. 27:37).

Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состареешься, то прострёшь руки твои, и другой препояшет тебя и поведёт, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Пётр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною

— (Ин. 21:18-19)

Согласно преданию апостол Пётр был казнён именно на кресте вниз головой, при этом руки его были распростёрты в противоположные стороны. Слова «Иди за мной» становятся понятными, если считать, что сам Христос был распят на кресте.

Взгляд Аверинцева

Хотя во времена Римской империи слово σταυρός использовалось не только в своём первоначальном значении, но и для описания деревянных орудий казни различной формы — от простого столба до Т-образного, четырёхконечного или шестиконечного креста, по мнению филолога С. С. Аверинцева, существуют исторические сведения в пользу того, что Иисус был распят именно на кресте в его традиционном представлении.

Теория тау-образности (crux commissa)

А. ван Дейк. Христос на кресте. 1628—1630.

Раннехристианские деятели, автор Послания Варнавы и Тертуллиан , утверждали, что орудие казни Иисуса Христа имело форму греческой буквы тау (Τ, crux commissa), и понимали эту букву как символ христианства.

Ряд современных учёных поддерживают эту точку зрения . Мессианский богослов Давид Стерн пишет:

<…> греческое σταυρός обычно переводится словом «крест». На самом деле, это был вертикальный деревянный столб с горизонтальной перекладиной, больше напоминавший букву «Т», нежели символ христианства. Римляне использовали его для казни преступников, не являвшихся римскими гражданами (для последних была предусмотрена менее мучительная форма смерти). У евреев такой вид казни отсутствовал. Галаха определяет четыре вида смертной казни: побитие камнями, сожжение, обезглавливание и удушение (Мишна Сангедрин 7:1), но не казнь через повешение или распятие на кресте (см. Гал. 3:13, 1Петр. 2:24).

Однако в оккупированном римлянами Израиле публичные распятия были обычной практикой. Осуждённый нес на себе перекладину стойки, на которой его должны были распять, до места казни, а затем его кисти и щиколотки прибивали гвоздями к стойке. После этого стойку устанавливали вертикально, и человека оставляли висеть в невыносимых мучениях, пока он не умирал (что обычно происходило несколькими часами позже). <…>

<…> Веские археологические и исторические свидетельства подтверждают, что в Израиле в то время использовалась стойка с горизонтальной перекладиной (лат. patibulum), и именно эту перекладину нес на себе преступник к месту казни.

Теория формы столба (crux simplex)

Репродукция из книги фламандского филолога Юстуса Липсиуса, изображающая одно из возможных орудий казни, подписанное на латинском языке «crux simplex» (De Cruce libri tres. — Антверпен, 1629 г., С. 19)

Некоторые светские историки обращают внимание на возможность казни на обычном столбе.

Германн Фульда:

Иисус умер на обычном столбе смерти, подтверждением чему служат: а) распространённый в то время на Востоке обычай использовать это орудие казни, б) косвенно сама история страданий Иисуса и в) многочисленные высказывания отцов ранней церкви.

Пауль Вильгельм Шмидт (Paul Wilhelm Schmidt), профессор Базельского университета, провёл исследование греческого слова σταυρός. В своём труде «История Иисуса» он написал (п. 172): «σταυρός означает любой прямостоящий ствол дерева или столб» («σταυρός heißt jeder aufrechtstehende Pfahl oder Baumstamm»). Далее идут рассуждения о том, как казнили Иисуса:

«Кроме избиения плетью, согласно евангельским повествованиям, в качестве наказания Иисуса возможен лишь самый простой способ распятия, какой был у римлян,— повешение раздетого тела на столбе, который к тому же Иисусу пришлось нести или волочить к месту казни, чтобы это позорное наказание было ещё невыносимее. Такая казнь не допускала ничего иного, кроме простого повешения, так как часто носила массовый характер, например: Вар — 2 000 человек за один раз (Иосиф Флавий. „Иудейские древности“ XVII 10 10), Квадрат („Иудейская война“ II 12 6), прокуратор Феликс („Иудейская война“ II 15. 2 ), Тит („Иудейская война“ VII. 1 )».

А с 1936 года и свидетели Иеговы обращают внимание на то, что евангелисты не говорят о форме того орудия, на котором был распят Иисус Христос, а также на то, что «слово σταυρός в классическом греческом языке означало просто „вертикальный столб, или кол“, или же сваю, используемая для фундамента». Они не считают небиблейские источники I тысячелетия н. э., которые свидетельствуют о форме четырёхконечного креста, доказательством действительного орудия казни Иисуса Христа. Критики часто ссылаются на эти источники, которые, по их мнению, противоречат гипотезе свидетелей Иеговы о распятии Иисуса на столбе, но которые свидетелями Иеговы не упоминаются и не комментируются. А свидетели Иеговы своё мнение основывают на других исторических документах, которые, по их мнению, свидетельствуют в пользу их взгляда.

В «Переводе нового мира» греческое слово σταυρός, которое в Библии традиционно переводится словом «крест», переведено как «столб мучений» (в «Библия — Современный Перевод» как «крест страданий»). Переводчики ПНМ ссылаются на мнение тех исследователей, которые придерживаются мнения о языческом происхождении креста в христианстве:

Σταυρός … означает в первую очередь прямой столб или кол. К нему пригвождались казнившиеся преступники. Как существительное σταυρός, так и глагол σταυρόω, прикреплять к столбу или колу, первоначально отличались от церковной формы креста, состоящего из двух балок. Форма последнего произошла из древней Халдеи и употреблялась как символ бога Таммуза (в форме мистического Тау, первой буквы его имени) в этой стране и в прилегавших к ней странах, включая Египет. К середине III века н. э. церкви либо отступили от некоторых учений христианской веры, либо исказили их. Церкви отступнического христианства, чтобы укрепить свои позиции, принимали язычников в свою веру без духовного перерождения и позволяли им сохранять языческие знаки и символы. Таким образом тау, или Т, в наиболее распространённом виде с опущенной перекладиной, был перенят для обозначения креста Христова.

— Vine W. E. An Expository Dictionary of New Testament Words. — Лондон, 1962. — P. 256. Архивная копия от 28 сентября 2007 на Wayback Machine (англ.)

Кроме того, Свидетели Иеговы обращают внимание на следующее место: «и мы свидетели всего, что сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме, и что наконец Его убили, повесивши на древе (ξύλον)» (Деян. 10:39) (как замечает д.и.н. И. С. Свенцицкая, «более точный перевод — „на столбе“»). Хотя слово древо (ξύλον) в данном случае означает материал (древесина) из которого сделано распятие. Авторы Нового Завета пользовались общегреческим народным языком койне. Ряд историков и филологов, изучающих его, полагают, что слово σταυρός перешло в койне из классического греческого языка, не изменив своего значения. В классической греческой литературе σταυρός никогда не использовалось в значении «крест». В комментарии к переводу Библии, изданном Оксфордским университетом, говорится: «Гомер употребляет слово σταυρός для обыкновенного кола, столба или бревна. И в этом значении употребляется это слово во всей классической литературе. Оно никогда не обозначает два бревна, прикреплённых друг к другу под каким-либо углом, но оно всегда обозначает одно отдельное бревно». Подтверждает это другое греческое слово ξύλον, которое наряду со словом σταυρός используется для описания орудия убийства Иисуса в Деян. 5:30, 10:39, 13:29; Гал. 3:13 и 1Пет. 2:24 и всегда переводится как «бревно» или «дерево».

Поэтому Комитет «Перевода нового мира» посчитал оправданным при переводе слова σταυρός использовать не более позднее его значение в форме слова «крест», а выражение «столб мучений» — значение, которое оно имело в классическом греческом языке (то есть до IV века до н. э.).

Слово σταυρός не передают как «крест» и некоторые другие современные переводы Библии.

Критика

Критика доводов, приводимых сторонниками того, что Христос был распят на столбе, основывается на различии древнегреческого и греческого языка первого века. Так, кандидат философских наук, иеромонах Иов (Гумеров) отвечает на филологические доводы следующее:

«Приведённая аргументация является обычным софизмом. В основе его лежит грубое логическое нарушение: подмена термина. Делается утверждение о классическом греческом языке, а затем рассматривается язык апостольского века. Классическим греческий язык был до IV в. до Р. Х. После завоеваний Александра Македонского начинается эпоха эллинизма, для культуры которой характерен синтез греческой и местных восточных культур (IV—II вв. до н. э.). В 146 г. до Р. Х. Рим разгромил Ахейский союз и установил господство над всей Грецией. Во II в. до н. э. римляне переняли у карфагенян самый жестокий вид казни — распятие. Орудие это получило название crux, crucis».

Критики взгляда о «распятии на столбе» обращают внимание на то, что в современном греческом языке слово σταυρός переводится как «крест».

Ряд библеистов и светских исследователей (Буллингер, Вайн и другие) утверждает, что греческое слово σταυρός, указанное в Библии как орудие казни Иисуса Христа, переводится не как «крест», а как «столб», в разных его вариациях, например, «шест», «свая», «кол» и т. п. Однако в классическом древнегреческо-русском словаре Дворецкого дан перевод слова σταυρός не только в этих значениях, но и в значении «крест». Кроме того, по мнению сторонников богословского взгляда, утверждение о распятии на столбе опровергается библейским текстом. В Новом Завете это слово используется исключительно для обозначения орудия казни Христа и никогда в отношении чего бы то ни было иного. Слово же «столб» (столп) в греческом Новом Завете обозначено как στῦλος (1Тим. 3:15; Гал. 2:9; Откр. 3:12; Откр. 10:1), что, собственно, и обозначает «столб», либо как ξύλον (Деян. 5:30; Деян. 10:39; 1Петр. 2:24) «столб, бревно, полено».

В Ветхом Завете (Септуагинта) слово σταυρός не используется, однако в Есф. 7:9 используется производное от него слово σταυρωθήτω (пусть будет распят) применительно к казни на предмете, называемом ξύλον, который в греческом тексте, в данном случае, по мнению Алексея Винокурова, обозначает деревянный предмет («древо» в Синодальной Библии). Ниже приводится список всех слов (в виде одного примера от каждого), прямо или косвенно указывающих на столбы, шесты, колья, сваи в греческом тексте Библии:

  • Στῦλος (столб, подпора, колонна, свая, брус). «И сделай брусья (στῦλον) для скинии из дерева ситтим, чтобы они стояли» (Исх. 26:15).
  • Στήλη (столб, стела, свая). «Жена же Лотова оглянулась позади его, и стала соляным столпом (στήλη)» (Быт. 19:26).
  • Ἀναφορεύς (носильщик). «Сделай из дерева ситтим шесты (ἀναφορεῖς) и обложи их золотом» (Исх. 25:13, в Септуагинте 25:12).
  • Διωστήρ (шест, столб). «и вложил шесты (διωστῆρσιν) в кольца, по сторонам ковчега, чтобы носить ковчег» (Исх. 37:5, в Септуагинте 38:4).
  • Μοχλός (рычаг, лом, свая, кол, засов). «И сделай шесты (μοχλούς) из дерева ситтим, пять для брусьев одной стороны скинии» (Исх. 26:26).
  • Σκυτάλη (палица, дубина). «Шесты (σκυτάλας) сделай из дерева ситтим и обложи их золотом» (Исх. 30:5).
  • Φορεύς (носильщик). «И сделай шесты (φορεῖς) для жертвенника, шесты из дерева ситтим, и обложи их медью» (Исх. 27:6).
  • Πάσσαλος (кол, колышек, палка-копалка). «Все колья (πασσάλους) вокруг скинии и двора медные» (Исх. 38:20, в Септуагинте 38:21).
  • Πυλών (пилон, ворота) «И покоиться будут среди неё стада и всякого рода животные; пеликан и ёж будут ночевать в резных украшениях её; голос их будет раздаваться в окнах, разрушение обнаружится на дверных столбах (πυλῶσιν), ибо не станет на них кедровой обшивки» (Соф. 2:14)
  • Ξύλον (столб, бревно, отрубленное дерево, полено, балка) «И сказал Харбона, один из евнухов при царе: вот и дерево (ξύλον), которое приготовил Аман для Мардохея, говорившего доброе для царя, стоит у дома Амана, вышиною в пятьдесят локтей. И сказал царь: повесьте (σταυρωθήτω) его на нём» (Есф. 7:9)

Во времена Ездры бревно могло использоваться для распятия: «Мною же дается повеление, что какой человек изменит это определение, то будет вынуто бревно (ξύλον) из дома его, и будет поднят он и пригвожден к нему, а дом его за то будет обращен в развалины. И Бог, Которого имя там обитает, да низложит всякого царя и народ, который простер бы руку свою, чтобы изменить ко вреду этого дома Божия в Иерусалиме. Я, Дарий, дал это повеление; да будет оно в точности исполняемо» (Езд. 6:11-12).

> См. также

  • Крест
  • Распятие Христово
  • Распятие (декоративно-прикладное искусство)
  • Распятие (казнь)
  • Крестное знамение

Примечания

  1. Патибулум // Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей . — М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2007. — CD-ROM.
  2. Justus Lipsius: De cruce, с. 47
  3. ЭСБЕ, статья «Крест Иисуса Христа и его изображения». См. также эту статью в словаре «Христианство» под редакцией Аверинцева.
  4. Голубинский Е. Е. История русской церкви, т. 4, М., 1998, с. 465.
  5. A. Frolov, IC XC NIKA // ByzSlav XVII, 1 1956, pp. 98–113; Ch. Walter, IC XC NIKA. The Apotropaic Function of the Victorious Cross // REB 55 1997, рр. 193–113.
  6. Блаж. Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Иоанна, 12
  7. Лопухин. Толкование на Евангелие от Иоанна.
  8. Иеромонах Иов (Гумеров). Суд над Иисусом Христом. Богословский и юридический взгляд. Часть 5. // Православие.ру, 07.03.2002
  9. index
  10. 1 2 От Иоанна 20:25: Варианты перевода
  11. Путешествие св. ап. Петра в Рим и его мученическая смерть. Был ли он епископом Рима // Барсов М. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению деяний святых апостолов (недоступная ссылка). Дата обращения 27 февраля 2012. Архивировано 28 мая 2009 года.
  12. Послания Варнавы, 9
  13. Против Маркиона, III, 22
  14. Александр Мень. Сын Человеческий, гл. 19; Свенцицкая И. С. Тайные писания первых христиан. — М.: Политиздат, 1980. — С. 34.
  15. Стерн Д. Комментарий к Еврейскому Новому Завету. / Пер. с англ. — М., 2004. — С. 79-80.
  16. Hermann Fulda. Das Kreuz und die Kreuzigung, Eine antiquarische Untersuchung. Breslau, 1878. P. 219—220
  17. Paul Wilhelm Schmidt. «Die Geschichte Jesu», т. 2, Тюбинген—Лейпциг, 1904, с. 386—394
  18. «На протяжении многих лет Исследователи Библии рассматривали крест как символ христианства. У них даже был значок „крест и корона“. В Синодальном переводе говорится, что Иисус просил последователей взять свой „крест“, и многие люди уверовали, что Иисуса казнили на кресте (Мф. 16:24; Мф. 27:32). Десятилетиями этот символ появлялся и на обложке журнала „Сторожевая башня“. В книге „Богатства“ (англ.), опубликованной Обществом в 1936 году, разъяснялось, что Иисуса казнили не на кресте, а на вертикально стоящем колу, или столбе. По словам одного учёного, греческое слово (σταυρός), переведённое в Синодальном переводе Библии словом „крест“, „означает в первую очередь прямой столб или кол. следует отличать от церковной формы креста, состоящего из двух соединённых накрест балок. Форма последнего произошла из древней Халдеи и употреблялась как символ бога Таммуза“. На орудие распятия Христа следует смотреть с отвращением, а не поклоняться ему». — Сияние света — сильное и слабое (Часть первая)//»Сторожевая башня», 1995. — 15 мая, с. 20-21, абз. 19-20.
  19. Почему истинные христиане не почитают крест Архивировано 3 июля 2010 года. // Чему на самом деле учит Библия? Приложение 5.
  20. «The Greek word for cross, σταυρός, properly signified a stake, an upright pole, or piece of paling, on which anything might be hung, or which might be used in impaling a piece of ground. . . . Even amongst the Romans the crux (from which our cross is derived) appears to have been originally an upright pole, and this always remained the more prominent part». The Imperial Bible-Dictionary. Лондон, 1874. Т. 1. С. 376.
  21. 1 2 3 Иеромонах Иов (Гумеров)Правы ли свидетели Иеговы, утверждая, что Христа распяли не на кресте, а на бревне? / Православие.Ru,11.11.2005 г.
  22. Свенцицкая И. С. От общины к церкви: (О формировании христианской церкви).— М.:Политиздат, 1985.— С. 107
  23. 1 2 3 Grk-Rus Bible Simphony (dictionaty forms) ξύλον
  24. 1 2 Кураев А. В. Почему московский ураган разрушал храмы?//»Труд», 10.07.1998 г.
  25. Andriotis, Nikolaos P. History of the Greek Language.
  26. 1 2 3 4 The Companion Bible. — Лондон, 1885 г., Приложение № 162.
  27. A Critical Lexicon and Concordance to The English and Greek New Testament. (1877), p. 194, edition from 1895
  28. «столб» («Буквальный перевод», А. Одинцов, 2004 г. Архивная копия от 28 мая 2009 на Wayback Machine); «стойка» («Еврейский Новый Завет», Давид Стерн).
  29. Vine’s Expository Dictionary of New Testament Words : // Antioch Networks International. (Проверено 19 февраля 2016)
  30. Древнегреческо-русский словарь. — М., 1958. Сост. И. Х. Дворецкий под ред. С. И. Соболевского. См.
  31. 1 2 Голубцов А. П.. Из чтений по церковной археологии и литургике, СПб., 1995, с.219
  32. Руслан Хазарзар Сын Человеческий. — М.:ПринТерра-Дизайн,2004. — 560 с.:илл. 5-98424-005-X
  33. — Подстрочный перевод Ветхого и Нового Заветов на русский язык
  34. Словарное определение слова ξύλον
  35. Есфирь 7 — Подстрочный перевод Ветхого и Нового Заветов на русский язык
  36. Grk-Rus Bible Simphony (dictionaty forms) στῦλον
  37. Grk-Rus Bible Simphony (dictionaty forms) στήλη
  38. Grk-Rus Bible Simphony (dictionaty forms) ἀναφορεῖς
  39. Grk-Rus Bible Simphony (dictionaty forms) διωστῆρας
  40. Grk-Rus Bible Simphony (dictionaty forms) μοχλούς
  41. Grk-Rus Bible Simphony (dictionaty forms) σκυτάλας
  42. Grk-Rus Bible Simphony (dictionaty forms) φορεῖς
  43. В греческом тексте слово не повторяется.
  44. Grk-Rus Bible Simphony (dictionaty forms) πυλῶσιν

Ссылки

  • Lipsius, Justus. De Crvce libri tres (1594) — трактат о разных видах распятия.
  • Почему истинные христиане не почитают крест — позиция «Свидетелей Иеговы»
  • Свидетели Иеговы и крест Христа — критика
  • Христос не был распят на столбе

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *