Надя Попова

Попов Александр Васильевич Родился в 1917 году на хуторе Иващево, ныне Великолукского района Псковской области, в семье крестьянина. Окончив неполную среднюю школу, работал слесарем. Затем поступил в аэроклуб, который закончил в 1937 году. На следующий год был призван на службу в ряды Красной Армии. Окончил Одесскую военную авиационную школу лётчиков. Служил на Дальнем Востоке.
С Июля 1941 года в действующей армии. Сражался на Северо-Западном и Западном фронтах.
Старший лётчик 29-го истребительного авиационного полка Младший лейтенант А. В. Попов совершил 160 боевых вылетов, провёл 22 воздушных боя, сбил лично 3 и в составе группы 11 самолётов противника. 3 Сентября 1941 года погиб направив свой горящий самолёт на группу вражеских танков.
22 Октября 1941 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания «Героя Советского Союза».
Награждён орденом Ленина. Навечно зачислен в списки воинской части. Имя героя носит школа №6 в городе Великие Луки.
В начале лета 1941 года лётчики полка летали особенно много — требовалась высокая боеготовность, поскольку японские милитаристы проявляли повышенную активность. И когда ночью полк подняли по тревоге, никто особенно не удивился: дело привычное. Быстро и четко перелетели с лётных площадок на основной аэродром. Скоро, однако, выяснилось что на этот раз дорога предстоит дальняя. Объявили приказ: разобрать самолёты, подготовить их к перевозке по железной дороге, как можно скорее. Личному составу за одну ночь подготовиться к перебазированию. И помчались эшелоны с востока на запад. Ночь 23 Июня застала их на маленькой станции, именно там лётчики и узнали, что началась война…
3 Июля эшелоны прибыли в Свердловск, где их ждал новый приказ — машины собрать и дальше уже по воздуху идти на тыловые аэродромы Северо-Западного фронта. Лётчики рвались в бой, но некоторое время им пришлось прикрывать с воздуха тыловые объекты. Самолёты противника туда залетали редко и воздушные бои почти не велись. Однако, вскоре обстановка изменилась и конец Июля выдался уже трудным.
Враг рвался к Москве, ожесточённые сражения шли на Смоленском направлении. По 4 — 5 вылетов в день делали лётчики, ежедневно дежурив на аэродроме, готовые в любой момент вылететь на перехват воздушного противника. В один из дней по тревоге поднялся в воздух младший лейтенант Юхимович и, настигнув шедший на небольшой высоте Ju-88, сбил его. Первая эта победа стала радостью для всего 29-го Краснознаменного авиаполка. А вскоре воздушные бои перестали быть редкостью.
21 Июля 1941 года полк пербазировался на Западный фронт и на второй день Попов в паре с младшим лейтенантом Л. З. Муравицким, прикрывая бомбардировщики в районе станции Новосокольники, сбили истребитель Ме-109.
8 Августа 1941 года младший лейтенант А. В. Попов вылетел в составе группы, возглавляемой командиром эскадрильи Капитаном А. А. Тормозовым, на прикрытие переправы от бомбардировщиков противника. Вскоре появились 6 Ju-88, летевших под прикрытием шестёрки Ме-109. В ходе завязавшегося боя было сбито 8 самолётов противника, в том числе один «Юнкерс» записал на свой боевой счёт Александр Попов.

К вечеру 10 Августа самолёты полка перебазировались ближе к линии фронта. Это позволило увеличить количество боевых вылетов. Чтобы не терять времени, лётчики порой и обедали прямо в кабине. Особенно рвался в воздух младший лейтенант Попов. Теперь ему почти в каждом вылете приходилось вести бои над своим родным городом — Великими Луками. Командир полка понимал его стремление и не отказывал в «лишнем» задании. Не было случая, чтобы Попов, заметив над городом самолёты противника, не сбил хоть один. Обычно он вылетал в составе звена под командой Лейтенанта Н. Н. Морозова. Неизменным напарником Попова был его боевой друг младший лейтенант Л. З. Муравицкий.
Случилось так, что горестную весть о вступлении немецких войск в Великие Луки первым узнал именно Попов: он с воздуха увидел, как вражеские танки ворвались в город. А ведь там остались его родственники. Командир полка Майор А. П. Юдаков, понимая переживания Попова, 20 Августа направил его в паре с Муравицким на засадную площадку рядом с железнодорожной станцией Великополье близ линии фронта. Отсюда Попов ночью пробрался в город и пришёл к своему дедушке. Тот сообщил, что все родственники погибли в эшелоне, разбомблённом немцами. На самом деле семья Попова при бомбежке не пострадала, но об этом дедушка не знал…
День на засадном аэродроме прошёл исключительно напряженно. Попов, Муравицкий и прилетевший утром Морозов совершили 10 вылетов, сбили 4 бомбардировщика. К концу дня противник обнаружил площадку и подверг её сильному артиллерийскому обстрелу. Вскоре к площадке подошли и немецкие танки. Морозов и Муравицкий на самолётах покинули площадку сразу, а Попову пришлось лететь на самолёте, с которого для ремонта были сняты пулемёты и капоты. Техники и механики прорывались на автостартере и автозаправщике.
25 Августа не вернулись с боевого задания Орлов и Мотылев. Летавший с ними в разведку Попов был ранен, а его самолёт получил много пробоин от зенитных снарядов. Несмотря на ранение Попов вызвался выполнить очередное задание — сбросить пакет попавшей в окружение части.
Старший летчик 29-го истребительного авиаполка младший лейтенант А. В. Попов по праву считался одним из лучших пилотов части. Он был удивительно спокойным и выдержанным пилотом, прекрасно пилотировал И-16 и высокоманевренную «Чайку» ( истребитель И-153 ), метко стрелял.
Утром 3 Сентября 1941 года из штаба Западного фронта срочно потребовали разведывательные данные о силах и месте сосредоточения танковых частей противника в районе наших 22-й и 29-й армий. Почти одновременно пришёл приказ из штаба дивизии: немедленно выслать звено в район прорыва немецких танков. Вылетело звено в составе Лейтенанта В. Хомусько и Младших лейтенантов А. В. Попова и Л. З. Муравицкого. Летели на бреющем вдоль дороги. Дождь до предела сокращал видимость, но танки всё же обнаружили. Прошли дальше в тыл. В деревне увидели ещё до 100 танков и машин.
Задание было выполнено. На обратном курсе погода немного улучшилась. Немцы подняли группу своих истребителей на перехват. В ходе боя Муравицкий сбил один Ме-109, но лётчики потеряли друг друга из вида. «Мессеры» ушли, но начала действовать зенитная артиллерия врага. На аэродром вернулся лишь самолёт Хомусько. Муравицкий, раненный в голову и лицо, посадил повреждённый истребитель, едва перетянув линию фронта.

Александр Васильевич Попов погиб, как герой, на глазах у сотен бойцов 29-й армии. Его самолёт был подожжён зенитным огнем. Лётчик, как говорилось в донесении штаба 29-й армии, «попытался перетянуть через линию фронта, но, видимо, отказал мотор. Тогда лётчик изменил решение. Он повёл горящую машину в район сосредоточения немецких танков и спикировал на них».

Харламов Семён Ильич
30.04.1921 — 05.05.1990
Герой Советского Союза

Даты указов

23.02.1945 Медаль № 5407

Памятники

Надгробный памятник (вид 1)

Надгробный памятник (вид 2)


Харламов Семён Ильич – командир авиационной эскадрильи 163-го гвардейского истребительного авиационного полка (229-я истребительная авиационная дивизия, 4-я воздушная армия, 2-й Белорусский фронт), старший лейтенант.
Родился 30 апреля 1921 года в посёлке (ныне – город) Красный Кут ныне Саратовской области. Русский. В 1937 году окончил 8 классов школы.
В армии с августа 1939 года. До 1940 года обучался в Чкаловском пехотном училище (город Оренбург), в 1942 году окончил Сталинградскую военную авиационную школу лётчиков.
Участник Великой Отечественной войны: в мае-декабре 1942 – лётчик 821-го истребительного авиационного полка, в декабре 1942-мае 1945 – старший лётчик, командир звена, заместитель командира – штурман авиаэскадрильи и командир авиаэскадрильи 249-го (с апреля 1944 – 163-го гвардейского) истребительного авиационного полка. Воевал на Южном, Закавказском, Северо-Кавказском, 4-м Украинском и 2-м Белорусском фронтах. Совершил более 575 боевых вылетов на истребителях Як-1, ЛаГГ-3 и Ла-5, в 85 воздушных боях сбил лично 4 и в группе 2 самолёта противника.
За мужество и героизм, проявленные в боях, старшему лейтенанту Харламову Семёну Ильичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 5407).
После войны женился на лётчице, Герое Советского Союза Надежде Васильевне Поповой. До 1950 командовал полком. В 1955 окончил Военно-воздушную академию (Монино). В 1955-1957 – советник командира истребительной авиадивизии за рубежом. До 1959 командовал дивизией в Киевском военном округе. В 1961 окончил Военную академию Генштаба. В 1961-1964 – заместитель командующего 24-й воздушной армией по боевой подготовке (Группа советских войск в Германии), в 1964-1967 – 1-й заместитель командующего 26-й воздушной армией (Белорусский военный округ), в январе-ноябре 1967 – 1-й заместитель командующего 24-й воздушной армией (Группа советских войск в Германии).
В 1967-1971 командовал 36-й воздушной армией (Южная группа войск в Венгрии). В мае 1971-мае 1972 в качестве главного советника по ВВС находился в Египте. В 1972-1981 – заместитель председателя ЦК ДОСААФ по авиации, в 1981-1988 – заместитель председателя ЦК ДОССАФ. С июля 1988 – в запасе.
Жил в Москве. С 1987 был председателем Федерации авиационного спорта СССР. Умер 5 мая 1990 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок 11).
Генерал-полковник авиации (1975), заслуженный военный лётчик СССР (1972). Награждён орденами Ленина (1945), Октябрьской Революции (1977), 5 орденами Красного Знамени (апрель 1944, июль 1944, 1945, 1968, 1969), орденами Александра Невского (1944), Отечественной войны 1-й (1985) и 2-й (1943) степени, 2 орденами Красной Звезды (1943, 1954), медалями, иностранными наградами. Удостоен Золотой авиационной медали FAI (Международной авиационной федерации) (1986).
Сочинения:
Лично ответственен. М., 1983.

Свою первую победу над врагом С.И.Харламов одержал 24 мая 1942 года. Прикрывая наземные войска в районе Ростова, молодой лётчик встретил 6 «юнкерсов», шедших под прикрытием истребителей на бомбардировку переднего края нашей обороны. Смело атаковав противника, Харламов подбил одного «мессера», а затем вступил в схватку с бомбардировщиками. Несколькими очередями ему удалось повредить «юнкерс» ведущего группы, который пытался со снижением уйти на свою территорию, но был добит меткой очередью советского истребителя. Объятый пламенем «юнкерс» упал близ станицы Каневская.
В последующие годы войны С.И.Харламов показал себя непревзойдённым мастером воздушной разведки. Из общего количества его боевых вылетов 419 совершены им с целью разведки войск, боевой техники и оборонительных сооружений противника.
17 сентября 1943 года во время боёв на Таманском полуострове С.И.Харламов обнаружил на дороге Пиленково–Вышестеблиевская автоколонну из 300 автомашин противника, а в порту Темрюк – 9 десантных барж. По обнаруженным целям нанесла удары штурмовая авиация.
В канун нового 1944 года старший лейтенант С.И.Харламов выполнял специальное задание командующего Отдельной Приморской армией генерала И.Е.Петрова по разведке побережья Керченского полуострова. Несмотря на противодействие истребителей и зенитной артиллерии противника, лётчик путём фотографирования и визуального наблюдения вскрыл систему вражеской обороны на участке от мыса Тархан до мыса Хрони. Доставленные сведения были учтены командованием при определении наиболее выгодных мест высадки морского десанта.
Летом 1944 года, во время операции по освобождению Белоруссии, С.И.Харламов обеспечивал наше командование ценными данными о системе обороны противника на рубежах рек Проня, Бася, Реста, Днепр и Августовском канале, добывал сведения о передвижении войск противника, расположении его резервов, скоплении на железнодорожных узлах вражеских эшелонов. Так, например, 14 августа 1944 года в районе Августова он обнаружил скопление крупных сил противника, а на железнодорожных станциях Райгруд, Ликк и Прошткен по 5-6 железнодорожных эшелонов с войсками. Одновременно на аэродроме Ликк было замечено 15 вражеских самолётов. Все эти данные С.И.Харламов сразу же с борта самолёта передал по радио на командный пункт 4-й воздушной армии. По выявленным целям вскоре были нанесены массированные удары силами штурмовой и бомбардировочной авиации.
Эскадрилья С.И.Харламова считалась лучшей во всей армии по ведению ближней разведки. Только за 10 месяцев 1944 года она совершила 1.737 самолёто-вылетов на разведку противника, уничтожив в воздушных схватках 15 вражеских самолётов.

Описание подвига Героя предоставлено Валерием Скомороховым.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *