Намоленный храм

Главная страница » Дивеево » Тур в Дивеево 1 день из Москвы МР

Экскурсия в Дивеево на 1 день

Экскурсионный тур в Дивеево 1 день на автобусе с отправлением из Москвы.

Автобусный тур в Дивеево из Москвы

В программе экскурсия в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь, дивеевские Святые источники, Канавка Божей матери, купание в источнике Серафимо-Саровского, свободное время.

11 сентября, 16 октября, 03 ноября 2020 г.

В программе указана дата отправления из Москвы в 21-00 от метро Шоссе Энтузиастов, возвращение в Москву на следующий день около 23-00.

Для желающик ознакомиться более подробно с достопримечательностями и историей Серафимо-Дивеевского монастыря и горда Мурома, предагаем 2-х дневные автобусные экскурсии из Москвы:

Программа №8 — ночевка в комфортабельном отеле «Баташев 4*» город Выкса.

Программа №18 — ночевка в гостевом отеле «Светочъ» село Дивеево.

Есть на Земле такие удивительные места, где неосязаемое становится ощутимым и понятным, где сквозь границы материального мира проникает чудесная тайная благодать. Такие места называются Святыми. Одно из таких удивительных благодатных мест

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь.

Настоящая жемчужина всего Православного мира, сама Царица Небесная взяла эту обитель в Свой Четвертый Удел. Здесь есть великая, уникальная святыня – канавка на территории монастыря, по которой прошла сама Пресвятая Богородица. Преподобный Серафим Саровский — великий православный святой и основатель монастыря говорил: «Счастлив всяк, кто пробудет у Убогого Серафима в Дивеево…, ибо Матерь Божья каждые сутки посещает Дивеево…». Кто канавку эту пройдет и «Богородицу…» сто пятьдесят раз с вниманием прочтет, «…тому здесь и Афон, и Киев, и Иверия…».

На территории и в окрестностях села Дивеева находятся Святые источники.

Известные своими удивительными исцелениями. Паломники из всех уголков нашей Родины и из-за рубежа приходят сюда с верой в чудо.

Это источник в честь Казанской Божией Матери, при расчистке которого была обретена чудотворная Казанская икона Божией Матери, источник одного из самых «народных» святых – святого Пантелеймона, прозванного «исцелителем»; источник в честь Божией Матери Иверской; источник Матушки Александры — первой игуменьи монастыря, при котором выстроена купальня и возведена часовня. Нас ждет неторопливое, благоговейное знакомство со всеми святынями монастыря. Вы сможете спокойно, не торопясь, пройти по чудотворной Канавке Богородицы, вознести молитвы, мысленно обратиться к Божией Матери, к Серафиму Саровскому.

Проникнуться удивительной святостью и благодатью этого места. Не забудьте взять с собой горсточку святой земли из Канавки – она незримо будет охранять ваш дом…

Совершите исцеляющее омовение в купелях источников и примите благодать святой воды со смирением и молитвой.

Наберите святой воды, чтобы взять ее домой, и пейте ее каждый день.

У вас будет время совершить увлекательную прогулку по всему монастырю, поклониться мощам великого Столпа русской Церкви – преподобного Серафима Саровского и приложиться к множеству чудотворных икон, находящихся здесь, проникнуться Духом этого необычайного и светлого места.

Каждый приходящий сюда, уйдет отсюда другим – немного чище, лучше, добрее.

Ведь, как говорят, если и жив еще этот грешный мир, то только молитвами праведных людей о нем.

Забронировать места в туре

Программа тура Святое Дивеево — четвертый удел Богородицы

  • Посещение Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря с экскурсией.
  • Посещение Дивеевских Святых Источников:
  • Божей Матери «Казанской»,
  • Иконы «Умиление»,
  • Святого целителя Пантелеймона
  • Источник преподобной Александры Дивеевской,
  • Источник Иверской иконы Божией Матери,
  • Источник преподобного Серафима

Стоимость тура 2850 руб.

  • Обед 400 руб., по желанию, оплачивается дополнительно при покупке тура.
  • Продолжительность экскурсии 24-25 часов.
  • Переезд в одну сторону по Горьковскому шоссе 450 км, приблизительно 9 часов.
  • Сбор группы около метро «Шоссе Энтузиастов» в 20:45, отправление в 21:00.

В стоимость входит:

  • обслуживание автобусом из Москвы (туркласса),
  • сопровождение и путевая информация от профессионального гида,
  • экскурсия по монастырю,
  • посещение чудотворных источников Дивеева,
  • обед — за дополнительную плату, при покупке тура.

Внимание! Важная и полезная информация.

  • Путь в обитель не близкий и наша экскурсия продлится почти сутки. Поздно вечером мы выезжаем из Москвы, утром прибудем в Дивеево, в нашем распоряжении будет целый день до обеда. Выспаться вы сможете в комфортабельных креслах автобуса по дороге в Дивеево.
  • Вы посетите действующие храмы, дамы должны быть с покрытыми головами и желательно в юбках.
  • Мы посетим Святые источники. Купальни оборудованы комфортабельными раздевалками. Тара для воды, купальные рубашки -продаются местными жителями возле каждого источника (стоимость бутыли 5 литров ориентировочно от 50 руб, стоимость купальной рубашки от 250 руб). Окунаться в источник неприменно лучше в купальной рубашке и потом ее не стирать, положить в пакет, а по приезду домой естейственным образом высушить. В трудные дни, во время болезни, недомогания рубашку надевают на тело и она помогает исцелиться, снимает жар, уводит проказу.
  • Многие кто не может по каким-то причинам окунуться в источник (вода действительно очень холодная и требует определенного мужества), выходят из положения следующим образом, мочат купальные рубашки во всех источниках и забирают их домой.
  • Захватите в дорогу термос и еду, так как завтрак в программе не предусмотрен (для увеличения времени на посещение монастыря и источников. В заключении программы предлагается только обед (за дополнительную плату при покупке тура).
  • Обувь желательно иметь удобную, возьмите полотенца и купальные принадлежности. Одевайтесь по погоде, большая часть экскурсии проходит на улице.
  • Обратно в Москву мы будем возвращаться днем, после обеда, гид проведет вам интересную путевую экскурсию по старейшему Нижегородскому тракту, прибытие в Москву планируется ориентировочно в 22-23.00, но полностью зависит от дорожной ситуации.

Туры в Крым

Экскурсии по Золотому кольцу России

Туры в Великий Новгород

Туры в Псков

Туры в Карелию

Туры в Абхазию

Туры в Белоруссию

Туры в Великий Новгород

1-дневные туры

Туры в Санкт-Петербург

МР

Храмы оборонного типа на Беларуси… Это монументальность и величие, почтенный возраст и легкая тень романтичности, это всегда необычная архитектура и история с «белыми» пятнами. Сегодня эти храмы – достопримечательности, манящие туристов и любителей истории. Но создавались они вовсе не для услады глаз потомков, а для защиты верующих. Во времена, когда за углом могла поджидать смерть, когда каждый новый день мог принести новую войну, восстание и междоусобицу – возможность спрятаться и защитить себя и свою семью являлась чуть ли не главным приоритетом. И потому нет ничего удивительного, что общий крепостной и замковый характер монументальной архитектуры 14-17 веков распространился и на культовое зодчество. Укрепленные храмы с мощными стенами, бойницами и башнями, стоящие на возвышении или обнесенные стеной или крепостным валом, получили достаточно широкое распространение на белорусских землях.

Длинное путешествие по закоулкам истории оставим учебникам и всяким умным книжкам соответствующей тематики и перейдём сразу же к практическо-наглядной части. Ведь всем известно, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать/прочитать. Посему представляем небольшую шпаргалку на тему «Храмы оборонного типа на Беларуси», которую настоятельно рекомендуем использовать во время путешествия по Беларуси!

Брестская область:

Костел Троицкий в деревне Чернавчицы (Брестский район).

Костел построен в 1583 году Николаем Радзивиллом Сироткой. Видимо, поэтому у костела располагается звонница, которая уж очень похожа на Несвижскую колокольню костела Божьего тела. Костел 300 лет принимал в своих стенах католиков, однако после восстания 1863-1864 годов был передан православным. Возвращен католикам только в начале 20 века.

Троицкий костел в деревне Чернавчицы

Костел Святой Троицы в деревне Ишкольдь (Барановичский район).

Костел построен в 1472 году Николаем Немировичем предположительно на месте языческого кладбища. Сегодня этот храм считается самым старым (из неперестроенных) костелов Беларуси. В 16 веке при князе Николае Радзивилле Чёрном костел становится кальвинским сбором, а в 19 веке после восстания Кастуся Калиновского – и вовсе православным храмом. И только в 1918 году возвращен католикам.

Гродненская область:

Церковь Святого Михаила Архангела в деревне Сынковичи (Зельвенский район).

Сынковичскую церковь-крепость можно смело включать в топ-10 самых популярных достопримечательностей Беларуси. При этом до сих пор история создания этого храма окутана мраком: одни исследователи утверждают, что церковь была построена в 1407 году, другие – что примерно в это же время она была перестроена из прусского замка, третьи датой возникновения этого храма называют конец 15 – начало 16 века. Когда бы она не возникла, но 500 лет она уже точно охраняет белорусские земли от небесных и земных недоброжелателей.

Сынковичская церковь

Костел Святого Михаила Архангела в Сморгони.

Костел в Сморгони также храм-загадка. По одним источникам он построен как кальвинский сбор в 1552-1553/1606-1612 годах (разные источники), по другим – как костел примерно в те же года. Тем не менее с 1621 года храм известен как Троицкий костел, коим он и просуществовал до 1866 года. Затем и этот костел не избежал участи быть перекрещенным в церковь. В советские времена в храме располагался выставочный зал. И только в 1990 году здание вернули верующим.

Костел в Сморгони

Главная синагога в Слониме.

Храм построен в 1642 году и являлся одним из важным оборонительных узлов города. Действовал вплоть до 1940 года. Вновь возвращен иудейской общине лишь в 2001 году. Сейчас реставрируется.

Синагога в Слониме

Борисоглебская церковь в Новогрудке.

Церковь была возведена в 1519 году на месте фундамента храма 12 века (остатки храма вошли в фундамент новой церкви). Церковь неоднократно перестраивалась. В современном облике храма угадываются черты бернардинского костела в Вильнюсе. Сейчас в церкви находится плита, установленная графом А.Хрептовичем в 1641 году в память об отце и деде, захороненных в подземельях храма.

Борисоглебская церковь в Новогрудке

Церковь Рождества Богородицы в деревне Мурованка (Щучинский район).

Церковь построена в 1524 году (по другим источникам – между 1516-1542 годами). Существует и другое название храма – Маломожейковская церковь-крепость. До начала 19 века в храме были подъёмные двери! В 1920ые года храм временно был переоборудован под костел. Сегодня вновь храм возвращен православным верующим и действует.

Костел Святого Михаила Архангела в деревне Гнезно (Волковысский район).

Храм построен около 1524 года на месте старого деревянного храма. Некоторое время костел использовался протестантами как кальвинский сбор, однако в итоге всё равно вернулся к католикам. На территории костела сохранились надгробные памятники 19 века.

Костел в деревне Гнезно

Минская область:

Кальвинский сбор в деревне Первомайск (Узденский район).

Храм возведен 1560-70 годах как кальвинский сбор, хотя позже использовался и как костел и как усыпальница местных землевладельцев. Хотя существует и другая версия истории этого храма. Согласно ей, что этот храм – имитация Сморгонского кальвинского сбора, возведенная в середине 19 века.

Спасо-Преображенская церковь в Заславле (Минский район).

Храм построен в 1577 году на высоком холме, на месте городища Вал. Сначала храм строился как кальвинский сбор, потом переоборудован под костел, а позже – под церковь, коим и является и по сей день. Сегодня церковь входит в состав историко-культурного музея-заповедника «Заславль».

Спасо-Преображенская церковь в Заславле

Костел Вознесения Девы Марии в деревне Деревное (Столбцовский район).

Храм был возведен в 1590 году (по другим источникам – в 1630ые года) как кальвинский сбор на средства Н.К.Радзивилла и Г.Э.Вишневецкой. Позже был преобразован в костел. Реставрировался в 18-19 века.

Костел в деревне Деревное

Витебская область:

Костел Святого Иоанна Крестителя в деревне Камаи (Поставский район).

Храм построен в 1603-1606 годах и относится к числу тех немногих храмов-счастливчиков, которые никогда за свою историю не закрывались. В костеле хранится старейший орган Беларуси, а вход в храм охраняет древний каменный крест.

Костел в деревне Камаи

Троицкая церковь в деревне Белая церковь (Чашникский район).

Первоначально Троицкая церковь являлась частью базилианского монастыря, построенного Богданом Сапегой. Однако не прошло и сто лет, как монастырь разрушили и церковь удалось восстановить лишь в 17 веке. Но это храм не спасло – до нас дошли лишь его руины.

Троицкая церковь в деревне Белая церковь

Могилевская область:

Главная синагога в Быхове.

Построен храм в начале 17 века и являлся частью оборонительной системы частновладельческого города-крепости, коим и являлся Быхов. В здании синагоги в советское время размещался склад, сегодня здание пустует. Внутри синагоги сохранилась бима – одна из четырёх в Беларуси.

Синагога в Быхове

Не удивляйтесь, что не нашли в этой шпаргалке ни Гродненскую Коложскую церковь, ни Витебскую Благовещенскую церковь. Хоть их архитектура и носит явый оборонительный характер, но это совсем другой период — куда более ранний. А значит — есть повод для ещё одной шпаргалки!

Пасха – древнейший христианский праздник, имеющий самый высокий статус торжества. Этот великий день установлен в честь Воскресения Иисуса Христа. Дата и месяц празднования Пасхи не являются постоянными, они меняются каждый год и исчисляются согласно лунно-солнечному календарю. В этом году Пасха ждет нас уже 1 мая.

И каждый, наверное, задумывался, где именно он будет отмечать этот день, сам или со всей семьей и близкими, как издавна принято в Украине.

Мы хотим помочь вам выбрать самое красивое место для празднования такого важного дня и предлагаем вашему вниманию топ-10 храмов Украины, в которых действительно стоит побывать на Пасху.

10. Свято-Успенская Почаевская Лавра (Тернополь)

Свято-Успенская Почаевская лавра – это не просто храм, это самая большая православная святыня Волыни и наиболее почитаемый духовный центр Украины. Архитектура Почаевской Свято-Успенской лавры не простая, она состоит из 16 церквей, резиденции архиепископа и келий. Вокруг храма вы увидите неписаную красоту: скалистый склон горы, террасы и живописный ландшафт.

Святыни лавры – это мощи преосвященного Йова, родник с целебной водой, чудотворная икона Божией Матери и даже оттиск ее ступни.

Легенды гласят, что священный храм был основан на Волыни киевскими монахами – Акиндином, Поликарпом, Памвом и священномучеником Лукьяном. Появились они здесь примерно в середине XIII века, спасаясь от нашествия монголо-татарских орд, которые в то время захватили Киев. Считается, что имя храму дал небольшой правый приток Днепра, впадающий в Славутич в районе киевского Подола.

Другая версия происхождения названия – модификация выражения «Поча Дева чудеса творит». По легенде, в тот же исторический период – 1240 года – над храмом монахам явилась Богоматерь, после чего, кстати, и появился отпечаток ее стопы и целебный источник.

История, в свою очередь, говорит, что строить Свято-Успенскую Почаевскую лавру начали в XVI веке, а не в XIII, как записано в легендах. Средства на строительство пожертвовала Анна Гойская, благодаря которой строительство шло довольно быстро и вскоре закончилось. Кстати, именно она подарила ту икону Божьей матери, о которой уже упоминалось ранее.

9. Церковь святого Николая (Львов)

Девятой в нашем рейтинге стала церковь святого Николая во Львове. Эта церковь является древнейшей постройкой города, относится к архитектуре XIII века. Появилась церковь по случаю закладки города Львова.

Исторически считается, что этот храм раньше был семейной усыпальницей и надворной церковью галицко-волынских князей. Датой основания являются 1264-1340 годы. У церкви богатая история, в XVI веке здесь существовало Николаевское братство, в XVI веке храм принадлежал Греко-Католической Церкви, в первой половине XX века – уже Православной Церкви Московского Патриархата, а со второй половины XX века – это уже Православная церковь Киевского Патриархата.

В церкви святого Николая вы встретите такие исторические достопримечательности, как икона Теодора Тиронского и икона Божьей матери, датированные ХVII веком, а еще икона Святого Николая Чудотворца и фресковые росписи в псевдовизантийском стиле.

Церковь Святого Николая является единственным постоянно действующим храмом города за всю его историю.

8. Покровская церковь (Луцк)

Восьмое место заняла Покровская Церковь в Луцке, которая является старейшим действующим ныне храмом в городе.

История церкви начинается примерно в XV веке. Согласно одним источникам, храм построили внуки Киевского князя Владимира Великого, а по другим – ктитором церкви является литовский князь Витовт. Первоначально храм был построен из дерева, но впоследствии его перестроили из камня.

До начала XIX столетия Покровская церковь служила городской православной церковью, в 1803 году она стала греко-католическим кафедральным собором, а уже в 1826 – православным.

До 1962 года в храме находилась икона Волынской Божьей Матери XIII-XIV века, сейчас она находится в Национальном художественном музее Украины.

7. Храм Христа Спасителя (Ужгород)

Седьмое место занял храм Христа Спасителя, который расположен в городе Ужгороде. Этот храм не такой старый, как три предыдущих, но он все же имеет право находиться в этом рейтинге.

История строительства начинается в 90-х годах прошлого века, а заканчивается в начале XX века. Храм относится к Украинской православной церкви Московского патриархата, настоятелем его является священник Дмитрий Сидор.

Вид на храм открывается практически из каждого уголка Ужгорода, поскольку высота его около 60 метров. Венчает собор золочёный восьмиметровый позолоченный крест, вес которого составляет 500 килограммов. Вокруг главного купола располагаются четыре голубых маленьких купола.

6. Свято-Успенский собор (Полтава)

Следующим в рейтинге находится город Полтава и Свято-Успенский собор.

Углубимся в историю. Сначала полтавский собор, документально упомянутый в 1695 году, как и многие другие храмы того времени, был деревянным. В 1770 году храм был перестроен в каменный, кстати, это был первый каменный собор Полтавы. Позже, в 1780 году, храм был вновь перестроен. Пол храма сначала была сделана из гончарного кирпича, позже он была изменен на чугун. В 1900 году храм вновь перестроили, сделав его шире, просторнее и светлее.

В 1847 году собор стал кафедральным, вокруг него появилась кирпичная ограда с кованой решеткой, ранее ограда была деревянная.

Сегодня Свято-Успенский собор принадлежит Украинской Православной церкви Киевского Патриархата.

5. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы (Харьков)

На пятом месте нашего рейтинга Собор Благовещения Пресвятой Богородицы, город Харьков. Это один из самых красивых храмов города, который входит в семерку чудес Харькова.

История собора берет свое начало еще в 50-х годах XVII века, когда это был не роскошный собор, а небольшая деревянная церковь. Каменной она стала только в 1789 году, через пять лет ее освятили и открыли для прихожан.

В связи с тем, что прихожан становилось все больше и больше, было принято решение расширить церковь, что произошло в 1836 году и позволило храма носить титул «Городского собора».

Храм поражает своей торжественностью, богатым внутренним убранством. Образцами для создания многих его элементов стали киевский Владимирский собор, московский храм Христа Спасителя и Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге.

4. Спасо-Преображенский собор (Чернигов)

Четвертое место заслуженно занимает Чернигов и его Спасо-Преображенский собор, древнейший памятник архитектуры Киевской Руси.

История собора, созданного по инициативе Мстислава Тмутараканского, князя черниговского, начинается примерно в 1030 году. На месте современного каменного сооружения в давние времена находилось языческое капище, позже здесь была построена деревянная церковь. Ещё задолго до завершения своего строительства храм стал важнейшим святилищем Чернигово-Северских земель, поскольку именно здесь находились на хранении удивительные чудотворные иконы и мощи святых, были похоронены духовные лица и князья.

3. Киево-Печерская Лавра

Третье место нашего рейтинга занимает самый большой музейный комплекс Украины – Киево-Печерская Лавра.

Оснований в 1051 году монахами Антонием и Феодосием недалеко от Киева, монастырь стал центром утверждения христианства на Руси, а в XVII веке получил статус «лавры».

За всю историю своего существования лавра многократно строилась и перестраивалась. Появлялись оборонительные стены, колокольни, крепостные стены …

Киево-Печерская лавра является прекрасным образцом украинского барокко.

2. Михайловский Златоверхий собор (Киев)

Михайловский Златоверхий собор в Киеве занял почетное второе место. Золотоверхим храм назван потому, что в Киевской Руси это была первая церковь купола которой сделали позолоченными.

Заложен храм был в 1108 году Святополком, киевским князем, внуком Ярослава Мудрого. В 1113 году собор был освящен. После смерти Святополк Изяславич в 1114 году был похоронен в храме, который построил.

В XV-XVIII столетиях Михайловский собор неоднократно перестраивали и реконструировали.

В 1937 году храм варварски взорвали. И только в конце девяностых годов прошлого века он был восстановлен.

Соборный комплекс сегодня поражает своей красотой и неповторимостью. На колокольне установлен уникальный клавишный инструмент – карильон, на котором исполняются мелодии различной сложности.

1. Владимирский собор (Киев)

Победитель нашего рейтинга – Владимирский собор. Это ведущий храм Украинской Православной церкви Киевского Патриархата.

Построен собор в 1882 году. Инициатором этого был Московский митрополит Филарет. Над его созданием и украшением работали его лучшие в Российской империи архитекторы и художники.

Собор является прекрасным представителем русского неовизантийского стиля.

Во Владимирском соборе сейчас находятся мощи Великомученицы Варвары и Святителя Макария.

Итак, в Украине есть много священных мест, в которых стоит побывать на Пасху, но где бы вам ни пришлось встретить этот замечательный праздник, в величавом сооружении собора или в скромной сельской церкви, главное, чтобы ваша душа была открыта для добра, и дарила его окружающим.
Оксана Мединская.

Мужской Воскресенский монастырь был известен в Москве с 1479 года. В 1651 году он был приписан к Саввино-Сторожевскому монастырю, что в Звенигороде и стал его московским подворьем. По предположениям историков, в Воскресенском Высоком монастыре мог жить иконописец Андрей Рублев, однако это — неподтвержденная гипотеза. Монастырь на Тверской пережил вместе с Москвой пожары 1773-го и исторический пожар 1812 года.

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

В 1900-х годах монастырь снесли, а на его места началось строительство Саввинского подворья, которым руководил архитектор Иван Кузнецов. Новое здание стало украшением Тверской начала XX века. Кузнецовские башенки подворья пестрили изразцами, множеством окон и блестящей фасадной плиткой. Москвичи восхищались современной архитектурой, а здание постепенно превратилось в доходный дом Саввинского монастыря.

Жильцы и конторы охотно снимали здесь площади. Стоимость квартир в подворье была невысока, а размер комнат позволял с комфортом разместиться большому количеству жильцов. Начало XX века ознаменовалось зарождением периода кинопроизводства.

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

Местные «киношники» охотно облюбовали подворье для своих контор. Известно, что на Тверской улице в здании Саввинского подворья размещалась прокатная контора Абрама Гехтмана «Глобус», рядом – контора общества «Гомон» и прокатная контора Осипова. В первом подъезде, по-соседству с конторой Гехтмана, расположился Александр Ханжонков – один из пионеров русского кинематографа, режиссер, продюсер и сценарист начала XX века. Позднее именно Ханжонков построит на территории подворья целый кинематографический павильон, но об этом чуть позже.

Современники писали, что среди квартирантов подворья были и знаменитые иностранные конторы. Так, в квартире №37 располагалась прокатная контора «Наполеон», а этажом ниже, в квартире №23 – отделение знаменитой французской конторы «Эклер». Также здесь временно располагались представительства итальянских «Пасквалли», «Челио», американских «Любин» и «Кейстон», и, даже английский «Варвик».

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

В 1907 году на территории подворья были достроены все здания. Параллельно этому событию Александр Ханжонков задумывается о съемках первой отечественной картины «Палочкин и Галочкин», которая все-таки не была закончена и позже признана мастером провальной. Однако, в работе над первыми картинами Ханжонкову удалось наладить процесс подготовки и организации кинопроизводства, что послужило хорошим фундаментом для дальнейших работ. В начале своей работы он выпускал множество образовательных фильмов по зоологии, географии, сельскому хозяйству и медицине.

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

В 1908 году предприниматель решается воплотить идею строительства собственного съемочного павильона. Однако, вопрос разрешения строительства подобного сооружения зависел от высшего монастырского начальства Саввинского подворья. По соседству с подворьем находился домик архиерея, который на тот момент не видел ни одного фильма, и считал весь кинематограф «греховным деянием». Предприимчивый Ханжонков уговорил старца посетить его киносеанс, после которого тот произнес: «До чего Господь может умудрить человека». А вопрос со строительством павильона на церковной земле был решен положительно.

Павильон Ханжонкова представлял из себя гигантскую теплицу, которая была покрыта прозрачной крышей, из-за чего летом помещение «делалось невыносимым для работы». Известно, что съемки здесь проводились только осенью и зимой, а в летний период студия выезжала на загородные площадки в Кунцево.

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

После революционных событий Саввинское подворье на Тверской и кинопавильон Ханжонкова были национализированы. Само подворье получает статус обыкновенного жилого дома, а от других строений Тверской улицы его отличает лишь празднично украшенный фасад из ярких изразцов и переливающихся плиточек. В 1930-х годах, из-за плана расширения Тверской, подворье находится под угрозой сноса, но в 1939 году его перевозят на 50 метров вглубь красной линии. Это позволяет подворью сохраниться на долгие годы, однако делает его недоступным взорам современников.

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

Интересно, что подворье перевозили вместе с жильцами. Руководил проектом инженер Гендель, который рассчитал проект таким образом, что рабочие даже не разбудили жильцов. А ведь вес здания составлял аж 24 тонны. Отметим, что в Америке того периода научились перевозить только 11-тонные дома, с полным расселением.

Так, с 1930-х, в подворотне ансамбля жилых домов А.Г. Мордвинова, что на четной стороне Тверской, до сих пор спрятано одно из уникальнейших зданий Москвы. Кстати, именно Мордвинов распорядился о переносе Саввинского подворья не на 35, а 50 метров вглубь улицы, чтобы всецело реализовать задумку своего масштабного архитектурного ансамбля.

Здравствуйте, Олег!
Объясните, пожалуйста, такое понятие, как «намоленность».
Точнее, что это такое, я знаю. Не могу понять одного: почему часто верующие люди придают этому большое значение, говоря и об иконе, и о новом храме, намолен он или нет?
Если икона или храм освящен, то при чем тут возраст и намоленность?
Или в «намоленном» храме Христос присутствует больше?..
Объясните, пожалуйста, это явление.
И еще вопрос.
Скажите, зачем уже освященные иконы, кресты освящают мощами святых, прикладывая одно к другому?
От этого иконы получают больше благодати, чем в простом освящении?
Как это понимать?
Всего доброго вам.
Помоги вам Бог.

Отвечает Олег Облогин:
Уважаемая Александра, вынужден сразу оговориться. Дело в том, что многие реалии духовного мира не могут быть абсолютно адекватно выражены на нашем языке в системе общепринятых символов и понятий.
Поэтому готовых ответов у меня в данном случае нет. Я просто немного поразмышляю вслух, а вы уже самостоятельно решите, насколько мои мысли могут быть вам полезны.
При освящении храма благодать Божья осеняет его, и храм действительно становится местом особенного Божественного присутствия.
В храме во время Божественной литургии мы соприкасаемся с реальностью Будущего века — Царством Небесным, которая исполнена Божественной благодатью и причастниками которой мы становимся в таинстве святой Евхаристии.
Человек, искренне и глубоко переживающий в своем внутреннем опыте литургическую реальность, непосредственно соединяется с Господом нашим Иисусом Христом и имеет всю полноту и интенсивность доступного здесь, на земле, богообщения.
В этом случае понятие «намоленность» — храма ли, иконы или чего-либо другого — просто отпадает. Ведь внутри человека Сам Господь.
Другое дело, если произошло оскудение литургической и духовной жизни, что сейчас наблюдается повсеместно.
Когда человек не переживает личностных отношений с Богом, то для него становятся очень важными разные внешние моменты и обстоятельства. Душевное начинает постепенно затмевать, а затем и подменять собой духовное, и многие психоэмоциональные явления человек принимает за действия Божьей благодати.
Далее очень сильно развиваются эмоциональные переживания и ощущения, человек начинает стремиться именно к ним, а не ко Христу, и в конечном счете происходит искажение духовной жизни. Вот здесь-то и возникают такие понятия, как «намоленность», «старинность»,»истинная православность», «большая духовность» и пр.
Другими словами, все это происходит от оскудения духовной жизни, от ее неправильного понимания.
Думаю, что понятие «намоленный храм» — из области «бабушкиного богословия». В древности вообще храмов не было (и, соответственно, такого понятия).
Думаю, что многое зависит от самого человека и его внутренней настроенности. Конечно, внешняя обстановка тоже играет определенную роль, но все-таки не главную. Господь же во всех храмах присутствует одинаково.
Что касается второго вопроса, то подобная практика исходит из неправильного понимания понятия «освящение».
Часто под освящением понимают некое насыщение предмета определенной силой (энергией), к которой потом можно будет как-то приобщаться. Говоря современным языком, подразумевается создание некоего «духовного аккумулятора». Такое представление очень широко распространено, ибо коренится в язычестве и магическом понимании духовной жизни.
Это неверно в принципе.
Освящение предмета — это приобщение его к Божественной реальности, к Царству будущего века как праобраз и зачаток освящения и преображения всего мира, которое состоится после Второго пришествия Христа.
Освящение — это отнесение предмета (как части нашего мира) к иной реальности, соприкосновение с ней и приобщение к ней. В конечном счете все это призывает нас освятить собственную жизнь через исполнение Заповедей Христовых и через единение с Богом в Церковные таинствах.
Поэтому освящение (благословение) разных предметов имеет скорее назидательный, нежели онтологический смысл.
Освящение же икон и крестов можно рассматривать как некую духовную печать, соединяющую между собой образ (икону) и первообраз (Господа, Божью Матерь, святых).
Но сама икона не содержит в себе (как аккумулятор) некое количество духовной энергии, приобщение к которому (в простонародном понимании) может заменить собой участие в Евхаристии. Что, конечно же, абсурд.
Поэтому прикладывать освященные иконы к чему-либо — пустая трата времени и суеверие.
Да, есть чудотворные иконы и мощи святых угодников Божьих. Но исцеление через них — дело особого промысла Божьего. Этот промысел нельзя обусловить или привязать к своим пожеланиям и вкусам. Мы только стремимся ко Христу, а действие благодати — решение Его свободной воли.
Но человек всегда хотел гарантированно получить что-то — благодать, исцеление, помощь, спасение и многое другое. И вот отголоском такого потребительского отношения к Богу стала попытка смоделировать, или запрограммировать, или создать святыню (по своему желанию), выразившаяся в практике освящения предметов и на мощах, и в «специальных святых местах» и пр.
И даже освящают уже освященные вещи или переосвящают их (как считается, после «осквернения»). Все это весьма печально. Впрочем, не будем отчаиваться, ведь Господь никогда не оставляет Церковь, но всегда ведет ее Своими неизреченными путями.
По поводу более глубокого понимания «освящения» почитайте книги протопресвитера Александра Шмемана, они многое для вас откроют.
Храни вас Господь.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *