Наперсный крест

Наше предприятие выбрало одно направление — производство настенных, автомобильных, наперсных и требных крестов для священников и мирян. Причина простая: без величайшей жертвы Иисуса Христа мы бы не обрели свободу, спасение и не смогли бы восстановить отношения с Богом-Отцом. Но по какой-то причине верующие сегодня забывают об этом и отдают предпочтение молитвам святым, приобретая все новые иконы.

Мы предлагаем новый подход к каждому деревянному кресту — оцените каждую составляющую:

  1. Используем лучшее дерево — кресты создаются из дуба, груши, ореха, палисандра и других пород, которые известны своей долговечностью
  2. Дерево обрабатывается особенным составом и маслами, у которых нет аналогов, — это секретная технология и рецептура передавались по наследству от отца к сыну в роде краснодеревщиков Руси. Именно мы владеем этой технологией и используем в работе над крестами для священников и православных верующих. Поэтому наши изделия остаются как новые в течение долгих десятилетий.
  3. Каждый крест создается на лучших профессиональных деревообрабатывающих станках, привезенных из Германии. Толщина фрезеровки минимальная — всего 0,3 мм, поэтому каждая деталь креста такая точная и тонкая.
  4. Основа создана в сотрудничестве с профессиональными 3D-визуализаторами — мы проработали каждую деталь и мелочь, поэтому образ Спасителя отличается от дешевых аналогов. Анатомически он соответствует телу 33-летнего мужчины, которого распяли на кресте. Поэтому наши кресты для священников и православных верующих вызывают благоговение и даже слезы искреннего раскаяния и почтения. При одном взгляде появляется желание прочитать молитву и преклонить колени — настолько эти кресты выглядят естественными и живыми.
  5. Индивидуальный подход к изготовлению крестов — вы можете купить как уже готовую святыню, так и заказать по своим предпочтениям.

Наша миссия — помочь вам укрепить веру и дать возможность призвать других людей ко спасению.

Помните, без креста нет веры во Христа!

Павловский наперсный крест

Павловский наперсный крест

Наперсный крест от Святейшего Синода выдаваемый

Девиз

«Пресвитеру, дающему образ верным словом и житием»

Страна

Российская империя

Тип

Наперсный крест

Кому вручается

Православным протоиереям, затем и священникам

Кем вручается

Императором, с 1881 года – Святейшим Синодом

Основания награждения

Смотри девиз

Статус

Не вручается с 1918 года

Статистика

Дата учреждения

18 декабря 1797 года

Последнее награждение

1917 год

Очерёдность

Старшая награда

Митра

Младшая награда

Камилавка

Наперсный крест от Святейшего Синода выдаваемый (Павловский наперсный крест) — Императорская (в 1797—1881 годах), затем Синодальная награда для православного духовенства, выдававшаяся протоиереям как знак признания их заслуг.

История награды и её статус

Первое упоминание наперсного креста в качестве награды датируется 1742 годом, когда императрица Елизавета наградила драгоценным наперсным крестом своего духовника протоиерея Феодора Дубянского. Затем такие же награды щедро вручала полюбившимся протоиереям и священникам императрица Екатерина II.

Практика награждения духовенства, в том числе наперсными крестами, была законодательно оформлена в царствование императора Павла I. 18 декабря 1797 года императором Павлом I установлен наградной наперсный крест как знак отличия, выдававшийся протоиереям за их заслуги. Указ императора Святейшему Синоду гласил:

А дабы священники могли за отличные заслуги удостоиться и особливых почестей, определяем в пользу белого священства: во-первых, получение креста для ношения на цепи на шее.

Во-вторых, употребление фиолетовой бархатной камилавки или скуфьи.

И, наконец, третье, для знатнейших из них митры, каковую употребляют архимандриты.

С тем, однако же, что сии отличные почести не инако как по воле или утверждению Нашему даваемы или дозволяемы будут.

Таким образом, этот наперсный крест являлся четвёртой по-порядку наградой священников после набедренника, скуфьи и камилавки, и последней — перед митрой. После учреждения «Павловский наперсный крест» стал называться «Наперсный крест от Святейшего Синода выдаваемый», хотя в действительности эта награда утверждалась императором, а лишь только с 1881 года — Синодом.

Протоиереям, затем и священникам, имеющим такой наперсный крест или его позднюю модификацию (смотри ниже), разрешалось принимать и носить подносимые им прихожанами наперсные кресты с драгоценными украшениями (с 1881 года одновременно с обычным или наградным крестом запрещалось носить более одного поднесённого).

В современности многие священники, у которых «Павловский наперсный крест» передавался из поколения в поколение, носят его с особым чувством — как знак преемственности, духовной связи с предшественниками.

Описание внешнего вида

Крест был четырехконечный размером 11 х 7,5 см на цепи 126 см длиной, которые изготавливались из серебра «84 пробы» с позолотой общей массой 165 грамм.

На лицевой стороне помещалось накладное рельефное изображение Распятия, позднее — не накладное, начертанное. Над ним криптограмма «I H Ц I» («Иисус Назарянин, Царь Иудейский»).

На оборотной стороне размещены вензель императора Павла I и надписи: «Пресвитеру, дающему образ верным словом и житием» и «О. установлено в благочестивое царствование Великого Государя Императора Павла I 1797. Декабря 18».

Оформление креста оставалось неизменным вплоть до революции 1917 года.

Модификация

С 1820 года такой же крест, но весь золотой, с литым Распятием на лицевой стороне, и изображением императорской короны вместо вензеля императора — на оборотной, жаловался из Кабинета Его Величества придворным священникам, а также священникам православных заграничных церквей при поступлении их на службу, и оставлялся им навсегда, если они прослужат при тех церквах не менее семи лет.

  1. Наперсный крест. // Открытая православная энциклопедия «Древо». — 2012.
  2. Наперсный крест. // Богоявленский Кафедральный Собор в Елохове. — 2017.

Наперсный крест

Православный священник с тремя типами крестов: наперсным на цепи, орденским знаком и символом «Красного креста» на повязке

Крест наперсный — крест, носимый на груди (на персях), под одеждой или поверх неё, на шнуре или цепочке, надетых вокруг шеи.

История

Золотой лангобардский наперсный крест (конец VI — начало VII веков)

В первые века христианства взрослые люди креста обычно не носили. Носились медальоны с изображением закланного Агнца или Распятия. В актах Седьмого Вселенского Собора 787 года (акт 4-й) говорится, что мученик Прокопий Кесарийский (умер в 303 году), пострадавший при Диоклетиане, носил на шее крест, наполовину золотой, наполовину серебряный. То же известно о христианском воине-мученике Оресте (умер в 304 году). Иоанн Златоуст (347—407 годы), порицая «неразумных» женщин, возлагавших на просвещённых Святым Крещением младенцев амулеты, восклицал: «Не следует возлагать на младенцев ничего, кроме спасительного креста». Кресты носились как на теле (под одеждой), так и поверх одежды, причём во втором случае крест символизирует род служения, которое несёт человек (епископ, священник).

Предшественником наперсного креста является употреблявшийся в древней христианской церкви, а также в старину на Руси, так называемый энколпион или энколпий (от греч. έν κολπειώ — за пазухой, на груди). Энколпионы сначала имели форму четырёхстороннего ящичка, пустого внутри; с наружной стороны их помещалось изображение монограммы имени Иисуса Христа, а позже — и креста различной формы. В этом ящичке хранились частицы мощей, а в эпоху гонений — списки священных христианских книг. Два экземпляра энколпия, относящиеся, по мнению археологов, ко времени не позже IV века, найдены в 1571 году при раскопке одной из могил Ватикана.

О существовании энколпиев в IV веке свидетельствует Иоанн Златоуст в слове «Против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог»: «Почему к этому самому древу, на котором святое тело Иисусово было распростерто и пригвождено, все наперерыв притекают? Почему многие, как мужи, так и жены, получив малую частицу этого древа и обложив её золотом, вешают на свою шею, как украшение, между тем как оно было некогда знаком осуждения и наказания? Потому, что создавший все и все преобразующий, избавивши вселенную от нечестия и соделавший землю небом, Он и это орудие ненавистное и позорнейшее всех смертей превознес выше небес». (Выделенные слова нередко приводят в качестве цитаты из слова «Против аномеев», доказывая этим, будто этот обычай каким-то образом связан с арианством, но источник такого цитирования трудно установить).

Позже они имеют форму креста, сохраняя по-прежнему пустоту внутри, для хранения священных реликвий. В этом виде они стали принадлежностью епископского сана и носились епископами поверх одежды. Древнейший экземпляр такого энколпия найден в 1862 году в развалинах построенной Константином Великим базилики Святого Лаврентия в Риме, на груди скелета человека, погребенного при церкви — вероятно, епископа. Кресты-энколпии были также принадлежностью царского торжественного облачения в Константинополе, а позже — и в России, до Петра Великого. В Древней Руси их носили иногда (под одеждой) и простые монашествующие, и даже благочестивые миряне, например паломники. В церковно-археологических коллекциях, например в музее Санкт-Петербургской духовной академии, находятся энколпии, замечательные по величине и рисунку.

В XVIII веке энколпии с ящичками внутри выходят из употребления и заменяются для епископов крестами меньшей величины, сделанными из металла или финифти, без пустоты или вложений внутри. В России ношение таких крестов с 1741 года было усвоено и архимандритам, состоявшим в составе Святейшего Правительствующего Синода, а с 1742 года, по примеру монастырей Киевской епархии (где наперсные кресты издавна носились всеми архимандритами) — всем архимандритам, в отличие от игуменов, что сохраняется и по настоящее время.

В Русской православной церкви

Православный наперсный крест

До XVIII века в Русской церкви только епископы имели право носить наперсные кресты. В 1742 году императрица Елизавета Петровна обратила внимание Святейшего Синода на то, что все малороссийские архимандриты носят наперсные кресты, в отличие от великороссийских, у которых подобного права не было. 9 декабря 1742 года Святейшим Синодом были направлены во все епархии указы о возложении на всех архимандритов наперсных крестов, для их отличия от игуменов. Наперсные кресты жаловались императрицами Елизаветой и Екатериной Великой своим духовникам.

В 1797 году императором Павлом установлен, как знак отличия, и выдавался протоиереям и священникам, наперсный крест четырёхконечный, серебряный позолоченный, с изображением Распятия. Он составлял четвёртую, по порядку, награду (после набедренника, скуфьи и камилавки).

С 1820 года такой же крест, но весь золотой, с литым Распятием и изображением императорской короны на внутренней стороне жаловался из Кабинета Его Величества придворным священникам, а также священникам православных заграничных церквей при поступлении их на службу, и оставлялся им навсегда, если они прослужат при тех церквах не менее семи лет.

Наперсный крест, выдаваемый при рукоположении в иерея

Протоиереям и священникам, имеющим уже который-либо из двух вышеупомянутых наперсных крестов, разрешалось принимать и носить подносимые им прихожанами наперсные кресты с драгоценными украшениями. Священникам, имеющим учёные степени кандидата, магистра и доктора, выдавались особые кресты, из которых докторский — наперсный, а магистерский и кандидатский носился в петлице, укрепленной в воротнике рясы. Крест докторский и магистерский учреждены в 1808 году, кандидатский — в 1884 году. Кресты наперсные из бронзы коричневого цвета на владимирской ленте, были учреждены для раздачи всем священникам по окончании Отечественной войны 1812—1814 годов и Крымской войны 1853—1855 годов.

В 1896 году императором Николаем II по случаю коронации был учреждён новый тип наперсного креста; в указе говорится: «согласно определению Святейшего Синода <…> всем состоящим на службе иереям монашествующего и белого духовенства, равно как и рукополагаемым вновь в означенный сан <предоставляется> право возлагать на себя крест» установленного образца. Крест был восьмиконечной формы, изготавливался из серебра, на лицевой стороне изображалось Распятие, на оборотной — слова «Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» (1Тим. 4:12), а также вензель императора Николая II и дата его коронации на церковнославянском языке (церковнославянскими числами). С этого времени наперсный крест является в России привычной принадлежностью священника, в отличие от, например, Греции, где простые священники не носят наперсного креста.

Николаевский восьмиконечный наперсный крест после 1896 года носили все священники от момента рукоположения в сан иерея вплоть до награждения четырёхконечным — «павловским».

В середине XX века появился золотой Патриарший наперсный крест — который является высшим знаком признания заслуг протоиерея или архимандрита. Награждение им производится в исключительных случаях, за особые церковные заслуги, по воле и указом Патриарха Московского и всея Руси, независимо от выслуги лет и предшествующих наград (см.: список награждённых Патриаршим наперсным крестом).

В настоящее время всем священникам после их рукоположения выдаётся наперсный крест, который носится ими за богослужением поверх риз, а в повседневной обстановке — поверх рясы. Он имеет восьмиконечную форму; на лицевой стороне помещено рельефное изображение распятого Иисуса Христа и надписи в верхней части: «Гдь, ЦР҃Ь СЛ҃ВЫ» («Господь — Царь Славы»); в концах широкой перекладины «ІС҃ ХС҃» («Иисус Христос»), под нижней косой перекладиной — «НИКА» (греч. — победитель). На обратной стороне креста надпись: «Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» (1Тим. 4:12).

В западном христианстве

Одно из самых ранних упоминаний о наперсном кресте принадлежит папе римскому Гиларию в 461 году. Папа римский Григорий Великий (ок. 540—604 годы) послал Феоделинде, королеве лангобардов, два плоских медальона с изображением на них Распятия для ношения на груди. Он же другим посылал кресты для ношения и другим лицам. В 811 году византийский император Никифор I послал папе римскому Льву III золотой наперсный крест.

Однако до XIV века наперсный крест не получил в Западной Церкви широкого распространения. Использование наперсного креста в римском обряде стало необходимым впервые в Римском понтификале Пия V (1504—1572 годы).

Первым англиканским епископом, носящим наперсный крест был Эдуард Кинг, епископ Линкольна (1885—1910 годы).

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. Эта отметка установлена 31 декабря 2016 года.

Нательный крест

Нательным крестом называется крест, даваемый каждому православному христианину при крещении. Носится обычно непосредственно на теле (нательный). Может быть металлическим или деревянным (особенно часто — кипарисовым). Традиция ношения нательного креста подразумевает его символическое значение: готовность следовать Евангелию: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34). Эта традиция не универсальна, хотя в России среди православных носит всеобщий характер. В русской православной традиции на обороте нательного креста часто помещается надпись «Спаси и сохрани».

На Руси нательные кресты фиксируются уже с середины Х века (ещё до официального крещения Руси в 988 году) в сети узловых пунктов Древнерусского государства — в городах и на погостах. Они обнаружены в основном в дружинных погребальных комплексах, что демонстрирует роль дружины в процессах христианизации. Изображение распятия встречается уже на древнерусских нательных крестах, но сравнительно редко. Старообрядцы категорически отвергают нательные кресты с Распятием, считая, что изображение святого образа уподобляет нательный крест иконе, ношение которой на теле противоречит правилу Василия Великого (см. Номоканон): «Всякий, носящий на себе в качестве ладанки какую-либо икону, подвергаться должен отлучению от причастия на три года». В то же время в старообрядчестве приветствуется изображение, например, лозы на женском кресте в качестве напоминания о словах псалмопевца: «Жена твоя, яко лоза плодовита в странах дому твоего» (Пс. 127:3).

В Советском Союзе для многих ношение креста было формой исповедничества. По окончании гонений со стороны государства многие вновь стали носить нательный крест. Ношение креста наряду с иконками, поясами и даже кольцами с текстами молитв, может носить суеверный характер, если носящий воспринимает его как один из возможных оберегов.

См. также

  • Список награждённых Патриаршим наперсным крестом
  • Энколпион
  • Распятие (декоративно-прикладное искусство)
  • Наперсный крест Мономахов
  • Наперсный крест Фёдора Алексеевича
  • Наперсный крест Петра I

Примечания

  1. Иеромонах Амвросий. История российской иерархии. М. : Синодальная типография, 1807. Часть 1. С. 396—397.
  2. ПСЗ (3). Т. XVI. № 12793.
  3. Рисунок св. креста, возлагаемого на себя иереями монашествующего и белого духовенства.
  4. Петрухин В. Я. Русь в IX—X веках. От призвания варягов до выбора веры. — 2-е изд., испр. и доп. М. : Форум : Неолит, 2014. С. 398—407.
  5. Седов В. В. Распространение христианства в Древней Руси // Краткие сообщения Института археологии. 1993. Вып. 208. С. 3—11.

Литература

  • Одеяния духовенства (Настольная книга священнослужителя). — М.: Издательский Совет РПЦ.
  • Барсов Н. И. Крест наперсный // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. — Т. XVIa (1895) : Коялович — Кулон. — С. 658—659.
  • Михаил Воробьёв, протоиерей. Нательные кресты в традиции русского благочестия // Православная вера : газета. — № 4 (624).

Ссылки

  • Краткий обзор коллекции меднолитой пластики Собрания Соловецкого музея-заповедника.
  • Крест нательный.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *