Народ источник власти

М. Веберисточниками власти считал:

  • Насилие (физическая сила, оружие, организованная группа, личностные характеристики, угроза применения силы)

  • Авторитет (семейные и социальные связи, харизма, экспертные (специальные) знания, вера)

  • Право (положение и полномочия, контроль над ресурсами, обычай и традиция)

Самый примитивный источник власти — применение или угроза применения грубой силы, насилия (деспотическая власть отца семейства, власть уголовного преступника над его жертвами).

К методам прямого насилия нередко прибегает и государство. Но гораздо чаще власть в государстве базируется на институтах юридического права. Облекать государственное принуждение в добродетельные упаковки учил правителей ещё Никколо Макиавелли.

В современном, постоянно усложняющемся мире способность человека подчинить себе других людей всё больше зависит от его умственных способностей. Интеллектуальная власть бывает порой куда более эффективной, чем грубое насилие. Даже в уголовном мире авторитет главаря определяется зачастую не столько его физическими данными, сколько способностью спланировать безнаказанное преступление.

Моральная власть, апеллирующая к справедливости, честности, долгу и другим нравственным ценностям, более эффективна в тех случаях, когда её носитель способен служить в этом отношении примером для других.

Физические, интеллектуальные, психологические и нравственные возможности индивидуализированы, ими человек может обладать самостоятельно, без видимой зависимости от других людей. Социальным источником власти является право, прежде всего право собственности.

Организационная власть (административный ресурс) тем заметнее, чем сложнее управляемый социальный организм. Именно она делает столь влиятельнымибюрократическиеструктуры не только в государстве, но и в крупных корпорациях и общественных организациях.

В последнее время в источник власти превратилось владение информациейи каналами её распространения.Средства массовой информациидавно характеризуются, как «четвёртая власть». Меньше обращается внимания на циркулирование информации внутри бюрократических структур, фильтрующих и изменяющих её.

Функции политической власти

В процессе господства политическая власть наиболее полно реализует свои функции, т.е. те присущие ей свойства и особенности, благодаря которым она может действовать в обществе и непосредственно способствовать его изменению. Политологи обычно выделяют четыре важнейшие функции:

1. Организаторская функция. Она предназначена для формирования политической системы общества, организации его политической жизни, политических отношений между государством и общественными группами, классами, ассоциациями, партиями и просто гражданами. Можно сказать, что эта функция играет главную роль в деле создания структурной системы в обществе, обеспечивающей господство и руководство.

2. Управления, посредством которого повсеместно и на практике реализуется стратегическая линия субъекта власти. В этой линии отражены социально-экономические и политические интересы стоящих у власти сил. Управление предполагает принятие современных конкретных управленческих решений, внесение корректировки в процессе реализации власти.

3. Функция контроля ведает обеспечением соблюдения в обществе норм и правил правления власти, особенно по линии господства. Для выполнения этой функции создаются специальные контрольные органы: контрольная палата, прокуратура, ревизионные структуры и др.

4. Воспитательная функция нацелена на создание авторитета власти, на воспитание у граждан сознательного законопослушания. Она призвана формировать у субъектов власти умение и энергичное осуществление волевого воздействия, а у объектов – постоянную готовность и способность подчиняться.

Социальная власть- способность и возможность индивида или коллектива влиять на волю. поведение и деятельность людей с помощью различных средств (авторитета, убеждения. насилия, принуждения и т.п.). Классификация социальной власти:

• по сферам общественной жизни — политическая, экономическая, религиозная и другие;

• за субъектом. носителем власти. власть главы государства, руководителя предприятия, родителей и др..;

• за методами и средствами по организации власти — демократическая, недемократична.

Особое место среди видов социальной власти в классификации по сферам общественной жизни занимает политическая власть.

Политическая власть- это особый вид социальной власти. с помощью которой реализуются жизненно важные интересы влиятельных социальных групп.

Государственная власть является разновидностью социальной власти. Если в первобытном обществе социальная власть имела публичный (общественный) характер, то в классово организованном — политический. В анализе политических систем общества власть занимает такое же место, как деньги в экономических системах: она имеет прочные корни в общественной и частной жизни граждан.

Каково соотношение политической и государственной власти? Есть две точки зрения по этому вопросу:

• политическая власть и государственная власть — тождественные понятия, поскольку политическая власть исходит от государства и осуществляется ее прямого или косвенного участия;

• политическая власть и государственная власть — понятия не тождественные, однако любая государственная власть является политической.

Действительно, политическая власть неразрывно связана с властью государственной, находит в ней свое продолжение. Государственная власть — главный, типичный способ осуществления политической власти.

Государственная власть- управления обществом. которое осуществляется органами государства в пределах их компетенции.

Характерными особенностями государственной власти являются:

• публичность — выступает от имени всего общества (народа), имеет «публичную» основу своей деятельности (казенное имущество, собственные доходы, налоги);

• верховенство — юридически олицетворяет общеобязательную волю всего общества, располагает монопольным правом издавать законы и опираться на аппарат принуждения как на одно из средств соблюдения законов и других правовых актов;

• универсальность — распространяет властные решения, которые являются общеобязательными для всех коллективных и индивидуальных субъектов, на все общество;

• суверенность — отделена от других видов власти внутри страны (от партийной, церковной и др.).. Она независима от них и имеет исключительное монопольное положение в сфере государственных дел;

• легитимность — юридическое обоснование и признание народом страны, а также мировым сообществом. Например, представительные органы приобретают легитимность в результате проведения выборов, предусмотренных и регламентированных законом. Нелегитимная власть считается узурпаторской. Узурпацией является нарушение правовых процедур при проведении выборов или их фальсификация. Признание законности происхождения и способа установления власти означает получение кредита доверия со стороны народа, согласие народа повиноваться. Требование легитимности возникла как реакция против насильственной смены власти в государстве, осознание обществом преимущества порядка и стабильности над нарушением общепризнанных норм, захватом власти силой.

  1. Понятие и признаки государства. Классовый и социальный подходы к пониманию сущности государства.

Государство- это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определённой территории.

Государство- это выделившаяся из общества и обусловленная его социально-экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация суверенной публичной власти. Возникнув как продукт эмпирической (опытной) социальной жизнедеятельности, государство не совпадает с обществом и выступает по отношению к нему управляющей системой. Эта система имеет собственную внутреннюю логику развития, чёткую структурную организацию (которая оттачивалась на протяжении тысячелетий), специфический механизм взаимодействия структурных элементов. Таким образом, государство — самодостаточная система, обладающая собственной природой, сущностью, формой. Государство характеризуют следующие признаки, отличающие его как от догосударственных, так и негосударственных организаций:

1) наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления, принуждения, правосудия, ибо публичная власть — это чиновники, армия, полиция, суды, а также тюрьмы и другие учреждения);

2) система налогов, податей, займов (выступая основной доходной частью бюджета любого государства, они необходимы для проведения определённой политики и содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью);

3) территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду, племени, учреждению; в процессе становления первых государств территориальное деление населения, начавшееся в процессе общественного разделения труда, превращается в административно-территориальное; на этом фоне возникает новый общественный институт — подданство или гражданство);

4) право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает её легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.);

5) монополия на правотворчество (издаёт законы, подзаконные акты, создаёт юридические прецеденты, санкционирует обычаи, трансформируя их в юридические правила поведения);

6) монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти);

7) устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство, одданство);

8) обладание определёнными материальными средствами для проведения своей политики (государственная собственность, бюджет, валюта и т.п.);

9) монополия на официальное представительство всего общества (никакая иная структура не вправе представлять всю страну);

10) суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях).

В обществе власть может существовать в разных видах: партийная, семейная, религиозная и т. п. Однако властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает лишь государство, которое осуществляет свою высшую власть в пределах собственных границ.

Верховенство государственной власти означает:

а) её безусловное распространение на население и все социальные структуры общества;

б) монопольную возможность применения таких средств воздействия (принуждения, силовых методов, вплоть до смертной казни), которыми не располагают другие субъекты политики;

в) осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего юридических (правотворческой, правоприменительной и правоохранительной);

г) прерогативу государства отменять, признавать юридически ничтожными акты других субъектов политики, если они не соответствуют установлениям государства.

Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то говорят о нарушении его суверенитета. А это явный признак слабости данного государства и его неспособности обеспечить собственный суверенитет и национально-государственные интересы. Понятие «суверенитет» имеет для государства такое же значение, что и понятие «права и свободы» для человека;

11) наличие государственных символов — герба, флага, гимна. Символы государства призваны обозначать носителей государственной власти, принадлежность чего-либо к государству. Гербы государства помещают на зданиях, где расположены органы государства, на пограничных столбах, на форменной одежде государственных служащих (военнослужащих и др.). Флаги вывешиваются на тех же зданиях, а также в местах, где проводятся международные конференции, символизируя присутствие на них официальных представителей соответствующего государства и т.д.

При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта:

1) то, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона);

2) то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона). Если при анализе сущности государства останавливаться только на формальной стороне, тогда получится, что древнее рабовладельческое и современное государство тождественны по своей сущности. Между тем это в корне неверно. Главное в сущности государства — его содержательная сторона, другими словами, то, чьи интересы прежде всего данная организация политической власти осуществляет, какие приоритеты устанавливает в своей политике.

В этой связи можно выделить классовый,общечеловеческий,религиозный,национальный,расовыйподходы к сущности государства.

Хронологически первым выступает классовыйподход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса. Здесь государство используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса, слоя, социальной группы.

Более прогрессивным является общечеловеческий(или общесоциальный) подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп.

В рамках религиозногоподхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определённой религии. Так, католический Ватикан, исламские государства — Пакистан, Иран, Ирак, Ливия, Судан, Саудовская Аравия и др. — в своей политике руководствуются в большей мере религиозными началами.

В рамках национального(националистического) подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов титульной нации за счёт удовлетворения интересов других наций, проживающих на территории данной страны.

В рамках расовогоподхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определённой расы за счёт удовлетворения интересов других рас, проживающих на территории данной страны.

Иначе говоря, сущность государства многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеназванных начал.

  1. Типология государств: формационный и цивилизационный подходы.

Принята 12 дек. 1993 всенародным голосованием (референдумом). Необходимость принятия новой К. была обусловлена коренными преобразованиями в жизни Российского государства. Суть этих преобразований состоит прежде всего в переходе от социалистической системы хозяйства к рыночной экономике, от авторитарной политической системы к многопартийности, от централизованной власти Советов народных депутатов к разделению властей. К. по‑новому определила основополагающие принципы общественного устройства России. Так, РФ — Россия — провозглашается демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. К. в качестве основополагающего принципа определяет принцип законности. Суть его состоит в строгом соблюдении требований закона всеми субъектами общественных отношений. К. имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить К. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать К. и законы. Существенным является провозглашение в К. равноправия и полноправия граждан, а также гарантированность прав и свобод. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. В гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» К. перечислены основополагающие права и свободы человека и гражданина, а также гарантии осуществления прав и свобод. Последовательно раскрыт принцип гуманизма, который вытекает из принципа равноправия и полноправия человека и гражданина и означает заботу о человеке, всемерном развитии его духовных и физических качеств, материальных условиях жизни. Россия является федеративным и многонациональным государством, поэтому важнейшее значение имеет провозглашение в К. государственного единства. В преамбуле, а также в ряде статей установлено, что суверенитет РФ и верховенство К. распространяются на всю ее территорию. РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Гарантируются единство экономического пространства, единство территории, единый государственный язык (русский), единая денежная единица (рубль) и т. д. Новым в российском конституционном законодательстве является принцип разделения властей, закрепленный в ст. 10 и 11 К. : государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. В соответствии с К. законодательным и представительным органом РФ является двухпалатный парламент РФ — ФС РФ. Он состоит из двух палат — СФ и ГД. В СФ входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. ГД состоит из 450 депутатов.

К., являясь основным законом государства, регулирует такие важнейшие общественные отношения, как основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, взаимоотношения органов государственной власти, органов местного самоуправления и т. д. В ней, таким образом, определены начала всех др. законодательных актов, всех отраслей права. Если любой др. акт содержит положения, противоречащие К., действует К. Важной юридической гарантией стабильности К. является особый порядок ее принятия и изменения. К. относится к так называемому типу «жестких» конституций. Это означает, что порядок ее изменения усложнен. Гл. 9 К. предусматривает, что гл. 1, 2 и 9 не могут быть пересмотрены ФС РФ. Поправки к гл. 3–8 принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона. Эти поправки вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ. Правовая охрана К. обеспечивается с помощью конституционного контроля. Он относится к ведению РФ. Обеспечение соответствия К. конституций (уставов) субъектов РФ входит в предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ. Особое место в защите К. и конституционного строя принадлежит Президенту РФ, который как глава государства является гарантом К. Обязанность соблюдать и защищать К. входит в содержание присяги Президента РФ. В целях защиты К. формируется Конституционный Суд РФ. Его судьи назначаются СФ по представлению Президента РФ. В решении задач конституционного контроля участвуют и др. государственные органы — Верховный Суд РФ, прокуратура РФ в пределах их компетенции, установленной законодательством РФ.

О. П. ЕГОРШИНА, О. О. ЗАЦЕПА

НАРОД КАК ИСТОЧНИК ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Ключевые слова:

народ, государственная власть, федеративное государство, государственный суверенитет, субъект федерации

Авторы обсуждают проблемы, связанные с конституционно-правовым определением понятия «народ». Особое внимание уделяется характеристике народа применительно к федеративному государству. Авторы утверждают, что понятие «народ» может быть использовано только в отношении всей совокупности граждан федеративного государства.

KEY WORDS:

public, state power, federal state, state sovereignty, subject of federation

The authors discuss the problems concerned

with constitutional legal definition of the

Со времени, когда законодательство стран Европы и Северной Америки определило народ в качестве носителя государственного суверенитета и источника власти, категория «народ» стала объектом исследования для ученых-юристов.

Как в трудах по теории права и государства, так и в работах госу-дарствоведов рассматриваются юридические характеристики народа как субъекта государственных отношений. При этом различные авторы характеризуют народ и как субъект государственной власти, и как подвластный субъект, и даже как объект,

на который направлено воздействие государственного аппарата.

Так, А. Б. Артемьев представляет властное отношение как «опосредованную связь властвующего субъекта — объекта (общественные отношения) — подвластного субъекта, причем оба субъекта оказывают воздействие на объект власти, который в свою очередь, оказывает обратное воздействие на субъектов. В каждый конкретный период времени властвует тот, кто оказывает более мощное воздействие на общественные отношения и на которого сами общественные отношения оказыва-

Егоршина О. П., Зацепа О. О. Народ как источник государственной власти

Государственная и муниципальная служба

ют минимальное воздействие. Отсюда власть — есть постоянное отношение между двумя субъектами, при котором они взаимно оказывают воздействие на объект, вызывая в нем изменения, в свою очередь вызывающие изменения в социальном положении субъектов и в самих субъектах» .

Иной позиции придерживается, например, Н. А. Колоколов, полагающий, что «властеотношение принципиально отличается от тех отношений, в которых допустима связь «субъект — субъект”, поскольку во властеотношении равноправие действующих лиц изначально невозможно, для него характерна только связь «субъект — объект”, которыми могут быть как отдельные лица, так и их группы» . В качестве наиболее широкой по составу подвластной группы, вероятно, следует понимать именно народ.

Аналогичной точки зрения придерживается С. С. Митин, утверждающий, что государственную власть можно определять, в том числе, и как «отношение субъекта и объекта властвования» .

Представляется, что предлагаемый указанными авторами в контексте исследования категорий «власть» и «властеотношения» подход к определению народа как «объекта властеотношений» является не вполне корректным. «Любое правовое отношение, — пишет А. В. Поляков, — по своему эйдетическому

смыслу предполагает участников, деятелей, которые в правовой теории называются субъектами. Правоотношение может возникнуть лишь между такими субъектами, которые обладают правосубъектностью, т. е. праводееспособностью как способностью быть носителями субъективных прав и обязанностей и самостоятельно их приобретать и осуществлять (вступать в правовую коммуникацию)» .

Учитывая, что народ в отношениях с государственным аппаратом обладает как правами, так и обязанностями, более того — именно народ напрямую либо опосредованно делегирует власть государственным органам, его статус как специфического субъекта государственно-правовых отношений представляется нам неоспоримым.

В юридической науке обсуждаются такие проблемы, как соотношение понятий «народ» и «население», сравнительная характеристика народа и избирательного корпуса, особенности народа как источника власти в федеративном государстве.

В общей теории права и в науке конституционного права существует плюрализм понятий «народ» (применительно к кругу лиц, его образующих). Часто под народом как государственно-правовым субъектом понимается совокупность граждан, способных своими позитивными действиями участвовать

в процессе отправления народовластия (т. е. фактически — совокупность граждан, обладающих активным избирательным правом).

При таком подходе, если руководствоваться законодательством большинства государств мира, категория «народ» не будет охватывать следующие группы граждан:

— несовершеннолетние;

— отбывающие наказание в виде лишения свободы;

— признанные в установленном порядке недееспособными. Такой подход является, с нашей

точки зрения, не вполне верным. Мы полагаем, что отождествление понятий «народ» и «избирательный корпус» не отражает юридических характеристик народа. Под народом следует понимать совокупность граждан, обладающих конституционно-правовой правоспособностью.

Данная позиция нашла отражение как в советской, так и современной отечественной правовой науке. В частности, В. Я. Бойцов указывает на то, что понятие «народ» нельзя сводить к совокупности лиц, обладающих избирательным правом, а критерием, по которому можно отнести конкретного индивида к народу, является факт государственно-правовой связи человека с государством, т. е. гражданство .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По мнению В. В. Хевсакова, «электорат — лишь часть народа,

которая выбирает органы государственной власти. Конституционное же понятие «народ” включает в себя такой аспект, как «народ-избиратель”, но не ограничивается им. Отождествление народа с избирательным корпусом государства исключает, например, такие важные аспекты конституционного понятия «народ”, как народ — цель власти, народ — учредитель и легитиматор власти, народ — источник власти. Именно воля народа является истоком всей организации распределения власти в обществе, власти, полученной с согласия народа» .

Ввиду изложенного представляется, что более близка понятию «народ» такая широко употребляемая категория, как «население государства». Вместе с тем, необходимо учитывать, что понятие «население» также используется в нескольких значениях. В этой связи В. В. Хевса-ков и А. Ю. Величко отмечают, что понятия «народ», «нация», «население» не тождественны, хотя в отдельные исторические периоды могут и совпадать.

Данные авторы полагают, что, рассматривая понятие «народ», следует исходить из того, что это совокупность физических лиц, имеющих правовую связь с государством в виде гражданства, в то время как население включает в себя всех лиц, проживающих на территории определенного государства: как собственных граждан, так и граждан

Егоршина О. П., Зацепа О. О. Народ как источник государственной власти

Государственная и муниципальная служба

иностранных государств, а также лиц без гражданства (апатридов). Таким образом, фактическое население может быть примерно равно, а может и превышать народ государства в зависимости от участия иностранцев и лиц без гражданства в решении стоящих перед государством задач .

Исходя из приведенной выше позиции, мы можем заключить, что народ (в государственно-правовом смысле) является лишь частью населения государства, хотя, как правило, и подавляющей. Кроме того, наряду с индивидами, входящими в состав населения, но не являющимися частью народа, любое государство имеет и некоторую часть народа, не составляющую его население. Речь в данном случае идет о гражданах, проживающих за пределами государства, но не утрачивающих с ним правовой связи.

В то же время авторы некоторых работ по теории права и конституционному праву, характеризуя население, описывают его именно как субъект народовластия. При таком подходе граница между понятиями «народ» и «население» фактически стирается.

Так, Е. С. Бутурлина отмечает, что наукой теории права и государства предлагается определение населения как совокупности индивидов, объединенных естественными причинами в исторически сложившиеся социальные и иные общно-

сти, различающиеся по национальным, половозрастным, профессиональным признакам, политическим убеждениям, верованиям и другим качествам, выполняющих различные функции и образующих в конечном итоге единую социальноэкономическую и политическую государственно-организованную общность людей .

Приведенное определение населения по своему содержанию наиболее близко к понятию народа как субъекта государственно-правовых отношений и не охватывает лишь небольшую часть народа, проживающую за рубежами государства. Вместе с тем, применение для обозначения носителя суверенитета и источника власти именно термина «народ» представляется нам более корректным, поскольку категория «население» зачастую используется и в значениях, отличных от упомянутого выше, и не учитывает политические права граждан, составляющих народ. Полагаем, что понятие «население» в его общеупотребительном смысле должно принадлежать скорее к категориальному аппарату социологии и экономической географии, нежели конституционного права.

Также одним из широко обсуждаемых вопросов, связанных с юридическим содержанием понятия «народ», является характеристика народа применительно к федеративному государству. Исследовате-

ли расходятся во мнении, возможно ли говорить о народе субъекта Российской Федерации.

Конституции и уставы субъектов Российской Федерации содержат различные юридические характеристики населения соответствующих регионов. Так, Устав Самарской области включает понятие «народ Самарской области», в то время как Устав Магаданской области указывает на то, что источником власти в данном регионе является население Магаданской области. Устав Санкт-Петербурга содержит упоминание о жителях Санкт-Петербурга как источнике власти в городе.

В связи с приведенными примерами законодательного решения вопроса об источнике власти в субъектах Российской Федерации интересной представляется позиция Е. И. Козловой: «Думается, что положение ст. 3 Конституции РФ о том, что единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ, исключает необходимость постановки вопроса об источнике власти в субъекте РФ. Представляется правомерным сделанное недавно исключение из Конституции Республики Алтай, из Устава Московской области положений об источнике власти. Следует исходить из того, что Конституция РФ, федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ, прямое действие и применяют-

ся на всей территории РФ; осуществление полномочий федеральной государственной власти обеспечивается на всей территории РФ; что принципом федеративного устройства является единство системы государственной власти. Уже в силу этих факторов нельзя усматривать в населении, гражданах области, в народе республики единственного источника власти в субъекте РФ» . Данное мнение, как нам представляется, имеет под собой серьезные основания. Более того, логически продолжая приведенную выше позицию, следует рассмотреть оправданность применения в законодательстве и литературе самого термина «народ субъекта Российской Федерации».

В отечественной юридической литературе можно найти примеры упоминания народа субъекта Российской Федерации как специфического публично-правового субъекта. Так, И. А. Умнова отмечает, что «под народом области (края) понимаются граждане Российской Федерации, проживающие на территории данного государственнотерриториального образования и реализующие политические права и свободы в пределах области (края) в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законами области (края). Народ области (края) рассматривается как источник и субъект государственной власти, осуществляемой им непосредствен-

Егоршина О. П., Зацепа О. О. Народ как источник государственной власти

Государственная и муниципальная служба

но или органами государственной власти области (края) от его имени. Следовательно, народ области

(края) должен быть наделен особым статусом и его правосубъектность необходимо гарантировать в уставе как основном законе области

(края)» . Примечательно, что И. А. Умнова говорит даже не о народе республик в составе Российской Федерации, которые, как известно, в Конституции России названы «государствами», а о народе краев и областей. Приведенная точка зрения представляется нам необоснованной.

Безусловно, в условиях федеративного государства принцип народовластия должен реализовываться и на уровне субъектов Федерации, что, впрочем, отнюдь не означает необходимость точного копирования механизма федеральной власти в регионах. В связи с этим господствующей в российской юридической науке является точка зрения, согласно которой носителем суверенитета в государстве является народ в целом. Суверенитет является неделимым, в том числе и в федеративном государстве, а население отдельно взятого субъекта Федерации не обладает характеристиками народа как субъекта публичного права.

В частности, В. В. Хевсаков в этой связи отмечает, что Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном референдуме в 1993 г.,

закрепляет в ч. 1 ст. 3, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Соответственно, не какая-то отдельная нация, народность, иная этническая общность могут выступать в качестве носителя и источника власти в Российском государстве, а исключительно российский народ в целом как многонациональная общность .

Данный вывод подтверждается также и тем, что исключительно государство в целом, а не его отдельные территории, является субъектом международного права, при том что правосубъектность народа зиждется на совокупности его суверенных прав как в государственноправовой, так и в международноправовой сфере. Иными словами, социальная общность, именуемая народом, не может быть участником государственно-правовых отношений (т. е. субъектом народовластия), не обладая в то же время международной правосубъектностью . Таким образом, население субъекта Федерации является частью народа государства в целом, а не народом отдельно взятого региона в конституционно-правовом смысле этого термина.

Несмотря на то, что Конституционный Суд Российской Федерации до настоящего момента не высказывал правовых позиций относительно некорректности самого понятия «на-

род субъекта Российской Федерации», по нашему мнению, выстраивание подобного рода «иерархии народов» является, по меньшей мере, нежелательным. Косвенным подтверждением нашего мнения является позиция Конституционного Суда России о недопустимости учреждения института гражданства субъекта Российской Федерации (включая республики) .

В законодательстве иностранных государств встречается понятие «народ субъекта федерации» (штата, земли). Впрочем, важно отметить, что, в частности, американская юридическая наука не отрицает или, по крайней мере, в прошлом не отрицала и суверенитет штатов. Данная точка зрения высказывалась

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

основателями американского государства: Мэдисоном, Гамильтоном и др. Таким образом, понятие «народ штата», широко используемое в законодательстве и правовой доктрине США, является скорее данью истории, чем правовой характеристикой совокупности граждан США, проживающих в границах того или иного штата.

Учитывая изложенное, мы полагаем, что более обоснованным является подход, согласно которому понятие «народ» применительно к федеративному государству можно использовать только в отношении всей совокупности его граждан. Термин «народ субъекта Федерации» является, с нашей точки зрения, юридически некорректным.

2. Бойцов В. Я. Система субъектов советского государственного права. Уфа, 1972.

3. Бутурлина Е.С. Население как признак государства. Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. Краснодар, 2002.

4. Козлова Е. И. К вопросу о правовом закреплении принципа народовластия в РФ // Проблемы эффективности публичной власти в Российской Федерации: материалы научно-практической конференции. Ростов-н/Д. 2003. С. 8-9.

5. Колоколов Н. А. Судебная власть как общеправовой феномен. Дисс. … докт. юрид. наук. Н. Новгород. 2007.

6. Митин С. С. Государственная власть: понятие и закономерности организации. Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. Красноярск, 2004.

7. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 6 декабря 2001 г. № 250-0 по запросу Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан о толковании ряда положений статей 5, 11, 71, 72, 73, 76, 77 и 78 Конституции Российской Федерации // Информационно-справочная система «КонсультантПлюс».

8. Поляков А. В. Общая теория права: проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода. СПб, 2004.

9. Умнова И. А. Устав области (края): первый опыт. М., 1995.

10. Хевсаков В. В., Величко А. Ю. Демократия и народовластие: к проблеме разграничения понятий // Гражданин и право. 2007. № 5.

11. Хевсаков В. В. Многонациональный народ Российской Федерации как субъект непосредственной демократии // Гражданин и право. 2007. № 7.

12. Эбзеев Б. С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. М., 2005.

Егоршина О. П., Зацепа О. О. Народ как источник государственной власти

Глава 1. Основы конституционного строя

Статья 1

1. Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Статья 2

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Статья 3

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.

Статья 4

1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Статья 5

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Статья 6

1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Статья 7

1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 8

1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Статья 9

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Статья 10

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Статья 11

1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Статья 12

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Статья 13

1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

4. Общественные объединения равны перед законом.

5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Статья 14

1. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Статья 15

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Статья 16

1. Положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.

2. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.

Алфавитно-предметный указатель

Антон Дмитриевич Зотов Добрый вечер, Юлия Александровна! У меня к Вам есть вопрос. Вы в своей научной работе отметили, что «В правовом демократическом государстве право является единственным источником власти.». Если Мы обращаемся к конституции Российской Федерации, то Мы понимаем, что Россия как раз и является правовым демократическим государством, однако, по статье 3, » … единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.». Так как же право является единственным источником власти, если вот в правовом демократическом государстве, таком как РФ, единственным источником власти является ее многонациональный народ?!?! Спасибо!
Здравствуйте,Атнон Дмитриевич Конституция нашего государства определяет, что единственным источником власти в стране является её многонациональный народ. Являясь с одной стороны единственным источником власти, народ, как это декларируется, с другой стороны реализует эту власть посредством передачи её органам административно-политической деятельности (п. 2. Ст. 3 Конституции РФ гласит «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления»), где эта народная власть преобразуется в государственные и муниципальные полномочия. Получается, что народ, как единоличный источник власти, этой властью непосредственно не распоряжается, так как формы ограниченного распоряжения народной властью в виде выборов, референдумов и т.д. п. 3 ст.3 Конституции РФ «Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы») регламентируются сформированными структурами публичной власти, а не самим народом. Свою непосредственную власть народ целиком передаёт органам административно-политической деятельности, которые посредством этой власти реализует свои публичные функции в отношении народа, как единственного источника такой власти. Хотя народ и признаётся главным распорядителем публичной власти, он фактически таковым не является, так как реализация этой власти подчинена правилам, установленным теми структурами публичной власти, которым эта власть передана народом. Право своим воздействием организует, направляет власть, которая, отражая это воздействие, воплощает его в реальность. На сегодняшний день право — это основной источник власти в любом легитимном государстве, коим является и РФ. Государство должно быть устроено таким образом, чтобы праву подчинялись и граждане, и само государство (принцип верховенства закона над государством).
Правовая оболочка не просто держит под контролем власть, но ещё и делит её на основные составляющие, которые принято называть формой правления. (Всего существует три вида власти, источником которой является право: исполнительная, законодательная, судебная.)

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *