Наставления гавриила ургебадзе

Преподобный Гавриил (Ургебадзе): Поучения старца

Раздел: Душеполезные наставления

Никогда не изменяй Богу. Перенеси все испытания – и двери Рая для тебя откроются.
Если тебя оклеветали, на добро ответили злом, не держи в сердце зла. Прости и радуйся, потому что благодаря этому ты на несколько ступенек приблизился к Богу.

Моря засохнут, горы разрушатся, но слава Христа не исчерпается.

Смерть — это преображение. Не бойтесь смерти — боитесь Суда Божия. Представьте, как бьется сердце, когда стоите на экзамене перед профессором. Насколько же страшнее стоять пред Богом на Суде! Величие Божие не сравнимо ни с чем.

Кто дал тебе душу, Тому она и принадлежит.

Неустанно стремитесь к Богу. Видя твоё стремление, Бог даст всё необходимое.

Не Господь оставляет человека, а человек оставляет Бога. Ад — это отдаление от Господа.

Праведник не боится Бога.

Бог — бесконечная любовь.

Кто любит доброту и справедливость, тот любит и Бога, и Бог его, как родного сына полюбит.

Только сердцем, полным любви можно обличать грехи другого человека.

Кто научится любить, тот и будет счастлив. Только не думайте, что любовь — это врождённый талант. Любви можно научиться, и мы должны это делать.

Без жертвы ради Господа и ближнего ничего в духовной жизни не получится. Без жертвы не научишься любить.

Бог не приемлет пустых слов. Бог любит дела. Добрые дела — это есть любовь.

Живи так, чтобы не только Бог любил тебя, но и люди — больше этого нечего нет.

Бог от нас требует сердце, но без добрых дел ты не сможешь отдать сердце Богу. Помогай человеку неимущему – это и будет твоя жертва Богу. Всем надо желать добра, но для творения добра требуется мудрость.

Когда творишь добро – на одну ступень поднимаешься, а когда грешишь – опускаешься. Вся наша жизнь – такое движение.

Не зная духовного состояния ближнего, не давай советы. Твой совет может погубить его.

Все опасности мимо смиренного пройдут и не коснутся его. Без смирения в Царстве Небесное не войдёт никто.

Горе тому монаху или монахине, кто не болеет о недугах своего народа.

Разве можно чувствовать себя спокойно, если кто-то ждет тебя снаружи. Хороший монах должен иметь чуткое сердце, как у женщины.

Не беспокойтесь о плоти, думайте о спасении души. Кто победил свой язык и чрево, тот уже на правильном пути.

Когда вкушаешь пищу – помни о голодном, жаждущем и страждущем.

Господь показывает чужую беду, чтобы умягчить наши сердца.

В последние времена не смотрите на небо: можете прельститься чудесами, которые там будут происходить, — ошибётесь и погибните.

Если украдёшь, то нарушишь одну из десяти заповедей. Кто так поступит – антихриста и так примет. Верующий человек будет уповать на Бога. А Господь в последние времена такие чудеса сотворит для своего народа, что одного листика с дерева хватит на целый месяц. И земля не убавится; перекрестишь, и она даст тебе хлеб.

Человек не сможет проникнуть в Промысл Божий. Есть попущение, воля и Промысл Божий. Попущение – когда Бог даёт человеку свободу. Человек делает то, что пожелает. Когда действует воля Божия, человек делает то, что велит Бог. Воля Божия всегда приносит добро. Промысл Божий правит: то совершает попущение, то волю. Когда не можешь решить вопрос и не знаешь, что делать, — доверься Промыслу Божию, молись и не думай больше об этом.

Раньше, до грехопадения, духу подчинялась и душа, и плоть. После грехопадения, связь с духом прервалась, и душа осталась под властью плоти. Чего пожелает плоть, то делает душа. Душа движет телом. А дух её вразумляет. Бог для спасения человека вложил в него совесть. Дух разумен и знает всё о совести; различает хорошее от плохого.

Ты не осуждай, судя – сам Бог. Тот, кто осуждает, как пустой колос пшеницы, у которого всегда поднята голова и который поэтому всегда смотрит на других сверху в низ. Если увидишь убийцу, или блудницу, или пьяницу, валяющегося на земле, не осуждай никого, потому что Бог отпустил их повода, а твой повод держит в руках. Если твой тоже отпустит, ты окажешься в худшем положении: можешь впасть в тот грех, в котором осуждаешь другого и погибнуть.

Тот, кто отдаёт несправедливые приказы, грешит больше того, кто их выполняет.

Нельзя обожествлять земного человека.

Для Бога все грехи как камушки в море. Нет такого греха, который превосходил бы Его милосердие.

Господь умалит и возвысит. Когда я начинаю считать себя лучше других, тогда надеваю на голову свою диадему и выхожу на улицу босиком. Люди смотрят на меня и смеются, а я вижу, какое я ничтожество.

Кто умалит себя, тот возвысится.

Сначала лечит Бог, а потом врач, но кто не благодарит врача, не благодарит Бога. Труженик достоин награды. Ум и руки врача творят богоугодные дела.

Без благословения ничего не делайте, пусть даже ангел в блистающих одеждах явится – благословение, данное настоятелем, не меняйте.

Осознай свою немощь, и Господь укрепит тебя.

Во чреве матери ребёнок всё слышит. Говорите ему слово Божие, и так воспитываете.

Для того живём на этом свете, чтобы творить добро.

Христианину не подобает ныть.

Бог своим высочайшим промыслом испытывает человека.

Монашествующим для спасения необходимо жить по Евангелию. Мирянам же надо исполнять десять заповедей.

Без воли Божией демон не может даже крошки сдвинуть.

Не всегда верь своим глазам и своим ушам – и то, и другое может обмануть.

Непристойно требовать от кого-то того, чего сам не давал.

Плохо, когда язык бежит впереди, а разум остаётся позади.

Нарушение обещаний – большой грех.

Монашествующие должны жить в простоте. Простота – это благодать Божия.

Монах должен быть твёрдым, защищать правду, потому, что правда – это сам Бог.

Монах, как ревущий лев, должен защищать православие.

Надо иметь только один страх – страх совершить грех.

Всякий грех – это вражда с Богом. Одумайся! С кем враждуешь?!

Монашество – это борьба до последнего вздоха, стремление к Богу до смерти.

Монашество – это ангельский чин; надо пройти через огонь

Если у монашествующих нет смирения и покаяния, то они не спасутся, а погибнут.

Через скорби человек научится вере и любви.

Око – зеркало души: если душа сама не пожелает, оно на плохое не взглянет.

Бесчинство – бесстыдство – начало всякого зла!

Духовника надо выбирать по своему желанию, а выбрав, уже подчиниться. Но если духовник учит ереси, — беги от него как от зла.

Время – большая милость. Оно даётся человеку для спасения.

Каяться надо больше сердцем, чем слезами.

Будь по чистоте и невинности сердца как ребёнок, но не по разуму.

Овладевая человеком, демон первым делом отнимает разум.

Лучше быть стократ блудником, чем еретиком.

Когда необходимо защищать веру и ты этого не делаешь, твоя душа погибает; а если погибнешь, защищая веру – попадёшь в Царство Небесное.

Если станешь свидетелем воровства и не сможешь вмешаться, читай «Отче наш».

Для тех, кто находиться в аду, панихида – как для узника дневной свет.

Есть деньги, которые содержат долю Иуды. Не принимай как пожертвование «иудины деньги», так как они обязательно вовлекут в грех, из которого не скоро выберешься.

Нет такого грешника, которого не принял бы Бог через Покаяние и Причащение.

Враг любви — эгоизм. Эгоист ничего не отдаёт, хочет только получить. Даже всех богатств мира будет мало.

Смирение – неугасимая, угодная Богу свеча. Милость – это золото. Смирение – бриллиант.

Дерзок тот человек, который не видит своих грехов и много мнит о себе. Все гордые и тщеславные сердцем мерзки в очах Божиих.

Экуменизм – это сверхъересь! Православная Церковь – это корабль, плывущий по бурному океану. Мы православные, находимся на этом корабле.

Для Бога не важно, кто ты: монах или мирянин. Главное – это стремление к Богу. Но сможет ли кто-нибудь достичь совершенство? Однако стремлением человек и спасается. С монашествующего спросится монашеское, а с мирянина – мирское.

Гнев Божий на женщинах, сделавших аборт. Кайтесь и непрерывно молитесь, чтобы Бог простил вам грех детоубийства.

Человеку говори один раз, два раза, три раза, а если не поймет, оставь его.

Истинная вера находит место в сердце, а не в разуме. За антихристом пойдет тот, у кого вера будет в разуме, а у кого вера будет в сердце, тот его распознает.

Согрешил – сразу кайся.

Нельзя прикладываться к лицу иконы, достаточно приложиться к рамочке с благоговением. Надо прикладываться с любовью и с упованием.

Благодатное дело кормить голубей и других птиц.

Беспричинное упоминание имени Бога недопустимо; Нарушается третья заповедь.

Никогда не теряйте надежду на Промысл Божий.

Спрашиваешь, как молиться о врагах? Сперва начинай молиться о тех, кого больше всех любишь, на пример о своих детях. Потом молись об остальных членах твоей семьи. Потом обо всех твоих соседях и родственниках, чтобы у тебя не было врагов. Благослови тот город, где ты живёшь, но Тбилиси не один – благослови всех жителей Грузии. И Грузия не одна, она окружена другими странами – проси Бога, чтобы люди не враждовали. Теперь, когда ты помолился обо всех и остался один враг, — и его не оставляй. Проси Бога наполнить его сердце добротой, а разум – мудростью. Вот так и сможешь помолиться о своём враге.

Когда соберется Иверская икона Богородицы покидать Афон, начнется звон колоколов, церкви видимым образом поклонятся, чтобы проводить Ее. Все это будет по телевизору. Это милость Божия, чтобы весь мир это увидел и души, которые должны спастись приехали бы сюда в Грузию.

Если не исполняете заповедей Божиих, не беспокойте Бога многими молитвами, не услышит Он, и ваша молитва будет вам во грех.

Не все спасутся. Бог не спасёт, если не будешь просить об этом. Кто спасёт свою душу и другим поможет словом и делом, тот исполнит заповеди Христа.

О борьбе святых пророков Еноха и Илии с антихристом будут передавать по телевизору.

Если кто-то болен и нуждается в лекарстве, а его надо принести издалека, может быть, и ночью, и через лес пройти, где волки бродят, — и ты, не раздумывая, отправишься в путь ради спасения ближнего — это и есть любовь.

Если имеешь всё, но не имеешь любви — считай, что ничего не имеешь.

Для Христиан самым большим мучением будет то, что сами уйдут в леса, а их близкие примут печать антихриста.

То, что надо любить своего врага — это понятно, но как полюбить врага Христа? Его надо не ненавидеть, а жалеть, тогда сможешь и полюбить.

Ненавидьте зло. Человека же, творящего зло, любите и жалейте. Может быть, тот, кто сегодня творит зло, завтра молитвой, слезами, постом и покаянием очистится и станет подобен ангелу — всё в воле Божией. Много было таких случаев.

Выше всех канонов и уставов — любовь.

Если ненавидишь хотя бы одного человека — отвратителен перед Богом

Надо любить всех. Но если не можешь, хотя бы желай всем добра.

В последние времена людей спасет любовь, смирение и доброта. Доброта откроет врата Рая, смирение введет туда, а любовь покажет Бога.

Молитесь обо всех. Оставляю вам завещание: молитесь, и ваши молитвы сдвинут горы.

Духовные наставления и предсказания преподобного Гавриила Самтаврийского (Ургебадзе)

Когда при тебе ругают твою Веру и ты молчишь – ты хуже того хулителя.
Лучше быть стократ блудником, чем еретиком.
Когда необходимо защищать Веру и ты этого не делаешь, твоя душа погибает; а если погибнешь, защищая Веру, — попадешь в Царствие Небесное.
Экуменизм – сверхересь.
Православная Церковь – это корабль, плывущий по бурному океану. Мы, православные, находимся на этом корабле, а люди других исповеданий плывут сами.
Духовника надо выбирать по своему желанию, а выбрав, уже подчиняться. Но если духовник учит ереси – беги от него, как от огня.
Горе монаху или монахине, которые не болеют о недугах своего народа.
Хороший монах должен иметь чуткое сердце, как у женщины.
Монах должен выполнять физическую работу, иначе будет унывать.
Монашествующие должны жить в простоте. Простота – это благодать Божия.
Монах должен быть твердым, защищать правду, потому что правда – это Сам Бог.
Монах, как ревущий лев, должен защищать Православие.
Монашество – это ангельский чин. Чтобы достичь совершенства, надо пройти через огонь искушений.
Больше героизма, чем монашество, нет.
Если у монашествующих нет смирения и покаяния, то они не спасутся, но погибнут.
Монашество – это борьба до последнего вздоха, стремление к Богу до смерти.
Если мирянин победит ради Христа свои страсти, будет приравнен к монахам.
Смерть – это преображение. Не бойтесь смерти – бойтесь Суда Божия. Представьте, как бьется сердце, когда стоите на экзамене перед профессором. Насколько же страшнее стоять пред Богом на Суде! Величие Божие несравнимо ни с чем.
Только с сердцем, полным любви, можно обличать грехи другого человека.
Кто научится любить, тот и будет счастлив. Только не думайте, что любовь – это врожденный талант. Любви можно научиться и мы должны это делать.
Живи так, чтобы не только Бог любил тебя, но и люди любили – больше этого ничего нет.
В последнее время людей спасут любовь, смирение и доброта. Доброта откроет врата Рая, смирение введет туда, а любовь покажет Бога.
Господь показывает чужую беду, чтобы умягчить наши сердца.
Бог вернет тебе во сто крат больше того, что ты затратил, делая добрые дела.
Помогай человеку неимущему – это и будет твоя жертва Богу.
Всем надо желать добра, но для творения добра требуется мудрость.
Когда творишь добро – на одну ступень поднимаешься, а когда грешишь – опускаешься. Вся наша жизнь – такое движение.
Как будет спокойна душа, когда ближний в опасности? Ели у тебя дома больной и за ним некому ухаживать, лучше не ходить в Церковь, остаться дома.
Благодатное дело – кормить голубей и других птиц.
Когда вкушаешь пищу – помни о голодном, жаждущем и страждущем.
Если тебя оклеветали, на добро ответили злом, не держи зла. Прости и радуйся, потому что благодаря этому ты на несколько ступенек приблизился к Богу.
Продукты, на которых ставят число антихриста, не могут причинить нам вреда. Это еще не есть печать. Надо произнести молитву «Отче наш», перекрестить, окропить святой водой – и так освятится всякая пища.
В последнее время сторонники антихриста будут ходить в церковь, будут креститься и будут проповедовать евангельские заповеди. Но не верьте тем, у кого не будет добрых дел. Только по делам можно узнать настоящего христианина.
Место, где будут ставить печать антихриста — не ладонь, а указательный палец. Вводить ее будут с помощью компьютера под кожу, и ее не будет видно. Сначала – по желанию. А когда антихрист воцарится и станет властелином мира, будет принуждать всех принять эту печать. Тех, кто не примет – объявят предателями. Тогда надо будет уходить в лес по десять-пятнадцать человек вместе. По одному или по двое не спасетесь. Чтобы ни случилось, не теряйте надежду на Бога. Господь вразумит, как поступить. Кто будет крепок в вере – не почувствует ни голода, ни жажды, и стихийные бедствия его не коснутся.
Если украдешь, то нарушишь одну из десяти заповедей. Кто так поступит – антихриста и так примет. Верующий человек будет уповать на Бога. А Господь в последние времена такие чудеса сотворит для Своего народа, что одного листика хватит на целый месяц. Истинно верующий человек землю перекрестит, и она даст ему хлеб.
Без воли Божией демон не может даже крошки сдвинуть.
Человеку трудно проникнуть в Промысл Божий. Есть попущение, воля и Промысл Божий. Попущение – когда Бог дает человеку свободу. Человек тогда делает то, что пожелает. Когда действует воля Божия, человек делает то, что велит Бог. Воля Божия всегда приносит добро. Промысл Божий правит: то совершает попущение, то волю. Когда не можешь решить вопрос и не знаешь, что делать – доверься Промыслу Божию и не думай больше ни о чем.
Христианину не подобает ныть.
Смирение – неугасимая, угодная Богу свеча.
Милость — это золото, смирение – бриллиант.
Не принимай, как пожертвование «иудины деньги». Такие деньги обязательно вовлекут во грех, из которого не скоро выберешься.
Не зная духовного состояния ближнего, не давай ему советы. Твой совет может его погубить.
Печатать иконы в светских газетах – преступление.
Когда перед иконами и крестами, сделанными твоими руками, молятся другие, часть благодати переходит на тебя.
Нельзя прикладываться к лику иконы, достаточно приложиться к рамочке с благоговением. Надо прикладываться с любовью и упованием.
Святая вода и просфора очень укрепляют. Принимать их надо с верою.
Если станешь свидетелем воровства и не сможешь вмешаться, читай «Отче наш».
Для тех, кто находится в аду, панихида – как для узника свет.
«Можно ли солгать для того, чтобы спасти человека?» — спросили старца. Он ответил: «Иногда скрываешь что-то, чтобы не навредить другому человеку» — и рассказал такую историю: «Один разбойник, за которым гнались, вбежал к отшельнику и попросил укрыть его. Тот укрыл. Когда гонители ворвались и спросили, не заходил ли к нему кто, монах спокойно ответил, что никого не видел». Когда лжешь от страха – это плохо. Когда не говоришь правды из любви к человеку, то ложь, конечно, зачтется как грех, но любовь все покроет.
Старец постоянно был радостен и благодушен. Но однажды монахиня, которая ухаживала за ним, нашла его заплаканным. Она спросила отца Гавриила о причине слез. Он сказал, что видел на месте Тбилиси развалины, над которыми кружили вороны.
В другой раз Старец сказал: Грузия воскреснет, как Лазарь. Пока в Грузии не будет коронованного царя, ничего хорошего не будет.
Когда увидишь ближнего в беде, помоги, утешь, помолись о нем от всего сердца – и Господь услышит твою просьбу и помилует его.
Для того только мы и существуем на свете, чтобы как можно больше сделать добра.

О последних временах

В последние времена не смотрите на небо: можете прельститься чудесами, которые там будут происходить, – ошибетесь и погибнете.
У дьявола есть 666 сетей. Во времена антихриста люди будут ждать спасения из космоса. Это и станет самой большой уловкой дьявола: человечество будет просить помощи у инопланетян, не ведая, что они суть демоны.
Когда соберется Иверская икона Богородицы покидать Афон, начнется звон колоколов, церкви видимым образом поклонятся, чтобы проводить Ее. Все это будет по телевизору. Это милость Божия, чтобы весь мир это увидел и души, которые должны спастись приехали бы сюда в Грузию.
Придет время, будет уход людей в горы. Но в одиночку не идите… Уходите в леса и горы малыми группами.
Для христиан самым большим мучением будет то, что сами уйдут в леса, а их близкие примут печать антихриста. Продукты, на которых ставят число антихриста – штрих-код, который делает пищу и питье – вредной для человека – это еще не печать. Надо произнести молитву «Отче наш», перекрестить, окропить святой водой – и так освятится всякая пища и будет она – на пользу человеку. Не ешьте хлеб человека, который, принял печать антихриста.
Не бойтесь, главное не принять печать антихриста на правую руку и лоб. В последнее время сторонники антихриста будут ходить в церковь, будут креститься и будут проповедовать евангельские заповеди. Но не верьте тем, у кого не будет добрых дел. Только по делам можно узнать настоящего христианина.
Истинная вера находит место в сердце, а не в разуме. За антихристом пойдет тот, у кого вера будет в разуме, а у кого вера будет в сердце, тот его распознает.
А сейчас начинаются важные события. Такой опасности не было на земле со времен сотворения мира. Эта последняя… Представьте мать пятерых детей: как она должна откормить детей, не приняв печать антихриста? Видите, какие ловушки ставит антихрист людям. Сначала это будет по желанию. Но когда антихрист воцарится и станет властелином мира, будет принуждать всех принять эту печать. Тех, кто не примет – объявят предателями. Тогда надо будет уходить в лес: по десять — пятнадцать человек вместе. Но в одиночку или вдвоем не идите, не спасетесь… Вас будет оберегать Святой Дух. Никогда не теряйте надежду. Бог даст вам мудрость как поступить.
Приверженцы антихриста будут ходить раздетыми. Христиане же будут одеты прилично. По церковным канонам женщина не должна носить мужское одевание. По одежде человека видно его духовное состояние.
Не все спасутся. Бог не спасет, если не будешь просить об этом. Кто спасет свою душу и другим поможет словом и делом, тот исполнит заповеди Христа. О борьбе святых пророков Еноха и Илии с антихристом будут передавать по телевизору.
В последние времена людей спасет любовь, смирение и доброта. Доброта откроет врата Рая, смирение введет туда, а любовь покажет Бога».

Завещание старца Гавриила

Слава Христу Богу!

От Святейшего и Блаженнейшего Католикос-Патриарха Всея Грузии Илии II испрашиваю прощения и благословения. Всему священническому и иноческому чину оставляю свое благословение и прощение — примирение. Бог есть Любовь, но хоть и много я постарался, однако достичь любви к Богу и ближнему, по заповеди Господней, я не смог. В любви заключается все обретение человеком Царствия Небесного в этом видимом мире и унаследование Вечности (Вечной Жизни). Похороните меня без гроба, в мантии. Будьте добрыми и смиренными; Во смирении нашем помянул нас Господь, ибо смиренным дарует благодать. Перед каждым, Богом рожденным человеком будьте со смирением, добротою и любовью. Любовь ко всем уношу я с собой – и к православному люду и ко всякому Богом рожденному человеку. Цель жизни и всего этого видимого мира – есть обретение Царствия Божия, приближение к Богу и унаследование Вечной Жизни. Этого и желаю я всем вам. С благословением моим оставляю вам, да не потеряет никто великую милость Божью и да удостоятся все обретения Царствия. Несть человек, иже жив будет и не согрешит. Один я великий грешник, всячески недостойный, жело немощный. От всей моей любви молю вас всех, проходя мимо моей могилки, испросите прощение мне грешному. Прахом был я, в прах и возвратился.

Истина — в безсмертии духа.

Монах Гавриил

Просмотры (131)

Прп. Гавриил (Ургебадзе)

Гавриил (Ургебадзе) Самтаврийский (груз. არქიმანდრიტი გაბრიელი; 1929 — 1995), архимандрит, преподобноисповедник, Христа ради юродивый

Память 20 октября

В миру Ургебадзе Годердзи Васильевич, родился 26 августа 1929 года в городе Тбилиси Закавказской Советской Федеративной Социалистической Республики в составе СССР в семье убеждённого коммуниста. Годердзи было примерно два года, когда при неизвестных обстоятельствах убили его отца — Василия Ургебадзе. После этого члены семьи стали называть Годерзи в честь него – Васико. У него был брат и две сестры.

Крещён был в младенчестве, уверовал в Бога в детстве. Однажды соседки ругались, и одна из них сказала: «Ты меня распяла, как Христа». Мальчику стало интересно, что это значит — «распять» и кто такой Христос. Взрослые отправили ребенка в церковь, где сторож посоветовал ему прочитать Евангелие. Он накопил денег, купил Евангелие и через несколько лет знал текст практически наизусть.

Шесть лет учился в тбилисской школе №24; Евангелие изучал в Сионском кафедральном соборе.

Желание монашества возникло в нем еще в юные годы. Позже старец говорил: «Большего героизма, чем монашество, нет». Мать долгое время была против стремления сына к монашеству, но под конец жизни примирилась с его выбором, а затем и сама приняла постриг с именем Анна и был похоронена в монастыре Самтавро (+ 26 апреля 2000).

В 1949 году Васико был призван в армию. Военную службу проходил в Батуми, в пограничной части. Несмотря на строгий режим, он соблюдал пост и тайно посещал церковь. Возвратившись домой, Васико выстроил себе маленькое жилище во дворе дома, где подвизался в одиночестве, а на богослужения ходил в Сионский кафедральный собор.

В начале 1950-х Васико стал работать сторожем, а затем служил псаломщиком в Сионском соборе. 1 января 1955 года назначен его трапезарем и дневным смотрителем.

30 января 1955 года рукоположен во диакона и был назначен в Кутаисский храм святых апостолов Петра и Павла, 27 февраля пострижен в монашество епископом Гавриилом (Чачанидзе) в Кутаисском монастыре Моцамета, а через три дня им же был рукоположен в сан иеромонаха в Петропавловском кафедральном соборе и назначен вторым священником.

Монашеское имя он выбрал себе сам, он был наречен в честь преподобного Гавриила Афонского — старца, который прошел по воде и принес на афонский берег приплывшую по морю Иверскую икону Божией Матери. Отец Гавриил особо почитал чудотворный список Иверской, хранящийся в монастыре Самтавро.

В январе 1956 года отказался от служения и был запрещён, но в октябре того же года запрет был снят.

Служил сначала в Сиони, а с 1960 года – в монастыре Бетании.

В конце 1962 года власти закрыли Бетании, и старец вернулся в Тбилиси, где в своем приусадебном дворике на тбилисской улице Тетрицкаройской построил многоглавую церковь. Он возводил ее своими руками и закончил около 1962 года. Советские власти неоднократно разрушали этот храм, но отец Гавриил вновь и вновь его восстанавливал. Иконы для этой церкви отец Гавриил находил на городских свалках, куда в те годы свозили и выкидывали вместе с мусором многочисленные святыни. Иногда он целыми днями бродил по свалкам. У него была небольшая мастерская, где он очищал иконы, делал им оклады из разных материалов. Стены его церкви сплошь были увешаны образами. Даже фотографии и изображения икон из светских журналов он помещал в рамочки. Эта церковь сохранилась до наших дней.

Фотография архимандрита Гавриилаа (Угребадзе).

1 мая 1965 года во время демонстрации иеромонах Гавриил сжег 12-метровый портрет Ленина, вывешенный на здании Верховного Совета Грузинской ССР, и стал проповедовать собравшимся людям Христа. Его за это сильно избили и посадили в изолятор КГБ Грузии. На допросе отец Гавриил говорил: он это сделал потому, что «нельзя боготворить человека. Там, на месте портрета Ленина, должно висеть Распятие Христа. Слава не нужна человеку. Надо писать: «Слава Господу Иисусу Христу»». В августе того года был помещён в психиатрическую больницу на обследование. Там был признан сумасшедшим. Старцу поставили диагноз: «психопатическая личность, верит в Бога и ангелов». Ему выдали «белый билет».

Впоследствии церковные иерархи, в угоду светским властям, не разрешали ему заходить в церковь, не пускали на службы, прогоняли. У батюшки не было возможности причаститься, а он желал этого всей душой. Он мог по несколько дней обходиться без еды, подолгу не спать, но очень тяжело переносил невозможность отчуждение от церкви. Старец часто от бессилия плакал, открывая душу своим сестрам.

В 1971 году был назначен настоятелем женского монастыря в Самтавро и семинарии.

Монахини некоторое время удивлялись чудачествам батюшки, пока не увидели в них особый подвиг. Поначалу им казалось странным, что он какое-то время жил в курятнике, где были большие щели, зимой ходил босиком. Потом сестры стали чувствовать, что от него исходит необыкновенная любовь: он любит всех. Часто старец кричал на сестер, требовал от них послушания, заставлял что-то делать или мог заставить их есть из грязной посуды. Но обижаться на него было невозможно — в его глазах светилась нежная любовь.

Игуменью Феодору, когда она была еще монахиней, он брал с собой в Тбилиси и заставлял попрошайничать. Они вдвоем просили милостыню, а потом старец раздавал всё нищим. Если они возвращались на такси, он мог накричать на таксиста и совсем не дать денег, а мог и заплатить во много раз больше.

Архимандрит Гавриил (Ургебадзе).

Отар Николаишвили был духовным чадом батюшки и часто проводил время в его келье. Однажды отец Гавриил неожиданно сказал ему, что надо сейчас же, срочно ехать в монастырь святого Антония Марткопского. Отар смутился: машина не на ходу, с ней проблемы. Батюшка настоял, и они кое-как поехали. Дорога стала подниматься в гору, автомобиль «закашлял и зачихал», но старец вдруг сказал: «Сынок, ты не беспокойся, с нами на заднем сиденье едет сам преподобный Антоний Марткопский, но ты не оборачивайся». И машина вдруг так рванула вперед, что водителю пришлось давить на тормоза. Когда они въехали в монастырские ворота, машина тут же заглохла. В это же время туда вошли несколько вооруженных людей, агрессивно настроенных. Старец тут же вышел вперед и сказал: «Стреляйте в меня». Это смутило и отрезвило бандитов, и они покинули обитель.

В 1990-е годы по благословению патриарха-католикоса Илии II архимандрит Гавриил жил в городе Мцхета в башне царя Мириана близ храма Самтавро и монастыря св. Нино. Преподобный стяжал любовь и уважение православных верующих Грузии. Он был прозорливцем и чудотворцем, к которому ежедневно стекалось множество паломников .

Скончался 2 ноября 1995 года от водянки. По завещанию старца его тело обернули в циновку и предали земле там, где подвизалась святая Нина.

20 декабря 2012 года Священный Синод Грузинской Православной Церкви причислил его к лику святых, постановил почитать преподобным исповедником и Христа ради юродивым, а день поминовения утвердил в день кончины — 2 ноября н. ст.

22 февраля 2014 года были обретены мощи старца Гавриила .

25 декабря 2014 года имя прп. Гавриила Самтаврийского было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви с днём памяти — 2 ноября н. ст., как это установлено в Грузинской Православной Церкви .

Старец Гавриил никогда не писал на бумаге; его слова записывались другими.

Прписп. архим. Гавриил (Ургебадзе). Икона.

Из поучений прп. Гавриила

Ты не осуждай, судия — сам Бог. Тот, кто осуждает, как пустой колос пшеницы, у которого всегда поднята голова и который поэтому всегда смотрит на других сверху вниз. Если увидишь убийцу, или блудницу, или пьяницу, валяющегося на земле, не осуждай никого, потому что Бог отпустил их повода, а твой повод держит в руках. Если твой тоже отпустит, ты окажешься в худшем положении: можешь впасть в тот грех, в котором осуждаешь другого, и погибнуть.

Сначала лечит Бог, а потом врач, но кто не благодарит врача, не благодарит Бога. Труженик достоин награды. Ум и руки врача творят богоугодные дела.

Для Бога не важно, кто ты: монах или мирянин. Главное — это стремление к Богу. Но сможет ли кто-нибудь достичь совершенства? Однако стремлением человек и спасается. С монашествующего спросится монашеское, а с мирянина — мирское.

Ненавидьте зло. Человека же, творящего зло, любите и жалейте. Может быть, тот, кто сегодня творит зло, завтра молитвой, слезами, постом и покаянием очистится и станет подобен ангелу — всё в воле Божией. Много было таких случаев.

Прпп. Серафим Саровский и Гавриил Самтаврийский. Икона, написанная по благословению Патриарха-Католикоса Илии II (XXI в.)

Молитва старца Гавриила

Господи, молю Тебя, с небес услыши нас, призри на нас, подай милость Свою, с миром отпусти нас, чтобы ходили по Твоему пути, исполняли заповеди Твои и отрекались от зла. Научи нас, Господи, молиться пред Тобою и исполнять Твой святой закон, чтобы сердце наше стало преданным Тебе и всем нам жить по святому закону Твоему.

Молитвословия

Тропарь

Яко Владыка Христос сокрыл Божество Свое, облекши Его в человечество, и тем невидимою от нас сотворил неизглаголанную славу Свою, такожде, и ты юродства образом покрыл еси славу твою и знамением исповедничества душ пастырем явился, отче преподобне Гаврииле, моли Христа Бога помиловати души наши.

Кондак

Непостижима милость Того, Его же благодатию создание обожено лицезреем вси, ты же, преподобне отче, образ Творца утвердил в себе еси, вознесший естество свое в подобие Божие, тем же, славим тя, отче Гаврииле, достойне похвалы, иже был еси на земли гласом правды и голубем чистоты, жительствовавши же в чуднем смирении, звенел еси лирою мудрости и любви оргáном, ныне же на небеси предстательствуеши о спасении нашем, ходатаю благодати Божией.

Видео

Документальный фильм Архимандрит Гавриил Ургебадзе из цикла 4-х фильмов «Старцы» (2012-2013 года)

Использованные материалы

  • Хрусталева Лариса, «»Мама Габриэли». Старец Гавриил (Ургебадзе): жизнь, чудеса и посмертное служение», портал Православие.Ru, 2 ноября 2013:
  • Сеньчукова Мария, «Архимандрит Габриэл (Ургебадзе): Любовь выше всех канонов и уставов», портал Православие и мир, 21 декабря 2012:
  • Страницы сайта Самтавро-Преображенской церкви и женского монастыря св. Нино г. Мцхеты:
  • Архимандрит Гавриил (Ургебадзе). Жизнеописание из книги «Диадима старца», Мцхета, 2002:
  • Преподобный о. Гавриил исповедник и юродивый (1929 – 1995). Жизнь и деятельность. Cоставлено по книге ” Истина — в безсмертии духа ” 2010 г. Тбилиси:
    • (использовано частично)

«Преподобный Гавриил Грузинский, Христа ради юродивый», официальный сайт прихода Успения Божией Матери в Успенском Великолукской епархии,

«Журнал №134»,Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 25 декабря 2014 года, официальный сайт Русской Православной Церкви,

1 мая 1965 года во время демонстрации иеромонах Гавриил сжег 12-метровый портрет Ленина, вывешенный на здании Верховного Совета Грузинской ССР, и стал проповедовать собравшимся людям Христа. Его за это сильно избили и посадили в изолятор КГБ. На допросе отец Гавриил говорил: он это сделал потому, что «нельзя боготворить человека. Там, на месте портрета Ленина, должно висеть Распятие Христа».

Нет в Грузии человека, который не знал бы о выдающемся святом последнего времени – преподобноисповеднике архимандрите Гаврииле Ургебадзе. Он почил о Господе 2 ноября 1995 года. Тысячи людей приходили к нему на могилу в монастырь Самтавро. В декабре 2014 года старец был канонизирован, а 22 февраля при огромном стечении народа его святые мощи были обретены. И всё так же не иссякает благоговейный поток людей к Источнику Божией Благодати.

25 декабря 2014 года Священный Синод Русской православной церкви постановил «включить в месяцеслов Русской Православной Церкви имя преподобного Гавриила Самтаврийского с установлением празднования его памяти 2 ноября, как это установлено в Грузинской Православной Церкви»

Преподобноисповедник Гавриил (Ургебадзе) родился 26 августа 1929 года. Его мирское имя было Годердзи. Мать его долгое время была против стремления сына к монашеству, но под конец жизни примирилась с его выбором, а впоследствии и сама приняла постриг. Она тоже похоронена в монастыре Самтавро.

Уверовал Годердзи еще в детстве. Однажды соседки ругались, и одна из них сказала: «Ты меня распяла, как Христа». Мальчику стало интересно, что это значит – «распять» и кто такой Христос. Взрослые отправили ребенка в церковь, где сторож посоветовал ему прочитать Евангелие. Он накопил денег, купил Евангелие и через несколько лет знал текст практически наизусть.

Желание монашества возникло в нем еще в юные годы. Позже старец говорил: «Большего героизма, чем монашество, нет». И всей своей жизнью он доказывал это.

Монашеский постриг он принял в 26 лет, получив имя преподобного Гавриила Афонского – старца, который прошел по воде и принес на афонский берег приплывшую по морю Иверскую икону Божией Матери. Отец Гавриил особо почитал чудотворный список Иверской, хранящийся в монастыре Самтавро.

Во дворе своего дома на тбилисской улице Тетрицкаройской отец Гавриил построил многоглавую церковь. Он возводил ее своими руками и закончил около 1962 года. Иконы для этой церкви отец Гавриил находил на городских свалках, куда в те безбожные годы свозили и выкидывали вместе с мусором многочисленные святыни. Иногда он целыми днями бродил по свалкам. У него была небольшая мастерская, где он очищал иконы, делал им оклады из разных материалов. Стены его церкви сплошь были увешаны образами. Даже фотографии и изображения икон из светских журналов он помещал в рамочки.

1 мая 1965 год во время демонстрации иеромонах Гавриил сжег 12-метровый портрет Ленина, вывешенный на здании Верховного Совета Грузинской ССР, и стал проповедовать собравшимся людям Христа. Его за это сильно избили. Полумертвого отца Гавриила со множеством переломов по всему телу доставили в изолятор КГБ, предъявив статью безоговорочного расстрела.

На допросе отец Гавриил говорил: он это сделал потому, что «нельзя боготворить человека. Там, на месте портрета Ленина, должно висеть Распятие Христа. Слава не нужна человеку. Надо писать: ”Слава Господу Иисусу Христу”».

От подвижника требовали, чтобы он «признал», что совершил антисоветский поступок по заданию Церкви, и взамен на такое «признание» обещали сохранить жизнь. Но продолжительные пытки не сломили духа отца Гавриила, и на очередном допросе он назвал Ленина «зверем», за что опять был избит.

История с сожжением портрета вождя-безбожника распространилась в иностранной прессе, и это изменило решение Кремля и судьбу преподобноисповедника. Вместо расстрела в августе 1965 года его поместили в психиатрическую больницу на обследование. Здесь он был признан сумасшедшим.

Старцу поставили диагноз: «психопатическая личность, верит в Бога и ангелов». Ему выдали «белый билет». Но затем с ним происходили еще более страшные вещи. Церковные иерархи, в угоду властям, не разрешали ему заходить в церковь, не пускали на службы, прогоняли. У батюшки не было возможности причаститься, а он желал этого всей душой. Он мог по несколько дней обходиться без еды, подолгу не спать, но жить без церкви он не мог. И старец часто от бессилия плакал, открывая душу своим сестрам.

Отца Гавриила не лишили священного сана, но служить запретили. На богослужениях он молился в храме вместе с паствой и причащался как мирянин. Его часто вызывали в КГБ, и эти визиты обычно оборачивались побоями.

С того времени подвижник взял на себя новый тяжелейший подвиг – юродство. Он показывался перед людьми душевно больным; вынужден был отказаться от привычного образа жизни: вместо любимого молчания проповедовал на улицах и выдавал себя за пьяницу.

В 1971 году по благословению Католикоса-Патриарха Ефрема II и митрополита Илии (ныне Грузинского Патриарха) отец Гавриил был назначен настоятелем женского монастыря в Самтавро и семинарии. Его келья находилась в монастырской башне, но он все чаще стал проводить время в очень маленьком дощатом домике, ранее служившим монастырским курятником. Там подвижник не мог даже стоять в полный рост, а зимой, не имея отопления, сильно мерз.

Невозможно описать, как старец молился Господу и Пресвятой Богородице. Он жил горем и радостью всех приходивших к нему людей, многих спас от падения в бездну безбожия, греха и отчаяния и наставил на истинный путь. Он проповедовал на улицах и площадях грузинской столицы, призывал к покаянию даже на митингах, всегда молился о Грузии и о России.

Однажды Грузию посетил настоятель Ксиропотамского Афонского монастыря Иосиф с братией. Они побывали также и Самтавро и получили благословение отца Гавриила. При встрече старец строго сказал отцу Иосифу: «Как ты посмел позволить себе подумать, что Матерь Божия могла покинуть Грузию?! Мы существуем Ее молитвами и благодатью, ты этого не видишь и умаляешь Ее заслуги!» Услышав это, афонский гость ужаснулся, преклонил колени и попросил прощения. Отец Гавриил заключил его в объятия и пригласил к столу.

Как потом выяснилось, до посещения Самтавро греческие отцы побывали в Светицховели. Тяжелая политическая и экономическая ситуация и духовное запустение в только что освободившейся от атеистического режима Грузии стали причиной того, что уважаемый архимандрит допустил мысль, что Пресвятая Богородица покинула Грузию. Прощаясь, восхищенные отцы предложили старцу Гавриилу переселиться на Афон, на что он ответил: «Я нахожусь на своем Афоне. Я не променяю мою Грузию на Афон».

В последние годы жизни отец Гавриил болел водянкой. К этому еще прибавился перелом ноги, в результате чего он на полтора года оказался прикованным к постели. За день до смерти подвижник произнес: «Настал мой черед уйти из этого мира. С 12-ти лет я следую за Тобой, Господи. Я готов, забери меня…» Почил отец Гавриил 2 ноября 1995 года. Его тело, согласно завещанию, погребли по древнему монашескому обычаю, без гроба, в грубом саване во дворе монастыря Самтавро.

17.01.2020

По благословению митрополита Самарского и Новокуйбышевского Сергия с 13 по 20 января 2020 года в Самаре проходят мероприятия, посвящённые памяти святого нашего времени преподобного Гавриила Самтаврийского (Ургебадзе).

В это время в Кирилло-Мефодиевском соборе пребывает уникальная чудотворная икона «Дружба и единство во Христе русского и грузинского православных народов», созданная по благословению Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии Второго, а также святыни старца Гавриила. Икона создана по благословению Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха Илии Второго. На ней изображены преподобные Серафим Саровский и Гавриил (Ургебадзе) как символ дружбы русского и грузинского народов.

14 января 2020 года в Духовно-просветительском центре «Кириллица» (Ул. Ново-Садовая, 260 а) состоялся показ первого русского фильма о святом Гаврииле «Диадема старца» и презентация новой книги «Добрый дедушка Гавриил». Они созданы по благословению Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии Второго.

18 января 2020 года в 14:00 пройдёт премьерный показ второго фильма о преподобном Гаврииле «Я ЖДУ ВАС В САМТАВРО».

***

Преподобный Гавриил Самтаврийский (в миру Годердзи Васильевич Ургебадзе, 26 августа 1929, Тбилиси, Грузинская ССР, СССР — 2 ноября 1995, Мцхета, Грузия) в Грузии является одним из самых почитаемых святых.

За пределами Родины его тоже чтут, и наша страна — не исключение. Святой примечателен и тем, что жил не так давно и отошёл ко Господу в возрасте 66 лет в 1995 году. Его называли «большой любовью XX века». Многие годы он служил и жил в монастыре Самтавро в городе Мцхета, где и был похоронен. Ещё при жизни отец Гавриил имел репутацию старца, пользовался народным почитанием, стяжал дары прозорливости и чудотворений. Каждому помогал и непрестанно творил и творит чудеса.

24 декабря 2012 года решением Священного синода Грузинской православной церкви архимандрит Гавриил (Ургебадзе) был прославлен в лике святых как преподобный. Это произошло в невероятно короткий срок после его кончины, спустя семнадцать лет.

25 декабря 2014 года Священный синод Русской православной церкви постановил «включить в месяцеслов Русской Православной Церкви имя преподобного Гавриила Самтаврийского с установлением празднования его памяти 2 ноября, как это установлено в Грузинской Православной Церкви».


Теги:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *