Настоятель сретенского монастыря

Иеромонах Иоанн (Лудищев)

Имя при рождении Лудищев Дмитрий Владимирович

Дата рождения 23 февраля 1974 года
Место рождения г. Красноармейск, Московская обл.

Гражданство Российская Федерация

Иоанн (Лудищев)

Иеромонах Иоанн (Лудищев) — и. о. Наместника Сретенского Ставропигиального мужского монастыря.

Биография

Иеромонах Иоанн (в миру Дмитрий Владимирович Лудищев; род. 23 февраля 1974 году, г. Красноармейск, Московская обл.)

Таинство Крещение принял уже в осознанном возрасте — в 1989 году.

С 1991 по 1997 гг. обучался в Московском медицинском стоматологическом институте им. Н. А. Семашко. После окончания института проходил обучение в ординатуре при кафедре инфекционных болезней в инфекционной клинической больнице № 2 города Москвы. Полученная профессия впоследствии не раз пригождалась монастырской братии.

В 1999 году вступил в братию Сретенского монастыря, тогда же вместе с другими насельниками обители в числе первого набора поступил в Сретенскую духовную семинарию (тогда — Сретенское высшее православное монастырское училище).

Окончил Семинарию в 2004 году, защитив дипломную работу на тему «Основные проблемы современного человека в письмах и назиданиях духовников XX века», которая в 2007 году была издана в издательстве Сретенского монастыря.

Во время обучения в Семинарии освоил программу специалитета в НЧОУ ВПО «Университет Натальи Нестеровой (институт)» (присуждена квалификация «Религиовед, преподаватель» по специальности «Религиоведение»).

На протяжении нескольких лет нес различные послушания в монастыре: трудился на книжном складе, в казначействе монастыря, был заведующим медицинским кабинетом обители.

Был пострижен в монашество с именем Иоанн 2 января 2003 года архимандритом Тихоном (Шевкуновым) в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского.

В этом же году 7 апреля в Богоявленском кафедральном соборе города Москвы митрополитом Солнечногорским Сергием (Фоминым) был рукоположен в сан иеродиакона, а 28 декабря 2003 года — во Владимирском соборе Сретенского монастыря архиепископом Орехово-Зуевским Алексием (Фроловым) в сан иеромонаха.

В 2004 году был назначен проректором Сретенской духовной семинарии и благочинным Сретенского монастыря. Эти обязанности он исполнял вплоть до мая 2018 года.

Эти годы стали временем постепенного расцвета и обители, и семинарии, в первую очередь, благодаря трудам и стараниям архимандрита Тихона (ныне митрополита Псковского и Порховского), бывшего тогда наместником монастыря и ректором расположенной в его стенах духовной школы. Немалое и деятельное участие в этом принимал и иеромонах Иоанн, всегда заботясь о братии, студентах и монастырских прихожанах.

Именно в это время семинария вошла в число ведущих духовных школ Русской Православной Церкви. Для преподавания в ней в разное время были приглашены протоиерей Владислав Цыпин, протоиерей Владимир Вигилянский, протоиерей Вадим Леонов, протоиерей Олег Стеняев, протоиерей Александр Задорнов, ведущие специалисты в области богословия, истории Церкви и гуманитарных наук — профессора и доценты: А. И. Сидоров, А. К. Светозарский, А. Н. Ужанков, Л. И. Маршева, О. Ю. Васильева, В. М. Кириллин, А. М. Белов, доц. П. К. Доброцветов, Р. М. Конь и мн.др.

В декабре 2013 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом было освящено новое здание Сретенской семинарии, обустроенное для обучения и проживания студентов. Тематические аудитории, оснащенные мультимедийными досками с возможностью звукового сопровождения и выходом в интернет, преподавательские, уютные архондарики — сама атмосфера в Семинарии была призвана расположить студентов к серьезному отношению к учебе и саморазвитию.

В 2014/2015 учебном году Сретенская духовная семинария получила лицензию на осуществление образовательной деятельности по направлениям подготовки: 48.03.01 Теология, уровень образования — бакалавриат, квалификация «Бакалавр» и 48.04.01 Теология, уровень образования — магистратура, квалификация «Магистр».

В том же учебном году по решению Русской Православной Церкви в лице Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Сретенской духовной семинарии была утверждена новая редакция Устава и переоформлена лицензия на осуществление образовательной деятельности. Кроме этого, было оформлено приложение к лицензии на осуществление образовательной деятельности, дающее возможность Семинарии реализовывать «Образовательные программы, направленные на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций».

В июле 2017 года Сретенская духовная семинария получила государственную аккредитацию (свидетельство № 2657 от 25.07.2017 года) на ведение образовательных программ по реализуемым направлениям подготовки: 48.03.01 Теология (уровень — бакалавриат) и 48.04.01 Теология (уровень — магистратура). Руководством по подготовке необходимой документации при лицензировании и аккредитации всегда занимался непосредственно сам отец проректор.

Особое внимание в Семинарии всегда уделялось содержанию образовательного процесса.

В 2012 году в Семинарии были открыты магистерские программы «Пастырское богословие» и «Церковная история».

В 2015/2016 году в магистратуре Сретенской семинарии, при непосредственном участии отца проректора, было выделено три магистерские программы — «Пастырское богословие», «Христианское учение о государстве и обществе», «Церковнославянский язык: история и современность». Они были призваны осуществлять подготовку пастырей с учетом особой профильной направленности в соответствии со сложившимся в Русской Церкви традициями духовного образования, что всегда отличало Сретенскую семинарию и дало богатые плоды.

Так, на магистерской программе «Пастырское богословие» в центре внимания находилось изучение Священного Писания и святоотеческого наследия как основы для воспитания и становления будущего пастыря, подготовки его к несению трудов пастырского душепопечения и окормления паствы, миссионерскому и просветительскому служению.

Те, кто обучался на профиле «Христианское учение о государстве и обществе» (продолжившем и развившем прежнюю программу магистратуры «Церковная история»), знакомились с цивилизационным подходом к изучению церковной и гражданской истории, учились осмыслять церковно-общественные явления, в том числе через обращение к древним греческим и латинским памятникам, ставшим основой для формирования тех или иных теорий и концепций общественно-исторического развития.

По-своему уникальной, причем не только в духовном, но в светском образовательном пространстве, стала и магистерская программа «Церковнославянский язык: история и современность». В условиях, когда в центре преимущественного внимания ученых-филологов находится история церковной книжности, руководство семинарии высоко оценивало усилия по изучению современного богослужебного языка Русской Православной Церкви, которые систематически предпринимаются только в Сретенской духовной школе.

Будучи проректором Сретенской духовной семинарии и благочинным Сретенской обители иеромонах Иоанн занимался изучением ее истории. В результате этой работы появились статьи об историческом прошлом Сретенского монастыря: его игуменах и строителях в XVIII и XIX веках, жизни обители в годы Отечественной войны 1812 года, во время Революции и в первые десятилетия XX века. В разные годы они были опубликованы в Сретенском сборнике (научном издании Сретенской семинарии), который появился также во многом благодаря инициативе иеромонаха Иоанна: «История Сретенского монастыря в период от учреждения Святейшего Синода до 1757 года», «Материалы к изучению истории Сретенского монастыря», «История Сретенского монастыря 1919—1923 гг.», «Сретенский монастырь в 1924 году (по документам архивов)», «Жизнеописание святителя Гурия (Степанова): 1919—1937 годы (по архивным материалам)», «Мученик за веру архимандрит Сергий (Плаксин) — наместник Сретенского монастыря».

Примечательно, что до 2018 года в Сретенской семинарии не было разделения обязанностей между несколькими проректорами, был один проректор, который и занимался всеми вопросами — и учебными, и научными, и вопросами воспитания семинаристов. Важно и то, что со всеми возложенными на него обязанностями отец Иоанн всегда справлялся. Он находил возможность уделить внимание и всем студентам, число которых с каждым годом только увеличивалось, и всем преподавателям, в общении с которыми он был всегда предельно уважителен, порядочен и любезен. Так, личным примером у отца Иоанна неизменно получалось учить воспитанников Сретенской духовной школы доброму и внимательному отношению к окружающим.

В связи с переводом, по возведении в митрополичье достоинство, наместника Сретенской обители и ректора Сретенской духовной семинарии епископа Егорьевского Тихона на Псковскую кафедру Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 19 мая 2018 года назначил иеромонаха Иоанна (Лудищева) исполняющим обязанности наместника Сретенского монастыря. Для несения нового возложенного послушания отец Иоанн оставил должность проректора Сретенской семинарии, но при необходимости продолжал участвовать в жизни каждого студента.

Недолгий период его наместничества можно считать временем преемственности. Монастырь и семинария продолжали жить по многолетним традициям, оставаясь единым целым.

В это время продолжались развиваться начатые еще митрополитом Тихоном проекты: вели свою работу просветительский и паломнический центры Сретенского монастыря, издательство обители, развивалась социальная деятельность и мн. др.

Дважды за 2018—2019 гг. Сретенскую обитель посещал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Он высказывал слова благодарности исполняющему обязанности наместника за труды на благо святого места. Неоднократно приезжали в монастырь для служения и викарии Святейшего Патриарха.</ref>

В это время к завершению подошло строительство новой трапезной, начатое еще в 2016 году, по-новому преобразилась территория обители. Важным событием стало издание подарочного альбома о Сретенском монастыре. Он посвящен 25-летию возрождения обители и включает в себя уникальные фотографии разных лет.

В марте 2020 года иеромонах Иоанн (Лудищев) поступил в братию Псково-Печерского монастыря.

Ссылки

Митрополит Тихон (Шевкунов)

Тихон (Шевкунов) (род. 1958), митрополит Псковский и Порховский, глава Псковской митрополии, ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре Русской Православной Церкви, член Высшего Церковного Совета РПЦ, член президиума Межсоборного присутствия РПЦ

В миру Шевкунов Георгий Александрович, родился 2 июля 1958 года в городе Москве в семье медиков.

В 1982 году окончил сценарный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии по специальности «литературная работа».

После окончания института в 1982 принял св. крещение и сразу после этого приехал в Псково-Печерский монастырь, монахи которого, и в первую очередь духовник монастыря архим. Иоанн (Крестьянкин), оказали на его жизнь решающее влияние. Послушник.

С августа 1986 года внештатно (в статусе послушника Псково-Печерского монастыря) работал в Издательском отделе Московской Патриархии, возглавляемом митрополитом Волоколамским и Юрьевским Питиримом.

2 июля 1991 года пострижен в монашество в Донском монастыре с именем Тихон в честь святителя Тихона, патриарха Московского и всея России. В июле того же года рукоположен в иеродиакона, в августе — во иеромонаха; служил в Донском монастыре города Москвы.

В 1993 году назначен настоятелем Московского подворья Псково-Печерского монастыря, в которое был преобразован приход Владмирского собора бывшего Сретенского монастыря. Первая служба была совершена им в соборе в праздник Сретения Господня 1994 года — совместно с самочинно продолжавшим занимать собор братством «Сретение».

6 июня 1995 года назначен наместником Московского Сретенского монастыря с возведением в сан игумена.

Архим. Тихон (Шевкунов). Фото М. Родионова

8 сентября 1998 года возведён в сан архимандрита патриархом Московским и всея Руси Алексием II в московском Сретенском монастыре.

С 1999 — академик РАЕН.

С марта 2001 года — председатель сельскохозяйственного производственного кооператива «Воскресение» в Михайловском районе Рязанской области (бывший разоренный колхоз, восстанавливаемый силами монастыря).

17 июля 2001 года назначен ректором Сретенского высшего православного монастырского училища, преобразованного 26 декабря 2002 года в Сретенскую духовную семинарию.

Автор фильма «Псково-Печерская обитель», получившего в ноябре 2007 года гран-при на XII Международном фестивале православного кино и телепрограмм «Радонеж» (Ярославль). Автор показанного 30 января 2008 года на канале «Россия» фильма «Гибель империи. Византийский урок».

27 июля 2009 года вошёл в состав президиума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

С 29 января 2010 года — член комиссии Межсоборного присутствия по вопросам богослужения и церковного искусства, член комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации церковной миссии (до 23 октября 2014 года ), член комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества, член комиссии по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности (до 16 декабря 2010 года ), член комиссии Межсоборного присутствия по вопросам информационной деятельности церкви и отношений со СМИ (до 16 декабря 2010 года) .

5 марта 2010 года назначен ответственным секретарём новообразованного Патриаршего совета по культуре . В том же году назначен руководителем Комиссии по взаимодействию Русской Православной Церкви с музейным сообществом.

С 16 декабря 2010 по 24 декабря 2015 года — секретарь комиссии Межсоборного присутствия по вопросам церковного права .

22 марта 2011 года вошёл в состав вновь образованного Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви .

Еп. Тихон (Шевкунов) в день хиротонии, 24 октября 2015 года

29 февраля 2012 года поставлен во игумена Сретенского монастыря с вручением игуменского посоха в соборном храме Сретенского ставропигиального мужского монастыря города Москвы патриархом Московским и всея Руси Кириллом .

В 2012 году назначен председателем приходского совета храмов Живоначальной Троицы и Введения во храм Пресвятой Богородицы у Салтыкова моста города Москвы .

Епископ Тихон (Шевкунов)

22 октября 2015 года избран , 23 октября — наречён , а 24 октября того же года — хиротонисан во епископа Егорьевского, викария Московской епархии. Хиротонию в соборе в честь Казанской иконы Божией Матери Казанской Амвросиевской пустыни в Шамордине возглавил патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Ему сослужили: митрополиты Волоколамский Иларион (Алфеев), Калужский и Боровский Климент (Капалин), Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин); архиепископы Песоченский и Юхновский Максимилиан (Лазаренко), Сергиево-Посадский Феогност (Гузиков); епископы Солнечногорский Сергий (Чашин), Козельский и Людиновский Никита (Ананьев) .

29 октября 2015 года был назначен управляющим Западным викариатством города Москвы.

14 апреля 2016 года был назначен настоятелем храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста города Москвы с поручением подготовить храм к великому освящению в 2019 году в связи с 200-летним юбилеем .

14 мая 2018 года был назначен правящим архиереем Псковской епархии и главой Псковской митрополии с сохранением за ним должности председателя Патриаршего совета по культуре .

17 мая того же года был возведён в сан митрополита патриархом Московским и всея Руси Кириллом .

19 мая 2018 года освобожден от должности наместника Сретенского монастыря города Москвы и должности ректора Сретенской духовной семинарии .

Член Общественного совета при Министерстве культуры РФ (с июля 2012 г.). Автор многих публикаций в церковной и светской печати.

Использованные материалы

  • «Тихон, архимандрит (Шевкунов Георгий Александрович)», официальный сайт Московского Патриархата:

«Состав Межсоборного присутствия на 2014-2018 годы по комиссиям», официальный сайт Московского Патриархата, —

«Состав комиссий Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви (от 29 января 2010 г.)», официальный сайт Московского Патриархата, 29 января 2010, —

Журнал №7 заседания Священного Синода от 5 марта 2010 года —

«Журналы заседания Священного Синода от 24 декабря 2015 года. Журнал № 90», официальный сайт Московского Патриархата, 24 декабря 2015, —

ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 22 марта 2011 года —

«В среду первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл совершил повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Сретенском ставропигиальном монастыре», официальный сайт Московского Патриархата, 29 февраля 2012, —

«Архимандрит Тихон (Шевкунов) совершил первую литургию в Троице-Введенском приходе», официальный сайт Петропавловского благочиния города Москвы, 27 января 2013, —

«Журнал № 63», журналы заседания Священного Синода от 22 октября 2015 года, официальный сайт Русской Православной Церкви, —

«Состоялось наречение архимандрита Тихона (Шевкунова) во епископа Егорьевского и архимандрита Антония (Севрюка) во епископа Богородского», официальный сайт Русской Православной Церкви, 23 октября 2015,

«Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Казанской пустыни в Шамордино и возглавил хиротонию архимандрита Тихона (Шевкунова) во епископа Егорьевского», официальный сайт Русской Православной Церкви, 24 октября 2015,

«Указ № У-02/71 от 14 апреля 2016 года», официальный сайт Московской епархии, 18 апреля 2016, —

«Священный Синод избрал епископа Егорьевского Тихона главой Псковской митрополии», официальный сайт Русской Православной Церкви, 14 мая 2018,

«В праздник Вознесения Господня Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя в Москве», официальный сайт Русской Православной Церкви, 17 мая 2018,

Назначены и.о. наместника Сретенского монастыря и и.о. ректора Сретенской духовной семинарии, 20 мая 2018 года —

27.11.2017 | Алексей Макаркин

Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) считается одним из наиболее влиятельных деятелей Русской православной церкви (РПЦ). Его называют духовником Владимира Путина – хотя доказательств именно этого статуса нет, но близость владыки Тихона к Кремлю и его политическое влияние не вызывают сомнений. Особенно много споров развернулось вокруг фигуры егорьевского архиерея в нынешнем году – его называют и конкурентом патриарха Кирилла, и идейным лидером консерваторов, и гонителем режиссера Кирилла Серебренникова.

Необычный архиерей

Стандартная биография архиерея РПЦ включает в себя получение высшего духовного образования – либо очного, либо заочного. Как правило, такая карьера начинается после школы и армии, иногда – после светского университета или института (законченного или оставленного в связи со сменой жизненных планов). Молодой человек начинает путь в церкви с непродолжительной «стажировки» в виде алтарника в храме или аналогичной должности, затем получает рекомендацию и поступает в семинарию, а высшее духовное образование получает либо очно, либо заочно, одновременно со священническим служением. Если он выбирает монашеский путь, то уже вскоре после небольшого срока послушничества он принимает постриг.

Судьба Тихона выглядит иной. Он окончил в 1982 году Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК), получив специальность киносценариста. Однако в том же году он поступил послушником в Псково-Печерский монастырь, один из двух монастырей, действовавших тогда на территории РСФСР. Приход в церковь людей из творческой интеллигенции был тогда не редкостью. Настоятель московского храма святителя Николая в Пыжах протоиерей Александр Шаргунов (наиболее известный священник из числа поддержавших в 1996 году Геннадия Зюганова, отец писателя и депутата Госдумы от КПРФ Сергея Шаргунова) закончил столичный иняз, занимался поэтическими переводами. Настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах (во дворе которого проходило молитвенное стояние против фильма «Матильда») протоиерей Александр Салтыков – выпускник искусствоведческого отделения истфака МГУ.

Однако послушничество Георгия (мирское имя Тихона) продолжалось почти десятилетие, но включало в себя не только пребывание в отдаленном от Москвы монастыре, но и работу в Издательском отделе Московской патриархии под руководством влиятельного тогда митрополита Питирима. Во второй половине 1980-х годов значение Издательского отдела выросло – он занимался подготовкой материалов к празднованию 1000-летия Крещения Руси, а его председатель пользовался поддержкой влиятельной Раисы Максимовны Горбачевой. Но после кончины патриарха Пимена и распада СССР влияние Питирима резко упало, через некоторое время он потерял руководство отделом из-за сложных отношений с новоизбранным патриархом Алексием II. Впрочем, к тому времени Георгий был уже пострижен в монашество с именем Тихон. Постригал его патриарх Алексий II, который стал новым его патроном.

Патриарх Алексий II в течение всего своего пребывания на посту предстоятеля РПЦ был вынужден учитывать интересы группы архиереев-«никодимовцев» — пострижеников скончавшегося в 1978 году ленинградского митрополита Никодима. К числу «никодимовцев» относятся, в частности, митрополит Ювеналий и тогдашний митрополит и нынешний патриарх Кирилл. В этих условиях Алексий сделал ставку на монашество, подозрительно относившееся к либеральным тенденциям, связанным с Ленинградской духовной академией. Большинство рукоположенных при Алексии епископов были консерваторами, сторонниками традиционного благочестия.

Этому курсу Тихон соответствовал в полной мере. Широкую известность получила его борьба с либеральным священником Георгием Кочетковым, община которого был вытеснена вначале из Сретенского монастыря, а затем и из находящегося неподалеку храма Успения в Печатниках. Монастырский комплекс был занят в 1993-1994 годах подворьем Псково-Печерского монастыря, которое возглавил Тихон. Характерно, что собор был переосвящен – таким образом Тихон демонстрировал, что не считает общину, служившую на русском языке, православной, несмотря на ее официальный канонический статус в составе РПЦ.

Храм Успения в Печатниках община отца Георгия была вынуждена покинуть в 1997 году после громкого и скандального конфликта. Как правило, этот конфликт трактуется в контексте противостояния церковных либералов и консерваторов. Это справедливо, но есть и другой, куда менее известный, аспект: отец Георгий Кочетков был учеником будущего патриарха Кирилла в Ленинградской академии. А после завершения конфликта он получил возможность служить в московском Новодевичьем монастыре – резиденции митрополита Ювеналия.

«Лубянский батюшка»

Настоятелем подворья Псково-Печерского монастыря Тихон был недолго – уже в 1995 году оно было преобразовано в самостоятельный Сретенский монастырь. Его настоятелем стал патриарх Алексий II, а Тихон имел ранг наместника. Уже вскоре началось активное развитие монастыря. В нем был создан хор, в настоящее время имеющий статус главного хора РПЦ, который ведет концертную деятельность в России и за рубежом. Организовано одно из крупнейших издательств РПЦ и крупнейший в Москве магазин православной книги. В 2000 году был создан популярный среди верующих интернет-портал Православие.Ru.

В 1999 году по инициативе тогда еще архимандрита Тихона и под его руководством в монастыре было открыто Сретенское высшее православное монастырское училище. В 2001 году оно было преобразовано в духовное училище, а в 2002-м – в семинарию. Первый выпуск студентов состоялся в 2004 году – среди выпускников был и ректор Тихон. Таким крайне необычным способом он получил религиозное образование, необходимое, в частности, для занятия поста патриарха. Среди преподавателей семинарии был Ольга Васильева, в настоящее время министр образования и науки России – она вела занятия по церковной истории.

Одной из главных проблем монастырей является отсутствие во многих из них чтимых мощей святых, которым поклоняются верующие. Наличие таких мощей повышает неформальный статус монастыря и увеличивает приток паломников. Частиц реликвий для этого недостаточно – можно вспомнить историю про частичку пояса Богородицы, которая находится в одном из московских храмов, но не привлекает повышенного внимания со стороны верующих (тогда как сам пояс, привезенный в Москву, стал предметом поклонения огромного числа православных). В возобновленном Сретенском монастыре таких святынь не было.

Тогда архимандрит Тихон добился переноса в 1999 году в монастырь мощей новомученика Илариона (Троицкого), умершего в 1929 году в Ленинграде, где он находился на пути из соловецкого лагеря в среднеазиатскую ссылку. Его мощи находились в петербургском Новодевичьем монастыре, но основной период его деятельности был связан с Москвой и Московской духовной академией. Видимо, исходя из этого Алексий II благословил перенос мощей в Москву. Свою роль в решении перенести мощи именно в Сретенский монастырь могла сыграть и репутация святителя Илариона как консервативного богослова, считавшего, что христианами можно считать только верующих, принадлежащих к православной церкви. Этот тезис созвучен точке зрения владыки Тихона. Таким образом в Сретенском монастыре было заложено почитание новомучеников, которое привело к строительству освященного в 2017 году «храма на крови» в честь новомучеников и исповедников Российских.

Разумеется, такие масштабные проекты невозможно реализовать без спонсоров. Первоначально одним из них был банкир Сергей Пугачев, ранее близкий к Кремлю. Однако его банк уже давно обанкротился, а он сам оказался в эмиграции и превратился в критика российской власти. Но финансовая поддержка монастыря не уменьшилась, а даже увеличилась – строительство собора происходило уже без Пугачева. Преуспевание монастыря обусловлено многочисленными связями его наместника. В своей книге «Несвятые святые» Тихон называет своим прихожанином бывшего генпрокурора и министра юстиции, а ныне полпреда президента в Южном округе Владимира Устинова. К числу хороших знакомых Тихона относят главу «Роснефти» Игоря Сечина (на дочери которого некоторое время был женат сын Устинова). Союзником Тихона считается бывший глава ФСБ, а ныне секретарь Совета безопасности Николай Патрушев. Здание ФСБ находится недалеко от Сретенского монастыря – поэтому Тихона прозвали «лубянским батюшкой».

Самым же влиятельным знакомым Тихона считается Владимир Путин. Насколько можно судить, впервые они встретились в 2000 году, когда президент посещал Псково-Печерский монастырь, где встречался со старцем Иоанном (Крестьянкиным). После этого прошел слух о том, что Тихон стал духовником Путина, однако он не подтверждается. Маловероятно, что у президента есть постоянный духовник, хотя, возможно, Путин когда-то и исповедовался Тихону. С обширными связями Тихона связывают и его аппаратные успехи. В их числе передача монастырю бывшего здания школы с углубленным изучением французского языка – Тихон публично заявлял, что школа находится на месте кладбища людей, погибших во время наполеоновского нашествия, и подчеркивал в связи с этим, что в школе говорят по-французски. А также снос нескольких зданий XIX века, на месте которых построен новый собор – протесты «Архнадзора» ни к чему не привели.

По данным телеканала «Дождь», бюджет проекта современных мультимедийных выставок «Россия — моя история», реализуемого Тихоном, составил более 10 млрд рублей. В 2018 году количество выставочных парков «Россия — моя история» достигнет 25. Деньги на строительство центров и создание экспозиций выделяются из бюджетов разных уровней, крупными компаниями (в том числе «Газпромом») и через системы госзаказа и грантов. В общей сложности на эти цели будет направлено более 10 млрд рублей. При этом самый дорогой центр после столичного в следующем году появится в Санкт-Петербурге, где из бюджета уже выделено 1,4 млрд рублей. В Москве аналогичная выставка по поручению президента Путина размещена в одном из крупнейших павильонов ВДНХ, реконструкция которого обошлась в 1,5 млрд рублей. Генеральным спонсором выставки стал «Норильский никель».

Таким образом, Тихон является одним из наиболее влиятельных церковных деятелей – его возможности сопоставимы с патриаршими, несмотря на то, что Тихон хотя и был рукоположен в 2015 году в епископы, но является лишь одним из многочисленных викариев (помощников) патриарха. Несмотря на то, что его кафедра официально находится в подмосковном Егорьевске, резиденция епископа остается в Сретенском монастыре, который он продолжает возглавлять.

Секрет успеха и проблемы

Возникает вопрос о причинах такого успеха Тихона. Дело в том, что большинство представителей высшей церковной иерархии воспринимаются государственными чиновниками как их номенклатурные коллеги. В брежневское время епископат был недоволен тем, что высокий церковный статус не позволял ему войти в состав советской элиты. Архиереи находились в зависимости от мелких чиновников, которые могли выполнить их просьбы, а могли и отказать. Это было связано с ролью церкви, считавшейся временной, отживающей аномалией в советском государстве. В постсоветское время многое изменилось. Епископы стали закономерной частью региональной элиты – их влияние и жизненный уровень резко выросли. Равно как и патриарх по определению входит в федеральную «суперэлиту», несмотря на отделение церкви от государства.

Но коллеги по элите не воспринимают таких архипастырей как духовных авторитетов – для них это нередко прагматичные хозяйственники и, несмотря на монашество, светские по типу поведения люди. Поэтому за духовным наставлением и утешением – а оно нередко нужно и сильным мира сего – они предпочитают отправляться в монастыри, чтобы прикоснуться к древней старческой традиции. Исповедоваться архиерею трудно – в отличие от простого монаха или даже настоятеля монастыря. Впрочем, Тихон теперь тоже епископ, но он сохранил прежний образ духовника, монаха, а не бюрократа — а это большое преимущество.

Но монашескую традицию можно презентовать по-разному. Преимущество Тихона как дипломированного сценариста – в том, что он делает это ярко и, как сейчас говорят, креативно, соединяя консервативную традицию с современной «оболочкой». Обычному светскому человеку трудно осилить сложные монашеские тексты, такие как пятитомное «Добротолюбие», жития святых и жизнеописания подвижников для него нередко архаичны. Другое дело – популярная, выдержавшая множество изданий книга Тихона «Несвятые святые», сборник историй, написанных не только со знанием дела, но и с литературным даром, с иронией и элементами самоиронии (что является редкостью для церкви, но свойственно современному обществу). Или простые аналогии, содержащиеся в созданном им фильме «Гибель империи. Византийский урок» – о том, как византийские элиты пошли на сговор с Западом и погубили страну, а российские чуть было не последовали этому примеру, но президент им помешал. Протоиерей Максим Козлов сказал, что этот фильм – «политическая сатира, снятая в рамках телеповествования, с ведущим, который является священнослужителем, с обращением к византийской истории в качестве субстрата для повествования о фактах истории современной».

Обращает на себя внимание еще один немаловажный аспект, объясняющий сближение Тихона с бывшими и нынешними силовиками. Для них важно выстроить непротиворечивую концепцию истории, которая бы включала в себя и дореволюционный, и советский периоды истории. Тихон предложил свой вариант, основанный на распространенном в церкви делении политиков на государственников и антигосударственников. Приоритет государственных интересов объединяет русских царей и советских деятелей, Сталин не идеализируется, но и не считается виновником всех бед ХХ века, обрушившихся на Россию. Зато концентрируется внимание на ответственности за них либералов, участвовавших в свержении монархии. Антилиберализм и антизападничество Тихона вполне соответствуют менталитету силовиков. В «Несвятых святых» нет свойственного многим церковным трудам осуждения советской власти – его место занимает отношение к ней как к реальности, с которой необходимо сосуществовать, сохраняя собственную православную идентичность.

Впрочем, неформальное политическое влияние Тихона привело к проблемам в отношениях с тремя серьезными группами интересов.

Первая – немалая часть официальной церковной иерархии, вплоть до патриарха. Там, похоже, не только испытывают ревность в отношении аппаратных возможностей Тихона, но и считают, что он имеет собственные патриаршии амбиции. С этим связана «утечка», обнародованная Алексеем Венедиктовым – о том, что Тихон намерен стать настоятелем Исаакиевского собора, затем митрополитом, а потом и патриархом (сам Тихон опроверг эту информацию). Правда, как викарный архиерей Тихон не имеет право быть избранным патриархом – согласно Уставу РПЦ, кандидат должен обладать «достаточным опытом епархиального управления». Но достаточный опыт – понятие растяжимое; в принципе, собор может признать таковым и полгода, и год (опровергая слухи о своих амбициях, Тихон сказал, что речь идет о пяти годах, но в Уставе этого нет). Видимо, именно с этим связано поручение, которое получил Тихон – разобраться с вопросом о том, являются ли «екатеринбургские останки» мощами царской семьи. Если он признает их подлинными, то вызовет раздражение многих консерваторов, которые исходят из того, что при Борисе Ельцине и Борисе Немцове было невозможно открытие настоящих мощей. Если нет, то сильно разочарует Кремль, где хотят провести перезахоронение цесаревича Алексея и великой княжны Марии уже в следующем году, к столетию расстрела царской семьи.

Вторая – либеральная часть общественного спектра, для которой Тихон – идеологический противник. Вне зависимости о степени достоверности информации о том, что епископ причастен к аресту Кирилла Серебренникова, нет сомнений в том, что именно Тихон является одним из главных оппонентов современного искусства и в целом ориентации на глобальное общество. Причем, в отличие, например, от Никиты Михалкова, сохранившим значительное аппаратное влияние.

Третья – часть представителей «нелиберальной» светской элиты, для которых Тихон может быть опасным конкурентом. Сам факт наличия фигуры, имеющей столь серьезное неформальное влияние, выглядит раздражителем для людей, находящихся на государственной службе и привыкших к определенным формализованным процедурам. Все эти факторы и способствуют сильному информационному напряжению вокруг фигуры Тихона, которое в дальнейшем может еще более усилиться.

Алексей Макаркин – ведущий эксперт Центра политических технологий

Версия для печати

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *