Наталья инина психолог

Инина Наталия Владимировна

  • Наука и просвещение
    • О христианской психологии
    • Научная школа «Московская школа христианской психологии»
      • О школе
      • Состав школы
      • Друзья Школы
    • Научно-практический институт психологии личности
    • Конференции
      • VI Международная конференция по наследию митрополита Антония Сурожского «“И Слово стало плотью”: тело и материя в духовной жизни»
      • VII Международная конференция по наследию митрополита Антония Сурожского «Что значит быть христианином в повседневной жизни?»
      • XXV Международные Рождественские образовательные чтения
      • XXVI Международные Рождественские образовательные чтения
      • XXVII Международные Рождественские образовательные чтения
      • Видеоконференция с Жаном Ванье
      • Человек в поисках смысла: философия, психология, религия
      • 7-ая Международная конференция православных психотерапевтов
    • Психологический семинарий имени протоиерея Василия Зеньковского
      • О психологическом семинарии
      • Архив психологических семинариев
    • Психологический киноклуб
      • О психологическом киноклубе
      • Архив психологических киноклубов
  • Образование
    • Высшее образование в РПУ св. Иоанна Богослова
      • О высшем образовании
      • Бакалавриат
      • Магистратура
    • Дополнительное образование в РПУ св. Иоанна Богослова
      • О дополнительном образовании
      • Программа подготовки к магистратуре
      • Основы христианской психологии
      • Введение в практическую христианскую психологию
      • Список документов для поступления
  • Мастерские и курсы
    • Курсы лекций и тренинги
      • Английский психологический клуб
      • Английский язык для психологов
      • Кризисы жизни – шансы жизни. Личность и судьба
      • Лекционный курс «О страстях и искушениях»
      • Психология и богословие веры
      • Психология семьи. От зависимых отношений и дисфункции к здоровью
      • Художник внутри. Серия мастер-классов
      • Художник и христианство: архитектура, иконопись, театр
      • Элементы диагностики и коррекции семейных отношений
    • Психологическая мастерская Наталии Ининой «Испытание детством»
      • О методе «Работа с «внутренним ребенком». Психология взросления»
      • О мастерской
      • Ступень 1: «Работа с ”внутренним ребенком”»
      • Ступень 2: «Работа с ”внутренним родителем”»
      • Ступень 3: «Работа с ”внутренним взрослым”»
    • Психологические мастерские
      • Что такое психологическая мастерская?
      • 5 вечеров с психологом
      • Быть, а не казаться. В поисках индивидуального стиля
      • Благодарность, радость, счастье: обрести и не потерять
      • Женское счастье: на пути к себе
      • Как ребенок становится трудным? Психологическая помощь детям и родителям
      • Кино-Лаборатория Личности
      • Любовь от А до Я. Начнем говорить о чувстве
      • Познание себя через свой почерк 2: Графотерапия как метод психокоррекции
      • Познание себя через свой почерк. Психологический семинар
      • Сценарии жизни: поступок, характер, судьба
  • Психологическая помощь
    • Вопросы психологу
    • Запись на психологическую консультацию
    • Психологи
  • Публикации и видео

Годами говорите на исповеди одно и то же? Пора к психологу

Конечно, каждая лекция всегда уникальна и ее живое посещение обязательно обогащает слушателя. Но, поскольку публичная лекция уже состоялась, то, чтобы хоть немного окунуться в ее атмосферу, приводим выдержки из расшифровки стенограммы лекции:

БОРИС СЕРГЕЕВИЧ БРАТУСЬ

Об Университетском храме

Борис Братусь. Фото: st-tatiana.ru/Иван Джабир

Я поступил на факультет философии в далёком 1963 году. За эти годы храм претерпел много изменений. Думаю, об этом стоит сказать, поскольку мы часто недостаточно ценим наше настоящее. Для того, чтобы оценить его, надо понять, что в прошлом мы теряем, а что приобретаем.

Раньше здесь был Студенческий театр МГУ. Там, где сейчас находится храм, был зрительный зал. Там, где находится алтарь, была сцена. Это помещение, в котором мы сейчас находимся, тоже использовалось: здесь проходили гражданские панихиды. Здесь я прощался со многими моими учителями, классиками психологии. Вот через эту дверь выносились гробы. Все это здание нами, студентами, не воспринималось, как здание, в котором когда-то был храм. Что потом стало для нас очень большой новостью.

Когда-то вот этот бюст М.В.Ломоносова стоял на том постаменте, на котором сейчас находится икона мученицы Татианы. На постаменте было написано:

Может собственных Платонов
И быстрых разумов Невтонов
Российская земля рождать.

Сегодня мы видим замечательное возрождение храма. Вернулся тот иконостас, который был раньше. Храм опять стал настоящим Домовым храмом Университета: здесь, в этом колонном актовом зале, можно читать лекции, любой студент, любой профессор Московского университета могут чувствовать себя здесь, как перед домашним иконостасом. Это большое волнение, большая радость — такое возвращение. Это надо очень ценить, очень крепко держать руками, потому что мы уже проходили периоды, как упускается из рук сокровище, упускается в тот момент, когда мы забываем, что это сокровище, что это то, что надо беречь, ценить, отстаивать прежде всего внутри самого себя, а потом и вовне.

Что такое психология и нужна ли она христианину

Моя область исследований — клиническая психология, психология личности, философия психологии.

Отношение к психологии и психологам в храмах и в православном мире в целом двойственное и довольно настороженное. И это можно понять. Действительно, если вы зайдете в любой книжный магазин, найдете отдел с надписью «психология», то вы увидите, что стеллажи забиты литературой о том, как выйти замуж, как уйти из замужества и т.п. И все это называется психологией. Естественно, ревностно верующий человек оттуда сразу уйдет, так и не дойдя до последнего шкафа, в котором скромно лежат книги по психологии внимания, психологии памяти, по общей психологии и т.д. И этот печальный современный контекст с неизбежностью влияет на отношение к психологии: преподавать ли ее в духовных заведениях или не преподавать.

Фото: st-tatiana.ru/Иван Джабир

Сразу следует сказать, что такое отношение к психологии — одно из последствий той катастрофы, которая произошла в нашей стране в 1917 году, которая длилась три четверти века. Психология в духовных учреждениях была в качестве учебного предмета всегда, начиная с Киево-Могилянской Академии. Первый учебник по психологии в России написал дьякон Кондорский, который позднее стал иереем, а затем и протоиереем. Это была часть образования, в том числе и духовного образования. Психология имеет свои истоки именно в духовных учреждениях. Конечно, это была психология не о том, как заработать миллионы. Она опиралась на учение Церкви, на ее догматы.

Процитирую вам немецкого психолога Германа Эбингауза: «У психологии давнее прошлое и короткая история». Это значит, что психология была всегда, потому что всегда люди интересовались другими людьми, всегда им было интересно, почему один вспыльчивый, а до другого не достучишься, почему с людьми что-то происходит, как люди видят, как они измеряют расстояние и т.д. Всюду есть психология.

Меняются представления о времени, меняются представления о восприятии. Но и это тоже связано с психологией.

Мы с вами находимся в великолепном архитектурном комплексе. Изначально он был построен архитектором Матвеем Федоровичем Казаковым. Казаков так переживал то, что здание Московского Университета сгорело во время войны 1812 года, что это стало одной из причин его смерти. Потом появился Доминико Жилярди, стал все это строить заново. Современные архитекторы, которые восстанавливали решетчатое ограждение здания, поставили неправильную конструкцию и нарушили пропорцию, потому что решетка должна быть ниже, она не должна загораживать величественность здания. Они нарушили не только архитектурную пропорцию, но и психологическую, потому что если вы хотите, чтобы здание выглядело высоким, надо снизить высоту ограждения. Эти многочисленные тонкости относятся к тому аппарату, который называется психикой.

Кем дана нам психика? Дана она нам Самим Господом Богом. Это уникальный аппарат, который ничем нельзя заменить. Он дает нам возможность творить чудеса внутри нас. Если человек станет в конце комнаты, то по идее в моем мозгу он должен отражаться маленьким, а тот человек, который стоит передо мной, должен отражаться большим. Тем не менее, я сразу увижу, что человек вдалеке высокий. Для того, чтобы объяснить это маленькое чудо, которое называется константностью восприятия, я должен рассказать вам о работе множества физиологических, психологических и иных механизмов. Мы — обладатели очень богатого психического аппарата, который позволяет нам запоминать, видеть, причем, именно то, что надо видеть и слышать. Весь мир построен под человека.

Есть замечательное выражение у митрополита Антония Сурожского: «Наука есть познание Творца путем познания Его творения». Это очень точные слова, в том числе относящиеся и к психологии.

Чем занимается психология как наука

Наука «психология» молодая, она образовалась в последней трети XIX века. Ей примерно 140 лет, что по историческим меркам очень мало. Ее задача — понять психику человека.

Научная психология — это не наука о душе. Душой она не занимается. Она занимается психикой, сложнейшим аппаратом, через который мы слышим, видим, понимаем. Достаточно зайти в кабину самолета, чтобы понять, чем занимается психология: там вы найдете 200-300 приборов, а с точки зрения психологии в один момент человек может видеть 7 плюс минус два объекта. Возникает вопрос: как сделать так, чтобы 100 важных показателей в один нужный момент попали в это самое число семь плюс минус два?

Каждое решение требует психологических исследований. Это не наше произволение, это не решается путём голосования, это не решается на ток-шоу. Основной корпус психологии — не про личность, не про мотивацию или комплексы. Это тонкие исследования того, как человек видит, слышит, понимает и т.д. Другое дело, что сам аппарат психики не существует без хозяина. Вот сейчас вы слушаете и что-то запоминаете. Что сейчас запоминает? Ваша память? Это большой вопрос — запоминает ли память. Вполне возможно, что ваша память сейчас думает о другом. Ваша память, если бы она была человеком, сказала бы: «Пойдем, устала я, потому что у меня этой информации слишком много». Но кто-то другой в вас говорит: «Нет, это интересно, ты уж напрягись и посиди».

Фото: st-tatiana.ru/Иван Джабир

То есть за нашими психическими процессами всегда лежит нечто: личность, мотив, то, ради чего мы это делаем. Самой по себе памяти ничего не надо. И восприятию лучше бы поспать. Это надо вам, некой более высокой инстанции, которая использует этот аппарат.

Что касается души, то она не входит в систему науки. Для того, чтобы понять разницу между психикой и душой, приведем пример. Какая атмосфера царствует в вашей общине? Душевная. Люди долго и счастливо живут друг с другом. Как они живут? Душа в душу. Теперь попробуйте заменить слово «душа» на слово «психика». Какая здесь атмосфера? Психическая. Люди долго и счастливо живут друг с другом. Как они живут? Прекрасно, психика в психику. Чувствуете, какая разница?

Это не значит, что психология вообще душу не изучает. Это значит, что она в сфере души изучает определенные аспекты. Если мы берем слово «душа», то понимаем, что оно имеет около 20 значений: это и чувство, и память, и тело. И только одно есть значение, которое означает связь с Всевышним: душа, как непротяженное образование, имеющее ненаучные параметры. А наука занимается тем, что можно увидеть, измерить и воспроизвести. Наука — это всего лишь определенный способ мышления, ее нельзя нагружать тем, чем она не должна быть загружена. Наука не изучает ни начала, ни концы, не отвечает на многие вопросы и не должна этого делать. Более того, наука — это прямое порождение христианской цивилизации. Она появляется только в христианстве, ее не было в языческих цивилизациях. И не нужна была язычеству наука. Для того, чтобы объяснить испарения в озере, язычник просто обращался к духу этого озера. Христианство это не приемлет, поэтому именно христианство породило науку. Опять же не так давно. Расцвет науки произошел в середине XVIII века.

Со второй половины XX века психология начинает подбираться к более вышележащим процессам, которые называются личностью, они связаны с поведением человека, с его мотивацией, комплексами и т.д. И это связано с очень важным процессом, который начался после Второй Мировой войны сначала в странах Запада, а теперь имеет место и у нас. Это процесс, связанный с секуляризацией общества, с тем, что человек в этом обществе достаточно, как оказывается, одинок, находится в условиях превалирования ложных ориентиров для его личностного развития. В этих условиях человеку нужна помощь. Оказывается, эта помощь не противоречит духовному развитию, но ее ничем нельзя заменить в современном мире. Так появились практическая психология, психотерапия и т.д.

О христианской психологии

Здесь православному христианину надо быть очень внимательным, потому что есть разные школы, разные направления, разные уровни психологической помощи. За всякой помощью лежит некое мировоззрение человека. Принимая эту помощь, мы так или иначе соприкасаемся с этим мировоззрением, оно воздействует на нас. Это очень тонкая область, связанная с тем, что в современном мире надо развивать христианскую психологию, которая соотносится с христианским мировоззрением, с христианской антропологией. Это направление постепенно начинает развиваться. В частности, в Российском Православном Университете, который мы представляем, есть факультет психологии. Это сообщество профессиональных университетских психологов, большинство из которых из МГУ им. М.В. Ломоносова. Они развивают это конкретное направление. Христианские психологи должны быть настоящими профессионалами. Сейчас многие психологи называют себя христианскими психологами, они говорят: «Я верующий». Но этого не достаточно. Точно так же, как не достаточно быть христианским врачом, потому что ты верующий. Прекрасный пример епископа Луки Войне-Ясенецкого, который был выдающимся врачом-хирургом и одновременно святителем. Что бы он сказал, если бы ему предложили следующее: «Я верующий, я причащаюсь, давайте я подойду к хирургическому столу». О святителе Луке легенды рассказывают. Говорят, что он мог взять стопку бумаги, скальпель и спросить: «До какого листа вам разрезать это стопку?» Его просили до третьего, он проводил рукой, и это было именно до третьего. Такого мастерства он был как врач, как профессионал.

Христианский психолог так же должен быть прекрасным профессионалом, чье мастерство поставлено на службу Творцу.
НАТАЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА ИНИНА

Что определяет любого хорошего практикующего психолога

Фото: st-tatiana.ru/Иван Джабир

Мне, как практикующему психологу, очень повезло, что я закончила психологический факультет МГУ. Я очень часто слышу от моих практикующих коллег, что практика — это важно, здорово, это то, чем надо заниматься, не нужно вникать в тонкости научной психологии. Но, давайте представим, что человек говорит: не хочу быть врачом, хочу быть просто хирургом. Довольно абсурдное желание для медицины, но почему-то оно не является абсурдным для психологии.

Научное базовое образование дает понимание общих закономерностей функционирования психики, позволяет понять ее особенности, тонкости, дает тот контекст, тот профессиональный взгляд, который определяет любого хорошего практикующего психолога.

Не случайно, самые известные, ведущие практики в области психологического консультирования являются выпускниками психологического факультета МГУ.

Зачем ходить к психологу?

Часто задают приблизительно такой вопрос: “Зачем мне ходить к психологу, мне залезут в голову, в мозг, что-то там перекоммутируют, я потеряю свою индивидуальность, личность. Я как-нибудь сам. У меня есть друзья, коллеги, родители, супруги, они меня любят, понимают. Мне этого достаточно”.

“Дайте мне таблетку, чтобы стать побыстрее другим человеком”

Конечно, это большая переоценка возможностей психолога, потому что ни в какую голову психолог не может залезть. Правда при использовании таких мощных техник, как гипноз, действительно можно оказать достаточно сильное воздействие, и в результате что-то “перекоммутировать”, однако психике свойственна определенная устойчивость, и при отсутствии процессов осознавания все равно восстанавливается рано или поздно некий привычный статус-кво. Правда, я не встречала практикующих коллег, работающих в поле христианской психологии, которые бы пользовались такими серьезными методами, поскольку с христианской точки зрения, они, как правило, не оправданы.

Часто клиенты сами хотят что-то наподобие гипноза, это связано с тем, что в противном случае придется прилагать немало усилий для достижения желаемой цели. Обычно клиент в таких случаях говорит: “Не надо мне ничего говорить, вы просто что-нибудь сделайте со мной, но быстро. Дайте мне такую “таблетку”, которая решила мои проблемы и я стану другим человеком”. При таком запросе единственное, что остается не очень опытным психологам, которым важно удержать клиента – это, действительно, гипноз. Однако любой опытный ответственный психолог-практик, не только христианский, понимает, что это утопия, что таких чудесных преображений не бывает без усилий и достаточно продолжительной работы.

Фото: st-tatiana.ru/Иван Джабир

Невозможно перестроить свой психический аппарат, который формировался десятилетиями, за короткий срок, за пару месяцев или, тем более, за пару недель. Обычно это минимум год работы, если мы говорим о каких-то необратимых качественных изменениях. В этом плане все опасения ложны.

В западных странах психотерапия входит в базовую медицинскую страховку, поэтому является нормой жизни образованного человека. Там пациент может пойти к психотерапевту так же, как к стоматологу. Это норма.

В нашей стране это явление только-только начинает маячить в перспективе. И нет пока понимания того, что психолог — это не тот специалист, к которому идут тогда, когда совсем плохо. А ведь лучше идти к нему тогда, когда совсем даже и не плохо, потому что тогда больше шансов что-то изменить.

Когда следует идти к психиатру

Когда совсем уже плохо, тогда следует идти к психиатру, который заканчивает медицинский институт, является врачом, относится к проблемам с медицинской точки зрения. Тогда ставится диагноз, назначается в том числе и фармакологическое лечение. Болезнь имеет свою логику развития. Задача психиатра лечить болезнь, но он не работает с личностью человека, его личностными проблемами. Он работает с симптомами, с патологией, применяя строго медицинское мышление.

Кто такой психолог

Психолог — это тот человек с которым стоит обсуждать проблемы отношений, воспитания, самоотношения, самооценки, уровня коммуникативности и т.д. Психолог — некий профессиональный собеседник, который сопровождает человека в трудные моменты его жизни.

Фото: st-tatiana.ru/Иван Джабир

Обычно человек рассуждает в таком ключе: “Я человек взрослый, вполне осознающий себя, действующий в соответствии с собственными планами и задачами. Я есть я. Мне не за чем обращаться к кому-то за помощью. Куплю книжки, посмотрю передачи, договорюсь с самим собой, разберусь во всем сам и выйду из кризиса”. Однако этот типичный прием не срабатывает, человек годами пытается решать свои проблемы, углубляясь в них все глубже и глубже.

О заглядывании вглубь самого себя

Часто ко мне приходят люди, которые пытаются разобраться со своими проблемами годами. Особенно это касается мужчин, которые десятилетиями разбираются со своим кризисом, находятся уже в полном изнеможении, доползают до психолога в надежде, что вот тут-то, на последнем издыхании они наконец получат помощь. Проблема в том, что они бегают по кругу столько лет именно потому, что они, строго говоря, не очень хорошо себя осознают, точнее, осознают только малую часть своей внутренней жизни. Нас не учат заглядывать в глубину себя, мы плохо с собой коммуницируем, плохо себя осознаём. Здесь мы можем говорить о таком понятии, как бессознательное, о глубинных уровнях психики. Соотношение того, насколько я осознаю себя, и всего остального — довольно-таки ошеломительное.

Один американский психотерапевт дал очень красивый образ, позволяющий проиллюстрировать этот феномен: вы сидите в зале кинотеатра, погасили свет, вы ждете начала кинофильма, вокруг темно, а у вас в руках маленький фонарик. Вы этим фонариком пытаетесь осветить, выхватывая из темноты, небольшой фрагмент стены, потолка, пола. Это пример соотношения того, насколько я осознаю себя и всего остального, чего я на самом деле не осознаю. Именно эту разъятость, разорванность и пытается преодолеть психотерапия, помогая человеку обрести целостность своего существования.

Разные подходы

Существуют разные подходы. К примеру, психоаналитическая концепция Зигмунда Фрейда, который считал, что подсознательное — это некий резервуар, в который мы сбрасываем тот негативный опыт обстоятельств и чувств, с которым не в состоянии взаимодействовать.

Наталья Инина. Фото: st-tatiana.ru/Иван Джабир

Другие психологи, например, Карл Густав Юнг, считали, что бессознательное наоборот некое глубинное пространство, в какой-то степени связанное с душой, которое человек не осознает не потому, что он не хочет осознавать, а потому что он просто не имеет навыка и опыта это делать. С точки зрения Юнга, идея Фрейда относительно максимального осознавания своего бессознательного является утопией. Он считал, что человек никогда не сможет полностью осознать бессознательные слои психики, но он должен учиться взаимодействовать с этими глубинными структурами, и именно это позволить ему обрести свою целостность, свою личность.

В этом плане мы можем выйти из психологического контекста в контекст жизни верующего человека. Часто мы сталкиваемся с подобным феноменом: мы приходим на исповедь и говорим одно и то же, можем говорить об этом годами, при этом искренне пытаемся что-то изменить, но ничего не получается. Или получается все настолько мало и медленно, что руки опускаются.

Когда мы с профессором Братусем читаем лекции в Московской духовной Академии на курсах повышения квалификации московских клириков мы говорим об этом. У священников схожие наблюдения, они тоже часто наблюдают этот сложный и печальный феномен.

Сейчас издательство Сретенского монастыря выпускает серию книг схиархимандрита Гавриила Бунге. Выпущены книги про гнев, про чревоугодие, про уныние. Автор опирается на учение монаха-пустынника Евагрия Понтийского (IV век н.э.), которого называет классиком христианской психотерапии. В этих книгах, в частности, говорится, что страсти паразитируют на человеческих инстинктах, импульсах, не интегрированных в сознание. Не осознаваемые инстинкты, черты характера начинают восприниматься человеком как нечто объективное и в результате начинают им управлять. Если мы начинаем понимать, что происходит с нами, чем мы мотивированы, что нас побуждает так или иначе поступать, если мы начинаем понимать глубинные причины, побуждающие нас к определенному поведению, то мы начинаем становиться субъектом, а не объектом собственной жизни.

Травмы детства

Часто за подобными искажениями личности лежат тяжелые травмы детства, глубинный страх, который заставляет ребенка съеживаться перед жизнью, бояться ее. При внешне нормальных отношениях между детьми и родителями, которые иногда оказываются формальными, нормативными, ребенок чувствует себя глубоко несчастным, одиноким. Впоследствии он обрастает защитными механизмами, учится себя каким-то образом оборонять, не осознавая того, что происходит на самом деле. Он так начинает общаться с миром, с другими людьми, как в детстве общался с родителями. В результате, пока он не осознает, что на самом деле стоит за его поведением, он не сможет его изменить. А подобные слепые пятна часто приводят людей к тяжелым личностным кризисам, к проблемам на работе, к нарушениям коммуникации и так далее.

Тандем священника и христианского психолога

Мне очень отрадно видеть тенденцию последних лет, когда многие священники отправляют своих прихожан к психологам, если видят у них психологические проблемы. Я знаю, что во многих храмах сейчас начинают работать христианские психологи. Это позволяет помочь людям на разных уровнях. Если удается помочь человеку разрешить его психологические проблемы, то на пути его духовного возрастания уже меньше препятствий. Надо не забывать, что роль психолога является вспомогательной, сопровождающей христианина на пути духовного роста.

Разнообразие направлений и школ психологии

Существует большое разнообразие направлений в психологии, каждое из которых имеет в основании свой образ человека. Это определяет стили, методы и цели психологических практик, которые применяет тот или иной специалист.

Фото: st-tatiana.ru/Иван Джабир

Любая психотерапия стремится к тому, чтобы восстановить некую целостность, которая у большинства людей утрачивается вследствие различных детских травм, сложных отношений с родителями, развода родителей и прочих сложностей, сопровождающих их в детстве. Психотерапевтическая работа нацелена на проработку этой совокупности сложностей. И на каком-то этапе, когда психолог оценивает состояние клиента как здоровое, целостное, то есть клиент начинает чувствовать себя удовлетворенным собственной жизнью, у него вырастает самооценка, повышается уровень уверенности и так далее, в этот момент терапия заканчивается. Чего еще остается желать? Жизнь человека становится успешной, а сам человек становится самодостаточным.. Остается пожелать ему удачи, успеха и комфорта. Но имеет ли это отношение к духовному здоровью? Очевидно — нет. Часто мы можем наблюдать, что после работы с психологами определенных направлений, человек становится более эгоцентричным, жестким, даже циничным, а такие прекрасные духовные качества, как сострадание, альтруизм, забота о ближнем, трактуются им как невротические инфантильные проявления, которые давно пора перерасти. Для того, чтобы не попасться в ловушку такого подхода, надо взять любой фундаментальный учебник по психологии личности и посмотреть какой образ человека предлагают основатели того или иного направления.

Есть некоторые очень близкие христианину психологические направления, такие к примеру, как экзистенциальная психология и, конечно христианская психология, которая основана на христианской антропологии. Эти направления так же, как и любые другие, ставят перед собой задачу помочь человеку обрести потерянную целостность, восстановить его, но они делают очень важный дальнейший шаг – они помогают человеку осознать необходимость послужить миру тем даром, той полнотой себя, которую он получил в результате терапии. Человек обретает себя только тогда, когда себя преодолевает, перестает крутиться вокруг собственной оси, воспринимая себя как главную ценность своей жизни. Этот путь во все времена был тупиковым. Только когда нам удается отдать миру все то богатство души, сердца, которые мы имеем, те таланты, которые дал на Бог, только тогда мы можем говорить о настоящем психологическом и духовном здоровье.

Отзывы

Здравствуйте!! Сейчас уже почти конец года и можно подводить итоги) В связи с этим хочу поделиться с важнейшими для меня событиями этого года, а именно — участием в мастерских Натальи Владимировны Ининой: «испытание детством- встреча с внутренним ребенком «, «характер-путь к счастью и «испытание детством -встреча с внутренним родителем.

Сразу оговорюсь, что в своей жизни я участвовала в различных тренингах и курсах, и очень благодарна всем психологам за их вклад в меня.

Но нигде и никогда я не встречала такого (!!!!!!) бережного, заботливого, очень деликатного подхода с глубочайшим уважением к личности, как в работе Натальи Владимировны Ининой. Сначала я познакомилась с Натальей Владимировной заочно- через её книги) Когда читала «Испытание детством», то у меня создалось ощущение, что мы ведем внимательный разговор, наполненный добротой и уважением к моим чувствам. Истории вызывали живой отклик в душе, приводили к неожиданным осознаниям и надежде на то, что я тоже смогу найти свой путь)

На первой своей мастерской я побывала в апреле) Всё было необычно: и мягкий формат с отсутствием правил и рамок, и теплота и душевность с первых минут). Меня поразила та глубина любви ♥ доброты и принятия, которую дарит Наталья Владимировна Инина каждому участнику! Каждому и каждой! Это невероятно!!! А ведь нас было немало! Для меня на мастерской были открытия о самой себе и обретение совершенного нового опыта бережности и принятия самой к себе)))

Следующей мастерской была «характер -путь к счастью». Вели мастерскую Наталья Владимировна и Татьяна Анатольевна. Это было необычно, удивительно, с невероятным чувством юмора, многообразно, живо и красиво! Да-да! Именно так- красота мира во всем многообразии!!! Сначала я познакомилась со своим характером, и радостно осознала, что я-это не характер. Далее пережила удивительный и восхитительный опыт знакомства с самой собой. Ну а потом совершенно волшебное преображение меня и каждого, кто присутствовал на мастерской! Вспоминаю и улыбаюсь))) Для меня это был калейдоскоп новой, очень полезной, практически применимой информации обо мне и близких людях) и опять все бережно и с любовью! ♥

А совсем недавно мне посчастливилось (!!) принять участие на первой мастерской, посвященной работе с внутренними родителями! Я очень ждала эту мастерскую, т.к. работая самостоятельно с внутренним ребенком и внутренним родителем, порой получала неожиданные, нейтральные, а иногда противоположные результаты .. На мастерской я получила ответы на свои вопросы и поняла почему получалось именно так, и как можно по-другому.

Для меня эта мастерская была невероятно глубокой, с практическими упражнениями, мягко открывших те пласты, о которых давно забыла. Я познакомилась с разными проявлениями внутренних родителей. Для меня это было очень неожиданно. Меня вновь и вновь восхитила работа Натальи Владимировны и Татьяны Анатольевны. Ну как ТАК получается настолько бережно, аккуратно, с юмором и красотой работать с такими сложными темами??!! ♥

У нас на мастерской даже случилось маленькое чудо- после нашей глубокой работы 12 ноября вышла удивительная двойная радуга, которая озарила небо))) И правда, к завершению мастерской мне было очень тепло и радостно на душе) Я чувствую, что я стала более цельной и здоровой!!!

Очень благодарна за все мастерские, но за эту особенно!! Храни Господь всех, кто участвовал и помогал нам идти: Наталью Владимировну, Татьяну Анатольевну, Максима Лазарева, Наталью и Екатерину Фроловых, Марию и всех-всех, кто оказался за кадром! Это было невероятно!!!!!!!!

И правда на мастерских мы «смотрим в сторону добра: там много ресурсов это и Господь и люди, которые рядом» (слова Натальи Владимировны Ининой- с одной из мастерских). И очень благодарна Богу за людей рядом, которые так мне помогли!!

С уважением Юлия.

Испытание детством. Что мешает нам быть счастливыми?

Авторы: Наталия Инина

Издательство: Никея

ISBN: 9785917613918

Год: 2015

метки: детская психология, возрастная психология пользовательские метки: становление личности, книги о детстве, прикладная психология «Возрастание человека – это способность осознавать и удерживать несовместимые или плохо совместимые грани человеческой личности.»

О чём эта книга?
Каждому из нас хочется прожить счастливую и спокойную жизнь, лишенную тревог и проблем. Но что-то мешает нам. За внешним благополучием мы часто скрываем страх, тревогу, беспокойство. Мы недовольны собой или своими близкими, мы ссоримся, обижаемся, страдаем. Порой мы с трудом понимаем причины происходящего с нами. Что же лежит в основе нашего поведения, реакций и переживаний? Может ли давно ушедшее в прошлое детство быть причиной проблем взрослой жизни? Размышления на эту тему, ответы на эти и другие вопросы читатель найдет в предлагаемой книге, написанной психологом и психотерапевтом Наталией Ининой, которая на основе обширной консультативной практики наглядно и тонко показывает роль детства в нашей взрослой жизни.
Для кого эта книга?
Книга предназначена для широкого круга читателей, так как относится к научно-популярной литературе. Она будет интересна не только христианам, но и всем, кто ищет новых путей решения личных проблем и ответы на глубокие внутренние вопросы.
Почему мы решили создать эту книгу?
Живя в мире размытых ориентиров и порой сомнительных ценностей, так важно, с одной стороны, не потерять себя, с другой стороны, суметь объективно увидеть свои сильные и слабые стороны и постараться развить первые и сгладить вторые. Нам не всегда понятно, что наши привычные психологические неурядицы и жизненные неудачи имеют духовные причины, и увидеть их в себе и своей жизни как раз и помогает эта книга, соединяя в одно целое психологию человека и его духовность.
Изюминка
Принципиальная новизна книги (как и всей серии «Становление личности») заключается в особом подходе к работе над книгами, который основывается на христианском мировоззрении, гармонично сочетающемся со знаниями и опытом современной психологии.
Эта книга во многом основана на личном опыте автора — как консультанта-психолога, так и человека, не боящегося задавать себе вопросы о самом сокровенном и порой болезненном. Не зря подзаголовком к книге выбран вопрос «Что мешает нам быть счастливыми?». Ведь ответ на него зачастую спрятан где-то в нашем детстве.
Об авторе
Инина Наталия Владимировна — практикующий психолог, консультант. Сотрудник факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, преподаватель Российского православного университета святого Иоанна Богослова.
Родилась в Москве. В 1994 году окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии, в 2005 году окончила с отличием факультет психологии МГУ им. М.В.Ломоносова по кафедре «психология личности». Автор курсов «Психология личности», «Психология религии», «Психология веры», «Психологическое консультирование» и др. Читает курс лекций по практической психологии на курсах повышения квалификации клириков г. Москвы при Московской православной духовной академии (МДА). Разрабатывала и вела на телеканале «Спас» авторскую программу «Точка опоры» (2007-2009 гг.). Автор ряда публикаций в научных и популярных изданиях: «Вопросы психологии», «Вестник Московского университета», «Московский психотерапевтический журнал», «Нескучный сад» и др. Сфера интересов — психология личности, психология религии, психология развития, психология творчества.
Фрагменты из книги:
«Встреча с собственным детством — это и есть начало «согласования», путь обретения целостности. Возможность увидеть «внутреннего ребенка» в себе, вглядеться в него, соприкоснуться с его чувствами, с его беспомощностью перед этим огромным миром, с его растерянностью, испугом, обидой и болью одиночества — это опыт понимания самого себя. Маленькая жизнь — это огромная открытость и в связи с этим — огромная уязвимость души и сердца, всей психики ребенка, и очень важно не взирать надменно на детство, а быть с ним, почувствовать его нежность, хрупкость, ранимость и надежду на подлинную встречу с любящим и открытым сердцем взрослого.
Мы должны встретиться с детством еще раз лицом к лицу для того, чтобы принять всю сложность, неоднозначность, полноту прошлого, жизни своей семьи как корневой системы, той почвы, из которой ребенок произрастает. И эта маленькая жизнь поверит нам и встретится с той большой жизнью, ради которой она и появилась на свет, с которой она так стремилась воссоединиться для того, чтобы большая жизнь взяла ее за руку и повела за собой?. И встреча эта происходит — она происходит в нас, когда мы, рискуя, веря и любя, встретимся с собственным детством».
Отзывы/рецензии
«Книга бережно и доверительно говорит с читателем о сложном, подчас драматическом развитии психологии детства, о том, что оно не остается навсегда в прошлом, а продолжает жить и действовать во взрослом настоящем и участвовать в определении будущего. Как опытный психолог, автор поясняет свои мысли яркими примерами из практики, рассказывая о поучительных судьбах своих пациентов, опыте обретения ими главных условий счастья и спасения — веры, надежды и любви».

Борис Сергеевич Братусь, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий кафедрой общей психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, научный руководитель факультета психологии РПУ

«Книга Наталии Ининой по существу посвящена главной потребности каждого человека — чтобы его любили. Как любить наших детей — совсем маленьких, подростков, юношей, уже ставших взрослыми? Как найти «золотую середину», чтобы «не избаловать»? Как научиться лучше понимать самих себя и других, увидеть в проблемах взрослого детские травмы? Все это обсуждает автор, как бы беседуя с читателем, приводя множество примеров, в том числе и из своего очень непростого детства. Людям нужны ориентиры любви и христианского поведения. Здравая психология, в русле которой написана данная книга, именно это и дает».

Протоиерей Александр Борисов, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине

Обо всём этом и не только в книге Испытание детством. Что мешает нам быть счастливыми? (Наталия Инина)

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *