Наука и бог

обряжениями, поскольку с самого начала учитывал гравитационные взаимодействия, получившие при этом последовательную геометрическую (теоретическую) трактовку. Идея Канта, что геометрия сама по себе не изучает внешний мир, нашла при этом блестящее подтверждение: релятивистская теория гравитации не доказывает эмпирический статус геометрии, а доказывает теоретический статус физики. Иначе говоря, в теории мы говорим об искривленном пространстве-времени, тогда как в области наблюдений говорим о поле тяготения. Таким образом, в релятивистской теории гравитации мы говорим о внешней реальности на внутреннем по отношению к теории языке, поскольку законы гравитации оказываются геометрическими утверждениями относительно физических объектов. Логическая независимость геометрических утверждений от физических законов как содержательных общих суждений о мире делает корректным сравнение теории с опытом, и поэтому критерий внешнего оправдания теории как один из эйнштейновских критериев истинности научной теории (наряду с критерием внутреннего совершенства теории) становится понятным, поскольку освобождает физическую теорию от дуализма, на котором основывается конвенционализм. Вот почему Эйнштейн в беседе с Инфельдом сказал, что его теория несет в себе свое основание.

Примечания

1. Кант И. Соч.: в 6 томах. Т. 3. М., 1964. С. 704.

2. Пуанкаре А. О науке. М., 1983. С. 280-281.

3. Кассирер Э. Теория относительности Эйнштейна. Петроград, 1922. С. 37.

4. Эйнштейн А. Собр. науч. тр. Т. 2. М., 1966. С. 751.

5. Эйнштейн А. Собр. науч. тр. Т. 4. М., 1967. С. 492-493.

6. Марков М. Размышляя о физике… М., 1988. С. 41.

УДК 2-141

Н. Н. Ярыгин

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА СУЩЕСТВОВАНИЯ БОГА

В статье рассматриваются подходы к проблеме обоснования существования Бога в историко-философском контексте. Однако с точки зрения современной логики ни доказать, ни опровергнуть существование Бога невозможно. Проблема существования Бога видится скорее всего как антиномия.

Ключевые слова: Бог, существование, доказательство.

Keywords: God, existence, proof.

Обоснование существования Бога является одним из главных элементов христианского богословия. Названная проблема беспокоила многих известных философов, богословов и ученых, немало сломано копий вокруг этого вопроса . Данный вопрос в нашей стране в советское время стал весьма принципиальным в практическом отношении. Многие верующие, гонимые большевистской властью, принимали лишения и даже смерть, но не отрекались от веры в Бога.

Доказательство существования Бога строится или на иррациональной основе, или на рациональной. Иррациональный путь в свое время кратко выразил Тертуллиан («Верую, потому что абсурдно»), это путь веры. Данная традиция более характерна для протестантской теологии, которая в противовес умозрительной философии, направленной на познание сущности Бога и его атрибутов, отдает предпочтение Божественному Откровению и отказывается от рациональных доказательств бытия Бога. Более сложную форму имеют попытки рационального доказательства существования Бога. Названный подход типичен для католической традиции, которая считает, что частичное постижение отдельных атрибутов Бога возможно на основе синтеза теологии и философии, но более полное их уяснение происходит также через Божественное Откровение. Однако всецело постичь Бога человек никогда не сможет, так как трансцендентный Бог всегда будет оставаться для ограниченного человеческого разума недосягаемой тайной. Здесь условно можно выделить три формы рационального доказа-

© Ярыгин Н. Н., 2010

тельства: космологическое, телеологическое (физико-теологическое) и онтологическое. Космологическое доказательство по сути восходит к Платону и Аристотелю. В данном случае делается мыслительный переход от бытия случайного, которое обусловлено внешней необходимостью, к бытию необходимому и самодостаточному. Так, Фома Аквинский сформулировал в работе «Сумма теологии» пять доказательств существования Бога. Названные доказательства основаны на истолковании проблем движения, причинности, случайности и необходимости, степеней совершенства, целесообразности, то есть Аквинат выводит существование Бога из природы. Первый путь исходит из понятия движения, второй — из понятия производящей причины, третий — из понятий возможности и необходимости, четвертый — из различных степеней, которые обнаруживаются в вещах, пятый — из распорядка природы . Фома Аквинский, как и его духовный учитель Аристотель, излагал свои логические выкладки на естественном языке. Сотни лет аристотелевская силлогистика воспринималась в качестве божественного откровения, была она таковой и для Аквината, который не сомневался в её правильности. Однако изначальная, тесная связь силлогистики с естественным языком делала ее ущербной системой вывода. Силлогистика хотя и являлась логикой классов, но в ней не было понятия дополнения, то есть нужна была негативная силлогистика. Отсутствовала логическая эквивалентность двух способов выражений одной и той же мысли. Неполнота силлогизма не позволяла проводить логические выводы, в которых затрагиваются вопросы существования элемента некоторого класса. Одним из первых, кто засомневался в силлогистике, был немецкий математик Г.-В. Лейбниц, но авторитет Аристотеля и для него был так велик, что он посчитал обнаруженное несоответствие собственной ошибкой, хотя Г.-В. Лейбниц предвидел создание нового языка в логике. Кроме этого он предложил двоичную систему счисления, что реализовано было в полной мере лишь с появлением электричества, ЭВМ и современных цифровых технологий. Окончательно логика была очищена от естественного языка лишь во второй половине XIX в., эта заслуга принадлежит английским математикам, в первую очередь — Дж. Булю. Главное значение получает здесь форма, и логика становится нечисленной алгеброй классов, то есть переходит из разряда философских дисциплин в математические.

Телеологическое (физико-теологическое) доказательство восходит к Сократу. В данном случае конкретно доказывается бытие целесообразно действующего разумного и свободного существа: упорядоченность мира обусловлена существованием Бога.

Онтологическое доказательство базируется на том, что из мысли о нечто выводится необходимость его существования. Названный подход основан на определенных гносеологических предпосылках, а точнее на признании абсолютного тождества мышления и бытия, которое в свое время высказал еще Парменид. Из необходимого характера мысли о бытии он делал вывод о том, что бытие существует. Подобную аргументацию для доказательства бытия Бога использовали Филон Александрийский, Боэций, Августин Блаженный и Ансельм Кентерберийский. Человек мыслит Бога как всесовершенное существо, в число атрибутов которого с необходимостью входит атрибут существования. Следовательно, Бог не только мыслится, но и существует. Однако в сознании человека могут существовать идеи, которым трудно найти аналогию в действительности. Таким образом, онтологическое доказательство становится достаточно уязвимым.

Немецкий философ И. Кант, размышляя об идеале чистого разума, пришел к выводу, что рациональное доказательство существования Бога невозможно, как невозможно и его опровержение . В частности, он заявил, что бытие не является «реальным предикатом», который содержательно добавляет что-либо к понятию мыслимого предмета. Предварительно он рассмотрел три названных выше формы возможного доказательства бытия Бога, другие варианты даже не рассматривались по причине их явной несостоятельности. В свою очередь для обоснования существования Бога И. Кант предложил моральный аргумент в качестве постулата практического разума. Последний следует — наряду с постулатом бессмертия души — из факта несовпадения в земном мире стремления человека к счастью и требований морали. Только в Боге эти изменения могут совпадать.

Современные богословы разрабатывают новые доказательства существования Бога. К примеру, историческое доказательство исходит из наличия представлений о Боге у всех народов Земли, что ведёт к признанию его существования. Ант-рополого-психологическое исходит из того, что человек чувствует Бога, переживает встречу с ним, общается с ним, поэтому Бог существует. Однако с позиций строгого рационализма и новые доказательства существования Бога остаются под сомнением. Дело в том, что здесь возникает противоречие между объектом исследования и способом доказательства его существования. Объект постижения, то есть Бог, по определению самих богословов, бесконечен и непознаваем, поэтому любое доказательство существования Бога просто невозможно, так как конечный ум не может постичь бесконечное, он не располагает подобными средствами. Соответственно постулат о

существовании Бога должен быть либо принят на веру, либо как положение, которое невозможно ни опровергнуть, ни доказать, то есть в качестве кантовской антиномии.

По большому счету, доказать существование какого-либо предмета, явления, ситуации самих по себе с точки зрения современной логики вообще невозможно, так как это ведет к противоречию. Следовательно, нельзя рационально доказать собственное существование, существование мира, человека. Дело в том, что в языке есть различные иерархические уровни, отличные друг от друга; закономерности одного уровня вовсе не обязательно должны выполняться на других. На одном уровне излагается сама теория, все высказывания на предметном языке. На другом уровне — свойства, характеризующие теорию в целом. Во втором случае нужен более богатый язык — метаязык. Смешение языков ведет к противоречиям и парадоксам. Однако в обоих языках правило взаимозаменяемости выполняется. В них не должно быть вопросительных, восклицательных, повелительных предложений. Хотя возможен новый язык (новый иерархический уровень), в котором возможны не только повествовательные предложения. Имена предметов в нем употребляются косвенным образом, а правило взаимозаменяемости не выполняется. Когда правило взаимозаменяемости, установленное для языков определенного уровня, необоснованно применяется к языкам другого уровня, возникает парадокс. Например, а — предмет, обладающий свойством Р; раз предмет а существует, то он обладает признаком «существования», тогда: а «существует»; допустим: Москва, то соответственно — Москва существует.

Другой пример: в — «наибольшее натуральное число» (его не существует в реальности); в обладает признаком «несуществования». Далее: «существует предмет, который обладает свойством Р», к примеру — «существует число, которое > 2». Далее: «существует такое число, которое обладает свойством Р». Имеется логический закон: «Если предмет а обладает свойством Р, то существует такой предмет, который этим свойством обладает». Заменим Р на не-Р: «если предмет а не обладает свойством Р, то существует такой предмет, который этим свойством Р не обладает». Применяем это к «несуществованию» в, тогда: «если в обладает признаком «несуществования», то существует такое число, которое не существует» — она истинна, так как это частный случай общего логического закона. Посылка истинна (число в не существует). Значит, должно быть истинным и заключение «существует такое число, которое не существует».

Противоречие возникло вследствие того, что для записи о «существовании» мы брали два способа. Первый случай: когда речь идет о суще-

ствовании предмета, обладающего некоторым свойством Р. «Существование» выражает свойство, характеризующее систему, в которой определено свойство Р. Таким образом, любое свойство должно как-то проявляться: либо оно есть, либо его нет, любое свойство (отношение) связаны всегда с определенным множеством и, изменяя множество, можно изменять свойство (отношение). Например, множество яблок и груш; для свойства «быть яблоком» характерно, что существует предмет, являющийся яблоком. Если некоторое множество будет состоять лишь из груш, то свойство «быть яблоком» характеризуется противоречащим утверждением — «неверно, что существует нечто, являющееся яблоком». В первом случае свойство «быть яблоком» реализовано, во втором — нет. «Реализованность» некоторого свойства является свойством соответствующей системы. Например, свойство «быть шахматным конем». Свойство это имеет смысл лишь в шахматной игре. Главное свойство «быть шахматным конем» — его «реализованность» -«существование» такой фигуры, которой это свойство присвоено, свойство самой системы (игра в шахматы).

Второй случай: утверждение о «существовании». Речь идет не о «существовании» предмета а, обладающего свойством Р, а о существовании самого предмета (Москва). «Существование» предмета здесь не как свойство системы, а как свойство, присущее непосредственно самому предмету. Ошибочно будет считать «существование» Москвы ее неотъемлемым свойством наряду с красотой, величием и т. п.

«Москва — красивый город», аналогично «Москва существует». Ранее было отмечено, что утверждение о «существовании» либо относится к системе, к которой принадлежит рассматриваемый предмет, либо же относится непосредственно к самому предмету. Отсюда и два способа записи. Однако данный парадокс говорит о невозможности одновременного использования этих двух форм. Соответственно, второй случай ошибочен. Утверждение о существовании предмета всегда относится к системе в целом, «существование» конкретного предмета — это всегда свойство той системы, которой он принадлежит. Тогда «существование» предмета как свойство самого предмета — заблуждение. Таким образом, абстрактные предметы вне абстрактной системы просто немыслимы. Шахматного коня в игре можно заменить любым другим предметом. Существенные свойства коня — ходы, возможности выделяются лишь правилами игры в шахматы. Шахматный конь — это элемент игры в шахматы, его «существование» — это свойство данной системы.

Соответственно и опровергнуть существование некоторого предмета тоже не представляет-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ся возможным. В качестве иллюстрации обратимся к нашему недавнему прошлому, когда имел широкое хождение такой термин, как «научный атеизм», в котором признак «научный» никакой научности ему вовсе не прибавлял. В свое время в атеизме и введении новых божеств обвиняли еще Сократа, он был подвергнут суду. Ответ Сократа на противоречивые обвинения был таков: если я безбожник, значит я не вводил новые божества, а если я вводил новые божества, значит я не безбожник. Сократ был казнен посредством принятия яда. В атеизме обвиняли первых христиан, со времен правления Нерона они подвергались гонениям в Римской империи за отказ исполнять культ императора и поклоняться ему как божеству. Последние преследования христиан были при правлении Диоклетиана. Император Константин в начале IV в. уравнял все религии, в том числе христианство, а в конце жизни сам принял новую веру. Юлиан Отступник, получивший христианское воспитание, пытался возродить языческую традицию, однако ему это не удалось сделать. При императоре Феодосии в конце IV века христианство стало государственной религией Римской империи. Сам по себе термин «научный атеизм» уже содержит в себе противоречие. Практически в любом учебнике по логике заключительная глава называется «Доказательство и опровержение», то есть мыслительный процесс протекает именно в такой последовательности, а не наоборот. Для прозрачности это можно даже преобразовать в импликативное высказывание: «Если представлено доказательство, то можно опровергать». Данная мыслительная последовательность, в частности, стала уже давно непреложной истиной в судебном процессе: выступление прокурора (стороны обвинения), а затем выступление адвоката (стороны защиты), а не наоборот. В отношении обвиняемого действует презумпция невиновности (презумпция — предположение, признаваемое истинным, пока не доказано обратное), основанная на фундаментальном логическом законе исключенного третьего. Кстати, во времена сталинизма в судебном процессе (точнее, его жалком подобии)

этот основополагающий принцип был поставлен с ног на голову: арестован, значит виновен. При вынесении приговора судьи соответственно руководствовались следующим образом: «…внутреннее судейское убеждение, опирающееся на социалистическое правосознание, является уже в первый год пролетарской революции господствующим принципом, определяющим собой направление советской судебной политики, определяющим основания и условия применения, толкования и восполнения советских законов» . В итоге правовой подход в судопроизводстве заменялся идеологическим, что привело к массовым политическим репрессиям, в том числе и по отношению к верующим. Бог является объектом веры для религиозного человека, а не знания, что отмечалось ранее, и как может некая наука априори опровергать нечто, что для нее в принципе не существует, остается полной загадкой. Может быть, абсурдно звучит, но если бы некий мудрец представил доказательство существования Бога по всем правилам логики, что невозможно в принципе, то правомочность «научного атеизма» была бы вполне оправданна.

Следовательно, проблема существования Бога сегодня более справедливо видится как антиномия, оба положения которой невозможно ни доказать, ни опровергнуть. К религиозным феноменам вообще вряд ли можно применять критерии истинности или ложности, так как специфика языка религии заключается в том, что религиозное высказывание выражает не некий эмпирический факт, а духовный акт. Священное Писание — это не историческое повествование, это описание эволюции человеческого духа, его восхождение к вере в Бога, на которой в итоге базируется мораль.

Примечания

1. Кричевский А. В. Доказательства бытия Бога // Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т. 1. М., 2010. С. 285-286.

2. Аквинский Ф. Сумма теологии // Антология мировой философии. М., 1969. Т. 1. Ч. 2. С. 827-831.

3. Кант И. Критика чистого разума. М., 1994. С. 385.

4. Вышинский А. Я. Теория судебных доказательств в советском праве. М., 1946. С. 137.

Физическую школу университета основали блестящие ученые и организаторы — профессора О. Д. Хвольсон, автор классического курса, изданного в России, Франции и Германии, А. С. Попов, изобретатель радио и первый выборный директор института, В. В. Скобельцын, М. М. Глаголев, создатель первой в вузах страны электровакуумной лаборатории.

Их последователю — видному физику А. Г. Граммакову вместе с группой коллег в 70-х годах выдан диплом на открытие о распространении гелия в земной коре.

Аппаратура, разработанная профессором Г. И. Рекаловой и доцентом И. А. Войцеховской применялась для создания приборов, которые способны регистрировать инфракрасное излучение. Под руководством доцента В. А. Вербицкого созданы приборы для бесконтактного измерения температуры различных объектов.

Важные научные и практические результаты получены физическим методом, основанным на явлении электронного парамагнитного резонанса, развитие которого на кафедре — заслуга профессора А. М. Белоногова.

Несколько позднее возник ряд новых научных направлений в области электродинамики движущихся сред, возглавляемых профессором К. А. Барсуковым.

Исторически научные направления кафедры физики ЛЭТИ всегда отличались ориентацией на те фундаментальные направления физики, которые находили применения в решении инженерных и технических задач, стоящих перед ЛЭТИ. Тематика научных исследований кафедры физики тесно связана с общими базовыми направлениями научных исследований и подготовки кадров ЛЭТИ – разработка систем и материалов для автоматики, электроники, микроэлектроники и радиотехники, анализ и применение свойств новых перспективных материалов в оптическом, СВЧ и ИК диапазонах.

В соответствии с тематикой кафедры физики исследования, как правило, носят фундаментальный характер, причем для использования инструментальной базы и для практических применений в научном приборостроении кафедра сотрудничает с выпускающими кафедрами ЛЭТИ.

Научно-методические и аппаратурные разработки кафедры физики используются в исследовательских институтах и предприятиях в Российской Федерации и за рубежом для научных исследований и контроля технологических процессов.

Сегодня на кафедре работают 62 сотрудника, из них 37 преподавателей. Профессоров -4, доцентов -24, научных сотрудников -4, аспирантов – 6. Кафедра физики обеспечивает курс «общей физики» для всех технических факультетов ЛЭТИ. Ежедневно через учебные лаборатории кафедры проходит от 300 (в весеннем семестре) до 650 (в осеннем семестре) студентов.

Заведующий кафедрой д.т.н., профессор Чирцов Александр Сергеевич

Сетевое издание «Волгоградская правда.ру» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство: ЭЛ № ФС77-72702 от 23 апреля 2018 года.

Учредители: администрация Волгоградской области, комитет по делам территориальных образований, внутренней и информационной политики Волгоградской области, общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Волгоградская правда».

И.о. главного редактора: Екатерина Валентиновна Голод.

Телефон для связи: +7(937)714-46-33

Все права защищены ©ООО «ИД «Волгоградская правда». Условия использования информации: для текстов – с обязательным указанием источника («Волгоградская правда» или vpravda.ru) и гиперссылкой, для фото, видео – только с письменного разрешения редакции.

Нажимая кнопку «Отправить» или «Сохранить» Вы подтверждаете свое ознакомление с Политикой конфеденциальности, а также подтверждаете своё согласие на Обработку персональных данных

Письма читателей не рецензируются и не возвращаются. Публикуемые материалы не всегда отражают точку зрения редакции. Редакция не несет ответственности за достоверность рекламной информации. Все рекламируемые товары и услуги имеют необходимые лицензии и сертификаты. Материалы, отмеченные рубриками *Визитная карточка, *Актуально, публикуются на платной основе и являются рекламой.

Предлагаем вниманию читателей подборку цитат великих ученых-физиков о вере и Боге.

Галилео Галилей (1564-1642) — итальянский философ, математик, физик, механик и астроном, оказавший исключительное влияние на науку своего времени. Первым использовал телескоп для научных открытий, которыми стали спутники Юпитера, пятна на Солнце, горы на Луне, и фазы Венеры. Защитник гелиоцентрической системы Коперника и основатель экспериментальной науки.

«Природа, без сомнения, есть Вторая Книга Бога, от которой мы не должны отказываться, но которую мы обязаны читать».

«Намерение Священного Писания в том, чтобы научить нас тому, как идти на небо, а не тому, как идет небо».

«В действиях природы Господь Бог является нам не менее достойным восхищения образом, чем в божественных стихах Писания».

Исаак Ньютон (1643-1727) — английский физик, математик, астроном. Основатель классической теории физики.

«Чудесное устройство космоса и гармония в нем могут быть объяснены лишь тем, что космос был создан по плану Всеведущего и Всемогущего Существа. Вот — мое первое и последнее слово».

Михаил Ломоносов (1711-1765) русский ученый-естествоиспытатель, химик, физик, астроном, энциклопедист. Заложил основы физической химии и молекулярно-кинетической теории теплоты. Утвердил основания современного русского литературного языка, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Разработал проект Московского университета. Предсказал наличие атмосферы у планеты Венера.

«Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал Свое величество; в другой – Свою волю. Первая – видимый этот мир, Им созданный, чтобы человек, смотря на огромность, красоту и стройность его зданий, признал Божественное всемогущество, по вере себе дарованного понятия. Вторая книга – Священное Писание. В ней показано Создателево благословение к нашему спасению. В сих пророческих и апостольских богодухновенных книгах истолкователи и изъяснители суть великие церковные учителя. А в оной книге сложения видимого мира сего физики, математики, астрономы и прочие изъяснители Божественных в натуру влиянных действий суть таковы, каковы в оной книге пророки, апостолы и церковные учители».

«Правда и вера суть две сестры родные, дочери одного всевышнего родителя, никогда в распрю между собой прийти не могут, разве кто из некоторого тщеславия и показания собственного мудрствования на них вражду восклеплет».

Андре Мари Ампер (1775-1836) — французский физик и математик, открыл основной закон электродинамики.

«Самое убедительное доказательство бытия Бога — это гармония средств, при помощи которой поддерживается порядок в универсуме, благодаря этому порядку живые существа находят в своем организме все необходимое для развития и размножения своих физических и духовных способностей».

Карл Фридрих Гаусс (1777-1855) — немецкий математик, астроном, физик.

«Когда придет наш последний час, с какой неизъяснимой радостью мы устремим свой взор к Тому, о присутствии Которого мы могли лишь догадываться в этом мире».

Ганс Эрстед (1777-1851) — датский физик.

«Всякое основательное исследование природы кончается признанием существования Бога».

Уильям Томсон, лорд Кельвин (1824-1907) один из величайших физиков. Работал в области электростатики, тепло- и электропередачи, термодинамики, теории упругости, геологии, практической физики и техники. Первым сформулировал Второй закон термодинамики.

«Не бойтесь быть свободомыслящими людьми. Если вы помыслите глубоко, через науку вы обретете веру в Бога».

Томас Эдисон (1847-1931) — американский изобретатель.

«Величайшее мое уважение и восхищение — всем инженерам, особенно же самому великому из них — Богу!»

Густав Ми (1868-1957) — немецкий физик.

«Нужно сказать, что мыслящий естествоиспытатель по необходимости должен быть благочестивым человеком. Он должен благоговейно преклонить колени перед Божественным Духом, Который так ясно проявляет Себя в природе».

Джеймс Прескотт Джоуль (1818-1889) великий английский физик. Работал над пониманием природы теплоты, ее взаимосвязью с механической работой, что привело к открытию Первого закона термодинамики. Совместно с лордом Кельвином разработал абсолютную шкалу температуры.

«После того, как мы узнаем Волю Бога и подчиняемся ей, у нас есть еще одно важное дело: постичь Его Мудрость, Мощь и Милосердие из тех свидетельств, что явлены в Его делах. Познание законов природы — есть познание Бога».

Джон Амброз Флеминг (1849-1945) — британский физик и радиотехник.

«Великое множество современных открытий полностью разрушило старые материалистические представления. Универсум предстает сегодня перед нами как мысль. Но мысль предполагает наличие Мыслителя».

Джозеф Джон Томсон (1856-1940), английский физик, изучал рентгеновские лучи, открыл электрон. Лауреат Нобелевской премии по физике 1906г.

«Не бойтесь быть независимыми мыслителями! Если вы мыслите достаточно сильно, то вы неизбежно будете приведены наукой к вере в Бога, которая есть основание религии. Вы увидите, что наука не враг, а помощница религии».

«С верхушек башен крепости науки видны величайшие деяния Божии».

Макс Планк (1858-1947) выдающийся немецкий физик, основатель квантовой теории.

«Куда бы и как далеко мы бы ни стали смотреть, мы не находим противоречий между религией и естественной наукой, напротив, именно в основополагающих пунктах наилучшее сочетание. Религия и естественная наука не исключают друг друга, как это в наши дни некоторые верят или этого боятся, эти две области дополняют друг друга и зависимы друг от друга».

«Религия и естествознание нуждаются в вере в Бога. При этом для религии Бог стоит в начале всякого размышления, а для естествознания — в конце. Для одних он означает фундамент, а для других — вершину построения любых мировоззренческих принципов».

Альберт Эйнштейн (1879-1955 гг.) — автор специальной и общей теории относительности, ввел понятие фотона, открыл законы фотоэффекта, работал над проблемами космологии и единой теории поля. По мнению многих выдающихся физиков (например Льва Ландау) Эйнштейн является самой значительной фигурой в истории физики. Лауреат Нобелевской премии по физике 1921 г.

«Гармония естественного закона открывает столь превосходящий нас Разум, что по сравнению с ним любое систематическое мышление и действие человеческих существ оказывается в высшей мере незначительным подражанием».

«Моя религия состоит в чувстве скромного восхищения перед безграничной разумностью, проявляющей себя в мельчайших деталях той картины мира, которую мы способны лишь частично охватить и познать нашим умом. Эта глубокая эмоциональная уверенность в высшей логической стройности устройства вселенной и есть моя идея Бога»

«Действительной проблемой является внутреннее состояние души и мышления человечества. Это не физическая проблема, а проблема этики. Что нас пугает, это не взрывная сила атомной бомбы, но сила озлобленности человеческого сердца, взрывная сила для озлобления»

«Напрасно перед лицом катастроф XX века многие жалуются: «Как Бог допустил?»… Да. Он допустил: допустил нашу свободу, но не оставил нас во тьме неведения. Пусть познания добра и зла указан. И человеку самому пришлось расплачиваться за выбор ложных путей».

«Каждый серьезный естествоиспытатель должен быть каким-то образом человеком религиозным. Иначе он не способен себе представить, что те невероятно тонкие взаимозависимости, которые он наблюдает, выдуманы не им. В бесконечном универсуме обнаруживается деятельность бесконечно совершенного Разума. Обычное представление обо мне, как об атеисте — большое заблуждение. Если это представление почерпнуто из моих научных работ, могу сказать, что мои научные работы не поняты».

Макс Борн (1882-1970), немецкий физик, один из создателей квантовой механики.

Лауреат Нобелевской премии по физике 1954 г.

«Наука оставила вопрос о Боге совершенно открытым. Наука не имеет права судить об этом».

«Многие ученые верят в Бога. Те, кто говорит, что изучение наук делает человека атеистом, вероятно, какие-то смешные люди».

Нильс Бор (1885-1962) великий датский физик, лауреат Нобелевской премии по физике. Создал первую квантовую теорию атома, участвовал в разработке основ квантовой механики. Внёс значительный вклад в развитие теории атомного ядра и ядерных реакций, процессов взаимодействия элементарных частиц со средой.

«Не наше дело предписывать Богу, как ему следует управлять этим миром».

Артур Комптон (1892-1962), американский физик, лауреат Нобелевской премии по физике 1927 г.

«Для меня Вера начинается со знанием того, что Высший Разум создал Вселенную и человека. Мне нетрудно верить в это, потому что факт наличия плана и, следовательно, Разума — неопровержим. Порядок во Вселенной, который разворачивается перед нашим взором, сам свидетельствует об истинности самого великого и возвышенного утверждения: «В начале — Бог»».

Вольфганг Паули (1900-1958), швейцарский физик, один из создателей квантовой механики и релятивистской квантовой теории поля, лауреат Нобелевской премии по физике 1945 г.

«Мы должны признать также, что на всех путях познания и избавления зависим от факторов, находящихся вне нашего контроля и носящих в религиозном языке название благодати».

Карл Вернер Гейзенберг (1901-1976) немецкий физик, один из создателей основ квантовой физики, лауреат Нобелевской премии 1932 г.

«Первый глоток из сосуда естественных наук делает нас атеистами, но на дне сосуда нас ожидает Бог».

Поль Дирак (1902-1984) — английский физик, один из создателей квантовой механики, квантовой электродинамики, квантовой статистики. Нобелевская премия по физике 1933 г. «За разработки новых, перспективных форм атомной теории»

«Природе присуща та фундаментальная особенность, что самые основные физические законы описываются математической теорией, аппарат которой обладает необыкновенной силой и красотой. Мы должны просто принять это как данное. Ситуацию, вероятно, можно было бы описать, сказав, что Бог является математиком очень высокого ранга, и что он при построении Вселенной использовал математику высшего уровня».

«Оказывается, одна из основных особенностей природы заключается в том, что законы фундаментальной физики описываются очень изящными и мощными математическими теориями. Для понимания этих теорий нужно быть математиком высокого уровня. Вы можете удивляться: почему Природа устроена таким образом? Единственное, что можно ответить на современном уровне знаний — Природа таким образом сконструирована. Остается только принять это. Другими словами, Бог — математик очень высокого уровня и Он использовал самую совершенную математику при создании Вселенной. Наши слабенькие математические усилия позволяют нам понять устройство лишь маленького кусочка Вселенной, и по мере дальнейшего развития математики мы надеемся понять устройство Вселенной лучше».

Словарь «Правмира» — Вера

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *