Наука в византии в средние века

Сравните черты общественного строя Западной Европы и Византии. Указать что между ними общего и их различия.ПОМОГИТЕ, ПЛИЗ

Византийская империя и Западная Европа первоначально были частью Римской империи. Хотя у них действительно были некоторые общие черты, но к 300-м годам Византийская империя намного превзошла Западную Европу в торговле и экономике и политическом единстве. Общее заключалось в христианстве, общее черты в культуре, оставшиеся от римской империи. Везде были крестьяне, высокое социальное неравенство, привилегированные и непривилегированные классы были одними и теми же.

Между Византией и германскими королевствами Западной Европы сохранялись глубокие различия. Во-первых, хотя его охват резко сократился со времен Августа, имперское государство осталось. Хотя государство собирало меньше налогов и выдавало меньше денег, чем в предыдущие годы, даже в период величайшего кризиса империй, оно продолжало чеканить некоторые монеты, и аппарат государства продолжал функционировать. В Западной Европе, напротив, германские королевства постепенно утратили способность собирать налоги (за исключением вестготов в Испании). Точно так же они постепенно перестали чеканить золотые монеты. В Британии почти исчезли города, а остров, населенный народами, живущими в маленьких деревнях, остатки имперской мощи Рима, стоящие как тихие руины.

Западная Европа и Византийская империя имели очень разные формы правления. Власть в Западной Европе находилась в руках первых королей и пап римских. В Византии правил император. В Западной Европе была феодальная система, в которой владелец земли передавал землю другому лицу в обмен на военную службу.

§ 2. Византийская цивилизация

В учебниках и книгах по всемирной истории и истории мировых цивилизаций нередко возникает некоторая прерывность в изложении материала. В действительности исторические события продолжали происходить примерно на одной и той же территории, но государственные образования, последовательно возникавшие на одной и той же территории, могли иметь самые разные названия. Существенным изменениям подвергалась экономическая, политическая, социальная и духовная жизнь, что позволяет говорить о возникновении альтернатив, различных вариантов исторического развития, о своеобразных цивилизационных перекрестках, перед которыми оказывались большие людские сообщества.

Благоприятные в природно-климатическом отношении, богатые людскими ресурсами территории, на которых располагались древнейшие цивилизации, служили объектом экспансии со стороны кочевых народов, а также усилившихся и пришедших в движение соседей. На протяжении феодальной эпохи глобальная мобильность, мощные перемещения значительных масс людей играли чрезвычайно важную роль.

На территории Римской империи сформировались византийская и западная средневековая христианская цивилизации. Восточные римские провинции были лакомым куском и побывали в руках персов, арабов, тюрок, монголов. В V–VII вв. начинается расселение славян из Центральной Европы на юг и восток. Объединение восточнославянских племенных союзов со временем привело к возникновению восточной (русской) средневековой цивилизации. К началу VII в. булгары преодолевают огромное расстояние, устремляясь из степей Евразии на Балканский полуостров, где смешиваются со славянами, отвоевывают часть земель у Византии и основывают Болгарское царство. В бассейне Балтийского (Варяжского) моря в VIII–XI вв. господствуют викинги. Византии, древний город на европейском берегу пролива Босфор, отделяющего Европу от Азии, был основан греками в 660 г. до н. э. В 330 г. н. э. стал называться Константинополем по имени выдающегося императора Восточной Римской империи, сделавшего христианство официальной государственной религией на подвластных территориях. В 395 г. Константинополь стал столицей фактически сформировавшегося государства, а после падения Рима в 476 г. н. э. и до собственного падения под ударами турок в 1453 г. являлся центром Византии. Византию часто называли Романия, а ее жителей – ромеями (римлянами). Тем самым обозначалась преемственность между погибшей Римской империей и новым государством. В этническом отношении жители Византии были по преимуществу греками, но в разное время в границах Византии находились многие народы. Русские называли Константинополь Царьградом. Турки, переименовав его в Стамбул, на период с 1453 по 1923 г. сделали бывший Константинополь своей столицей.

Византийская цивилизация прошла сложный и противоречивый исторический путь. В IV–VII вв. происходил постепенный переход от античности к Средневековью. При императоре Юстиниане I (527–565) была ненадолго фактически восстановлена Римская империя. Византия в это время включала в себя Балканский и Малоазийский полуострова, часть Месопотамии, Армении, Сирию, Палестину, Египет, острова Крит и Кипр, Херсонес в Крыму и Лазику на Кавказе. В IV–VI вв. крупнейшими городами империи были Александрия, Антиохия (в Сирии), Эдеса (в Месопотамии), Тир и Бейрут (в Финикии), Эфес, Смирна, Никея (в Малой Азии), Фессалоники и Коринф – в европейской части. В общей сложности территория составляла около 750 тыс. км2. Численность населения, по подсчетам историков, достигала 30–35 млн человек. Среди них были сирийцы, евреи, армяне, грузины, копты, жившие в Египте, греки, составлявшие большинство жителей Византии. Латинский язык долгое время оставался государственным. В VII в. его сменил греческий язык. В первый период собственно византийской истории христианство повсеместно вытеснило языческую культуру. В 532–537 гг. Анфимий из Трал и Исидор из Милета построили в Константинополе храм Святой Софии, ставший символом политического и идейного единства византийской империи.

• Имена. Константин I Великий

Константин I Великий (285–337.). Стал римским императором в 306 г. после отказа от власти императора Диоклетиана. В период с 324 по 330 г. он отстроил древнегреческий город Византии. В 330 г. покинул Рим, официально объявил бывший Византии столицей Римской империи. Византии был переименован в Константинополь, т. е. город Константина.

С 334 г. Константин был единоличным правителем Римской империи. Ряд реформ и постановлений Константина привели к усилению зависимости большей части населения. 10 % стоимости товаров вносилось в городскую казну и шло на строительство. На роскошные и великолепные здания, на сооружение городских стен, крытых колоннад и водопроводов было истрачено 60 тыс. фунтов золота. Константин завел пышный двор. Армия стала профессиональной. Монеты в виде золотого солнца имели хождение на огромном пространстве. Христианство при Константине было объявлено государственной религией. Миланским эдиктом от 313 г. Константин провозгласил свободу вероисповедания, что означало прекращение преследований в отношении христиан. Церкви было возвращено все ее имущество. В 325 г. Константин Великий созвал Первый Вселенский Никейский собор, который осудил ересь ариан и принял Символ Веры. Император стал восприниматься как наместник Бога на земле. Сам Константин принял крещение только на смертном одре и был похоронен в Апостольской церкви в Константинополе.

В VII в. начинается затяжной кризис византийского общества. Особенностью социально-экономического развития страны в VII–XII вв. был своеобразный синтез различных форм жизни. При наличии крупного землевладения развитой вассально-ленной системы, наподобие существовавшей в Западной Европе, в Византии не сложилось. Значительную группу зависимых крестьян составляли так называемые «убогие», работавшие на земле владельца и платившие определенную долю. Сначала они назывались комитурами, позже – париками. Значительная часть крестьян в Византии была лично свободна и жила общинами. Центрами социально-экономической и политической жизни были города, но торгово-ремесленные круги находились в сильной зависимости от заказов государства, от милостей императорского двора. Положение городских слоев в Византии существенно отличалось от положения городского сословия в Западной Европе.

В 1204 г. Константинополь был разгромлен рыцарями во время четвертого крестового похода. Воины христовы тяготам дальнего похода против сарацин предпочли лакомый кусок в виде богатого христианского города. Следует учесть, что руками рыцарей венецианские купцы, которые направляли этот крестовый поход, устранили своего торгового конкурента.

Крестоносцы создали Латинскую империю со столицей в Константинополе. В сложную по составу государственную систему наряду с непосредственными владениями императоров вошли Фессалоникийское королевство, Ахейское княжество, Афинское герцогство и др. Вместе с конфедерацией рыцарских княжеств образовались Эпирское царство, Трапезундская и Никейская империи. Император Михаил VIII в 1261 г. в последний раз объединил византийские земли вокруг Константинополя. Последний период истории Византии был тяжелым. Гражданские войны, засилье итальянских купцов, войны против Болгарии, Сербии и Турции истощали силы страны. 29 мая 1453 г. во время штурма Константинополя турками-османами погиб последний византийский император Константин XI Палеолог. В 1461 г. турки завоевали Трапезунд. Тысячелетняя история византийской цивилизации завершилась.

Природа, характер и особенности византийского общества давно служат предметом споров, в которых высказываются как завышенные, так и уничижительные оценки. Между тем само по себе существование византологии, или византоведения, как особой отрасли научного, исторического знания свидетельствует о многом. Не будет преувеличением утверждать, что Византия послужила в качестве своеобразного полигона проверки цивилизационных инноваций, внесла большой вклад в мировую культуру.

Интенсивным было творчество византийцев в системе «Человек и Природа». Основой экономики на протяжении тысячелетия здесь было весьма продуктивное сельское хозяйство. Были построены водяные и ветряные мельницы. Для мореплавания огромное значение имело изобретение косого паруса, улучшившего маневренность судов, а также усовершенствование астролябии. Еще в 678 г. в Сирии был изобретен знаменитый «греческий огонь». При помощи этой зажигательной смеси из смолы, серы, нефти, селитры и других веществ греки успешно боролись с арабским и турецкими флотами. В Византии развивалась химия (производство красок, стекла и других изделий, а также изощренных ядов), были введены специальные обозначения химических веществ. Лев Математик в IX в. впервые использовал буквенные обозначения в качестве символов, заложив тем самым основы алгебры. Византийская космография считала, что земля – плоский четырехугольник, окруженный океаном и покрытый небесным сводом (Косма Индикоплов, VI в.). Во многих областях природоведения византийцы находились впереди своих современников.

В экономических, социальных и других отношениях, составляющих систему «Человек и Человек», византийская жизнь содержала много поучительного. В Византии в начальный период ее существования действовали сенат, государственный совет и димы – объединения городского населения. Византийский император (базилевс, от этого слова происходит русское имя Василий) избирался сенатом, армией и димами. Происходило это важное событие на ипподроме (который еще называли цирком), где проходили конные соревнования. Сторонники разных кандидатов объединялись в «партии цирка» по цвету плаща возницы колесницы: левки (белые), руссии (красные), прасины (зеленые), венеты (голубые). Во время конных соревнований колесницы выставлялись богатыми людьми, лидерами «партий». Между димами (на которые очень похожи современные спортивные фан-клубы) нередко вспыхивали ожесточенные столкновения. Так, при Юстиниане I и с его одобрения в 532 г. одна партия с помощью наемников-варваров прямо в цирке перебила 35 тыс. своих противников. Политическая жизнь Константинополя была полна интриг, заговоров, предательств, убийств. Беспринципность, ложь, лицемерие, жестокость, бесстыдство византийских политиков сделало понятие «византийские нравы» нарицательным. Из 107 византийских самодержцев только 42 умерли своей смертью или погибли в боях – остальные либо были убиты, либо отреклись от престола.

Большим своеобразием отличался внутренний мир византийца. Его философские, мировоззренческие искания проявились в многочисленных ересях: неоплатоники, ариане, монофизиты, павликиане, богомилы и т. д. Прокопий Кесарийский, Михаил Пселл, Анна Комнина и другие оставили интересные исторические сочинения. В литературном наследии Византии выделяются такие жанры, как речи, письма, эпиграммы, эротические повести, «куртуазные романы» и др. Уже в IV в. Орибасий из Пергама составил медицинскую энциклопедию из 76 книг. Эстетические чувства, эмоции находили свое выражение в изобразительном искусстве (икона, мозаика, фреска, книжная миниатюра), в зодчестве, музыке (хоровые возгласы-славословия, молитвенное чтение нараспев, гимнография и т. п.).

В византийскую эпоху место античного героя занял «маленький человек», «человек византийский», оставшийся «один на один» с великим богом и всемогущим базилевсом. «Индивидуализм без свободы» во многом определил своеобразие византийской цивилизации, ее исключительное место в мировой истории.

• Инновации. Юстинианов кодекс

Важнейшим событием явилось создание Свода гражданского права в 528–533 гг. в правление императора Юстиниана I. Юстинианов кодекс (кодифицированы 4652 императорских указа, составлен обзор лучших трудов юристов и т. д.) обобщил достижения римского права, стал новой стартовой площадкой для последующего развития юриспруденции во всех европейских странах. В творении византийских правоведов впервые получила юридическое признание теория естественного права, согласно которой все люди от природы равны и рабство признавалось противоречащим человеческой сущности. В этом подходе нетрудно увидеть истоки концепции гуманизма, которая получила развитие на начальном этапе становления западной цивилизации, представляя собой «прометеев огонь», дух самоутверждения, творчества, отличающий человека от животного.

Тысячелетняя цивилизация Византии занимает особое место в мировом цивилизационном процессе и заслуживает того, чтобы это было отмечено специально.

Во-первых, Романия (как по-другому называли Византию) стала мощным мостом между античной и феодальной эпохами. Благодаря Византии не только была сохранена значительная часть античного культурного наследия, но и была подготовлена почва для нового осмысления античности в эпоху Ренессанса.

Нет такой сферы, в которой византийцы не использовали бы достижений своих предшественников. Экономическое и политическое устройство, ораторское и изобразительное искусство, внутрисемейные отношения и повседневный быт, – во всех сферах византийские греки были прилежными и достойными учениками греков античных. Так, в Византии были использованы античные принципы образования. Не случайно также и то, что Константинопольский университет был основан еще в 1045 г. и вполне может претендовать на историческое первенство в закладке основ современного высшего образования.

Во-вторых, на протяжении тысячи лет Византия выступала в качестве моста между различными цивилизациями. В силу географического, геополитического положения Константинополь (как позже и Стамбул) являлся для европейцев «окном в Азию», в мусульманский Восток, а для Востока служил «окном в Европу». В силу этого обстоятельства византийская цивилизация и культура носили по преимуществу экстравертный характер, были обращены вовне, мощно влияли на соседние народы. Это предопределяло роль Византии как аккумулятора античных достижений и полигона для различных инноваций во многих сферах человеческого бытия. Византийские купцы, дипломаты, религиозные деятели, зодчие, художники, служа интересам империи, способствовали тому, чтобы Византия выполнила свою мировую миссию связующего звена между античным и новым временем.

Не удивительно, что византийцы внесли огромный вклад в теорию, практику и правовое оформление международных отношений. Именно в Константинополе был установлен порядок приема и отправления посольств, пышный церемониал приема иностранных послов в императорском дворце с вручением верительных грамот. Был сформулирован принцип неприкосновенности послов. Обычной дипломатической практикой стало соблюдение процедур, церемоний, связанных с заключением и расторжением международных договоров, формуляры которых составлялись на двух языках.

Многое почерпнула Византия у арабов: от религиозных, философских и иных идей (власть верховного правителя, различные проявления восточного мистицизма и т. д.) до полезных и приятных бытовых мелочей (одежда, благовония, использование пряностей и т. д.). Нетрудно установить, что у варварских племен – германцев или славян – византийцам практически нечего было позаимствовать. К сожалению, совместными усилиями крестоносцев (европейцев-христиан) и турок-сельджуков (азиатов-мусульман) этот уникальный мост между цивилизациями был в значительной степени разрушен в XII–XV вв.

В-третьих, исключительную роль византийская цивилизация сыграла в становлении российской цивилизации. Через Византию происходила передача многих ценностей древних обществ молодым восточнославянским народам, которые жили на огромных территориях в весьма своеобразных климатических, географических и геополитических условиях. Эта специфика служила достаточно мощным фильтром, предопределяла характер отбора, происходившего в течение многих веков.

Русские земли по меньшей мере дважды подверглись мощному цивилизационному «облучению» со стороны Византии. В IX–XI вв. пребывание в «византийской школе» получило всестороннее отражение в государственно-политическом и правовом строе древнерусского общества, в формировании русской культуры и духовности. Достаточно указать на характер отношений светской и церковной властей, на выбор Владимиром I Крестителем именно восточного христианства в качестве государственной религии, на роль греческого алфавита в появлении кириллицы, на восприятие русскими людьми достижений византийцев в изобразительном искусстве.

Во второй половине XV в. в связи с гибелью Византии и женитьбой Ивана III на племяннице последнего византийского императора Софье Фоминичне Палеолог происходит еще одна «прививка» византизма на российскую почву. Принятие византийского герба, начало оформления культа личности Государя Всея Руси, попытка секуляризации церковных земель, приглашение на работу многих греков, другие факты свидетельствовали о новой византийской цивилизационной волне, достигшей России. На этот раз речь шла не только о влиянии. Московия, православная Русь выступила в качестве преемницы византийской цивилизации, ее исторического наследия, в частности такой ее функции, как мост между Европой и Азией. Россия получила от Византии своеобразную эстафету исторической ответственности. В формуле «Москва – третий Рим, второй Царьград (Константинополь)» нашло свое отражение новое понимание Русским государством своего предназначения, определился трудный путь самобытной российской цивилизации.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Андре Гийу

Византийская цивилизация

Кате

«Вы знаете, — сказал молодой инженер Анджело старому профессору, — обычно никто ничего не знает. И даже люди, которые должны знать, то есть те, кто умеет обращаться с идеями, перерабатывать их и представлять таким образом, чтобы создавалось впечатление, что у них есть оригинальные мысли, не обновляют никогда набор тех вещей, которые перерабатывают, так, что их манера высказываться всегда на двадцать лет опережает предмет этого высказывания. В результате этого с ними невозможно ничего выучить, потому что они довольствуются словами».

Борис Виан. Осень в Пекине

Предисловие

Столь широкое полотно истории, которое сотворено серией «Великие цивилизации», могло быть создано только терпеливыми, последовательными поисками нового. То, что было открыто, не было неожиданностью и отвечало современным требованиям. После прекрасных книг Марселя Симона «Цивилизация Античности и христианство» и Жака Ле Гоффа «Цивилизация средневекового Запада» было необходимо рассмотреть и возникший в Восточном Средиземноморье византийский мир, целиком омытый могучим христианским течением и вызывавший у западных европейцев Средневековья смешанные чувства восхищения и зависти. Благодаря Андре Гийу Византия предстает сегодня перед нами во всей красе долгой причудливой истории ее народа, во всей экзотике ее форм и блеске ее сокровищ. Этого исследования ждали, оно пришло в свое время, отвечая полнотой использованных документов и богатством перспективы на ту протяженность времени и пространства, которую ему следовало охватить.

Тысячелетняя судьба этой теократической империи, которая объединила в своем лоне наследие классической Античности и Востока, на самом деле стала для нас менее далекой и чуждой, чем раньше. История Византии обязана этим многочисленности и разнообразию исторических работ, которые изучают и рассматривают ее под различными углами, сокращению расстояний и легкости путешествий, наконец, серии научных выставок, устроители которых попытались представить знающей публике суть и сущность фундаментальных исследований. Научная школа Франции занимает значительное место в процессе возобновления исследования Византии, и Андре Гийу наследует сегодня своим учителям и предшественникам — археологам и историкам. В некоторых областях науки источниковедение занимает незначительное место во франкоязычных работах. Однако это совсем не так в изучении Византии, и книга А. Гийу входит в серию справедливо признанных исследований, которые стали вехами в развитии наших знаний и обогащении наших взглядов.

Париж, со своей стороны, как и другие столицы, за последние два десятка лет создал или принял несколько новых экспозиций. Эти выставки собрали многочисленные прекрасные произведения византийского искусства и многосторонне осветили проблемы влияния византийской культуры. В 1958 г. воздействие Византии на средневековую Францию было представлено комментированной демонстрацией превосходных иллюстрированных манускриптов, извлеченных из богатых фондов Национальной библиотеки. Совсем недавно экспозиция «Сокровища древнего искусства в Румынии» представила украшения, изготовленные в Византии и ее провинциях и созданные по их образцу, которые были найдены в захоронениях Добруджи. Крупная выставка «Искусство Югославии» представила всю историю искусства этой страны в византийскую эпоху, воспользовавшись исключительным богатством настенной фресковой живописи, найденной не более полувека назад. Выставка «Сокровища советских музеев» посвятила большую часть своей экспозиции русским фрескам и иконам, созданным под влиянием Византии. Венеция представляет во Дворце дожей выставку, названную «Венеция и Византия». Эта экспозиция распутывает те сложные отношения, которые поддерживала Венеция с византийским миром, и мы имеем возможность проследить тесную связь, которая объединяла столицу Византийской империи и город дожей.

Между тем, не нужно обманываться, с первых страниц своей работы Андре Гийу призывает нас к реалистичному видению греческого средневекового мира. Даже если не разделять целиком пессимизм автора, в книге можно встретить множество аспектов, которые остаются нераскрытыми. Обращение к историческим источникам становится совершенно необходимым, и это первое правило, от которого нельзя отступать. Разносторонняя картина, посвященная исторической географии, открывает книгу. Эта часть описывает историю византийского пространства и осведомляет читателя о тех людях, которые его населяли, подчеркивая одновременно их чрезвычайное разнообразие и их реальную сплоченность. Состав государственных учреждений, формы власти, социальная структура, различные формы мышления, характер экономики, разнообразные выражения культуры составляют объект тщательных, подробных, здравых исследований, которые позволяют нам открыть истинное лицо народа и следовать путями эволюции византийского мира.

Историк любит предоставлять слово свидетелям времени. Если просвещенные люди Византии смогли передать будущим поколениям классическую греческую литературу, которой были столь страстно увлечены, то их произведения позволяют понять через вереницу веков их глубокие тревоги, заботы и радости. Обширный пласт византийской литературы, не имеющий себе равных, но часто недооцененный, является подлинным кладезем информации. Императорские указы, законы, церковные уставы, переписка, речи, хроники, трактаты о ремеслах и даже сказки и романы создают, наряду с надписями и археологическими документами, фундамент нашего знания. Наличие разумно отобранных отрывков из этих источников насыщает и оживляет текст.

В предложенном синтезе дополнительно появляются два мотива, ни один из которых не может быть приглушен другим. Это прежде всего повседневное существование, реальная жизнь, со своими нуждами, соответствующими положению человека в обществе. Здесь находят свое выражение реалии землевладения и степень его доходности, структура ремесла и торговли, страдания и радости разных социальных слоев, различные судьбы людей в зависимости от возраста и пола человека.

Но Византия властно увлекает нас за собой и миром мысли и веры. Ее богато убранные церкви постоянно напоминают нам о себе. Все храмы предназначены для того, чтобы верующий вырвался из рамок своей жизни к царству веры, для того, чтобы он смог почувствовать священный трепет, который для него является осязаемым признаком присутствия потустороннего мира. В зависимости от времени, места и богослужения это чувство сопровождалось доверием, или удовольствием, или опаской. Может быть, больше, чем любой другой храм, византийская церковь с космическим величием ее архитектуры, строгим порядком убранства и изысканной красотой оттенков была способна вызвать внутреннее успокоение.

Рядом с верующим, омытым синевой небесного свода и золотом солнечного диска, пристальный и направленный вдаль взгляд статуй святых создает впечатление, что, пересекая видимые пространства, он связывается с другим миром, миром сверхчувственного и веры. Укрепленный верой в абсолют мудрости, несмотря на непостоянство жизни, византийский народ сохранил свое лицо, которое века почти не отметили ни морщинами, ни другими признаками старения.

Раймонд Блок

Введение

В то время как некоторые историки, участвуя во всеобщем пустословии, довольствуются словесами и обманывают читателя, пряча свою некомпетентность или свое невежество за претенциозными высказываниями и блеском стиля, я старался со всем тщанием написать сложную книгу. История византийской цивилизации была объектом многочисленных общих трудов, тогда как фундаментальное научное исследование находится еще в процессе разработки, и популяризация иногда предшествует исследованию исторических документов. Некоторые авторы только ради ссылок позволили себе представить эффектные доклады, основанные на плохо изученных материалах. Остальное доделала мода. Таким образом, необходимо было разрушить зачарованность установившихся представлений и подвергнуть сомнению многочисленные источники, несмотря на их достоинства, хотя они не всегда могли дать прямой ответ на поставленный вопрос. Это долгое размышление о людях и вещном мире, и следует скромно признать, что мы мало сделали для понимания всей их сложности. Редакторы серии терпеливо дожидались исполнения работы. Я благодарен им, как и тем талантливым коллегам, которым была доверена реализация проекта. Это Клер Алуин, Мюриель Жанкар и Анна Оржоле. Надеюсь, что они сделали полезную работу.

Становление христианской цивилизации: Западная Европа, Византия, Русь

С падением Западной Римской империи завершается история Древнего мира и начинается история Средних веков. На политическую арену Западной Европы выходят новые народы. Они уступали римлянам в политико-правовой культуре, но сумели создать новые формы экономического, общественного и политического мироустройства.

Главное содержание начального этапа Средневековья — становление христианской цивилизации. Идеология в ее религиозной форме впервые стала доминирующим фактором в обществе. Пожалуй, за всю историю человечества не было времени, когда бы значение религии и церкви было столь значительным. Теологическому мировоззрению были подчинены мораль, философия, наука, искусство. Средневековье христианизировало Европу, что во многом определило характер европейской цивилизации.

Западная Европа. Вначале Западная Европа состояла из ряда разобщенных и неустойчивых варварских королевств, образовавшихся на территории бывшей Римской империи. На Британских островах — это англо-саксонские королевства, в континентальной Европе — Вестготское, Бургундское, Вандальское, Лангобардское, Франкское и другие королевства. Становление нового общества осуществлялась через синтез римского и варварского миров.

Западноевропейское Средневековье — это период господства натурального хозяйства и слабого развития товарно-денежных отношений. Промышленность в этот период существовала в виде ремесла и мануфактуры. Эпоха Средневековья характеризуется исключительной ролью церкви и высокой идеологизацией общества. Если в Древнем мире каждый народ имел свою веру и религию, которая отражала его национальные особенности, историю, образ мыслей, то в Средневековой Европе существует одна религия для всех — христианство.

Средневековье — это время образования национальных государств в виде абсолютных или сословно-представительных монархий. Особенностями политической власти были ее раздробленность, а также соединение с условной собственностью на землю. Если в античной Европе право владеть землей определялось для свободного человека его национальностью и гражданством, то в средневековой Европе право на землю зависело от принадлежности человека к определенному сословию. Основных сословий было три: дворянство, духовенство и народ (под этим понятием объединялись крестьяне, ремесленники, торговцы). Сословия обладали разными правами и обязанностями, играли разную общественно-политическую и хозяйственную роль.

Важной чертой средневекового западноевропейского общества была его иерархическая структура — система вассалитета. Во главе иерархии стоял король — верховный сюзерен. На второй ступени феодальной лестницы находились непосредственные вассалы короля. Это были крупные феодалы — герцоги, графы; архиепископы, епископы, аббаты. По грамоте, полученной от короля, они обладали различными видами иммунитета (от лат.: «неприкосновенность»). Феодалы такого уровня могли сами чеканить собственную монету, которая нередко имела хождение не только в пределах данного поместья, но и вне его. Подчинение таких феодалов королю часто было просто формальным. На третьей ступени феодальной лестницы стояли вассалы герцогов, графов, епископов — бароны. Они пользовались фактическим иммунитетом в своих поместьях. Еще ниже располагались вассалы баронов — рыцари. У некоторых из них также могли быть свои вассалы — еще более мелкие рыцари, у других — были в подчинении только крестьяне.

Еще одной характеристикой европейского средневекового общества была определенная ментальность людей, характер общественного мировоззрения и связанный с ним повседневный уклад жизни. Наиболее существенными чертами средневековой культуры были резкие контрасты между богатством и бедностью, знатным происхождением и безродностью — все выставлялось напоказ. Особенностью общества было великое множество ограничений и условностей, но тот, кто мог их «прочитать», знал их код, получал важные дополнительные сведения об окружающей его реальности. Так, каждый цвет в одежде имел свое назначение: голубой трактовался как цвет верности, зеленый — как цвет новой любви, желтый — как цвет враждебности.

В период раннего Средневековья (V—X вв.) значительно расширяется территория, на которой идет образование западноевропейской цивилизации. Наиболее важным процессом в социально-экономической сфере было становление феодальных отношений, стержнем которых явилось формирование феодальной собственности на землю. Формируются два основных класса феодального общества: феодалы, духовные и светские — собственники земли и крестьяне — держатели земли.

Византия. Основателем Византийской державы, ставшей составной частью христианской цивилизации, считается римский император Константин Великий (306—337). Этот император сочувствовал христианам и помогал распространению новой религии в Римской державе. Он и сам принял христианство, став первым христианским правителем Римской империи. Позже церковь причислила императора Константина к лику святых.

В 395 г., когда после смерти римского императора Феодосия единая Римская империя разделилась на Восточную и Западную части, начинается история Византии как самостоятельного государства. Впрочем, Восточно-Римскую империю только в XVII в., уже после ее гибели, историки стали называть Византией. Сами подданные империи продолжали считать себя римлянами (по-гречески: «ромеи»), а свое государство — Римской (Ромейской) империей.

Первоначально Византийская империя включала в себя Балканский полуостров, Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет и другие земли. Языком общения народов, населявших империю, был греческий.

Восточная империя меньше пострадала от опустошительных набегов варваров. В ее пределы входили страны древнейшего земледелия, снабжавшие империю зерном, оливковым маслом, вином;

во многих областях было развито скотоводство. В отличие от Западной Европы, где города обезлюдели, в Византии продолжали существовать возникшие еще в древности оживленные города — центры ремесла и торговли (Константинополь, Александрия, Антиохия, Иерусалим). Византийская империя была христианским государством. Церковью управляли епископы крупнейших городов, которые назывались патриархами. С конца V в. главным из них становится патриарх Константинополя. Богослужение, в отличие от Западной Европы, велось на греческом, но допускались и другие языки (например, славянские).

Власть императора (василевса) Византии была огромной. Он являлся одновременно главой правительства, высшим судьей и главнокомандующим большого, хорошо обученного наемного войска. В Византии про императора говорили, что он «ниже только Бога и следует сейчас же за Богом». Наибольшего могущества империя достигла при Юстиниане I (527—565). Он происходил из бедной крестьянской семьи. Его дядя Юстин выслужился из простых солдат до звания полководца и, силой овладев престолом, стал императором. Юстин приблизил своего племянника ко двору, дал ему хорошее образование. После смерти дяди Юстиниан I унаследовал престол. Император Юстиниан I обладал немалой политической мудростью и смелостью. Он значительно обновил жизнь империи реформами, оживил международную торговлю, ставшую не только средством пополнения государственной казны, но и источником благоденствия всего народа. Важным достижением Юстиниана было создание свода римского права. Юстиниан приказал свести и упорядочить разнообразные учения и мнения знаменитых римских юристов, живших ранее. Римское право до сих пор лежит в основе гражданского права большинства стран.

Своеобразие Византийской цивилизации заключалось в синтезе (сочетании) античных институтов и идей с восточно-христианской картиной мира. Византия сумела сохранить все основные элементы наследства предшествующей Римской цивилизации — крупные города с преобладанием ремесла и торговли, рабовладение в сочетании с общинным земледелием, развитую культуру, в которой преобладали греческие элементы, сильное государство с развитым римским правом. Переход Византии к феодальным отношениям был менее болезненным, чем на Западе. Здесь сохранялись ранее созданные культурные ценностей и города — центры цивилизационного развития. В основном это был долгий процесс изживания рабовладения внутри самого византийского общества и столь же сложный процесс рождения новых социально-экономических отношений.

Начиная с VI в., в пределы империи с севера вторгаются славянские племена. Постепенно они заселили ряд областей Балканского полуострова и приняли христианство. Для просвещения славян в их земли из Византии прибыли братья-проповедники Кирилл и Мефодий (863 г.). Они создали на основе греческого славянский алфавит, которым мы пользуемся и поныне.

В VIII—IX в. в Византии развернулось иконоборческое движение. Иконоборцы утверждали, что почитание креста и икон (т.е. изображений Иисуса, Девы Марии, святых) есть поклонение предметам, а не Богу. Иконопочитатели считали, что в кресте и иконах присутствует божественная сила. Иконоборцев долгое время поддерживали императоры, по их приказу иконопочитателей казнили и ссылали, иконы уничтожали, церковные земли забирали в казну. Причиной конфликта были огромные ценности, скопившиеся в руках церкви, что превращало ее в независимую от императора силу. В конце концов, спор завершился тем, что почитание священных предметов (в том числе икон) было восстановлено, но при этом большую часть отобранных у церкви земель ей не вернули.

Империя постепенно теряла принадлежащие ей земли (так, вскоре после смерти Юстиниана германское племя лангобардов захватило большую часть Италии, в VII в. арабы завладели Палестиной, Сирией, Египтом, Северной Африкой). Периодически византийцам удавалось совершать удачные военные походы, отвоевывая часть земель (в VIII в. у арабов — часть Малой Азии, Сирии и Закавказья, в 1018 г.— завоевание Болгарии). Итогом всех этих войн было ослабление империи и сокращение территории в несколько раз сравнительно со временем Юстиниана.

В 1204 г. объединенное войско крестоносцев из различных стран Европы штурмом овладело Константинополем (Четвертый крестовый поход) и разгромило ослабевшую Византийскую империю. На землях Византии захватчики создали новое государство — Латинскую империю. Власть византийского императора сохранилась в Малой Азии. Византийцам постепенно удалось отвоевать у Латинской империи некоторые области, в 1261 г. они освободили Константинополь, но восстановленная Византия была тенью некогда могущественной империи и уже не играла значительной роли в мировой политике.

В XV в. Византия, к тому времени утратившая свое было величие, была завоевана турками. Осажденный двухсоттысячным войском султана Мехмета II, в мае 1453 г. пал Константинополь. Последний византийский император Константин XI Палеолог погиб в бою.

Русь. Исторически феномен Руси-России в основных своих чертах сложился в эпоху Московского государства. Однако корни его носят более глубокий характер и являются общими для трех славянских народов — русских, украинцев, белорусов.

Важным рубежом в истории Руси стало появление государственности. На складывание государства и его населения оказывает влияние ряд факторов, и, в первую очередь, таких, как географическое положение, климатические и природные условия. Восточная половина Европы представляет собой равнину, ограниченную четырьмя морями — Белым, Балтийским, Черным и Каспийским и тремя горными хребтами — Карпатами, Кавказом и Уралом. К морям направляются многочисленные реки с их притоками, которые в древние времена служили главным средством сообщения людей. Тысячелетие назад вся северная часть Восточно-Европейской равнины отличалась суровым, холодным климатом, была покрыта дремучими хвойными и лиственными лесами, многочисленными озерами и болотами. Климат в средней полосе Восточно-Европейский равнины континентальный: на смену жаркому, сравнительно короткому лету с непродолжительной активностью растительного покрова приходит долгая холодная и снежная зима.

Все эти природные условия оказывали разностороннее влияние на образ жизни народов Восточно-Европейской равнины. В лесной полосе, где после своего расселения в основном и проживали восточные славяне, вся жизнедеятельность людей была связана с лесом. Его использовали как строительный материал, топливо, для изготовления домашней утвари и т.п. С лесом были связаны основные промыслы: охота и бортничество — сбор меда диких пчел. Мясом животных, добытых на охоте, люди питались, из их шкур делали одежду, а мед использовали для изготовления сладостей и напитков. В лесу же местные жители скрывались от нашествия врагов. Не менее благотворное влияние на жизнь людей оказывали и реки. Они служили средством сообщения между племенами, снабжали людей рыбой для еды и обмена. По берегам рек шло расселение славянских племен, строились поселения — вначале небольшие деревушки, а затем относительно крупные села и города. Речные пути со временем приобрели международное значение, они соединяли не только отдельные племена, но и различные народы и страны.

Наиболее важным был водный торговый путь из Скандинавии в Византию — путь «из варяг в греки». Он шел с севера на юг, из Балтийского (Варяжского) моря по реке Неве в Ладожское озеро, далее по реке Волхов в озеро Ильмень, из него по реке Ловать, затем мелкими речками и волоком к верховьям Днепра, и далее по Днепру вниз к Черному морю. Таким образом, у восточных славян осуществлялась связь с причерноморскими греческими колониями, а через них с Византией. Другой международный речной путь «из варяг в персы» шел на юго-восток по притокам Верхней Волги и дальше в земли волжских булгар, затем через Хазарский каганат — в Каспийское море.

Под определенным влиянием природно-климатического и геополитического факторов развивалась и государственная система России, тип которой в значительной степени определил особенности экономического развития государства и его хозяйственный строй.

Специфика российской государственности обусловлена в первую очередь тем, что она выступает матрицей российской цивилизации, доминантной формой ее социальной интеграции. Российская государственность, являясь доминантной формой интеграции, с одной стороны, политическим «обручем» скрепляет разнородные земли, народы и культуры, а с другой — формирует единый для цивилизационного ареала нормативно-ценностный порядок, или символический универсум. Этот порядок представляет собой генерируемые государственной властью духовные принципы национального единства, или то, что получило название «национально-государственной идеи», задающей «общее дело». Специфика «военно-национального» государства, сформировавшегося в период приобретения Россией государственного суверенитета в конце XV в., заключалась в том, что это государство было многонациональным, а государственный суверенитет приходилось отстаивать, постоянно воюя с западными, восточными и южными «соседями».

Особенности российской государственности были обусловлены и своеобразием «вотчинного государства», возникшего в XVI в. в эпоху Московского царства. Московские государи обращались со своим царством примерно так же, как их предки обходились со своими вотчинами. Предлагая национально-государственную идею, государственность выступала в России в роли «демиурга» ее истории и социального бытия, задавая цели развития общества, а также единый в нем символический универсум, или нормативно-ценностный порядок. При этом государственность то превращала Россию путем реформ в великую державу, то становилась непосредственной причиной ее национально-государственных катастроф.

В целом общественное сознание в России всегда отличалось фетишизацией государственной власти, когда культ государства выступает как бы одной из национальных святынь. Сказывался и приоритет в культуре и самосознании духовно-нравственных ценностей (тесная связь с такими качествами, как совесть, долг, патриотизм) над ценностями материальными (уровень жизни, степень богатства), что было обусловлено чертами русского национального характера и общим ходом культурно-исторического развития нашей страны.

6)Становление христианской цивилизации. Западная Европа, Византия, Русь.

Варвары разрушили цивилизацию Рима, а вместе с ней и тот уровень цивилизованности, который создавался на протяжении многих веков. Не случайно первые века после гибели империи называют «темными». Население страдало от жестокости завоевателей и голода; пустели города, разрушались бесценные произведения искусства, замирала торговля. Росло число запущенных, никем не обрабатываемых земель. Так вырисовывался облик Западной Европы в начале ее существования: огромные пространства лесов и полей с редкими, разбросанными островками деревень.

Степень варваризации была неодинакова; многое зависело от того, какие именно германские племена вторгались на территорию Римской империи. Например, вестготы, остготы, франки довольно долгое время жили на ее границах, и, разумеется, входили в контакты с местными жителями, усваивая некоторые элементы цивилизованности. Иначе к плодам цивилизации относились те варвары, которые не имели опыта общения с римлянами. Последствия их вторжения оказались гораздо более разрушительными.

1.) В ту эпоху, когда Римская империя стояла на краю гибели, начался процесс превращения церкви в политическую силу, «государство в государстве». Население Западной Европы исповедовало христианство, его религиозную и в целом духовную жизнь в течении многих веков почти безраздельно направляла католическая церковь с центром в Риме.

Во времена феодальной раздробленности церковь была единственной сплоченной организацией.

Источником доходов церкви являлось:

  1. церковь – крупнейший земельный собственник.
  2. Десятина – налог в виде 10-ой части денежных и натуральных доходов крестьянского двора.
  3. Торговля должностями епископов и аббатов (до 11 века)
  4. Продажа индульгенций – грамот освобождавших преступников от угрызений совести, от наказаний, обещавших прощение грехов.

Одна из важнейших привилегий церкви – право на свой собственный суд. Все преступления, связанные с грехом, подлежали суду церкви:

  • Ересь – вероучение, отличающееся от признанной церковью системы религиозных представлений.
  • Вероотступничество, колдовство, святотатство.
  • Нарушение супружеской верности, двоеженство.
  • Лжесвидетельство, клевета, ложная присяга.
  • Ростовщичество.

Суд осуществлялся трибуналом католической церкви – инквизицией, осуществлявшей сыскные, судебные и карательные функции. Была введена в 13 веке.

Если подозреваемый «признавал» свою вину, то ему отпускались грехи, происходило примирение с церковью, дальше его ждало пожизненное заключение, либо безболезненное убийство. В случае отрицания вины – сожжение на костре.

Вывод: оценка роли римско-католической церкви в средние века не может быть однозначной. Ей, безусловно, присущ дух «насильственности» и авторитаризма, уверенность в своей непогрешимости и праве считаться единственно верной последовательницей Христа. В реальности римская церковь, конечно, не была непогрешимой. Вместе с тем мирская ориентация приводила и к положительным результатам:

  • В первые века после падения Римской империи церковь взяла на себя функции восстановления порядка в обществе.
  • Церковь стремилась прекратить феодальные усобицы и внести нормы гуманности в методы ведения войны.
  • Осознание духовного превосходства церкви над мирской властью открывало большие возможности не только для политических интриг, но и для критики государей.

2.)Восточная христианская церковь сильно отличалась от Западной. Между ними имелись догматические различия: византийская церковь не разделяла положения католицизма о том, что Святой Дух исходит и от Бога-Сына, о чистилище и ряда других положений. Она не настаивала на целибате (безбрачие) для всего духовенства. В отличие от католической восточная христианская церковь (православная) не запрещала совершение культа на языках народов, входивших в империю. Византийская православная церковь не претендовала на светскую власть, не посягала на прерогативы последней.

На Западе папство и светские власти боролись за лидерство в христианском европейском обществе, враждовали, взаимно порицали друг друга.

На Востоке церковь подчинилась государству и отошла от политической борьбы. Православная церковь жила иной, более напряженной духовной жизнью, она стала основой духовного развития Византии. Православие настраивало не на раскол и борьбу, а на согласие и гармонию, оно было фактором сплочения империи и населявших ее народов.

Борьба Западной (католической) и Восточной (православной) церквей, подогреваемая спорами о верховенстве одной из них, завершилась в 1054 году их разрывом: папа римский и константинопольский патриарх обменялись взаимными отлучениями от церкви. Надежды сохранить единство христианского мира рухнули. Западная Европа смотрела с тех пор на Византию как на раскольницу, со смешанным чувством зависти, презрения и недовольства.

Основные этапы католической церкви и государственной власти.

X век – началась борьба за «очищение», за освобождение от влияния государственной власти.

XI – XIII века — наибольшие успехи церкви: свой суд, разветвленная бюрократическая система, активное вмешательство папства в дела европейских государств.

1096 -1270 года – церковь организовала крестовые походы – религиозные войны во имя освобождения Гроба Господня в Иерусалиме.

Конец XIII – XIV века – набирающая силу государственность дала отпор церкви. Начался закат папства.

В XIV веке – ослабление папства довершилось великой схизмой – расколом внутри католической церкви: из-за внутренних разногласий появились сначала два, а потом и три папы, причем все они доказывали свои права на власть.

Вывод: Западная церковь, которая руководствовалась типом правления, при котором высшая политическая власть принадлежит духовенству и, сделавшая политику одной из важнейших сторон своей деятельности, была более «мирской» по сравнению с церковью православной. Она создавала серьезный противовес государству и вынуждала его идти на компромиссы. Благодаря церкви еще в раннем средневековье в Западной Европе начала создаваться обстановка диалога в политической жизни. А это было важнейшим условием для появления особого, европейского типа государственной власти – власти, вынужденной считаться с обществом и идти с ним на компромиссы.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *