Не надо и беса

Борьба с духами злобы

Диавол ненавидит Бога, но не может с Ним бороться, поэтому хочет погибели людей, созданных по образу Божию, думая этим отомстить Богу. Он смотрит, что творит Бог для спасения людей, и подобное, но по противоположности, делает для их погибели. Так диавол вместо пророков посылает лжепророков, вместо апостолов – лжеапостолов, создает вместо закона беззаконие, вместо добродетелей – злобу, вместо всякой правды – всякий грех и вместо правильных догматов – мерзостные ереси.

Всякая брань с падшими духами сводится к духовной молитве. Она является главным оружием против демонов и сильно им ненавистна, для людей же спасительна и благодатна.

С живущими в миру нечистые бесы ведут брань, относящуюся в основном к делам и вещам, а пустынников, из-за отсутствия вещей, искушают помыслами. Пустынникам же намного труднее бороться, и им более всего необходима чистая молитва. Преподобный авва Филимон провел в различных пустынях более 70 лет, терпя от духов злобы многочисленные искушения. Опыт научил его всю надежду возлагать на Бога и непрестанно молиться.

В духовной брани бесы применяют разнообразные коварные приемы. Вот некоторые из них. Когда ум молится уже чисто и бесстрастно, лукавые духи начинают нападать не «слева», а «справа». Они внушают некие приятные чувства и показывают свет, чтобы пробудить страсть тщеславия. Не боримый в это время плотскими и нечистыми страстями человек начинает принимать за Божественные явления, предлагаемые хитрым бесом. Иногда демоны внушают помыслы, и тут же побуждают прекословить и молиться против них, и сами уступают, чтобы человек прельстился и возмечтал о себе, будто начал побеждать помыслы и устрашать бесов.

Нечистые духи могут коварно отступать, чтобы христианин успокоился и оставил сердце свое без внимания. Тогда они внезапно нападают и низвергают душу во всякое согрешение, лютейшее первых грехов, о прощении которых человек молился. Бывает, что демоны намеренно обращаются в бегство, но оставляют позади себя «резервный полк». И если кто возомнит себя победителем и выйдет из града – молитвы, подвигшись на гнев, то окажется посреди врагов. Иногда злые духи разделяются как бы на два отряда. И когда подвижник ищет помощи против одних, входят другие в образе ангелов и прогоняют первых, чтобы прельстить.

Есть лукавый демон, который утром беседует с мыслью и разными воспоминаниями и попечениями старается сделать ум рассеянным. И когда ум мало-помалу удалится от ведения Бога и добродетели, тогда нападает на него дух любодеяния, или гнева, или печали. После нечистых помыслов бесы часто влагают и помыслы попечения, чтобы отвлечь от молитвы. Также они стараются возбуждать чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, злопамятство и прочие страсти, чтобы ум, одебелев в них, не мог как подобает молиться.

Если все же бес не сможет воспрепятствовать молитве праведного, то старается повредить уже помолившемуся: или на гнев его толкает, истребляя плоды молитвы, или возбуждает нечистые пожелания, оскорбляя ум. Бесы мстят и тому, кто помог другому, завидуя его приобретению.

Враг не всегда явно противоборствует. Но когда хочет вовлечь кого-либо в великий и тяжкий грех, сперва побуждает совершать малые и незаметные: прежде прелюбодеяния – частое и сладострастное воззрение, прежде убийства – небольшой гнев и прежде помрачения мысли – малое пристрастие.

Деятельно подвизающихся демоны покушаются низринуть в глубину осуждения, научая из внешних нравов ближнего выводить лукавые подозрения, которые бывают ложны и губительны. Иногда духи злобы препятствуют совершать удобные и легкоисполнимые добродетели, а понуждают творить что-либо непосильное или несвоевременное. Молчаливым и отшельникам они внушают желание общего жития, преуспевающих же в послушании привлекают к делам безмолвников. Так демоны пытаются разрушить и ту и другую добродетель, поскольку для преуспевания нужно знать во всем меру и время.

Если бесы внезапно появятся в воздухе, желая навести ужас, не надо бояться и смущаться от их угроз, но прилежнее молиться. Они устрашают, испытывая, обращают ли на них внимание или совершенно презирают. Тому, кто предстоит в молитве Богу Вседержителю, Создателю и Промыслителю вселенной, неразумно бояться комаров и жуков (бесов), забыв непреоборимый страх (благоговение) перед Творцом, Которого вся боятся, и трепещут от лица силы Его (2 Пар. 36, молитва царя Манассии). Ибо заповедуется: «Господа Бога твоего да убоишися» (Втор. 6, 13).

Некий святой так усердно молился в пустыне, что совсем не обращал внимания на бесов. Они даже поднимали его в воздух и трясли, но не могли оторвать его ум от горячей молитвы.

Духи злобы больше всего бояться креста, который христиане носят на шее, Таинства Крещения и Таинства Причащения. Причастники соединяются со Христом, и если бы они затем сохраняли себя от всякого греха, то ни один бес не мог бы оскорбить их. Также бесы очень боятся Божественной благодати, особенно когда она изобильно изольется на очищающихся поучением Священным Писанием и молитвою. Тогда не дерзают демоны приблизиться, но покушаются мечтаниями устрашать, и смущать, и отводить от дел бдения и молитвы. Завидуют они даже краткому отдыху и не дают уснуть. Непобедимым оружием против диавола являются смирение и мужество, любовь и милость.

Ненависть к демонам очень помогает спасаться и совершать добродетели. Но кто не возращает и не укрепляет в себе эту благую ненависть, сластолюбивым духом расслабляясь, постепенно увлекается к порочной дружбе с грехом. Эту дружбу, или, лучше сказать, неудобоисцелимую гангрену, Врач душ исцеляет оставлением, попуская страшно пострадать от бесов. И снова душа возвращается к первоначальной ненависти, научаясь говорить ко Господу: «Совершенною ненавистию возненавидех я: во враги быша ми» (Пс. 138, 22). Совершенною ненавистью ненавидеть бесов может только тот, кто отвергает сластолюбивые и греховные помыслы.

ОглавлениеВопрос: Являются ли демоны падшими ангелами?
Ответ: Вопрос о том, когда именно Бог создал ангелов, остается открытым, но, что известно наверняка, так это то, что Бог всё создал хорошим, так как Он в Своей святости не мог создать ничего грешного. Поэтому, когда сатана, бывший когда-то ангелом по имени Люцифер, восстал против Бога и пал с небес (Исаии 14; Иезекииля 28), треть воинства ангелов присоединилась к его бунту (Откровение 12:3-4, 9). Нет сомнений, что эти падшие ангелы известны как демоны.
Мы знаем, что ад был уготовлен для дьявола и его ангелов, как сказано в Евангелии от Матфея 25:41: «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его…”». Иисус, используя притяжательное местоимение «его», дает понять, что эти ангелы принадлежали сатане. Откровение 12:7-9 описывает битву последнего времени между Михаилом с «Ангелами его» и дьяволом с «ангелами его». Из этого и других подобных стихов становится понятным, что демоны и падшие ангелы являются одним и тем же.
Некоторые отрицают идею, что демоны являются падшими ангелами из-за того факта, что Послание от Иуды 1:6 говорит, что согрешившие ангелы будут содержаться «в вечных узах». Тем не менее, очевидно, что не все ангелы, которые согрешили, являются связанными, так как сатана еще на свободе (1 Петра 5:8). Зачем Богу заключать в узы падших ангелов, оставляя предводителя восстания на свободе? Вероятно, что текст в Послании от Иуды говорит о заточении Богом падших ангелов, которые восстали иным путем, как например, в случае с «сынами Божьими», упоминаемом в Бытие, глава 6.
Наиболее распространенным альтернативным объяснением происхождения демонов является то, что, когда исполины из 6-й главы книги Бытие были уничтожены потопом, их души, освобожденные от тел, стали демонами. Хотя Библия не говорит ничего конкретного о том, что случилось с душами исполинов, когда они были убиты, весьма маловероятно, что Бог уничтожал бы их потопом лишь для того, чтоб их души принесли еще больше зла, став демонами. Наиболее соответствующее Библии объяснение происхождения демонов заключается в том, что они являются падшими ангелами – ангелами, восставшими против Бога вместе с сатаной.

Чего добивается диавол? Что стимулирует любой военный конфликт, и как можно воевать? Как не стать заложником собственных чувств? Нужна ли нам гуманитарная помощь? Кто такой Мелхиседек? — Продолжаем читать Книгу Бытия с протоиереем Олегом Стеняевым.

Мелхиседек благословлет Авраама

Как общеизвестно, диавол… человекоубийца от начала (Ин. 8, 44). И, взявшись за любого человека, он ищет, как всецело погубить его, опрокинув в преисподнюю ада.

После того как Лот отделился от Аврама и зажил своей самостоятельной жизнью в окрестностях Содома, диавол стал умышлять, как бы совсем погубить его. Так как он (диавол) никогда не прощает человеку того духовного роста, какой он (человек) мог переживать (даже фрагментарно), например, во дни юности.

Подобным образом, некоторые из нас в детстве и юности исповедовались и причащались. Потом кто-то продолжил вести подобный образ жизни, а кто-то отошел от него. И диавол, который ненавидит возможный духовный рост каждого из нас, начинает мстить тем, которые (возможно, на самый короткий момент) вырвались из-под его власти.

И в тот самый момент, когда Лот покинул Аврама, он оказался в очень и очень затруднительном и опасном положении.

Пленение Лота — следствие того, что он предпочел богатства нахождению с Авраамом

В 14-й главе Книги Бытия с 1-го по 11-й стих рассказывается о битве в долине царей, когда четыре царя разбили пять царей. Подробное описание битвы в долине царей неслучайно, но подготавливает нас к восприятию могущества Создателя и указывает на добродетель как на источник подлинной победы (Златоуст). В аллегорическом прочтении пять царей символизируют пять телесных чувств, с которыми ведут сражение четыре царя — соблазны плоти и мира (Амвросий). Пленение Лота является закономерным итогом того, что он сам предпочел мнимые богатства и земные удобства нахождению с праведным Авраамом (Златоуст).

«Пять царей суть пять чувств нашего тела: зрение, обоняние, вкус, осязание, слух. Четыре царя суть телесные и мирские обольщения, потому что человеческая плоть состоит из четырех стихий. По справедливости, они называются царями, потому что грех имеет свою верховную власть, имеет свое великое царство».

Уточнение: …а в тринадцатом году возмутились. В четырнадцатом году… (Быт. 14, 4, 5), как и все в Писании, должно нас чему-то научить, на что-то обратить внимание. Как известно, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все (Мф. 5, 18). Скорее всего, речь идет здесь о том, что именно к этому возрасту — 13–14 лет — «телесные и мирские обольщения» начинают проявляться в жизни подростка («возмутились»), когда его естественные чувства поражаются стихиями мирских обольщений. И что-то одно после этого воцаряется в человеке, грех или стремление к праведности, и обнаруживается, кто в нем потерпел поражение, а кто проиграл… …Ибо, кто кем побежден, тот тому и раб (2 Пет. 2, 19).

С другой стороны, любой военный конфликт стимулируется и прямо направляется человеческим вожделением, которое человек не преодолел со дней своей молодости и подпал под его пагубное влияние. Кости его наполнены грехами юности его, и с ним лягут они в прах (Иов. 20, 11); «от юности моея мнози борют мя страсти». Иногда все это, не изжитое с годами, приобретает совершенно откровенные и разнузданные формы. Так, например, один из президентов США в самый разгар сексуального скандала, связанного с ним, более чем решительно начал развязывать военные действия на Ближнем Востоке. В том числе и с использованием тяжелых бомбардировщиков, которые обрушивали тонны бомб на головы ни в чем не повинных людей.

Каждый агрессор, клеветник и убийца, таким образом, и уподобляется диаволу, который и был человекоубийца от начала (Ин. 8, 44). Но все это начинается с внутренних греховных побуждений, которые вспыхивают в сердцах отдельно взятых людей, — они и стимулируют их на подобные проявления взаимной неприязни и агрессивности.

Обычные люди живут насущными потребностями обычной человеческой жизни: интересами семьи, воспитанием детей и стремлением к домашнему благополучию. Все это вытесняет из их жизни стремление к власти и дикому обогащению. Такие люди, за редкими исключениями, никуда не баллотируются (а зачем?), не прорываются, переступая чрез многих и многих в своем стремлении к власти, а просто живут интересами, радостями и печалями семейного очага. Но мир политики часто и их втягивает в водовороты собственных вожделений и амбиций, разнузданных страстей отдельно взятых политиканов (чьих-то несостоявшихся мужей, отцов и жен). Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые; свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими; звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки (Иуд. 1, 12,13). Увлекающие в эти водовороты собственной неполноценности и комплексов все и вся…

Особенно неоправданной и уродливой оказывается враждебность и гневливость, возникающая на почве религиозного несогласия с другим человеком, нарушающая принцип братолюбия. Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его. Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата (2 Фес. 3, 14, 15). Особенно последнее уточнение: «вразумляйте, как брата» — часто сталкивается с неприятием… Когда недавно пришедшие из мира в Церковь начинают нас учить, кого можно считать за брата, а кого нет.

Святые отцы настаивали именно на братских чувствах по отношению к заблудившимся и оступившимся людям, сравнивая брезгливо относящихся к еретикам с самим диаволом.

Как правило, такое чувство обнаруживается в среде неофитов или у людей со слишком сложным прошлым. Например, бывшие наркозависимые или идеологически травмированные до прихода в Церковь: бывшие комсомольцы, диссиденты и коммунисты. На преодоление последствий подобных травм могут уйти годы и годы…

Победители взяли все имущество Содома и Гоморры и весь запас их и ушли. И взяли Лота, племянника Аврамова, жившего в Содоме, и имущество его и ушли. И пришел один из уцелевших и известил Аврама Еврея, жившего тогда у дубравы Мамре, Аморреянина, брата Эшколу и брата Анеру, которые были союзники Аврамовы. Аврам, услышав, что сродник его взят в плен, вооружил рабов своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать, и преследовал неприятелей до Дана (Быт. 14, 11–14).

Рано или поздно с теми членами наших семей, которые перестали жить приходской жизнью, случается беда. И тогда мы должны поспешить к ним на помощь, оставив в стороне возможные с нашей стороны упреки и тяжелые для них выговоры и напоминания.

«Вот то, о чем я говорил вчера, — наставляет Иоанн Златоуст, — ныне сбылось на деле: Лот нисколько не получил пользы от выбора лучших мест, но самим делом был научен не искать лучших мест. Не только ему не было от этого никакой пользы, но вдобавок он сделался еще и пленником и узнал на опыте, что гораздо лучше ему было бы жить вместе с праведником, нежели, отделившись от него и живя на свободе, испытать столько бедствий. Вот, он отделился от патриарха и думал пользоваться большей свободой, владеть лучшими местами, жить весьма богато — и вдруг сделался пленником, бездомным, лишенным своего крова, чтобы ты знал, какое зло раздор и какое благо — согласие, и что лучше не гнаться за большим, а любить уничижение. И взяли, говорит Писание, Лота, племянника Абрамова, жившего в Содоме, и имущество его и ушли. Во сколько раз лучше было для него жить вместе с патриархом и потерпеть все, лишь бы только не расторгнуть взаимного согласия, чем, отделившись от него и выбрав себе лучшие места, тотчас подвергнуться таким опасностям и подпасть под иго иноплеменников».

Теперь Авраму приходится употреблять максимум усилий и принимать на себя несвойственные для пророческой миссии воинские попечения. А действительно, как вести себя, если кто-либо из нас оказывается в подобном состоянии? Дилемма: Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним (Пс. 33, 15); и еще: научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту… (Ис. 1, 17). — Выбор между миром и войною, добром и неизбежным на войне насилием не мог не создавать сложностей для пророка Аврама…

Аллегорически, о чем мы говорили ранее, четыре царя, победившие пятерых царей, — это «суть телесные и мирские обольщения», одолевшие «пять чувств нашего тела: зрение, обоняние, вкус, осязание, слух».

Необходимо контролировать мир собственных чувств, чтобы не стать их заложником

Как общеизвестно, чувственный аппарат (человеческое сердце), наиболее пострадал в грехопадении наших прародителей. Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления — это оскверняет человека… (Мф. 15, 19,20). И совершенно необходимо контролировать мир собственных чувств, чтобы не стать их заложником. То есть погрузить ум в сердце и рассматривать любое его движение. Иначе «четыре царя» одолеют «пятерых царей»… Дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим (Рим. 5, 21).

Следовательно, ратоборец-подвижник Аврам должен восстановить равновесие чувств в собственном сердце для победы над четырьмя стихиями собственной плотяности. Ибо если преступлением одного (т. е. Адама — О. С.) смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа (Рим. 5, 17). — Иначе говоря, любая подлинная победа одерживается человеком прежде всего над самим собою силою побеждающего в нас Богочеловека — Христа Иисуса. Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха (Евр. 12, 4).

Но! На страницах Священного Писания мы обнаруживаем и библейские законы ведения войны. В наше безумное время, когда люди ездят на войну как на сафари, очень важно знать все эти законы.

Здесь немного непонятна подробность, высказанная Моисеем об Авраме, что он (Аврам) вооружил рабов своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать человек. Особенно непонятно это уточнение: «рожденных в доме его» …

Само слово «дом» (ивр. беит) на библейском иврите очень многозначное и многогранное, и с ним связано немало понятий; как и слово «хе́дэр» (комната в доме), хотя доминирующее значение этих слов связано с вопросом о нахождении в собственном жилье. В Библии слово «дом» чаще означает «дом учения», следовательно, «хедер» — классная комната (школьный класс). Таким образом, рожденных в доме его, триста восемнадцать человек, надо разуметь как «вышедшие из его школы Единобожия». Иначе нам пришлось бы признать, что при шатре Аврама действовал походный роддом, где и родились эти 318 человек. Имеется в виду, что они родились духовно.

Сравним: Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием (1 Кор. 4, 15). В древнееврейской экзегезе присутствует вопрос: а имел ли право Аврам отрывать своих учеников от богоугодного занятия и отправлять их на войну?

Но! Как говорится: «родство обязывает». И Аврам не мог уклониться от обязанностей дяди по отношению к непутевому племяннику. Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного (1 Тим. 5, 8).

И далее мы читаем:

Уточнение: «разделившись, напал на них ночью» создает прецедент и может быть отнесено к библейским законам ведения войны, позволяющим использовать военную хитрость. «Разделившись, напал», то есть создал впечатление нападения с разных сторон; «напал на них ночью», то есть прячась во тьме (камуфляж, маскировка).

И далее:

И возвратил все имущество и Лота, сродника своего, и имущество его возвратил, также и женщин и народ. Когда он возвращался после поражения Кедорлаомера и царей, бывших с ним, царь Содомский вышел ему навстречу в долину Шаве, что ныне долина царская; и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, — он был священник Бога Всевышнего, — и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. дал ему десятую часть из всего. И сказал царь Содомский Авраму: отдай мне людей, а имение возьми себе. Но Аврам сказал царю Содомскому: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Аврама (Быт.14, 16–23).

Мельхиседек встречает Авраама с плененными им царями. Оригинальный горельеф с храма Христа Спасителя (скульптор: А.В. Логановский) Фото: Антон Поспелов / Православие.Ru

Здесь мы видим Аврама между царем Содома и царем Мелхиседеком, который был священник Бога Всевышнего. И в наше время такое противостояние между тем, что будет царствовать над нами: грех или святость, — это актуальный вопрос и для кого-то сложная дилемма, перед которой может оказаться не только отдельно взятый человек, но и целая страна…

Человек должен решительно расставаться с собственным греховным прошлым

Надо сказать, что Содомляне в этой битве царей, человеческих чувств и греховных позывов оказались никудышными воинами. В долине же Сиддим было много смоляных ям. И цари Содомский и Гоморрский, обратившись в бегство, упали в них, а остальные убежали в горы (Быт. 14, 10). Подобное уточнение, что они не смогли миновать смоляных ям… упали в них, может подчеркивать опасность подобного порока, опрокидывающего человека в адскую смолу еще до попадания в ад. Следовательно, уточнение: «а остальные убежали в горы» — призыв к подобным им людям возвыситься над этим пороком и решительно совершить бегство, исход из собственного Содома и собственной Гоморры. Не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей (т. е. окрестности Содома и Гоморры — О. С.); спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть (Быт. 19, 17); и еще: Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия (Лук. 9, 62). — То есть любой человек должен более чем решительно расставаться с собственным греховным прошлым!

И только дьяволы и бесы и подобные им всячески пытаются напоминать нам о печальном греховном прошлом каждого из нас, пытаясь опрокинуть нашу совесть в тиски уныния и отчаяния. Но мы призываемся к тому, чтобы не оглядываться назад и нигде не останавливаться в окрестности сей, покидая тот или иной гибнущий Содом…

Здесь Аврам отказывается принять какую-либо награду за спасение от царя Содома. Но Аврам сказал царю Содомскому: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Аврама. Уточнение: «даже нитки и ремня от обуви не возьму» показывает, как важно дистанцироваться от любых зависимостей.

К сожалению, некоторые буквально подсели на гуманитарную помощь, оказавшись в зависимости и в долгу от приславших нам ее. Но, как говорится, бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Тем более что и вся эта гуманитарка, на которую хотели подсадить Россию, была с самого начала безнадежно просрочена.

Особенную опасность представляют для нас гуманитарные «просроченные» псевдо-экклезиологические схемы и псевдо-миссионерские программы, которые всякие разъездные «старьевщики» и духовные гастарбайтеры попытались всучить нам с ловкостью уличных мошенников. И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная (Рим. 12, 2). И Аврам, который отказывается принять «даже нитки и ремня от обуви» из чужих рук, — это пример человека, оберегающего не только целомудрие тела, но и целомудрие веры и души. Отказавшись от этого принципа, многие саморастлились и духовно и физически…

Но нельзя воспринимать такое поведение Аврама как проявление отторжения, брезгливости по отношению к этим лицам. Далее мы обнаружим и его заботу об этих падших людях, когда, стоя пред лицом Божиим, он (Аврам) будет ходатайствовать за них…

Святитель Амвросий Медиоланский наставляет нас (истолковывая слова Авраама: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли):

«Совершенному уму не свойственно принимать ничего земного, ничего из телесных обольщений, но воздерживаться от земного. Поэтому Авраам говорит: ничего не возьму из всего твоего. Он уходит от неумеренности, словно от заразы, избегает телесных чувств, будто погибели, отвергает мирские наслаждения, ища то, что превыше мира. Вот что означает поднимать руки к Господу (т. е. показывать, что чист от всего — О. С,). Трудолюбивая рука — добродетель души; он поднимает ее не к плоду земного древа, а к Господу, Который сотворил, — сказано, — небо и землю (Быт. 1, 1), то есть умопостигаемую и видимую природу. Ибо невидимая сущность — это небо, а видимая, или чувственная, природа — земля. Потому это место означает то, что Авраам простирает добродетель своей души до небесных вещей, чтобы из той умопостигаемой сущности усвоить возвышенность созерцательной жизни, созерцая не то, что видимо, но то, что невидимо, то есть не земное, телесное или настоящее, но бестелесное, вечное, небесное. А из этой видимой природы он извлек пользу, относящуюся к практической и гражданской жизни».

И далее:

Кроме того, что съели отроки, и кроме доли, принадлежащей людям, которые ходили со мною; Анер, Эшкол и Мамрий пусть возьмут свою долю (Быт. 14, 24).

Здесь Аврам не отказывает в некоей контрибуции для его союзников, которые ходили с ним в поход. Но подобное исключение из правила только подчеркивает значимость правила. С другой стороны, забота Авраама о союзниках и о слугах предвосхищает последующее апостольское отношение к уверовавшим из числа язычников (бережное и внимательное).

Но! Кто такой Мелхиседек, о котором мы прочитали, что он Мелхиседек, царь Салимский… священник Бога Всевышнего?

Мелхиседек понимается как прообраз Христа, истинного Первосвященника Божия

Мелхиседек понимается как прообраз Христа, истинного Первосвященника Божия. Предложение хлеба и вина усиливает схожесть Мелхиседека с Христом (Киприан); кроме того, ни Мелхиседек, ни Христос не имели родословия (Златоуст). Мелхиседека можно еще отождествить с сыном Ноя Симом, который получил священство от своего отца (Ефрем). С Мелхиседека началась евхаристическая жертва, приносимая теперь христианами (Августин). Тот факт, что Аврам предложил Мелхиседеку десятину, показывает, что патриарх был скромен даже в победе (Амвросий).

Не вдаваясь в изучение этой палитры мнений и представлений, со всею очевидностью хочется сказать, что данные толкования не взаимоисключающие, но скорее взаимодополняющие. Подобные многоплановые образы (личности-символы) часто встречаются на страницах Писания.

«В священнике Мелхиседеке было предызображено таинство жертвоприношения Господня, о чем свидетельствует Божественное Писание в следующих словах: и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, — он был священник Бога Всевышнего, — и благословил Аврама. А о том, что Мелхиседек был прообразом Христа, свидетельствует в Псалмах Дух Святой, говорящий от лица Отца к Сыну: прежде Денницы Я родил Тебя… Ты священник вовек по чину Мелхиседека (Пс. 109, 4). Этот чин происходит от этого жертвоприношения, поскольку Мелхиседек был священником Бога Всевышнего и принес хлеб и вино и благословил Авраама. Ибо кто по преимуществу есть священник Всевышнего Бога, как не Господь наш Иисус Христос, Который принес жертву Богу Отцу и принес то же, что принес и Мелхиседек — хлеб и вино, то есть Свои тело и кровь».

То есть при таком прочтении данного образа мы лучше начинаем понимать значение Божественной Евхаристии в нашей собственной жизни. Евхаристия — как залог и источник окончательной победы над силою греха, властью дьявола и страхом смерти!

Евхаристия — не как приз за хорошее поведение, но как самое радикальное средство в борьбе с грехом, восстанавливающее (прилагающее) нас из состояния чад гнева в состояние чад Божиих!

И точно также, как Евхаристия является средоточием жизни всей Церкви, она же должна являться и средоточием жизни верующей семьи, как церкви домашней (Ср.: Рим. 16, 4)…

Несколько лет назад Яне Поплавской приснился сон, как её сын Клим гибнет в страшной аварии на парковке ресторана. Проснувшись, Яна бросилась звонить супругу, но его телефон не отвечал. В отчаянии актриса начала молиться своему ангелу-хранителю. То, что и произошло дальше, звучит невероятно. По словам Поплавской, супруг сначала оставил ребёнка одного в автомобиле и направился в ресторан. Но неожиданно словно услышал чей-то настойчивый голос: «Забери Клима!» Он вернулся к машине и предложил мальчику пойти с ним. В это невозможно поверить, но буквально через секунду после того, как мужчина вывел ребёнка из машины, в неё на полном ходу въехал другой автомобиль. В точности, как в видении Яны!

Священники уверены: ангел-хранитель посылает предостережения не только через вещие сны. Небесный покровитель говорит с нами и через внутренний голос, который мы зовём интуицией. А согласно ангелологии – богословской дисциплине, изучающей природу высших сил, – близкое присутствие своего ангела-хранителя можно даже ощутить физически. Иногда это могут быть необычные запахи, ароматы, возникающие из ниоткуда. Могут возникать перепады температур: иногда тепло, иногда холод. Но, согласно представлениям церкви, бесы тоже способны проникать в сознание человека и через навязчивые мысли, диктовать свою волю, вплоть до приказов лишить жизни себя или других. Именно это и происходит с одержимыми.

Согласно Библии, когда-то бесы тоже были ангелами и принадлежали к небесному войску. Однако, ещё до сотворения Адама и Евы, приближённый к Богу ангел Люцифер, возгордившись, посчитал себя равным Творцу и был низвергнут на Землю вместе с третью соблазнённых им ангелов. Они-то и превратились в бесов и теперь ведут борьбу за человеческие души.

Однако, по словам экзорцистов-священнослужителей, которые могут не только противостоять нечистой силе, но и способны изгонять злых духов из других людей, бес способен вселиться не в каждого человека, а только в того, кто сам его впустит. Считается, что своих жертв демоны выбирают среди тех, кто завистлив, подвержен порокам или занимается колдовством…

Так неужели ангелов и демонов можно увидеть воочию и даже запечатлеть? С какой целью обитатели невидимого мира являются людям? Почему считается, что маленькие дети способны общаться с ангелами? Что увидели в космосе советские космонавты? О чём не хотел говорить Юрий Гагарин? Какие неожиданные фотографии удалось сделать с помощью сверхмощного телескопа Хаббл, и почему к ним настороженно отнеслись в Ватикане? Ответы в документальном фильме «Ангелы и демоны». А ещё зрителей ждут неожиданные эксперименты, воспоминания людей, побывавших за чертой жизни и смерти, и некоторые неожиданные научные открытия.

Учение о мире падших духов обладает собственной системой упорядоченных знаков, которые прослеживаются в устной традиции, книжности и иконографии, массовой культуре и постфольклоре.

Актуальные исследования на эту тему были представлены на VI Международной конференции «Демонология как семиотическая система», которая стартовала 19 мая в режиме онлайн.

«Демонологические представления являются важнейшей частью актуальной мифологии в народных традициях – практически повсеместно и вплоть до нашего времени. Значительное место они занимают в пространстве европейской культуры разных эпох на всех ее уровнях – богословской мысли, церковно-учительной практики, «народного христианства»», — отмечает один из организаторов конференции, директор Центра типологии и семиотики фольклора Ольга Христофорова.

Работа конференции открылась докладом другого её организатора, директора Центра визуальных исследований Средневековья и Нового времени Дмитрия Антонова о визуальных моделях идолоборчества в русской иконографии.

«Это тема противостояния статуям ложных богов, борьбе христиан с языческими культами, святилищами и капищами, идолами, истуканами, — пояснил докладчик. – Я хочу сфокусироваться на одном любопытном моменте – русских изображениях Авраамия Ростовского, основателя Богоявленского монастыря, и некоторых особенностях, связанных с его иконографией. По житию, он победил идола Велеса. На сохранившейся иконе XVIII века сцена идолоборчества решена фантастическим образом. На ней Авраамий свергает идола посохом, и самые странные детали не сразу бросаются в глаза. Это прическа идола: у него длинные, ниспадающие на плечи волосы, борода и усы, на голове корона, указывающая на царственный статус. Он смотрит анфас на зрителя и его тип прически аналогичен прическе Христа. Руки его разведены в стороны. А на конце посоха Авраамия оказывается наконечник копья. И бьет он в ребро. И из рассеченного ребра идола течет кровь. Вся эта микрокомпозиция оказывается неявной репликой сцены распятия Христа.

Идолы претендовали на святость, поэтому визуально уподобить ложного бога богу истинному в рамках христианской культуры вполне допустимо. Но для русской иконографии это нонсенс! Это делает саму икону совершенно уникальной и в очередной раз показывает, сколь важен детальный анализ иконографии, сколь при внешней стабильности форм русская иконография вариативна на знаковом уровне, на уровне смысла».

Прочие доклады были не менее любопытными, их названия говорят сами за себя: например, «Святые Никиты и их бесы», «Споры о «еврейском носе”: физиогномика демонов и грешников в Средние века», «Гравюра Даниэля Хопфера Gib Frid и история иконографического мотива старухи-победительницы демонов», «Дьявол и его субституты в пространстве храма», «Антропология бесноватости и существование феномена отчиток в региональном аспекте современного общества», «Пророческие мотивы в старообрядческом лубке о «компьютерном концлагере” в сети всемирной паутины», «Визуальная демонология» современного спиритизма (изображения черта и его вербальные описания участниками гаданий), «Визуализация образа домового духа в современных домашних «оберегах”», «О демонах старых и новых: случай Надежды Павловны Кохановой», «Мотив сделки с демоном в американских комиксах», «Визуальная демонология: обзор изданий 2018–2020 годов».

Во второй день конференции, 20 мая, будут рассмотрены следственные эксперименты охотников на ведьм, образ дьявола в раннем английском романе, взаимоотношения человека и демона в контексте некромантии и колдовства, изображения ада у Иеронима Босха, возможности дьявольских сил в период Позднего Средневековья согласно гримуару «Малый Ключ Соломона», деградация фольклорного мотива «Муж/жених как демон с того света», римский миф о стриксах и этрусские демоны подземного мира, кони в средневековой магии западных славян, демонизация лягушки, образы демонов в персидской Рамаяне, народное колдовство и целительство пенсильванских немцев в XX веке, обережные практики горских евреев: по материалам экспедиций 2018–2019 годов, рассказы о диббуке или вселении злого духа в еврейских восточноевропейских письменных источниках XIX веке. Особый интерес обещает вызвать доклад под названием «Черт в замкадье, или как демон побеждает врача».

Третий день окажется не менее захватывающим. Докладчики сосредоточатся на специфике мифических персонажей коми-пермяцких, марийских, монгольских, алтайских народов. На закрытие конференции будет обсуждаться отдельная тема — Святой Макарий и бес в тыквах.

Организаторы: Центр типологии и семиотики фольклора, Центр визуальных исследований Средневековья и Нового времени.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *