Нечистый дух

Ст. 43-45 Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом

Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит: Тогда говорит

Некоторые думают, что это сказано об еретиках, потому что дух нечистый, обитавший прежде в них, — когда они были еще язычниками, – во время исповедания ими веры извергается, а потом, когда они переходят в ересь и притворными добродетелями украсят дом свой, дьявол в соединении с семью другими злыми духами возвращается к ним и обитает в них; и бывает их последнее состояние хуже первого, потому что еретики находятся в гораздо худшем положении, нежели язычники: у последних можно надеяться на возникновение веры, тогда как в первых царит борьба вследствие разногласия. Хотя такое понимание имеет многих сторонников (quemdam plausum = некоторое рукоплескание) и носит на себе черты правильного учения, однако я не знаю, верно ли оно, так как из слов, следующих по окончании этого сравнения, или примера: Так будет и с этим злым родом, – следует, что мы необходимо должны относить это место (parabola) не к еретикам и каким-либо другим людям, а к народу иудейскому, так что связь речи этого места не допускает произвольного насильственного толкования то так, то иначе и извращения по обычаю людей неразумных; эта связь вполне последовательно соответствует или предшествующим словам, или дальнейшим. Нечистый дух вышел из иудеев, когда они приняли закон, и бродил по безводной пустыне, ища себе успокоения, – именно: изгнанный из среды иудеев он скитался по пустыне народов языческих; когда же последние потом уверовали Господу он, не находя себе места у других народов, сказал:

возвращусь в дом мой, откуда я вышел

То есть пойду к иудеям, которых прежде оставил.

И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом

Действительно, храм иудейский был свободен и не имел у себя Христа в качестве гостя, ибо Он сказал: Встаньте, пойдем отсюда (Ин. 14:31) и в другом месте: Се, оставляется вам дом ваш пуст (Лк. 13:35). А так как они не имели защиты ни от Бога, ни от ангелов и были украшены излишним соблюдением закона и фарисейских преданий, то и возвращается дьявол на свое прежнее местожительство и, присоединив к себе семеричное число демонов, живет в прежнем доме; и бывает последнее состояние этого народа худшим, чем прежде, ибо ныне они находятся во власти большего числа демонов, — произнося в собраниях своих хулы на Иисуса Христа, — чем были в Египте, то есть прежде познания закона. В самом деле, ведь иное дело не иметь веры в Того, Который должен придти, а иное дело не принять уже Пришедшего. А семеричное число духов в соединении с дьяволом понимай или в отношении к субботе, или в отношении к числу Духа Святого; так что, как у пророка Исайи рассказывается, что над ветвью от корня Иесеева и над цветом, который восходит от корня, выступают семь добродетелей Духа (Ис. 11:1-3), так в дьяволе, наоборот, определяется (consecratus sit) число пороков.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Мф. 12, 38-45
Рим. 15, 7-16

Однажды Господь рассказал притчу: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит. Тогда говорит: „Возвращусь в дом мой, откуда я вышел“. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным. Тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого». Но почему последнее обязательно хуже первого? И почему раньше нечистый дух не мог позвать тех, семерых?
Очевидно, человек за время дарованной свободы не только не укрепился, но потерял даже былую малую способность противостоять злу. Раньше было стремление освободиться, было искание помощи, была молитва к Богу. Но пришло освобождение, дом души опустел от незваного гостя. Человек облегченно вздохнул. Теперь он может свободно выбрать. И что же он выбирает? — А он начинает жить, как живется, жить по плоти. Исчезла необходимость противостоять злу, прекратилась и молитва. Бог нужен был лишь как временный помощник; и теперь человек говорит: «Сделал свое дело — уходи»! Господь же постоит у дверей и уйдет.
А вот нечистому духу уже надоело ходить «по безводным местам», и он решает возвратиться. А человек не только не впустил Бога, но и порвал с Ним всякую молитвенную связь. «Кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12, 30). И теперь в душе освободилось место еще для семи злых духов, и на нее, спящую и бессильную, неожиданно обрушивается горе «хуже первого».
Человек должен выбрать Бога, выбрать спасение, выбрать жизнь. И Бог много раз помогает нам, снова и снова освобождая от всякого рабства, снова и снова давая свободу выбора. А человек снова и снова пренебрегает данной ему свободой, снова и снова впадает в рабство греху и дьяволу. У того, кто не вполне свободен, еще есть какое-то оправдание. Но если тебя освободили, а ты и теперь отступаешь от Бога, то делаешь это уже свободно и сознательно. И тут уже нет тебе никакого оправдания на самом милосердном суде.
Об этом говорит и ветхозаветная история. Сколько раз Бог посещал Свой народ, сколько раз освобождал и от рабства, и от религиозно-нравственной слепоты, и от поработителей тела, и от заблуждений духа. И теперь Бог пришел уже окончательно освободить в первую очередь именно Свой народ. Пришел «ради истины Божией, чтобы исполнить обещанное отцам». Сваливаются бремена немощей и болезней, легионами выходят нечистые духи. А люди не хотят поклониться своему Избавителю, и все искушают Его: «Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение». Но Господь обличает лицемеров. Он приводит в пример не освобожденных и не просвещенных, но более достойных милости. Он говорит, что «Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его: ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы. Царица Южная восстанет на суд с родом сим и осудит его: ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона». Не просвещенные светом истинного богопознания выбирали праведность, выбирали мудрость, как и одержимый бесом отчаянно искал избавления. А тут — освобожденные, наученные и очищенные — сознательно делают отцом своим диавола (Ин. 8, 44).
Размышляя об этом и видя то рабство, в которое мы тоже попали, сбросив некогда благое иго Христово, видя все наше невежество, наши бесконечные работы, заботы, очереди, нельзя не отметить во всем этом и милости Божией. Связанные по рукам и ногам, мы, глядишь, и вздохнем иногда: «Эх, с радостью бы верил в Бога, да не научили меня! Сходил бы в церковь, да ни минуты времени нет! С радостью бы постился, да болезни не дают». А освободи нас, верни нам здоровье, что мы будем делать? Не бросимся ли сами в объятия злых духов в поисках острых ощущений?

Транскрипт

1 1. Установите соответствие между грамматическими ошибками и ми, в которых Б) нарушение связи между подлежащим В) неправильное построение Г) нарушение видовременной Д) ошибка в построении с 1) Слушатели передачи ожидали и надеялись на встречу с известным телеведущим. 2) Идя вдоль берега, оказалось, что все удобные для рыбалки места заняты. 3) Благодаря труду реставраторов мы можем любоваться фресками Ферапонтова монастыря. 4) Все, кто рано начинает учить иностранный язык, овладевает им в совершенстве. 5) Одной из черт, свойственных Антону Павловичу Чехову, была его непосредственность. 6) Совершенствуя технику чтения, не забывайте о правильной интонации. 7) Сергей сказал, что я вернусь на следующей неделе. 8) Все в мире этом, бушующем страстями, взрывающемся катаклизмами, происходит неслучайно и не шло само собой, как порой думают те, кто не хочет нести ответственность за происходящее. 9) Когда смотришь на памятник Лермонтову, складывается впечатление, что поэт оглядывает любимый город и вспоминает счастливые минуты жизни. 2. Установите соответствие между грамматическими ошибками и ми, в которых Б) нарушение в построении В) нарушение связи между подлежащим Г) ошибка в построении сложного Д) нарушение видовременной 1) Из холма, который природа склеила из громадных уродливых камней, сквозь трубочку тонкой струйкой бежала вода. 2) Уподобляя занятия наукой игре, психологи подчёркивают творческое начало в научной работе. 3) В повести ХVII века «Начало царствующего великого града» можно найти одну из гипотез, объясняющих значение слова «Москва». 4) Встречи с выдающимися деятелями искусства и литературы стали традиционными на канале «Культуре». Страница 1 из 10

2 5) Но с деревом опять произошло несчастье: его ветви обрубили, расположенные низко. 6) Те, кто читал критическую статью Н. А.Добролюбова, знаком с оценкой критика «тёмного царства». 7) В жизни случаются разочарования, и неприятности были их нужно научиться преодолевать. 8) Толстой очень хорошо понимал то, что своей «Исповедью» наживёт себе врагов, в том числе и среди священников. 9) Многие из тех, кто читал произведения С.Д. Довлатова, восхищались тонким чувством юмора писателя. 3. Установите соответствие между грамматическими ошибками и ми, в которых В) ошибка в построении с Г) нарушение в построении Д) ошибка в построении сложного 1) Мы обращаемся со своей проблемой к Ирине Ивановне, которая не может не волновать всех нас. 2) Одним из русских прозаиков начала XX века, детально описавшим быт русского народа, был Иван Шмелёв. 3) О жизни и творчестве художника, о его загубленном таланте можно прочитать в повести К. Паустовского «Оресте Кипренском» 4) В.Г. Белинский написал около 20 статей и рецензий, специально посвящённые творчеству Н.В. Гоголя. 5) Горячо любящим родную культуру предстает перед нами Д.С. Лихачев в книге «Письма о добром и прекрасном». 6) Те, кто сидел на берегу реки, не раз испытывали ни с чем не сравнимое блаженство. 7) Регистрация была проведена сразу по прибытию участников симпозиума в аэропорт. 8) Получив начальное домашнее образование, Гринёва отправили на службу в Белгородскую крепость. 9) Приезжий, видимо турист, спросил у прохожего, есть ли поблизости почта. 4. Установите соответствие между грамматическими ошибками и ми, в которых Страница 2 из 10

3 Б) нарушение в построении В) нарушение связи между подлежащим Г) ошибка в построении сложного Д) нарушение видовременной 1) Совершенно понятно, почему каждый владелец жилья запрещают арендаторам держать домашних животных. 2) В патриотическом гимне «Певец во стане русских воинов», который был написан Жуковским в октябре 1812 года, изображаются не военные действия, а настроение поэта участника сражения. 3) Родители опасались то, что состояние сына ухудшится. 4) Те, кто думает, что хорошие манеры существуют в отрыве от реалной жизни, ошибаются. 5) Существуют свойства личности, благодаря которым можно повысить уровень личного обаяния: коммуникабельность, рефлексия, красноречие. 6) Через год после выставки картины «Ночи на Днепре» А.И. Куинджи продемонстрировал зрителям ещё одну картину, применив тот же световой эффект. 7) Иван Андреевич внимательно осмотрелся и идёт прямо к столу, о котором только что говорили свидетели. 8) Созданные книги писателем начинают жить самостоятельно, причём жизнью активной, продолжительной, исполненной последовательности, недостающей самому автору. 9) Ф.М. Достоевский писал, что отличительная черта русского национального характера это чувство справедливости. 5. Установите соответствие между грамматическими ошибками и ми, в которых 1) Академик Ф.И. Буслаев часто говорил, что он убеждён в необходимости основательного преподавания языка. 2) Новый законопроект взволновал и активно обсуждался в широких кругах общественности. В) ошибка в построении с Г) неправильное построение 3) По приезду в санаторий мы тут же созвонились с родными, сообщив приятную новость. 4) Те, кто преподаёт науки, служат делу просвещения, снаряжают молодых в долгий путь по жизни, развивают их ум и способности, благословляют на творческий поиск. 5) Используя языковые средства выразительности, текст выглядит более убедительным. 6) К. Паустовский утверждал, что всюду: в городе и в деревне, на севере или на юге страны он прислушивался к русской Страница 3 из 10

4 речи. 7) Когда Константину позвонили, он сказал, что я приду немедленно. 8) Взяв в 1552 году столицу Казанского ханства, Иван Грозный старался привлечь на свою сторону новых подданных. 9) К троим саням, несущимся по дороге к лесу, были привязаны разноцветные ленты, развевающиеся на ветру и ещё более создающие впечатление разгульного шабаша. 6. Установите соответствие между грамматическими ошибками и ми, в которых Б) нарушение связи между подлежащим В) неправильное построение Г) нарушение видовременной 1) Циолковский писал, что основная цель его жизни продвинуть человечество хоть немного вперёд. 2) В городе создана специальная комиссия по градостроительству, которой поручено координировать работу всех строительных фирм. 3) Пятеро монашек торопливо покинули храм и направились к центру города, видимо, получив какое-то срочное поручение. 4) Все, кто посмотрел новую киноверсию «Войны и мира», был возмущён вольностью иностранного кинорежиссёра в искажении содержания романа. 5) Счастливы те, кто приближается в своей жизни к идеалу, сложившемуся в юности. 6) Книга не только даёт пищу уму, но и пробуждает душу. 7) Свою решимость он подтвердил, что «я готов выступать в суде свидетелем». 8) Спасительный оазис то показывался, то исчез снова. 9) Лингвистика не теряет не только своеобразия своих методов, но и щедро делится ими со смежными науками. 7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и ми, в которых 1) Антитеза, которая передаёт внутреннее состояние М.Ю. Страница 4 из 10

5 Лермонтова, часто встречается в его стихах и прозе. 2) В картине художника Богатова «Соседки» обращает на себя внимание роскошный интерьер комнаты. В) ошибка в построении с 3) Ни один из прохожих, спешивших на ярмарку, не обратил внимания на стоящие в стороне возы с домашней утварью. Г) нарушение в построении 4) Задание, выполняющееся нами, не вызвало особых затруднений. Д) ошибка в построении сложного 5) Все, кто бы ни писал о русской природе, отмечали её поэтичность и живописность. 6) Благодаря состоявшегося разговора с Гайдном решение Бетховена учиться у знаменитого композитора и ехать в Вену укрепилось. 7) В картине «Спящем пастушке» Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы. 8) Используя возможность показать свой взгляд на мир природы, художниками создаются произведения пейзажной живописи. 9) Олег Александрович хотел, чтобы я напомнила руководителю музыкального кружка, чтобы она уточнили репертуар ансамбля на ближайшее выступление. 8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и ми, в которых Б) нарушение в построении 1) Все, кто однажды почувствовал вкус поэтического слова, не сможет разлюбить поэзию. 2) Одним из самостоятельных видов искусства, существующим с конца XV века, является графика. В) нарушение связи между подлежащим Г) ошибка в построении сложного Д) нарушение видовременной 3) Он почему-то решил то, что ему надо срочно бежать на вокзал за билетом, потому что боялся опоздать. 4) Все, кто в других странах любит русскую культуру, знают имена великих поэтов и писателей Пушкина, Тургенева, Достоевского, Толстого. 5) По приезде из Петербурга Гоголь поселился в доме Аксаковых (ныне на Суворовском бульваре). 6) Одним из упрямцев, умевшими отстоять своё мнение перед преподавателем, был Дельвиг. 7) В описании Петербурга на страницах романа «Преступление и наказание» Достоевский использует мрачные краски, преимущественно темные, грязно-жёлтые, и этим показал своё отношение к городу Раскольникова Страница 5 из 10

6 8) В наброске «Учебной книге словесности для русского юношества» Гоголь даёт определение «меньшего рода эпопеи» как жанра, среднего между эпопеей и романом. 9) О своем отношении к классической музыке В.П. Астафьев написал в очерке «Постскриптум». 9. Установите соответствие между грамматическими ошибками и ми, в которых 1) Во время ремонта пришлось не только менять все окна, но и межкомнатные двери. 2) Тема детства находит художественное истолкование в картине А. Пластова «Первый снег». В) ошибка в построении с Г) неправильное построение 3) Согласно правил современного делового этикета, первым из лифта выходит тот, кто находится ближе к двери, и неважно, мужчина это или женщина. 4) Сохраняя в своей лирике пушкинский образ пророка, Некрасовым отвергается другой важный символ поэтического мира Пушкина образ «поэта-жреца». 5) Предложения лингвистов по изменению правил орфографии русского языка широко обсуждались в прессе. 6) Как хозяева, так и гости были рады встрече с известнейшим поэтом. 7) Отец рассказывал, что в нашей школе была интересная традиция: раз в год мы всей школой ходили в поход. 8) Все, кого интересует проблема экологии, следят за публикациями в специальных изданиях. 9) В палате, куда определили отца, лежали три больных. 10. Установите соответствие между грамматическими ошибками и ми, в которых Б) нарушение связи между подлежащим 1) В стихотворении «Мудрость языка» Борис Слуцкий вспоминает историю создания слова «лётчик» Велимиром Хлебниковым. 2) На витрине самыми запоминающимися были двое штук Страница 6 из 10

7 В) неправильное построение Г) нарушение видовременной часов в виде фигур животных, выполненных из слоновой кости. 3) Алёхин, входя в гостиную, воскликнул, что он очень рад всех нас видеть. 4) Те из учеников, кто невнимательно выполнил домашнее задание, вряд ли справится с контрольной работой. 5) Экономисты говорят о снижении инфляции и что задержки зарплаты больше не будет. 6) Будучи мёртвым языком, латынь использовалась как международный язык науки. 7) Отец рассказывал, что мы и через двадцать лет после окончания института каждый год ездим на встречу выпускников. 8) Мы его ученики шли на урок, чтобы послушать его, чтобы прикасаться к новому и неизведанному, чтобы поделиться тем, что нас волнует. 9) Благодаря трудолюбию и сообразительности абитуриенту удалось справиться со сложным заданием. 11. Установите соответствие между грамматическими ошибками и ми, в которых 1) Я показал гостям автограф писателя, который мне очень дорог. 2) Автор статьи рассматривает условия, при которых частица, двигаясь равномерно, излучает электромагнитные волны. В) ошибка в построении с 3) В романе «Войне и мире» показана история трёх семейств: Болконских, Ростовых и Курагиных. Г) нарушение в построении Д) ошибка в построении сложного 4) В повести «Капитанская дочка» имеется ряд эпизодов, указывающие не только на жестокость обеих борющихся сторон, но и на их способность к милосердию и великодушию. 5) Уникальным явлением в жанре эссе стал роман А.И. Герцена «Былое и думы», который был назван «эссеистическим романом, эпопеей, энциклопедией эссеизма». 6) Подобно многим другим произведениям Сурикова, картина «Боярыня Морозова» создавалась художником в течение ряда лет. 7) По возвращению в Петербург Толя отказался ехать домой сразу из аэропорта. 8) Приехав в столицу, мысли и душа остались в родной деревне. Страница 7 из 10

8 9) Те, кто не смог понять и оценить новаторство Пушкина, постоянно обвиняли его в простонародности. 12. Установите соответствие между грамматическими ошибками и ми, в которых б) нарушение в построении 1) Замечательным русским поэтом, тонко чувствующий природу, является С. А.Есенин. 2) В рассказе «Рождение корабля» Борис Шергин показывает, как русские мастера строили морские суда. В) нарушение связи между подлежащим Г) ошибка в построении сложного Д) нарушение видовременной 3) Если бы мы успели бы разработать программу, уже в следующем месяце можно было бы приступить к работе. 4) В журнале «Литературном наследии» можно найти новые интересные сведения о творчестве Л.Н.Толстого. 5) Костный мозг это ткань, заполняющая полости костей позвоночных животных и человека. 6) Всех, кто разбираются в технике, приглашают принять участие в технической олимпиаде. 7) В тексте поднимается проблема «отцов и детей», ставшая традиционной для русской классики, и раскрыто отношение автора к молодому поколению. 8) Гости посетили актовый зал нового здания лицея, который масштабами и убранством не уступает небольшому драматическому театру. 9) Экологи призывают экономно расходовать электроэнергию и планируют провести для абонентов сотовой связи специальную экоакцию. 13. Установите соответствие между грамматическими ошибками и ми, в которых 1) Все семь пришедших были приятно удивлены добродушным приёмом и надеялись на то, что будут приглашены на вторую встречу, которая, по прогнозам, должна была состояться через месяц. 2) Вследствие густого тумана вылеты самолётов были Страница 8 из 10

9 В) ошибка в построении с Г) неправильное построение отменены. 3) Необходимость в сумке-термосе может возникнуть во время длительной поездки на машине либо по приезду на дачу в жаркий полдень. 4) Стараясь убедить читателей, многое зависит от того, какие примеры вы приводите. 5) Начав заниматься музыкой, я полюбил оперу. 6) В день рождения выдающегося пианиста в программе, названной «Романтизм от восхода до заката», будут звучать самые известные концертные произведения. 7) Нередко художник-витражист дополняет свой рисунок чёрными линиями, которые нанесены кистью на поверхность стекла. 8) Студент грустно сказал, что я еще пока не готов отвечать. 9) Много критических замечаний и ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса. 14. Установите соответствие между грамматическими ошибками и ми, в которых Б) нарушение связи между подлежащим В) неправильное построение Г) нарушение видовременной 1) Те, кто думает, что хорошие манеры существуют в отрыве от реальной жизни, ошибаются. 2) У неё браслеты были на обоих руках, а перстнями и кольцами унизаны все пальцы 3) Ч. Айтматов как-то заметил, что бывают дни, когда всё ладится и жизнь прекрасна. 4) Отец, позвонивший вчера поздно вечером, сообщил, что заболел, и сказал, что «я остаюсь дома». 5) Все, кто изучал труды Г.О. Винокура, знают о его исследованиях в области лингвопоэтики. 6) Он надеялся опубликовать и познакомить читателей со своей повестью до начала следующего года. 7) Кто, как не классики литературы, должны быть авторитетом в плане владения русским языком? 8) Спортсмены, приехавшие на чемпионат, надеялись на победу и верят в неё. 9) Автор статьи рассматривает условия, при которых частица, двигаясь даже равномерно, излучает электромагнитные волны. Страница 9 из 10

10 15. Установите соответствие между грамматическими ошибками и ми, в которых В) ошибка в построении с Г) нарушение в построении Д) ошибка в построении сложного 1) Сравнивая слова «рад» и «отрада», надо учитывать, что исторически они происходят от разных корней. 2) Сразу по приезде приехавшие родственники к нам в гости поселились на даче. 3) Те, кто увлекается творчеством Булгакова, знают, что о романе «Мастере и Маргарите» написаны сотни критических статей. 4) Иней ОДЕЛ все деревья в серебристые наряды, и всё вокруг заискрилось и заиграло на зимнем солнце, создавая ощущение праздника. 5) В обширном арсенале средств современной медицины железо остаётся неизменным компонентом при лечении малокровия как средство, которое улучшает состав крови. 6) Изучая растения средней полосы, обратите внимание на их отличие от растений других зон. 7) Благодаря нашего проводника поход оказался очень интересным. 8) Записывая формулу, должна быть повторена утверждённая комбинация знаков. 9) Я не заметил, что успел ли Сергей выйти до возвращения Николая Петровича. Ссылка: Страница 10 из 10

тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом

Нечистые духи в аскетическом понимании соединяются нередко с различными родами страстей. Таким образом, вышедший из человека нечистый дух — есть вместе с тем некая побежденная страсть. Дальнейший смысл, кажется, в основном, понятен. Когда душа, по изгнании страсти, не умеет наполнить себя святым положительным содержанием, — нечистые духи помогают внедрить в нее гораздо более обильную насыщенную и интенсивно работающую страстность — семь злейших нечистых духов.

Но почему семь? Случайно ли? А если нет? А если нет, — то есть если число «семь» имеет не просто символический смысл, означающий полноту, но и вполне реалистическое содержание, из сего следует, что семь страстей, которые нечистые духи вызывают к действию в душе человека, — всегда постоянны, одни и те же (конечно, речь идет только о тех случаях, когда греховные страстные движения, — вполне конкретные, как, например, пьянство и блуд, — из души изгоняются, а начать доброе делание она не озабочивается).

Наблюдение за подобными ситуациями, а у человека внимательного они всегда найдутся под рукой, а также логика духовно-нравственной жизни человека, доказывают одинаковость действия греха в подобных случаях.

Что бы нужно было сделать человеку, сумевшему победить греховную привычку? Для начала поставить ум свой на страже сердца, чтобы он рассматривал, по крайней мере, самые грубые греховные помыслы и, как сторож, даже не очень хороший, старался бы не пропускать самые, несомненно, враждебные.

А когда этого нет?.. Посмотрим, что может получиться…

Итак, грех побежден! Ура! Склонность, положим, к пьянству изгнана из моего сердца. И я торжествую. Увы, недолго. Я не успел дать место Духу Святому в моем вычищенном сердце. И это так понятно! Я так старался сам, так сильно и умиленно просил помощи Божией; так сердечно и долго пытались помочь мне мои близкие — всячески, и прежде всего — соединенной своей молитвой. И теперь я спокойно и безмятежно отдыхаю. Но тут-то нечистый дух пьянства, поскитавшись по безводным местам, ища покоя, и не обретя, тихонечко возвращается — и, видя горницу души пустой, идет за известной ему семеркой товарищей, которые помогут ему — по опыту знает — вновь вселиться в эту чистенькую, и такую лакомую, такую желанную душу. Дело облегчается тем, что, как он видит, — сторожа нет.

Первым в дело идет нечистый дух гордости, который в зависимости от характера и настроения чистенького «пациента», раскрывается одним из трех лиц: самодовольство («какой я все же молодец, что сумел сам победить свой грех»), самонадеянность («оказывается, это не так уж трудно; и у меня вполне достаточно сил, чтобы справиться с этим»), самоуверенность («да и вообще эта мерзость не посмеет больше ко мне приблизиться, зная, что я опытный борец с нею и победитель»). И при моей неопытности в духовно-нравственной жизни он, соблазняя меня тремя своими лицами в любом сочетании и последовательности, — проникает и прочно обосновывается в бедной моей душе.

И не просто обосновывается; он дает проход своему товарищу, другому нечистому духу, духу лености. И действительно — что такое? — все прекрасно и навсегда: дух пьянства не возвращается, другие безобразные духи тоже недвижны по отношению ко мне (а дух самодовольства самоуверенности, самонадеянности проник ласково и незаметно) — можно и отдохнуть. Прежде в моей жизни было много греха, но много и напряженной борьбы. Я устал от этой напряженности; и совесть спокойна; да и что теперь, собственно, нужно делать? — труд духовный, кажется? — ничего, можно и немного погодя. А пока — отдохнем… отдохнем… отдохнем… Я вполне заслужил отдых своей прежней напряженной работой. И дух лености распространяется неторопливо, но властно.

И вот я, нравственный богатырь, свален и опутан сладкой паутиной духа лености, нежелания напряженности. А сей властитель уступает местечко и следующему своему товарищу, закрепляющему успех. Совесть, порою попискивая, подает сигналы, что все же что-то пора начать и делать. Но леность не дает прохода единственно существенно нужному доброму духу внутреннего делания, зато легко пропускает хитрого и нечистого духа делания внешнего. Всякое внешнее делание имеет обычно то свойство, что им, как правило, душа удовлетворяется. Это опасно и всегда, но особенно опасно тогда, когда внешний, безжизненный характер (или наоборот — слишком чувственный, душевный) приобретает делание по самому существу своему; наиболее внутреннее — молитва. Ехидно вползший третий дух нечистый или совсем аннулирует молитву, или делает ее бессильной. Я лишаюсь одного из главных оружий.

Чувство удовлетворенности, так присущее внешнему деланию, гонит прочь остатки покаяния (если только они еще сохранились в моей душе), но зато пропускает торжественно и пышно появляющегося четвертого нечистого духа — нераскаянности, нежелания каяться. Он бесстрашно проходит в сопровождении хороших помощников: самооправдания и невнимательности к себе. Многочисленные вседневные погрешности, видя свободу проникновения, беспрепятственно проникали в душу и, оставаясь нераскаянными, производили свое разъедающее действие. Для более крупных погрешностей тут же находились извинительные причины. Шло обширное «непщевание вины о гресех». Даже бывая в церкви на исповеди (в основном на «общей»), я по существу оставался нераскаянным. Так я лишился и другого главного оружия. Нераскаянность уже и сама по себе может привлечь из безводных мест любых нечистых духов; но они — многоопытные — знают как действовать, где удобнее всего нанести самый больной удар. Его наносит следующий нечистый дух — дух неблагодарности; ему к тому же естественно занять свое срединное место там, где уже обжились самодовольство, лень, безмолитвенность, нераскаянность. Дух сей — очень коварный, лживый и злобный. Тот, кем он овладеет, становится в большой степени чужд действию Святого Духа и не слышит Его внушений. Дух нечистый вселяется в меня, и я качусь в пропасть. Я, неблагодарный, ничего доброго не способен видеть ни в действиях Божиих, ни в действиях людей, жалостливо спешащих мне на помощь, а все приписываю себе.

Тогда-то, вслед за неблагодарностью, скачет шестой нечистый дух. Он приносит с собой равнодушие ко всем людям. Он приносит с собой замкнутость на себе. И мне все люди небезразличны уже лишь по тому, какие они со всех сторон несут мне обиды (обиды, конечно, мнимые, но для меня-то они действительны). Растет озлобленность и недовольство. Между тем, сам я в своей ослепленности и равнодушии, раздаю обиды направо и налево, но, не видя людей, не вижу и наносимые мною обиды. В моей окрестности, по естественному порядку вещей, смыкается круг одиночества. Наиболее разрушительно мое отношение к тем, кто стремится меня спасти…

Сей нечистый дух хорошо поработал. Вокруг меня одни обломки: обломки моей души; обломки прежних добрых отношений. Еще я по укоренившейся привычке во всех моих бедах вижу вину тех, кто суть и были окрест меня, в себе же наблюдаю одно добросердечие, но уже все более и более неладно становится на душе, и от этой неладности возрастает смутность, и самое главное — невесть как освободиться. И тогда-то вползает и распространяется, как кисель, по всему пространству души седьмой страшнейший дух нечистый — дух уныния. О его действии можно написать диссертацию, но — печальную. Посему лучше здесь поставить точку.

Настольная книга для монашествующих и мирян.

ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

В за­да­нии 16 от уча­щих­ся требуется уме­ние видеть обособ­лен­ные и не­обособ­лен­ные второстепенные члены пред­ло­же­ния и рас­став­лять запятые в пред­ло­же­ни­ях с обособлением. При том, что обособ­лять­ся могут все вто­ро­сте­пен­ные члены, в дан­ное задание вклю­че­ны лишь слу­чаи обособления/необособления опре­де­ле­ний и обстоятельств. Таким образом, в задании могут встречаться сочетания двух видов обособленных членов, и расстановка знаков препинания будет зависеть от особенностей обособления определений (см. пункт 16.1) и обстоятельств (см. пункт 16.2)

16.1 Обособленные определения. Основные понятия.

Обособленные определения — это вы­де­лен­ные по смыс­лу при по­мо­щи ин­то­на­ции и за­пя­тых определения.

Следовательно, необособленные — не выделенные запятыми и интонацией.

Вы­ра­жа­ют­ся как обособленные, так и не­обособ­лен­ные определения чаще всего* полными фор­ма­ми при­ла­га­тель­ных или причастий. Это согласованные определения, то есть оно со­гла­су­ет­ся в роде, числе и па­де­же со своим глав­ным сло­вом (= ГС). Как обособленные, так и не­обособ­лен­ные определения обозначают при­знак предмета (главного слова).

*Обратите внимание: случаи обособления несогласованных определений, выраженных именами существительными, в данном разделе не рассматриваются, так как задания ЕГЭ не содержат подобных примеров.

Если у опре­де­ле­ния нет зависимых слов, то это одиночное определение.

Если от определения можно задать вопрос к другому слову (словам), то есть при опре­де­ле­нии есть за­ви­си­мые слова, его на­зы­ва­ют распространённым. Самый яркий при­мер распространённого определения— при­част­ный обо­рот (=|ПО|).

Пример 1. Машина(какая?) (ГС) «скорой помощи» , |стоящая поперёк мостовой|, успе­ла при­влечь зевак. Определение к слову «машина» выражено причастием «стоящая»; от него мы задаём вопрос где? — к «поперёк мостовой». И причастие, и зависимые от него слова включаются в причастный оборот.

Пример 2. Точно так же бы­ва­ют обо­ро­ты при имени прилагательном: На стек­ле (ГС) каком?, |се­реб­ря­ном от инея|, мороз на­ри­со­вал узоры. От при­ла­га­тель­но­го «серебряном» ста­вит­ся во­прос от чего ? к «от инея», следовательно, при­ла­га­тель­ное и за­ви­си­мое слово со­став­ля­ют определительный оборот(=|ОО|).

И причастный, и опре­де­ли­тель­ный обо­рот яв­ля­ют­ся одним чле­ном предложения — определением.

Если опре­де­ле­ний несколько, то они могут быть однородными, если они от­но­сят­ся к од­но­му члену пред­ло­же­ния и между ними есть (или можно вста­вить) союз И или есть запятые;

и неоднородными, если от­но­сят­ся к раз­ным чле­нам пред­ло­же­ния и между ними нет или нель­зя вста­вить союз И или нет запятых.

Приведём при­ме­ры распространённых од­но­род­ных определений, вы­ра­жен­ных при­част­ны­ми оборотами:

Пример 3: Мальчишка, |катавшийся на санках| и |игравший с сестрёнкой|, оказался сыном нашего соседа.

К главному слову мальчишка относятся два распространённых определения, каждый из которых выражен причастным оборотом: «катавшийся» + зависимые слова и «игравший» +зависимые слова

Схема: ГС +(ПО и ПО).

Как видите, между двумя од­но­род­ны­ми ПО за­пя­тая не ставится, по об­ще­му пра­ви­лу упо­треб­ле­ния за­пя­тых при од­но­род­ных членах, соединённых оди­ноч­ным со­ю­зом И.

Пример 4: В сле­ду­ю­щем при­ме­ре распространённые определения не яв­ля­ют­ся однородными, так как от­но­сят­ся к раз­ным чле­нам предложения:

Мальчишка, |катавшийся на санках|,(1) и |играющий со своей дочкой| сосед оказались папой и сыном. Катающимся был мальчишка, а играющим — сосед.

Схема: ГС+ПО, И ПО+ГС. Если вы­бро­сить оба оборота, пред­ло­же­ние не сломается: Маль­чиш­ка и сосед ока­за­лись папой и сыном. За­пя­тая под но­ме­ром 1, таким образом, нужна не для од­но­род­ных определений, а для гра­ни­цы пер­во­го при­част­но­го оборота.

16.1.1. БАЗОВОЕ ПРАВИЛО обособ­ле­ния определений

Вернёмся ещё раз к примеру Мальчишка, |катавшийся на санках|, и |играющий со своей дочкой| сосед оказались папой и сыном.

Почему после слова «мальчишка» перед ПО (=причастным оборотом) стоит запятая, а перед словом «сосед» нет?

Существует ряд правил, регламентирующих это. Определим самое важное, практически единственное правило, которое нужно знать при выполнении задания 16 при работе с определениями.

Причастный (определительный) обо­рот всегда обособляется, если стоит после глав­но­го слова.

Вот по этой схеме обособление происходит всегда: ГС+ПО.

Пример 5: Человек, |не пом­ня­щий прошлого|, ли­ша­ет себя будущего. Обособился причастный оборот, стоящий после главного слова.

Пример 6: Были слыш­ны звуки, |похожие на стоны деревьев|.Схема: ГС+ОО.

Обособился определительный обо­рот, стоящий после после глав­но­го слова

Меняем ме­ста­ми ПО и ГС в приведённых предложениях:

Пример 7.|Не пом­ня­щий прошлого| человек ли­ша­ет себя будущего. Обособ­ле­ния нет, так как схема иная: ПО+ГС

Пример 8. Были слыш­ны |похожие на стоны деревьев| звуки.Обособления нет. Схема: ОО+ГС

Обратите внимание: Нет такого правила: при­част­ный обо­рот вы­де­ля­ет­ся запятыми. Совершенно необходимо соблюдение условий для его выделения.

16.1.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРАВИЛА обособ­ле­ния определений

Нижеприведённые правила можно назвать дополнительными только с точки зрения необходимости для выполнения задания 16. Эти правила входят в школьный курс русского языка, обязательны для изучения, но в заданиях ЕГЭ написания, регламентированные данными правилами, не встречались.

1. Причастный оборот должен обособляться в позиции перед опре­де­ля­е­мым словом, если опре­де­ле­ние имеет зна­че­ние при­чи­ны или уступки.

Пример 10: |Украшенная блестящими шарами|, ёлка то и дело привлекала внимание котёнка. Почему елка привлекала внимание? Потому что была украшена. Схема: ПО+ГС.

Пример 11: Выросший в нищете и голоде, Павел враждебно относился к тем, кто был в его понимании богатым. Почему так относился? Потому что вырос в нищете.

Схема: ПО+ГС.

Если зна­че­ния причины нет, то обо­рот по об­ще­му пра­ви­лу не выделяется.

|Повешенный на дерево| скворечник в этот же день ока­зал­ся заселенным. (Нет причины, нель­зя утверждать, что его за­се­ли­ли потому, что он ока­зал­ся повешенным. Обособ­ле­ния нет, действует базовое правило.)

2.Обособление про­ис­хо­дит всегда, если опре­де­ле­ние от­но­сит­ся к лич­но­му местоимению.

Схема: ПО+(ГС=ЛМ)., где ЛМ личное местоимение.

Пример 12 |Увлечённый разговором|, он прислушался.

Пример 13 Разгорячённый и взволнованный, он вбе­жал в комнату.

Пример 14 Обогащенный новыми понятиями и чувствами он принялся перечитывать опять свои книги.

Очень часто эти два правила сочетаются в одном предложении:

Пример 15 Утомленный ходьбой по болоту, забрел я в сарай и заснул глубоко: с одной стороны есть причина (почему заснул?), с другой — главное слово-личное местоимение.

Вышеперечисленные правила относились к обособлению причастных и определительных оборотов.

Существует ещё один тип обособления, отличающийся от других.

3. Обособляются несколько нераспространённых определений, соединённых со­ю­зом и (или без него, с запятой), стоящие после глав­но­го слова.

Схема: ГС+Определение + И+ Определение.

Пример 16 Мартовская ночь, об­лач­ная и туманная, оку­та­ла землю.

Пример 17 Весенний дух, весёлый и беспутный, ходил повсюду.

Обращаем вни­ма­ние на то, что в за­да­ни­ях очень часто встре­ча­ют­ся предложения с двумя−тремя при­част­ны­ми (определительными) оборотами, что услож­ня­ет процесс вы­де­ле­ния их границ. При этом может получиться, что обо­ро­ты либо по­сле­до­ва­тель­но идут друг за другом, либо встра­и­ва­ют­ся один в другой, либо находятся справа и слева от ГС. При этом в предложениях могут быть и будут необособленные определения, выраженные одиночными прилагательными, причастиями и местоимениями.

Приведём при­ме­ры разбора наи­бо­лее трудных пред­ло­же­ний с обособ­лен­ны­ми и не­обособ­лен­ны­ми опре­де­ле­ни­я­ми

ПРИМЕР 1. Из­да­ли он уви­дел дом, |не­по­хо­жий на дру­гие|, |по­стро­ен­ный каким-то ита­льян­ским ар­хи­тек­то­ром|.

ПРИМЕР 2. Над ещё не улёгшим­ся после не­дав­ней бури бес­край­ним морем воз­вы­ша­лось небо, уни­зан­ное ярко мер­цав­ши­ми звёздами.

16.2. Обособленные обстоятельства. Основные понятия

Обособленные об­сто­я­тель­ства — это оди­ноч­ные деепричастия и де­е­при­част­ные обороты. Де­е­при­ча­стие — осо­бая форма глагола, от­ве­ча­ет на во­про­сы что делая? и что сделав?, от­но­сит­ся всегда к гла­го­лу и обо­зна­ча­ет добавочное дей­ствие по от­но­ше­нию к основному. Например, в пред­ло­же­нии Сде­лав боль­шой круг по га­зет­но­му пе­ре­ул­ку в Кис­лов­ке, Левин опять вер­нул­ся в го­сти­ни­цу и, по­ло­жив перед собой часы, сел, ожи­дая две­на­дца­ти. вы­де­лен­ные слова — деепричастия, подчёркнуты как об­сто­я­тель­ства вместе с за­ви­си­мы­ми от них словами, то есть де­е­при­част­ны­ми оборотами (=ДО)

16.2.1 Основное пра­ви­ло обособления де­е­при­ча­стий и де­е­при­част­ных оборотов.

В от­ли­чие от при­ча­стий и при­част­ных оборотов, оди­ноч­ные деепричастия и де­е­при­част­ные обороты вы­де­ля­ют­ся запятыми всегда, не­за­ви­си­мо от места их расположения.

Случаи, когда деепричастия не выделяются, то есть не обособляются, не влючены в задания ЕГЭ и не входят в объём информации, необходимой для выполнения задания 16.

16.2.2 Особые случаи. По­ста­нов­ка запятых при не­сколь­ких сказуемых или не­сколь­ких оборотах (одиночных деепричастиях).

Сложность за­да­ний состоит за­ча­стую в том, что в пред­ло­же­нии могут быть раз­лич­ные комбинации со­че­та­ний обособленных об­сто­я­тельств и сказуемых. Например, при одном ска­зу­е­мом могут быть два (и более) ДО или оди­ноч­ных деепричастия; могут быть два, три сказуемых, и каж­до­му свой (свои) ДО. Рас­смот­рим эти ва­ри­ан­ты подробнее.

1. В предложении два однородных сказуемых, а деепричастный оборот относится к одному из них.

Пример 1. В кар­ма­не галифе Сер­гей нащупал крош­ки махорки и, осторожно стрях­нув его со­дер­жи­мое в руку, завернул тол­стую неуклюжую цигарку.

В пред­ло­же­нии два од­но­род­ных сказуемых, ДО от­но­сит­ся к ска­зу­е­мо­му «завернул». Де­е­при­част­ный оборот, на­хо­дя­щий­ся после союза И, от­де­ля­ет­ся от него за­пя­той (союзы не вклю­ча­ют­ся в де­е­при­част­ный оборот). Заметим, что ДО легко ис­клю­ча­ет­ся из предложения, если гра­ни­цы оборота вы­де­ле­ны верно, то пред­ло­же­ние не сломается: В кар­ма­не галифе Сер­гей нащупал крош­ки махорки и завернул тол­стую неуклюжую цигарку.

2. Если к од­но­му сказуемому от­но­сит­ся несколько ДО, то есть при со­че­та­нии деепричастных оборотов, знаки пре­пи­на­ния между ними рас­став­ля­ют­ся так же, как и при од­но­род­ных членах предложения:

Пример 2. Он пошел, пошатываясь и все под­дер­жи­вая голову ла­до­нью левой руки, а правой тихо дер­гая свой бурый ус. В пред­ло­же­нии три од­но­род­ных обособленых обстоятельства, от­но­ся­щих­ся к одному сказуемому, за­пя­тые перед И и перед А стоят/не стоят по пра­ви­лу однородных членов.

3. Де­е­при­част­ные обороты, от­но­ся­щи­е­ся к разным глаголам-сказуемым, вы­де­ля­ют­ся по отдельности:

Пример 3. Сергей, постояв еще минуту, мед­лен­но направился к груде угля и, аккуратно под­сте­лив полу шинели, сел на боль­шой кусок антрацита. Ска­зу­е­мых два, к каж­до­му относится свой де­е­при­част­ный оборот.

Если рядом сто­я­щие деепричастные обо­ро­ты относятся к раз­ным глаголам-сказуемым и союз и не вклю­ча­ет­ся в их состав, то каж­дый из них вы­де­ля­ет­ся отдельно:

Пример 4 Он стоял, прислонясь к груде ци­би­ков чая, и, бесцельно по­гля­ды­вая вокруг себя, барабанил паль­ца­ми по своей трости, как по флейте. Извлечём ДО, чтобы убе­дить­ся в вер­ной постановке зна­ков препинания. Он стоял и барабанил паль­ца­ми по своей трости, как по флейте.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *