Недели перед великим постом

Содержание

Великий пост в 2020 году начнется 2 марта, но ему предшествует несколько подготовительных недель. В чем смысл их названий? Какие особенности богослужений и постовые предписания в эти дни?

9 февраля — Неделя о мытаре и фарисее

Смысл названия

На Литургии читается отрывок Лк 18:10–14, в котором мытарь олицетворяет собою искренне кающегося грешника, а фарисей — человека внешне благочестивого, но не видящего своих грехов и мнящего себя праведным.

Богослужебные особенности

В привычный порядок служб постепенно вплетаются песнопения из Постной Триоди — сборника великопостных гимнов и молитв. К примеру, на воскресной утрене поются стихиры «Покаяния отверзи ми двери».

Цикл Евангелия Великого поста. Евангелие о мытаре и фарисее

10— 15 февраля — Сплошная седмица

Отменяются любые виды поста.

16 февраля — Неделя о блудном сыне

Смысл названия

На Литургии читается отрывок Лк 15:11–32 о блудном сыне, который покинул отчий дом, но затем раскаялся и вернулся. Притча напоминает нам о нашей собственной немощи и великом милосердии Божьем, так как иносказательно описывает отношение Бога к падшему человеку.

Активнее используется Постная Триодь, на утрене воскресенья впервые поется 136-й псалом «На реках Вавилонских», который напоминает человеку о том, что он — пленник греха и что освобождение от этого рабства лежит только через решительную борьбу с ним.

Цикл Евангелия Великого поста. Притча о блудном сыне

22 февраля — Вселенская родительская суббота

Церковь молится о христианах, отошедших в Вечность, а особенно — о людях, умерших насильственной смертью и не получивших обычного отпевания.

Богослужение поминальное, совершается лишь несколько раз в году. Обилие заупокойных текстов, но они не унылые, а радостные, исполненные надежды на всеобщее воскресение.

23 февраля — Неделя о Страшном Суде, Мясопустная

Смысл названия

На Литургии читается отрывок Мф 25:31—46. Верующим напоминается о втором пришествии Христа и предстоящем Страшном суде.

На утрене поются сугубо великопостные тексты из Покаянного канона Андрея Критского — «Помощник и Покровитель…». Подготовка к посту подходит к своему завершению. Богослужение пронизано идеей всеобщего ответа за все свои поступки перед Богом.

Цикл Евангелия Великого поста. Евангелие о Страшном суде

Постовые предписания

Заговенье на мясо. Последний день перед Пасхой, когда на трапезе разрешается мясо.

24 — 29 февраля — Сырная седмица, Масленица

Молитвы из Постной Триоди употребляются каждый день. В среду и пятницу Литургия не совершается, в эти дни впервые читается молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего», которая является одной из важнейших молитв поста.

Нет пищевых ограничений на вкушение яиц, молочных продуктов — сыра, масла, сметаны, а также — рыбы. Отсюда и название.

1 марта — Неделя Сыропустная, Прощеное воскресенье. Память Адамова изгнания

На Литургии читается отрывок Мф 6:14–21, в котором Христос говорит о необходимости прощать всех. Ключевая идея — тоска по раю, который был утрачен людьми после грехопадения Адама.

После вечерни (в приходской практике иногда этот чин совершают после Литургии) совершается чин прощения: подобно древним монахам, люди просят друг у друга прощения за все обиды, дабы с мирной душой войти в пост. Последний раз поется 136-й псалом. В текстах службы отчетливо звучит напоминание о цели предстоящего поста — встрече Пасхи. На вечерне священники переоблачаются в одеяния черного цвета.

Цикл Евангелия Великого поста. Евангелие Прощеного воскресенья

Заговенье на любую пищу животного происхождения.

* Слово «неделя» в богослужебном языке обозначает воскресный день, неделя же в нашем сегодняшнем понимании называется «седмицей» (ред.).

** Все постовые предписания относятся в первую очередь к монашеской жизни; в приходской практике они не всегда применимы и требуют благословения духовника.

Подготовка к Посту является древним установлением Церкви. Ещё знаменитые проповедники 4 в. свв. Василий Великий, Иоанн Златоуст в своих беседах говорили о воздержании в недели, предшествующие Великому посту.

Приготовление ко Святой Четыредесятнице начинается вскоре после праздника Богоявления. Великий пост предваряют четыре подготовительные Недели (воскресенья): о мытаре и фарисее, о блудном сыне, о Страшном Суде, воспоминание Адамова изгнания. Наименование «неделя» воскресный день получил от слов «не делать», так как по церковным канонам в этот день не работают, а посвящают время Богу.

Первая подготовительная Неделя к Великому посту

Неделя о мытаре и фарисее – первый воскресный день, с которого начинается приготовление верующих к началу Великого поста. Своё название эта Неделя получила оттого, что на Литургии читается евангельская притча о мытаре и фарисее.

«Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю”. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!” Сказываю вам, что сей пошёл оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18, 10-14). А молитва мытаря («Боже, милостив буди мне грешному») принята Церковью как общеупотребительная.

Притча о мытаре и фарисее учит тому, чтобы мы подошли к Великому посту с покаянием, без гордыни. Об этом говорится и в песнопениии: «Тщеславие отщетевает (наносит убыток) богатство правды, смирение же расточает (рассеивает) страстей множество».

Начиная с Недели о мытаре и фарисее, в богослужении происходят некоторые изменения. В частности, на утрене воскресения добавляются стихиры и канон Постной Триоди. А главное, начинает исполняться песнопение «Покаяния отверзи ми двери…».

Кроме того, в знак обличения горделивого, неправедного поста фарисея в среду и пятницу этой седмицы отменяется пост (сплошная седмица).
Вторая подготовительная Неделя к Великому посту

На воскресном богослужении читается евангельская притча о блудном сыне (Лк., 15, 11-32). Отсюда и название – Неделя о блудном сыне. В притче повествуется о юноше, получившем от отца часть причитающегося ему наследства и ушедшем из дома, чтобы получить независимость, узнать настоящую жизнь. В результате сын теряет имение. Осознав свою нищету, он со страхом возвращается домой. Но отец, видя искреннее раскаяние своего заблудшего чада, принимает его с радостью и милосердием.

Притча эта глубоко символична. Под отцом здесь разумеется Бог, а блудный сын – кающийся грешник. На такого сына похож всякий человек, который душой удаляется от Бога и предаётся своевольной жизни, грехами он губит свою душу и все дары (жизнь, здоровье, способности), полученные от Бога. Когда же грешник, образумившись, приносит Богу покаяние, со смирением и надеждой на Его милосердие, Господь прощает ему все беззакония и возвращает свои милости и дары.

В богослужебное пение этой Недели добавляется ещё одно важное песнопение – «На реках Вавилонских» (Пс. 136). Оно побуждает грешников, находящихся в плену страстей, понять своё несчастное, греховное состояние, подобно иудеям, осознавшим свое горькое положение в вавилонском плену.

Третья подготовительная Неделя к Великому посту

Третий подготовительный воскресный день имеет название Неделя о Страшном Суде, или Мясопустная. На Божественной литургии читается Евангелие о Суде, на котором Бог будет судить живых и мёртвых (Мф. 25, 31-46). Это напоминание необходимо для того, чтобы согрешающие люди не предавались беспечности и нерадению о своём спасении. Так Церковь подводит нас духовно к той грани, которая отделит время от вечности.

Накануне, в субботу Мясопустную, которая также называется Вселенской родительской субботой, Церковь молится о всех умерших. Торжественное поминовение усопших приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и, вместе с тем, служит выражением полноты церковной жизни. Общение с умершими через молитву (поминовение) выражает наше единство в Церкви Христовой.

Последняя седмица перед Великим постом имеет название Масленица (или сырная), т.к. в пищу употребляются лишь молочные продукты. Сырная седмица – это преддверие Великого поста. Церковь называет её «светлым предпутьем воздержания», «началом умиления и покаяния», поэтому христианам не следует предаваться масленичным разгулам, мирским развлечениям и забавам. Не стоит забывать, что Масленица – скорее народный, языческий, обрядовый праздник.

В среду и пятницу этой седмицы уже не совершается Божественная литургия, а во вторник на вечернем богослужении впервые читается молитва св. Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…»

Четвёртая подготовительная Неделя к Великому посту

Последнее воскресенье перед началом Великого поста именуется Церковью Неделей сыропустной (т.к. в этот день заканчивается употребление в пищу молочных продуктов), или воспоминанием Адамова изгнания, или Прощёным воскресеньем. Завершается подготовительный период трёх недель Триоди и начинается Великая Четыредесятница.

В это воскресенье на богослужении вспоминается изгнание из рая праотца Адама, нарушившего Божественную заповедь послушания. Человек был предназначен для жизни в раю, но грех лишил его этой блаженной жизни, и существование его на земле стало изгнанием. Но Христос отворяет двери рая всякому, кто идёт за Ним. Наша жизнь является паломничеством к Небесному Отечеству. В начале поста мы уподобляемся Адаму, пост же освобождает нас от порабощения греху.

Пост не должен быть показным, лицемерным. Главное условие поста – прощение обид. Поэтому после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистым сердцем.

Так, постепенно Церковь готовит верующих к Великопостным седмицам. Постепенность эта связана с нашей телесной и душевной немощью и, вместе с тем, указывает на милосердие Божие. Церковь призывает отвергнуть фарисейскую гордыню, напоминает о смирении и покаянии, показывает пример неисчерпаемого Божия милосердия ко всем покаявшимся грешникам, побуждает молиться за всех усопших сродников. Это должно послужить духовным примером для нас и поддержать во время великопостного пути.

Вера Попечителева

Первая заповедь, данная Богом человечеству, — заповедь о воздержании, о посте. Она была необходимой для нас в раю, до падения нашего, тем нужнее она после падения.
Святитель Игнатий Брянчанинов

Великий пост — главный и самый древний пост, установленный Церковью. Его называют ещё Святой Четыредесятницей — в память о сорока днях, проведённых Иисусом Христом в посте и молитве в безжизненной пустыне. Этим подвигом Спаситель явил для всех людей непреложную истину о том, что «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». За Четыредесятницей, которая длится шесть недель, следует Страстная седмица. В эти дни Церковь вспоминает страдания Христовы. Он добровольно принял их на Себя во искупление наших грехов.

Великий пост подготавливает христиан к празднованию главного события человеческой истории — Светлого Христова Воскресения.
Праздник Пасхи — переходящий. Он отмечается весной каждого года в воскресный день и не имеет определённой даты. По традиции Православная Пасха празднуется после первого новолуния, которое следует за днём весеннего равноденствия, — всегда после иудейской пасхи.
Воскресение Иисуса Христа во плоти — прообраз воскресения из мёртвых всех людей при Втором пришествии Спасителя на землю.
Подчиняясь смерти и побеждая её в Своём славном Воскресении, Господь дарует каждому человеку возможность приобщиться к Его спасительному подвигу и победить смерть.
Причастником Светлого Христова Воскресения становится каждый, кто стремится исполнять заповеди Христовы. Кто, борясь со своими греховными желаниями и страстями, сораспинается Христу и совоскресает с Ним для вечной жизни после смерти.
Пост есть воздержание. Первая заповедь, данная Богом человеку до грехопадения, заключалась в воздержании от вкушения запретного плода. В Новом Завете о спасительной пользе поста говорил Сам Господь Иисус Христос: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством».
От излишнего употребления пищи и пития сердце человека грубеет и ожесточается. Угождая своей плоти, человек становится не только не способным к восприятию Божественной благодати — он теряет чувство сострадания к окружающим. Чтобы избежать такого пагубного состояния, человеку необходим пост.
Во время постов, установленных Церковью, христианин воздерживается от пищи животного происхождения — мяса, молока, яиц, — а в дни строгого поста, к которым относится Великий, даже от вкушения рыбы, а в некоторые дни и растительного масла.
Истинный подвиг поста не ограничивается только внешними проявлениями — необходимо блюсти чистоту мыслей, желаний, поступков.
Телесное воздержание — это лишь средство, при помощи которого человек приобретает покаянный настрой и очищает свою душу от греховных страстей и пороков.
По словам святителя Василия Великого, «истинный пост — это удаление от зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи, клятвопреступления». Поэтому в дни поста необходимо уделять особое внимание молитве, посещению богослужений, исповеди и причащению, делам милосердия. Соблюдение поста не должно отражаться на внешнем облике человека. Господь говорит в Евангелии: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися… А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:16-18).
Главная награда постящегося — обретение Божественной благодати и внутренней духовной гармонии, того блаженного состояния, когда дух человека подчиняет себе греховную плоть.
Научившись воздержанию и очистив свою душу от греха, христианин чистым сердцем встречает величайшее Торжество из Торжеств — славное Воскресение Христово. И уже здесь, на земле, вкушает блаженство вечной жизни.

Кто отвергает посты, тот отнимает у себя и у других оружие против многострадальной плоти своей и против диавола.
Праведный Иоанн Кронштадтский

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *