Недолюбленные дети

Беседа — консультация для родителей

Недавно психологи пришли к совершенно неожиданному выводу — «недолюбленные» и «перелюбленные» дети одинаково несчастны! Конечно, нельзя сказать, что их чувства идентичны, но в любом случае, итог один – чрезмерное внимание может навредить не меньше, чем полное безразличие.

Иногда, разговор о недолюбленности в детстве вызывает у собеседников встречный тезис: «перелюбленность в детстве – тоже плохо”.

Ошибки, допущенные родителями в воспитании ребенка, способны испортить всю его жизнь: могут не складываться отношения с любимым человеком, с детьми, с окружающими, постоянно преследовать неудачи и болезни. Самостоятельно выяснить истинную причину неприятностей не так-то просто, но всё же возможно.

Что такое – перелюбить?

Перелюбленность — что оно означает, какое состояние, какие отношения.

Просто некая абстрактная производная от недолюбленности – предположение, что, мол, эту палку можно и в другую сторону перегнуть. В жизни такого видеть не доводилось.

Видится за этим словом какое-то глобальное недоверие к ребенку. В том смысле, что если его любить, уделять ему много времени, сил, общаться с ним и хорошо к нему относиться, он обязательно будет расти наглым, эгоистичным и станет творить всякие непотребства.

Конечно, можно предположить, что под словом «перелюбленность» имеется в виду, избалованность, вседозволенность, когда родители вообще не определяют ребенку никаких границ в поведении, потакая всем его желаниям. От такого «воспитания» действительно ничего хорошего ожидать не приходится. Но при чем же здесь любовь?

Разве из любви к ребенку родители калечат его подобным отношением, превращая в капризного невротика, неспособного выстраивать здоровые отношения с другими, преодолевать трудности, обуздывать свои желания и вообще – жить в мире людей без родительской поддержки?

Тут – довольно обычное, увы, стремление родителей не отпускать от себя родное чадо в самостоятельную жизнь, желание всегда видеть его – беспомощным, а себя – всесильными исполнителями его желаний. Ну, а неизбежные капризы ребенка они готовы и потерпеть, ради такой «высокой цели».

Зачастую, это родительское желание выражается и в диаметрально-противоположной форме, когда место вседозволенности в отношениях с ребенком занимает гиперопека и жесточайший контроль. Тогда, вместо капризного и разнузданного безобразника из ребенка вырастает послушное существо со сломанной волей и подавленными чувствами. Но желание родителей всегда видеть ребенка зависимым от себя здесь исполняется, пожалуй, даже более эффективно. А тут ребенок воспринимается исключительно – как часть родительского организма. Правда, часть эта по какому-то недоразумению от организма отделилась и пытается жить самостоятельно. Но как же можно оставить часть себя без контроля? Ребенок – отделившаяся от меня часть, а значит – должна и будет исполнять мою волю, мои желания, видеть мир моими глазами, чувствовать моими чувствами. Он не другой, он – продолжение меня.

Что такое недолюбленность?

Недолюбленность возникает в результате недостатка любви и внимания родителей в детстве. Им страдают не только дети и подростки, но и взрослые. И те, и другие часто не догадываются о своей недолюбленности (чувствуют, но не осознают), что помогает ей тянуть за собой массивный хвост проблем. Ведь первым шагом к избавлению от данного синдрома являются именно осознание и принятие своей недолюбленности.

Причиной комплекса недолюбленного ребенка являются отсутствие или недостаток родительских любви и внимания в детстве. Почему они приводят к проблеме?

Каждому ребенку для роста и правильного развития необходима родительская любовь. Это не преувеличение, а самый настоящий факт. Так задумано природой. Ведь лучше всего в ней выживают те детёныши, которых холит и лелеет мать. А те, кто лишён её любви, в природе и вовсе погибают. Поэтому самкам дан материнский инстинкт, а детёнышам – потребность в её любви.

Итак, потребность в родительской (особенно материнской) любви заложена в детей природой. Вот только удовлетворить её они имеют возможность далеко не всегда. Причины могут быть разными:

• Нередко мама и папа любят, но не умеют правильно проявлять свою любовь. Они задаривают ребенка игрушками, покупают модную одежду, дорогие телефоны, приставки и компьютеры. Но вместо того, чтобы пообщаться со своим ребенком идут заниматься своими делами. Или, желая устроить будущее ребенка самым наилучшим образом, сосредотачиваются исключительно на учебе (пристально следят за успеваемостью, подготовкой домашних заданий и т. д.), не испытывая интереса к другим сферам детской жизни. Такие дети хорошо «упакованы», всегда вовремя накормлены-напоены. У них есть всё необходимое, чтобы чувствовать себя счастливыми, но, тем не менее, этого не происходит, так как дети остро ощущают нехватку родительских внимания и ласки. Детей нужно не только любить, но и научиться проявлять эту любовь к ним: чаще обнимать и целовать их, говорить им о своей любви, искренне интересоваться их делами и мыслями, чаще разговаривать с ними и т. д. Всё это требует времени и сил, но иначе никак.

• У всех детей характеры разные. Кому-то требуется больше любви и внимания родителей, кому-то – меньше. Но не все взрослые готовы посвящать ребёнку столько своих времени и внимания, сколько ему требуется.

• Нередко ребенка обделяют лаской и заботой в пользу его братьев или сестер. Один из стереотипов, существующих в нашем обществе, гласит: родители всех своих детей любят ОДИНАКОВО. Но это не так. Любят по-разному, каждого по-своему. Хорошо, если всех своих детей родители любят примерно одинаково. В противном случае, дети чувствуют разницу: знают, кого любят больше, а кого – меньше. И очень переживают по этому поводу.

• Возможно, ребенка не любят вообще или любят мало (и такое, к сожалению, бывает). Причиной этого могут стать неустроенность личной жизни родителей (обычно матери), нежелание отца ребенка становиться папой и/или мужем, неготовность к тяжелому родительскому труду и т. д. Ребёнок чувствует, когда его не любят. Это делает его несчастным. Родители не смогут скрыть отсутствие любви ни подарками, ни хорошим уходом.

Последствия недолюбленности одновременно являются и признаками, с помощью которых можно вычислить недолюбленных детей. Перечислим некоторые из них.

• Все дети разные. Кто-то будет молча страдать из-за недостатка родительских любви и внимания. Кто-то будет доставлять родителям неприятности плохим поведением, тем самым стараясь привлечь к себе пусть негативное, но всё-таки внимание.

• Из-за данного синдрома могут пострадать интеллектуальная и познавательная сферы, могут быть проблемы с памятью и вниманием ребенка.

• Синдром недолюбленности повреждает и эмоциональную сферу ребенка. Недолюбленные дети страдают от эгоцентризма, самомнения, высокомерия, не любят и не принимают себя. Сильно страдает самооценка ребенка («Раз меня не любят даже родители, значит и любить, наверное, не за что, значит никто другой уж точно не полюбит»). Не уверен в своих силах. Пасует перед сложностями. Низкая самооценка нередко приводит к тому, что ребёнка начинают обижать другие дети.

• Еще одно весьма неприятное последствие недолюбленности — неприятие ребенком своей половой принадлежности. Девочка не принимает в себе женщину, а мальчик — мужчину. Из детства проблема переходит во взрослую жизнь.

• У недолюбленных детей очень часто отсутствует либо снижена мотивация, в том числе в обучении. Такой ребенок безинициативен, не хочет учиться, так как не видит в этом смысла, не заинтересован в обучении.

• Ребенок не понимает социальные нормы и правила поведения, нарушает их. Не понимает, как правильно общаться с окружающими, не умеет этого. Отсюда сложности в общении, в частности, со сверстниками.

• Часто в младшем, иногда и среднем школьном возрасте ябедничает, даже по пустякам.

• Недолюбленный ребенок может чаще, чем сверстники, болеть респираторными и вирусными, а также хроническими соматическими и психосоматическими заболеваниями, чаще имеет психические отклонения.

• Став старше, ребенок уходит на улицу, к сверстникам, которые его понимают и принимают таким, какой есть, уважают, разделяют его интересы. Родитель уже не авторитет, его советы и требования часто игнорируются. Упустив возможность управлять поведением ребенка через доверительное общение, взрослый вынужден довольствоваться насильственными методами (заставлять, наказывать, если ребенок не выполняет требований).

• Так появляются трудные дети и подростки. На самом деле они пострадавшие, а вот их родители — трудные, так как по какой-то причине не исполнили свои обязанности как должно, и запустили проблему. Трудный подросток — это одинокий несчастный ребенок, которому требуются любовь и внимание родителей.

• В подростковом возрасте у детей с синдромом недолюбленности часто возникают следующие проблемы: негативизм, вспышки ярости, противопоставление себя взрослым людям, протестное поведение, злобность, демонстративность и т. д.

Недолюбленность – реальная нехватка любви в детстве, от которой потом человек будет страдать всю жизнь. «Перелюбленность” же – некие отношения, в которых вместо любви действуют субъективные о ней представления, никакого отношения к самой любви не имеющие. И вседозволенность, и гиперопека – вовсе не избыток любви к ребенку. Это скорее неосознанная и больная любовь к себе, удовлетворение собственных потребностей под видом заботы о ребенке, чувства и потребности которого при такой «любви» могут игнорироваться полностью.

Любовь не бывает избыточной. Для детской души она – словно воздух для тела.

В душном, плохо проветриваемом помещении воздуха явно не хватает. Но можно ли говорить об избытке воздуха в теплом ласковом ветре на морском берегу?

В том и дело, что любовь нельзя рассматривать как некую «середину шкалы”. Любовь – это норма в отношениях. Можно лишь недотягивать до этой нормы, превысить же ее невозможно.

Взрослые, которые не умеют любить. Названы 6 признаков недолюбленных детей. Фото: .com

Психологи утверждают, что людей, которых в детстве не любили родители, видно сразу. Подобная проблема существует во многих семьях. Сайт cheltv.ru выяснил, какими особенностями в поведении отличаются недолюбленные в детстве взрослые.

Недоверие к окружающим

Способность верить чужим людям вырабатывается у ребенка с детства. Поскольку ребенка не любили самые близкие люди – родители, то он будет уверен в зрелом возрасте в том, все желают ему зла. Подавить задатки дружбы могут и сами родители, внушая ребенку то, что он никому кроме них не нужен и над ним все смеются.

Инфантильность

Нелюбимые дети – это вечные дети, которые никогда не смогут повзрослеть. Им сложно построить правильные отношения со своим партнером, потому что видят в нем отца или мать, но никак не мужа и жену. Выстроить равноправные отношения с партнером не получится.

Взрослые, которые не умеют любить. Названы 6 признаков недолюбленных детей. Перфекционизм. Низкая самооценка. Фото: pxhere.com

Частые депрессии

Нелюбимый в детстве родителями человек во взрослой жизни постоянно находится в состоянии прострации, ему ничего не нужно и не интересно. Он регулярно меняет работу, потому что нигде не может ужиться, а иногда и вовсе машет рукой на себя и закрывается в четырех стенах. В одиночестве ему не так страшно.

Перфекционизм

Типичный признак недолюбленного ребенка – известный «синдром отличника». Выражаться может это буквально в стремлении получать «пятерки» по всем предметам. Причина отличной учебы – родители просто вынуждают ребенка так учиться, угрожая ему ограничениями или даже побоями.

Взрослые, которые не умеют любить. Названы 6 признаков недолюбленных детей. Перфекционизм. Низкая самооценка. Фото: pxhere.com

Ранимость

Если родители не любят ребенка, то они часто обижают его, называют оскорбительными словами, игнорируют, насмехаются. Неудивительно, что вырастает закомплексованная и неуверенная в себе личность. Такой человек будет всегда принимать все близко к сердцу.

Низкая самооценка

Недолюбленные люди предпочитают одиночество. Не удивительно, ведь они настолько себя не ценят, что искренне уверены в плохом развитии отношений: ждут измен, расставаний, рукоприкладства, равнодушия и оскорблений. Им даже в голову не приходит мысль о том, что их можно искренне полюбить.

И в детском, и во взрослом возрасте люди всегда чувствуют плохое отношение родителей к себе. Это выражается в дискомфорте при общении с мамой и папой, понимании того, что любовь надо заслужить.

Как выясняется, многие современные люди испытывали дефицит родительской любви. И не всем из них удалось выкарабкаться из этого порочного круга и разрешить себе жить и радоваться. Часто заложниками таких «покалеченных» взрослых затем становятся их собственные дети.

Посмотрите внимательно. Новый симптом коронавируса нашли на ногах

Служба информации cheltv.ru , фото: pxhere.com

Почему женщины с мазохистским упорством выбирают разрушительные отношения? Снова и снова практикуют токсичные модели поведения, чтобы в итоге решить, что проще совсем отказаться от любви, чем испытывать новые разочарования.

По мнению писательницы Пег Стрип, проблема часто кроется в детских переживаниях, которые продолжают формировать наше поведение всю сознательную жизнь. В своей книге «Детокс для дочери: излечение от нелюбящей матери и восстановление своей жизни» она объясняет, почему девушки, которым не хватило родительской любви, будут продолжать выбирать не тех мужчин во взрослой жизни.

Книга основана на данных, полученных из исследований и интервью с женщинами. Я приведу выдержки из статьи, в которой Пег Стрип излагает основные причины, по которым недолюбленная дочь попадает в токсичные отношения.

Она тянется к знакомым ситуациям

Все люди тяготеют к ситуациям и отношениям, которые повторяют их прошлый опыт. Как показывают исследования, мы, скорее всего, будем налаживать связь с людьми, которые напоминают наших родителей. Этот процесс бессознательный и с трудом поддается контролю.

Хорошо, если у тебя есть любящие родители, которые дали понять, что мир безопасен и людям можно доверять – вероятно, ты будешь искать партнера, который даст тебе те же ощущения. К сожалению, нелюбимая дочь так же будет тянуться к травмирующим и некомфортным для себя ситуациям.

Восприимчива к красивым жестам

Массовая культура навязывает образ любви как бури эмоций и страстей, сбивающих с ног. Того, кто недополучил родительского внимания в детстве, красивые жесты и подарки могут легко сбить с толку. Сдержанный и рассудительный парень, который медлит с поступками, покажется скучным или несексуальным, хотя не обязательно это соответствует истине. Тем, кто не избалован любовью, трудно отличить внешнюю картинку от сути и понять истинные намерения партнера.

Она принимает драму за страсть

Это важное наблюдение сделано в книге Крейга Малкина «Переосмысление нарциссизма». Думаю, подобные эмоции испытывали многие из нас:

Романтическая неопределенность часто нас возбуждает.

Неизбалованные лаской девушки с детства узнают, что любовь нужно заслужить, за нее надо бороться, страдать и она никогда не дается просто так. Негативные чувства вроде гнева, боли и страха они принимают как неотъемлемую часть отношений и продолжают питаться этим нездоровым психологическим возбуждением в дальнейшем. Нахождение на таких американских горках может показаться захватывающим, но это не то, чем нужно измерять любовь или преданность.

Не замечает, как к ней относятся на самом деле

Если девушка выросла в семье, где словесные оскорбления были нормой, а одобрение нужно постоянно заслуживать, она может даже не осознавать плохого отношения партнера. Кажется, что это противоречит здравому смыслу, и человек, переживший негативные ситуации, должен избегать их в дальнейшем. Но те, кому не хватало любви, теряют собственные желания и потребности.

Все мы стараемся нормализовать наш опыт и думать, что разорвав прошлые связи, избавляемся от их влияния. Однако преодолеть детские травмы гораздо сложнее, чем кажется, и недолюбленные девушки уязвимы перед манипуляторами.

Винит во всем себя

Еще в детстве девушка узнала, что причина всех неудач – недостатки в ее характере. Нездоровая самокритичность привела к тому, что теперь она склонна винить себя и не видит доли ответственности своего партнера за происходящее. Если парень ответит на ее замечание агрессией, она решит, что выбрала неудачное время для разговора, хотя на самом деле какой-то мерзавец просто не хочет признавать свои ошибки.

Часто именно самокритичность мешает увидеть, что с тобой токсичный человек, и разорвать нездоровые отношения.

Не доверяет своему восприятию

Девушки, которым с детства говорят, что они слишком чувствительны, не правильно все понимают или не должны так реагировать, перестают доверять своим мыслям и чувствам. Пренебрежительные родители учат ребенка, что его эмоции не имеют значения, не важно, говорят они об этом прямо или показывают своим поведением.

В итоге вырастают уязвимые и подверженные газлайтингу девушки, неспособные разобраться в собственных чувствах.

Боится остаться в одиночестве

В детстве человек, которому не хватает поддержки и тепла, считает, что он единственный ребенок, которого не любят родители. Это чувство изоляции так же разрушительно, как само отсутствие любви. Поскольку ей было отказано в одобрении со стороны матери или отца, она все еще оценивает себя по тому, как к ней относятся другие, ищет поддержки и зацикливается на мнении окружающих.

В этом смысле одиночество как бы подтверждает то, что девушке внушили в детстве, – она некрасива, не достойна хорошего отношения и не заслуживает любви. К сожалению, это с большой долей вероятности подтолкнет ее к отношениям, которые будут поддерживать в ней эти убеждения.

Добавить в избранное Поделиться

«Молодежь пошла не та», — ворчит старшее поколение. Если исходить из этого посыла, создается впечатление, что нас, куда ни глянь, окружают женоподобные мужчины, закуклившиеся в своем виртуальном мирке «айтишники», эмансипированные истерички и девочки, мечтающие лишь о том, как поскорее выйти замуж за богатого «папика». Не говоря уже про алкоголиков и наркоманов. Нация вырождается? Конечно, нет. Но вопрос о том, как правильно воспитать детей, сегодня особенно актуален. Глаза разбегаются от различных «прогрессивных» методик. И родители впадают в крайности.

Одни позволяют своим чадам практически все и потом удивляются, что к совершеннолетию ребенок вообще не приспособлен к жизни. Другие, наоборот, прикладывают все усилия, чтобы загрузить его по полной, считая, что главная задача — раскрыть многочисленные таланты своего отпрыска, не задумываясь о том, что фактически лишают его детства. И в том, и в другом случае намерения родителей самые благие, но они «залюбливают» своих детей настолько, что не замечают, как при этом калечат их. А есть ли золотая середина? Сегодня мы обсудим этот непростой вопрос с психотерапевтом Андреем Метельским.

Кто это?

Андрей Метельский решает проблемы отцов и детей уже не один десяток лет. По образованию он врач-педиатр, подростковый психотерапевт, сексолог, помимо этого гештальт-тренер, сертифицированный тренер центра INTC, сооснователь Института современного НЛП. Перечислять регалии нашего собеседника можно достаточно долго. Но надо ли? Разговор с Андреем с самого начала оказался непростым, неудобным и немного пугающим. Попробуйте примерить его мысли и опыт на себя. Мы уверены, что они заставят вас взглянуть на свою жизнь совсем с другой стороны.

— Начнем с главного. Действительно ли мы калечим детей своей любовью?

— Для того чтобы разобраться в этой сложной теме, давайте определимся с базовыми понятиями. Боюсь, многим родителям будет сложно воспринять их, наверняка это будет неприятно. Родители детей не любят. То, что подразумевается под термином «любовь к детям» в быту и в психологии, — это привязанность. Любовь — это некое внутреннее состояние, которое просто есть, я могу переживать его, но оно ни на кого не может быть направлено. А значит, любовь не может быть к кому-то или чему-то. Поэтому то, что мы на протяжении всей жизни испытываем по отношению к своим детям, — это привязанность, причем она сродни привязанности к бутылке, машине, сигаретам и так далее.

Родители не любят ребенка, родители любят себя в ребенке. Все мы стремимся к тому, чтобы наш отпрыск стал успешным в тех областях, где мы не состоялись. Какие игрушки мы дарим ребенку? Чаще всего те, в которые сами не поиграли в детстве. Точно так же мы любим себя в какой-то машине, навешивая на нее спойлеры, делая тюнинг и хвастаясь перед друзьями: «Смотри, какая у меня крутая тачка!» Точно так же мы любим супруга или супругу — не этого отдельного человека, а себя в нем: «Смотрите, какая длинноногая блондинка со мной ходит. Это не она такая классная, а я крутой, потому что она выбрала меня». Я, конечно, утрирую, но…

Для того чтобы полюбить ребенка, надо в первую очередь научиться любить себя. Отчасти это довольно избитая фраза, но большинство людей не понимают ее глубины. Беда в том, что все мы себя не любим, и здесь получается парадокс: как можно в этом случае любить кого-то, ведь у вас просто нет модели поведения! Полюбить себя — это четко осознавать свои потребности и не заменять их суррогатами и зависимостями. Например, у меня сейчас потребность во внимании — и я пойду искать этого внимания, вместо того чтобы покурить или выпить. Если мы начинаем транжирить деньги, это обозначает только одно — что мы подсознательно чувствуем недостаток самолюбви и пытаемся его — опять же суррогатно — возместить. Если я себя люблю, мне, по большому счету, практически ничего не надо. Это будет утверждение, которое очень близко к истине. Будда не зря говорил: у человека с рождения есть все, что ему нужно.

А вот вам еще один неприятный факт: детей рожают из-за одной-единственной мотивации — страха смерти. Если бы мы были бессмертны, то, скорее всего, не было бы ни семей, ни детей. Зачем? Ведь тогда нет смысла думать о том, чтобы тебя помнили, не надо задумываться о «следе, который ты оставил».

Так вот мы рожаем детей для того, чтобы продолжиться в них, получить суррогат бессмертия. Именно поэтому мы начинаем «залюбливать» сыновей и дочерей помимо их воли: отдавать в бесконечные, совершенно им ненужные кружки и секции, мучаем их тотальным контролем. И вроде бы мы хотим, чтобы они были успешными, но на самом деле это не так. Потому что, если смотреть беспристрастно, мы стараемся заменять своим видением их уникальную жизнь. Мы не можем признаться себе, что сын или дочка — это совершенно отдельный человек, и отчаянно хотим увидеть в них продолжение себя любимого. Мы готовы искалечить ребенку всю его дальнейшую судьбу, лишь бы хоть на немного продлить существование на планете частицы себя как личности.

— Как-то тема, которую мы обсуждаем, со старта разрослась до вселенского масштаба…

— О масштабах задумайтесь на простом примере. Когда вы вступаете в любой контакт с ребенком, задайте себе вопрос: то, что я сейчас делаю, совершается для того, чтобы он был успешен, или для того, чтобы я был спокоен или потешил свое эго? По большому счету, это единственный вопрос, которым должны задаваться родители, когда они занимаются воспитанием. Думаю, процентов 80—90 из нас найдут в себе силы, чтобы признаться: в первую очередь мы думаем о собственном спокойствии.

Давайте начнем с простейших вещей. Когда наш трех-четырехлетний карапуз лазит во дворе по горкам и качелям, мы постоянно одергиваем его. Исходя из чего? В первую очередь исходя из собственного спокойствия. Да, ребенок, возможно, упадет, и ему будет больно. Но ведь это его жизнь! Как иначе он получит базовое и правильное представление о мире, не набив своих синяков и шишек? Естественно, все хорошо в разумных пределах. Зная из своего опыта, что некоторые действия могут гарантированно привести к травме, мы предупреждаем их. Если вы уважаете ребенка, то таких запретов не будет много.

— А как же материнский инстинкт, сердце, которое болит за свое чадо?

— О чем я и говорю. Не о сыне вы думаете, а о своем больном сердце. И при этом пытаетесь ребенку заменить его жизнь. Классическая метафора современного воспитания — крик в песочницу: «Сеня, иди домой!» — «Мама, я что, замерз?» — «Нет, ты проголодался!» Родители у нас лучше ребенка знают, что ему надо. Но ведь это не так! Каждый ребенок рождается как отдельная личность, у него есть своя миссия на этой земле, свое предназначение. Мы эту миссию знать не можем, но при этом упорно ребенка «воспитываем». Бред!

Любовь к ребенку подразумевает уважение. Я уважаю любое его решение. Да, я могу предположить, что это решение может привести к не очень хорошим последствиям, и я предупрежу его об этом.

— И позволите выбирать?

— Вот как раз здесь — главная ошибка. Позволить выбирать — это опять распоряжаться собственностью. Повторяю: я уважаю его выбор. Лингвистически все очень точно отражается.

— Ребенок говорит: «Мне надоела школа, я не хочу туда ходить…»

— Пусть не ходит!

— Вы представляете себе последствия?

— У меня были такие подростки. Они осознанно отказались от школы, и я рекомендовал родителям не препятствовать им в этом. Вот, например, яркая ситуация. Подросток учился в каждом классе по два года, был двоечником, дрался, был совершенно неуправляемым. После нашего тренинга мать пришла домой и передала ему ответственность за свою жизнь. То есть сказала: поступай так, как считаешь нужным. Он в этот же день ушел из школы. Через неделю он устроился на работу, а еще через месяц по собственному желанию принес документы в вечернюю школу. Парень неплохо зарабатывал, стал в итоге отличником, а сегодня он довольно известный режиссер в Москве. Ему передали ответственность за свою жизнь, и он построил ее так, как хотел…

— То есть родители зря думают, что они могут выступать в качестве «сдерживающего фактора»?

— Я много лет работаю с семьями — родителями и детьми. Могу вам сказать: если ребенка уважают и понимают, что ему надо отдать право на собственное развитие, он всегда вырастает гениальным, творческим, гибким. Умный родитель должен быть очень внимательным, наблюдать за тем, что хочется ребенку. Если моему сыну в два года нравилось сидеть у меня на руках и считать проезжающие машины, я стоял с ним по 20—40 минут, понимая, что в будущем это пойдет ему на пользу. Когда сын пошел в первый класс, он уже складывал в уме двузначные числа.

Кого-то из родителей напрягает, что ребенок целый день бегает как дурачок с палкой. Родители, это же прекрасно! Вспомните себя в детстве! Найденная палка для ребенка — это целый мир: копье, автомат, штурвал самолета и многое другое. Почему мы заставляем ребенка, нашедшего на улице палку, тут же бросить ее? Он же благодаря ей мир выстраивает, творит, развивает фантазию и интеллект.

Мир психологии детей — вообще очень интересная штука. Я даже скажу вам, что привидения или несуществующие друзья, с которыми общается ребенок, — это далеко не глупости. Почему мы категорично заявляем, что ничего этого нет? Для ребенка есть, он благодаря этим «фантомам» метафорически развивается, обучается, избавляется от каких-то своих страхов. Даже я, как психотерапевт, далеко не всегда знаю, какую проблему сейчас решает мозг ребенка, придумывая себе каких-то союзников.

— Не перерастет ли рано или поздно уважение выбора во вседозволенность?

— В психологии есть понятия внутренней и внешней референции — это полярности, которые мы выстраиваем в своей системе ценностей, и система ценностей, которая влияет на нас извне. Ребенка нужно научить внутренней референции. Собрав информацию вовне, он должен уметь принимать при этом решение самостоятельно. Научиться этому он может только на практике, ощутив свободу. Вот вам пример на пальцах, опять же из моей личной жизни. Своему сыну я даю карманные деньги. Мы зашли в магазин с пирожными. Вижу, что ребенку доставляет удовольствие не только съесть сладкое, но и самостоятельно посчитать нужную сумму, достать ее из кошелька. И вот продавщица говорит сыну: «Смотри, малыш, вот это пирожное самое вкусное, с творожком!» Сын поднимает на нее глаза и заявляет:»Спасибо, но я, вообще-то, читать умею». В этот момент я понял, что все делаю правильно, что у него есть внутренняя референция. Даже если ему предложат наркотики, то вряд ли это прокатит: он научился принимать решения сам.

Внутренняя референция дает очень многое, порой совершенно неочевидные вещи. Например, позволяет оставаться здоровым: мы просто не поведемся на «рекламу» гриппа. Когда я работал педиатром, заметил интересную тенденцию: эпидемия гриппа начинается через неделю после того, как в газетах и метро пошла реклама противогриппозных препаратов. Люди без внутренней референции, читая симптомы, уже готовы к ним, настраиваются на них. И вот — болезнь появилась.

Внутренняя свобода, конечно, подразумевает определенные рамки. Помните основное правило жизни, которое проповедовали хиппи в семидесятых годах прошлого века? «Делай, что тебе нравится, не мешая другим». На мой взгляд, очень правильная мысль. Ребенку стоит объяснять, что его свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека.

— Сейчас очень модна тибетская модель воспитания ребенка, которая гласит, что до пяти лет надо обращаться с ним как с царем, с пяти до десяти — как с рабом, а после десяти — как с равным. Временны́е рамки могут колебаться, но общая идея понятна. Как вы к этому относитесь?

— Здесь стоит понимать, что в некоторых вопросах у ребенка попросту нет базы, опираясь на которую можно принимать решения. Поэтому стоит задаться вопросом: а до того, как все позволять, вы обсудили, что правильно, а что нет? Вы обыграли ситуации, рассказали о последствиях того или иного поступка? Без этой базы внутренняя свобода как-раз таки вырастает во вседозволенность.

Это, на самом деле, огромная беда. Родители часто говорят о проблемах в общении с детьми, при этом они с ними не разговаривают сами! Моя позиция в этом плане четкая: с ребенком надо разговаривать на равных, не сюсюкая, с первых минут жизни. И не рассказывайте мне, что сюсюкание — это проявление нежности. Знаете, как дети понимают, что их любят? Одним единственным способом — через глаза. А теперь вопрос родителям: как часто вы общаетесь с детьми, глядя им в глаза с любовью? Бо́льшая часть общения выглядит так: ребенок что-то лопочет, а мы отвечаем ему через плечо. При этом мы физически находимся на разных уровнях: мы выше, ребенок ниже. О каком равноправии и взаимопонимании можно говорить? Почему вы удивляетесь, что в конце концов ребенок перестает вас слышать?

Идем дальше. Давайте подумаем: когда большинство родителей смотрят в глаза ребенку? Правильно — когда ругают. Мол, ты натворил что-то, теперь смотри мне в глаза. Самый важный канал общения превращается в инструмент подавления. Логично, что после этого у себя на приеме, на улице — да везде я вижу людей, которые стараются не встречаться с тобой взглядом. Это идет из детства! Канал перекрыт, более того — создан негативный якорь: «Если мне смотрят в глаза, значит, сейчас будут разоблачать».

Если вы ругаете ребенка — отвернитесь. Не зря раньше ставили в угол.

А теперь практический совет. Как создается основа для принятия ребенком решения? Он задает вопрос, вы опускаетесь до уровня его глаз (или садите его на стол) и ведете равноправный диалог.

Когда я работал психотерапевтом в диспансере, ко мне очень часто приводили детей, которые заикаются. В 80% случаев я мог помочь фактически таким же простым советом. Как только ребенок обратился к вам, бросайте все и слушайте его внимательно: больше в этот момент для вас в мире ничего не существует!

Заикание — чаще всего не испуг, как говорят бабки, которым надо деньги зарабатывать, а неудовлетворенность ребенка в общении. Он хочет донести до родителей мысль, задать вопрос, а его не слышат. Или слушают, но только начало монолога (что происходит еще чаще). И вот ребенок, стараясь успеть высказаться, говорит все быстрей, но его речевой аппарат еще до конца не сформирован. Вот он и начинает заикаться. А дальше пошло по кругу, как снежный ком. Ребенок заикается, говорит медленнее, родители еще меньше слушают его и так далее.

Так вот в большинстве случаев родители, которым хватило мудрости и терпения выполнить это простое условие, снимали заикание максимум за месяц.

Дети не несут ахинею, они мудрые, и я настоятельно рекомендую внимательно слушать их. О какой любви к ребенку можно говорить, если мы не уважаем его мнение, его мысли, его мир. Пускай нам кажется, что все, о чем спрашивает ребенок, — это банальность, помните, что для него мир — это череда открытий. Не ставьте во главу угла «учить», концентрируйте свои силы на «слушать».

— Какие признаки в поведении ребенка должны заставить родителей беспокоиться?

— Любые. Меня пугает, что в наш просвещенный век многие родители считают, что нервный тик, энурез и заикание — это болезни, не имеющие никакого отношения к психологическому здоровью ребенка. Я же уверен, что любая болезнь ребенка — это повод задаться вопросами: «Что я делаю не так? Что происходит в наших взаимоотношениях?». В подавляющем большинстве своем дети — очень здоровые и сильные существа, которые «уходят в болезнь» в первую очередь из-за психологических проблем.

Конечно, относятся к тревожным симптомам и любые поведенческие вещи, которые выходят за рамки признанных в обществе правил. Короче, если тебе просто что-то не нравится в ребенке, уже стоит идти к психотерапевту или психологу и разбираться в ситуации.

— По большому счету, получается, что к специалистам пора идти практически всем родителям?

— Да. А все потому, что в стране нет института правильного воспитания, у нас не учат, как быть родителями. Поэтому все «косяки», которые были во взаимоотношениях с нашими родителями, мы проецируем на своих детей, добавляя еще и собственные. Причем в подавляющем большинстве случаев работать с психиатром должны именно родители, а не дети. За многие годы моей работы в детско-подростковом психиатрическом диспансере мне редко попадались случаи, когда действительно надо было целенаправленно работать с ребенком. Чаще всего достаточно было скорректировать поведение родителей. Ребенок — это лампочка, индикатор того, что в семье что-то не так. Смысла лечить его нет, пока не изменились условия в семье. Иначе получится как с тем самым текстом, который я набрал на компьютере, распечатал и нашел ошибки. Вместо того чтобы исправить эти ошибки, я с упорством маньяка продолжаю выводить все новые и новые копии на принтер в надежде, что это исправит ситуацию…

— Может ли родитель посмотреть на свои поступки беспристрастно и скорректировать что-то самостоятельно?

— Конечно, нет. Система не может изменить сама себя, ее меняют только выходя за пределы. Идеальное решение — работа со специалистом. Как вариант: обратитесь за советом к человеку, заслуживающему вашего доверия, который успешен в общении со своими детьми.

— Насколько детский сад и школа помогают в воспитании детей?

— Никак не помогают. Мы, родители, воспитатели и учителя, уже давно запутались и забыли две простые вещи. Школа и детский сад — учат, семья — воспитывает. Эти две сферы никак не должны пересекаться. И лично я уверен, что школа не имеет никакого права воспитывать вашего ребенка, а вы не должны заниматься его домашними заданиями. Когда мне на родительском собрании объясняли, как надо заполнять ту или иную тетрадь, я удивлялся: «А зачем вы мне все это рассказываете? Обсуждайте с сыном: он же ученик». Я самоустранился от процесса обучения, и, как показала практика, это очень полезно. Учителя поначалу были шокированы подобной позицией, но очень скоро они поняли, что я непреклонен, и мы находим общий язык.

Я не говорю, что полностью равнодушен к происходящему в школе у ребенка. Если он попросит у меня помощи с домашним заданием, я сделаю все, что смогу. Но только в этом случае. Я не проверяю дневники, в свое время объяснил старшему, как подделывать свою подпись, и не знал беды. Не то чтобы я учил ребенка врать, просто я объяснил ему, что в современном мире есть условности, которые мы вынуждены соблюдать. Какими бы идиотскими они ни были.

К слову, я вообще считаю, что если ходить и на родительские собрания, то обязательно с ребенком. Это же его учеба, его жизнь, его проблемы. Как можно обсуждать их без того, для кого это важнее всего?

Школа и детский сад, помимо образования, отчасти выполняют лишь еще одну функцию — социализации ребенка. Она дает модели того, как взаимодействовать с другими людьми, с обществом, с авторитетами. Те модели, которые порой строятся в наших учреждениях образования, здоровыми и нормальными я не считаю. Поэтому компромиссы со школой должны иметь максимум формальный характер.

— Родители очень боятся, что их ребенок попадет в плохую компанию, как итог — криминал и наркотики. Есть ли практические советы, позволяющие уменьшить риски?

— Если такие вопросы возникают, то вы уже задавили своего ребенка, полностью подавили его личность. Вспомните, о чем мы говорили: если вы воспитываете в своем ребенке внутреннюю референцию, то в любой компании он будет лидером, и опасений относительно того, что на него кто-то повлияет, не должно возникать вообще.

Если внутренняя референция отсутствует, единственное, что я могу предложить, — это тренинги с профессионалами. Вам надо научиться передавать ребенку ответственность за его жизнь, тогда, по моему опыту, все нормализуется: сын или дочь начнет думать о последствиях, и в этом случае они, как правило, уходят из плохих компаний.

И помните, что наркотики в жизни ребенка появляются тогда, когда отсутствует взаимоуважение в семье и есть попытка тотального контроля со стороны родителей. Ведь те, кто продают наркотики, целенаправленно ищут таких проблемных подростков и предлагают им «свободу». В наркоманскую компанию и в секты затягивают как? Человеку говорят: «Здесь тебя примут таким, какой ты есть». Представляете, как это жутко звучит для родителей? То есть они своего ребенка так не воспринимают? Получается, что так оно и есть.

Для кого-то станет новостью, что после пяти лет ребенок сформирован и влиять на его характер мы можем очень опосредованно. Что делать? Во-первых, совершенно бесполезно испытывать чувство вины по поводу упущенных возможностей. Воспринимайте ситуацию философски, я бы даже сказал кармически: все, что вы могли сделать, вы сделали. А сейчас передавайте своим детям ответственность за собственную жизнь. Делайте это поэтапно, если страшно сразу. То есть если вы передали ответственность за мытье посуды, чашки и кружки сына или дочери вы больше не моете. Если передали ответственность за уборку в комнате, то больше вы никогда не заглядываете в нее с целью проверить на наличие бардака и ни разу не напоминаете об уборке.

Поначалу бардак в комнате будет, поверьте. Первое время вас будут проверять: насколько искренне вы передали ответственность? И когда понимание того, что все серьезно, придет (на это уходит обычно от двух недель до двух месяцев), ребенок примет решение, как ему жить дальше. Если вся остальная квартира содержится в чистоте, а посуда помыта, с практически стопроцентной вероятностью могу утверждать, что и в комнате ребенка в какой-то чудесный день вы увидите перемены к лучшему. Возможно, это будет другой порядок, не близкий вам. Это будет его порядок, и ему в нем будет комфортно. Но ведь именно этого мы и добиваемся?

Слова психологов о том, что все проблемы взрослых родом из детства – вовсе не пустой звук. Давно подмечено: малыши, испытавшие в детстве недостаток любви, вырастая, становятся не самыми счастливыми взрослыми с массой комплексов.

Синдром недолюбленного ребенка

Личность человека начинает формироваться с младенчества. Кроха копирует поведение старших, перенимает их привычки, манеру поведения, образ жизни. Пока не состоялась сепарация от мамы с папой они для малыша остаются главным авторитетом и примером для подражания.

Если родители уделяют детям недостаточно внимания, критикуют, применяют физические наказания и не демонстрируют в достаточной степени свою любовь, это сказывается на личности во взрослом возрасте. К чему приводит дефицит внимания и что отличает уже взрослых недолюбленных «детей» можно определить по ряду характерных признаков.

7 признаков что взрослый недополучил любви в детстве

Основными проблемами недолюбленных детей в сознательном возрасте становятся следующие особенности поведения.

  1. Отсутствие доверия к окружающим. Чтобы не искать в людях подвоха, ребенка с детства должны окружать позитивно настроенные и уравновешенные родственники. Если в семье нормой являются скандалы, истерики, выяснение отношений на повышенных тонах, это пугает малыша. Впоследствии дети, юные годы которых прошли в подобных условиях, ждут подвоха от каждого, кто встречается на их жизненном пути.
  2. Боязнь ошибиться. Любящие родители постоянно мотивируют свое чадо, хвалят, поощряют добиваться большего. Недолюбленные дети этого лишены. Впоследствии, во взрослом возрасте они страдают чувством собственной неполноценности: боятся сделать что-то не так. В итоге стоят на месте, не могут реализовать заложенный в них от природы потенциал.
  3. Неумение построить личную жизнь. Ребенок, не познавший в полной мере, что такое любовь, инстинктивно выбирает себе в партнеры человека, который его точно также не любит, как когда-то родители. Впоследствии, такие личности во взрослом возрасте склонны вступать в истощающие морально токсичные отношения и страдают от комплекса жертвы.
  4. Проблемы с психикой. На неокрепшую детскую психику негативно сказывается невнимание родителей. Повзрослев, недолюбленный ребенок чаще страдает повышенной тревожностью, паническими атаками и склонен к депрессиям. О других психических расстройствах читайте здесь.
  5. Излишняя чувствительность. Слова и поступки окружающих сильнее ранят тех, кого недолюбили в детстве. Им сложно не принимать все близко к сердцу: внутри живет постоянный страх быть отвергнутым, брошенным, непонятым.
  6. Склонность к зависимости. Дети, испытывающие дефицит любви, чаще своих благополучных сверстников поддаются влиянию алкоголя, наркотиков, игромании. Они склонны к насилию и совершению преступлений.
  7. Неумение быть счастливым. Это еще одно последствие нехватки внимания. Даже если недолюбленный ребенок подрос, состоялся в жизни и обзавелся семьей, он чувствует себя в глубине души несчастным. Рана, нанесенная в детстве, кровоточит всю жизнь, не позволяя в полной мере наслаждаться радостью бытия.

Как исправить эту ситуацию? Узнайте далее.

Как избавиться от комплекса недолюбленного ребенка

Взрослые, недополучившие любви родителей в детстве, испытывают затруднения в воспитании своих детей. Они не в силах полноценно радоваться жизни и строить гармоничные отношения. Заподозрить комплекс можно по 7 вышеперечисленным признакам. А вот выявить синдром недолюбленности поможет консультация у специалиста.

Исправить эту проблему своими силами сложно. Что стоит сделать в первую очередь? Не винить родителей за то, что они не смогли вам дать больше любви. Наверняка на это у них были веские причины. Если не получается сделать это самостоятельно, проработайте комплекс вместе с психологом.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *