Некрополь Донского монастыря в Москве кто похоронен

Фото: m24.ru/Александр Авилов

История столичных кладбищ насчитывает сотни тайн и легенд. Перезахоронения, при которых исчезали головы покойников, зашифрованные надписи на памятниках, скандинавские метки и пуленепробиваемые колпаки для надгробий…

Сетевое издание m24.ru запустило проект, в рамках которого вы узнаете об истории, легендах и современном состоянии столичных кладбищ. В первом материале мы рассказали о Новодевичьем кладбище, во втором – о Ваганьковском, в третьем – о Введенском. Теперь речь пойдет о Донском.

Донское кладбище принято делить на Старое и Новое. Старое было основано в 1591 году при Донском монастыре, но потом место кончилось, и в начале XX века появилось Новое.

В середине XVIII века Донской погост был местом захоронения московской знати, это самый крупный сохранившийся в столице дворянский некрополь. В свое время Донской монастырь находился за чертой города, и там можно было хоронить людей – в столице места покойникам не нашлось по указу Екатерины II.

В числе знаменитых людей, похороненных на Донском кладбище – драматург Александр Сумароков, историк Василий Ключевский, писатель Александр Солженицын и известная своей жестокостью по отношению к крепостным помещица Дарья Салтыкова.

Старое Донское кладбище

Раз погост у Донского монастыря был в основном для аристократов, то на их могилы и стоит обратить внимание. Например, там есть несколько захоронений представителей рода Горчаковых (в честь одного из них, министра иностранных дел Российской империи, названа улица в столице), князей Оболенских и Нарышкиных (к числу последних принадлежала мать Петра I). Также на Донском кладбище можно увидеть могилы грузинских царевичей, членов княжеского рода Голицыных и родственников Александра Пушкина.

Фотогалерея

Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 6

К слову о дворянах: на Донском кладбище есть надгробия в виде дерева с обрубленными ветками. Их называют «Гора Голгофа», ставились они на могиле последнего представителя рода, символизируя конец династии.

Фотогалерея

Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 2

Отдельно стоит сказать о знаменитых культурных деятелях, похороненных на Донском кладбище: это философы Иван Ильин и Петр Чаадаев, писатели Владимир Одоевский и Александр Сумароков, поэт Михаил Херасков и историк Василий Ключевский.

Фотогалерея

Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 3

Кроме того, на кладбище можно увидеть могилу «отца русской авиации» Николая Жуковского, архитектора Осипа Бове, который реконструировал Москву после пожара 1812 года (Триумфальная арка, Большой театр, Александровский сад), патриарха Московского Тихона, врача Федора Иноземцева (впервые в истории Российской империи провел операцию с применением эфирного наркоза), декабриста Петра Свистунова и писателя Александра Солженицына.

Фотогалерея

Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 4

Один из мифов, связанных с Донским кладбищем – это могила Салтычихи. Есть надгробие, которое считается официальным – там можно прочитать фамилию покойной, но существует другая безымянная и относительно новая могила, которую называют «народной». Точных сведений, где покоится Салтычиха, нет. Стоит отметить, что официальное надгробие и могильная плита ее сына, которая лежит рядом, частично повреждены.

Фотогалерея

Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 3

Еще у Донского монастыря похоронен генерал Антон Деникин, преемник Александра Колчака на посту исполняющего обязанности правителя России. Его прах туда перенесли из Детройта в Москву в 2005 году в соответствии с завещанием. Могила Деникина, его жены, одного из руководителей Белого движения в Сибири, генерала Владимира Каппеля и философа Ивана Ильина с женой стоят рядом. Этот комплекс называется «Мемориал белым воинам».

Фотогалерея

Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 3

Впрочем, на Старом Донском кладбище нашлось место не только для могил: там есть горельефы со старого здания храма Христа Спасителя, взорванного в 1931 году.

Фотогалерея

Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 3

В 1927 году в кладбищенской церкви на Новом Донском кладбище был оборудован первый в стране массовый крематорий и колумбарий. Известно оно еще и тем, что там есть братская могила воинов, погибших в 1941 – 1945 годах и умерших от ран в московских госпиталях. К 60-летию Победы на Новом Донском кладбище появился некрополь погибших в ВОВ, окруженный стелами с именами солдат.

Фотогалерея

Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 3

Недалеко от стел находится братская могила «невостребованных прахов» – там, в частности, погребены писатель Исаак Бабель, режиссер Всеволод Мейерхольд, маршалы Михаил Тухачевский и Василий Блюхер, Павел Постышев. Последний считается одним из организаторов голодомора на Украине и прославился поиском врагов народа.

Фотогалерея

Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 7

По странной иронии судьбы, могила коменданта НКВД СССР Василия Блохина («главный палач НКВД»), который лично расстрелял больше 10 тысяч человек, также находится на Новом Донском кладбище.

Подробнее о расстрелянных m24.ru писало в день памяти жертв политических репрессий, почитать можно .

Сергей Блохин

Спустя 58 лет после смерти генерал Деникин вернулся на родину

Незадолго до смерти, в августе 1947 года, Деникин передал родным свое последнее желание: после свержения коммунизма гроб с его останками должен быть перезахоронен в России. И вот 3 октября 2005 года прах генерала Деникина был перезахоронен на кладбище при Донском монастыре в Москве.

Антон Деникин

В конце своей жизни Антон Деникин откровенно признавался:

«В академические годы сложилось мое политическое мировоззрение. Я никогда не сочувствовал ни «народничеству» с его террором и ставкой на крестьянский бунт, ни марксизму с его превалированием материалистических ценностей над духовными и уничтожением человеческой личности. Я принял российский либерализм в его идеологической сущности без какого-либо партийного догматизма. В широком обобщении это приятие приводило меня к трем положениям: 1) конституционная монархия, 2) радикальные реформы, 3) мирные пути обновления страны. Это мировоззрение я донес нерушимо до революции 1917 года».

Февральский переворот ошеломил Деникина, человека либеральных взглядов, сторонника конституционной монархии и радикальных общественных реформ:

«Не были подготовлены вовсе ни к такой неожиданно скорой развязке, ни к тем формам, которые приняла революция».

Глядя на Керенского, Деникин сказал:

«Вы втоптали наши знамена в грязь. Теперь… поднимите их и преклонитесь перед ними… Если в вас есть совесть!»

Неудивительно, что генерал принял участие в так называемом корниловском мятеже и вместе с другими его руководителями оказался в тюрьме.

Антон Деникин

Затем Деникин уходит на Дон. В 1918 году Деникин становится во главе Добровольческой армии. К концу года ему удалось сломить сопротивление атаманов донского и кубанского казачества и объединить под своим командованием все антибольшевистские силы. К этому времени умер Алексеев, и Деникин, как самый авторитетный из генералов и старший по должности, занимает вновь созданный пост главнокомандующего вооруженными силами Юга России.

Потом он попадает под начало Колчака, а затем передает место Врангелю, а сам покидает пределы Родины, понимая обреченность «белого дела».

В своих воспоминаниях генерал попытался осмыслить события в России — революцию, Гражданскую войну, причину поражения антибольшевистских сил. Многие оценки, приведенные на страницах «Очерков русской смуты», заслуживают того, чтобы быть известными широкому кругу читателей. Например, следующая мысль Деникина:

«Великие потрясения не проходят без поражения морального облика народа. Русская смута наряду с примерами высокого самопожертвования всколыхнула еще в большей степени всю грязную накипь, все низменные стороны, таившиеся в глубинах человеческой души».

Не совсем удачно складывалась личная жизнь Деникина. Он полюбил замужнюю женщину, но обручился только с ее дочерью, когда ему шел уже 45-й год. Впоследствии Ксения Васильевна, которую он нежно любил, делила с ним все тяготы войны. Жена сама стряпала, а генерал ходил нередко в заплатанных штанах и дырявых сапогах.

Уехав за границу, он долго не может найти себе места, и только весной 1926 года Деникин селится в Париже, в признанном центре русской эмиграции. Там он прожил до мая 1940 года. Деникину пришлось покинуть виллу друзей и провести несколько лет, до освобождения Франции от немецкой оккупации, в холодном бараке, где он, нуждаясь во всем и часть голодая, продолжал работать над своим трудом «Путь русского офицера». Генерал Деникин осуждал политику Гитлера и называл его «злейшим врагом России».

Во время Великой Отечественной войны известного генерала-антикоммуниста пытаются вовлечь в борьбу против Советского Союза. Командование вермахта предлагает ему переехать в Германию и заниматься литературной работой на весьма выгодных условиях. Но Деникин ответил:

«Оставаясь непримиримым в отношении большевизма и не признавая советскую власть, я считаю себя и ныне гражданином Российской империи».

В мае 1945 года он вернулся в Париж и вскоре, в конце ноября того же года, воспользовавшись приглашением одного из своих соратников, отправился в США.

Время от времени, а под конец все чаще и чаще давала о себе знать болезнь сердца.

20 июля 1947 года с Антоном Ивановичем случился сильнейший сердечный припадок. Его сразу перевезли в ближайший город Анарбор и поместили в больницу при Мичиганском университете. Через 2-3 дня он почувствовал себя немного лучше и попросил жену принести ему рукопись, чтобы продолжать работу над автобиографией.

Но дни его были сочтены. Умер он 7 августа 1947 года в госпитале Мичиганского университета. Последние его слова жене были:

«Вот не увижу, как Россия спасется!».

Деникин был похоронен с воинскими почестями на кладбище Эвергрин в Детройте. В 1952 году его останки были перенесены на русское кладбище Св. Владимира в Нью-Джерси.

3 октября 2005 года прах генерала Деникина был перезахоронен на кладбище Донского монастыря в Москве.

Могила Деникина на кладбище при Донском монастыре в Москве Могила Деникина на кладбище при Донском монастыре в Москве

Использованы материалы:

«Московский некрополь». Жесткова Татьяна. Москва, «Эксмо», 2008

В прошлые времена городских жителей хоронили подле приходских церквей и в пределах монастырей. Таким образом возникли монастырские кладбища. Однако на протяжении 20-х и 30-х годов прошлого столетия Москва расширялась, застраивались окраины и большинство кладбищ на территории столицы были уничтожены. На их месте построены жилые дома, разбиты скверы. Такая участь постигла кладбища, которые располагались у стен Новоспасской, Покровской, Симоновой и многих других обителей. Несколько больше повезло некрополям, находящимся на территории Новодевичьего и Донского монастырей. Это связано с тем, что в советский период их решили открыть для посещения как музеи.

Историческое значение некрополя Донской обители

Основание Донского монастыря датируется концом XVI столетия. Заложили его на месте гуляй-города, то есть подвижного полевого укрепления. Как и водилось в те времена, у стен монастырских постепенно стали появляться погребения.

Что касается Донского кладбища, то здесь хоронили русских вельмож, видных сановников, представителей купеческих богатых семейств. Достаточно упомянуть такие знаменитые дворянские фамилии, как Вяземские, Трубецкие, Долгорукие. Князьям Голицыным принадлежит родовая усыпальница, для которой они возвели храм, освященный во имя святого Михаила Архангела. Нашли последний приют на Донском погосте прославившиеся писатели, ученые: П.Чаадаев, В. Одоевский, В Ключевский, В. Майков и многие-многие другие.

Донской некрополь сегодня является своеобразным музеем собранных надгробий и скульптур. В советский период именно сюда свозили древние могильные памятники и плиты с других московских кладбищ, которые были уничтожены. Немало из них являются творениями выдающихся скульпторов XVIII – XX веков. Есть здесь скульптурные надгробья, выполненные русскими монументалистами И. Витали, И. Мартосом, представителем русского ампира В. Демут-Малиновским и французским скульптором Жаном Гудоном. Мемориальные скульптуры, представляющие особую ценность, размещены для обозрения в Михайловском храме.

Огромный интерес представляют мраморные горельефы, относившиеся ранее к разрушенному в 30-х годах храму Христа Спасителя, они вмонтированы ныне в стеновую конструкцию Донского монастыря.

Новое Донское кладбище

Вся площадь некрополя уже на рубеже XIX и XX столетий была заполнена, и московским властям пришлось подумать о выделении новой территории, расположенной южнее монастыря. Так появилось Новое Донское кладбище, где велись захоронения фактически весь прошедший век.

Придя на Новое Донское кладбище, можно поклониться братской могиле воинов Второй мировой, общим могилам, в которых погребены жертвы сталинских репрессий, отдать дань памяти любимым актерам, ученым, летчикам-испытателям, поставить свечку в церкви Иоанна Лествичника или Серафима Саровского. А вот в помещении недостроенного монастырского сооружения в конце 20-х годов был обустроен первый в столице крематорий и появился колумбарий.

По количеству художественных могильных надгробий Донскому некрополю нет в Москве конкуренции, он является уникальной достопримечательностью столицы.

В июне 1591 года крымский хан Казы-Гирей двинул свои войска на Москву. Русские пограничные рати не смогли остановить татар, и к началу июля Казы-Гирей оказался на подступах к городу. Москва готовилась к тяжелой осаде. Борис Годунов собрал войско, хотя надежд на победу было немного: татары превосходили русское войско и численностью, и вооружением. Но уступали одним — верой, какой был крепок русский народ. Икона Донской Божией Матери, покровительствующая русским воинам, явила чудо: враг был разгромлен.

4 июля 1591 года передовые части войска Казы-Гирея попытались пробиться к Калужским воротам Земляного города, но были остановлены огнем артиллерии. Целый день продолжался бой, татары отступили, готовясь повторить наступление. И тогда русские прибегли к военной хитрости.

В ночь на 5 июля Москва осветилась множеством костров. Они горели везде: на кремлевских башнях, в монастырях, на башнях Белого города. Русские ополченцы стреляли, били в барабаны и литавры. В то же время в татарском стане появился богато одетый безоружный всадник. Он был схвачен и предстал перед ханом. «Что есть тако на Москве великий шум?» — спросили его. И он ответил, что «прийдоша к Москве многая сила Новгородцкая и иных государств Московских, прити ее сее мощи на тебе». Пленника жестоко пытали, но он твердо стоял на своем, повторяя эти слова.

Татары поверили ему и бежали в смятении, оставляя лошадей и давя своих людей. На следующее утро войска Казы-Гирея под Москвой уже не было. Его перехватили на переправе через Оку и разгромили русские войска. Это был последний поход крымских татар на русскую землю. В честь иконы Богоматери Донской, спасшей город от нашествия татар, был основан в Москве Донской монастырь.

С ним связано много исторических имен и событий. Старейший Малый собор монастыря был основан Борисом Годуновым и построен в 1593 году. Большой собор (1684-1698) заложила царевна Софья, продолжал его строить Петр I. Среди вкладчиков монастыря — боярин Артамон Матвеев, воспитатель царя Алексея Михайловича, основатель Московской оружейной палаты — Богдан Матвеевич Хитрово и… члены семьи Степана Разина. По записи, в числе лиц, за которых следовало молиться, упомянуты преданные анафеме Степан и Фрол Разины!

Один из самых трагических моментов «Чумного бунта» 1771 года — убийство московского митрополита Амвросия — тоже связан с Донским монастырем. Обезумевшая толпа, которую пытался успокоить владыка Амвросий, растерзала его. Невинно убиенный был похоронен в Малом соборе.

Монастырь был центром духовной жизни русского государства. Здесь останавливались киевские ученые монахи, вызванные в XVII веке в Москву для устройства школы, сюда приезжали креститься мордовские мурзы. Большую роль сыграл Донской монастырь в укреплении связей России с Грузией, когда в конце XVII века игуменом стал митрополит Лаврентий, глава имеретинской православной церкви.

Широко известен некрополь Донского монастыря, где похоронены известнейшие представители русской культуры, общественные деятели. Среди архитекторов, строивших монастырь, и скульпторов, создававших надгробия некрополя — Федор Конь и Доменико Трезини, И. Мартос, И. Витали, В. Демут-Малиновский…

Но, пожалуй, самое главное в жизни Донского монастыря связано с именем святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, избранного на престол под грохот артиллерийского обстрела Кремля 18 ноября 1917 года.

ИЩИТЕ И ОБРЯЩЕТЕ!

Кажется, что за эти высокие, мощные стены не проникает суета повседневности. Всего несколько минут ходьбы до шумного, грохочущего машинами Ленинского проспекта — а такая тишина. Старые липовые аллеи, строгое кладбище среди черных стволов деревьев, уютный яблоневый сад около настоятельского корпуса — здесь царят мир и покой.

Донской монастырь сохранился, пройдя через все ураганы времени. Чего только ни пришлось пережить монастырю. В его братских кельях были устроены квартиры, даже в башнях стен поселили жильцов. На территории устроили автобазу, а в конце восьмидесятых прямо по некрополю копал траншею трактор «Беларусь»… Но Донской не только стоял сам — собирал в своих стенах то, что оставалось от разрушенных церквей, сберегал их фрагменты. Если бы не монастырь, где довелось бы увидеть современникам прекрасные горельефы взорванного храма Христа Спасителя? А они — вот, стоят, безмолвные, напоминанием о поруганной вере, укором и назиданием нам и надеждой на будущее возрождение.

Говорят, власти, пытаясь разрешить «квартирный вопрос», решили было заселить и Малый Донской собор. Но, придя туда, услышали в пустом храме голоса, церковное пение — и отступили, испугавшись. Малый Донской собор… Это, пожалуй, самое благодатное место в монастыре. В нем даже воздух особенный, пропитан ни с чем не сравнимым ароматом. Здесь находится мироварня. Их в России считанные единицы. Рассказывают, что во многом ради мироварни и открыли храм еще в сталинские времена. Миро тогда варили раз в три года. Сейчас — гораздо чаще.

Варят миро на Страстной седмице, три дня. Задолго до этого готовят все необходимое: травы, пряности, эфирные масла — десятки компонентов, основа которых оливковое масло. В Великий Понедельник в Донской приезжает Патриарх, начинается молебен. После него сам Святейший зажигает дрова в печи под котлом. Специальными палками-веслами помешивают его содержимое. Священнослужители, сменяя друг друга каждые два часа, читают Евангелие. Вечером печь гасят, но огонь сохраняют, зажигая от него на ночь лампады. А утром разжигают печь вновь. В Великую Среду котел остывает, в него добавляют розовое масло, другие компоненты и разливают миро по сосудам. Его освятит Патриарх, и оно отправится по всем епархиям Российским и заграницу. Вот почему в Малом Донском соборе такое благоухание. Прихожане, присутствующие при мироварении хоть раз, не забудут его никогда.

Связано с Малым собором и еще одно событие: здесь произошло чудесное обретение мощей святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. 25 марта 1925 года Патриарх Тихон почил. День и ночь четверо суток служили панихиду над телом усопшего, непрерывным потоком шел в Донской монастырь народ. Около миллиона человек пришли проститься со Святейшим. В Вербное Воскресенье хоронила Православная Российская церковь своего Патриарха. Богослужение длилось больше восьми часов. Отпевание совершали 63 архирея (пятеро из них — митрополиты), около 400 священослужителей. Тело святителя опустили в могилу, приготовленную в Малом Донском соборе, куда допущены были лишь несколько архиреев.

А спустя два года монастырь был закрыт. Судьба мощей Святейшего Тихона оказалась в руках тех, кто так его ненавидел. Можно было не сомневаться: большевики постараются уничтожить даже останки «врага советской власти». И появились свидетельства, что так оно и случилось. Одни говорили, что тело Патриарха было сожжено в крематории, другие — что святитель Тихон был перезахоронен на Немецком кладбище, третьи — что тело его осталось в Донском монастыре. Судьба святых мощей казалась трагичной.

В мае 1991 года монашеская жизнь в Донском была возобновлена. Началась реставрация. Братия монастыря трудилась, не покладая рук: покрывали медью купола Большого собора, восстанавливали его внутри и снаружи, перестилали крыши корпусов.

Сделали ремонт и в Малом соборе.

Это случилось 18 ноября, спустя две недели после окончания ремонта. Жизнь монастыря шла обычным порядком. Ничто не предвещало беды. И вдруг, тревога. Пожарные у ворот Донского: «У вас горит?». «Что горит?» — удивились в монастыре. И увидели пламя, вырывавшееся из Малого собора.

Никто в монастыре не заметил, не услышал, как все произошло. Какие-то злоумышленники, проникнув в монастырь, разбили окно в соборе, бросили внутрь него бомбу с зажигательной смесью. Начался страшный пожар. Огонь был так силен, что оплавились даже паникадила, храм выгорел почти весь в считанные минуты.

Спасло его чудо: именно в момент взрыва выглянула из своего окна прихожанка, увидела огонь и тут же вызвала пожарных. Они приехали сразу. Но удивительное этим не ограничилось. Когда пламя было сбито, пожарные застыли в изумлении: алтарная часть с чудотворными иконами, перед которой полыхал огонь, осталась абсолютно невредимой. «Как это могло произойти?» — недоумевали специалисты. Почему пламя остановилось? Иеромонахи объяснили, что Господь вразумил их накануне поставить Святые Дары в дарохранительнице на престоле, поэтому невидимая стена и преградила путь пожару. Пожарники лишь недоверчиво качали головами, но другого объяснения найти не могли.

Ремонт пришлось начинать заново. Приступив к восстановлению храма, монахи, с благословения Патриарха Алексия II, занялись поиском мощей святителя Тихона. Руководил раскопками известный ученый С. А. Беляев. Под мраморным обгоревшим надгробием оказалась плита с надписью: «Святейший Тихон, Патриарх Московский и всея России». Глубже был обнаружен каменный свод склепа. Воодушевленные находкой, участники раскопок забыли об отдыхе, работали без перерыва несколько часов, и, наконец, расчистили склеп. Вынув несколько камней, протиснули в него зажженную свечу и заглянули внутрь. Склеп был пуст. Лишь камни и пыльная паутина. Потрясенные, участники раскопок остановились. Потом, ни на что особо не надеясь, решили поискать у торцов склепа. И обнаружили: это вовсе не склеп, а часть калориферной отопительной системы! Так в свое время отапливались многие русские храмы: внизу ставили печь, а горячий воздух проходил по трубам, выложенным под полом.

Появилась надежда: если бы кто-то, действительно, разорил могилу, вряд ли стал так тщательно восстанавливать калорифер. Через два дня напряженной работы, около 12 часов ночи 19 февраля 1992 года перед участниками раскопок предстал настоящий склеп Патриарха: мощное, покрытое огромной плитой из каменных глыб, сооружение. Оно надежно защищало могилу от возможного надругательства. Стало понятно, почему во время похорон в Малый Донской собор было допущено всего несколько человек, чтобы, сохранив тайну, уберечь могилу Святейшего.

— Трудно передать то » чувство, которое испытывали мы в ту ночь, стоя у открытой могилы, — рассказывал иеромонах Тихон (Шевкунов). — Перед нами были благодатные святые мощи, которые мы и не чаяли увидеть, когда начинали раскопки.

Ночную тишину Донского монастыря огласил колокольный праздничный звон, как на Пасху. Чудесное обретение мощей состоялось. Пролежав во влажном склепе 67 лет, они сохранились почти полностью. Между тем, одна из панагий святителя, сделанная из кости, превратилась в прах. Воистину «хранит Господь кости их!»

Это чудо навсегда останется одной из самых значимых страниц в истории Донского монастыря, Русской Православной Церкви.

Из книги «Русские монастыри», издательство «Очарованный странник», Москва, 1995, с. 51-59.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *