Нектарий оптинский

Многие предсказания сводились к установлению православия по всему миру Фото: Александр Кулаковский © URA.RU

Известные старцы в прошлом предсказывали России возрождение православия по всему миру, восстановление монархии и уничтожение Турции. СМИ собрали семь главных предсказаний разных провидцев, которые опирались не на фундаментальный анализ, а на собственные чувства, способности и веру.

В публикации РЕН ТВ приводит высказывания следующих старцев:

Преподобный Серафим Саровский (1825—1832 год)

Он предсказал, что к окончанию всех времен Россия станет одним «великим морем» с прочими землями и славянскими племенами. Все народы будут перед ней трепетать, а Турция и вовсе «останется за Россией».

Святитель Феофан Затворник (1890 годы)

Этот старец утверждал, что Господь наказывал и накажет Россию Западом, «а нам все в толк не берется». А если Россия не одумается, был уверен Феофан Затворник, то «пошлет на нас Господь иноземных учителей, чтобы привели нас в чувство».

Святой преподобный Серафим Вырицкий (начало XX века)

Он предвидел времена, когда в мире погибнет куда больше людей, чем во времена богоборчества. Причиной того должно стать то, что «ни гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога». Святой преподобный Серафим Вырицкий говорил также, что мир спасет Россия.

Схииеромонах Аристоклий Афонский (1917—1918 год)

Старец называл время, в котором живет человечество, «предантихристовым». По его словам, над живыми начался суд Божий. «… И не останется ни одной страны на земле, ни одного человека, которого это не коснется», — предрекал схииеромонах Аристоклий Афонский. Впрочем, он был уверен, что Россия будет спасена и поможет другим странам.

Епископ Иоанн Шанхайский (1938 год)

«Когда окончатся страдания твои, правда твоя пойдет с тобой, и слава Господня будет сопровождать тебя», — предсказывал старец, обращаясь в России.

Преподобный Анатолий Оптинский (начало XX века)

В своем предсказании старец сравнивал Россию с кораблем, попавшим в шторм. «И русский корабль будет разбит. Но ведь и на щепках и обломках люди спасаются», — говорилось в предсказании. Провидец добавлял, что затем произойдет чудо: «воссоздастся корабль во всей красе и пойдет своим путем, Богом предназначенным».

Святитель Феофан Полтавский (1930 год)

Он утверждал, что Россия начнет новую жизнь и поразит весь мир. Святитель верил, что в стране восстановится самодержавие и царем станет достойный человек. «Господь предызбрал будущего царя. Это будет человек пламенной веры, гениального ума и железной воли», — предрекал он.

Паисий Святогорец, афонский старец (1990-е годы)

«Русские займут Турцию, Турция же исчезнет с карты, потому что треть турок станет христианами», — предсказывал Паисий Святогорец в относительно недалеких 1990-х.

Иосиф, афонский старец, Ватопедский монастырь (2001 год)

Он предрекал настоящую кровопролитную войну между странами, в которой погибнет около 600 миллионов человек. Поводом для нее старец называл вторжение Турции в Грецию. Россия якобы придет на помощь грекам, а США постараются воспрепятствовать этому, так как не хотят «воссоединения, слияния двух православных народов». По итогам ужасного побоища православие должно возродиться по всему миру.

Преподобный Нектарий (в миру Николай Васильевич Тихонов) родился в 1853 году в городе Ельце Орловской губернии (ныне территория Воронежско-Липецкой епархии) в бедной семье. Отец его был рабочим на мельнице. Он умер, когда сыну исполнилось семь лет. С матерью у Николая были самые теплые и сердечные отношения. Хотя она была строгой, но больше действовала кротостью и умела тронуть его сердце. Однако и мать его вскоре умерла. Остался Николай круглым сиротой. Несколько лет работал он в лавке богатого купца. Семя веры, зароненное в его душу благочестивой матерью, не пропало. Юноша в свободное время ходил в храм и читал церковные книги. Рос он тихим, богомольным.
В восемнадцать лет его решили женить. Пошел Николай за благословением к столетней елецкой старице Феоктисте, духовной дочери святителя Тихона Задонского, но схимница отправила его к старцу Илариону Оптинскому.
В 1873 году пришел он в Оптину пустынь, неся в котомке за спиной одно лишь Евангелие, и здесь Промыслом Божиим обрел свое истинное назначение. Ибо во власти Господа, а не «во власти идущего давать направление стопам своим» (Иер. 10, 23). Принял Николая преподобный старец Амвросий. О чем была их беседа, он никому не открывал, но после нее навсегда остался в скиту, став духовным сыном преподобных Анатолия (Зерцалова) и старца Амвросия.
Первым послушанием Николая в Оптиной был присмотр за цветами в скиту, потом его назначили пономарем. У преподобного Нектария была келья, выходившая дверью в храм, в ней он прожил двадцать лет, не разговаривая ни с кем из монахов, только со старцем и духовником. Сам он любил повторять, что для монаха есть только два выхода из кельи: в храм и в могилу. Задерживаясь на своем послушании, он часто опаздывал в церковь и ходил с заспанными глазами. Братия жаловались на него старцу Амвросию, на что тот отвечал: «Подождите, Николка проспится, всем пригодится». Под руководством своих великих наставников будущий старец быстро возрастал духовно. 14 марта 1887 года он был пострижен в мантию и позже вспоминал: «Целый год после этого я словно крылышки за плечами чувствовал». Монашество он ставил очень высоко и всем наказывал хранить его, даже если «револьвер приставят». Получив мантию, он почти совсем перестал выходить из кельи, в которой даже окна были заложены. 19 января 1894 года отец Нектарий был посвящен в иеродиаконы, а через четыре года рукоположен Калужским архиереем Макарием во иеромонаха.
Уже в эти годы он исцелял больных, обладал даром прозорливости, чудотворения и рассуждения. Но по своему смирению эти высокие духовные дарования он скрывал под внешним юродством. Отец Нектарий занимался не только духовным, но и научным самообразованием. Он говорил: «В Божественном творчестве нет остановки, все движется, и Ангелы не пребывают в одном чине, но восходят со ступени на ступень».
В 1913 году оптинская братия избрала его в старцы. Преподобный Нектарий отказывался, говоря: «Нет, отцы и братия! Я скудоумен и такой тяготы понести не могу». И только по послушанию согласился принять на себя старчество. Принимал старец Нектарий посетителей в хибарке преподобного Амвросия. Иногда он оставлял на столе в приемной книги, и посетители в ожидании приема смотрели их, находя ответы на свои вопросы, а преподобный Нектарий по своему смирению говорил, что они приходят к батюшке Амвросию и сама келья говорит за него. Для каждого человека у старца был свой подход, «своя мера», порой он оставлял посетителя одного, чтобы тот побыл наедине со своими мыслями, иногда долго и оживленно беседовал, удивляя собеседника своими познаниями, и люди спрашивали: «Где же старец окончил университет?» И не могли поверить, что он нигде не учился. «Вся наша образованность от Писания», — говорил о себе старец.
После закрытия монастыря в 1923 году преподобного Нектария арестовали. По выходе из тюрьмы старец жил в селе Холмищи у одного крестьянина, но и туда, невзирая на трудности, добирались духовные чада в поисках утешения и совета. Отец Нектарий, будучи провидцем, предсказывал в 1917 году: «Россия воспрянет и будет материально не богата, но духом будет богата, и в Оптиной будет еще семь светильников, семь столпов».
Скончался преподобный Нектарий 29 апреля 1928 года и был похоронен на местном кладбище. После возрождения Оптиной пустыни, 13 июля 1989 года, в день памяти святителя Филиппа, митрополита Московского, состоялось обретение мощей старца. Когда торжественная процессия двигалась по обители, от них исходило чудное благоухание; мантия оказалась нетленной, мощи были янтарного цвета. В настоящее время святые мощи старца Нектария почивают в западной части Амвросиевского придела Введенского собора обители.
Как при жизни старца, так и после его блаженной кончины каждый, кто обращается к нему с истинной верой, получает благодатную помощь, выходит из трудных жизненных ситуаций.

Страшные предсказания, в которых, возможно, указаны причины и сроки начала Третьей мировой войны, были сделаны оптинским старцем Амвросием в начале XX века. Пугающие строки содержат в себе грозные предупреждения. Воспринимать их буквально или нет? Ответить на этот вопрос, конечно, сложно, но следует иметь в виду: предсказания мудрых оптинских старцев сбываются довольно часто.

Вообще говоря, представлять старцев из Оптинской пустыни как пророков-предсказателей не совсем правильно. Эти мудрые люди жили по совести, проводили свои дни в добровольном отречении от мирских радостей и хранили древние духовные традиции. В беседах с паломниками они, в действительности, иногда говорили о том, чему суждено случиться в будущем – и не ошибались. Являются ли сбывающиеся предсказания старцев чудесным провидением или же результатом их житейской мудрости – вопрос открытый.

Слова старца Амвросия сейчас активно обсуждают пользователи интернета. «…Будет война, и где пройдет она – там людей не будет! А перед тем Господь пошлет людям болезни, и они умрут. Третья всемирная война будет не для покаяния, а для истребления», — такие слова говорил Амвросий еще до начала Первой Мировой войны. Судя по всему, он предвидел некие эпидемии, которые будут предшествовать началу глобального конфликта. Есть, впрочем, и хорошие новости – оптинские старцы зачастую говорили о том, что в будущем беды, и в частности глобальные войны, обойдут Россию стороной. Хочется верить, что в этом они не ошиблись!

Материал подготовила Виолетта Потапова

ПолитРоссия

Уважаемая Наталия!

Предсказаний о конце мира и «скором» пришествии антихриста великое множество. Уже возлюбленный ученик и друг Христов писал своим духовным чадам (I в.): «Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время» (1 Ин. 2, 18).

И святой Иоанн Златоуст прямо писал, что конца мира нужно ожидать около 400-го года. «Я не погрешу, — говорил он, указывая приблизительно дату около 400-го года. И погрешил: прошло 1548 лет с этого дня, конца мира нет. Писано это в 8 томе его сочинений, в объяснении беседы Христа с самарянкой (Евангелие от Иоанна, гл. 4)» — свидетельствует Митрополит Вениамин (Федченков) в книге «За православие помилует меня Господь» (СПб, 1998). В другой книге митр. Вениамина «О конце мира» дается обстоятельный анализ апокалиптических ожиданий и весьма полезные раздумья: «к чему это обязывает нас?»:

«Теперь ли ждать конца?

Я думаю: НЕТ!

Да помилует меня Господь за сие мнение. Но меня к сему обязывает многое, и прежде всего само Слово Божие.

а) Вы знаете, есть множество мест, где решительно указывается один из несомненных признаков приблизившегося конца мира, — это именно: НЕОЖИДАННОСТЬ. При этом данный термин должно понимать не только в смысле

б) Второй признак — обращение евреев к вере. Об этом я мог бы подробно написать, но скажу кратко… И Сам Господь на это указывает: «остается двор ваш пуст, доколе не воскликнете: благословен грядый во имя Господне»… И еще: Иерусалим будет во власти язычников, пока не исполнятся времена язычников (язычник в Евангелии противополагается
иудею). Ап. Павел (Рим. 9) решительно говорит. что «весь Израиль» спасется, — после того, как языческий мир перестанет давать новых чад Церкви (разумеется, не единиц, а масс народных, то есть когда кончится «эпоха» наполнения Церкви из язычников). «Все», — то есть массы Израиля, а Израиль истинный не по букве, а по духу (ср. Рим. 11, 26 = Рим. 2, 28-29). Св. Иоанн Богослов предсказывает Церкви Филадельфийской (братолюбивой), что их мало, но зато «из сатанинского сборища» (каковыми будут называющие себя иудеями) истинные иудеи придут и поклонятся пред христианами (Откр. 3, 9). И св. Иоанн Дамаскин — что евреи пред концом мира обратятся, хотя самый момент этого он относит уже к последним годам: «будут же посланы, — говорит он, — Енох и Илия Фесвитянин, и они обратят сердца отцов к детям, то есть Синагогу — к Господу нашему Иисусу Христу и к проповеди апостолов; и они будут умерщвлены им (антихристом)» («Точное изложение веры», 267 стр. В репринтном переиздании (Творения иже во святых отца нашего Иоанна Дамаскина. «Точное изложение православной веры». М.-Ростов-на-Дону, 1992 г.) — стр. 339 — прим.). Но хотя бы самое обращение было в последние года; однако исторически это должно быть подготовлено. А для этого требуются опять не месяцы, а годы и десятилетия… Психологически и поэтически к этому толкает история… И это подготовляется уже… Я мог бы поделиться с Вами своими мыслями о последнем, но, может быть, до другого раза… Я видел … прекрасных христиан из евреев… Но массы их (даже и правоверных) еще не проснулись. Следодвательно, не конец мира и по сей причине.

в) В подтверждение этого сошлюсь и на два знаменательных свидетельства.

Преп. Серафим тоже сказал одной из духовных дочерей — Дивеевских сестер: до антихристовых времен не доживете, а времена антихристовы переживете. Замечательные слова!

Сейчас Россия (в особенности) переживает эти времена… Подлинно они антихристовы по существу и даже почти и по масштабу… Но Вы видите, — что эти времена «переживутся», то есть между ними и антихристом будет какой-то промежуток времени иной, то есть мирный, благополучный.

И подобное, насколько приходилось слышать (кажется, через того же С. Н. Дурылина), — говорили и Оптинские старцы: после этих ужасов будет 70 лет удивительного расцвета и веры, и благоденствия России… А уже потом — еще ужаснее… И после какого-то короткого мнимого говорения: мир и безопасность — конец…

Психологически-исторически это нужно предположительно считать не только вероятным, пожалуй, и исторически НЕОБХОДИМЫМ, то есть, чтобы данный момент изжит был Россией и ПРЕОДОЛЕН.

За это более данных, чем за то, что она погибнет духовно безвозвратно или даже разделится пополам, на безбожников и христиан, — как в свое время Запад разделился на католиков и протестантов…

Итак, нам еще не видеть (кажется) годов конца мира; хотя много данных за то, что, по-видимому, мир подходит к своему завершению…

Так думают многие современные наблюдатели. Афонские старцы ныне летом одному русскому паломнику (Б. П. Апрелеву) решительно заявляли, что они для себя почитают «несомненным» наступление последних времен. Современная катастрофа, — говорит и князь Е. Трубецкой (хотя его книга в целом мне не нравится и представляется поставленной неверно и в принципах, и в деталях — прим.) («Смысл жизни» см. Смысл жизни. Антология. — М., Стр. 456-475 — прим.), — «дает основание говорить о провале, катастрофе всемирной культуры, частью свершившемся, частью еще надвигающемся. На наших глазах апокалиптическое видение зверя, выходящего из бездны, облекается в плоть и кровь… Всюду свирепствует адский вихрь всеобщего разрушения. Сатана обнажился, и мир стал адом. Церковь стала средоточием разбушевавшейся в мире ненависти … И в этой ненависти — вся сущность ада, вся его необъятная темная бездна».

Но и он видит возрождение Церкви: «Среди всеобщего разрушения в ней одной проявились силы созидательные.

Церковь собирается и организуется… Одним словом, начинается процесс церковного возрождения». И хотя «все указанные Евангелием признаки близости конца Вселенной — налицо в НАШИ дни, однако, мы должны быть чрезвычайно осторожны в выводах из этого факта». «Не в первый раз» предсказывали сроки. Но «всякий раз оказывались одинаково неправыми те, кто приурочивал евангельские предсказания к какой-либо определенной дате,
более того — к определенной эпохе истории… А в то же время всякий раз была и великая правда в тех предчувствиях». Катастрофы и ожидания «всегда означают… действительное… приближение конца». А дата неизвестна. «Катастрофичность» эпохи переживают и другие русские богословы и мыслители (архиеп. Феофан, протоиерей С. Н. Булгаков и очень многие частные лица)…

Это же сознается даже и западными мыслителями, как, например, Шпенглер («Закат Запада») (В русском обиходе книга О. Шпенглера называется «Закат Европы»; перевод вл. Вениамина точнее, в оригинале здесь Abendland, «страна Запада». — прим.); это отмечается и на всемирных студенческих христианских конференциях, — как, вероятно, Вы знаете по Манчестерскому движению 1925 года».

А наш старец о. Иоанн (Крестьянкин) в одном из писем написал: «Но вот мы дожили до 2001 года, а конца мира все нет, и жизнь продолжается. И Христос, пришедый в мир грешныя спасти, продолжает Свой подвиг — любви к роду человеческому. Он даровал нам путь ко спасению». Вот и будем по силам своим с Божией помощью держаться Церкви и в покаянном духе смиренно шествовать путем исполнения Христовых заповедей, не запугивая и не засуживая себя преждевременными страхованиями.

Молитву о Вас исполняем.

Мир Вам и Божие благословение.

28-29 октября прихожане Церкви Благовещения Пресвятой Богородицы п. Желнино совершили паломническую поездку в Спасский монастырь в Клыково, Свято-Введенскую Оптину пустынь и в Казанский женский монастырь в Шамордино. В числе паломников была заместитель директора по управлению персоналом Светлана Сергеевна Лапшина. Сегодня она делится с нами впечатлениями о своей поездке.

Один из оптинских старцев, преподобный Варсонофий говорил: «Вся жизнь есть дивная тайна, известная только одному Богу. Нет в жизни случайных сцеплений обстоятельств – все промыслительно. Мы не понимаем значения того или другого обстоятельства, перед нами множество шкатулок, а ключей нет. Были такие люди, которым открывалось это…..» С жизнью таких людей, их миром, домом, поучениями оптинских старцев и матушки Сепфоры познакомила меня паломническая поездка в Оптину пустынь, Клыково и Шамордино.

Я давно вынашивала мечту о том, чтобы посетить это чудесное место, но заботы никак не отпускали. И вот, наконец, мечта сбылась! Монастырь встретил нас обильным снегопадом. Мгновенно, все было накрыто белоснежным покрывалом: купола храмов, вымощенные дорожки, вековые деревья и поздние осенние цветы рукотворных садов. Величественная красота монастыря восхищала и заставляла задуматься о жизни. Хотелось надышаться морозным, чистым, наполненным звоном колоколов воздухом. Одно дело читать книги об этой обители или смотреть фильмы, совсем другое побывать здесь…

Свято-Введенская Оптина пустынь

Звонница Оптиной пустыни Происхождение Оптиной остается неизвестным. Предположительно строили ее сами подвижники по призванию свыше, покаянными слезами, трудом и молитвой. Здесь спасались, и спасали тысячи и тысячи других душ, 14 великих старцев, преподобных отцов Оптинских, 12 из которых мощами находятся в монастыре, а двое преподобных, безвестно захоронены в местах их последних мученических подвигов, во времена советских гонений. В период Октябрьской революции 1917 года монастырь был закрыт, монахи изгнаны, многие арестованы, сосланы и погибли в лагерях. Обитель была разорена, разграблена и поругана. В год тысячелетия Крещения Руси 1987г., Оптина Пустынь была возвращена Русской Православной Церкви. Сейчас в Оптиной около 180 монахов. Монастырь впечатляет своими размерами, архитектурой и духовной атмосферой. Главный храм монастыря — Введенский собор, находится в центре, а вокруг него крестообразно расположены церкви: Казанской и Владимирской икон Божьей Матери и преп. Марии Египетской. В течение дня главные храмы обители: Введенский, Казанский и Владимирский, всегда открыты. Всем желающим благословляется свободный вход и доступ к святыням: чтимым иконам и св. мощам преподобных отцов и Старцев Оптинских. Божественная литургия в этом монастыре, для меня была наполнена радостью. Не могу передать словами, насколько яркими были впечатления от богослужения. Чтение Евангелия здесь построено так, что каждое слово произносится не спеша, весомо, со значением и ложится прямо на сердце, глубоким смыслом проникая в самые затаенные уголки болящей души.

Купола Введенского храма

Впечатлил меня и интересный рассказ экскурсовода о трагическом событии, происшедшим в Оптиной Пустыни в 1993 году. В тот год, на Пасху, в монастыре были убиты три ее насельника: иеромонах Василий, иноки Трофим и Ферапонт. Над местом погребения убиенных монахов была построена часовня, в честь Воскресения Христова. Оптинские монахи официально еще не прославлены, но среди христиан почитаются святыми. Их любят, молятся им — и получают помощь.

Экскурсовод рассказала нам, что в Оптиной Пустыни можно встретить монаха беседующего с людьми, это схимонах Евфимий, ему уже далеко за 70 лет, и пишет он духовные стихи. Они очень просты и искренни. Иногда, эти стихи попадают в руки к паломникам из рук монахов со словами:— «поделись с другими». Вот одно из таких стихотворений. Делюсь им с вами:

Сегодня БОГ явился утром рано…
Он жалобы и просьбы принимал…
И людям из кувшина без обмана
желаемое в сердце наливал.
Но не у всех открыто было сердце,
и место есть для чуда не у всех.
То завистью, враждой закрыта дверца,
то жадность не дает налить успех…
А у кого- то до краев разлита,
печаль и безысходность, вот беда.
и БОГ жалел, что сердце так укрыто,
любви хотел налить, да вот куда?
и БОГ грустил, что люди не умеют,
сердца и души чистить от обид.
Они с годами в сердце каменеют
и сердце превращается в гранит.
и БОГ ходил, смотрел и улыбался,
когда в сердцах любовь Он к ближнему встречал.
Когда Он видел жертвенность, единство,
Он брал кувшин и от души
им счастье бережно вливал…
А люди постепенно расплескали
подаренную БОГОМ благодать
И всех вокруг в утрате обвиняли,
забыв в себе самих вину искать.
Ведь если б мы могли прощать и верить,
любить благодарить и отпускать,
то БОГ бы мог не каплей счастье мерить
– кувшин чудесный мог бы весь отдать!
Сегодня БОГ явился на рассвете.
Огромный ящик с просьбами у ног…
А рядом лишь один без просьб конвертик:
«Благодарю за все Тебя, мой БОГ…»

Знающие люди советовали мне молитвенно просить святых помочь в решении жизненных проблем, а я как приложилась к кресту, так и не смогла даже мысленно связать двух слов. Такими мелкими и никчемными показались мне мои мирские проблемы. Уезжая из Оптиной Пустыни, я увозила в своем сердце радость, теплоту и благодать.

с. Клыково. мужской монастырь Спаса Нерукотворного пустынь Нам было пора ехать в с. Клыково, поклониться могиле схимонахини Сепфоры, клыковской старицы, которая стала духовной матерью для многих монахов и мирян. Она прожила в Клыкове неполных два года, положив основание монастырю Спаса Нерукотворного пустынь, где и упокоилась. Мы побывали в ее деревянном домике. Приложились к святыням, а затем отправились дальше, в Казанскую женскую обитель Шамордино.

Очень красивый, впечатляющий монастырь! Жаль, что внутри храма снимать было нельзя — совершенно бесподобные вышитые иконы! Каждый раз восхищаюсь тем, сколько труда и сил было вложено в создание подобных шедевров!

После вечерней литургии мы отправились домой. Дорога предстояла дальняя, но усталости не было. Большой автобус, мерно покачивая креслами, увозил нас все дальше от святых мест. А мне мысленно все представлялась Оптина пустынь с устремленной ввысь колокольней, храмами, окруженными могилами монахов и золотым ангелом на фоне белых облаков – символом этой святой обители. Почему-то монастырь представился мне кораблем спасения, который несет нас к свету, отсюда так не хотелось уезжать! Я рада тому, что поездка состоялась насыщенная, богатая впечатлениями. Путешествие навсегда останется у меня в памяти ощущением благодатной радости святого места и незримой молитвенной связью с преподобными старцами. Утешение и радость переполняют мою душу. Эти чувства не выразить лучше, чем словами монаха Лазаря (Виктора Васильевича Афанасьева, известного русского писателя, духовного поэта, постриженника Оптиной Пустыни):

Слыхал я, что за жизненным порогом
Есть келлии в разнообразьи многом, —
Такие есть, где света вовсе нет,
Есть те, в которых еле брезжит свет,
В иных едва пробьется солнца лучик,
А дальше есть уже и много лучших,
В них постепенно возрастает свет,
А там и те, где тьмы пропал и след,
Где вовсе нет понятия о ночи,
Где свет нетварный вечно видят очи,
Да, здесь живут святые, здесь места,
Где могут души лицезреть Христа.
О, Господи! Мне недоступно это,
Но не оставь меня совсем без света!

Ранняя зима

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *