Ненасытность

Человека, кроме земли, ничто не насытит.

Абхазская пословица

Ненасытность как качество личности – неспособность обуздать свои желания и стремления к чувственным наслаждениям, проявлять крайнюю неудовлетворенность достигнутым; склонность постоянно испытывать голод чувств и ума.

Рассказывают, что однажды на улице дервиш заступил путь шаху. Шах промолвил: — Ты, нищий босяк, как смеешь переходить дорогу своему владыке! Дервиш в ответ: — Какой ты владыка, если не способен наполнить даже мою чашу для сбора подаяния? Он протянул чашу, и шах повелел доверху наполнить её золотом. Однако как только чаша наполнялась золотыми монетами, они исчезали, и чаша вновь оказывалась пустой. Золото подносили мешок за мешком, но удивительная чаша была ненасытна. — Хватит, — вскричал шах, — иначе этот пройдоха опустошит мою казну! — На твой взгляд, я опустошаю казну, — сказал дервиш, — остальным я просто поясняю истину. — Какую же именно? — спросил шах. — Чаша — это желания человека, а золото — то, что человеку даётся. Нет предела способности человека поглощать, при этом совершенно не меняясь. Смотри, чаша поглотила почти всё твоё богатство — но это всё тот же источенный морем кокосовый орех, ничего золотого в нём нет. — Если и тебя угораздит попасть в эту чашу, — продолжил дервиш, — она поглотит и тебя. Так с какой стати шах держит себя так, словно он слеплен из другого теста?

Беден не тот, у кого мало, а тот – кому мало. Ненасытность – это бесплодное желание удовлетворить свои чувства. Иммануил Кант верно подметил: «Дайте человеку всё, чего он желает, и в ту же минуту он почувствует, что это всё не есть всё». Поэтому не нужно косо смотреть на ненасытность, ее характер всецело зависит от того, под влиянием какой энергии находится человек – благости, страсти или невежества. Душа по своей природе ненасытна. Поэтому во всех трех случаях человек будет постоянно стремиться удовлетворить какие-то свои потребности – физические, эмоциональные, интеллектуальные или духовные. Ненасытность будет благостна, если удовлетворяются духовные потребности и невежественна, если человек, уподобляясь животному, заботится только об удовлетворении физических потребностей.

Человек в благости проявляет алчность к духовному знанию, его стремление бескорыстно служить людям ненасытно, словом, вся его деятельность в духовной сфере будет характеризоваться однозначно – ненасытность. Человек в страсти – это ненасытное желание материальных плодов труда – машин, дач, квартир, драгоценностей, яхт, домов, различных активов. Это стремление к обладанию всем, что тешит чувства и дает наслаждения. Человек в страсти в основном удовлетворяет свои физические, эмоциональные и интеллектуальные потребности, то есть, в отличие от человека в благости, дальше отстоит от души и поэтому менее его счастлив. Человек, находящийся под влиянием энергии невежества, как животное, удовлетворяет только физические потребности – пища, сон, секс, защита. От души он крайне отдален, поэтому обречен на страдания и несчастья. Его желания иметь «деньги, дом в Чикаго, много женщин и машин» тоже безграничны. Сколько ни грабь, ни воруй, всё одно будет мало. Похотливый, вожделенный ум горазд на выдумки. Сегодня он доволен, а завтра ему подавай всякие диковинки.

Император Акбар часто приезжал к Мастеру Фариду побеседовать. Люди из деревни, в которой жил Фарид знали это и однажды сказали Мастеру: — Сам император бывает у тебя. Почему бы тебе ни попросить его построить в деревне школу или больницу? Утром Фарид пришёл ко дворцу. Все знали, что Акбар был его последователем, поэтому его немедленно впустили. Акбар молился маленькой часовенке. Фарид вошёл и решил подождать. Акбар молился вслух и в конце произнёс: — Боже всемогущий, укрепи моё государство, преумножь мои богатства, рассей моих врагов. Фарид, услышав это, повернулся, чтобы уйти, но Акбар окликнул его: — Почему ты уходишь? — Я пришёл к царю, но встретил здесь нищего. И если ты, решая эти проблемы, обращаешься к Богу за помощью, то я подумал, почему бы мне самому не обратиться к Богу? К чему мне посредник? Эту историю оставил Акбар в своём дневнике, закончив словами: «Я понял: чем бы ты ни владел — это не имеет значения, потому что ум продолжает просить ещё и ещё». В этой связи Платон сказал: «Бедность заключается не в уменьшении имущества, а в увеличении ненасытности».

Неоспоримый факт, что человеческие желания имеют абсолютно ненасытную природу. Это вполне логично: природа души ненасытна, значит, и желания удовлетворить раз и навсегда невозможно, они беспредельны, имеют вечно возрастающую силу, и будет утопией пытаться их насытить. В этой связи коммунизм с его принципом «от каждого по способностям, каждому по потребностям» выглядит настоящей утопией, «городом Солнца» Томмазо Компанеллы. Хрущев обещал построить коммунизм к 1980 году, а между тем народ в это время выстаивал огромные очереди за буханкой хлеба. Видимо, он понимал коммунизм, как в анекдоте. На двери магазина висит объявление: «Сегодня в сливочном масле потребность отсутствует». Ненасытность человеческих желаний, кроме того, постоянно подогревается действием всеобщего экономического закона – закона возвышения потребностей. Тридцать лет назад отсутствовала потребность в интернете, мобильных телефонах, плазменных телевизорах.

Сколько бы люди не стремились насытить или даже пресытить свои чувства – бесполезно. Пресытиться можно отношениями с одним человеком, но чувства в один миг обнаружат голод в отношении других людей. Мужчина идет «налево», ибо ему надоела жена, а рядом столько интересных, молодых, красивых женщин. В ненасытной жажде наслаждений, составлявшей основной импульс его существования, жил итальянский авантюрист Казанова. И что? Насытил он свои чувства? Одиннадцать раз он получал венерические «подарки», но, пройдя шестинедельный курс поста и ртутных примочек, опять начинал развратничать, занимаясь ненасытным коллекционированием побежденных женщин.

Чувства удовлетворить нельзя. Это непререкаемая истина. И тогда даже у богатых людей возникает разочарование, беспокойство и страх. Достиг какой-то материальной цели, а счастья все равно нет. Мало того, чувства могут бунтовать, полностью выходить из под контроля, становиться сумасшедшими. Поэтому во всех философских и духовных традициях существует идея контроля чувств. Чувства сравниваются с костром. Бросайте в костер дрова сколько хотите. Он никогда не насытится. Невозможно костер потушить дровами, он будет гореть только ярче и ярче…

Русский

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
муж. р. ср. р. жен. р.
Им. ненасы́тный ненасы́тное ненасы́тная ненасы́тные
Рд. ненасы́тного ненасы́тного ненасы́тной ненасы́тных
Дт. ненасы́тному ненасы́тному ненасы́тной ненасы́тным
Вн. одуш. ненасы́тного ненасы́тное ненасы́тную ненасы́тных
неод. ненасы́тный ненасы́тные
Тв. ненасы́тным ненасы́тным ненасы́тной ненасы́тною ненасы́тными
Пр. ненасы́тном ненасы́тном ненасы́тной ненасы́тных
Кратк. форма ненасы́тен ненасы́тно ненасы́тна ненасы́тны

не-на-сы́т-ный

Прилагательное, качественное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 1*a.

Приставки: не-на-; корень: -сыт-; суффикс: -н; окончание: -ый .

Произношение

  • МФА:

Семантические свойства

Значение

  1. такой, которого трудно накормить, насытить; прожорливый ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  2. выражающий такое свойство, свидетельствующий о нём ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  3. перен. такой, которого трудно удовлетворить в его стремлении к чему-либо; жадный ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Синонимы

Антонимы

Гиперонимы

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

  • существительные: ненасытность

Этимология

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Перевод

    такой, которого трудно накормить, насытить

    Библиография

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
      • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»

      Как стать полувегетарианцем или плавно перейти на вегетарианство без… срывов и неудач? Многие, кто пытаются стать вегетарианцем срываются и возвращаются на прежнее питание, иногда на многие годы отказываясь от идеи питаться исключительно растительной пищей. Почему так происходит? Переход на питание без мяса вызывает дискомфорт из-за того, что трудно насытиться и желание съесть мясо берет верх. Часто бывает, что идет набор веса за счет того, что пытаясь утолить голод человек потребляет большое количество хлеба и других мучных изделий. Подобные ошибки могут привести к разочарованиям. Моя программа плавного перехода на вегетарианство исключает возможность срыва из-за того, что чувство голода и желания утолить его мясом не возникает. Секрет в рационе и в чередовании . Более подробно узнать о программе можно в моей книге «Как стать полу-вегетарианцем» #полувегетарианство #вегетарианство #флекситарианство #диетологМальков #зожсдокторомМальковым https://ridero.ru/…/kak_stat_poluveget…/ عرض المزيد

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *