Неполная семья

Кто такой «инвалид»

К инвалиду относится гражданин, имеющий стойкое нарушение здоровья в следствии основного заболевания, болезни или увечья, вызванного негативным влиянием профессиональных факторов, травмой. В результате чего возникает ограничение жизнедеятельности, необходимость социальной защиты.

Ограниченная жизнедеятельность определяется в частичной или полной утрате самостоятельного передвижения, обслуживания, контролирования поведения, обучения, ведения трудовой деятельности. Данные критерии определяются в ходе медицинской комиссии, которая присваивает степень нарушения и возможность реабилитации.

К инвалидам относятся следующие категории:

  • глухие;
  • слепые;
  • имеющие нарушенную координацию движения;
  • имеющие дефекты конечностей;
  • частично или полностью парализованные;
  • имеющие внешние отличия от окружающих;
  • страдающие внутренними заболеваниями, которые мешают вести обычную жизнедеятельность.

В недавнем времени рассматривалась инвалидность, как социальная проблема. Тем не менее, большинству из них не требуется изоляция от общества. Они способны при незначительной помощи окружения вести самостоятельную жизнь, трудиться на местах, приспособленных под индивидуальные особенности, иметь семьи и содержать их. На протяжении длительного времени обществом стало меняться отношение к людям с инвалидностью, изменился социальный портрет инвалида.

Это связано с культурными традициями, социально-экономическим состоянием страны, менталитетом. Переродились общественные стереотипы, сформированные годами. В последнее время, благодаря государственным программам, начали решаться многие проблемы инвалидов. Тем не менее, некоторые из них остаются полностью не разрешенными, маломобильные лица продолжают испытывать ряд затруднений.

Отсутствие пандусов является наиболее распространенной проблемой, решаемой при помощи программы «Доступная среда»

Медико-социальные проблемы

Медико-социальные проблемы инвалидов устанавливаются на МСЭК (медико-социальной экспертизе), где определяется наличие стойкой утраты работоспособности. Медицинская комиссия предоставляет перечень мер реабилитации, которые направляются на социальную адаптацию больного, учитывая соматическое состояние, социальную инфраструктуру. Для решения медико-социальных проблем берутся в учет следующие реабилитационные формы.

Медицинская

Медицинская реабилитация, которая направляется на восстановление или компенсацию нарушенных функций организма. Она проводится при помощи мероприятий корректирующего, лечебного направления. Эти меры состоят:

  • из санаторно-курортного лечения;
  • восстановительной терапии;
  • реконструктивной хирургии;
  • протезирования;
  • ортезирования;
  • физиотерапии;
  • лечебной физкультуры;
  • грязелечения;
  • психотерапии.

Пути их решения разрабатываются государством, которое в полном объеме предоставляет необходимую медицинскую помощь, включая обеспечение лекарственными препаратами. Законодательство РФ контролирует осуществление льготной или бесплатной помощи инвалидам. Задачей медицинского направления является не только облегчение самочувствия маломобильного лица, но и приспособление его к современному обществу, к возможности ведения общественной деятельности.

Социальная

Социальная реабилитация – это широкая форма реабилитации инвалида, которая представлена средовой, бытовой, социальной адаптацией в определенных социальных условиях и приспособление к ним инвалида. Социальный аспект помощи людям с инвалидностью охватывает влияние общества на течение заболевания, отношение к инвалидам обществом, взаимоотношение семьи и маломобильного человека.

К неразрешенным проблемам социально-психологического аспекта относятся:

  • невозможность самореализации;
  • психические расстройства;
  • депрессия;
  • социальная невостребованность;
  • комплекс неполноценности;
  • замкнутость;
  • страх;
  • нарушение адаптации к обществу;
  • нереализованная потребность общения.

Социальные проблемы часто возникают на фоне недостаточной поддержки семьи и общества, недоступности здравоохранения, посещения культурных мероприятий, образования, сложностей в бытовой среде, отсутствие архитектурной среды, необходимой для инвалидов.

Важно! Чтобы инвалид достигнул высокие показатели медицинской, социальной реабилитации, все формы помощи должны идти комплексно, дополнением друг к другу.

Профессиональные трудности

Профессионально-трудовые трудности испытывают многие инвалиды не только с первой и второй группой. Нередко, даже присвоенная на МСЭК третья группа инвалидности становится препятствием для официального трудоустройства человека. Для решения данных вопросов государством принята система мероприятий, направленных:

  • на определение профессиональной реабилитации людей с инвалидностью;
  • профессиональное обучение, переобучение в специальных центрах;
  • трудоустройство людей, исходя из индивидуального реабилитационного плана, состояния здоровья, с учетом квалификации, личных склонностей.

Профессионально-трудовая реабилитация происходит в специальных общественных организациях, в которых обучаются или трудятся люди с инвалидностью, реабилитационных центрах, на производстве, которое готовит необходимых им сотрудников с учетом состояния инвалида. Трудоустройством инвалида, оказавшего без работы, занимается центр занятости населения, где имеются специально разработанные программы.

Открытый рынок труда может предоставить вакансии людям с инвалидностью

В зависимости от присвоенной группы инвалидности, возможно решение проблем с трудоустройством. Для инвалидов-колясочников можно организовать рабочее место на дому или на предприятии, с решением вопроса доставки к рабочему месту. Порой это влечет дополнительные неудобства ввиде:

  • оборудования рабочего места дома;
  • доставки заказов домой;
  • перевозки готовой продукции потребителю;
  • технического снабжения;
  • выделения транспорта для доставки маломобильного лица на рабочее место.

Социально-педагогическая проблема

В России к актуальным проблемам инвалидов относятся трудности с получением образования, без которого нет возможности принимать участие в жизни общества, заработать себе на жизнь. Пенсии, выплачиваемой государством, не хватает на нужды больного человека. Поэтому его содержанием занимаются близкие люди.

Основополагающая роль в получении образования инвалидами отдана школьному обучению. Маломобильным детям не всегда возможно посещение школы, так как многие из них испытывают страхи насмешек, взглядов. Кроме того, современные образовательные учреждения не имеют за собой материальной базы, позволяющей организовать:

  • приобретение специальной мебели;
  • широкие коридоры для колясочников;
  • пандусы;
  • готовность педагогического и медицинского персонала.

Невозможность создания необходимых инвалиду по здоровью условий является основным аргументом администрации школы в предложении ребенку домашнего обучения. Специальные детские учреждения, созданные с учетом физических и психических особенностей, не считаются престижными, не дают перспектив для возможности трудоустройства.

Проблемой на государственном уровне считается неприспособленность учебных заведений, чтобы создать интегрированную форму образования. Благодаря физическим особенностям инвалиды нуждаются в создании среды без барьеров. Для этого требуется специализированная архитектура помещения, оборудование учебного места под нужды ребенка, технические средства обучения, специальная методика, получение услуг сурдпереводчика.

Не во всех образовательных учреждениях имеются кадры, готовые работать с детьми-инвалидами. Решение этого вопроса предполагает получение надомного образования, обучение в ВУЗах дистанционно. Государством предложены льготы при поступлении в техникумы, институты, университеты, при условии успешно сданных экзаменов.

Дистанционное обучение является прорывом в получении образования инвалидами

Жилищные трудности

В России остро стоит жилищная проблема. Она решается довольно медленно из-за ограниченного финансирования. В результате сложной экономической обстановки, трудностей с выделением финансов на жилищное строительство, во всех регионах страны наблюдаются нарушения жилищного права людей с инвалидностью. Но имеются примеры получения жилья, улучшения жилищных условий инвалидами.

Исходя из законодательства РФ семьи с детьми-инвалидами, инвалиды могут рассчитывать:

  • на льготную оплату коммунальных услуг, жилья;
  • улучшение жилищных условий. Лица с инвалидностью могут стоять на очереди одновременно по месту жительства и на работе;
  • скидку на отопление в частном доме;
  • предоставление жилья в соответствии с рекомендациями, указанными в индивидуальном реабилитационном плане на МСЭК с учетом состояния здоровья;
  • безочередную установку стационарного телефона, скидку на получение услуг связи;
  • предоставление земельного участка недалеко от места жительства больного;
  • получение дополнительной жилой площади в форме отдельной комнаты в соответствии с заболеванием.

Государством выделяются категории людей, которые имеют право на безочередное получение квартиры. Это граждане, чья инвалидность является следствием основной болезни. В перечень данных заболеваний входит туберкулез открытой формы, ВИЧ, проказа, поражения мочеполовой системы, нарушение опорно-двигательного аппарата, которое препятствует перемещению без помощи третьих лиц.

Бытовые вопросы

Многие инвалиды и пожилые люди, которые проживают в одиночку, в следствии состояния здоровья не могут самостоятельно обслуживать себя в бытовом плане. Государством предусмотрено социально-бытовое обслуживание, направленное на социальную реабилитацию, адаптацию, обеспечение бытовых интересов, защиту прав маломобильных граждан.

Социально-бытовые услуги могут предоставляться в специализированном учреждении или на дому. Это решают органы социальной защиты населения в соответствии с заболеванием и его формой. Сегодня на территории РФ люди с инвалидностью могут рассчитывать на получение помощи на дому, в отделении ночного или дневного пребывания полустационарного заведения, в стационарном заведении, в виде срочного обслуживания, в виде консультативной помощи.

На заметку. Социально-бытовое обслуживание инвалид может получать на временной или постоянной основе.

На дому маломобильным гражданам предоставляются следующие услуги:

  • приобретение и доставка домой продуктов питания, предметов первой необходимости за средства получателя;
  • помощь в приготовлении пищи, при необходимости кормление;
  • помощь в уборке помещения;
  • доставка воды при отсутствии водопровода;
  • содействие в получении топлива и топка помещения при отсутствии центрального отопления;
  • сдача в стирку вещей, доставка их обратно за средства получателя услуги;
  • помощь в посещении культурных мероприятий;
  • присмотр за детьми-инвалидами кратковременного характера;
  • содействие в произведении оплаты коммунальных услуг;
  • содействие в погребении.

Виктимологические проблемы

При неблагоприятной социализации имеется риск возникновения виктимологческих проблем инвалидов. Люди оказываются в сложной жизненной ситуации, им требуется социальная и психологическая помощь. Нередко отклонение в развитии формируется не только в результате заболевания, дефекта, а комплексом общественных отношений, представлений, сложившихся в окружении об статусе инвалида.

Большинство людей с инвалидностью страдают не от наличия дефекта, а от отношения окружающих, недостатка внимания

Конечно, в последнее время, благодаря государственным программам, замечена тенденция на улучшение данного вопроса, но в целом социум относится к маломобильным людям, как к несчастным, убогим, неприспособленным к жизни. Генеральной Ассамблеей ООН был принят Закон о правах инвалидах, исключающий дискриминацию, призывающий относится к маломобильным людям, как к полноправным членам общества.

Государство должно предоставить гражданам возможность вести достойную, полноценную жизнь. Законодательством контролируется право на обучение, лечение, медицинское обслуживание, ведение трудовой деятельности в меру физических возможностей. Им гарантируются денежные выплаты, бесплатное обеспечение техническими средствами реабилитации в соответствии с ИПР (индивидуальной программой реабилитации).

Самое важное! На сегодняшний день государство разработало множество программ, направленных на решение многих проблем людей с инвалидностью. Но вследствие недостаточного финансирования, неготовности общества маломобильные люди продолжают испытывать многие трудности.

Какая семья считается неполной

В данной статье подробно рассказывается какая семья считается неполнойи все что об этом надо знать. Сфера социальной защиты предусматривает льготы и пособия для поддержки неполных семей, в связи, с чем у граждан часто возникает вопрос: А какая семья считается неполной, и какие льготы полагаются таким семьям?

Правовые аспекты понятия «неполная семья»

По общепризнанному понятию, семья — это объединение людей, проживающих совместно и обладающих определенной степенью родства, связанных духовно, на принципах общего быта, близости и взаимопонимания.

Официальной составляющей семьи, в юридической практике считаются супруги, состоящие в зарегистрированном браке и их дети, в случае их наличия.

Однако нередко происходит так, что те или иные жизненные обстоятельства, такие как развод, смерть, раздельное проживание и т.д. приводят к тому, что семья распадается.

Если в рамках распавшегося брачного союза были рождены дети, то совместное проживание одного из родителей, за которым сохранилось право их воспитания и самого ребенка, признается неполной семьей.

Согласно ГОСТ РФ 52495-2005: «Социальное обслуживание населения», неполной семьей признается семья, а которой детей или ребенка воспитывает один из родителей.

Такое стечение обстоятельств может быть вызвано различными факторами, такими как:

  1. Родитель, самостоятельно воспитывающий ребенка, имеет статус одинокой матери либо одинокого отца. К этой категории относятся биологические родители и законные представители ребенка, в случае, если в графе свидетельства о рождении отсутствует информация, о родителе. Так же статус одинокого родителя может быть установлен в случае, если факт родства не установлен или оспорен. Менее распространенным снованием возникновения рассматриваемого статуса является усыновление ребенка лицом, не состоящем в браке.
  2. Второй родитель признан судом безвестно отсутствующим либо умершим, о чем имеется соответствующее решение. Согласно ст. 42 ГК РФ, безвестно отсутствующим можно признать супруга, информация о местонахождении которого отсутствует больше одного года. Умершим, согласно ст.45 ГК РФ признается лицо, сведений, о местонахождении которого нет свыше пяти лет. Данный срок может быть снижен до полугода, если имеются доказательства, что человек пропал при наличии обстоятельств, угрожающих жизни, таких как война либо стихийное бедствие.
  3. Второй родитель скончался и это подтверждается свидетельством о смерти.
  4. Второй родитель лишен родительских прав либо ограничен в них.
  5. Вторым родителем не исполняется обязанность по уплате алиментов и это подтверждается справкой от судебного пристава (исполнителя).
  6. Второй родитель отбывает срок в местах лишения свободы.

Социальная защита неполных семей.

По данным статистики, более 30% семей Российской Федерации являются неполными. Несмотря на то, что в некоторых странах мира этот показатель значительно выше, российские власти считают сложившуюся ситуацию социальной проблемой. На ее решение направлено множество программ, призванных обеспечить повышение сохранности брачных отношений.

Для решения проблем с уже существующими неполными семьями, разработаны отдельные виды привилегий. Для их получения в первую очередь необходимо встать на учет в компетентных органах.

Подтвердить статус неполной семьи можно, обратившись в органы социальной защиты по месту жительства. Данная процедура не требует предоставления множества бумаг. Достаточно предоставить один из следующих документов:

  • свидетельство о рождении ребенка;
  • свидетельство о смерти супруга, являющегося родителем;
  • решение суда о признании второго родителя безвестно отсутствующим либо умершим;
  • решение суда о лишении или ограничении второго родителя родительских прав;
  • справка от службы судебных приставов о неисполнении вторым родителем обязательств по алиментам;
  • справка из органов уголовно-исполнительной системы о сроках и причинах нахождения второго родителя в исправительном учреждении.

Неполным семьям в Российской Федерации предоставляется множество льгот, материальной и нематериальной помощи.

Однако, стоит учесть, что в случае, если неполная семья имеет высокий уровень достатка, в государственной поддержке будет отказано.

К федеральным льготам относятся: пособия для неработающих одиноких родителей, доплаты к заработной плате, покрытие расходов на коммунальные услуги, бесплатное питание для детей в образовательных учреждениях, скидки на оплату детского сада и общеразвивающих секций, выдача лекарств, путевки в оздоровительные лагеря, стипендии при поступлении ребенка в средне-специальные и высшие учебные заведения.

При этом субъекты РФ вправе по своему усмотрению расширить список привилегий для неполных семей, либо наоборот, сократить.

Так же, в случае если уровень дохода неполной семьи ниже минимального, выделяется материальная помощь.

В этой статье вы узнали, какая семья считается неполной . Если у вас возникли вопросы и проблемы, требующие участие юристов, то вы можете обратиться за помощью к специалистам информационно-правового портала «Шерлок». Просто оставьте на нашем сайте заявку, и наши юристы вам перезвонят.

Редактор: Игорь Решетов

Неполная семья

НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ

семья, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Наиболее распространены Н.с., состоящие из матери и детей. Существуют Н.с., где нет ни одного из родителей и дети живут с бабушками, дедушками и другими родственниками. По данным переписи 1994, доля Н.с. среди всех семей составила 17,4%, причем 12,1% семей имели только мать и 1% — отца. Н.с. возникает в силу разных причин: рождения ребенка вне брака, смерти одного из родителей, расторжения брака либо раздельного проживания родителей. Соответственно выделяют осн. типы Н.с.: внебрачная, осиротевшая, разведенная, распавшаяся. Различают также отцовскую и материнскую семьи; последние составляют абсолютное большинство среди Н.с. Воспитание детей в Н.с. обладает рядом особенностей. Вследствие отсутствия одного из родителей оставшемуся приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Большинство Н.с. испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами. Психологический климат Н.с. во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие утраты одного из родителей. Большая часть Н.с. возникает по причине ухода отца. Поэтому женщины свое разочарование по отношению к бывшему мужу иногда бессознательно проецируют на ребенка. В ряде случаев мать стремится восполнить недостаток отцовской заботы, окружая ребенка чрезмерной лаской и опекой. Во всех таких ситуациях воспитательная атмосфера семьи отрицательно сказывается на становлении личности ребенка. Кроме того, в Н.с. ребенок лишен возможности полноценного формирования стереотипа поведения своего пола. Мальчик не имеет возможности на ближайшем примере наблюдать особенности мужского поведения и невольно перенимает женские черты. Психическое и сексуальное развитие девочки в Н.с. также отличается противоречивостью. Часто дети из Н.с., по сравнению со сверстниками из полных семей, имеют более низкую школьную успеваемость, более склонны к невротическим нарушениям и противоправному поведению. Однако это не означает, что Н.с. обязательно является неблагополучной. Н.с., хотя и сталкивается с рядом объективных трудностей, но тем не менее обладает достаточным потенциалом для полноценного воспитания детей. Поэтому родители, утратившие привязанность друг к другу и живущие вместе лишь из-за детей, зачастую приносят напрасную жертву. Родителю, оставшемуся главой Н.с., необходимо трезво осознавать психологические особенности создавшейся ситуации и не допускать, чтобы они приводили к негативным последствиям.

Оцените определение: Отличное определение — Неполное определение ↓

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

Социальные проблемы неполных семей

Существует ряд проблем, касающихся неполных семей, к которым относятся социально — экономические, педагогические, медицинские и психологические.

Для современных российских неполных семей наиболее острой, как правило, является материально-финансовая проблема. Если в обычной семье зарабатывает только один член семьи, причем не «новый русский», а обычный россиянин со среднестатистической зарплатой, такая семья уже является малообеспеченной. В неполных же семьях такая ситуация усугубляется еще и тем, что, как правило, эта единственная зарплата является еще и «женской». Средняя зарплата женщины в целом по Российской Федерации ниже, чем у мужчин. Поэтому в российской неполной семье основная «кормилица» — мать — чаще всего с огромным трудом содержит себя и ребенка (детей). И в будущем эта ситуация, скорее всего, не изменится.

Если же одинокая мать находится в отпуске по уходу за маленьким ребенком или просто оказалась безработным, то неполная семья, вынужденная жить на пособие по безработице и на детские пособия, как правило, вообще оказывается за чертой бедности. Централизованная государственная поддержка одиноких и вдовых матерей в условиях растущей инфляции не покрывает необходимые расходы на содержание детей.

Кроме того, нельзя забывать, что малообеспеченность и бедность — это не только скудное питание, потрепанная одежда, но и постоянное ощущение своей неполноценности. Бедностью можно назвать не только социальное положение, но и особое состояние психики. Годами зажатые в тисках нужды, люди привыкают думать только об удовлетворении простейших потребностей. Бедность страшна обреченностью души. Дети из бедных семей часто повторяют путь своих родителей. Они не покупают туристических путевок, не ездят в такси и стараются экономить даже на общественном транспорте.

Младшие братья донашивают одежду старших, а старшие братья — своих родителей.

Одни из них предпочитают купить килограмм мяса, а не сборник стихов, другие, напротив, предпочитают остаться скорее без материальной, нежели без духовной пищи.

И в отличие от среднего класса, представители которого испытывают проблемы только в удовлетворении дополнительных потребностей, бедные постоянно рассчитывают, как им выкрутиться, чтобы удовлетворить первичные потребности.

На первый взгляд, справедливость требует, чтобы объективная экономическая уязвимость большинства неполных семей компенсировалась за счет выплаты определенных материальных пособий. Однако перед специалистами в сфере социальной политики в данном случае встает сложная дилемма, решение которой, кстати, еще не найдено и на Западе. С одной стороны, в соответствии с принципами гуманности неполные семьи должны получать определенную материальную поддержку со стороны государства и общества. С другой стороны, создание слишком отдельных привилегий одиноким родителям для облегчения их экономического бремени может способствовать развитию в них патерналистских установок, а также содействовать дальнейшему увеличению числа разводов и росту неполных семей, как это уже было в начале — середине 1990-х гг. в России. Последнее вызывает к жизни формирование порочного замкнутого круга — экономической ловушки, в которой оказываются как сами и неполные семьи, так государство и все общество в целом.

При этом следует особо отметить, что относить к категории материально нуждающихся все неполные семьи без исключения — неправомерно. Некоторые одинокие матери находятся на грани потери работы, а значит, и полной нищеты, а бывают случаи, когда иные матери-одиночки зарабатывают более чем хорошо. У многих одиноких матерей фактически отсутствует жилье (и перспективы его получения), в то время как другие в этой части вполне обеспечены и т.п.

Волнения по поводу денег — это не единственная проблема, с которой сталкиваются неполные семьи и воспитывающиеся в них дети. Еще одна острая проблема неполных семей, тесно связанная с предыдущей — это совмещение профессиональной и родительской ролей, а также вопрос о распределении домашних обязанностей.

В семье с одним родителем мать обычно вынуждена работать. Кроме того, многие одинокие матери, помимо основной работы, пытаются подрабатывать дополнительно.

При этом им, так же, как и всем матерям, приходится выполнять домашние обязанности, причем не в обычном «женском» размере, а в двойном — за себя и за отсутствующего в доме мужчину (если только подросшие дети не берут часть домашних обязанностей на себя).

Поэтому, в случае, если одинокая мать не получает помощи со стороны каких-либо родственников, а также со стороны отца, ей крайне трудно работать в режиме полной или даже двойной занятости и одновременно выполнять двойные домашние обязанности, а также двойные обязанности по уходу и воспитанию за ребенком (детьми).

Являясь единственным источником дохода, родитель из неполной семьи не всегда может взять больничный лист по уходу за ребенком, и дети часто остаются не долеченными. Ученые-педиатры, исследующие уровень здоровья детей, приходят к неутешительному выводу: дети из неполных семей, по некоторым экспертным оценкам, болеют в 1,7 раза чаще и длительнее. Данные медицинских исследований показывают, что неблагоприятные показатели здоровья, уровень общей заболеваемости в неполных семьях выше в 2 раза, а хроническая патология встречается в 3-4 раза чаще, чем в полных семьях. Статистически значима частота наличия в неполной семье вредных привычек (курение, употребление алкоголя), социально-бытовая и жилищная неустроенность, несоблюдение гигиенических норм жизни, необращение к врачам в случае болезни детей, самолечение и т.п.

Среди проблем неполных семей особенно острой также предстает проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Сегодня в каждой пятой семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей.

Традиционно основным институтом воспитания человека, начиная с момента его непосредственного рождения и кончая его становлением как зрелой личности, была и остается семья. Уже по преобладающим структурам семей, по распределению ролей, по атмосфере, царящих в них, можно во многом судить и об обществе, и государстве в целом. Семья является тем волшебным зеркалом, в котором, отражаются все перипетии личной и общественной жизни ее членов, уровень нравственного развития и культурный уровень данного народа и народности.

Дети из неполных семей испытывают острую потребность в определенном социальном статусе, хотят иметь обоих родителей.

При разрыве отношений, родители часто занимают противоположные позиции в деле воспитания, что, несомненно, сказывается на детях.

Воспитательные позиции родителей могут существенно расходиться, что вызывает у ребенка чувство растерянности и неполноценности, т.к. оба родителя являются для него значимыми другими.

Можно выделить шесть наиболее распространенных ошибок, возникающих в процессе воспитания детей в неполной семье:

Гиперопека, когда ребенок и проблемы, связанные с ним, выдвигаются на первое место в системе жизненных ценностей и ориентаций (утрированные формы любви). Гиперопека является одной из форм деформации воспитания.

Отстраненность матери от собственно воспитательного процесса и чрезмерная ориентация на материальную заботу о ребенке. Впоследствии, такой ребенок начинает требовать от матери все большего, но, т.к. она уже не в состоянии выполнять возрастающие запросы, это становится причиной многочисленных конфликтов и переживаний.

Препятствие контактам ребенка с отцом, вплоть до настойчивого искоренения унаследованных от него качеств, что обусловлено неприязнью матери к бывшему мужу.

Двойственное отношение к ребенку, проявляющееся то в приступах чрезмерной любви, то во вспышках раздражения.

Стремление матери сделать ребенка образцовым, несмотря на то, что у него нет отца. Мать становится «домашним надзирателем». Ребенок либо становится пассивным, либо включается в жизнь уличных компаний.

Отстраненность матери от ухода за ребенком и его воспитания. Причины таких ситуаций могут быть разными, начиная от безответственности, избытка примитивных интересов, удовлетворению которых ребенок мешает, недоброжелательного отношения к ребенку, и вплоть до крайних случаев: алкоголизма матери, беспорядочности в сексуальных отношениях, проституции и других форм асоциального поведения.

Зарабатывая средства для детей, одинокая мать вынуждена также лишать их семейного общения и совместных занятий. Чрезмерная занятость и нервные перегрузки матери ведут к снижению качества семейного воспитания. При этом следует отметить, что большинство российских мужчин почти не участвуют в воспитании своих брошенных детей.

По данным социологических опросов, среди подростков, проживающих после развода родителей с матерью, только около 34% мальчиков и 19% девочек общаются с неживущим с ними отцом часто; 41% и 56% соответственно — видятся редко и иногда разговаривают по телефону, 23% — не видятся совсем. Среди тех, кто рожден вне брака, практически никто не общается с отцом.

При этом, по мнению матерей, инициаторами встреч являются скорее дети, а бывшие мужья чаще всего «не проявляют никакого интереса».

Различные социальные и психологические аспекты проблем неполных семей как института воспитания и социализации детей изучали в своих работах С.И. Голод, И.Е. Калабихина, И.М. Марковская, М.С. Мацковский, А. Г.В.С. Торохтий, В.С. Харчев и другие.

У истоков отечественных научных исследований педагогических проблем семейного воспитания стояли И.М. Балинский, И.А. Сикорский и П.Ф. Лесгафт.

Традиция «одиноких отцов» сегодня фактически только зарождается. В СССР такие случаи были крайне редки. Консервативно настроенные судьи, даже вопреки букве закона, требующего руководствоваться прежде всего интересами ребенка, практически всегда отдавали детей на попечение матери. Если же ребенок и передавался на воспитание отцу, то только лишь «в виде исключения» — например, когда мать страдала алкоголизмом или психическим заболеванием.

Эта традиция постепенно начинает уступать свои позиции. Возник существенный фактор, способствующий этим изменениям — экономический. В России постепенно формируется средний класс: по подсчетам социологов, к нему сегодня можно отнести около 20% населения. И при разводах в этих обеспеченных семьях основные «добытчики» — мужчины все чаще начинают заявлять свои права на воспитание детей. Некоторое время назад была даже создана Всероссийская ассоциация «Союз защиты детства и отцовства», представители которой приводят в пример положительный опыт «одиноких отцов» в западных странах и настаивают на том, чтобы при передаче ребенка на воспитание одному из разведенных родителей предпочтение отдавалось именно отцу. Процент российских неполных семей, возглавляемых отцами, пока остается еще очень низким.

Видимо, российских мужчин пугают не только материальные и бытовые проблемы, но и причины социально-культурного порядка, и прежде всего-то, как неоднозначно воспринимает одиноких родителей сегодня общество.

В современном обществе, где пока большинство людей все таки придает браку важное значение, многие одинокие родители, как в России, так и на Западе, зачастую чувствуют себя униженными. Многие специалисты указывают, что у неполных семей, как на Западе, так и в России, существует серьезная проблема социокультурного порядка: при отсутствии помощи в воспитании детей со стороны другого взрослого человека многие одинокие родители чувствуют себя отчужденными, т.е. оторванными от общества и возложенная на них обязанность кажется им непосильной.

Специалисты отмечают, что в целом и одиноких отцов, и одиноких матерей характеризует ряд общих особенностей: более ограниченная социальная жизнь, несколько более демократический стиль семейной жизни и наличие определенных трудностей при вступлении в новый брак. Наряду с этим у них есть свои специфические социально-психологические трудности.

Одинокие отцы получают больше помощи со стороны друзей и родственников, зато у них сильнее, чем у матерей, сужается круг общения. Если одинокие матери испытывают трудности с выработкой в детях чувства дисциплины, то отцы озабочены нехваткой эмоциональной близости с детьми, особенно с дочерями. Тем не менее, как отмечает известный российский психолог и социолог И. Кон, «хотя в обоих случаях неполная семья создает разного порядка трудности, отсутствие одного из родителей не исключает возможности нормального развития ребенка и какой-то компенсации недостающего отцовского или материнского влияния».

Особенную нужду испытывают неполные семьи, в которых растут дети с отклонениями от нормы в физическом или нервно — психическом развитии, а тем более дети-инвалиды поскольку они в целом в большей степени зависимы от социальной поддержки государства. Если ребенок-инвалид нуждается в постоянном присмотре и уходе, то женщина не имеет никакой возможности улучшить материальное благосостояние, им приходится жить на пенсию по инвалидности ребенка и детское пособие.

Необходимость ухода за ребенком в отсутствие помощи со стороны, разрушение сферы бытовых услуг не позволяют женщине проявить себя в профессиональной сфере: решающее значение на их выбор и формирование поведения оказывает материальная ответственность. Многие женщины считают воспитание и уход за детьми своим главным предназначением и отодвигают на второй план профессиональный успех и карьеру.

В то же время материальное благополучие и нередко занятость на двух работах отстраняет одинокую мать от воспитания и ухода за ребенком, и он предоставлен самому себе.

Таким образом, издержки воспитания в неполной семье являются, прежде всего, следствием ограниченных материальных ресурсов и низкого социального статуса такой семьи и лишь косвенно связаны с отсутствием в ней второго супруга.

Ещё одна проблема неполных семей — проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Стоит полагать, что издержки воспитания детей в неполной семье связаны, прежде всего, с воздействием негативных экономических факторов. Специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе. Отсутствие одного родителя в семье может явиться причиной неполноценного, неудачного воспитания детей. В материнских неполных семьях мальчики не видят примера мужского поведения в семье, что способствует формированию в процессе их социализации неадекватного представления о ролевых функциях в будущей семейной жизни. Точку зрения о непрямом влиянии на воспитательный результат фактора «отсутствия отца» поддерживает и отечественный ученый-педиатр Е.В. Андрюшина.

Ребенок формирует стереотипы своего восприятия и поведения, руководствуясь образцом, которым для него являются взрослые, в первую очередь родители.

Хотя поло-ролевое поведение людей в различных культурах изучено далеко не полно, в семейных взаимоотношениях оно проявляется наиболее явно. Социально-психологический стереотип предписывает социальной роли мужчины такие черты и признаки, которые не присущи социальной роли женщины. Сама по себе жесткая определенность этих ролей может оказать неблагоприятное воздействие, если человек слаб, а стереотип требует от него доминирования, силы, мужественности или наоборот. Но в неполной семье (тем более, если она стала таковой на ранних стадиях социализации ребенка или изначально была неполной) ребенок лишен образца того, как должны вести себя мужчины и женщины в различных ролевых ситуациях, поэтому в будущем, в своей собственной семье человек далеко не всегда сможет продемонстрировать адекватное поло-ролевое поведение; это приводит к дисфункциональности и конфликтам и, возможно, тоже к распаду семьи. Основная причина статистически значимой связи неблагополучия распадающейся молодой семьи с неблагополучием семьи родителей одного из молодых супругов (или обоих супругов) — их неадекватная поло-ролевая социализация.

Социально-экономические проблемы присущи не всем неполным семьям; во всяком случае, их разрешить проще, чем социально-психологические проблемы, присутствующие во внутриличностной сфере и межличностных отношениях членов неполных семей, прежде всего детей.

В настоящее время распространена новая категория неполных семей — неполные расширенные семьи, которые образуются, как правило, в результате какой-либо социальной катастрофы: гибель родителей малолетних детей, нахождение родителей в тюрьме, лишение их родительских прав, пьянство — чаще всего именно это вынуждает поколение прародителей брать внуков на содержание и воспитание. Такие семьи, разумеется, имеют низкий уровень доходов; ряд сложностей вызван плохим состоянием здоровья пожилых людей, их более слабыми адаптационными способностями, неумением приспособиться к реалиям современности: к сожалению, порой они не могут использовать свой авторитет, способности контролировать ситуацию, поэтому часто дети демонстрируют девиантные формы поведения.

В общем говоря, объединив всё вышеизложенное, такие семьи сталкиваются со специфическими трудностями (психическими, правовыми, материальными проблемами) при осуществлении воспитательных функций); деформация хозяйственно-бытовой, досуговой и других социальных функций. Их последствия бывают достаточно серьезны. Ухудшение психологического климата в обществе, связанное с ростом преступности, алкоголизма, наркомании, ведет к тому, что неполная семья перестает быть психологическим убежищем от общественных катаклизмов. В связи с резким падением реальных доходов большинство неполных семей не выполняют функции экономической защиты семьи, что влечет за собой психическую напряженность родителей. Как показывают исследования, криминализация общества в определенной мере зависит от бедности, обнищания населения.

Но наперекор всему, неполная семья, хотя и сталкивается с рядом объективных трудностей, но, тем не менее, обладает достаточным потенциалом для полноценного воспитания детей. Родителю, в силу обстоятельств оказавшемуся главой неполной семьи, необходимо трезво осознавать психологические особенности создавшейся ситуации и не допускать, чтобы они приводили к негативным последствиям. Опыт множества благополучных неполных семей свидетельствует, что это возможно.

Еще одной значительной проблемой неполной семьи можно считать отсутствие информации о том, где неполная семья, в случае возникшей затруднительной ситуации, может получить помощь.

Человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, необходимо знать о всевозможных видах поддержки. Ведь на первоначальном этапе клиент сам решает, куда ему обратиться и к кому. Поэтому PR-технологии в социальной работе могут быть весьма эффективным методом распространения информации о каком-либо центре социальной помощи.

Люди всегда узнают банк, ни с чем не спутают больницу. Свой логотип, цвет, общий стиль оформления, дресс-код сотрудников позволит службе социальной защиты выделяться из других государственных учреждений. Создав корпоративный имидж, закрепив этот образ в сознании людей, вопрос о недостаточности информации, о том, где можно, к примеру, проконсультироваться по проблеме неполных семей — отпадет.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *