Непраздная женщина

Записки

1. Какое имя мне писать в записках о здравии и под каким именем обращаться к святым?

Вопрос: Мои родители назвали меня редким именем, и, достигнув 18-летнего возраста, я поменяла имя. Подскажите, пожалуйста, какое имя мне писать в записках о здравии и под каким именем обращаться к святым?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Для вашей жизни в Церкви значимым является то имя, с которым вас крестили.

2. Можно ли подавать записки о родственниках, которые, возможно, не были крещены?

Вопрос: Можно ли подавать записки о родственниках, которые, возможно, не были крещены?

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Подавать записки можно только о тех, в чьем Крещении Вы уверены. Что касается остальных, то молитесь о них сами, поминая их в домашней молитве.

3. Можно ли подавать записки о здравии за некрещеных?

Вопрос: Можно ли подавать записки о здравии за некрещеных? Много лет я включала в записки о здравии имена близких мне людей, которые не крещены. Но недавно в храме женщина, продающая свечи, решительно отказалась взять записку с именами некрещеных людей. Как мне быть теперь? Является ли это грехом, который я должна исповедовать? Страшно самовольничать и страшно услышать ответ, что я должна исключить имена самых близких людей и лишиться молитвенной поддержки Церкви в своей надежде видеть их православными.

Отвечает наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов):

Женщина в церковной лавке сказала Вам совершенно верно. Записки на проскомидию можно подавать только с именами крещеных людей. За близких людей, которые, к сожалению, не являются православными христианами, Вы должны от всего сердца молиться дома, подавать милостыню, можно поставить за них свечу перед иконой, но еще раз повторю, на проскомидии их имен поминать нельзя.

4. Как правильно подавать записки о здравии беременных женщин?

Вопрос: Как правильно подавать записки о здравии беременных женщин? Что писать перед именем?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Современному слову «беременная» в церковно-славянском языке соответствует слово «непраздная». «Горе же непраздным и доящым в тыя дни» (Мф. 24: 19; Мк. 13: 17)

Одно из значений слова «плодоношение» в современном русском языке предполагает беременность: «ношение в себе плода» (Д.Н. Ушаков. Большой толковый словарь современного русского языка. М., 2006. С. 695). Однако в церковной традиции слово «плодоносящие» имеет другой смысл: «должно разуметь как тех, кто из благочестивого обычая и усердия приносит в церковь земные плоды, так и тех, кто частью советами, попечениями и трудами, а частью щедротами своими увеличивает благолепие церкви» (Полный церковно-славянский словарь / Сост. священник Григорий Дьяченко. М., 1993. С. 432. Репринт). О них возносится прошение во время сугубой ектении: «Еще молимся о плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем…». За них же мы молимся в конце вечерних молитв: «Помяни, Господи, плодоносящих и добродеющих во святых Твоих церквах и даждь им яже ко спасению прошения и жизнь вечную».

В записках о здравии беременных женщин надо добавлять непраздная, но если будет написано плодоносящая, то священник все равно поймет, о чем идет речь.

5. Что такое молебен? И как его нужно правильно заказать?

Вопрос: Что такое молебен? И как его нужно правильно заказать?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Молебен – богослужение, содержание которого составляет сугубое моление ко Господу Богу, Пресвятой Богородице или святым. По своему составу молебен представляет собой сокращенную утреню. Основными частями молебна являются: тропари, канон, Евангелие, ектения, молитва.

Молебны бывают благодарственные и просительные. Последние совершаются по поводу событий и нужд общественно-церковной или частной жизни (путешествие, начало дела, болезнь, освящение воды, стихийные бедствия, нашествие иноплеменников, эпидемия, неурожай и проч.). Они могут совершаться в храме, дома, в общественных местах и на природе.

Чинопоследования содержатся в особой богослужебной книге, называемой «Книга молебных пений», а также в «Требнике».

Подавая записку, надо указать: вид молебна (благодарственный, о путешествующих и т.п.) и кому совершить моление (ко Господу Богу, Пресвятой Богородице). Если молебен заказывается святому (оному или нескольким), то надо указать его имя. Далее необходимо перечислить имена тех, за кого предстоит совершить молебен.

Обряды и правила

1. Когда возникла традиция осенять себя крестным знамением?

Вопрос: Когда возникла традиция осенять себя крестным знамением? Как я понимаю, ни Христос, ни апостолы не осеняли себя крестным знамением. Когда же возникла эта традиция? Когда и в связи с чем появилось различие в направлении креста: от правого плеча к левому и от левого – к правому. Какое крестное знамение древнее?

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Мы не располагаем богослужебными текстами христиан апостольского века. Поэтому не можем однозначно решить вопрос об употреблении крестного знамени в первенствующей Церкви. Незнание не дает нам основания отрицать возможность появления крестного знамения в самых ранних христианских общинах. Некоторые исследователи говорят об этом вполне определенно: «Обычай делать кр. знам. берет начало со времен апостольских» (Полн. Правосл. богослов. энциклоп. Словарь, СПб. Изд. П.П.Сойкина, б.г., с. 1485). Во время Тертуллиана крестное знамение уже глубоко вошло в жизнь современных ему христиан. В трактате «О венце воина» (около 211 г.) он пишет, что мы ограждаем свое чело крестным знамением при всех обстоятельствах жизни: входя в дом и выходя из него, одеваясь, возжигая светильники, ложась спать, садясь за какое-либо занятие.

Крестное знамение не является лишь частью религиозного обряда. Прежде всего, это – великое оружие. Патерики, отечники и жития святых содержат много примеров, свидетельствующих о той реальной духовной силе, которой обладает образ креста. Неужели богопросвещенные апостолы не знали об этом? Интересное свидетельство находим в «Луге духовном» блаж. Иоанна Мосха. Когда пресвитер монастыря Пентуклы Конон покинул обитель, его встретил св. Иоанн Креститель, который кротко сказал ему: «Возвратись в монастырь, и я избавлю тебя от брани». Авва Конон отказался. Тогда св. Иоанн посадил его на один из холмов и, раскрыв его одежды, трижды осенил его крестным знамением» (глава 3). Великий Предтеча Иоанн – небожитель. Разве мог он научиться совершать крестное знамение у людей. Приведенный рассказ косвенно указывает на то, что образ креста использовался от начала христианства. Приведу еще одно соображение. Преподобный Иоанн Дамаскин пишет о Кресте: «Он дан нам в знамение на челе, как Израилю обрезание» (Точное изложение православной веры, кн.4, гл.XI). Кем дан? Богом. Как обрезание Господь дал через Авраама (Быт.17:10), так, повидимому, крестное знамение Он дал через апостолов.

Как и когда образовались две разные традиции в совершении крестного знамения? За недостатком исторических данных ответить невозможно. Православные, осеняя себя, проводят рукою от правого плеча к левому. Если православный осеняет другого человека или пространство перед собой, то рука движется слева направо. Католики совершают signum crucis слева направо, а пространство перед собой – справа налево. За этими особенностями не стоит никакого догматического учения. Возможно, при формировании этих традиций проявились отличия мировоззренческих ориентаций. В сознании и жизни западного человека более явственно, чем у восточного, проявляется индивидуально-личностное начало. Мировоззрение западного человека антропоцентрично, а православного – теоцентрично. В православной традиции при совершении крестного знамени выражена мысль, что молящийся не сам себя осеняет, а получает эту духовную печать от Бога (извне). Западный христианин осеняет себя сам, призывая имя Божие.

1. КАК ВЕСТИ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ

Человек состоит из видимой земной части – тела, и невидимой, бессмертной – души и духа. Дух – это та часть души, которой она сообщается с Богом.
С точки зрения современной биологии (генетики и эмбриологии) жизнь человека как биоло-гического индивидуума начинается с момента слияния ядер мужской и женской половых кле-ток и образования единого ядра, содержащего неповторимый генетический материал (В. А. Голиченков, Д. В. Попов, доктора биологических наук).
Душа соединяется с телом в момент зачатия (Святитель Феофан).
Родители передают своему ребенку физические, душевные и духовные свойства, присущие им на момент зачатия. «Родители должны помнить об этом и побеждать свои пороки и страсти, каяться перед Богом в своих грехах, очищать свое сердце, чтобы чистоту передать своим детям» (архиепи-скоп Лука (Войно-Ясенецкий)).
В процессе формирования ребенка в утробе матери он может воспринимать то, что совершается не только с нею, но и вокруг нее. Впечатления, которые получает малыш, влияют на его физическое, душевное и духовное состояния. Надо с вниманием относиться к рекомендациям врачей, сохранять психическое спокойствие.
Беременная женщина должна избегать стрессов, чрезмерного волнения, не давать воли отрицательным эмоциям: страхам, ревности, злобе, гневу, обидам, сквернословию. Ее сердце должно изливать любовь. Негативные материнские мысли могут отразиться на физическом и психическом состоянии ребенка.
Беременная женщина должна быть особенно внимательна к своей духовной жизни:
• как можно чаще исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таин,
• стараться больше молиться,
• пить по утрам крещенскую воду и вкушать просфору,
• в течение дня с молитвой принимать святую воду,
• помазывать себя елеем (освященным маслицем),
• накладывать крестное знамение на будущего ребеночка,
• по возможности читать Библию, особенно Новый Завет, и другие духовные книги.
Очень хорошо, если за маму и ребеночка молятся супруг и другие члены семьи, заказы-вают в храмах и монастырях обедни, сорокоусты и Неусыпаемую Псалтирь о здравии непраздной (имя беременной). Таинства, молитва и святыни очищают жизнь женщины и будущего ребеночка, способствуют гармоничному развитию его духа, души и тела.
В Логойском храме во имя святителя Николая Чудотворца ежедневно служится Литургия, а вечером — акафист Святителю Николаю. И чем чаще беременная женщина сможет бывать на службе, тем лучше это будет для нее и ребеночка. Во время богослужения священник не раз просит Бога о всех предстоящих и молящихся в храме.
Если беременная женщина лежит на сохранении в отделении, то с согласия лечащего врача родственники могут пригласить священника в больницу для того, чтобы причастить и пособоровать будущую маму. Законодательством это разрешено.
В Логойской ЦРБ в терапевтическом корпусе на первом этаже расположена молитвенная комната во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона. По субботам священник служит молебен с акафистом святому.
Всегда особой покровительницей женщин, готовящихся исполнить подвиг материнства, считалась Пресвятая Богородица, не раз подававшая роженицам чудесную помощь в Своем образе Феодоровская. Также есть икона, которая называется «Помощница в родах». В течение беременности желательно читать молитвы, а лучше акафист этим иконам. Помогает роженицам и святая великомученица Екатерина.

Молитва Пресвятой Богородице перед Ее иконой «Феодоровская»

К кому воззову, Владычице, к кому прибегну в печали моей; к кому принесу слезы и воздыхания моя, а́ще не к Тебе, Царице Небеси́ и земли: кто исторгнет мя от тины грехов и беззаконий, а́ще не Ты, о Мати Живота, Заступнице и Прибежище рода человеческаго. Услыши стенание мое, уте́ши мя и помилуй в горести моей, защити в беда́х и напа́стях, избави от озлоблений и скорбей, и всяких недугов, и болезней, от враг видимых и невидимых, умири́ вражду стужа́ющих мне, да избавлена буду от клеветы и злобы человеческия; та́кожде от своея́ ми плоти гнусных обычаев свободи мя. Укрый мя под сению милости Твоея́, да обря́щу покой и радость и от грехов очищение. Твоему Ма́тернему заступлению себе вручаю; бу́ди мне Мати и надеждо, покров, и помощь, и заступление, радость и утешение, и скорая во всем Помощнице. О, чудная Владычице! Всяк притекаяй к Тебе, без Твоея́ всесильныя помощи не отходит; сего ради и аз недостойная к Тебе прибегаю, да изба́влена буду от внезапныя и лютыя смерти, скрежета зубна́го и вечнаго мучения. Небесное же Царствие получити сподоблюся и Тебе во умилении сердца реку́: Радуйся, Мати Божия, Предстательница и Заступница наша усердная, во веки веков. Аминь.

Молитва Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Помощница в родах»

Приими, Госпоже Богородительнице, слезная моления рабов Твоих, к Тебе притекающих. Зрим Тя на святей иконе во чреве носящую Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа. А́ще и безболезненно родила́ еси́ Его, оба́че матерния скорби ве́си и немощи сыно́в и дще́рей человеческих зри́ши. Темже те́пле припа́дающе к цельбоносному образу Твоему и умиленно сей лобызающе, молим Тя, Всемилостивая Владычице: нас, грешных, осужде́нных в болезнех роди́ти и в печалех питати чада наша, милостивно пощади и сострадательно заступи, младенцы же наша, такожде и родившия их, от тяжкого недуга и горькия скорби избави; да́руй им здравие и благомощие, да и пита́еми от силы в силу возрастати будут, и питающия их испо́лнятся радостию и утешением, яко да и ныне предстательством Твоим из уст младенец и ссу́щих Господь совершит хвалу Свою.
О Мати Сына Божия! Умилосердися на ма́тери сыно́в человеческих и на немощны́я люди Твоя: постигающия нас болезни скоро исцели, належащия на нас скорби и печали утоли и не пре́зри слез и воздыханий рабов Твоих. Услыши нас в день скорби, пред иконою Твоею припа́дающих, и в день радости и избавления приими благодарная хваления сердец наших. Вознеси мольбы наша ко Престолу Сына Твоего и Бога нашего, да милостив будет ко грехом и не́мощем нашим и пробавит милость Свою ве́дущим имя Его, яко да и мы, и чада наша, прославим Тя, Милосердную Заступницу и верную надежду рода нашего, во веки веков. Аминь.

Молитва святой великомученице Екатерине

О, святая великомученице Екатерино, избра́нный чистоты сосуде, сто́лпе православия, надежная предстательнице наша, явившая нам сама вину умоляти тя, подвижнице законная, святая на святей горе свято почивающая! Молим тя: прини́кши свыше, вонми́ гласу моления нашего, при́зри на бедствие рабов твоих, просвети омрачение ума нашего, сотвори нас го́рняя мудрствовати, а не земная. Поспеши нам молитвами твоими побеждати плотска́я похотения, пристрастия к миру и козни злых духо́в, на нас злобно воюющих: да твоим предстательством во дни жития сего свободни будем от враждебных их нападений и по исходе от воздушных их истязаний.
О, премудрая дево! Да́руй нам вся, яже к пользе прошения: мо́жеши бо многая испросити у возлюбленнаго Жениха, Христа Бога нашего. Мы ве́мы, яко много может молитва праведнаго, поспешеству́емая благоутробием милосердаго Бога, Емуже слава, честь и благодарение всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Святой старец Амвросий Оптинский советовал в беременности читать не менее 12 раз в день молитву «Богородице Дево, радуйся» и Кондак Ей: «Не имамы иныя помощи…»

Песнь Пресвятой Богородице

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в жена́х и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила́ еси́ душ наших.

Кондак Пресвятой Богородице

Не и́мамы иныя помощи, не и́мамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози, на Тебя надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы рабы, да не постыдимся.

Затворник Георгий Задонский посоветовал женщине, ожидавшей ребенка, читать следующие молитвы:
• «Боже, милостив буди мне грешной»,
• «Созда́вый мя, Господи, помилуй мя»,
• «Господи, да́руй ми разрешиться, в прославление имени Твоего: да будет воля Твоя!»,
• «Сотвори со мною по милости Твоей и, якоже хо́щеши, устрой о мне вещь. Аминь.»

Молитвенное воздыхание беременной женщины, которую Бог благословил плодом чрева

Всемогущий, милостивый Боже, Создатель и Сохранитель неба и земли, и всех тварей, Сам изре́кший на всех христианских супругов благословение: вот наследие от Господа: дети, плод чрева, награда от Него. Благодарю Тебя, что Ты соделал меня причастною этого благословения и дара Твоего в супружеском состоянии моем, и молю Тебя, благоволи благословить дарова́нный мне Тобою плод чрева, облагодатствовать его Святым Духом Твоим, восприять в число возлюбленных чад Твоих и соделать причастным святых та́инств Церкви возлюбленнаго Сына Твоего, Господа моего Иисуса Христа, чтобы он чрез то освятился и очистился от ядоносной заразы наследственного греха, в котором он зачат. Господи Боже! Я и плод чрева моего суть чада гнева по естеству, но Ты, возлюбленный Отче, умилосердися над нами, и окропи плод чрева моего иссо́пом, да будет чист, омой его, и белее снега убели́тся. Укрепи и сохрани его во чреве до того часа, когда надлежит ему родиться на свет. От Тебя не сокрыт был этот плод чрева моего, когда он образовался во чреве, Твои руки устроили его, Ты дарова́л ему жизнь и дыхание, и надзирание Твое да сохранит их. Сохрани меня от страха и испуга и от злых духо́в, которые желали бы повредить и сокрушить дело рук Твоих. Да́руй ему разумную душу, и соделай, чтоб возросло тело его здраво и неоскверненно, с целыми, здравыми членами, и когда наступит время и час, разреши меня по милости Твоей. Да́руй мне крепость и силу к рождению, благопоспеши ему Твоею всемогущею помощию и обле́гчи страдания мои, потому что это есть Твое дело, чудотворная сила Твоего всемогущества, дело милости и милосердия Твоего. Воспомни слово, изреченное Тобою: Ты извлек меня из чрева; к тебе приве́ржен я от рождения; от чрева матери моей Ты Бог мой; Ты упокоил меня у груди матери моей. Ты еси́ Бог, ве́дающий и зря́щий нужду всех людей; Ты сказал: жена, когда рожает, терпит скорбь, потому что пришел час ея́. Господи! Ради этого сердечнаго сострадания Твоего и ради исполненнаго жалости сердца Твоего молю Тебя, благоволи́ облегчить скорбь мою, которую Ты предвидел, и изведи на свет плод чрева моего, с здравым, живым телом и неповрежденными, благообразо́ванными членами. Тебе поручаю я его, в Твои всемогущие, отеческие руки, в Твою милость и милосердие, и полагаю его, Господи Иисусе Христе́, во святые Твои объятия, да благослови́ши и этот плод чрева моего, как благословлял Ты детей, приносимых к Тебе, когда говорил; «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, потому что таких есть Царство Небесное». Спаситель! Так приношу я к Тебе и этот плод чрева моего; возложи на него благодатную руку́ Твою. Благослови его персто́м Духа Твоего Святого и освяти его, когда он приидет в мир этот, святым, блаженным крещением; соделай его новою тварию, омой и очисти его Кровию Твоею, соделай, чтоб был и он членом святого Тела Твоего и святой Твоей христианской Церкви, чтобы и из его уст произносилась хвала Тебе, и он был и навсегда пребывал чадом и наследником вечной жизни, чрез святое, горькое страдание Твое и смерть Твою и святое имя Твое, Иисусе Христе. Аминь.

Молитвенное воздыхание христианской супруги во время беременности

О Преславная Матерь Божия, помилуй меня, рабу Твою, прииди ко мне на помощь во время моих болезней и опасностей, с которыми рождают чад все бедные дще́ри Евы. Вспомни, о Благословенная в жена́х, с какою радостью и любовию Ты шла поспешно в горнюю страну посетить сродницу Твою Елисавету во время ея́ беременности, и какое чудесное действие произвело благодатное посещение Твое в матери и в младенце. И по неисчерпаемому благосердию Твоему да́руй и мне, рабе Твоей, разрешиться от бремени благополучно; да́руй мне сию́ благодать, чтобы дитя, покоящееся теперь под моим сердцем, пришедши в чувство, с радостным взыгранием, подобно святому младенцу Иоанну, поклонялось Божественному Господу Спасителю, Который из любви к нам, грешным, не возгнушался и Сам стать младенцем. Неизглаго́ланная радость, которою преисполнилось девственное Твое сердце при воззрении на новорожденного Твоего Сына и Господа, да усладит скорбь, пред-стоящую мне среди болезней рождения. Жизнь мира, мой Спаситель, рожденный Тобою, да спа-сет меня от смерти, пресекающей жизнь многих матерей в час разрешения, и да причтет плод чрева моего к числу избра́нных Божиих. Услышь, Пресвятая Царица Небесная, смиренную мольбу мою, и при́зри на меня, бедную грешницу, оком Твоея́ благодати; не постыди моего упования на Твое великое милосердие и осени меня. Помощница христиан, Исцелительница болезней, да сподоблюсь и я испытать на себе, что Ты – Ма-терь милосердия, и да прославлю всегда Твою благость, не отвергшую молитвы бедных и избавляющую всех, призывающих Тебя во время скорби и болезни. Аминь.

2. РОДЫ

Перед родами нужно сходить в церковь, исповедоваться и причаститься, взять благословение у священника и попросить его прочитать молитву на разрешение от бремени. Хорошо заказать обедню и сорокоуст о здравии.
Ложась в роддом, возьмите с собою молитвослов, икону, святое маслице и святую воду.
Перед родами у первородящих появляется страх – реакция естественная. Как уменьшить этот страх? Все из руки Божией нужно принимать с покорностью и благодарением. Необходимо вспомнить, что без воли Божией даже волос с головы человеческой упасть не может.
Сначала надо помолиться Господу, чтобы Он благословил роды, и Божьей Матери.
Помолившись и положившись на волю Божию, далее все следует принимать безропотно, ибо нет молитвы, Господом не услышанной.
Накануне родов следует помолиться за всех медиков, которые примут участие в них: врачей, акушерок, анестезиологов, сестер, чтобы Господь помог им в работе. До самого момента родов хорошо молиться непрестанными короткими молитвами:
• «Господи, помилуй! Господи, благослови! Господи Иисусе Христе́, Сыне Божий, помилуй мя, грешную!»
Если возникает необходимость снять крестик, то перевесьте его на кисть руки или на палец.
Во время родов женщине необходима молитвенная поддержка членов ее семьи. Родственники в этот день могут заказывать молебен в Церкви, а также помолиться дома: прочесть, например, акафист Божьей Матери, завершив его молитвами о благополучном разрешении от бремени. Очень хорошо, если отец ребенка, вместо того, чтобы, изнывая от переживаний, ходить из угла в угол или пытаться как-то расслабиться (например, с помощью алкоголя), встанет перед иконами и будет с помощью молитвы духовно помогать супруге в рождении их ребенка. Очень часто такая молитвенная поддержка помогает избежать кесарева сечения.

Молитва жене перед родами ко Господу Иисусу Христу

Господи Иисусе Христе́ Боже наш, от превечнаго Отца рожденный Сыне прежде век, и в последния дни, благоволением и содействием Святаго Духа, изволивый рожде́ну бы́ти от Пресвя-тыя Девы яко младенцу, пови́ену и поло́жену во ясли, сам Господи, в начале сотворивый челове-ка и жену спряги́й ему, заповедь дав им: расти-теся и множитеся и наполните зе́млю, помилуй по велицей милости Твоей рабу Твою (имя), го-товящуюся роди́ти по заповеди Твоей. Прости ей вольныя и невольныя грехи, благодатию Твоею да́руй ей силу благополучно разрешитися от бре́мене своего, сохрани сию́ и младенца во здравии и благомощии, огради я ангелы Твои́ма и сохрани от неприя́зненного действия лукавых злых духо́в, и от всякия вещи злыя. Аминь.

Молитва жене перед родами ко Пресвятой Богородице

Пресвятая Дево, Мати Господа нашего Иисуса Христа, я́же ве́си рождение и естество ма́тере и чада, помилуй рабу Твою (имя) и помози в час сей да разреши́тся бре́мене своего благополуч-но. О всемилостивая Владычице Богородице, я́же не потребовала еси́ по́мощи в рождении Сы-на Божия, подаждь помощь сей рабе Твоей, по-мощи требующей, наипа́че же от Тебе. Да́руй ей благомощие в час сей, и младенца и́же и́мать ро-ди́тися и вни́ти в свет мира сего сподоби в бла-гопотребное время и умнаго света во святом крещении водою и духом. Тебе припа́даем, Мати Бога вышняго, моля́щеся: буди милостива ма́ти сей, ейже прииде время быти мати, и умоли во-плотившагося из Тебе Христа Бога нашего, да укрепи́т ю силою Своею свыше. Аминь.

3. ГРУДНОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ

Хотите иметь здорового ребенка? Тогда постарайтесь кормить его грудью. Грудное молоко обеспечит гармоничное развитие малыша, убережет его от различных заболеваний и даст жизненные силы на всю жизнь. Материнское молоко – идеальная пища.
Кормящая мама к своим частым обращениям ко Пресвятой Богородице добавляет молитву перед Чудотворной иконой Ее «Млекопитательница», особенно при нехватке молока и других затруднениях, возникающих при кормлении.

Молитва Богородице пред чудотворной иконой Ея «Млекопитательница»

Приими, Госпоже Богородительнице, сле́зная моления рабов Твоих, к Тебе притекающих. Зрим Тя на святей иконе на руках нося́щую и млеко́м питающую Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа. А́ще и безболезненно родила́ еси́ Его, оба́че ма́терния скорби ве́си и не́мощи сыно́в и дще́рей человеческих зри́ши. Темже те́пле припа́дающе к цельбоносному образу Твоему и умиле́нно сей лобызающе, молим Тя, Всемилостивая Владычице: нас грешных, осужде́нных в боле́знех роди́ти и в печалех питати чада наша, милостивно пощади и сострадательно заступи, младенцы же наша, та́кожде и родившия их, от тяжкаго недуга и горькия скорби избави. Да́руй нам здравие и благомо́щие, да и пита́еми от силы в силу возраста́ти будут, и питающия их исполнятся радостию и утеше́нием, яко да и ныне предстательством Твоим из уст младенцев и ссу́щих Господь соверши́т хвалу Свою. О Мати Сына Божия! Умилосердися на ма́тери сыно́в человеческих и на немощны́я люди Твоя: постигающия нас болезни скоро исцели, належа́щия на нас скорби и печали утоли, и не пре́зри слез и воздыханий рабов Твоих. Ус-лыши нас в день скорби пред иконою Твоею припа́дающих, и в день радости и избавления приими благодарная хваления сердец наших. Вознеси мольбы наша ко престолу Сына Твоего и Бога нашего, да милостив будет ко грехом и не́мощем нашим и пробавит милость Свою ве́дущим имя Его, яко да и мы, и чада наша прославим Тя, милосердную Заступницу и верную Надежду рода нашего во веки веков. Аминь.

При недостатке материнского молока молятся и преподобному Ипатию Печерскому, целебнику.

Молитва преподобному Ипатию Печерскому, целебнику

О священная главо, преподобне отче, преблаженне а́вво Ипа́тие, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых и благоприятных молитвах к Богу: помяни стадо твое, е́же сам упасл еси́, и не забуди посещати чад твоих, моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю: не премолчи за ны ко Господу, и не пре́зри нас, верою и любовию чтущих тя: поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не преста́й моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя су́ща ме́ртва: а́ще бо телом и преставился еси́ от нас, но и по смерти жив сый пребываеши, не отступай от нас ду́хом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и ко́зней диавольских, пастырю наш добрый, а́ще бо и мощей твоих ра́ка пред очима нашима ви́дима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными ли́ки, с небесными силами, у престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится, ве́дуще убо тя воистину и по смерти жи́ва су́ща, тебе припа́даем и тебе молимся: моли́ся о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбра́нно пре́йдем от земли на небо, от мыта́рств же горьких, бесо́в воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу: Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отце́м, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Мать должна кормить грудного малыша с молитвой «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся».

Отче наш

Отче наш, И́же еси́ на небесе́х! Да святится имя Твое, да прии́дет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси́ и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам до́лги наша, якоже и мы оставляем должнико́м нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Супружеским парам в период кормления необходимо воздерживаться от всякого греха – сквернословия, страстных зрелищ. Это влияет на развитие ребенка.
Осеняйте крестным знамением новорожденного, его пищу и одежду. Молитесь за младенца Богу, Божией Матери, святым, после Крещения – Ангелу-Хранителю.

Материнская молитва за чадо свое

Господи Иисусе Христе́, Сы́не Божий, молитв ради Пречистыя Твоея́ Матери услыши меня, грешную и недостойную рабу Твою (имя).
Господи, в милости Твоей власти чадо мое (имя), помилуй и спаси его имени Твоего ра́ди.
Господи, прости ему все согрешения, вольные и невольные, совершенные им пред Тобой.
Господи, наставь его на истинный путь заповедей Твоих и вразуми его и просвети светом Твоим Христовым, во спасение души и исцеление тела.
Господи, благослови его в доме, около дома, в поле, работе и в дороге и на каждом месте Твоего владения.
Господи, сохрани его под кровом Твоим Святым от летящей пули, стрелы, ножа, меча, яда, огня, потопа, от смертной язвы и от напрасныя смерти.
Господи, огради его от видимых и невидимых врагов, от всяких бед, зол и несчастий.
Господи, исцели его от всяких болезней, очисти от всякия скверны и облегчи его душевные страдания и скорби.
Господи, да́руй ему благодать Святаго Духа на многие ле́та жизни и здравия, целомудрия.
Господи, дай ему Свое благословение на благочестивую семейную жизнь и благочестивое деторождение.
Господи, да́руй и мне, недостойной и грешной рабе Твоей, родительское благословение на чадо мое имени Твоего ради, ибо Царствие Твое вечно, всесильно и всемогуще. Аминь.

Молитва к Божией Матери за детей

О Пресвятая Владычице Дево Богородице, спаси и сохрани под кровом Твоим моих чад (имена), всех о́троков, отрокови́ц и младенцев, крещеных и безымя́нных и во чреве матери носи́мых. Укрой их ри́зою Твоего материнства, соблюди их в страхе Божием и в послушании родителям, умоли Господа моего и Сына Твоего, да да́рует им полезное ко спасению их. Вручаю их Материнскому смотрению Твоему, яко Ты еси́ Божественный Покров рабам Твоим. Уврачуй душевные и телесные раны чад моих (имена), моими грехами нанесе́нные. Вручаю дитя мое всецело Господу моему Иисусу Христу и Твоему, Пречистая, небесному покровительству. Аминь.

Молитва к Ангелу хранителю

Святы́й Ангеле хранителю моих чад (имена), покры́й их твоим покровом от стрел демона, от глаз обольстителя и сохрани их сердце в ангельской чистоте. Аминь.

4. ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ

Часто Крещение приурочивают к 40 дню от рождения ребенка. Время очищения матери завершается, она приходит в храм за разрешительной молитвой, после которой может вновь преступать к церковным Таинствам.
По обычаю Церкви первый раз мы приносим ребенка в храм на 8-ой день и уже тогда можно его окрестить. Но в случае смертельной опасности можно пригласить священника в роддом с согласия лечащего врача, или ребенка может окрестить мирянин, затем священник в храме дополнит Таинство Крещения Таинством Миропомазания.
С момента Крещения можно заказывать за младенца службы в храмах и монастырях.
«Сколько можно часто приобщайте детей Святых Христовых Тайн», — советует святитель Феофан Затворник. Поэтому причащайте ребенка не реже, как каждый церковный праздник и воскресенье. Принести младенца в храм (это можно делать прямо перед началом Причащения) может отец ребенка, крестные родители, а также бабушка с дедушкой.
Благодать Причащения Тела и Крови Господа необычайна: она исцеляет и укрепляет ребенка духовно и физически. Поэтому частое Причащение ребенка – залог его духовного и телесного здоровья.
По свидетельству одного доктора, ему редко приходилось прибегать к лекарствам в отношении тех детей, которых часто носили к Причащению. Над часто причащающимися детьми не имеет силы даже закон плохой наследственности. С Причащением иногда связывают случаи чудесного исцеления детей.
В Таинствах Церкви дети общаются с Самим Господом. Лишая или ограничивая участие наших детей в Таинствах, мы нарушаем заповедь Спасителя: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк 10:14).
Родители своей греховной жизнью очень влияют на здоровье детей, особенно до 7 лет. Таинства Брака, Покаяния (Исповеди), Причащения, Елеосвящения (Соборования) помогают всему роду, очищают душу от грехов. Ведь задача рода – воспитать ребенка для жизни в вечности в Царствии Небесном.

Молитва о болящем

Владыко, Вседержителю, Святы́й Царю, наказуяй и не умерщвляяй, утверждаяй низпа́дающия и возводяй низверженныя, телесныя человеков скорби исправля́яй, молимся Тебе, Боже наш, раба Твоего (имя рек) немощству́юща посети милостию Твоею, прости ему всякое согрешение вольное и невольное. Ей, Господи, врачебную Твою силу с небесе́ низпосли, прикоснися телеси́, угаси огне́вицу, укроти страсть и всякую немощь тая́щуюся, буди врач раба Твоего (имя рек), воздвигни его от одра болезненнаго и от ложа озлобления це́ла и всесовершенна, да́руй его Церкви Твоей благоугождающа и творяща волю Твою. Твое бо есть, еже ми́ловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой, именуемой «Целительница»

Приими, о Всеблагословенная и Всемощна́я Госпоже Владычице Богородице Дево, сия́ молитвы, со слезами Тебе приносимыя от нас, недостойных раб Твоих, ко Твоему цельбоносному образу пение возсылающих со умилением, яко Тебе Самой зде су́щей и вне́млющей молению нашему. По коемуждо бо прошению исполнение твори́ши, скорби облегчаеши, немощны́м здравие да́руеши, разслабленныя и недужныя исцеляеши, от бе́сных бесы прогоняеши, обидимыя от бед избавляеши, прокаже́нныя очищаеши и малыя дети ми́луеши: еще же, Госпоже Владычице Богородице, от уз и темниц свобождаеши и всякия многоразличныя страсти врачуеши: вся бо суть возможна хода́тайством Твоим к Сыну Твоему, Христу Богу нашему. О Всепетая Мати, Пресвятая Богородице! Не преста́й мо-ли́тися о нас, недостойных рабех Твоих, сла́вящих Тя и почитающих Тя, и поклоняющихся со умилением Пречистому образу Твоему, и надежду имущих невозвра́тну и веру несумненну к Тебе, Приснодеве Преславней и Непорочней, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

В Православной церкви есть традиция: когда женщина носит ребенка, обстоятельства, приведшие к беременности, как бы греховны они ни были, рассматриваются как не существующие

Рембрандт, «Саския в образе Флоры» (1634)

Сначала помочь, потом воспитывать

На нашем сайте мы уже говорили о том, что каждая десятая беременность в России — «несовершеннолетняя». В трудном положении оказывается не только сама забеременевшая девочка-подросток, но и вся ее семья. Как принять то, что уже случилось, и не потонуть во взаимных обвинениях? Комментирует священник Максим Первозванский:

— В Православной церкви есть традиция: когда женщина беременеет, то на время, пока она носит ребенка, обстоятельства, приведшие к беременности, как бы греховны они ни были, рассматриваются как не существующие. Если женщина живет в блуде, во время беременности ей позволено причащаться. Она выполняет свое главное женское предназначение, она вынашивает ребенка. После родов, если выяснится, что она так замуж и не выходит и продолжает жить в грехе блуда, ее снова отлучат от Причастия. Но во время беременности она — как бы вне канона.

Такова общепринятая церковная практика. Так Церковь проявляет свое отношение к человеку, хотя и согрешившему, но нуждающемуся в помощи, заботе и поддержке. А в нашем-то случае человек совсем юный, неразумный, он не в наказании нуждается, а во вразумлении.

Рождение ребенка – это всегда чудо и всегда подарок. Поэтому беременной девочке-подростку, пришедшей ко мне на разговор, я бы в первую очередь сказал: ты беременна? Поздравляю! А дальше стал бы с ней беседовать, разбираться с обстоятельствами. Что с ее душой, ее жизнью, как у нее в семье, что думают родители, что за парень – отец будущего ребенка, как он настроен и т.д. Понятно, что беседовать с такой девочкой нужно много, это не просто одноразовая духовная помощь, а длительное сопровождение, цель которого — пробуждение самосознания человека, его адекватного отношения к тому, что с ним случилось, личной ответственности.

И здесь священнику важно быть знакомым с возрастной психологией, особенностями психологии подростка, потому что в 13-15 лет человек ни физиологически, ни психологически еще не взрослый. Он многого может не постигать, не чувствовать просто в силу возраста, поэтому обращение, например, в формате долженствования — «понимаешь, ты должен», может быть безуспешным. Здесь нужны свои психологические ключи и подходы.

Необходимо учитывать и медицинскую составляющую. У беременной женщины в естественном детородном возрасте резко меняется гормональный фон, идет мощная перестройка организма. Она более психически уязвима, хрупка, ее реакции — физические, психические, ментальные, могут быть замедленны, просто перейти в другой, свой ритм. А тем более, если все это происходит с 13-летней девочкой, организм которой пусть биологически и способен, но все же в полноте не адаптирован к беременности.

Если ребенок пришел к священнику, значит, он хоть в какой-то степени, даже неосознанно, но верует. Ну или не убежденный атеист. И тогда, конечно, надо молиться, молиться вместе с ним, молиться за него, его самого расположить к молитве. Ведь доводы разума в стрессовой ситуации могут просто не доходить, и тогда молитва может стать единственной спасительной возможностью просветить ум и сердце, согреть душу, дать ей надежду.

Конечно, важно, как сама девушка настроена и что она чувствует. Бывает, что забеременевшую девочку-подростка просто-таки распирает от ее нового взрослого состояния, она в восторге и гордится тем, что с ней происходит. В таком случае надо слегка остудить горячую голову.

Если же она в унынии, отчаянии и растерянности, то ее нужно поддержать. И предложить разные варианты помощи, решения ее ситуации.

Если Господь попустил девочке-подростку забеременеть, если Он даровал ей ребенка, значит, Он видит в этом некий смысл, пусть даже он от нас пока скрыт

Все беременные женщины, вне зависимости от возраста, особенно если беременность «кризисная», больше всего нуждаются в максимальном дружелюбии и солидарности. Иначе они легко впадают в отчаяние, или же у них возникают защитные реакции вроде агрессии. Очень важно создать атмосферу общего решения общей проблемы.

Идет на аборт? Не запрещать

Напомню, что для православных вопрос абортов не обсуждается. Единственное исключение — ситуация, если высока угроза жизни матери при абсолютной невозможности спасти ребенка. Например, при внематочной беременности. Конечно, и эта ситуация безусловно трагична. Но в других случаях аборт для православных невозможен, и беременность подростка – не исключение.

Но бывает, что приходит забеременевшая девочка, уже исполненная решимости делать аборт. И здесь мой опыт таков: когда принято решение, с которым я категорически не согласен, лучше не говорить категорическое «нет», не продавливать свое мнение. Это всегда вызывает желание защитить свою позицию – просто потому, что она своя, а иная точка зрения – чужая. Вместо конструктивной беседы начинается оборона своих границ и упрямое нежелание слушаться того, кто на тебя давит.

В таких ситуациях всегда есть некий запас времени, и им можно воспользоваться для того, чтобы сказать не «нет», а «давай подумаем». И предложить помощь. Потому что ваши слова дешево стоят, если за ними не стоят конкретные предложения. Конечно, такие разговоры возможны, если мы имеем дело не с безбашенным тинейджером, для которого любые слова как об стенку горох, а с девочкой, которая готова думать о своем будущем.

В подобном обсуждении взрослым очень важно не драматизировать ситуацию и не противопоставлять себя забеременевшей девочке. Разговор нужно строить, исходя из принципа «мы вместе и мы обязательно решим эту проблему». Если взрослым удастся выстроить беседу именно так – то это будет большой победой.

Если девочка подспудно будет чувствовать, что взрослый, будь то священник или ее родители, на ее стороне, то ей будет намного проще принять взвешенное решение.

Как родителям сменить гнев на милость?

Разгневанным и расстроенным родителям, для которых беременность дочери — удар, я бы сказал, что человек разумный, как биологический вид, относится к роду homo и отряду узконосых приматов. И это значит, что особи женского пола уже в 12-13 лет могут родить ребенка. Поэтому абсолютно ничего «невозможного» с их дочерью не произошло.

Да, с юридической и социальной точек зрения современного общества – это событие нерядовое. Да, с духовной точки зрения – это поражение. Но если Господь попустил девочке-подростку забеременеть, если Он даровал ей ребенка, то, следовательно, Он видит в этом некий смысл, пусть даже он от нас пока скрыт. Поэтому, раз так случилось, нужно, пока юная мама не вырастет и не встанет на ноги, жить по модели многопоколенческой семьи, как жили наши семьи еще 150 лет назад, помогая друг другу. А чтобы облегчить всякие юридические сложности, родителям девочки, возможно, следует усыновить новорожденного.

В моей пастырской практике есть история, когда женщина первого ребенка родила в 12, а второго – в 13 лет. Всего за свою жизнь она родила восьмерых, но этих первых двух усыновили ее родители. В те годы она, конечно, была социально и психологически не готова воспитывать ребенка. И родители сделали все, что от них зависело, приняли малышей, воспитали их как собственных детей. Наверное, это наилучший вариант выхода из сложного положения для всех слишком молоденьких мам.

Усыновление будет лучше оформления опеки, что тоже возможно, потому что не станут досаждать бесконечными проверками. В любом случае семья должна сделать все, чтобы ребенок остался с ними, а не отправился в детский дом.

Говоря об усыновлении, я имею в виду именно юридическую сторону вопроса, а не то, чтобы ребенок считал бабушку своей матерью. Но многое будет зависеть от того, как поведет себя юная мама. Если родившая девочка «забьет» на ребенка, то, возможно, будет лучше считать мамой – бабушку. А если юная родительница сама хочет быть мамой и заботиться о ребенке, то, юридически оформив усыновление, родители вполне могут предоставить ей такую возможность, помогая и поддерживая.

Загубленная жизнь или шанс на воскресение?

Когда я слышу причитания на тему: вот, жизнь загубила, теперь ни института, ни мужа, ни работы приличной, мне так и хочется сказать: поаккуратнее с прогнозами! Может быть, для этой девочки такой поворот событий будет только полезен. Убережет от чего-то, научит жить по-взрослому, серьезнее, ответственней.

Но не только для девочки, а и для всей семьи это может быть шансом увидеть: а насколько мы – семья? Насколько мы близки? Знаем ли о том, что друг с другом происходит, жалеем ли друг друга, понимаем ли друг друга? Любим ли мы друг друга? Или жизнь каждого из нас идет сама по себе, хоть мы и живем в одной квартире? Я сейчас не говорю о так называемой неблагополучной семье, где дети очевидно заброшены. Я говорю о вполне, на вид, «благополучной» семье, где видимым образом все «в порядке», но что на самом дела — большой вопрос.

Конечно, по-человечески понятно, что вначале самое страшно лезет в голову, но не поддавайтесь! Бывает, что ребенок, даже нежданный, во всех пробуждает только лучшее, сплачивает, примиряет. Это может произойти не сразу, а со временем. А если помогать с новорожденным согласятся бабушка и дедушка, братья и сестры, то дочь, если захочет, сможет и школу закончить, и колледж, даже вуз.

А что касается замужества – это вообще не зависит от того, есть ребенок или нет ребенка. Отсутствие малыша – не гарантия, что девушка выйдет замуж. Сколько мы видим прекрасных девочек, умниц-красавиц, с квартирами и машинами, которые рвутся в брак, но у них не получается. И наоборот: женщины выходят замуж с двумя, даже тремя детьми, вовсе не обладая при этом ни выдающейся внешностью, ни какими-то серьезными материальными активами. Поэтому в корне неверно становится на роль провидца и ставить крест на будущей личной жизни юной мамы, стращая ее одиночеством.

Мнение психолога о подростковой беременности читайте

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *