Несмелов наука о человеке

5.

Науки о человеке

Человек — биосоциальное существо, поэтому науки о человеке тесно взаимосвязаны. Основные науки, изучающие организм человека:

  • анатомия (изучает строение организма, его систем и органов);
  • физиология (изучает процессы жизнедеятельности всего организма, его систем и органов);
  • генетика (изучает наследственность и изменчивость организма, а также методы управления ими);
  • гигиена (изучает влияние на организм условий жизни и труда, разрабатывает меры профилактики заболеваний);
  • медицина (изучает организм человека в здоровом и болезненном состоянии с целью укрепления его здоровья, охраны от болезней и лечения).

Взаимодействие человека с окружающей средой изучает экология человека. Исторические и географические аспекты возникновения особенностей человека изучает антропология. Социально-психологические аспекты жизни человека изучают психология, социология, педагогика. Науки о человеке развивались длительное время на основе наблюдений и экспериментальных данных. В развитие наук о человеке внесли вклад многие учёные. Пример: ещё Аристотель проводил сравнение органов животных и человека, ввёл термин «организм».
Гиппократ написал сочинение по травматологии и трактаты по гигиене. Гален был родоначальником экспериментальной анатомии и физиологии. Абу-Али Ибн Сина (Авиценна) — основоположник медицины.
Сеченов и Павлов объяснили психическую деятельность человека.
Мечников и Пастер — основоположники иммунологии, процедур вакцинации. Новые открытия, как правило, связаны с открытиями в естествознании (теория эволюции, рентгеновские лучи и др.) и новыми технологиями (изобретение микроскопа, томографа, нанотехнологий и т. д.).

НЕСМЕЛОВ ВИКТОР ИВАНОВИЧ

НЕСМЕ́ЛОВ ВИКТОР ИВАНОВИЧ — русский пра­во­слав­ный бо­го­слов и фи­ло­соф.

Из се­мьи свя­щен­ни­ка. Окон­чил Са­ра­тов­скую (1883 год) и Ка­зан­скую (1887 год, с 1888 года пре­по­да­вал; профессор с 1898 года) ду­хов­ные ака­де­мии.

В 1919-1920 годы ис­пол­нял обя­зан­но­сти рек­то­ра ака­де­мии, по­сле её за­кры­тия (1921 год) про­дол­жал чи­тать лек­ции на до­му. Профессор Ка­зан­ско­го университета (1920-1922 годы). В 1921 году В.И. Несмелов ко­рот­кое вре­мя про­вёл под аре­стом; в 1930 году об­ви­нён ОГПУ в соз­да­нии контр­ре­во­люционного цен­тра и в 1932 году аре­сто­ван, но по ста­рос­ти и бо­лез­ни от­пу­щен.

В главном со­чи­не­нии — «Нау­ка о че­ло­ве­ке» (3-е издание, т. 1, 1905 год; 2-е издание, т. 2, 1906 год) В.И. Несмелов пред­при­нял по­пыт­ку фи­лосовского обос­но­ва­ния пра­во­слав­но­го уче­ния о че­ло­ве­ке, став тем са­мым од­ним из ос­но­во­по­лож­ни­ков рус­ской ре­лигиозно-фи­лосовской ан­тро­по­ло­гии.

Первый том («Опыт пси­хо­ло­ги­че­ской ис­то­рии и кри­ти­ки ос­нов­ных во­про­сов жиз­ни») по­свя­щён пси­хо­ло­гическому и ло­ги­ко-гно­сео­ло­гическому ана­ли­зу соз­на­ния. Ис­хо­дя из внутреннего опы­та че­ло­ве­ка, ко­то­рый в ак­те са­мо­соз­на­ния об­на­ру­жи­ва­ет «за­га­доч­ную двой­ствен­ность» сво­его су­ще­ст­во­ва­ния (с од­ной сто­ро­ны, он — ди­тя при­ро­ды, «про­стая вещь» фи­зического ми­ра, под­вла­ст­ная его за­ко­нам, с дру­гой — он осоз­на­ёт се­бя сво­бод­ной нрав­ст­вен­ной лич­но­стью, при­над­ле­жа­щей выс­ше­му, ду­хов­но­му по­ряд­ку), Н. вы­дви­нул эк­зи­стен­ци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ское, или ан­тро­по­ло­ги­че­ское, сви­де­тель­ст­во су­ще­ст­во­ва­ния Бо­га: на­ли­чие в че­ло­ве­ке без­ус­лов­но­го, над­при­род­но­го на­ча­ла (ра­зум, са­мо­со­зна­ние, сво­бод­ная во­ля, нрав­ст­вен­ность) не­по­сред­ст­вен­но ука­зы­ва­ет на су­ще­ст­во­ва­ние без­ус­лов­но­го на­ча­ла и вне че­ло­ве­ка, т. к. в ок­ру­жаю­щем ма­те­ри­аль­ном ми­ре ни­че­го это­го нет. Со­глас­но В.И. Несмелову, че­ло­ве­че­ская лич­ность яв­ля­ет­ся не про­сто зер­ка­лом по от­но­ше­нию к Бо­гу, а ре­аль­ным ото­бра­же­ни­ем Бо­га, при этом об­раз Бо­жий ото­бра­жа­ет­ся не в какой-либо од­ной со­став­ляю­щей че­ло­ве­ка, напр. в уме, а во всём объ­ё­ме «при­род­но­го со­дер­жа­ния» лич­но­сти, «так что это со­дер­жа­ние не­по­сред­ст­вен­но от­кры­ва­ет нам ис­тин­ную при­ро­ду Бо­га, ка­ким Он су­ще­ст­ву­ет в Се­бе Са­мом» («Нау­ка о че­ло­ве­ке». СПб., 2000 год. Т. 1. С. 252).

Про­ти­во­ре­чи­вая двой­ст­вен­ность че­ло­ве­че­ско­го бы­тия сви­де­тель­ст­ву­ет так­же и о ви­нов­но­сти че­ло­ве­ка. Во втором то­ме («Ме­та­фи­зи­ка жиз­ни и хри­сти­ан­ское от­кро­ве­ние») раз­вёр­ну­та бо­го­слов­ско-фи­лосовского эк­зе­ге­за биб­лей­ско­го уче­ния о про­ис­хо­ж­де­нии зла и спа­се­нии. Гре­хо­па­де­ние лю­дей, в от­ли­чие от гре­хо­па­де­ния в ми­ре бес­плот­ных ду­хов, не бы­ло, со­глас­но В.И. Несмелову, «на­ме­рен­ным про­ти­во­дей­стви­ем во­ле» Бо­га, а про­изош­ло «по не­сча­ст­ной ошиб­ке». Сущ­ность пре­сту­п­ле­ния В.И. Несмелов ви­дел в суе­вер­но-ма­гич. ис­поль­зо­ва­нии людь­ми пред­ме­тов ма­те­ри­аль­но­го ми­ра (за­прет­ных пло­дов как сим­во­ла лю­бо­го ма­те­ри­аль­но­го пред­ме­та) для об­ре­те­ния ду­хов­но­го со­вер­шен­ст­ва вме­сто сво­бод­но­го раз­ви­тия ими сво­их ду­хов­ных сил. Ут­ра­тив да­ро­ван­ную Бо­гом сво­бо­ду, лю­ди ока­за­лись в за­ви­си­мо­сти от при­чин­но-след­ст­вен­ных от­но­ше­ний ма­те­ри­аль­ной при­ро­ды, под­чи­ни­ли се­бя за­ко­ну гре­ха и смер­ти, из­вра­тив нор­маль­ный по­ря­док ми­ро­во­го бы­тия. Дог­мат ис­ку­п­ле­ния Н. не­раз­рыв­но свя­зы­вал с дог­ма­том тво­ре­ния: толь­ко ис­тин­ный Тво­рец ми­ра, Бо­же­ст­вен­ный Ло­гос — Ии­сус Хри­стос, жерт­вен­но при­няв на Се­бя гре­хи все­го ми­ра, Сво­ей смер­тью дей­стви­тель­но унич­то­жа­ет их. Ис­ку­п­ле­ние ми­ра Ии­су­сом Хри­стом есть но­вое тво­ре­ние. Бла­го­да­ря Вос­кре­се­нию Бо­го­че­ло­ве­ка вос­кре­се­ние при­об­ре­та­ет ха­рак­тер все­об­ще­го и не­об­хо­ди­мо­го ан­тро­по­ло­гического за­ко­на, «по­то­му что ка­ж­дый че­ло­век но­сит ту са­мую при­ро­ду, ко­то­рую Хри­стос сде­лал веч­ной при­ро­дой; так что по сво­ей че­ло­ве­че­ской при­ро­де, как еди­но­сущ­ный Хри­сту, ка­ж­дый че­ло­век не­об­хо­ди­мо яв­ля­ет­ся чле­ном веч­но­го те­ла Хри­сто­ва» («Нау­ка о че­ло­ве­ке». СПб., 2000 год. Т. 2. С. 353). Ду­ши умер­ших, об­ла­даю­щие па­мя­тью, по дан­ной им от Бо­га энер­гии вос­кре­се­ния соз­да­дут но­вые те­ла для бы­тия в ус­ло­ви­ях «но­во­го не­ба и но­вой зем­ли».

Сочинения:

Дог­ма­ти­че­ская сис­те­ма св. Гри­го­рия Нис­ско­го. Ка­зань, 1887. СПб., 2000;

Во­прос о смыс­ле жиз­ни в уче­нии но­во­за­вет­но­го От­кро­ве­ния. Ка­зань, 1895;

Ве­ра и зна­ние с точ­ки зре­ния гно­сео­ло­гии. Ка­зань, 1913;

Нау­ка о че­ло­ве­ке. СПб., 2000. Т. 1–2.

НЕСМЕЛОВ Виктор Иванович

НЕСМЕЛОВ Виктор Иванович

1863-1937) — религиозный мыслитель. Большая часть его жизни связана с Казанской духовной академией. После ее окончания в 1887 г. он написал магистерскую диссертацию «Догматическая система св. Григория Нисского». Изучение патристики способствовало пробуждению интереса Н. к проблемам антропологии, соотношения веры и разума. Н. с 1888 г. — проф. академии по кафедре метафизики. Главное его соч. — фундаментальный труд «Наука о человеке» (в 2-х т.). Впоследствии публиковался мало («Вера и знание с точки зрения гносеологии», 1913, и др.). В 1932 г. Н. был репрессирован. Традиционное православное богословие рассматривало процесс постижения духовного мира «как откровение Бога человеку», т. е. богопознание шло «сверху вниз». Н. же идет в противоположном направлении — «снизу вверх», при этом для него очевидно, что «последнее основание истины нельзя отыскать вне человека». Человек не только порождает сферу знания, но и создает весь объективный мир. В связи с этим Н. критикует И. Канта за допущение «вещей в себе» и идею ноуменального мира, независимого от человека. Н. полагал, что развитие человеческой жизни не может рассматриваться как итог влияния социальной сферы, как действие факторов, находящихся вне человека, ибо бытие индивида есть «собственно процесс развития человеческого духа». Причем идеальные стремления индивида не определяются материальными условиями его жизни, не создаются они и в каких-нибудь абстракциях мысли. Именно в силу реальности идеальных устремлений личности, — а высшим их проявлением является «идея Бога», — и утверждается, по Н., «объективное существование Верховной личности», ибо только ее бытие может их объяснить. Все стремления философов «объяснить» Бога вне индивида обречены на неудачу, ибо «мир не подобен Богу». Жизнь человека проходит в двух разных мирах: первый — чувственный, или физический, второй — сверхчувственный, или духовный. Каждая из этих сфер познается специфическими методами. Согласно убеждениям Н., «неподсудность» идеальных или религиозных представлений рациональным приемам познания ставит задачу выработки особого метода постижения «духовных истин». Этот метод исходит из факта «живого отношения к Богу» или из «реального переживания» общения со сверхъестественным. Появляющиеся в результате этого «мистические прозрения» служат средством познания «истинной мудрости». Критерием этого нового знания не могут быть какие-то абстрактные схемы, оно «проверяется жизненно». Поскольку жизнь человека протекает в «двух разных мирах», постольку именно от его свободного выбора зависит, какие ценности — материальные или духовные — он предпочтет. В этой свободе выбора находит свое выражение нравственная воля человека. Именно в сфере морали происходит высшее проявление «творческого духа» личности. Свобода и творчество неразрывно связаны, т. к. свободная личность уже «творит все содержание жизни», и человек становится тем, чем он желает быть. При этом свобода воли предполагает ответственность людей за свои поступки, они должны «свое хотение» подчинить «нравственным правилам жизни». Индивид, реально, а не формально приобщенный к религиозным истинам, не может, по Н., удовлетвориться поисками только «счастливых условий» физического существования. Само по себе стремление к «земному благополучию» законно, но оно должно быть подчинено оправданию стремлений к «вечно пребывающей жизни, подобной жизни Бога». Н. формирует программу философских построений, высшей целью к-рых является поддержка «стремлений индивида к богоподобию». Предметом философии может быть, как считает Н., только духовная сфера, а ее основой выступает «содержание религиозных верований человека». Философия является врагом лишь религиозного суеверия, а не самой религии. Враждебной христианству силой выступает не философия, а лишь ее «материалистические верования», неизбежно вырождающиеся в «суеверия». Извращенные формы религии, как и извращенные формы философии, должны быть преодолены. По Н., проблема взаимоотношения философии и православия не является чем-то второстепенным, напротив, это одна из осн. богословских тем. Им была предпринята одна из первых попыток в рамках богословия синтезировать философские и религиозные принципы. Н. стоит у истоков отечественного религиозного экзистенциализма. Бердяев подчеркивал огромное значение для него кн. Н. «Наука о человеке», т. к. в ней были мысли, соответствующие его «коренному антропоцентризму». Творчество Н. оказало влияние и на развитие церковных православных взглядов. Архиепископ (ныне митрополит) Кирилл (Гундяев), рассматривая историю рус. богословия, пришел к выводу, что в кон. XIX в. в церковной мысли «возник совершенно новый метод, отличный как от схоластики, так и от патристики». Наиболее ярко «он отразился в трудах В. И. Несмелова, который пытался развить антропологическое богословие, исходя из внутреннего опыта».

Оцените определение: Отличное определение — Неполное определение ↓

Источник: Русская философия: словарь

НЕСВЕДУЩИЙ

Смотреть что такое «НЕСВЕДУЩИЙ» в других словарях:

  • несведущий — несведущий … Орфографический словарь-справочник

  • несведущий — См … Словарь синонимов

  • Несведущий — прил. Не обладающий познаниями в какой либо области; мало знающий. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • несведущий — несведущий, несведущая, несведущее, несведущие, несведущего, несведущей, несведущего, несведущих, несведущему, несведущей, несведущему, несведущим, несведущий, несведущую, несведущее, несведущие, несведущего, несведущую, несведущее, несведущих,… … Формы слов

  • несведущий — знающий искушенный компетентный сведущий … Словарь антонимов

  • несведущий — в чем . Ушаков уже знал, что свита у турецких адмиралов обычно состоит из невежественных и несведущих в морском деле людей (Раковский) … Словарь управления

  • несведущий — несв едущий … Русский орфографический словарь

  • несведущий — Тв. несве/дущим, Пр. о несве/дущем; кр.ф. несве/дущ … Орфографический словарь русского языка

  • несведущий — *несве/дущий … Слитно. Раздельно. Через дефис.

  • несведущий — Syn: малокомпетентный (редк.), малосведущий (редк.), некомпетентный, неискушенный, невежественный (усил.) Ant: сведущий, компетентный, искушенный, опытный … Тезаурус русской деловой лексики

>несведущий

Русский

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
муж. р. ср. р. жен. р.
Им. несве́дущий несве́дущее несве́дущая несве́дущие
Рд. несве́дущего несве́дущего несве́дущей несве́дущих
Дт. несве́дущему несве́дущему несве́дущей несве́дущим
Вн. одуш. несве́дущего несве́дущее несве́дущую несве́дущих
неод. несве́дущий несве́дущие
Тв. несве́дущим несве́дущим несве́дущей несве́дущею несве́дущими
Пр. несве́дущем несве́дущем несве́дущей несве́дущих

не-све́-дущий

Прилагательное, относительное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 4a.

Приставки: не-с-; корень: -вед-; суффикс: -ущ; окончание: -ий .

Произношение

  • МФА:

Семантические свойства

Значение

  1. не обладающий познаниями в какой-либо области; также мало знающий вообще ◆ Несведущий же петляет, как в сказочном лабиринте, возмущается, теряется, страдает. Л. М. Гурченко, «Аплодисменты», 2003 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Будем откровенны: даже совершенно несведущий в автомобилях человек вряд ли перепутает «Калину» с иномаркой, особенно если дать ему вдоволь покрутить баранку и пощелкать кнопками. Анатолий Фомин, Владимир Крючков, «Одного поля ягоды?», 2004 г. // «За рулем» (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

Синонимы

Антонимы

  1. сведущий, знающий, осведомлённый

Гиперонимы

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

Этимология

Происходит от ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Перевод

    Список переводов

    Библиография

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»
      • Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *