Никитская церковь Курск

Храм Успения Богородицы (Курск)

Католическая церковь

Храм Успения Пресвятой Богородицы

Страна

Россия

Город

Курск

Конфессия

Католицизм

Епархия

Архиепархия Матери Божией

Архитектурный стиль

неоготика

Основатель

о. Георгий Мотузза

Строительство

1892—1896 годы

Настоятель

о. Кшиштоф Буяк

Статус

Объект культурного наследия народов РФ регионального значения. Рег. № 461510365160005 (ЕГРОКН). Объект № 4600045000 (БД Викигида)

Состояние

Действующий храм

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

Храм Успения Пресвятой Богородицы — католический храм в городе Курск. Административно относится к Архиепархии Матери Божией (с центром в Москве), возглавляемой архиепископом митрополитом Паоло Пецци. Расположен по адресу: ул. Марата, д. 31. В храме регулярно проводятся органные концерты.

История

В 1859 году курская католическая община, состоящая из примерно тысячи верующих, обратилась с просьбой разрешить строительство храма. Разрешение было получено лишь в конце XIX века, до этого службы велись в небольшом молитвенном доме. Строительство храма Успения началось в 1892 году и закончилось через четыре года, в 1896 году. Храм возведён в неоготическом стиле с двумя башнями-шпилями, с 27 позолоченными крестами, расположенными на портале и по бокам храма, богато украшен мозаикой.

В храме Успения Богоматери венчался и крестил дочь знаменитый художник Казимир Малевич.

После революции 1917 года храм некоторое время функционировал, однако в 1938 году был закрыт, настоятель и активисты прихода расстреляны. Большая часть утвари была уничтожена и разграблена. В здании сначала открыли антирелигиозный музей, затем разместили склад. В 1970 году здание отреставрировано (во время войны в одну из башен попала бомба) и в нём разместился Дом культуры.

Восстановление нормальной деятельности Католической церкви в России началось в 1990-х годах. В 1993 году в Курске зарегистрирована католическая община, в 1997 году здание храма возвращено церкви. В 2006 году приходская община торжественно отмечала 110-летие храма.

Летом 2016 года началось строительство нового приходского дома, который располагается на территории храма (ул. Марата, д. 33). Работой руководил настоятель монсеньор Петер Фидермак. Весной 2017 года строительство завершено. Также под руководством отца Петера обустроена территория вокруг дома. В октябре 2017 года приходской дом назван в честь святого Петра.

11 ноября 2018 года приход возглавил отец Кшиштоф Буяк.

Храм Успения Богородицы на дореволюционных почтовых открытках

  • Костел Успения Девы Марии. Фотография М. Кампеля на почтовой открытке контрагентства А.С. Суворина и Ко. М. 1914 г.

  • Католический храм Успения Пресвятой Богородицы в Курске. Почтовая карточка начала XX века

  • Католический храм Успения Пресвятой Богородицы в Курске. Вид со стороны Нижней Гостинной улицы. Справа от храма дом ксендза. В центре дом мещанки В.И. Краснощековой. Почтовая карточка начала XX века.

  • Католический храм Успения Пресвятой Богородицы в Курске на почтовая карточке начала XX века

Литература

  • Степанов В.Б. По улицам Радищева и Марата // Пешком по городу. Путеводители по историческому центру г. Курска. — Курск: ИПП Курск, 2006. — С. 102-104. — 368 с. — 1000 экз. — ISBN 5-91267-001-5.

Ссылки

  • Официальный сайт прихода

Одной из старейших церквей слободы Ямской Курска является Введенская церковь, построенная в 1761 году.

На улице Дубровинского (в прошлом — в Ямской слободе) ранее была построена деревянная часовня, рядом с которой позже жители соорудили деревянную церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

В XVIII веке церковь обветшала, и жители богатой и самой многолюдной пригородной слободы решили заменить её каменной. Введенская церковь была построена в самом центре слободы Ямской (ныне — перекресток улиц Дубровинского и Маяковского).

Ямская слобода – название пригородных слобод многих русских городов, в старину заселенных ямщиками, призванными нести особую службу перед государством, осуществляя почтовую и транспортную связи. Ямщики обязаны были содержать почтовых лошадей, за что освобождались от других повинностей. Ямская слобода в Курске существовала уже в первой четверти XVIIвека, до 1629 года она называлась Ерской, а после 1629 года её называли Емская, Ямская. В то время она представляла собой небольшой поселок вокруг церкви.

В Государственном архиве Курской области хранятся клировые ведомости Введенской церкви, начиная с 1840 года, проливающие свет на историю самой церкви и приходской жизни. Из них мы узнаем, что в 1752 году (по некоторым сведениям, в 1761 г.) тщанием прихожан была построена и освящена каменная церковь с колокольней,богато украшенная каменной оградой вокруг. В 1872 году каменная колокольня вновь была перестроена.

В храме было три престола: центральный — Введения во храм Пресвятой Богородицы, и два боковых — во имя мучеников Флора и Лавра, и трех святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

По традиции во Введенский храм по пути шествия крестного хода носили чудотворную икону «Знамение» Божией Матери.

В церковный приход входило 449 дворов с 6000 прихожан. В 1916 году в церковном приходе Введенской церкви состояло более 7000 прихожан. В эти годы служили два священника Иван Васильевич Плетенев (1872 г.р.) и Иван Иванович Моисеев (1877 г.р.), которые окончили полный курс Курской духовной семинарии, имели награды за службу. Отец Иван Моисеев был заведующим и законоучителем Введенской церковно-приходской школы, в которой обучалось 30 мальчиков и 25 девочек. В приходе имелись: образцовое двухклассное училище, женское одноклассное училище, смешанное и церковно-приходское смешанное училища.

В годы гонений на православие церковь значительно пострадала. В храме был размещен продовольственный рынок, в алтаре находился хлебный магазин. В 1939 году храм был закрыт, и вскоре была уничтожена колокольня, была разрушена ограда, церковь лишилась внутреннего убранства, иконостасов, росписей, икон, богослужебной утвари, из окон были вырваны решетки чудной художественной работы старинных мастеров. Вновь для богослужений храм открылся в конце 1941 года и действует по настоящее время.

В годы военного лихолетья церковь поддерживала в народе веру в победоносное завершение войны с врагом. В годы Великой Отечественной войны в подвале храма куряне спасались от вражеских бомбежек. После освобождения Курска, с 8 февраля 1943 года по 24 января 1944 года, как свидетельствуют архивные документы, от приходского совета и причта Введенской церкви на оборону страны и на помощь раненым было передано 1000 рублей на танкостроение, 3000 рублей — на постройку самолета «Курский красный партизан», 25000 рублей – на оборудование госпиталя для офицерского состава. Взносы и пожертвования в подшефные госпитали №№ 397, 1698 и 2489 составили 31500 рублей. К новогодним подаркам в эвакогоспиталь № 2489 (на сумму 5054 рублей) приходской совет и причт добавил пирожки, яблоки, кисеты.

В 1973 году в одну из последних атеистических кампаний местной властью было вынесено решение об уничтожении Введенского храма. И только заступничеством Всероссийского отдела культуры, прихожан, вставших грудью на защиту своей святыни, а также директора областного архива Н.А. Ульянкина, выдавшего справку о церкви как памятнике архитектуры, был спасен Введенский храм. Разрушители планировали на месте храма соорудить площадь Маяковского с памятником поэту. Была уже заготовлена и взрывчатка для уничтожения храма…

Введенский храм по-прежнему является композиционным центром современной Ямской слободы и служит его украшением. Постановлением Курского облисполкома от 16.02.1989 г. церковь была отнесена к памятникам архитектуры местного значения.

В настоящее время храм посещается многочисленными богомольцами. Воссоздана некогда разрушенная колокольня. Построено новое церковное здание, в котором располагается баптистерий для совершения Таинства Крещения, классы для проведения уроков в воскресной школе, трапезная и прочие административные и хозяйственные помещения.

Храм Успения Божией Матери и Великомученика Никиты (Курск)

Православный храм

Храм Успения Божией Матери и Великомученика Никиты


Храм Успения Божией Матери и Великомученика Никиты

Страна

Россия

Город

Курск, ул. Карла Маркса, 48

Конфессия

Русская Православная Церковь

Епархия

Курская и Рыльская

Благочиние

Центральное

Архитектурный стиль

Русско-византийский

Автор проекта

К. А. Тон

Строительство

1846 — 1846

Статус

Объект культурного наследия народов РФ регионального значения. Рег. № 461410386000005 (ЕГРОКН). Объект № 4600557000 (БД Викигида)

Состояние

Действующий

Медиафайлы на Викискладе

Храм Успе́ния Бо́жией Ма́тери и Великому́ченика Ники́ты (Успе́нско-Ники́тская це́рковь, Ники́тская церковь, Ники́ты Му́ченика церковь, Успе́нская церковь) — православный храм в Центральном округе города Курска, располагающийся около северо-западного угла пересечения улиц Карла Маркса (ранее Шоссейная) и Красный Октябрь (ранее Кладбищенская) на Никитском кладбище. Памятник архитектуры местного значения.

Храм возведён в 1846 году по типовому проекту К. А. Тона в русско-византийском стиле на Московском кладбище на месте более ранней деревянной церкви, построенной в 1788 году и сгоревшей в 1846 году. Однако ещё с 1632 года упоминается храм Успения Пресвятой богородицы да в приделе великомученика Никиты в Пушкарской слободе, точное расположение которого не известно, а престолы его переносились в новые храмы-преемники. В 1902 году епархиальный архитектор Слесарёв разработал проект пристройки северного и южного приделов, однако к 1914 году этот проект был осуществлён лишь наполовину: произведена пристройка только южного придела (1906 год).

В 1939 году храм был закрыт, а купола и кресты с него сняты, в нём размещён склад. Вновь открыт в конце 1941 года и с того времени не закрывался.

Архитектура и убранство храма

Кирпичный, одноглавый храм с колокольней, основной объём которого составляет бесстолпный храм типа восьмерик на четверике с большой луковичной главой. Небольших размеров трапезная соединяет храм с трёхъярусной шатровой колокольней. С восточной стороны к церкви примыкают две полукруглые апсиды, с западной — прямоугольный притвор. Входы в храм с запада и юга в виде крутых папертей. Сохранился четырёхрядный иконостас с масляной росписью по трафарету начала XX века.

Интересные факты

  • В селе Тазово Золотухинского района Курской области находится подобный Успенско-Никитскому храму города Курска храм иконы Божией Матери «Знамение», построенный по тому же типовому проекту К. А. Тона, но с двумя приделами.

Примечания

  1. 1 2 3 4 Храм Успения Божией Матери и великомученика Никиты на официальном сайте Курской и Рыльской епархии
  2. Решение Курского облисполкома от 16.02.1989 г.
  3. 1 2 3 Раздорский А.И., Холодова Е.В. Никитская (Успенско-Никитская) церковь — Успения Божией Матери и великомученика Никиты // Курск. Краеведческий словарь-справочник. — Курск: ЮМЭКС, 1997. — С. 257-258. — 10 000 экз. — ISBN 5-89365-005-0.
  4. Склярук В.И., Логачев Н. Ф., Озеров Ю. В. Никитская (Успенская) кладбищенская церковь // Старые курские открытки. Каталог иллюстрированных почтовых карточек 1899—1930 годов с объяснением видов города. — 2-е издание, исправленное и дополненное. — Курск: Пресс-Факт, 2005. — С. 305. — ISBN 5-86354-106-7.
  5. Храм Успения Божией Матери и великомученика Никиты на сайте «Храмы России»
  6. Храм Успения Божией Матери и великомученика Никиты на сайте Курской областной научной библиотеки имени Н.Н. Асеева

  • Раздорский А.И., Холодова Е.В. Никитская (Успенско-Никитская) церковь — Успения Божией Матери и великомученика Никиты // Курск. Краеведческий словарь-справочник. — Курск: ЮМЭКС, 1997. — С. 257-258. — 10 000 экз. — ISBN 5-89365-005-0.
  • Склярук В.И., Логачев Н. Ф., Озеров Ю. В. Никитская (Успенская) кладбищенская церковь // Старые курские открытки. Каталог иллюстрированных почтовых карточек 1899—1930 годов с объяснением видов города. — 2-е издание, исправленное и дополненное. — Курск: Пресс-Факт, 2005. — С. 305. — ISBN 5-86354-106-7.
  • Хранить веру Христову (рус.) // Курские епархиальные ведомости. — Курск: Курская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), 2015. — № 17–18 (385–386). — С. 3.
  • Храм Успения Божией Матери и великомученика Никиты на официальном сайте Курской и Рыльской епархии
  • Храм Успения Божией Матери и великомученика Никиты на сайте «Храмы России»
  • Храм Успения Божией Матери и великомученика Никиты на сайте Курской областной научной библиотеки им. Н. Н. Асеева
  • Виктор Крюков. Дорога к храму – дорога к памяти. Газета «Городские известия», №84 (3255), 2012 г. (14.07.2012). Дата обращения 15 июля 2012. Архивировано 11 сентября 2012 года.

Храм

Русская Православная Церковь, Курская митрополия, Курская епархия, Медвенский благочиннический округ, Храм Успения Пресвятой Богородицы

Храм открыт ежедневно с 8:00 до 14:00

Богослужение в нашем храме совершаются в Воскресные и Праздничные дни
Суббота 17:00 Всенощное бдение
Воскресение 8:00 Литургия
Каждую Субботу в 8:00 Совершается водосвятный молебен с акафистом перед иконой Божией Матери Всецарица

Информация для желающих принять Таинство Крещения:

  • Огласительные беседы
  • Основы Православия

Зачем ходить в Церковь?!

Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец — святой Киприан Карфагенский

Существует две категории людей: первая-это те, кто считает себя православными и живут по вере, участвуют в церковной жизни, регулярно присутствую на богослужении, и пользуются теми дарами, которые раздает нам Господь наш Иисус Христос; вторая категория людей — это те, кто считает себя православными, но хождение в Церковь не считают обязательным и в лучшем случае пару раз в году зайдут в храм, чтобы освятить пасху или набрать святой воды, тем самым пренебрегая прямыми заповедями Бога, которые дают вечную жизнь человеку. К какой категории относишься ты?

Церковь-это не организация, которую создали люди для контроля над обществом и финансовой наживы, как думают скептики. Церковь не утратила своей истинности, и историчности как думают те, кто ищет себе оправданий в ненужности церковной жизни.

Церковь-это Богом созданный некий ковчег, войдя в который можно спастись от грядущего потопа. Иными словами, Церковь-это живой организм, который состоит из каждого православного человека, и как организм, он должен жить, развиваться и правильно питаться, чтобы не зачахнуть, и не погибнуть. Жизнь и питание – это то, что оставил нам Христос — Евангелие и те Таинства, которые дают жизнь каждому члену этого организма — Человеку.

Этот организм живет благодаря животворящему Божьему Духу. По слову Господа — Церковь будет существовать всегда и ничто её не разрушит (Матф.16:18).

Если человек верит в Бога, знает, что Он есть, тогда почему такой человек не исполняет то, что Бог ему оставил, те правила, с помощью которых можно обрести спасение и доплыть на ковчеге в новую землю, где вечные блага, нет болезней и скорбей? Как без этого руководства можно исполнить свое предназначение, если мы им пренебрегаем, думая, что все это не нужно? Ведь Храм-это ещё и особое место присутствия Бога, войдя куда, начинаешь ощущать незримое действие Божие, где человек остается один на один со своей совестью и Любящим Создателем, Который ждет нас!

Господь наш Иисус Христос для созданной им Церкви, оставил свое Слово (Евангелие) — то руководство, с помощью которого можно обрести жизнь вечную, и те дары, с помощью которых можно исполнить всё то, что содержится в Евангелии. Вот те условия Бога, человеку, что бы обрести жизнь вечную:

1. Крещение и дары Духа Святого, которые даются в этом таинстве, для того чтобы вступить в народ Божий, и получить божественные дары с помощью которых мы можем преодолеть этот жизненный путь и подготовить себя к совершенно новой, вечной жизни, без которого не возможно спастись (Иоан.3:5).

2. Правильная вера, без которой так же нет спасения (Гал.5:20,21). Этой вере мы научаемся в церкви, где священник её растолковывает, беря за основы священное писание и святоотеческое наследие, которое идёт от апостолов.

3. Собственные грехи, которые так же препятствуют соединиться нам с Богом, Который «есть Свет и нет в Нём никакой тьмы» (1Иоанн 1.5). Эти грехи, Бог прощает через своих свидетелей — священников в таинстве Исповеди (Иоанн.20:23).- Это то таинство, которое очищает человека от того груза, который придавливает его к земле и не дает подниматься и идти дальше к своему спасению — к Богу.

4. Причастие, то таинство, в котором присутствует сам Господь наш Иисус Христос, без которого так же нет спасения (Иоанн.6:53). Причащаясь, человек соединяется со Христом, и получает те силы, с помощью которых можно преодолеть всякий тернистый и каменистый путь какой-бы он ни был, это то таинство, которое заменяет человеку пищу, без которой человек погибает, если её не вкушать.

Вот то, что необходимо человеку, который называет себя христианином и считает, что верит в Бога. Это не просто слова, а те дела, которые от нас требует Бог. Если мы будем говорить своим знакомым, что любим такого-то человека и никаких действий не проявлять по отношению к нему, не оказывать никаких знаков внимания, не предпринимать ничего для того, что бы мы были вместе, неужели такой человек поверит в нашу “любовь”? Так же и Бог, Он требует от нас не просто слов, но и действий наших по отношению к Нему.

В свою очередь, Бог, как любящий Отец, хочет спасения всех людей (1Тим.2.4) и идёт на встречу к каждому человеку, предлагает Себя, протягивает нам руку помощи. От нас лишь требуется откликнуться на голос Божий и идти на встречу к твоему Создателю, стать Его сыном и принять те дары, которые Он нам предлагает. Все эти дары имеются в Его Церкви, и каждый желающий может их получить, требуется лишь одно — Прийти и взять!

священник Андрей Барабаш

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *