Никодим святогорец

. Том 1
От переводчиков — 7
Феодор Янгу. «Пидалион»: история составления и публикации — 11
Предисловие к греческому изданию — 140
Обращение к Святой Христовой Церкви прп. Никодима и иеромон. Агапита — 145
Точная копия подлинного послания Патриарха Константинопольского Неофита VII — 147
Прп. Никодим Святогорец. Предисловие к «Пидалиону» — 150_______85 ПРАВИЛ СВЯТЫХ И ВСЕЧЕСТНЫХ АПОСТОЛОВ
Предисловие — 175
Правило 1 — 180
Правило 2 — 184
Правило 3 — 186
Правило 4 — 189
Правило 5 — 190
Правило 6 — 192
Правило 7 — 193
Правило 8 — 198
Правило 9 — 200
Правило 10 — 203
Правило 11 — 204
Правило 12 — 204
Правило 13 — 207
Правило 14 — 207
Правило 15 — 210
Правило 16 — 211
Правило 17 — 211
Правило 18 — 215
Правило 19 — 216
Правило 20 — 217
Правило 21 — 219
Правило 22 — 220
Правило 23 — 222
Правило 24 — 223
Правило 25 — 223
Правило 26 — 226
Правило 27 — 227
Правило 28 — 229
Правило 29 — 234
Правило 30 — 237
Правило 31 — 238
Правило 32 — 241
Правило 33 — 244
Правило 34 — 245
Правило 35 — 247
Правило 36 — 251
Правило 37 — 252
Правило 38 — 254
Правило 39 — 257
Правило 40 — 259
Правило 41 — 262
Правило 42 — 264
Правило 43 — 266
Правило 44 — 266
Правило 45 — 269
Правило 46 — 270
Правило 47 — 280
Правило 48 — 284
Правило 49 — 291
Правило 50 — 292
Правило 51 — 298
Правило 52 — 304
Правило 53 — 307
Правило 54 — 308
Правило 55 — 309
Правило 56 — 310
Правило 57 — 310
Правило 58 — 311
Правило 59 — 315
Правило 60 — 316
Правило 61 — 321
Правило 62 — 322
Правило 63 — 324
Правило 64 — 328
Правило 65 — 331
Правило 66 — 332
Правило 67 — 337
Правило 68 — 340
Правило 69 — 344
Правило 70 — 353
Правило 71 — 355
Правило 72 — 355
Правило 73 — 358
Правило 74 — 359
Правило 75 — 363
Правило 76 — 366
Правило 77 — 367
Правило 78 — 368
Правило 79 — 369
Правило 80 — 371
Правило 81 — 373
Правило 82 — 374
Правило 83 — 377
Правило 84 — 378
Правило 85 — 380_______Том 2
О святом Вселенском первом соборе
▪ Предисловие — 7
▪ 20 правил святого Вселенского первого собора — 16
О святом Вселенском втором соборе
▪ Предисловие — 72
▪ 7 правил святого Вселенского второго собора — 76
О святом Вселенском третьем соборе
▪ Предисловие — 96
▪ 8 правил святого Вселенского третьего собора — 105
О святом Вселенском четвертом соборе
▪ Предисловие — 126
▪ 30 правил святого Вселенского четвертого собора — 134
О святом Вселенском пятом соборе — 181
О святом Вселенском шестом соборе — 184
О святом Вселенском пято-шестом или, лучше сказать, шестом соборе
▪ Предисловие — 188
▪ 102 правила святого Вселенского шестого собора — 192
О святом Вселенском седьмом соборе
▪ Предисловие — 369
▪ 22 правила святого Вселенского седьмого собора — 385_______Том 3
О Соборе, называемом Двукратным
▪ Предисловие 7
▪ 17 правил Собора, который состоялся в храме Святых Апостолов и получил название Двукратного — 11
О Соборе, состоявшемся в храме Святой Софии
▪ Предисловие — 39
▪ 3 правила Собора, состоявшегося в храме Святой Софии — 43
О Соборе, состоявшемся в Карфагене при сщмч. Киприане
▪ Предисловие — 49
▪ Правило святого Поместного собора, состоявшегося в третий раз в Карфагене при сщмч. Киприане — 52
Об Анкирском Поместном соборе
▪ Предисловие — 58
▪ 25 правил Анкирского Поместного святого собора — 59
О Неокесарийском Поместном соборе
▪ Предисловие — 83
▪ 15 правил Неокесарийского Поместного собора — 84
О Гангрском Поместном соборе
▪ Предисловие — 103
▪ 21 правило Гангрского Поместного святого собора — 108
Об Антиохийском Поместном соборе
▪ Предисловие — 122
▪ 25 правил Антиохийского Поместного собора — 124
О Лаодикийском Поместном святом соборе
▪ Предисловие 148
▪ 60 правил Лаодикийского Поместного святого собора — 150
О Сардикийском Поместном соборе
▪ Предисловие — 192
▪ 20 правил Сардикийского Поместного святого собора — 200
О святом Поместном соборе, собранном вновь в Константинополе
▪ Предисловие — 225
▪ 2 правила святого Поместного собора, собравшегося в Константинополе — 226
О Карфагенском Поместном святом соборе
▪ Предисловие — 228
▪ 141 правило Карфагенского Поместного святого Собора — 232_______Том 4
О святителе Дионисии Александрийском
▪ Предисловие — 7
▪ 4 правила, на которые разделено его каноническое послание к епископу Василиду — 10
О святителе Григории Неокесарийском
▪ Предисловие — 24
▪ 12 правил, на которые разделено его каноническое послание — 27
О священномученике Петре Александрийском
▪ Предисловие — 43
▪ 15 правил, на которые (за исключением одного) разделено его слово о покаянии — 45
О святителе Афанасии Великом
▪ Предисловие — 67
▪ Послание к монаху Аммуну — 70
▪ Его же послание к Руфиниану, или Руфиану — 77
▪ Из его же 39-го праздничного послания — 83
О святителе Василии Великом
▪ Предисловие — 87
▪ Канонические послания, они же 92 правила — 89
О святителе Григории Нисском
▪ Предисловие — 202
▪ Каноническое послание к Литоию, епископу Мелитинскому — 204
О святителе Григории Богослове
▪ Предисловие — 225
▪ Стихи героические о том, какие книги следует признавать — 226
О святителе Амфилохии Иконийском
▪ Предисловие — 228
▪ Стихи к Селевку о том, какие книги следует признавать — 229
О Тимофее Александрийском
▪ Предисловие — 231
▪ Вопросоответы, или 18 правил — 232
О Феофиле Александрийском
▪ Предисловие — 249
▪ 14 правил — 251
О божественном Кирилле Александрийском
▪ Предисловие — 268
▪ 5 правил, на которые разделяются его канонические послания к Домну Антиохийскому и епископам Ливии — 270
О святителе Геннадии Константинопольском
▪ Предисловие — 280
▪ Каноническое окружное послание ко всем преподобнейшим митрополитам и к папе Римскому — 282
О святом Иоанне Постнике
▪ Предисловие — 289
▪ 35 правил — 293
О святителе Тарасии Константинопольском
▪ Предисловие — 329
▪ Послание к папе Адриану — 331
О святом Никифоре Исповеднике
▪ Предисловие — 343
▪ 37 правил из церковных постановлений — 344
Вопросы неких монахов, подвизавшихся вне города, и ответы на них святого Константинопольского собора, состоявшегося при патриархе Николае и императоре Алексее Комнине — 359
ПРИЛОЖЕНИЕ
▪ ПОСЛАНИЯ
▪ ▪ Из послания Василия Великого к никопольским пресвитерам — 368
▪ ▪ Св. Иоанна Златоуста каноническая глава — 369
▪ ▪ Ответ св. Анастасия на вопрос о том, что лучше: причащаться постоянно или время от времени — 370
▪ ▪ Из послания Василия Великого к Кесарии, жене патриция — 371
▪ ▪ Из толкования св. Иоанна Златоуста на Послание к Ефесянам — 371
▪ ▪ Из толкования на Послание к Евреям — 372
▪ ▪ Поучение Василия Великого к иерею о Божественной благодати — 373
▪ ▪ Из правил Всесвятейшего Никифора, патриарха Константинопольского и Вселенского — 374
▪ ▪ Послание во святых отца нашего Никифора, патриарха Константино-польского, Исповедника — 375
▪ КРАТКОЕ И ВМЕСТЕ С ТЕМ ТОЧНОЕ УЧЕНИЕ О БРАКАХ, СОСТАВЛЕННОЕ НА ОСНОВЕ РАЗНЫХ ИСТОЧНИКОВ — 385
▪ ▪ Глава 1. 0 родстве кровном, т. е. между лицами из одного рода — 387
▪ ▪ Глава 2. О родстве по свойству, а именно двухродному — 392
▪ ▪ Глава 3. О двухродных браках по свойству, при которых один род дает по прямой линии только одного супруга — 394
▪ ▪ Глава 4. О двухродных браках по свойству, при которых один род дает по прямой линии двух супругов — 395
▪ ▪ Глава 5. О двухродных браках по свойству, в которых один род дает по боковой линии только одного супруга — 399
▪ ▪ Глава 6. О двухродных браках по свойству, в которых один род дает по боковой линии двух супругов — 402
▪ ▪ Глава 7. О родстве, происходящем от трех родов — 406
▪ ▪ Глава 8. О родстве от святого крещения — 410
▪ ▪ Глава 9. О родстве от усыновления — 415
▪ ▪ Глава 10. — 416
▪ ▪ Глава 11. Об обручении, т. е. помолвке — 417
▪ ОБРАЗЦЫ НЕКОТОРЫХ ГРАМОТ
▪ ▪ Образец представительной и отпустительной грамоты — 420
▪ ▪ Образец грамоты с благословением принимать исповедь — 421
▪ ▪ Образец канонического свидетельства — 422
▪ ▪ Образец грамоты для бедных — 422
▪ ▪ Образец завещания — 423
▪ ▪ Образец брачного договора — 426
▪ ▪ Образец канонического свидетельства о разводе — 427
▪ ▪ Образец канонического отречения — 428
▪ ▪ Образец антиминса — 430
▪ ОПИСАНИЕ ДРЕВНЕГО ХРАМА — 431
▪ ИЗОБРАЖЕНИЕ ДРЕВНЕГО ХРАМА — 433
▪ СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ — 434
▪ ▪ I. Авторы и произведения, цитируемые в «Пидалионе», с указанием изданий на русском языке — 434
▪ ▪ II. Справочные издания и патрологические серии — 459
▪ ▪ III. Церковные правила — 459
▪ ▪ IV. Прочие сокращения — 460
▪ УКАЗАТЕЛЬ ЦИТАТ ИЗ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ — 462
▪ ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ — 476
▪ ПРЕДМЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ — 502

Прп. Никодим Святогорец. Греческая гравюра XIX в.

Никодим Святогорец (1749 — 1809), Афонский монах, богослов, преподобный

В миру Николай Калливурцзис, родился в 1749 году на Наксосе, греческом острове под властью Османской империи, в семье благочестивых родителей Антония и Каливурси. Двоюродный брат святого, в монашестве Иерофей, впоследствии стал митрополитом Еврипским.

С раннего возраста Николай стремится к очищению сердца и равноангельской жизни. Образование начал в Наксосе у приходского священника. В пятнадцатилетнем возрасте отец отдал его на обучение в евангелическую школу в Смирну. По словам его школьных соучеников, молодой Николай: «наизусть знал то, что читал, не только из философии, экономики, медицины, астрономии и военного дела, но и всех поэтов, историков, древних и новых, греческих и латинских, также как и все творения Святых Отцов. Ему было достаточно однажды прочитать какую-нибудь книгу, чтобы на всю жизнь ее запомнить» . За годы учёбы овладел в совершенстве латинским, итальянским и французским языками.

В 1770 году, во времена гонений на христиан со стороны османских властей, вернулся на Наксос. Около 1774 года, будучи наслышан о добродетельности и учености святого Макария (Нотара), собирателя святоотеческих произведений, специально приехал к нему на остров Гидру. Духовные дарования, ревность к духовной жизни, рассудительность, ученость и незаурядный филологический дар Николая убедили Макария привлечь его к подготовке издания святоотеческих книг.

Прп. Никодим Святогорец. Греческая икона

На Святой Горе Афон

В возрасте 26 лет, в 1775 году Николай пришел на Святую Гору Афон и там, в монастыре Дионисиат, в том же или следующем году принял постриг с именем Никодим. Вначале нёс послушание чтеца и письмоводителя.

В 1777 году преподобный Макарий пригласил его к себе в келию преподобного Антония в Карее и передал ему сборник «Добротолюбия» для редактирования. Преподобный Никодим отредактировал текст, написал предисловие и краткие жития каждого из авторов сборника. Вместе с «Добротолюбием» святые Макарий и Никодим тогда же подготовили «Евергетин» и «О божественном и священном частом причащении.» С этой работой начались многолетние литературные труды Никодима Святогорца. Также в 1777 году преподобный Никодим посетил старшего единомышленника и сотрудника в изыскании и распространении святоотеческих писаний — преподобного Паисия (Величковского) . Сподвижником святого Никодима стал и преподобный Афанасий Паросский.

Вскоре молодой инок перешел в Пантократорский скит, в послушание к старцу Арсению Пелопонессу, под руководством которого ревностно изучал Священное Писание и творения святых отцов. При этом он всецело предался духовным подвигам: каждый день поучаясь в законе Божием и изучая святоотеческие писания, он совершенно умертвил помышления и движения плоти усиленным постом и постоянной умной молитвой. Проживал в келье Феонас.

В 1783 году преподобный Никодим принял схиму и шесть лет пребывал в совершенном безмолвии. Когда на Афон вновь прибыл митрополит Коринфский преподобный Макарий, он возложил на святого Никодима новое послушание — редактирование творений преподобного Симеона Нового Богослова. Никодим оставил подвиг молчальничества и опять занялся литературной работой. С того времени до самой своей кончины он продолжал ревностно трудиться на этом поприще.

Незадолго до своей кончины преподобный Никодим, утомленный книжными трудами и аскетическими подвигами, перешел на жительство к иеромонахам иконописцам Стефану и Неофиту Скуртеям (Куцовлахам). Он упросил их заняться изданием своих трудов, чего не мог уже сделать сам из-за болезненного состояния. В ночь своей кончины святой Никодим причастился Святых Даров и постоянно находился в молитве. Когда монахи спросили его: «Учитель, ты в покое?», он ответил: «Я принял в себя Христа, как же могу я не быть в покое?» . Так, 14 июля 1809 года, преподобный мирно отошел ко Господу у Скуртеев. Он был погребен там же, в келлии Скуртеев в Карее.

Уже в годы земной жизни преподобный Никодим стал широко известен как глубокий аскетический писатель, творец и толкователь священных песнопений, издатель святоотеческих писаний и богослужебных текстов. По свидетельству современников, преподобный Никодим был прост, незлобив, нестяжателен и отличался глубокой сосредоточенностью. До конца земной жизни обладал замечательной памятью: Священное Писание знал наизусть, помня даже главы, стихи и страницы, мог на память цитировать очень многое из творений святых отцов.

Почитание

Друг преподобного Никодима Святогорца, иеромонах Евфимий, стал его биографом. Со временем его известность и почитание ширились. В 1955 году Константинопольский патриарх Афинагор причислил его к лику святых. Одно время память святого Никодима в Русской Православной Церкви праздновалась 1 июля, но 1 декабря 2005 года по благословению патриарха Алексия II была перенесена на 14 июля — также как в Греческих Церквах.

Прп. Никодим Святогорец. Икона

Труды

Творческое наследие святого Никодима беспрецедентно по своему объёму и масштабам: им написано, собрано и отредактировано более двух сотен произведений, некоторые из которых — объёмные, иногда многотомные сочинения. В своих произведениях он касается разных богословских областей, многих сторон общественной и церковной жизни. У него есть работы теоретического, мистического, этического, аскетического, догматического, апологетического, агиологического, пастырского, гимнологического, гомилетического и канонического содержания. Многие из его творений на начало XXI века оставались неизданными. Среди его работ:

Авторские:

  • Новый Мартиролог, Венеция, 1799 — о новомучениках и исповедниках эпохи османского ига.
  • Извлечение из Псалмов пророка и царя Давида, Константинополь, 1799 — составлена по просьбе патриарха Неофита, собрание толкований из афонских библиотек значительно дополненное авторским текстом.
  • Увещевательное наставление, Вена и Венеция, 1801 — книга написана по просьбе своего двоюродного брата владыки Иерофея Еврипского, просившего у святого Никодима советов по исполнению своих обязанностей, но большая часть обращена к широкому кругу читателей; содержит рассуждения о нравственной и общественной природе человека, устройстве его тела и души, гармоничном сочетании разума и чувств.
  • Благонравие христианское, Венеция, 1803 — посвящено этической и общественной проблематике, обличает предрассудки, суеверия, колдовство и безнравственность; преподобный приводит примеры не только из святых отцов и Евангелия, но и из античной философии, истории и жизни народа; книга написана на простом разговорном языке.
  • Новый избор житий святых (Новый Эклогион), Венеция, 1803 — жития пятидесяти святых, многие были пересказаны простым новогреческим языком.
  • Учение об исповеди, Венеция, 1804, 1818 — заканчивается проникновенным «Словом о покаянии».
  • Толкование семи Соборных Посланий, Венеция, 1806, 1819.
  • Новый Синаксарь в 3-х тт., Венеция, 1819 — составлен в течении двух лет.
  • Сад благодатей, Венеция, 1819 — толкование на девять песен, поющихся в храмах на утрени, написанное на простом языке.
  • Еортодромион или изъяснение песенных канонов, которые поются накануне Господских и Богородичных праздников, Венеция, 1836.
  • Новая Лествица, или толкование 75-ти степенных песней Октоиха, Константинополь, 1844.
  • Исповедание веры — апология движения колливадов.
  • Канон в честь иконы Божией Матери «Скоропослушницы» — принят в употреблении Русской Православной Церкви.
  • Служба Преподобным и Богоносным отцем, во Афоне постнически просиявшим — — принят в употреблении Русской Православной Церкви.

Св. Никодим Святогорец. Гравюра из румынского перевода «Увещевательного наставления,» Изд. Нямецкого монастыря, 1826.

Редакции:

  • Добротолюбие — вместе с прп. Макарием Корифским, составил также предисловие и краткие жития авторов для первого издания сборника (Венеция, 1782).
  • Евергетин, Венеция, 1783 — вместе с прп. Макарием Корифским, сборник поучений и деяний старцев и святых отцов; доступное изложение аскетических идеалов для широких масс.
  • О Божественном и священном частом причащении (или О постоянном Божественном причащении) — вместе с прп. Макарием Корифским.
  • Собрание творений Симеона Нового Богослова в 2-х частях, Венеция, 1790 — составил также предисловие к сборнику.
  • Невидимая брань, Венеция, 1796 (оригинал: Лоренцо Скуполи, Il combattimento spirituale) — редакция, перевод и дополнение; снова отредактирована и переведена на русский свт. Феофаном Затворником (изд. 1: М., 1886; изд. 5: М., 1912; ряд переизданий с кон. XX в.):
  • Венец Приснодевы (Феотокарий), Венеция, 1796, 1846 — 62 канона Пресвятой Богородице извлеченные из афонских рукописных собраний.
  • Духовные упражнения, Венеция, 1800 (оригинал: Игнатий Лойола или Джованни Пьетро Пинамонти) — редакция, перевод и дополнение.
  • Псалтирь Евфимия Зигабена, т. 1: Салоники, 1818; т. 2: 1821 — значительно дополнена: комментарии и примечания преподобного Никодима занимают почти половину 1200-страничного труда.
  • Толкования Посланий святого апостола Павла, Венеция, 1819 (оригинал: блж. Феофилакт Болгарский) — перевод с древнегреческого на новогреческий и дополнение обширными толкованиями и комментариями.
  • Пидалион — новое издание греческой Кормчей книги, содержащей правила святых апостолов, святых Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов; преподобный работал над книгой в период с 1790 по 1800 гг.
  • Полное собрание творений Григория Паламы в 3-х тт. — составил также предисловие; сохранилась лишь часть собрания и предисловие, сами подготовленные к изданию творения Паламы пропали во время обыска австрийских властей в венской типографии братьев Маркиду Пулиу.

Преподобный Никодим Святогорец.

Молитвословия

Тропарь, глас 3

Мудрости благодатию, отче, украшенный, труба богогласная показался еси Духа и добродетелей наставник, Никодиме Богоглаголивый, всем бо подаеши спасительная учения, жития чистаго показуя сияние богатством Божественных твоих словес, имиже, яко свет, мирови возсиял еси.

Ин тропарь, глас 1

Светило Афонское, и Наксии отрасль, и Церкве всей богодухновеннаго учителя, Никодима, вернии, да почтим, иже, исполняяся мудрости Божественныя, учения бо небесная и обильная изливает вопиющим: слава Прославльшему тя Христу, слава Венчавшему тя, слава Подающему тобою нам помощь.

Кондак, глас 8

Яко таинника изряднейшаго добродетельнаго жития и благочестия, богоноснаго учителя Православия, празднует тя Церковь, с Небес бо дарования приемый, озаряеши божественными твоими писании вопиющих ти: радуйся, отче Никодиме.

Литература

Использованные материалы

  • Страница календаря портала Православие.Ru:
  • «Преподобный Никодим Святогорец — Невидимая брань и другие труды,» сайт издательского дома «Русский Паломник,» 2010:
  • Говорун Сергей, «Из истории Добротолюбия,» портал Православие.Ru:
  • Страница информационного портала Котловка.Ru:
  • Страница Каталога икон на сайте PravIcon.com:
  • Metrophanes, schema-monk; Seraphim (Rose), hierom., trans., Blessed Paisius Velichkovsky. The man behind the Philokalia (The life and ascetic labors of our father, elder Paisius, archimandrite of the holy Moldavian monasteries of Niamets and Sekoul), Platina, CA: St. Herman of Alaska Brotherhood, 1976 (1994), 95-97, 257.

Основная версия. указывает 1748 год.

Главная / Все авторы

преподобный Никодим Святогорец

Преподобный Никодим известен и как творец и толкователь священных песнопений.

Преподобный Никодим Святогорец, в крещении Николай, родился в 1748 году на греческом острове Наксосе. В возрасте 26 лет он пришел на Святую Гору Афон и там, в монастыре Дионисиат, принял постриг с именем Никодим.
Вначале инок Никодим нес послушание чтеца и письмоводителя. Через 2 года после его поступления в монастырь на Афон прибыл митрополит Коринфский Макарий, который поручил молодому иноку подготовку к изданию рукописи «Добротолюбие», найденной им в 1777 году в Ватопедском монастыре. Работа над этой книгой явилась началом многолетних литературных трудов Никодима Святогорца. Вскоре молодой инок перешел в Пантократорский скит, в послушание к старцу Арсению Пелопонессу, под руководством которого ревностно изучал Священное Писание и творения святых отцов. В 1783 году преподобный Никодим принял схиму и шесть лет пребывал в совершенном безмолвии. Когда на Афон вновь прибыл митрополит Коринфский Макарий, он возложил на преподобного Никодима новое послушание – редактирование творений преподобного Симеона Нового Богослова. Преподобный Никодим оставил подвиг молчальничества и опять занялся литературной работой. С того времени до самой своей кончины он продолжал ревностно трудиться на этом поприще.
Незадолго до своей кончины преподобный Никодим, утомленный книжными трудами и аскетическими подвигами, перешел на жительство к иеромонахам иконописцам Стефану и Неофиту Скуртеям (Куцовлахам). Он упросил их заняться изданием своих трудов, чего не мог уже сделать сам из-за болезненного состояния. Здесь, у Скуртеев, 1 июля 1809 года преподобный Никодим мирно отошел ко Господу.
По свидетельству современников, преподобный Никодим был прост, незлобив, нестяжателен и отличался глубокой сосредоточенностью. Он обладал замечательной памятью: Священное Писание знал наизусть, помня даже главы, стихи и страницы, мог на память цитировать очень многое из творений святых отцов.
Литературные труды старца Никодима разнообразны. Им написаны предисловие к «Добротолюбию» и краткие жития подвижников. Из аскетических наставлений подвижника особенно известна книга «Невидимая брань», переведенная на русский язык великим богословом-аскетом епископом Феофаном Затворником (М., 1886; изд. 5. М., 1912). Замечателен труд подвижника «Учение об исповеди» (Венеция, 1804, 1818), заканчивающийся проникновенным «Словом о покаянии». Интересна книга преподобного «Благонравие христиан», изданная в Венеции в 1803 году. Велики заслуги святого и в области издания Богослужебных книг. В 1796 году он опубликовал извлеченные из афонских рукописных собраний 62 канона Пресвятой Богородице под названием «Венец Приснодевы» (Венеция, 1796, 1846).
Преподобный Никодим подготовил издание новой редакции «Пидалиона» – греческой «Кормчей книги», содержащей правила святых апостолов, святых Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов.
Большое внимание преподобный уделял агиографии, о чем свидетельствуют такие его труды, как «Новый избор житий святых» (Венеция, 1803) и изданная уже после его кончины книга «Новый Синаксарь» в 3-х томах (Венеция, 1819). Им осуществлен перевод с древнегреческого на новогреческий язык «Толкования Посланий святого апостола Павла» Архиепископа Болгарского Феофилакта. Сам святой Никодим написал толкование семи Соборных Посланий (издано также в Венеции в 1806 и 1819 гг.).
Преподобный Никодим известен и как творец и толкователь священных песнопений. Им составлены (принятые в Русской Церкви) канон в честь иконы Божией Матери «Скоропослушницы», а также «Служба Преподобным и Богоносным отцем, во Афоне постнически просиявшим» («Православный церковный календарь на 1976 г.», С. 61), «Еортодромион или изъяснение песенных канонов, которые поются накануне Господских и Богородичных праздников» (Венеция, 1836), «Новая Лествица, или толкование 75-ти степенных песней Октоиха» (Константинополь, 1844).

Книги автора:

преподобный Макарий, митрополит Коринфский, преподобный Никодим Святогорец

Книга душеполезнейшая о непрестанном причащении Святых Христовых Таин

Повелевается всем православным христианам причащаться часто, во-первых,…

преподобный Никодим Святогорец

Невидимая брань

Примите же, христолюбивые читатели, настоящую книгу радостно и благосклонно…

преподобный Никодим Святогорец

Невидимая брань. Часть 1

Этою книгою всякий человек, желающий спасения, научается, как побеждать…

преподобный Никодим Святогорец

Невидимая брань. Часть 2

До сих пор я предлагал тебе, любезный читатель, о четырех орудиях,…

Труды преподобного Никодима Святогорца многочисленны и разнообразны: он известен как составитель «Добротолюбия», которое он внимательно изучил, изменил, где это было необходимо, его построение. Также он составил краткое жизнеописание каждого духовного писателя и снабдил книгу чудесным предисловием. Не менее любима нами и переведенная на русский язык святителем Феофаном Затворником его «Невидимая брань».
В «Новом Эклогионе» собраны многочисленные жития святых от самых древних (мц. Фотины Самарянки и сщмч. Поликарпа, ученика апостола Иоанна Богослова) до позднейших греческих мучеников, пострадавших в XVI и даже XIX вв. Вся история греческой святости — дивные жизни мучеников, преподобных (особенно афонитов), святителей проходит перед нами.
По словам святителя Василия Великого, жития святых во всех своих формах похожи на «иконы некие одушевленные… которые предложены на подражание благим делам» и представляют истинные критерии православной жизни. Предлагаем вам, дорогие слушатели, насладиться этими «одушевленными иконами» и, с Божией помощью, подражать им.

Исполнитель: Виталий Редько
Издательство: Россия. «Русский Паломник»
Год выпуска: 2011
Продолжительность: 29:28:55

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *