Николо одринский монастырь карачев

Модно. Николаевский Моденский мужской монастырь.

Свято-Николаевский Моденский мужской третьеклассный монастырь располагался в Устюжнском уезде Новгородской епархии при погосте Модно, в 35 верстах от уездного города Устюжны. Обитель стояла на правом крутом и песчаном берегу Мологи в окружении сосновых боров. Под западной стеной монастыря в реку Мологу впадала речка Моденка. Свое название монастырь получил от находившейся в нем Чудотворной иконы Святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских, во имя которого был освящен главный престол соборного монастырского храма, а также от речки Моденки. Это название принадлежало обители всегда, не меняясь с течением столетий.

Впервые монастырские сооружения упоминаются в 1598 году в выписке из писцовых книг. Среди самых древних зданий обители называются: церковь Святителя Николая, деревянная, теплый храм Богоявления Господня с приделом Св. мученика Мины, на Святых воротах — церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и деревянная колокольня. В пожарах 1661 и 1671 годов все эти постройки были превращены в пепел. Впоследствии судьба была более благосклонна к монастырю, благосостояние его улучшалось. Внимание знатных лиц Московского государства, великих князей и царей позволяло вести масштабное строительство.

Деревянная церковь Богоявления Господня

Вскоре после пожара 1671 года церковь была отстроена вновь на том же месте. В 1770 году ее «за ветхостью» разобрали и на освободившемся месте воздвигли новую деревянную церковь Богоявления. Просуществовала она до 40-х годов нашего века.
В верхней части ее четверика тогда же и была сделана памятная храмоздательная надпись, шедшая вокруг храма: «Въ 1770 году при державе Благочестивейшия Великая Государыни Императрици Екатерины Алексеевны и при Наследнике Ея Благоверномъ Государе и Великомъ князе Павле Петровиче, и по благословению Преосвященного Антония, Епископа Олонецкаго и Каргопольскаго в бытность в обители сей Игумена Григория». Поскольку Богоявленская церковь была выстроена слишком близко от братских келий и кухни, то в 1800 году по благословению митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Гавриила ее перебрали и подвинули на деревянных катках к востоку. После этого церковь встала на одну линию с соборным Свято-Николаевским храмом. Храм Богоявления представлял собой несложную ярусную конструкцию, в основании которой находился высокий четверик. Завершался он последовательно убывающими кверху двумя восьмериками, венчавшимися купольной кровлей, барабаном и луковичной главой. С востока примыкала пятигранная алтарная апсида. Все ярусы храма были прорезаны окнами и составляли единое композиционное пространство. Скромное убранство интерьера составлял иконостас XVIII века, сохранявший и более древние иконы. В XIX столетии храм обшили тесом и покрасили.

Соборная церковь Святителя Николая

Соборный монастырский храм Святителя Николая располагался почти посередине монастырской площади. Кроме главного он имел придел в честь Благовещения (в память престола над-вратной церкви). Каменною церковь была выстроена сразу после пожара 1671 года за счет средств, пожертвованных княгиней Марьей Тимофеевной Бельской.
В своем первоначальном виде храм представлял собой небольшой бесстолпный объем с приделом с правой стороны, холодный, с выдвинутой к востоку алтарной апсидой и окнами «в два света». Венчала его одна мощная глава на световом барабане. На плоскости стен имелся скупой декор. В таком виде церковь Святителя Николая пробыла почти два столетия, удовлетворяя потребностям немногочисленной братии монастыря. Укрепление материального положения обители, стремление как-то выделить хранилище главной монастырской святыни — явленного чудотворного образа Святителя Николая — побудило монастырские власти ходатайствовать перед священноначалием о перестройке храма. Надо отметить, что работы по реконструкции здания были выполнены на хорошем уровне.
По благословению епископа Старорусского Арсения в 1802 году Николаевская церковь была надстроена на 11 аршин (781 сантиметр) в высоту. Сама надстройка представляла собой высокий восьмерик со световыми окнами на каждой его грани. Прежний свод храма разобрали совсем. Высокая полукупольная кровля с пологой полицей венчалась высоким двухъярусным восьмигранным барабаном, главой и «процветшим крестом» в завершении. По сторонам света в кровле имелись глухие люкарны, носившие чисто декоративный характер. На гранях кровли стояли стройные восьмигранные барабаны, увенчанные главками «с перехватом». Классическое обрамление оконных проемов имело замковый камень в зените арки каждого окна. В таком виде храм приобрел четкий и выразительный силуэт.
Находившийся внутри церкви деревянный иконостас в то же время перезолотили. В 1804 году заново перекрыли кровлю листовым железом. Указом Новгородской духовной консистории ведено было в 1836 году оштукатурить соборную церковь снаружи и внутри. Крышу вновь перекрыли жестью в 1845-1846 годах.
Изменения коснулись и придела Благовещения Пресвятой Богородицы. Он был внешне отмечен основанным на сводах деревянным четверичком с купольной кровлей и главой. По консисторскому указу в 1847 году придельный старый иконостас заменили новым, включив в него и прежние иконы, К востоку от алтарной апсиды собора находилось кладбище, на котором издревле погребали лишь одних монашествующих.

Колокольня

Каменная колокольня высотой 17 сажен (чуть более 36 метров) высилась посередине западной стены ограды, отмечая место Святых ворот. Построили ее вместо прежней деревянной колокольни и надвратной церкви Благовещения в 1802-1805 годах. В верхнем, третьем, ярусе звона размещались семь колоколов, из которых благовеетный колокол весил 55 пудов (880 килограммов). Полукупольное покрытие верха колокольни было прорезано люкарнами, а завершал ее четырехгранный барабан с главкой «с перехватом». Близость колокольни к водному зеркалу реки Мологи способствовала лучшей слышимости колокольного звона, который буквально «катился» по реке.

Братские и настоятельские келий

Вдоль западной линии монастырской площади протянулись настоятельско-братские келий и трапезная. Необходимо отметить, что вместе с деревянным игуменским флигелем ныне это единственные сооружения, оставшиеся от всего монастырского комплекса. Одноэтажные каменные келий, с отдельным входом в каждую, имели несложный декор в виде лопаток и простого карниза. Длина всего здания составляла 30 сажен (более 63 метров). Построили его в 1802 году во время неутомимой строительной деятельности архимандрита Алексия. В дальнейшем они последовательно ремонтировались в 1836, 1845, 1846 годах, когда их штукатурили внутри и снаружи на «сборные и неокладные» средства.

Стены и башни

Весь этот скромный и живописный комплекс окружала каменная ограда с башнями, выстроенная в 1805 году. В середине каждого прясла ее были устроены ворота. Особенно нарядными были южные — с трехчастным членением, завершенные главками. На юго-западном и юго-восточном углах ограды башни поставлены были каменными, квадратными в плане. Северо-восточная башня построена деревянною. Северо-западный угол занимала монастырская гостиница, сооруженная в 1842 году при архимандрите Кесарии.

Хозяйственные постройки

В непосредственной близости от келий располагались различного рода хозяйственные постройки. Среди них два деревянных сарая для хранения экипажей и повозок, два хлебных амбара, погреб и ледник, сарай-дровяник. Остальные постройки вынесены были за монастырскую ограду. Так, за северною стеною поставлены были четыре хлева для скота и при них изба для скотников, восемь конюшен. За южной стеной, ближе к речке Моденке, находилась баня. На восточной стороне — рига для сушки хлеба, а при ней — мощеное, забранное забором и крытое гумно для молочения хлеба. В шести километрах от обители вниз по реке Мологе, на речке Шалочь, при ее устье, стояла мукомольная «крупчатая» мельница. При ней имелся амбар, основанный на копровых сваях. Выше мельницы была плотина о двух руслах.
Мельничное хозяйство было обширным и разветвленным по выполняемым операциям. Кроме упомянутой мельницы, имелись амбар для выноски крупчатки и очистки немолотых сортов во время безводья и амбар для выгрузки из судов пшеницы, привозимой по реке Мологе. Вниз по течению речки Шалочи стояла кузница.
Обслуживающие это хозяйство люди жили неподалеку. Для помещения их был выстроен флигель, где находились приказчик и крупчатник, а также пекли хлебы и варили пищу. Рядом стояла изба, в которой жили лодочные мастера. Хозяйство монастыря было довольно отлаженным и неплохо действовало.

Подворье в городе Устюжне

Николо-Моденскому монастырю принадлежало подворье в Устюжне, состоящее из четырех строений. Появилось оно поздно, в XIX веке, когда в 1846 году при архимандрите Кесарии был выстроен на каменном фундаменте деревянный двухэтажный дом с мезонином. Рядом с ним находился другой, одноэтажный, дом постройки 1842-1843 годов. К нему в 1844 году с западной стороны в линию с северною стеною пристроили жилую комнату. Рядом стоял еще небольшой домик. Между этими домами располагались различные подсобные помещения: сарай, конюшня, кладовые, погреб, каретник, баня, навес для дров. Постоянно обитаемым подворье не было. В основном там останавливались паломники и монашествующие.

Хрусталев М.Ю. Николо-Моденский монастырь: страницы истории / М.Ю. Хрусталев // Устюжна: краевед. альм. – Вологда, 1995. Вып. 3. С. 166-198.

Архимандрит Варлаам (Пагольский)

Ныне минуло 70 лет с тех пор, как был закрыт Николо-Моденский монастырь. Прошли годы, сменилось не одно поколение устюжан, но судьба монастыря и его история по-прежнему волнует, притягивает, переносит нас в минувшие эпохи. В 1920-е годы монастырь переживал нелучшие времена, сказывалась репрессивная политика государства по отношению к Русской православной церкви. Часто случается так, что именно в такие периоды с большей силой, чем в годы спокойствия, сказываются личные качества отдельных деятелей, их способность дать надлежащий ответ на запрос своего времени. Последнее десятилетие жизни Николо-Моденской обители было неразрывно связано с судьбой ее настоятеля отца Варлаама.

Будущий архимандрит – в миру Василий Александрович Пагольский – происходил из мещанской семьи города Тихвина. Фамилия Пагольских в Тихвине была довольно известна. Так, его старший современник – Иван Васильевич Пагольский в конце 90-х годов XIX века был гласным Тихвинской Думы, а другой их представитель – купец второй гильдии Григорий Васильевич Пагольский в начале XX века был даже городским головой.

Сам Василий Александрович закончил Тихвинское городское училище и уже в молодости решил посвятить свою жизнь служению Богу.

В 1887 году в возрасте 19 лет он поступил послушником в Троице-Реконскую пустынь. Затем по собственному прошению был переведен в Тихвинский Большой Богородицкий монастырь, где в 1899 году был пострижен в монашество под именем Варлаама и возведен в сан иеродиакона. Монастырь этот по своему духовному значению занимал одно из центральных мест в городской епархии. В нем находилось 9 храмов, библиотека в 2000 книг. Для сравнения скажем, библиотека Николо-Моденского монастыря в 1912 г. состояла из 353 книг. Безусловно, что пребывание в этом центре православия оказало значительное влияние на молодого монаха. Уже там проявились его деловые качества. 14 ноября 1905 года отец Варлаам был рукоположен в сан иеромонаха. С этого времени он исполнял обязанности ризничего, библиотекаря и заведующего хозяйственной частью обители. В 1912 г. было окончательно утвержден в должности ризничего. Несмотря на массу обязанностей, иеромонах Варлаам успешно с ними справлялся, за что приобрел уважение братии монастыря. В 1917 г. он был избран сначала на Епархиальный, а затем на Всероссийский монашеский съезды. В 1919 г. он даже на короткий срок назначался наместником настоятеля в своем монастыре. Труды отца Варлаама на благо церкви не остались незамеченными. Еще в марте 1909 г. он был награжден набедренником, а в июне 1917 г. наперсным крестом от Священного Синода.

В 1917-18 гг. в стране происходили колоссальные изменения. В 1918 г. был принят декрет «Об отделении церкви от государства…», который открыл эпоху гонений на церковь. Коснулась антирелигиозная политика государства и Николо-Моденского монастыря. В 1918- 19 гг. в нем проводились реквизиции, резко подскочила планка государственных налогов. Только в январе 1919 г. монастырь был вынужден выплатить 1000 рублей так называемого «чрезвычайного революционного налога». Именно в это тяжелое время иеромонах Варлаам был назначен настоятелем Николо-Моденской обители (в 1920 г.). При нем в монастыре была организована сельскохозяйственная артель, которая относительно успешно действовала вплоть до 1922 г. Сам настоятель постоянно занимался церковными делами. К примеру, в 1921 г. он даже ездил в родной Тихвин по вопросу о выплавке свечей для монастыря.

Деятельность монастыря в новых условиях была налажена, но вскоре перед отцом Варлаамом встали новые проблемы. Связаны они были с распространением в уезде обновленчества, крупным центром которого стал Череповец. Устюжна и уезд вошли в состав Череповецкой обновленческой епархии. Сам Варлаам никогда не отклонялся от традиционного церковного направления и постоянно поддерживал связь с законным (каноническим) епископом Тихвинским Антонием. Настоятеля поддерживала и братия монастыря. Таким образом, сложилось такое положение, когда монастырь патриаршей ориентации находился в ведении обновленческой епархии. В 1923 году у епископа Антония созрел план отделения Николо-Моденской обители от Череповецкой епархии и переведения ее в свое ведомство. Отец Варлаам и братия были бы рады такому исходу дела, но осуществлению проекта помешал председатель президиума общины Павел Пантилеев, который, по всей видимости, симпатизировал обновленцам. Несмотря на все просьбы отца Варлаама, он отказывался созвать общее собрание общины для решения этого вопроса. Постепенно конфликт стал углубляться. В конце концов, в начале 1924 г. президиум общины отказался заплатить поимущественный налог за отца Варлаама из средств, собранных во время хождений с чудотворной иконой Николая чудотворца по территории уезда (то есть, денег, собранных трудом настоятеля и братии монастыря). За неуплату государственного налога в то время могли последовать арест и ссылка. Поэтому отец Варлаам в этой критической для него ситуации просит Устюженское Уездное Церковное Управление (УУЦУ) освободить его от занимаемой должности для подыскания нового места. Но исполнить свое решение ему было так и не суждено. Сначала за него вступилось УУЦУ, а вскоре в марте 1924 г. в Устюжну прибыл только что возведенный в сан епископ Устюжнский Феодор. Его приезд значительно укрепил позиции патриаршей церкви, обновленчество, за редкими исключениями, было оттеснено из пределов уезда. Отца Варлаама же епископ Феодор возвел в сан игумена 26 мая 1924 г.

Не успели отшуметь бури, связанные с обновленческим расколом, как на долю монастыря выпала новая беда. Государственными органами были реквизированы все постройки и земли, на которых монастырь вел свое хозяйство. Именно этим событием заканчивается активная хозяйственная деятельность обители в постреволюционную эпоху. Монастырь оказался в бедственном состоянии. Игумен Варлаам в своем докладе на церковном совете при епископе Устюжнском обратил внимание на то, что в новых условиях братии не под силу содержать Шалочскую пустынь, которая ранее была приписана к Николо-Моденскому монастырю. В ходе обсуждения этого вопроса было принято решение преобразовать пустынь в приход. Таким образом, отец Варлаам оказался причастным к редкому для тех лет факту основания новой общины верующих.

К сожалению, архив Николо-Моденского монастыря второй половины 1920-х гг. полностью не сохранился. Но ряд документов как государственного, так и церковного происхождения говорят о том, что в эти годы отец Варлаам получил сан архимандрита. Факт этот вполне объясним, если учесть активную его борьбу с обновленчеством, а также значительное участие в церковных делах и помощь епископу Феодору. Таким образом, в лице отца Варлаама возродилась традиция архимандритского управления обителью, существовавшая в и XVIII-XIX вв.

Николо-Моденский монастырь был закрыт осенью 1929 г. Mногие монахи после закрытия продолжили служение Богу в качестве приходских священников. По списку 1938 г. в различных деревнях уезда из бывших монахов Николо-Моденского монастыря служили: отец Павел (Табунов) в дер. Мезга, о. Петр (Силин) в дер. Чирец, о. Митрофан (Елхачев), возможны варианты Евхачев, Ежвачев) в дер. Орел. Архимандрит Варлаам тоже пошел по этому пути. Сначала он служил в дер. Мезга, затем в 1930 г. был приглашен на служение в церковь Вознесения Господня в Устюжне. Причем прихожане Вознесенской церкви просили оказать помощь в просьбе молодого, но очень уважаемого в среде духовенства отца Михаила Смирнова. Архимандрит Варлаам согласился переехать в Устюжну, поскольку в Мезге оставался еще один священник, но служить в Вознесенской церкви ему пришлось недолго. В ноябре 1930 г. он ушел из жизни, лишь на год пережив закрытие Николо-Моденского монастыря.

Вот основные вехи жизни архимандрита Варлаама. С Утюженским краем у него было связано лишь последнее ее десятилетие, но заслуги его велики. Помимо управления монастырем в эти нелегкие годы гонений и борьбы с обновленческим расколом, отец Варлаам принимал участие в уездных церковных делах, поддерживал посредством переписки связи с другими православными монастырями, то есть, препятствовал изоляции церковной жизни внутри уезда. Кроме того, он собрал и зафиксировал в своих докладах многие традиции церковной жизни устюженского края в целом и Николо-Моденского монастыря в частности. Жизнь архимандрита Варлаама была постоянным служением Богу, служением на благо церкви и верующих с юности и до смерти. Подобная преданность единожды избранному делу и зову собственной души может послужить примером для многих из нас.

Николо-Одринский монастырь

Монастырь

Николо-Одринский монастырь

Одрино-Николаевский монастырь


Одрино-Николаевский монастырь (вид 1908 г.)

Страна

Россия

Местоположение

село Одрина, Карачевский район, Брянская область

Конфессия

Православие

Епархия

Брянская

Тип

женский

Реликвии и святыни

Споручница Грешных (оригинал)

Настоятель

игуменья Серафима

Статус

Объект культурного наследия народов РФ регионального значения. Рег. № 321620515700005 (ЕГРОКН). Объект № 3220007000 (БД Викигида)

Состояние

действующий

Медиафайлы на Викискладе

Николо-Одринский монастырь (имеющий официальное название Одрино-Николаевский монастырь) — монастырь в селе О́дрина (Одрино, Одринское) Карачевского района Брянской области.

Основан в начале XIII—XIV века. Год постройки: между приблизительно 1376 и приблизительно 1425 гг. Главная святыня — чудотворная икона Божьей Матери «Споручница Грешных» (оригинал).

Монастырское подворье, 2013

История

Одрино-Николаевский монастырь. Вид храма. Фотография конца XIX — начала XX века

Карачевский Одринский мужской монастырь во имя Святителя Николая образовался в начале XIII—XIV веке на месте явления чудотворного образа Святителя Николая. Трое братьев, жители Брянска, принесли сей образ в свой город, где сразу прекратилась страшная моровая язва. Церковь, построенная для образа, сгорела, а икона вновь появилась на прежнем месте, на древе сосны близ речки Одрины. Братья расценили это как предзнаменование свыше и на берегу Одрины снова была построена деревянная церковь, ставшая началом будущего монастыря.

Первоначально находился при реке Одрине, затем перенесён был за 2,5 версты на берегу реки Песочни.

Древнее существование монастыря подтверждается грамотой дочери литовского князя Ольгерда инокини Евпраксии, в миру Елены (была настоятельницей женского монастыря, расположенного недалеко от Одрина), которая пожертвовала монастырю землю в 1352 году. По этой грамоте, часть своих земель она отписала во владение Одриной пустыни, известной по летописям с 1626—1627 года. Известно, что монастырь сильно пострадал в Смутное время, но постепенно был восстановлен.

В 1697 году патриарх Адриан утвердил основание Одрина монастыря. Расцвет обители пришёлся на время управления ею настоятелем-игуменом Варнавой (1705—1720), назначенным императором Павлом Первым. За период его недолгого настоятельства в монастыре было произведено множество построек, в частности, каменный храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» со звонницей и Николаевский соборный храм (вместо бывшей деревянной церкви).

Одрина пустынь, ранее малоизвестная, стала центром паломничества. Сам император Пётр Первый, не жаловавший монастыри, благоволил обители. В 1720 году «лихие люди» напали на обитель и буквально стерли её с лица земли, а старца Варнаву предали пытке огнём, от которой он и скончался. Только при игуменье Иувеналии состояние монастыря несколько улучшилось, но во времена Екатерины II вся принадлежащая монастырю земля была отобрана в пользу государственных крестьян. В 1764 году монастырь был признан заштатным и долгие годы бедствовал. В 1784 году монастырю вновь были пожертвованы 30 десятин земли и икона Божией Матери «Утоли моя печали».

Схема монастыря — видимо, XIX века

Своего наибольшего величия и благолепия Одрин монастырь достиг при игумене Серапионе (1834—1856). До своего настоятельства старец Серапион подвизался в Бело-Бережской пустыни под руководством учеников преподобного старца Паисия Величковского, таких как Клеопа, Феодор и Лев Оптинский. Игумен Серапион возвел духовное устроение монастыря на высокий уровень, много сил было положено им и на внешнее благоустроение обители. Время настоятельства отца Серапиона ознаменовалось особо значимым для монастыря событием. В 1843 году здесь была прославлена чудотворная икона Божией Матери «Споручница грешных». Одним из последних настоятелей монастыря был архимандрит Феодосий, который вёл обширную хозяйственную деятельность. При нём был выстроен кирпичный завод и из собственного кирпича возведена ограда длиной 17 км, построена двухэтажная гостиница, разбиты пруды, в селе Одрино построена воскресная школа. Всего ко времени закрытия монастыря насчитывалось более семидесяти кирпичных строений.

До революции 1917 года в обители были собор святителя Николая с пятью куполами и пятью приделами: во имя святителя Николая, во имя иконы Божией Матери «Споручница грешных», во имя иконы Божией Матери «Утоли Моя Печали», во имя Воздвижения Креста Господня, во имя иконы Божией Матери «Знамение» с колокольней (1707), на которой в 1898 году был повешен большой колокол весом в 368 пудов; игуменский двухэтажный дом с колоннами (1825—1860); братский корпус (1856) с храмом во имя святителей Петра, Ионы и Алексия; надвратный храм во имя Иоанна Воина с приделом преподобного Сергия Радонежского; двухэтажная гостиница с колоннами (до 40 меблированных номеров, 1890). Монастырь был обнесён двумя кирпичными оградами: внутренней (1200 м) и внешней (17 км). Всего до закрытия монастыря насчитывалось до 90 кирпичных строений.

Сестринский корпус с храмом. Современный вид

После 1917 года

В 1922 году на территории монастыря была размещена «опытная школа» (детская колония), чуть позже — военный полигон Западного фронта. В 1924 году монастырь был официально закрыт. Многие монахи нашли себе пристанище при храмах Карачева. В 1930 году шестеро монахов из братии Одринского монастыря вместе с бывшим настоятелем, епископом Агапитом, были осуждены по 58-й статье. Опустевшие храмы постепенно стали ветшать и разрушаться, ещё больший урон нанесли местные жители, начавшие разбирать постройки. Органами власти было принято решение разобрать колокольню (1928) и пятипрестольный соборный храм (1930). До наших дней сохранилось лишь два строения середины XIX века — игуменский дом и братский корпус.

Во время Великой Отечественной войны в этих зданиях размещался немецкий военный штаб, после войны здесь был детский дом и средняя школа-восьмилетка. В 1970 году детский дом закрыли. Некоторое время здесь находилась база отдыха швейной фабрики. Позднее здания опустели и были на грани разрушения.

Современное состояние

2 марта 1995 года по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Николо-Одринский монастырь объявлен действующим женским монастырём. Настоятельницей монастыря была игумения Мариам.

19 декабря 2015 года митрополит Брянский и Севский Александр в соответствии с решением Священного синода Русской православной церкви от 22 октября 2015 года (журнал № 85) возвёл в сан игумении монахиню Серафиму (Якимчук) с назначением её на должность настоятельницы. Мариам стала почётной настоятельницей.

В настоящее время в монастыре сохранились две старинные постройки: игуменский корпус и братский корпус, в котором находятся: действующий храм во имя трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, ризница, трапезная и кельи.

В настоящее время в Одрином монастыре находится чудотворная икона Матери Божией «Споручница грешных». В 2004 году состоялось освящение вновь построенного храма в честь этого Святого образа.

Святыни

Икона Божией Матери «Споручница грешных»

Первообраз иконы Богородицы «Споручница грешных», хранящийся в монастыре Чудотворная икона святителя Николая в Одрино-Николаевском монастыре Источник святого Николая Чудотворца

Икона, прославившаяся в 1843 году, была утрачена. Во время Великой Отечественной войны территория монастыря, как и всей Брянской области, была оккупирована немцами. В братском корпусе находился неприятельский штаб. В 1943 году при освобождении Карачева в районе села Одрина шли жестокие бои. К этому времени относятся последние официальные сведения о первоначальной чудотворной иконе «Споручницы грешных».

В 1944 году в «Журнале Московской патриархии» были напечатаны выдержки из доклада епископа Димитрия (Градусова) о состоянии дел в Орловской епархии после освобождения её от немцев. В докладе, в частности, говорится: «Подлинник чтимой иконы Божией Матери „Споручницы грешных“ сожжён немцами при отступлении их близ г. Карачева». В настоящее время в монастыре — один из первых списков иконы, написанный при игумене Серапионе вскоре после прославления. В 1920-х годах, когда уцелевшие иконы из разорённого монастыря расходились по окрестным деревням, эта икона досталась жительнице села Старого Хотынецкого района современной Орловской области. В 1970-х годах её дом сгорел, она отдала икону соседям, а впоследствии передала прихожанке карачевского храма Всех Святых. В 1994 году последняя была пострижена в монахини и увезла икону в монастырь под Одессой. Однако примерно через год она вернулась и в декабре 1995 года поступила в Николо-Одринскую обитель, при этом икона осталась на Украине.

Вернуть её обратно вызвался схимонах Макарий, первый послушник и помощник настоятельницы Мариам, приехавший по её просьбе из Оптиной пустыни. Макарий был инвалидом — были парализованы ноги — и передвигался он на доске с колёсиками. Его миссия осложнялась ещё и тем, что к тому моменту икона находилась в частной коллекции. Однако 24 октября 1996 года чудотворная икона вернулась в родную обитель.

Старинное напрестольное Евангелие

Надо сказать, что во время Великой Отечественной войны эти края почти два года были оккупированы Германией и летом 1943 года войска 11-й гв., 50-й и 61-й армий в ходе Хотынецкой наступательной операции, одной из четырёх главных операций, составляющих грандиозную битву за Орловский плацдарм, освободили Карачев. При этом немцы оказали упорное сопротивление, объясняемое тем, что у Карачева кончается открытая холмистая местность и начинаются брянские леса, через которые идет на запад лишь одна шоссейная дорога, и он являлся опорным узлом, закрывающим единственно выгодный путь к Брянску с востока. Во время отступления немецких войск, солдат по имени Хельмут, скрываясь от обстрела, укрылся в церкви Сергия Радонежского, выстроенной монастырем для жителей села. Находясь в смятении, он «взмолился Господу о спасении и дал обет, если останется в живых, то посвятит себя Богу». Пройдя всю войну с найденным в храме Евангелием, вернулся домой и стал пастором Лютеранской церкви. Все годы Евангелие он хранил дома. Отреставрировал оклад и отремонтировал переплет. В 1993 г., незадолго до кончины пастор Хельмут посетил Одрино, но храма к тому моменту уже не было, и он передал Евангелие в карачевский собор Михаила Архангела. Через полтора года, когда возобновился Одрин монастырь, настоятель собора передал Евангелие в обитель. В первые годы существования монастыря его посещали родственники уже покойного пастора Хельмута.

Освобожденный 15 августа 1943 года Карачев, был в очередной раз полностью разрушен и сожжен. К. Федин писал: «Стоя в центре города, свободно видишь горизонты. Ничто не препятствует взору, все сооружения, возвышавшиеся, когда-то над землей, низвергнуты и сровнены с низиной, набегающие сюда из далеких болот и лугов. Признаки жилья всюду так основательно уничтожены, что между центром и окраинами не стало разницы, и ветер беспрепятственно несёт сюда с недавнего пригородного боя тонко-сладкий, приводящий в содрогание живого человека трупный запах. Воистину можно сказать: здесь был Карачев».

Икона Святителя Николая

На глазах у монахинь 4 января 1998 года проявился лик Святителя Николая на старой, совсем темной иконе.

Конечно, этими артефактами список святынь не ограничивается, были выделены две, на мой взгляд, наиболее интересных светскому человеку. Они находятся в домовом храме Трех Святителей в братском корпусе.

Монастырские праздники

Помимо общепринятых двунадесятых и великих праздников и памятных дат РПЦ, у обители есть свои чтимые праздники:

  • 19 декабря и 22 мая — память свт. Николая;
  • 12 февраля — престольный праздник храма в честь Трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста;
  • 20 марта и 11 июня — празднование в честь чудотворной иконы Божией Матери «Споручница грешных»;
  • 24 октября — празднование в честь возвращения в обитель чудотворной иконы Божией Матери «Споручница грешных».

Примечания

  1. Николо-Одринская пустынь, женский монастырь. Карачаевский район, Одрино село. Русские церкви.
  2. Недостойная Т. У каждого своё место на земле… Православный крест : газета. — № 11 (35). — 1.6.2011.
  3. Пресс-служба Брянской епархии. Митрополит Александр возвёл в сан игумении монахиню Серафиму (Якимчук), настоятельницу Николо-Одрина монастыря. Брянская епархия (19.12.2015). Дата обращения 25 февраля 2018.
  4. ЖМП. — 1944. — № 3. — С. 45.

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 23 октября 2014 года.

НИКОЛО-ОДРИНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Монастырь расположен в селе О́дрина (Одрино, Одринское) Карачевского района Брянской области. Основан в начале XIII—XIV века. Год постройки: между приблизительно 1376 и приблизительно 1425 гг. Главная святыня — чудотворная икона Божьей Матери «Споручница Грешных» (оригинал). Краткая историческая справка: Карачевский Николо-Одрин мужской монастырь был образован в начале XV века, на месте явления чудотворной иконы Святителя Николая. Она явилась на сосне в лесу, расположенном между рекой Почаевкой и Песочней близ села Одрина трем братьям, имевшим в тех местах пчелиные ухожья. Святую икону они принесли в г. Брянск. Появление ее в городе ознаменовалось чудом. Свирепствовавшая в то время моровая язва, через три дня прекратилась. Храм, в который поместили чудотворную икону, спустя некоторое время, сгорела от удара молнии. Образ сей был повторно найден на той же сосне, теми же братьями. Узрев в этом особое знамение Божие, на месте обретения чудотворного образа, построен деревянный храм во имя Святителя Николая, в который и поместили чудотворную икону. В этом храме собирались для совместной молитвы несколько мона-хов-отшельников, чьи одиночные кельи были находились среди глухого леса. Впервые в документах Николо-Одрин монастырь упоминается в государственной грамоте, составленной дочерью литовского князя Ольгерда инокиней Евпраксией, которая была настоятельницей женского монастыря, расположенного недалеко от Одрина. По этой грамоте, часть своих земель она отписала во владение Одриной пустыни. Официально Николо-Одрин монастырь утвержден в 1697 году, по благословению Святейшего Патриарха Адриана. Расцвет обители приходится на время управления ею духоносным настоятелем — игуменом Варнавой (1705-1720). За период его недолгого настоятельства в монастыре было произведено множество построек: каменный храм в честь иконы Божией Матери Знамение со звонницей; Николаевский соборный храм (вместо бывшего деревянного); начато строительство каменной ограды; построены новые келльи для братии; в г.Карачеве начато строительство Иверской часовни. Одрина пустынь ранее малоизвестная, стала центром усердного паломничества. Доблестный подвиг Игумена Варнавы увенчан мученической кончиной. 24 сентября 1720 года на монастырь напали разбойники, разграбили его, подожгли здания, а самого настоятеля предали огненной пытке. Одринскому монастырю угрожала опасность быть упраздненным. Но по премудрому смотрению Святителя Николая орудием на защиту его обители был избран игумен Иувеналий, ставший настоятелем в 1763 г. Происходивший из древней славянской фамилии Воейковых, образованный и известный своими трудами в духовной литературе, Иувеналий, пользуясь личным доверием и благословением Московского Митрополита Тимофея, явился перед ним в 1764 г. ходатаем за вверенную его управлению обитель. В своем обращении игумен Иувеналий излагал просьбу оставить Одрин монастырь на своем содержании. И благодаря лишь этому ходатайству Одрин не разделил участи тридцати других монастырей Севской Епархии, упраздненных при введении новых штатов. Кроме этой главнейшей заслуги, игумен Иувеналий в короткий срок своего управления Николо-Одриным монастырем с (1763-1767) сделал немало для его внешнего благоустройства. Состояние общего разрушения монастыря требовало от настоятеля усиленной деятельности и особых способностей. Игумен Иувеналий многое перестроил и привел в цветущее состояние. В 1767 году он был переведен в Новосильский Духов монастырь, но обитель не была оставлена милостию Божией. В 1780 году граф Николай Самойлов пожертвовал обители образ Матери Божией Утоли моя печали и крупную сумму денег на строительство придела в честь этого образа. Одрин монастырь достиг своего величия и благолепия при игумене Серапионе (1834-1856) До своего настоятельства, старец Серапион подвизался в Бело-Бережской пустыни под руководством известных учеников старца Паисия Величковского, таких как старцы Клеопа, Феодор и Преподобный Лев Оптинский. Игумен Серапион возвел духовное устроение монастыря на должный уровень. Был введен Богослужебный Устав Святой Горы Афон. Он был истинным подвижником своего времени: носил вериги и грубую власяницу под одеждой, почти никогда не спал, имел суровое воздержание во всем, но при этом был милостив и снисходителен к ближним. Много сил было положено им на благоустройство монастыря. Время настоятельства отца Серапиона ознаменовалось особо значимым событием для обители. В 1843 году в Одринском монастыре была прославлена чудотворная икона Божией Матери Споручница грешных. Одним из последних настоятелей монастыря был архимандрит Феодосий, который провел обширную хозяйственную деятельность. При нем был выстроен кирпичный завод из собственного кирпича, возведена ограда длиной I7 км, построена двухэтажная гостиница, разбиты пруды. В селе Одрино построена Воскресная школа. Всего, ко времени закрытия монастыря насчитывалось более семидесяти кирпичных строений. В 1922 г. на территории монастыря была размещена детская колония, чуть позже — военный полигон Западного фронта. В 1924 г. монастырь был официально закрыт. Многие монахи нашли себе пристанище при храмах г.Карачева. В 1930 году шесть братий нашего монастыря вместе с последним настоятелем Николо-Одриной обители епископом Агапитом, были осуждены и приговорены к разным срокам заключения в ИТЛ. Опустевшие храмы постепенно стали ветшать и разрушаться. По постановлению органов советской власти были разобраны колокольня (1928) и пятипрестольный соборный храм (1930). До наших дней сохранилось лишь два строения середины XIX века — Игуменский дом и Братский корпус. Во время Отечественной войны в этих зданиях размещался немецкий военный штаб, после войны — детский дом и средняя школа — восьмилетка. В 1970г. детский дом закрыли. В этих зданиях была устроена база отдыха от швейной фабрики. Затем в течение 10-12 лет здания пустовали и были на грани разрушения. 22 мая 1995 года на месте разрушенной обители был открыт Николо-Одрин женский монастырь. Настоятельницей монастыря была назначена игумения Мариам (Шагарова).

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *