Николо перервинский монастырь

LiveInternetLiveInternet

Основан Николо-Перервинский монастырь в XV в. (по другим источникам летом 1699 года) на левом берегу реки Москвы, на юго-востоке Москвы, около села Коломенское. Первоначально назывался он «Николы Старого монастырь». Есть свидетельство, что в Николы Старого монастырь был сослан при Иване Грозном митрополит Филипп. Название «Перервинский», по преданию, связано с тем, что некогда близко протекавшая у стен монастыря с западной стороны Москва-река внезапно прервала свое течение и, сделав крутой поворот около монастыря, направилась к селу Коломенскому.
02.

В XVI в. около монастыря образовалась слобода. В XVII-XIX вв. монастырь перестраивался. В начале XVII в. он был разорен во время польско-литовской интервенции. При царе Алексее Михайловиче, с середины XVII века началось каменное строительство. Расцвет монастыря наступил в конце XVII века, когда патриарх Адриан сделал монастырь своей летней резиденцией.
03.

Никольский собор был построен тщанием Святейшего Патриарха Адриана и в 1700 году им же освящен. До построения собора здесь находились три каменных церкви — Успенская, Николаевская и Сергиевская. Он их объединил: в верхнем этаже разместился храм святителя Николая Чудотворца, в нижнем — трапезный храм Преподобного Сергия, а в колокольне — церковь Успения Божией Матери. Четыре года ушло на его построение и «благоукрашение» — с 1696 по 1700-й.
04.

Никольский собор посредством деревянной галереи, идущей от юго-западного угла фасада крытой паперти, соединялся с верхними покоями Патриарших келий, что объяснялось желанием облегчить больному Патриарху проход в храм. Галерея эта была разобрана, по всей видимости, сразу же после его кончины.
05.


В нижнем этаже собора располагается храм Преподобного Сергия Радонежского, — теплый зимний храм, состоящий из трех частей — алтаря, самой церкви и обширной трапезной, поддерживаемой посредине столпом. Как свидетельствует история Николо-Перервинского монастыря, здесь была братская трапеза, в которой с 1775 года имели стол воспитанники Перервинской (Платоновской) духовной семинарии. Рядом размещались хлебня, кухня и житница семинарии.
06.

07.

К монастырю уже с 60-х годов ХVII века была приписана находившаяся в на Красной площади часовня Иверской иконы Божией Матери (1666 г.; в 1669 году в ней был установлен список с афонской Иверской иконы Божией Матери), при ней рядом существовало Николо-Перервинское подворье.
08.

Где сейчас находится именно эта икона, доподлинно не известно, но специалисты в последнее время приходят к мнению, что оригинальная икона Иверской Божьей Матери, находившаяся в Иверской часовне, пребывает сейчас в храме святителя Николая в Толмачах в Москве.
09.
Часовня и ее святыня, глубоко чтимая не только москвичами, но и всем русским народом, давала, Николо-Перервинской обители духовное покровительство и материальные средства, а кроме того способствовала содержанию на Перерве духовных школ. В 1930-х Иверская часовня была разрушена.
Александр Вертинский в своих мемуарах «Дорогой длинною…» рассказывает, как нищим студентом носил Иверской цветы: «Религиозным центром Москвы была Иверская. В маленькой часовне у Красной площади стояла ее икона, озаряемая сотнями свечей, которые ставили верующие. Икона сверкала бриллиантами, изумрудами и рубинами, которые жертвовали исцеленные от тех или иных недугов и горестей, невзгод и страданий. С нее начиналось все. Ни один приезжий купец не начинал дела, не поклонившись Иверской… Мы тоже иногда несли свои скромные дары иконе. Я помню, как перед большими событиями, экзаменами например, я и мои друзья шли к Иверской и ставили свечи или покупали белые розы на длинных стеблях и вставляли их в подсвечники».
В настоящее время Воскресенские ворота восстановлены. Также восстановлена и Иверская часовня — так она выглядит сейчас.
10.
11.
12.
В смутное для России время, накануне трагических событий 1905 года, митрополит Владимир благословляет строить в загородном Николо-Перервинском монастыре величественный собор в честь Иверской иконы. Храм задумано было построить в русско-византийском стиле (архитектор П. А. Виноградов). Четыре года спустя, 7 сентября 1908 года, состоялось освящение вновь построенного собора.
Из часовни на Красной площади была вынесена чудотворная Иверская икона Богоматери, — и крестный ход, включавший десятки тысяч человек, двинулся от часовни через Москву в Николо-Перервинскую обитель. Во главе процессии следовал митрополит Московский Владимир. Из всех 24 храмов, находящихся по пути, под колокольный звон выносились навстречу хоругви и иконы и выходило духовенство и многочисленные молящящиеся. Чудотворная Иверская икона была торжественно встречена народом и церковными иерархами и внесена в новый соборный храм и поставлена посреди его на особом месте.
13.
14.
Надвратная церковь Толгской иконы Божией Матери была выстроена в 1733 году при игумене Варлааме. В 1768 году церковь отошла в приход села Сабурова, т.е. была приходской, а в начале ХIХ века вновь стала монастырской. В 1785-1786 гг. храм был оштукатурен и впервые расписан. Под церковью находилось сначала двое ворот. Одни из них, названные «водяными» (отсюда ходили за водой на Москва-реку) и построенные в конце 17-го века, сохранились до сего времени. Другие были заложены, и таким образом получилась палатка, в которую, по свидетельству начала 19-го века, клали покойников. Запись 1806 года говорит, что Толгская церковь была выкрашена в красный цвет. Это подтверждают и свидетельства начала 20-го века.
15.

В 1764 году монастырь оставлен за штатом. В 1775 — приписан к Чудову монастырю. В 1775-м при монастыре открыта семинария (в основном для учащихся из бедных семей), в 1824 заменена уездным духовным училищем. В 1812 в монастыре размещались французские войска. В XIX в. построены корпуса келий и каменная ограда.
В 1996 году в Перервенском монастыре открылись пастырские курсы. Через некоторое время пастырские курсы были преобразованы в Перервинское Духовное училище. 17 июля 2001 года, училище получило статус семинарии с пятилетнем сроком обучения, ректором которой был назначен настоятель обители протоиерей Владимир Чувикин.
В мае 2012 году древнейший список Иверской иконы был передан Церкви и возвращен в Новодевичий монастырь.
16.

История монастыря любопытна и интересна. Не менее интересна и «Притча о запретительстве фотографирования». Оказавшись на территории монастыря, я сразу направился в Собор Иверской Божьей Матери…
17.
Собор поразил своим грандиозными размерами, богатством, изысканностью внутренней отделки, необычайным ощущением воздушности внутреннего объема и праздничным величием… Посетителей практически не было. Очень хотелось запечатлеть все это великолепие. Как только я достал фотокамеру, в моем направлении, нежданно-стремительно, бросилась серенькая худенькая женщина неопределенного возраста, размахивая руками и восклицая о запрете фотосъемки. Благо расстояние от нее было большим, и, я успел-таки сделать вот этот единственный кадр.
18.


Женщина подбежала и с непередаваемым не гуманным, пугающе-реликтовым выражением лица, с «иудушкиными» интонациями в голосе, и чуть ли не набрасываясь, потребовала удалить фотографию, судорожно пытаясь заглянуть прямо через мои руки в дисплей фотокамеры и увидеть процесс этого самого удаления. Ошарашенный таким «приемом», отвязным поведением и беспредельным келейным хамством, я примирительно сделал вид, что удалил фото… Она еще пыталась идти за мной, что-то подвизгивая и бормоча типа, «…стыда нет, вы же в храме…»… У человека , к несчастью, явно, что-то было «с головой» и, я ни говоря не слова в ответ, удалился. В общем, настроение осматривать храм было подпорчено, хотя впечатляться здесь в действительности есть чем… Но, вот уж, действительно, «кадры решают всё»)

Выйдя на открытый воздух я, тем не менее, попытался сделать несколько фото храмов монастыря для коллекции. Несколько молодых людей в черном, оказавшихся рядом, почти хором тут же указали мне о запрете фотосъемок…) Это уже было через чур… Вконец, «потеряв всякий стыд», я сделал несколько фоток и удалился с территории Перервинского монастыря в слегка обескураженном и задумчивом состоянии.
19.


Такого жесткого и некрасивого отношения к фотосъемке, а точнее к себе, я никогда и нигде ещё не встречал. Фотографий монастыря, поэтому совсем не много. Снимаю я, кстати, в подобных местах всегда аккуратно, незаметно, стараясь учитывать чувства верующих и служителей… Ладно бы, тебя «с порога» останавливает охрана и не дает снимать, ссылаясь на необходимость некоего «благословления». К слову говоря, я ещё ни разу не нашел персон для получения этого самого благословления после подобного «посыла» охраны) Но здесь отношение к посетителю стояло особняком. Да, я понимаю, монастырские порядки, да, мы, как бы, вроде, мешаем насельникам и семинаристам, но не везде же это присутствует в такой уродливой и искаженной форме. Например, в Высоко-Петровском монастыре всё достойно и комфортно в плане фотосъемок. Я бывал и снимал там неоднократно и, ни разу, не услышал, чьих либо окриков….
20.

Кстати, не хочу сказать ничего плохого о Николо-Перервинском монастыре. Монастырь живет, его энергетика свежая, молодая, основательная. Храмы очень красивые, одухотворенные и возвышенные. Собор Иверской Божьей Матери определенно произведет очень сильное и глубокое впечатление. Гарантировано позитивное отношение, если вы не будете доставать фотокамеру, чтобы порадовать фотоснимками себя, друзей и единомышленников)

Николо-Перервинский монастырь – тайный подземный ход под Москвой-рекой

Адрес: Россия, Москва, улица Шоссейная
Первое упоминание: 1623 год
Основные достопримечательности: Собор Иверской иконы Божией Матери, Собор Николая Чудотворца, Надвратная церковь Толгской иконы Божией Матери
Координаты: 55°40’09.6″N 37°43’09.2″E

История обители

Легенда о подземном ходе

Храмы, здания и монастырские достопримечательности

Обитель в наши дни

Святыни

Как добраться до монастыря

Список монастырей Москвы

Николо-Перервинский монастырь на карте

Живописная обитель, расположенная в 11 км с юго-востока от Московского Кремля, заметно выделяется на фоне типовой застройки. Монастырь, построенный в неовизантийском и псевдорусском стиле, считают настоящим украшением московского района Печатники.

Общий вид на монастырь

История обители

По легенде православный монастырь был основан во время Куликовской битвы. Он находился в нескольких верстах от города и славился тишиной и уединением. Свысокого левого берега Москвы-реки открывался отличный обзор на стоящие вдалеке купола московских храмов.

Первые свидетельства об Перервинской обители относят к 1623 году. Записи о маленьком деревянном храме Святителя Николая и живущих при нем игумене и двух старцах сохранились в старинном дворцовом документе.

К 50-60-м годам XVII века Русь оправилась от тяжелых последствий Смутного времени, поэтому в Николо-Перервинской обители, как и в других монастырях Москвы, начали возводить каменные храмы. Наибольшего расцвета обитель достигла в конце XVII столетия, когда патриарх Адриан решил использовать ее в качестве летней резиденцией.

В 1770-е годы здесь открыли семинарию, а спустя некоторое время для семинаристов возвели первый двухэтажный корпус. Еще одна примечательная страница истории монастыря связана с Екатериной II. Отправляясь в знаменитое путешествие в Крым, императрица сделала остановку в этой обители.

Николо-Перервинский монастырь на фоне Москвы-реки

Влияние монастыря на духовную жизнь Москвы росло год от года. Здесь обучали будущих священников, а в XVIII и XIX веках к обители приписали несколько московских часовен. В начале прошлого века Николо-Перервинская обитель имела каменные храмы и добротные жилые постройки. С трех сторон ее окружал зеленый палисадник. С юга располагался яблоневый сад, а к северу — большой скотный двор, за которым стояли аптека, больница и монастырская гостиница.

С приходом советской власти обитель ликвидировали не сразу. В 1928 году братию распустили, но церковные службы в Никольском и Иверском соборах проходили до 1940 года. Сначала бывшую монастырскую территорию использовали под склады. Но 1948 году в храме Святителя Николая организовали металлоштамповочный завод, а затем — фабрику по производству детских игрушек.

За тот период, пока культовые постройки служили цехами, были утрачены иконостасы и богослужебная утварь, закрашены фрески и разрушены полы. Из-за работы гальванического цеха сильно пострадали кирпичная кладка и своды соборов, а их облик исказили различные хозяйственные пристройки.

Долгое время в монастырских здания не делали ремонта, поэтому крыши, оконные проемы и перекрытия оказались полуразрушенными. В лучшем положении была только нижняя часть монастырской колокольни, да и то лишь потому, что в ней размещались кабинеты начальства.

Вид на монастырь с Москвы-реки

Богослужения в монастыре возобновили в 1991 году. На это момент всеми постройками владело предприятие «Станкоконструкция». Через два года территорию полностью передали церкви. Старинные здания выглядели ужасно, поэтому прихожане и волонтеры начали собирать средства и занялись восстановлением полуразрушенной святыни.

Легенда о подземном ходе

Предания о существовании подземелий, связывающих два берега Москвы-реки, существовали давно. Согласно им, тайный ход вел от церкви Казанской Божьей Матери в Коломенском к Николо-Перервинскому монастырю. Его прорыли для того, чтобы царь и члены царской семьи в случае бунта или смуты могли спрятаться на другом берегу, в обители.

О подземелье хорошо знали местные жители. Они и показали проход известному археологу и историку Игнатию Яковлевичу Стеллецкому, который много лет занимался изучением старой Москвы и искал подземные тайники.

В конце 1920-х годов Стелеццкий обнаружил два коридора, ведущих из алтаря Казанского храма в подвал. Но в 1930-м году исследовательские работы пришлось приостановить, так как по мнению архитектора музея-заповедника «Коломенское» раскопки под храмом грозили обрушением здания. На сегодняшний день тайна подземелья Николо-Перервинской обители так и остается нераскрытой.

Вид на монастырь с юга

Храмы, здания и монастырские достопримечательности

Центральное место в комплексе монастыря занимает величественный Никольский храм, который часто называют «Старым Николою». Одноглавый собор был возведен в 1696-1700 годах на месте трех небольших церквей. В память об этих старинных храмах верхнюю часть собора посвятили Святителю Николаю, а престол в колокольне — Успению Богоматери.Теплая нижняя часть Никольского собора освящена в честь Сергия Радонежского. Она состоит из самого храма, алтаря и просторной трапезной, центр которой поддерживает массивный столп.

Стройная колокольня примыкает к храму с юго-востока. Высокое здание сложено четырехъярусным четвериком и восьмериком, где находятся звоны. А венчает колокольню аккуратная позолоченная главка с крестом.

С востока от старого собора стоит огромный Иверский храм или новый собор. Он был выстроен в 1905-1908 годах архитектором Петром Алексеевичем Виноградовым для размещения знаменитого образа Иверской Божией Матери. Во вместительном храме одновременно может находится до 3000 верующих. Шестнадцать куполов окрашены в небесный синий цвет и хорошо видны с окрестных улиц, а также от станции «Перерва».

Собор Иверской иконы Божией Матери

Над воротами, ведущими в монастырь, возвышается надвратный храм, посвященный Толгской иконе Божией Матери. Он появился в 1733 году, когда монастырской братией руководил игумен Варлаам. Первоначально под храмом существовало двое ворот. Однако, до наших дней сохранились только одни — «водяные», получившие такое название потому, что через них монахи ходили за водой к реке.

С 1924 года в надвратной церкви находились клуб и столовая железнодорожного детского дома. Потом фрески на стенах забелили, а храмовое помещение переделали под жилье. В 1950-е годы со стороны алтаря пристроили корпус для завода. Из-за всех этих изменений восстановление надвратной церкви заняло долгое время.

Еще один небольшой храм появился в монастыре совсем недавно — в 2014 году. Деревянную церковь Иоанна Богослова построили между огородом обители и берегом Москвы-реки. В ней изредка проходят венчания, и раз в месяц совершают церковные службы.

С востока обитель окружает ограда. С севера, запада и юга монастырская территория ограничена каменными постройками XVIII-XIX веков — патриаршими кельями, старым и новым семинарскими корпусами, архиерейским и настоятельским корпусами.

Собор Николая Чудотворца

В монастыре установлен памятник митрополиту Платону (Левшину), который основал монастырскую семинарию и написал первую научную работу, посвященную истории Русской церкви. На монументе, изготовленном скульптором Анатолием Андреевичем Бичуковым, митрополит изображен стоящим в полный рост.

Обитель в наши дни

Вот уже более 20 лет монастырь имеет статус патриаршего подворья. Церковные службы в его церквях проходят каждый день: по будням — в 7.30 и 17.00, а в воскресные дни и по праздникам — в 8.00 и 16.00. Территория обители ухожена и содержится в чистоте. Верующих и туристов пускают сюда в любой день с утра до вечера.

Обитель занимается большой просветительской деятельностью. При ней существует воскресная школа, гимназия, носящая имя митрополита Платона (Левшина), православный театр и курсы для взрослых. Кроме того, на базе монастыря работает духовная семинария, где в течение пяти лет будущие священники и катехизаторы получают бесплатное высшее образование.

Святыни

Верующие приходят в монастырские храмы, чтобы помолиться возле старинных икон. Особым почитанием пользуется несколько образов Богоматери — «Иверская», «Боголюбская» и «Державная».

Надвратная церковь Толгской иконы Божией Матери

Как добраться до монастыря

Монастырская территория расположена на улице Шоссейной, 82. За четверть часа до монастыря нетрудно дойти от платформы «Депо» Курской железной дороги. Кроме того, неподалеку от входа в монастырь делают остановку автобусы № 30, 161, 292, 438, 524, 703 и 736, которые курсируют от станций метро «Текстильщики» и «Печатники».

Рейтинг достопримечательности

1 1 1 1 1 Рейтинг 4.80 >Монастыри Москвы

Николо-Перервинский монастырь на карте

Города России на Putidorogi-nn.ru:

Казань

Санкт-Петербург

Владимир

Ярославль

Муром

Ростов Великий

Александров

Иваново

Калуга

Кострома

Сергиев Посад

Нижний Новгород

Псков

Касимов

Переславль-Залесский

Суздаль

В 11 км от Кремля находится Николо-Перервинский монастырь, который сочетает в себе неовизантийскую и псевдорусскую стилистику, что делает его неповторимой достопримечательностью столичного района.

Как добраться

Обитель возведена в Москве, на ул. Шоссейная 82 в изолированном районе Печатниках. Его местность со всех сторон ограничена железной дорогой, рекой или промзоной. Большую часть территории занимают различные предприятия. Остановка с одноименным названием находится в юго-восточном московском округе. Практически из любой точки города добраться сюда можно автобусом № 161, 292, 30, 438, 524, 703, 736.

При поездке на метро, необходимо сначала доехать до остановки «Печатники» или «Текстильщики», а оттуда – на автобусе до монастырских ворот. От железнодорожной платформы (остановка «Депо») к монастырю можно пройти пешком за 15 мин.

Исторические данные

Николо-Перервинский монастырь расположен на возвышенности. Ранее отсюда открывались широкие просторы и виднелись 40 столичных церквей. История связывает дату основания обители с Куликовой битвой. Изначальное упоминание о монастыре относится к 1567 г., где он упоминался как «Никола Старый».

С современным названием связано интересное предание: когда-то течение столичной реки проходило практически у стен обители, что причиняло духовным братьям неудобства, а потом река сделала большой поворот в 10 м от монастырской ограды и потекла в сторону Коломенского.

Также есть предположение, что в Смутное время монастырь подвергался нападениям и грабежам поляков. Восстановлением обители в тот период занимался царь М. Федорович, а при его сыне монастырь переживал эпоху расцвета. Большой вклад в его развитие вносили пожертвования правительства, прихожан и духовенства.

По другой теории название Перервинского мужского монастыря было дано ему только в XV в. в честь местности расположения, которое связывается с тем, что русло столичной реки в этой части пригорода прерывалось и больше не являлось проточным. Согласно этой версии по документам монастырская история начинает прослеживаться с 1623 г.

В 1929 г. московская часовня монастыря была полностью разрушена, как и та, что располагалась в Выхино. Еще 2 часовни – Калужскую и Серпуховскую в XIX в. отдал монастырь Ферапонтовой Лужецкой обители, но и они не дошли до современности.

На протяжении трех столетий история монастырской обители связана с жизнью в ней русских церковных деятелей:

  • XVII в. – посещение монастыря последним 10-м Патриархом Московским и всея Руси Адрианом. Он был противником западных обычаев, отличался консервативным мировоззрением, почитал российскую старину и верование, регулярно совершал богослужения. Он отрицал взгляды Петра I и из-за этого переселился в Перервинскую обитель, где впоследствии скончался от паралича.
  • 1700 г. – под руководством Адриана был построен и освящен храм св. Николая. Архитектура церкви отличалась стилем московского барокко. Возведение здания было осуществлено на капитал преподобного.
  • 1733-35 гг. – на участке обители возведен храм Толгской иконы Божией Матери.
  • Конец XVIII-начало XIX вв. славится влиянием Платона Левшина. Это митрополит и проповедник, воспитатель Павла Он внес огромный вклад в развитие обители и взрастил не одно поколение пастырей. Под его руководство был построен митрополичий дом в 2 этажа.
  • 1775 г. – П. Левшин организовал Перервинскую семинарию. Он по-отечески заботился о ней и ее воспитанниках. В этом же году была размещена трапезная.
  • 1787 г. – по указанию митрополита Платона была восстановлена Успенская церковь. В ее декорировании преобладает золото и серебро. Вместительность собора была небольшая, поэтому богослужения проходили только на престольные праздники.
  • 1812 г. – церковь заняли французы, однако все представлявшие ценность предметы были вовремя перевезены или надежно запрятаны.
  • 1821 г. – после архиереев Августина и Серафима кафедру возглавлял Филарет. Преподобный, желая придать обители величия и красоты, поспособствовал переменам во внутреннем пространстве и внешних стен монастыря. В корпусе училища достроили 2-й этаж, были возведены дополнительные строения и реконструированы выстроенные.
  • XIX в. – архитектурный ансамбль был дополнен корпусами келий и оградой из камня.
  • Завершение XIX в. – строительство домовой церкви, которая носила имя праведника Никодима.
  • 1904 г. – комплекс посетил митрополит Владимир. В обитель была завезена Иверская икона Богоматери, в честь которой духовенство решило возвести на территории храм.
  • 1906 г. – стали функционировать 2 училища: 1-е – духовное и 2-е – для глухонемых и немых от рождения.
  • 20-е гг. XX в. – считаются датой закрытия монастыря. Однако богослужения в старом соборе совершалось практически до начала войны.
  • 1921 г. – монастырь посещал патриарх Тихон и оказывал ему молитвенную поддержку.
  • Середина XX ст. – Иверский собор был лишен крестов, глав и церковного убранства.
  • 60-е гг. XX ст. – были установлены перекрытия между этажами, а живопись закрашена. После этого монастырский комплекс передали заводу игрушек из металла и пластмассы, позже там производили станки для металлорезки.
  • 90-е гг. XX в. – остатки монастыря были отданы во владение церкви.

Архитектурные и реставрационные изменения монастыря знаменуются следующими датами:

Дата Описание
70-е гг. XX cт. Стартовала реставрация.
80-е гг. XX cт. На соборе засиял новый крест с позолотой.
март 1991 г. Это особенная дата, которая вошла в историю: были восстановлены богослужения в старом соборе.
1998 г. Собор был освящен патриархом Алексием.
2000 г. В Никольском соборе были восстановлена роспись стен и создан новый иконостас.
2008 г. Появление памятника митрополиту Платону. Работу по его возведению выполнил скульптор Бичюков. Памятник выглядит величественным и соответствующим благолепной атмосфере обители.

Подземный ход

Николо-Перервинский монастырь имеет интересные легенды о подземелье, которое связывает 2 берега столичной реки. Они повествуют о тайном ходе, который вел от коломенской церкви Казанской Божьей Матери и был прорыт с целью дать царю и его родным возможность укрыться в случае мятежей.

Коренные жители рассказывали о подземелье историку И. Я. Стеллецкому, обнаружившему во втором 10-летии прошлого века 2 коридора, ведущие из алтаря Казанского храма в подвал. Спустя еще 10 лет исследования были остановлены по запросу архитектора «Коломенское»: он считал, что раскопки угрожают разрушением здания.

Архитектурные особенности

Центровое место обители имеет Никольский храм. До его создания на месте находилось 3 каменных храма, возведенные в конце XVIII в., которые патриарх Адриан объединил в часть большого Никольского собора. На его строительство ушло около 4-х лет.

Работы были совершены следующим образом:

  • центральное строение соединили с кельями патриарха. Так состарившемуся Адриану было легче приходить в церковь;
  • в северо-западной части было помещение, где Адриан мог слышать богослужения через окно;
  • стены верхней части храма были расписаны живописью. На них отражались события из библии. Библейскими изображениями был декорирован алтарь, а на куполе – сюжет Вознесения Господня. Рисунки периодически обновлялись;
  • в нижней части была церковь в честь С. Радонежского. Условно ее можно было разделить на 3 архитектурные зоны – алтарная комната, трапезная и центральный зал;
  • в 1750 г. в южной части комплекса был возведен каменный корпус, где на верхнем этаже проживал настоятель, а на нижних – духовные братья. Спустя 17 лет корпус был объединен с патриаршими покоями.

Колокольня размещена вплотную к храму с юго-востока. Высота ее и храма почти одинаковые. Наверху находятся звоны, а верхушка украшена крестом с позолотой. В 1767 г. был расписан 3-й этаж с применением серебряных клейм. Согласно документации 80-е гг. XIX ст. в восточной части обители было кладбище, а с остальных частей света – палисадник.

На юге высаживали плодовые деревья, в тени которых стояла беседка, росли овощные культуры, был пруд, пчельник и 2-этажная баня. В восточной стороне от старого собора возвышается Иверский храм, который построили в начале XX в. под руководством архитектора Виноградова. Внутри был помещен образ Иверской Божией Матери. Одновременно в здании может пребывать до 3000 человек.

У церкви 16 куполов синего оттенка, которые видимы с окрестности и станции «Перерва». Над воротами, что ведут в монастырь, возвышается храм, который посвятили Толгской иконе Божией Матери. Он был выстроен в 1733 г. С 1924 г. надвратная церковь стала местом для клуба и столовой детдома, а потом была переделана под жилье: фрески были забелены.

Самые большие изменения храм претерпел после войны – тогда со стороны алтаря пристроили корпус для завода.

В 2014 г. на территории, между огородом и берегом реки, возвели деревянную церковь Иоанна Богослова. В ней ежемесячно проходят службы и изредка совершаются красивые венчальные обряды. С восточной части обитель ограждена, с остальных сторон территория ограничена каменными постройками 2-х веков. Это патриаршьи кельи, архиерейский, настоятельный, а также старый и новый корпуса семинаристов.

>Внутреннее убранство

В строении отслеживается смешение стилей: классика, модерн и барокко. Здесь имеется множество икон и огромный золотой иконостас.

Николо-Перервинский монастырь,в котором имеются старинные иконы, посещается верующими для молитв. Поклонением пользуется образы Богоматери – «Иверской», «Боголюбской», «Державной». До революции у монастыря была собственная Иверская часовня, возведенная в 1666 г. В ней проводились службы дважды в год, посвященные знаменательным датам, связанным с Иверской иконой.

Николо-Перервинский монастырь, икона Иверской Богоматери.

Реликвия помещалась в предназначенной только для нее нише, а риза на ней была невероятно богатой – выполнена из чистого золота, жемчужин и сияющих дорогих камней. С самого начала риза была более простая: она обрамляла икону до 1790 г., пока купец Твердышев, благословленный первосвятителем Платоном, не сделал обрамление богатым. На месте для иконы в нише располагается богатое паникадило.

Сама она стоит там только по праздникам, ведь это главная святыня столицы – ее используют для домашних молебнов, которые заказывают православные. В тот период в монастырской часовне в основном располагался список с оригинальной иконы. Кроме нее особым почетом у прихожан пользовались еще 2 иконы (Спаситель и Святой Николай Чудотворец).

Территория комплекса

Николо-Перервинский монастырь в настоящие время кроме храма на территории имеет:

  • детскую воскресную школу;
  • хозяйственные застройки;
  • кельи монахов.

Местность богато озеленена.

Вторым храмом обители является построенная из камня Успенская церковь, которая имеет 5 ярусов:

Ярус Описание
1-й Здесь сделан основной вход
2-й Является обительской ризницей
3-й Это церковь, посвященная Успению Божьей матери
4-й Часы, которые били
5-й Звонница с колоколами

Сегодня территория монашеского места проживания включает в себя:

  • 2 собора (новый и старый);
  • церковь Успения Пресвятой Богородицы;
  • церковь Толгской иконы Божией Матери;
  • 2 корпуса для семинаристов XVII и XVIII вв.;
  • архиерейский корпус;
  • кельи патриарха, относящиеся в XVIII в.

На территории монастыря также располагаются корпус семинарии и настоятеля, монумент митрополиту Платону. Посетителей встречают северные и восточные ворота. Территория обнесена оградой с башнями.

Режим работы

В настоящий момент богослужения проводятся только в Никольском соборе, работающем с 7:00 до 17:00. Прихожанам можно заказывать здесь требы, венчаться и креститься.

Расписание следующее:

  • в 7:30 – проходит божественная литургия;
  • в 16:00 – читается акафист, после чего идет вечерняя служба;
  • по воскресеньям и праздничным дням проходит 3 литургии: в 6:30 и в 9:00 для всех, а в 8:00 – для детей.

Венчаются прихожане только по нечетным дням недели, начиная с воскресенья. Исключениями становятся понедельники, дни перед большими праздниками и главными постами. Венчание обязательно предполагает запись в иконной лавке и беседу с батюшкой, которая называется предварительной и проходит только по понедельникам в 20:00.

Крестят только по выходным дням. Перед этим в обязательном порядке нужно прийти на 2 огласительные беседы: если это взрослый человек, то крестимый также приходит на беседу, если младенец, то она касается только будущих восприемников – крестных отца и матери. Беседует с ними священник с половины восьмого вечера каждую пятницу непосредственно в крестильне, что располагается при храме.

В работе иконной лавки при обители нет перерывов: приобрести церковные товары можно с 7:30 до 19:00. Воскресная школа начинает работать сразу после богослужения для детей.

Экскурсионные программы

Монастырь Николо-Перервинский в настоящий момент относится к числу тех, который паломники и туристы посещают меньше всего, что делает его одним из тихих в столичном регионе. Как правило, сюда организовываются однодневные экскурсии. Поскольку сейчас обитель не действует и имеет статус патриаршьего подворья, то проблем с проходом на территорию нет, туда можно приезжать в любой день.

Если посетители едут с целью паломничества, лучше делать это в дни храмового богослужения. Для тех, кто хочет полюбоваться местными архитектурными красотами, таких ограничений не имеется. Здесь есть возможность посмотреть на оригинальный ансамбль строений, постепенно реставрируемый и обновляемый. Благодаря постоянным работам обительский двор всегда выглядит оживленно.

Запрет на съемку фотографий и видео тут строгий, это обязательно нужно помнить и уважать. При необходимости следует у настоятеля предварительно попросить благословения на съемку и при отказе не упорствовать.

Территория обители – место церковное, сюда нельзя заходить женщинам без головного убора и мужчинам в нем, лицам обоего пола строго запрещена пляжная одежда, женщины не должны быть слишком открыты, мужчина не должен заходить в спортивном костюме.

Поведение монастырских гостей также должно быть соответствующими:

  • внутри не курят и не пьют;
  • не проходят в ворота обители пьяными;
  • под строгим запретом находятся бранные слова, а также громкая речь и музыка;
  • если гости остались на службу, не разрешено разговаривать с соседями – только благоговейное молчание.

Исторический Николо-Перервинский мужской монастырь долгое время был заброшен, поэтому реставрационные работы продолжаются длительное время. Многие паломники приезжают ежегодно, чтобы посмотреть, как восстанавливается и отстраивается это место. Сейчас его территория в 4 раза превышает площадь Сретенского монастыря, но в 5 раз меньше, чем у Новодевичьего.

Видео о Николо-Перервинский монастыре

Монастыри России, Николо-Перервинский монастырь:

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *