Никольский монастырь

Весь ансамбль монастыря уже к последней трети XVIII века был отстроен в камне 28-ми метровая шатровая колокольня (1693); летний Никольский собор (1721); теплая церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и Святые врата с надвратной церковью во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла (1772); каменная ограда (1761).

10 июня 1898 года заштатный Никольский мужской монастырь был обращен в общежительный женский.
Из Свято-Успенского Александровского монастыря прибыли четыре монахини и восемь послушниц. Старшая монахиня Антония была назначена настоятельницей с возведением в сан игумении. За усердные труды Священный Синод наградил игумению Антонию золотым наперстным крестом.

В 1899 году был произведен капитальный ремонт двухэтажного келейного корпуса с настоятельскими покоями, возведены несколько хозяйственных построек. К 1900 году была возобновлена придельная церковь Сретения Господня и освящена новая – Всех святых (1902) в Благовещенском храме. В 1903 году внутри был заново отреставрирован летний Никольский собор. Число насельниц было уже около ста человек.
Времена гонений на Церковь в ХХ веке дали обители двух священномучеников – епископа Орехово-Зуевского Никиту (в миру Феодор Петрович Делекторский. 3 августа 1898 года рукоположенного в сан священника ко храму Николаевского женского монастыря города Переславля) и протоиерея Евгения Елховского (с 30 октября 1907 вплоть до закрытия монастыря 20 февраля 1923 года, бывшего старшим священником). В 2000 году Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил их к лику святых.

Главными святынями монастыря являются:

  • Корсунский Крест;
  • Чтимый образ святителя Николая Чудотворца с частицей мощей;
  • Мощи благоверного князя Андрея Смоленского, Переяславского чудотворца;
  • Мощи преподобного Корнилия Молчальника;
  • 84 частицы святых Киево-Печерских;
  • Икона праведного Лазаря Четверодневного, епископа Китийского с частицей мощей;
  • Икона священномученика Климента, папы Римского с частицей мощей;
  • Икона святителя Луки исповедника, архиепископа Симферопольского с частицей мощей;
  • Икона праведного Иоанна Русского с частицей мощей;
  • Икона мученика Виктора с частицей мощей;

27 декабря 1993 года постановлением Святейшего Синода Русской Православной Церкви был открыт Никольский женский монастырь после 70-летней разрухи. Сестры пришли на полные руины: был взорван Никольский собор и колокольня, уничтожено кладбище, разобрана каменная ограда, Благовещенскую церковь переоборудовали под квартиры, а в надвратном храме расположились ремонтные мастерские.

В 1996 году было воссоздано пятикупольного завершения Благовещенской церкви, а в 1999 году завершены ремонтно-реставрационные работы. 1997 год – открыто подворье Никольского монастыря в с. Годеново. 23 августа 1997 обитель посетил впервые Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 1998 году была вновь построена каменная ограда. В 1999 году был заложен фундамент Никольского собора, а 12 сентября 2003 было отслужено первое богослужение во вновь построенном соборе. В 1999 году была возведена часовни в селе Веслево, на родине преподобного Димитрия Прилуцкого.

2000 год был ознаменован обретением мощей святого благоверного князя Андрея Смоленского и перенесением в обитель мощей преподобного Корнилия Молчальника. В 2001 был построен келейный корпус с архиерейскими покоями и домовой церковью в честь преподобного Сергия Радонежского. 30 октября 2001 года состоялось поднятие куполов Никольского собора и освящение центрального креста. 22 мая 2004 года произошла закладка звонницы с храмом в честь Усекновения главы святого Иоанна Предтечи, а в мае 2005 на неё были подняты колокола. 22 мая 2005 года над обителью прозвучал первый колокольный звон на вновь построенной звоннице. 31 июля — 1 августа 2005 года обитель посетил, на праздник преподобного Серафима Саровского, святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 2007 году была открыта больничная часовня во имя святителя Луки (Войно-Ясенецкого). 12 июня 2009 года в монастырь была возвращена его главная святыня – Корсунский Крест. 10 апреля 2010 года был освящен вновь построенный Казанский сестринский корпус. 9 ноября 2011 года в праздник благоверного князя Андрея Смоленского на месте обретения мощей святого князя, был заложен храм в честь его святого имени. 21 июля 2012 года – впервые в обители торжественно праздновалось второе обретение мощей святого благоверного князя Андрея Смоленского (2000 г.)
На Подворье монастыря 9 февраля 2008 году, после полной реконструкции и замены иконостаса, Высокопреосвященнейшим Кириллом, архиепископом Ярославским и Ростовским был освящен престол Боголюбской иконы Божией Матери. Освящение после полной реставрации храма святителя Иоанна Златоуста, после возабновления богослужения в храме, совершил Высокопреосвященнейший Кирилл, архиепископ Ярославский и Ростовский, в сослужении с Высокопреосвященнейшим Александром архиепископом Костромским 11 июня 2009 года. В 2012 году начато строительство крестильного храма в честь Богоявления Господня, Дома причта и трапезной с церковной лавкой. 26 ноября 2014 года здание Дома причта было освящено. 11 июня 2013 года в Годеново Высокопреосвященнейшим Пантелеимоном, митрополитом Ярославским и Ростовским, был заложен соборный храм в честь Святой Софии, Премудрости Божией.
Со дня возрождения Никольского женского монастыря настоятельницей является игумения Евстолия (в миру Афонина Ольга Сергеевна). Родилась 29 июля 1955 года в Санкт-Петербурге в семье офицера. Получила высшее художественное образование и с 1988 года, по благословению духовного отца, пришла в Свято-Введенский Толгский монастырь послушницей. Через 2 года была пострижена в рясофор. Проходила послушания регента, экскурсовода, звонаря, а также занималась иконописью. Непосредственно проектировала и реставрировала иконостас монастырской церкви святителя Николая. В феврале 1994 года по благословению епископа Ярославского и Ростовского Михея прибыла в Никольский монастырь в числе первых насельниц как старшая инокиня. Великим постом 1994 года приняла монашеский постриг с именем преподобной Евстолии (память 9/22 ноября). В июле 1994 года указом Священного Синода утверждена настоятельницей Никольского монастыря. 1 августа 1997 года указом Святейшего Патриарха Алексия II возведена в сан игумении. 12 сентября 2003 года награждена крестом с украшениями.

Повседневная жизнь сестер обители проходит в молитве и труде на послушаниях: в церкви, на трапезе, на просфорне, в швейной мастерской, на ремонте и строительстве. Сестры участвуют в церковных богослужениях, чинности которых в монастыре придается особое значение. В основание жизни сестер положено желание духовного совершенствования, ради чего они и собираются в обитель. «Для монаха монастырь – центр вселенной. Монастырь – ясли, где монах рождается, колыбель, где он повивается в пелены; монастырь – благосеннолиственное древо, укрывающее монаха тенью и роняющее в его ладони спелые плоды», — пишет святитель Николай Сербский. В центре современной отступившей от Бога цивилизации, по молитвам святых угодников Божиих, веками подвизавшихся на нашей древней земле, вопреки торжеству вседозволенности и попранию нравственных устоев устраиваются оазисы благодати Божией – монастыри, свидетельствующие миру о непреходящих ценностях христианства: любви, вере, благочестии, освящающих собой жизнь человечества. Одним из таких оазисов стала и возродившаяся из пепла Свято-Никольская женская обитель в Переславле-Залесском. Приходящие в обитель сестры, добровольно отрекаясь от мира, устрояют свою жизнь по законам Евангелия. Каждый пришедший в обитель не сразу становится истинным монахом, но совершенствуется, опытно исполняя советы богоносных старцев – трудясь на послушании, отрекаясь от своей воли, храня целомудрие. Приходящие в обитель желающие не сразу принимаются в сестричество. Существует испытательный срок, чтобы будущая послушница, участвуя в монастырской жизни, могла оценить свой духовный настрой и бесповоротно сделать выбор своего земного пути.

Преображенское кладбище основано в 1771 во время эпидемии чумы и являлось одним из центров старообрядчества.
В 1784 году там возводят соборную часовню старообрядческой общины федосеевского толка (арх. Ф.И.Соколов), которая первоначально называлась Успения Пресвятой Богородицы.

В 1857 пристраиваются алтари, т. к. федосеевцы не имели священников и обходились без алтарей. После чего освящен свт. Филаретом, митр. Московским, как единоверческий храм.
В 1866 стал собором учрежденного при нем Никольского единоверческого монастыря, который был закрыт в 1920е годы.
В 1930-х храм заняли обновленцы и продали его переднюю часть старообрядцам новопоморского брачного согласия, которые продолжают ее занимать. Трапезная с двумя приделами — свт. Николая Чудотворца (сев.) и Успения Пресвятой Богородицы (юж.) принадлежит православным. Между трапезной и храмом сделана глухая стена.
Вернемся к монастырю.
Вот его старые изображения (как и часть информации взято отсюда)
Митрополит Филарет добился, чтобы в 1854—1857 гг. три храма на Преображенском кладбище и один на Никольском стали единоверческими. Важной мерой для укрепления единоверия Филарет считал создание единоверческого монастыря, который должен был подготовить собственное духовенство. Филарет полагал, что такое духовенство будет пользоваться большим доверием и авторитетом.
В 1866 году по настоянию митрополита Московского Филарета на месте федосеевской мужской обители был открыт Никольский единоверческий мужской монастырь. Жившие там старообрядцы были выселены.
В 1887 и 1897 годах в Никольском единоверческом монастыре проходили съезды противораскольничьих миссионеров. А в 1907 году там находились игумен, 22 монаха и 41 послушник. Никольский монастырь благодаря деятельности его настоятеля архимандрита Павла Прусского (1821—1895) стал центром миссии среди поповцев и полемики с расколом.
О жизни монастыря в последний период его дореволюционного существования рассказывает письмо очевидца, приведенное в сборнике «Сорок сороков»:
«Монастырь этот имеет очень уединенный вид — настоящее убежище для любителей созерцательной жизни. Красивый, как будто готической архитектуры храм темно-красного цвета с желтыми украшениями, довольно стройная кирпичная колокольня, вдали кельи, тоже в готическом стиле, одноэтажный белый домик настоятеля, пятиглавая зимняя церковь над святыми воротами с знаменитой Хлудовской библиотекой при нем…»

От монастыря сохранились храм Воздвижения Креста Господня (Преображенский вал, 17, на моих фото его нет)
надвратный храм (кон. XVIII в.)(если я правильно понимаю, то вот он)

братские корпуса (1801) — не совсем ясно о чем идет речь и есть ли они на фото у меня не знаю,
и колокольня (1876—79; арх. Ф И.Горностаев)

детали колокольни на фото далее

Список упоминаемых церковных течений. Вся информация из интернета
Старообрядцы, староверы — совокупность христианских групп и церквей в России, не принявших церковных реформ XVII века и ставших оппозиционными или враждебными официальной православной церкви («раскол»).
Старообрядцы редко шли на переговоры с «антихристовой властью». С их т.з., «последние времена» уже наступили, близился конец света, и спасти от «никоновской мерзости» могло лишь «огненное крещение» — массовое самосожжение. Впервые такое случилось в 1672 в Н.Новгороде и с тех пор повторялось всё чаще. Старообрядцы считали самосожжение «неоскверняемым крещением огнём» и шли на него для того, чтобы «не погибнуть зле духом своим». А зло олицетворяла светская и духовная власть, проводившая никоновскую реформу. Никона же раскольники давно считали Антихристом. В 1716 правительство предприняло перепись раскольников, чтобы обложить их двойным налогом, но 12 МР 1798 вышел указ о разрешении старообрядцам строить свои церкви во всех епархиях. До 1906 преследовалась властями. Имеет ряд течений (поповцы, беспоповцы), толков, церквей, согласий.
Федосеевцы — наиболее распространенное название старообрядцев, кот. в настоящее время принадлежат к одному из относительно небольших беспоповских течений (федосеевскому течению); не признают церк. браков и не имеют единого руководящего центра. Роль авторитетного дух. центра традиционно сохраняется за федосеевским обществом в Москве, имеющим официальное название «Общество христиан-староверцев старопоморского безбрачного согласия».
Новопоморское брачное согласие. В начале 30-ых годов XIX века произошел раскол на старопоморское и новопоморское согласия. Особенностью новопоморцев было введение формальной брачной книги. Благодаря этому нововведению, позволившему официально передавать имущество по наследству, с середины XIX века новопоморские общины начали активно распространяться, поглощая старопоморцев и федосеевцев.
Единоверее — форма существования старообрядцев в лоне РПЦ, учрежденная в 1800 по представлению московского митрополита Платона. Было задумано по модели западной унии: при сохранении старого дониконовского богослужебного чина, древних книг и обычаев единоверцы официально подчиняются Синоду, т. е. принимают священство от господствующей Церкви и поминают на литургии Синод (или патриарха). Однако единоверцы не получили своего епископа и оставались верующими второго сорта. Единоверие не получило широкого распространения, но при Николае I насильственное «обращение в единоверие» стало излюбленной формой борьбы царских властей со старообрядцами. После объявления закона о веротерпимости в 1905 единоверие лишилось преимущественного положения по сравнению со старообрядством, и единоверческие приходы стали быстро распадаться: часть прихожан перешла в РПЦ, большинство же возвратилось к староверству.
С конца 1980-х в СССР начали предприниматься попытки возродить единоверие на несколько иной основе. Идея создания единоверческого прихода исходит снизу, от самих верующих Московской патриархии РПЦ, но какие-либо организационные структуры выше приходского уровня не существуют. В конце 1990-х в Росии было 8 единоверческих приходов, 6 священников. Приблизительная численность верующих — 6-12 тыс.
Обновленцы движение в Русской православной церкви, оформившееся после Октябрьской революции. Выступали за «обновление церкви», модернизацию религиозного культа. Боролись против руководства официальной Русской православной церкви, заявляли о поддержке советской власти и лояльном отношении к ней. В 1943-46 самоликвидировались, влившись в состав Русской православной церкви.
Больше фото и текста
Дополняйте, поправляйте, ибо все не так просто.
Вот некоторые источники
Посмотреть на карте

Фото: Старобрненский монастырь

Фото и описание

Есть в городе Брно благословенное место, которое находится в отдалении от всех основных достопримечательностей, поэтому там нечасто можно увидеть туристов. Это Старобрненский монастырь, находящийся в одноименном районе города.

Мужской католический монастырь является домом для монахов-августинцев, хотя так было не всегда. Монастырский комплекс строился для монашек-цистерцианок. Покровительницей монастыря была чешская королева Элишка Рыкса, которая отдала распоряжение похоронить себя на монастырской земле, что верные монашки и сделали. Здесь же покоится прах моравского вельможи Йиндржиха из Липы, который был верным рыцарем королевы. Интересно, что королева вкладывала в строительство святой обители не свои деньги. Спонсором будущего монастыря был король Ян Люксембургский.

Будущий монастырь начинался с церкви, где и сейчас совершаются богослужения. Она носит название костела Вознесения Девы Марии. Затем рядом с костелом появился госпиталь для лечения бедных людей. Весь комплекс был построен за 50 лет. К сожалению, королева-покровительница не дожила до этого момента.

В 1782 году в работу монастыря вмешался сам император Иосиф II. Как мы помним из истории, он закрыл большую часть подобных учреждений. Под раздачу попал и Старобрненский монастырь, которому, впрочем, повезло, потому что буквально через год его отдали ордену августинцев, и в старой обители вновь зазвучали молитвы.

В наши дни в монастыре открыт музей Грегора Иоганна Менделя, известного генетика, который когда-то был настоятелем этого монастыря.

Храм Всех святых на Кулишках (Москва)

Описание:

Покровское благочиние Московской городской епархии

Первая деревянная церковь на этом месте была построена во времена Дмитрия Донского. В русских летописях под 1365 г. при описании большого московского пожара, получившего впоследствии название Всесвятского, церковь Всех святых упоминается как уже существующая. В конце XVIII в. в путеводителях по Москве появилось предположение о связи строительства храма с увековечиванием памяти воинов, павших 8 сентября 1380 г. на Донском побоище. В XIV в. место, выбранное для церкви, было недалеко от границы Москвы и слово «кулишки» стало синонимом местонахождения «на краю земли»; теперь это исторический центр Москвы.

Церковь была полностью перестроена в камне в 1488 г. и затем вновь в стиле московского барокко в 1687-1689 гг.

В 1931 г. церковь была закрыта, но вместо планировавшегося сноса была приспособлена под нужды органов госбезопасности.

В 1975 г. здание было передано Музею истории Москвы, в связи с чем в 1970-1982 гг. была проведена реставрация. В 1978-1979 гг. во время подготовки к празднованию 600-летия Куликовской битвы были проведены археологические исследования и обнаружены остатки фундамента первоначального храма XIV в.

В 1991 г. здание было возвращено Русской Православной Церкви. В 1994 г. в подвале церкви были обнаружены останки расстрелянных и в память о них у стены подвала был установлен крест с изображениями новомучеников.

В 1999 г. храм Всех святых на Кулишках получил статус подворья Александрийской Православной Церкви (подворье перенесено из Одессы, где оно действовало с 1956 г.). Настоятелем московского подворья со дня его открытия был митрополит Киринский Афанасий.

Решением Священного Синода от 26 декабря 2019 г. (журнал № 151) деятельность представительства (подворья) Александрийского Патриархата при Московском Патриаршем престоле была приостановлена.

Страна: Россия Город: Москва Адрес: 109074, г. Москва, Славянская площадь, д. 2 Телефон: +7 (495) 623-75-66 Web-сайт: www.podvorie-alexandria.ru E-mail: church.kulishki@gmail.com

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *