Никон псково

Архимандрит Тихон (Секретарев), наместник Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря

Доклад на XXII Международных Рождественских образовательных чтениях, направление «Монашеская традиция: от древности до наших дней» (Сретенский ставропигиальный мужской монастырь. 28–29 января 2014 года)

Ваши Высокопреосвященства, Ваши Высокопреподобия, отцы наместники, братия, матушки игумении и сестры!

От лица Высокопресвященнейшего Евсевия, митрополита Псковского и Великолукского, Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря Священноархимандрита, приветствуем вас в связи с наступившими праздничными мероприятиями, посвященными 700-летию со дня рождения святого преподобного Сергия Радонежского.

«Созижду Церковь мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16; 18), – сказал Господь наш Иисус Христос, основатель Новозаветной Своей Церкви. Составной частью жизни христианской Церкви на протяжении веков является и монашеская жизнь во всех ее проявлениях: пустынническом, скитском и общежительном видах. В подтверждение сказанного достаточно назвать преподобных Антония и Феодосия Великих, Савву Освященного, Антония и Феодосия Киево-Печерских, Сергия Радонежского, всея России Чудотворца.

«Духовная традиция русского монашества, во многом сформированная под влиянием святого Сергия Радонежского, дала обильные плоды на ниве Господней…», – написал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своем глубокосодержательном Послании в связи с 700-летием рождения святого преподобного Сергия Радонежского. В Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре оно было прочитано 26 января 2014 года за Божественными литургиями.

Действительно, в истории Псково-Печерского монастыря есть духовные свидетельства водительства преподобного Сергия Радонежского. Открытие Богом зданных пещер, где пребывали подвижники во главе с преподобным пустынником Марком, произошло в 1392 году, в год праведной кончины преподобного Сергия Радонежского… Таким образом, дальнейшее становление Псково-Печерского монастыря является как бы продолжением служения самого преподобного Сергия на Северо-Западе Руси. А в год 700-летия рождения преподобного Сергия мы отмечаем 100-летие со дня рождения воспитанника обители аввы Сергия – архимандрита Алипия (Воронова), наместника Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря в 1959–1975 годах.

Вернемся к Собору Псково-Печерских преподобных. Начиная с XV века, почти каждое столетие к преподобному старцу Марку, пустынножителю Псково-Печерскому, добавлялись в Собор святые: преподобные Иона и матерь Васса, строители Успенского собора (1473 г.); затем преподобномученик Корнилий, сорокалетний неизменный игумен Псково-Печерский, созидатель храмов, апостол эстонской народности Сету (XVI в.); вместе с преподобномучеником Корнилием, по преданию, пострадал и преподобный Вассиан, ученый монах, собиратель рукописной и печатной святоотеческой библиотеки монастыря; преподобный Дорофей, посланник Псково-Печерский и основатель Югской обители в Ярославской епархии (XVII в.). Продолжая именовать преподобных Псково-Печерского Собора, назовем старца Лазаря, молившегося усердно Богу и Пресвятой Богородице в XIX веке о спасении России от нашествия Наполеона и дважды принимавшего в своей скромной келье государя Александра I. В Собор Псково-Печерских преподобных входит и священномученик Александр (Покровский), епископ Харьковский, который был игуменом монастыря в 1917–1919 годах.

Названные преподобные Псково-Печерские и их сподвижники открывали волю Божию приходящим людям всех сословий России и учили жить по совету старцев. Для обоснования своего служения они приводили слова Господа нашего Иисуса Христа, сказанные Его ученикам и апостолам, а через них и всем христианам: «Слушающий вас Меня слушает…» (Лк. 10; 16). Также обоснованием старческого наставления являются слова Премудрого: «Спасение во многом совете…» (Притч. 11; 14).

В XX веке многочисленные подвижники благочестия прославляли Небесную Игумению – Пресвятую Богородицу – и украшали своей жизнью Псково-Печерскую обитель. Среди них: иеросхимонах Феодосий, встречавший в обители 5 августа (старого стиля) 1903 года святых страстотерпцев царя Николая II и царицу Александру; архимандрит Мефодий (Холмский), настоятель Псково-Печерского монастыря в начале прошлого века, предсказавший свою кончину в Санкт-Петербурге и дважды причастившийся Святых Христовых Таин из рук святого праведного Иоанна Кронштадтского; валаамские старцы (среди которых назовем схиигумена Луку, схимонаха Николая), прибывшие в Псково-Печерскую обитель из Финляндии с Нового Валаама по окончании Великой Отечественной войны и упокоившиеся после своих духовно-просветительских трудов в Богом зданных пещерах. Подвижники того времени говорили о духовной жизни: «Это наука из наук и искусство из искусств», а о себе скромно добавляли: «Мы не ученые, но толченые». Искание Царствия Божия в своем сердце, обучение Иисусовой молитве, терпение всех бед и скорбей ради Христа составляли суть их духовной науки.

В обители были представители и ученого монашества, например, закончивший свою жизнь в монастыре и погребенный в Богом зданных пещерах митрополит Вениамин (Федченков), который оставил многочисленное письменное духовное наследие. В настоящее время изданы книги владыки Вениамина: «Божии люди», «Небо на земле» (о Божественной литургии и св. праведном Иоанне Кронштадтском), «Записки Епископа», «О вере, неверии и сомнении», «На рубеже эпох» и другие. Интересно мнение владыки Вениамина о причинах потрясений в России начала XX века, в центре которых он находился: утрата среди интеллигенции, студенчества, армии веры во «единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденного прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Им же вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребена. И воскресшаго в третий день по Писанием». А в Церкви Православной, по словам Владыки, не хватало святости. В настоящее время житийные материалы о митрополите Вениамине находятся в Синодальной комиссии по канонизации святых.

Необходимо назвать и других подвижников благочестия XX века в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре: схиигумен Савва (Остапенко), схиархимандриты Пимен (Гавриленко), Агапий (Агапов), Паисий (Семенов), Александр (Васильев); архимандриты Серафим (Розенберг), Феофан (Молявко), Антипа (Михайлов), Никита (Чесноков), Иероним (Тихомиров), Нафанаил (Поспелов) и многие другие, пережившие репрессии и войны, о которых кратко сообщается в книге «Будьте совершенны», составленной нами в 2008 году.

Яркими звездами, по слову апостола Павла (1 Кор. 15; 41), на монастырском и общецерковном небосклоне выделяются в XX веке преподобный Симеон Псково-Печерский и старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

Преподобный Симеон Псково-Печерский причислен к лику святых в 2003 году, и его святые мощи всегда доступны для поклонения в Сретенском храме, и по вере приходящих к ним и ныне Благодатию Духа Святаго совершаются чудеса и исцеления: например, засвидетельствованы многочисленные исцеления от табачной зависимости.

Старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в свой приезд к преподобному Симеону Псково-Печерскому в 1955 году получил от него благословение на продолжение старческого служения в обители, что и исполнялось им с 1967 по 2006 годы. Отца Иоанна преподобный Симеон после упомянутой первой встречи назвал «земным ангелом и небесным человеком…» Действительно, все мы, кто знал архимандрита Иоанна, свидетельствуем о наличии у батюшки дара рассудительности – главного дара старца, даров прозорливости и исцеления… Для всех ищущих спасения во Христе в настоящее время полезно прочитать «Настольную книгу для монашествующих и мирян», составленную отцом Иоанном, а также сборник писем старца… Нами подготовлена книга о пастырском служении отца Иоанна под названием «Христов пастырь».

В предисловии к одной из своих книг, изданных в 2005 году, архимандрит Иоанн (Крестьянкин) написал завещание, фрагмент которого мы приведём для духовного назидания:

«А вам, как просьбу о молитвенной памяти обо мне, оставляю эти записи о жизни в Боге и проверенное самой моей жизнью завещание: Дорогие мои, чада Божии! Верьте Богу, доверяйтесь Его всегда благой о нас Воле. Примите всё в жизни: и радость, и безотрадность, и благоденствие, и злоденствие – как милость и истину путей Господних. И ничего не бойтесь в жизни, кроме греха. Только он лишает нас Божия благоволения и отдает во власть вражьего произвола и тирании. Любите Бога! Любите любовь и друг друга до самоотвержения. Знает Господь, как спасать любящих Его».

В продолжение слов преподобного Сергия Радонежского «любовью и единением спасемся» преподобный Серафим Саровский указывал: «Цель христианской жизни – стяжание Духа Святаго». Подобно перечисленным наставлениям преподобных звучат и слова старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина), указывающие в наше непростое время путь к стяжанию Духа Святаго, к любви и единении о Господе: «Главное в духовной жизни – вера в Промысл Божий и рассуждение с советом…» Кстати, нужно сказать о том, что отец Иоанн участвовал и в открытии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры после Великой Отечественной войны.

В настоящее время под благодатным Покровом чудотворных икон Божией Матери, в том числе и списка образа «Всецарица», принесенного со Святой Горы Афон в 2002 году архимандритом Ефремом, продолжается традиция старчества и душепопечения в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре. Назову несколько духовных преемников традиции старчества: архимандрит Адриан (Кирсанов); схиархимандрит Никон (Антонов), который воспитан старцем архимандритом Иоанном (Крестьянкиным), начиная с его служения в городе Касимове Рязанской епархии; братский духовник архимандрит Таврион (Балов), преемник братского духовника схиархимандрита Агапита (Агапова); духовник и уставщик архимандрит Мефодий (Леонтьев), ученик иеродиакона Анатолия (Семенова), который был уставщиком братского хора много десятилетий.

Для того чтобы обозначить главный смысл подражания старцам в деле преемства душепопечения, пастырства, приведем слова апостола Павла, обращенные к своим современникам: «Подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4; 16). Напомним слова и Самого Господа нашего Иисуса Христа, обращенные и к нам: «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим» (Мф. 11; 29). Таким образом, подражание старцам и преемство состоит в усвоении их последователями и учениками кротости и смирения Христовых, а не внешнего «тихоговорения и согбенного хождения». Другая крайность – замена здоровыми людьми, не обремененными семьей или иными обстоятельствами, молитвы и богослужения в храме только прослушиванием богослужебных текстов и молитв на электронных носителях. Таким образом, существует опасность подмены реальной духовной жизни виртуальной зависимостью.

Для сохранения преемства старчества в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре Высокопреосвященнейший Евсевий, митрополит Псковский и Великолукский, Священноархимандрит нашей обители, передает свой богатый духовный опыт, приобретенный при общении со старцами в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Также свои скромные усилия для сохранения преемства душепопечения в обители прилагают наместник, духовники, благочинный со всею во Христе братией. Старчеству не обучают в церковных школах – оно переливается подобно драгоценному миру из сосуда в сосуд, от сердца к сердцу по преемству… Старчество Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря востребовано и в XXI веке как неотъемлемая часть служения Христу Богу Русской Православной Церковью.

Позвольте завершить свой краткий доклад о Псково-Печерских старцах и духовном преемстве словами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, сказанными на открытии XXII Международных Рождественских чтений 27 января 2014 года в Государственном Кремлевском Дворце: «»Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне» (Мф. 7; 24–25). Эти великие Евангельские слова мы должны научиться применять к собственным жизненным обстоятельствам … мы и ныне живем в Доме, одним из великих строителей которого является преподобный Сергий».

Благодарю за внимание!

Главное достоинство пещер Псково-Печерского монастыря – не их темные и древние своды; и не тот факт, что в них сделаны захоронения. Таких пещер – немало на земле. Псково-Печерские пещеры освящены теми святыми подвижниками, которые в них захоронены. Мне запомнился рассказ про владыку Георгия (†1949): «…Ему на лбу в лагере вырезали крест, и он из-за психологического потрясения часто не мог служить литургию…»

______________________________________________________________________

1. Почему «так много» благодати в монастыре?

2. Духовная «встреча» с отцом Иоанном (Крестьянкиным)

3. Когда «небо с овчинку». Преподобный Симеон (Желнин)

4. Женщины в Псково-Печерском монастыре

5. Монастырь Успенский, монастырь Печерский

6. Почему пещеры называют святыми

7. Немного о современной братии

8. Как получить духовную пользу от поездки в монастырь

9. Первая возможность отблагодарить Бога

***

Почему пещеры называют святыми

В пещерах, на которых вырос монастырь, с древних времен делаются захоронения. Какие-то захоронения закрыты плитами с надписями, а какие-то гробы стоят прямо один на другом. По особому чуду Божию в пещерах нет никакого неприятного запаха.

Всегда, когда мы видим покойника или гроб, видим смерть, мы отрезвляемся, «приходим в себя». Мы ясно осознаем, что нам и самим предстоит перейти в вечность, предстать перед Богом. Конечно, мы
можем столкнуться со смертью, оказавшись на обычном кладбище или морге. Но дело в том, что в пещерах Псково-Печерского монастыря похоронены, в том числе, святые люди. Поэтому эти пещеры и называются святыми.

Главное достоинство пещер Псково-Печерского монастыря – не их темные и древние своды; и не тот факт, что в них сделаны захоронения. Таких пещер – немало на земле. Псково-Печерские пещеры освящены теми подвижниками, которые в них захоронены.

Среди этих захоронений мы встречаемся не только со смертью, но и с будущим воскресением людей. Потому что эти люди, которые в центр своей жизни поставили Христа, будут им воскрешены. И перед мощами этих святых людей мы молимся им о благодатной помощи.

Среди святых, похороненных в пещерах, — преподобные насельники монастыря прошлых веков: Марк, Иона и Васса, Лазарь Прозорливый.

Мне особо запомнился такой рассказ монаха, нашего проводника по пещерам: «…А в этом месте похоронен владыка Георгий (Садковский), Псковский и Порховской (†1949) – ему на лбу в лагере вырезали крест, и он из-за психологического потрясения часто не мог служить литургию». Долгие годы он находился в заключении в тюрьмах и лагерях. Сейчас собираются материалы для его прославления в лике святых.

В пещерах похоронен и митрополит Вениамин (Федченков) (†1961), известный церковный духовный писатель (см., например, его книгу «Размышления о двунадесятых праздниках»). Мы помолились также у захоронений Великого Наместника о. Алипия (Воронова) (†1975), сохранившего монастырь от закрытия; старца о. Саввы (Остапенко) (†1980), старца о. Иоанна Крестьянкина и многих других подвижников. О них подробнее можно прочитать в известной книге владыки Тихона (Шевкунова) «”Несвятые” святые».

Немного о современной братии

На сегодняшний день среди братии остался только один старец – о. Адриан (Кирсанов, род. 1922). Он известен на всю Россию, но находится уже в очень преклонном возрасте и почти не принимает.

В монастырь приходят люди с разным прошлым в миру. Кто-то – бывший офицер ВДВ, кто-то – морской пехотинец, кто-то – сын священника, кто-то – музыкант… А есть послушники, которые еще в совсем молодом возрасте ушли в монастырь.

Примером для братии служат духовно опытные монахи. Мне запомнился случай, как один пожилой архимандрит взял куртку, которую приехавший в монастырь паломник держал на коленях (он не знал, где вешалка), сам отнес и повесил на вешалку…

Как получить духовную пользу от поездки в монастырь

Верующие люди нередко приезжают в монастырь в качестве паломников, главная цель которых – помолиться на богослужениях и в святых местах монастыря, исповедаться и спросить совета духовников.

Конечно, та благодать, которую дает тебе Бог в монастыре, уже сама по себе вразумляет тебя, и ты «приходишь в себя». Но лучше приезжать в монастырь в качестве трудников (пусть и только на 3, 7, 15… дней). Трудник трудится на одном из послушаний в монастыре. Это даст возможность помочь святой обители, пообщаться с послушниками и монахами, хотя бы немного прочувствовать уклад и дисциплину монастырской жизни, как бы, отчасти, стать человеком, живущим в монастыре. А значит, с помощью Божией, и в большей степени изменить к лучшему свою душу, чем при паломничестве.

Для этого нужно придется потерпеть, не выпячивать свое мнение, подчиняться распорядку монастыря, во время послушания спрашивать благословения у старших. Это нужно не им, а нам самим, — чтобы отучить себя от самомнения, привычки считать себя всегда правым и наиболее верно оценивающим все происходящее, от заблуждений на свой счет.

Через несколько дней пребывания в монастыре ты уже не только чувствуешь особую благодать, но и могут проявиться ропот, упрямство, осуждение, лень. Что же, не только монахи, но и мы, миряне, свои страсти и самолюбие за стенами монастыря оставить сразу не можем. Будем молиться – прибегать к Христу Богу за помощью, смиряться, то есть, стремиться мирно принимать все обстоятельства и развивать в себе стойкость.

Есть одно характерное искушение для живущих в монастыре паломников и трудников – это болтовня: на послушаниях и вечером в своих комнатах. Это опустошающие разглагольствования на духовные темы, взаимные «наставления» и споры.

Если избегать всего этого, а с молитвой, в смирении духа и немногословии задать свои вопросы монастырским батюшкам-иеромонахам, простым монахам, а может быть, и послушникам или даже опытным трудникам, годами живущим в монастыре, то можно получить действительно духовно полезные ответы.

К батюшкам удобнее всего подойти на Исповеди; после богослужения; после обеда (т.е. около 13.30). Беседы с людьми, приезжающими в обитель, проводит схиархимандрит Никон около 14.30 в Сретенском храме.

Не стоит ждать, что монастырские духовники разрешат за нас все наши личные духовные вопросы. Какие-то вопросы останутся без ответа, и нам самим нужно будет на что-то решаться, и, пусть и совершая ошибки, пробовать идти вперед, ко Христу.

Первая возможность отблагодарить Бога

Около монастыря ждут люди, просящие милостыню. Среди них немало бездельников, людей выпивающих или фантазеров. Жертвуемые этим людям деньги позволяют им все дольше и дольше жить в этих пороках. Таким людям лучше помочь продуктами, а не деньгами, и обязательно – попросить их самих молиться Богу, чтобы Он дал им силы измениться. Вода камень точит, и кто-то из них эти слова может услышать.

Но встречаются и люди, которые сами действительно не в силах выжить, не по своей вине. Они едут к монастырю в надежде получить помощь от христиан, а встречают наше нежелание потратить немного времени и сил, чтобы поговорить с ними и попытаться оценить честность их слов.

Один монах, из монастырской кухни, занимается кормлением обедами опустившихся и материально необеспеченных людей. Он рассказывает: «Мрут они, многие… Вот, сейчас – старики, молодая женщина с двумя детьми сюда приходят».

Я сам видел этих двух детей – смышленые, играют вокруг домика, в котором монахи раздают пищу. Монах с кухни продолжает рассказывать про их мать и других людей, приходящих за пищей: «Они пьют. Да, мы не только кормим, я и духовные разговоры с ними веду, но они все равно пьют. Но если я ее детей не накормлю, вина перед Богом будет на мне».

Перед началом работы экспозиции в Богом Зданных пещерах обители митрополитом Псковским и Порховским Тихоном была совершена заупокойная лития по приснопоминаемому отцу Алипию. Участниками богослужения стали архиереи и священнослужители, лично знавшие отца Алипия: митрополит Новгородский и Старорусский Лев, митрополит Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн, архимандрит Иосиф (Пальчиков), схиархимандрит Никон (Антонов), архимандрит Варнава (Баскаков), протоиерей Николай Соколов, диакон Георгий Малков. Также за богослужением молились епископ Юрьевский Арсений, секретарь Псковского епархиального управления протоиерей Андрей Вахрушев, благочинный Псково-Печерского монастыря иеромонах Прохор (Андрейчук), братия обители, прихожане и паломники.

По окончании литии все собравшиеся были приглашены на открытие интерактивной выставки, посвященной архимандриту Алипию (Воронову), где представлены исторические документы, уникальные фотографии и архивные киноматериалы, повествующие о жизненном пути «советского архимандрита” и его борьбе за сохранение Псково-Печерской обители, ее исторического и духовного наследия. Информация расположена в нескольких тематических залах, в экспозицию которых вошли воинские награды отца Алипия, богослужебные облачения, предметы из его личной коллекции – полотна великих русских и зарубежных мастеров живописи: Шишкина, Семирадского, Рубенса и других, а также несколько документальных фильмов.

Затем гости обители, братия монастыря и паломники собрались в братской трапезной, где состоялась встреча, во время которой очевидцы времен игуменства отца Алипия поделились с собравшимися своими воспоминаниями о жизни обители и ее насельников в годы советской власти и трудах архимандрита Алипия по восстановлению Псково-Печерского монастыря и сбережению его монашеских традиций.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *