Ночные службы

Содержание

***

Зачем служится Литургия ночью? Как рассчитать свои силы и правильно подготовиться к ночному стоянию? Как бороться со сном? Стоит ли брать детей? Можно ли молиться по книжкам с переводом и объяснением богослужения?

Откуда пошло выражение «не есть до первой звезды», и на кого это установление не распространяется? За сколько часов нельзя есть перед Причастием? Если все дни накануне Рождества постные, то когда уделить время приготовлению блюд для праздничного стола?

Ответы на эти и многие другие вопросы читайте в материале.

Почему люди так долго молятся? или Откуда пошла традиция ночных богослужений

— Владыка, красивыми, но длительными службами славится Ваш Ионинский монастырь. Не так давно Вы вернулись с Афона, где в монастыре Дохиар возглавляли богослужение в престольный праздник. Служба длилась по афонскому обычаю — 21 час, и эта цифра просто не вмещается в сознание. У нас впереди Рождество с его пышными богослужениями. Можете поделиться опытом, как настроить себя на длительную службу и провести время в храме достойно?

И первый вопрос в связи с этим — зачем нужны такие долгие службы?

— История продолжительных богослужений восходит к апостольским временам. Еще апостол Павел писал: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите». В книге Деяний апостолов сказано, что все верующие были вместе, изо дня в день они собирались в храме и хвалили Бога (Деян. 2,44). Отсюда в частности мы узнаём, что длительные богослужения были обыденностью в жизни первых христиан.

Христианская община апостольских времен жила готовностью к мученичеству за Христа, ожиданием Его скорого второго пришествия. Апостолы жили в соответствии с этим ожиданием и вели себя соответственно – пламенели верою. И эта пламенная вера, любовь ко Христу выражалась в очень длительных молитвах.

Фактически, молились целыми ночами. Ведь мы знаем, что ранние христианские общины подвергались гонениям от тогдашней языческой власти и вынуждены были молиться по ночам, чтобы днем заниматься своими обычными делами, не привлекая к себе внимания.

В память об этом Церковь всегда сохраняла традицию длительных, в том числе ночных богослужений. Кстати, когда-то службы в монастырских и приходских храмах совершались по одному и тому же чину – разницы между приходским и монастырским типиконом фактически не существовало (разве что в монастырское богослужение вставлялись еще специальные дополнительные поучения, которые сейчас практически везде в монастырях опускаются).

За атеистический ХХ век традиции долгих служб в странах на постсоветском пространстве были практически утеряны. И видя пример Афона, мы недоумеваем: зачем служить так долго ту службу, которая может быть совершена в три раза быстрее?

Относительно святогорской традиции хотелось бы отметить, что, во-первых, такие продолжительные службы совершаются не постоянно, а по особым праздникам. А во-вторых, это одна из замечательных возможностей для нас принести Богу свой «плод устен». Ведь кто из нас может сказать, что имеет такие добродетели, которые прямо сейчас готов положить к Престолу Божьему? Кто относится к себе критически, исповедуется сознательно, тот знает, что дела его, собственно говоря, плачевны, и к стопам Христа он принести ничего не может. А хотя бы «плод устен», прославляющих имя Господа, каждый из нас принести вполне в состоянии. Славословить Господа мы хоть как-то да можем.

И вот эти длительные богослужения, особенно на праздники, как раз и посвящены тому, чтобы хоть чем-то послужить нашему Господу.

Если же говорить о рождественском богослужении, то это, если хотите, один из тех даров, который мы можем принести к яслям родившегося Спасителя. Да, самый главный подарок Богу – это исполнение Его заповедей любви к Нему и любви к ближнему. Но все-таки ко Дню рождения подарки готовятся разнообразные, и одним из таких может стать длительная молитва на богослужении.

— Вопрос, наверное, еще и в том, как правильно сделать этот подарок, чтобы он был Богу приятен и для нас полезен…

А Вы испытываете усталость на длинных ночных богослужениях?

— С чем приходится бороться на таких службах, так это со сном.

Не так давно я молился на Афоне в монастыре Дохиар на богослужении в праздник Архангелов. Служба с небольшими перерывами длится 21 час, или 18 часов чистого времени: начинается в 16.00 накануне, вечером 1 час перерыва, а затем продолжается всю ночь до 5 утра. Потом 2 часа на отдых, и к 7 утра начинается Литургия, которая оканчивается к часу дня.

В прошлом году на престольный праздник в Дохиаре вечерня с утреней для меня прошли более-менее, а на Литургии сон одолевал со страшной силой. Стоило мне прикрыть глаза, как я тут же засыпал стоя, и настолько крепко, что даже начинал видеть сны. Думаю, многим знакомо это состояние крайней потребности в отдыхе… Но после Херувимской Господь дал сил, и дальше служба прошла нормально.

В этом году, слава Богу, было полегче.

Что особенно впечатлило в этот раз — физической усталости, благодатью Божьей, совершенно не ощущалось. Если бы не хотелось спать, то можно было бы и 24 часа находиться на этой службе. Почему? Потому что все молящиеся были воодушевлены общим порывом ко Господу – причем, как монахи, так и миряне-паломники.

И это — основное ощущение, которое испытываешь на таких службах: мы пришли прославлять Бога и Его Архангелов, мы настроены молиться и славить Господа долго. Мы никуда не спешим и поэтому торопиться не будем.

Это общее состояние предстоящих в храме очень ярко прослеживалось во время всего богослужения. Всё было очень неспешно, все было очень тщательно, очень обстоятельно, очень торжественно и, самое главное, – очень молитвенно. То есть, люди знали, для чего они пришли.

Почему такое единодушие в молитве не ощущается во время приходских служб? Потому что из присутствующих в храме очень мало тех, кто действительно понимает, для чего он, собственно, в церкви. Таких людей, которые бы вдумывались в слова богослужебных текстов, серьезно понимали ход службы, — к сожалению, меньшинство. А основная масса — это те, кто пришли или в силу традиции, или потому что так положено, или же они хотят встретить праздник в церкви, но пока еще не знают слов псалма: пойте Богу разумно. И вот эти люди, едва только служба началась, уже переминаются с ноги на ногу, думают, скорей бы закончилось, зачем это что-то непонятное поют, а что потом будет, и так далее. То есть, человек совершенно не ориентируется в ходе богослужения и не понимает смысла совершаемых действий.

А те, кто приезжает на Афон, имеют представление, что их там ждет. И на таких длинных службах, действительно, молятся очень воодушевленно. Так, по традиции, во время праздника на левом клиросе поют братия монастыря, а на правом – гости. Обычно это монахи из других монастырей и миряне, которые знают византийские песнопения. И нужно было видеть, с каким воодушевлением они пели! Настолько возвышенно и торжественно, что… если это один раз увидеть, то отпадут все вопросы нужности или ненужности длительных богослужений. Ведь это такая радость — прославлять Бога!

В обычной мирской жизни, если люди любят друг друга, то им хочется быть рядом как можно дольше: они не могут наговориться, наобщаться. И вот так же, когда человек воодушевлен любовью к Богу, для него мало и 21 часа молитвы. Он хочет, жаждет общения с Богом все 24 часа…

Встречаем Рождество правильно: 10 советов архипастыря

— Итак, как настроить себя на длительную службу и провести время в храме достойно?

1. По возможности посетите все уставные праздничные богослужения.

Хочу подчеркнуть, что на праздничном всенощном бдении обязательно нужно быть. Во время этой службы, собственно, и прославляется родившийся в Вифлееме Христос. Литургия – это богослужение, которое практически не меняется в связи с праздниками. Основные богослужебные тексты, основные песнопения, которые объясняют вспоминаемое в этот день событие и настраивают нас на то, как правильно встретить праздник, поются и читаются в храме именно во время вечерни и утрени.

Также нужно сказать, что рождественская служба начинается днем раньше — в Рождественский Сочельник. Утром 6 января в храмах совершается рождественская вечерня. Странно звучит: утром — вечерня, но это является необходимым отступлением от устава Церкви. Раньше вечерня начиналась во второй половине дня и продолжалась Литургией Василия Великого, на которой люди причащались. Весь день 6 января до этой службы был особенно строгий пост, люди не вкушали пищу вообще, готовясь причаститься. После обеда начиналась вечерня, и причащались уже при наступлении сумерек. И вскоре за этим наступала торжественная рождественская утреня, которую начинали служить в ночь на 7 января.

Но сейчас, поскольку мы стали более немощные и слабые, торжественная вечерня совершается 6 числа утром и завершается Литургией Василия Великого.

Поэтому те, кто хочет правильно, по уставу, по примеру наших предков – древних христиан, святых, встретить Рождество Христово, должен быть, если позволяет работа, накануне Рождества, 6 января, на утреннем богослужении. В само Рождество следует прийти на Великое повечерие и утреню и, естественно, на Божественную литургию.

2. Готовясь пойти на ночную Литургию, побеспокойтесь заранее о том, чтобы не так сильно хотелось спать.

В афонских монастырях, в частности, в Дохиаре, игумен монастыря Дохиар архимандрит Григорий всегда говорит, что лучше ненадолго сомкнуть глаза в храме, если совсем сморил сон, чем удаляться для отдыха в келию, покидая, таким образом, богослужение.

Вы знаете, что в храмах на Святой горе расставлены специальные деревянные стулья с подлокотниками – стасидии, на которых можно сидеть или стоять, откинув сидение и оперевшись на специальные ручки. Также нужно сказать, что на Афоне во всех монастырях братия в полном составе обязательно присутствует на всех богослужениях суточного круга. Отсутствие на службе является достаточно серьезным отступлением от правил. Поэтому и покинуть храм во время службы можно только в крайнем случае.

В наших реалиях в храме не поспишь, но в этом и нет необходимости. На Афоне все службы начинаются ночью – в 2, 3 или 4 часа. А в наших храмах службы не ежедневные, литургии ночью — вообще редкость. Поэтому к тому, чтобы выйти на ночную молитву, можно подготовиться совершенно обычными житейскими способами.

Например, обязательно поспать накануне перед службой. Пока позволяет евхаристический пост, выпить кофе. Раз Господь дал нам такие плоды, которые бодрят, то нужно ими пользоваться.

Но если во время ночной службы начинает одолевать сон, думаю, правильнее будет выйти, сделать несколько кругов вокруг храма с Иисусовой молитвой. Эта небольшая прогулка обязательно освежит и даст силы и дальше находиться во внимании.

3. Поститесь правильно. «До первой звезды» означает не голодать, а присутствовать на богослужении.

Откуда взялся обычай не вкушать пищи в Рождественский Сочельник, 6 января, «до первой звезды»? Как я уже говорил, раньше рождественская вечерня начиналась в послеобеденное время, переходила в Литургию Василия Великого, которая заканчивалась тогда, когда на небе, действительно, уже появлялись звездочки. После Литургии уставом разрешалось вкушение трапезы. То есть, «до первой звезды» означало, фактически — до окончания Литургии.

Но со временем, когда богослужебный круг был вычленен из жизни христиан, когда люди стали относиться к богослужению достаточно поверхностно, это переросло в какой-то совершенно оторванный от практики и реальности обычай. Люди и на службу не идут, и не причащаются 6 января, но при этом голодают.

Когда меня спрашивают, как поститься в Рождественский сочельник, я обычно говорю так: если вы присутствовали утром на Рождественской вечерне и на Литургии Василия Великого, то благословляется вкушать пищу, как положено по уставу, после окончания Литургии. То есть, днем.

Но если этот день вы решили посвятить уборке помещений, приготовлению 12 блюд и так далее, тогда уже, будьте добры, вкушайте после «первой звезды». Раз не несли молитвенный подвиг, хотя бы понесите подвиг поста.

Относительно того, как поститься перед Причастием, если оно будет на ночном богослужении, то по существующей практике, литургический пост (то есть, полное воздержание от пищи и воды) в таком случае составляет 6 часов. Но это нигде прямо не сформулировано, и нет четких указаний в уставе, сколько часов до причащения нельзя есть.

В обычный воскресный день, когда человек готовится к Причастию, то принято не вкушать пищи после полуночи. Но если вы собираетесь причащаться на ночной Рождественской службе, то правильно будет не вкушать пищу где-то после 21.00.

В любом случае, этот вопрос лучше согласовать с духовником.

4. О дате и времени исповеди узнайте и договоритесь заранее. Чтобы не провести в очереди всю праздничную службу.

Вопрос исповеди на рождественской службе сугубо индивидуальный, потому что в каждом храме есть свои обычаи, традиции. Легко говорить об исповеди в монастырях или тех храмах, где большое количество служащих священников. Но если в церкви служит один батюшка, а таких большинство, то лучше всего, конечно, договориться со священником заранее, когда ему будет удобно вас поисповедовать. Лучше исповедоваться накануне Рождественского богослужения, чтобы на службе думать не о том, успеете или не успеете поисповедоваться, а о том, как действительно достойно встретить пришествие в мир Христа Спасителя.

5. Не променяйте богослужение и молитву на 12 постных блюд. Это традиция не евангельская и не литургическая.

Меня часто спрашивают о том, как увязать присутствие на службах в Сочельник и Рождество с традицией застолья в Навечерие Рождества, когда специально готовится 12 постных блюд. Скажу сразу, что традиция «12 страв» для меня несколько загадочна. Рождественский, как и Крещенский Сочельник, является днем постным, причем, днем строгого поста. По уставу в этот день положена вареная пища без масла и вино. Каким образом можно приготовить 12 разнообразных постных блюд без использования масла — для меня загадка.

По моему мнению, «12 страв» – это народный обычай, ничего общего не имеющий ни с Евангелием, ни с богослужебным уставом, ни с литургической традицией Православной Церкви. К сожалению, в СМИ накануне Рождества в большом количестве появляются материалы, в которых внимание концентрируется на каких-то сомнительных предрождественских и построждественских традициях, вкушении тех или иных блюд, гаданиях, гуляниях, колядованиях и так далее – всей той шелухе, которая зачастую очень далека от истинного значения великого праздника пришествия в мир нашего Искупителя.

Меня всегда очень ранит профанация праздников, когда их смысл и значение сводятся к тем или иным обрядам, сложившимся в той или иной местности. Приходится слышать, что такие вещи, как традиции, нужны для людей пока еще не особо воцерковленных, чтобы их как-то заинтересовать. Но знаете, в христианстве все-таки лучше людям давать сразу доброкачественную пищу, а не фаст-фуд. Все-таки лучше, чтобы человек узнавал христианство сразу с евангельской, с традиционной святоотеческой православной позиции, чем по каким-то «комиксам», пусть даже освященным народными обычаями.

На мой взгляд, многие народные обряды, связанные с тем или иным праздником, это и есть комиксы на тему православия. Ни к смыслу праздника, ни к евангельскому событию они практически никакого отношения не имеют.

6. Не превращайте Рождество в кулинарный праздник. Этот день — прежде всего, духовная радость. И для здоровья неполезно выходить из поста обильным застольем.

Опять-таки, все дело в приоритетах. Если для кого-то приоритетно посидеть за богатым столом, то весь день накануне праздника, в том числе, и когда уже совершается праздничная вечерня, человек занимается приготовлением различных мяс, салатов оливье и прочих пышных блюд.

Если для человека приоритетнее встретить родившегося Христа, то он, прежде всего, идет на богослужение, а уже в свободное время готовит то, на что у него хватит времени.

Вообще странно, что считается обязательным в день праздника сидеть и поглощать разнообразные обильные яства. Это ни с медицинской точки зрения неполезно, ни с духовной. Получается, мы весь пост постились, пропустили Рождественскую вечерню и Литургию Василия Великого – и все это ради того, чтобы просто сесть и наесться. Это ведь можно сделать в любое другое время…

Скажу, как готовится праздничная трапеза в нашем монастыре. Обычно по окончании ночных служб (на Пасху и на Рождество) братии предлагается небольшое разговение. Как правило, это сыр, творог, горячее молоко. То есть, то, что не требует особенных усилий при приготовлении. А уже днем готовится трапеза более праздничная.

7. Пойте Богу разумно. Подготовьтесь к богослужению — почитайте о нем, найдите перевод, тексты псалмов.

Есть такое выражение: знание – сила. И, действительно, знание придает силы не только в морально-нравственном отношении, но и буквально — в физическом. Если человек в свое время потрудился над тем, чтобы изучить православное богослужение, вникнуть в его суть, если он знает, что в данный момент происходит в храме, то для него вопрос длительного стояния, усталости не стоит. Он живет духом богослужения, знает, что за чем следует. Для него служба не разделяется на две части, как это бывает: «Что сейчас на службе?» — «Ну, поют». — «А сейчас?» — «Ну, читают». У большинства людей, к сожалению, служба делится на две части: когда поют и когда читают.

Знание службы дает понимание, что в определенный момент богослужения можно присесть и сидя внимать тому, что поется и читается. Богослужебный устав в некоторых случаях разрешает, а в некоторых даже предписывает сидеть. Это, в частности, время чтения псалмов, часов, кафизм, стихиры на «Господи, воззвах». То есть, много моментов службы, когда сидеть можно. А, по выражению одного святителя, лучше сидя думать о Боге, чем стоя – о ногах.

Многие верующие поступают очень практично, беря с собой легенькие раскладные скамейки. Действительно, чтобы в нужный момент не бросаться к лавочкам занимать места, или не «оккупировать» сидячие места, стоя возле них всю службу, лучше будет взять с собой специальную скамеечку и в нужный момент на нее присаживаться.

Не стоит смущаться сидения во время службы. Суббота для человека, а не человек для субботы. Все-таки в какие-то моменты лучше присесть, особенно, если болят ноги, и сидя внимательно слушать богослужение, чем страдать, мучиться и смотреть на часы, когда же все это закончится.

Кроме заботы о ногах, позаботьтесь заранее о пище для ума. Можно купить специальные книжки или в интернете найти и распечатать материалы о праздничном богослужении — толкование и тексты с переводами.

Обязательно рекомендую также найти Псалтырь в переводе на ваш родной язык. Чтение псалмов является неотъемлемой частью любого православного богослужения, а псалмы очень красивы как мелодически, так и стилистически. В храме они читаются на церковнославянском языке, но даже воцерковленному человеку сложно на слух воспринять всю их красоту. Поэтому чтобы понимать, о чем поется в данный момент, можно заранее, до службы, узнать, какие псалмы будут читаться во время этого богослужения. Это действительно нужно делать, чтобы «петь Богу разумно», чтобы почувствовать всю красоту псалмопения.

Многие считают, что нельзя в храме следить за Литургией по книжке — нужно молиться вместе со всеми. Но одно не исключает другого: следить по книжке и молиться, на мой взгляд, это одно и то же. Поэтому не смущайтесь брать с собой литературу на службу. Можно заранее взять на это благословение у священника, чтобы отсечь ненужные вопросы и замечания.

8. В праздники храмы переполнены. Пожалейте ближнего — поставьте свечки или приложитесь к иконе в другой раз.

Многие, приходя в храм, считают, что поставить свечу – это обязанность каждого христианина, та жертва Богу, которую обязательно нужно принести. Но поскольку Рождественское богослужение намного более многолюдно, чем обычная служба, то с постановкой свечей возникает некая трудность, в том числе потому, что подсвечники переполнены.

Традиция принесения в храм свечей имеет древние корни. Раньше, как мы знаем, все необходимое для Литургии христиане брали из дому с собой: хлеб, вино, свечи для освещения храма. И это, действительно, являлось их посильной жертвой.

Сейчас ситуация изменилась и постановка свечей утратила свое первоначальное значение. Для нас это больше напоминание о первых веках христианства.

Свеча — это наша видимая жертва Богу. У нее есть символическое значение: мы должны перед Богом, как вот эта свеча, гореть ровным, ярким, бездымным пламенем.

Это также и наша жертва на храм, потому что мы знаем — из Ветхого Завета, что люди в древние времена обязательно вносили десятину на содержание Храма и священников, служащих при нем. И в новозаветной Церкви эта традиция была продолжена. Мы знаем слова апостола, что служащие алтарю от алтаря питаются. И те деньги, которые мы оставляем, приобретая свечу, это и есть наша жертва.

Но в таких случаях, когда храмы переполнены, когда на подсвечниках горят целые факелы свечей, а их всё передают и передают, возможно, правильнее будет ту сумму, которую вы хотели потратить на свечи, положить в ящик для пожертвований, чем стеснять манипуляциями со свечами братьев и сестер, молящихся рядом.

9. Приводя на ночную службу детей, обязательно спросите у них, хотят ли они быть сейчас в храме.

Если у вас маленькие дети или престарелые родственники, то пойдите с ними на Литургию утром.

В нашем монастыре сложилась такая практика. Ночью в 23:00 начинается Великое повечерие, за ним утреня, которая переходит в Литургию. Литургия оканчивается где-то к половине пятого утра – таким образом, служба длится около пяти с половиной часов. Это не так много – обычное всенощное бдение каждую субботу продолжается 4 часа – с 16.00 до 20.00.

И наши прихожане, имеющие маленьких детей или престарелых родственников, молятся ночью на повечерии и на утрени, после утрени разъезжаются по домам, отдыхают, спят, а утром приходят на Литургию к 9.00 с маленькими детьми или с теми людьми, которые по состоянию здоровья не могли присутствовать на ночной службе.

Если же вы решили привести детей в храм ночью, то, как мне кажется, главным критерием посещения таких длительных служб должно быть желание самих детей прийти на эту службу. Недопустимо никакое насилие и принуждение!

Знаете, есть для ребенка вещи статусные, которые являются для него критериями взрослости. Такие, например, как первая исповедь, первое посещение ночного богослужения. Если он очень просит, чтобы взрослые взяли его с собой, то в данном случае это нужно сделать.

Понятно, что ребенок всю службу внимательно простоять не сможет. Для этого возьмите для него какую-то мягкую подстилочку, чтобы, когда он утомится, можно было положить его в уголок поспать и разбудить уже перед причастием. Но чтобы ребенок не был лишен этой радости ночной службы.

Очень трогательно видеть, когда дети приходят с родителями на службу, стоят радостные, со сверкающими глазами, ведь ночная служба для них – это очень значимо и необычно. Потом постепенно они стихают, скисают. И вот уже проходя через боковой придел, видишь лежащих вповалку детей, погруженных в так называемый «литургический» сон.

Сколько ребенок выдержит — столько выдержит. Но лишать его такой радости не стоит. Однако, повторю еще раз, попасть на эту службу должно быть желанием самого ребенка. Чтобы Рождество было связано для него только с любовью, только с радостью о родившемся младенце Христе.

10. Причаститесь обязательно!

Приходя в храм, мы часто переживаем, что не успели свечки поставить или к иконе какой-то не приложились. Но не об этом нужно думать. Переживать нужно о том, часто ли мы соединяемся со Христом.

Наша обязанность на богослужении — внимательно молиться и максимально часто, насколько это возможно, причащаться Святых Христовых Таин. Храм, в первую очередь, – это место, где мы причащаемся Тела и Крови Христовой. Это мы обязаны делать.

И, действительно, посещение Литургии без причащения лишено смысла. Христос призывает: «Примите, ядите», а мы отворачиваемся и уходим. Господь говорит: «Пейте от Чаши Жизни все», и мы не хотим. А разве у слова «все» есть иное значение? Господь не говорит: пейте от меня 10%, — те, которые готовились. Он говорит: пейте от меня все! Если мы приходим на Литургию и не причащаемся, то это является литургическим нарушением.

***

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ. Какое основное условие необходимо, чтобы ощутить радость длинной всенощной службы?

Необходимо осознавать, ЧТО много лет назад произошло в этот день. Что «Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины». Что «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». Что произошло событие такого космического масштаба, которого не было ни до этого, и не будет после.

Бог, Творец вселенной, Творец бесконечного космоса, Творец нашей земли, Творец человека как совершенного создания, Всемогущий, повелевающий движением планет, всей космической системы, существованием жизни на земле, Которого никто никогда не видел, и лишь немногие за всю историю человечества сподобились лицезреть только часть проявления Его какой-то силы… И вот этот Бог стал человеком, младенцем, совершенно беззащитным, маленьким, подверженным всему, в том числе, и возможности убийства. И это все – для нас, для каждого из нас.

Есть замечательное выражение: Бог стал человеком, чтобы мы стали богами. Если это понимать — то, что каждый из нас получил возможность стать богом по благодати, — тогда откроется нам и смысл этого праздника. Если мы будем осознавать, какого масштаба событие мы празднуем, что произошло в этот день, то все кулинарные изыски, колядования, хороводы, наряжания и гадания покажутся нам мелочью и шелухой, совершенно не стоящей нашего внимания. Мы будем поглощены созерцанием Бога, Творца вселенной, лежащего в яслях рядом с животными в простом хлеву. Вот это будет превышать все.

Где храмы будут открыты

В 43 из 85 регионов России храмы на Пасху, которая в этом году приходится на 19 апреля, будут открыты. Об этом РБК сообщили в епархиях РПЦ и в пресс-службах глав регионов. РПЦ разработала для храмов и монастырей санитарно-гигиенические нормы в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. Кроме того, в значительной части регионов власти и епархии в качестве альтернативы намерены организовать трансляции служб в интернете и на региональном телевидении.

Распространение коронавируса Covid-19 в регионах России Количество подтвержденных случаев заражения <500 0 <1000 0 <5000 0 <10 000 0 от 10 000 0 Источник: Федеральный и региональные оперштабы по борьбе с вирусом Данные по России i

Юридически епархии подчиняются светской власти наряду с любыми другими некоммерческими организациями и должны выполнять законные требования губернаторов в соответствии с нормами регулирования сектора НКО, поясняет директор правозащитного аналитического центра «Сова» Александр Верховский. Другое дело, что вопрос законности требований по принудительному прекращению работы — как бизнеса, так и общественных организаций в России — сейчас открыт, считает он. «Это происходит на непонятных основаниях, поскольку в России не объявлен режим ЧС, дающий соответствующие основания», — объясняет Верховский свою точку зрения. На этом фоне губернаторы могут не решаться на жесткие меры, опасаясь за свой рейтинг, рассуждает он.

В результате решения о формате служб принимают отдельные епархии. Некоторые из них воспользовались этим, чтобы отстоять право принять прихожан в праздники.

«Мы везде предлагаем ориентироваться на местную ситуацию и находиться в тесном диалоге с местной властью, следуя предписаниям санврачей», — заявил РБК глава синодального отдела РПЦ по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.

Самую жесткую позицию продемонстрировала поначалу Петрозаводская и Карельская епархия, которая вслед за правовым управлением Московского патриархата назвала запрет посещать церкви противоречащим Конституции, где «право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено в целях защиты здоровья граждан только федеральным законом».

Обнародовав такую позицию на своем официальном сайте после распоряжения главы республики провести праздничные мероприятия без прихожан, представители епархии заявили, что богослужения в храмах отменяться не будут. Впоследствии руководству Карелии все же удалось согласовать с епархией решение временно закрыть храмы.

Собеседник РБК, близкий к руководству Челябинской области, признался, что вопрос о том, как проводить Пасху в регионе в условиях пандемии, вызвал «напряжение» в региональном правительстве. «Церкви никто не закрывает, потому что закрыть храмы невозможно. Чтобы люди не шли в храмы, им нужно предоставить альтернативу», — отметил он. Именно поэтому региональные власти планируют организовать онлайн-трансляцию служб на областном телевидении, уточнил собеседник.

Среди верующих есть немногочисленная, но активная часть, которая пойдет в церковь при любых запретах, считает политолог Александр Пожалов. Эти прихожане видят в обращении к Богу спасение в том числе от вирусной угрозы, считая нынешний кризис и пандемию «карой Божией» за земные прегрешения, объясняет он.

Региональным властям приходится балансировать между выполнением жестких карантинных мер и сохранением социально-политической стабильности, при этом на кону и доверие населения, отмечает эксперт. Поэтому светская власть явно не хочет портить отношения с верующими и брать на себя ответственность за «закрытие» церквей, если речь не о территориях с критическими показателями зараженности.

«Для простых людей нынешний кризис и так приводит к слому сложившегося образа жизни, жизненных планов, материальным ухудшениям. Если на этом фоне власть будет еще и принудительно пресекать сложившиеся религиозные традиции, это чревато дополнительным ростом протестных настроений», — добавляет Пожалов.

Вопрос о закрытии храмов очень болезнен, согласна политолог Екатерина Шульман. «Церковь очень неохотно идет на такого рода меры, потому что трудно препятствовать верующим, если они хотят прийти в церковь, — говорит она. — Люди это воспринимают тяжело, и само церковное руководство тут чувствует себя очень обиженным».

Как в храмах будут бороться с коронавирусом

В Тверской области пребывание в храме разрешается только в масках; свечницы могут находиться в храме в масках и резиновых перчатках, рассказали РБК в пресс-службе главы региона. Во время исповеди в маске будет священник, прихожанам рекомендуется передавать свои грехи священнослужителю в письменном виде. В храмах будет специальная разметка для соблюдения социальной дистанции.

Южно-Сахалинская и Курильская епархия инструктирует прихожан по самостоятельной процедуре благословения куличей, а также просит тех, кто все же пойдет в храмы, не прикладываться к иконам, не целовать крест и десницу священнослужителя. В нескольких регионах, в том числе в Самарской, Тюменской, Брянской областях, представители властей сообщили РБК, что пасхальные куличи освятят на производстве, чтобы прихожанам не нужно было идти в церковь.

Власти ЯНАО анонсировали акцию «#окнаПасхи», призвав православных в условиях самоизоляции зажигать свечи в окнах в пасхальную ночь, рассказали РБК в пресс-службе главы региона. Во многих регионах вне зависимости от решения о допуске прихожан в храмы до 30 апреля ограничен доступ граждан на кладбища.

Где храмы будут закрыты

Властям 42 регионов удалось договориться с представителями церкви о закрытии храмов для прихожан. Попасть в храмы смогут только священнослужители и волонтеры. Такой режим будет введен в Москве, Подмосковье и Петербурге. В большинстве случаев власти ссылаются на предписание регионального Роспотребнадзора в связи с распространением коронавируса.

Власти Приморья также пошли этим путем. «В связи с эпидемиологической обстановкой главный государственный санитарный врач по Приморскому краю Татьяна Детковская выдала предписание Приморской митрополии в лице митрополита Приморского и Владивостокского Владимира в период с 15 апреля по 19 апреля временно приостановить посещение гражданами храмов и прихрамовых территорий», — сообщили РБК в пресс-службе главы региона. В храмах продолжат службу служители церкви, также там разрешено будет находиться лицам, которые обеспечивают видеотрансляцию богослужения.

При этом юридически у губернаторов нет полномочий контролировать соблюдение предписания храмами.

Например, на вопрос, будут ли в Томской области закрыты храмы в соответствии с предписанием регионального Роспотребнадзора, пресс-секретарь губернатора Сергея Жвачкина ответил РБК следующее: «Роспотребнадзор выписал предписание епархии. Как епархия будет его исполнять, а Роспотребнадзор — контролировать, я не могу прокомментировать».

«Храмы и прихрамовые территории в Псковской области сейчас закрыты для посещения, — сказал РБК губернатор Псковской области Михаил Ведерников. — Мы с владыкой Тихоном до последнего пытались уйти от этого решения. Псковская митрополия разработала все необходимые меры, чтобы на пасхальную неделю люди могли безопасно принять участие в богослужениях. Однако отдельные настоятели храмов грубо нарушали все предписания и подвергали прихожан необоснованному риску. Из-за них, к нашему большому сожалению и разочарованию, запрет посещения религиозных организаций стал неизбежен». Поэтому в храмах сейчас можно находиться только священнослужителям и людям по предварительной записи, например, если есть необходимость отпеть родственника.

Какая позиция у РПЦ и Кремля

Патриарх Кирилл во время проповеди в храме Христа Спасителя 29 марта призвал православных не посещать храмы до особого патриаршего благословения. 8 апреля глава синодального отдела РПЦ по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда повторил РБК позицию церкви: РПЦ призывает верующих в ближайшие недели, а также на Пасху молиться дома и воздержаться от посещения храмов.

Кремль рассчитывает, что церковь в регионах будет следовать имеющимся предписаниям главных санитарных врачей, говорит федеральный чиновник. В качестве примера он приводит предписание главного санитарного врача Москвы Елены Андреевой, согласно которому с 13 по 19 апреля в храмах смогут присутствовать лишь священнослужители, а также лица, чье участие нужно для проведения служб и онлайн-трансляций. После этого РПЦ рекомендовала руководству приходов и монастырей Москвы и Подмосковья обеспечить богослужения без прихожан. Пасхальная служба в храме Христа Спасителя также будет проходить без прихожан, сказал собеседник РБК.

При этом для губернаторов нет общей установки по поводу богослужений в пасхальную неделю, рассказывают два источника, близких к Кремлю. Запрещать службы точно никто не будет, но дальнейшие шаги власти регионов должны предпринимать по согласованию с местными владыками, подчеркивают оба собеседника РБК. Идеальный сценарий, если владыка обращается к прихожанам с просьбой не посещать церковные службы, поясняет один из источников. Но если в каких-то регионах или населенных пунктах взаимопонимания не будет найдено, то разгонять прихожан никто не будет — в таких случаях в храмах должны быть соблюдены все санитарно-эпидемиологические нормы, говорят оба источника.

Федеральный Роспотребнадзор не делал однозначных заявлений на эту тему.

Опасно ли оставлять храмы открытыми

Любое скопление людей, особенно в небольшом пространстве, несет угрозу заражения, уверен профессор НИЦ эпидемиологии и микробиологии имени Гамалеи Анатолий Альтштейн. «Не исключена возможность, что в храмах будут люди уже инфицированные, ведь в конце инкубационного периода больной опасен, он уже выделяет возбудитель», — отмечает главный внештатный эпидемиолог Минздрава Николай Брико.

При этом в разных регионах России ситуация с распространением заболевания сильно различается, поэтому меры, принимаемые региональными епархиями, могут не совпадать, рассуждает врач. Например, в Москве, Подмосковье, Петербурге количество инфицированных очень высоко. Но есть и Алтай, где пока нет ни одного случая, Камчатка, Карелия, где мало заболевших, продолжает эпидемиолог.

Коронавирус Россия Москва Мир 0 (за сутки) Выздоровели 0 0 (за сутки) Заразились 0 0 (за сутки) Умерли 0 (за сутки) Выздоровели 0 0 (за сутки) Заразились 0 0 (за сутки) Умерли 0 (за сутки) Выздоровели 0 0 (за сутки) Заразились 0 0 (за сутки) Умерли Источник: JHU,
федеральный и региональные
оперштабы по борьбе с вирусом Источник: JHU, федеральный и региональные оперштабы по борьбе с вирусом

Принимаемые в некоторых церквях меры, такие как протирание икон и ложечки для причастия спиртом, не гарантируют полную защиту от коронавируса, говорит эксперт. Тем более, напоминает врач, вирус обладает определенной устойчивостью к внешней среде, от нескольких часов до нескольких дней он может сохраняться на металле, картоне, текстиле, хотя боится дезинфектантов. «Опасно и то, что большая часть контингента храмов — люди пожилого возраста. Такие люди рискуют перенести болезнь хуже, чем более молодые, так как иммунитет у них уже не тот и, как правило, есть хронические заболевания», — предупреждает Брико.

Ночное богослужение в Новый год

Богослужение в Новый год

Сегодня все больше и больше православных встречают наступление Нового года в храмах, посещая молебны на начало нового года и литургии в новогоднюю ночь. Портал «Православие и мир» выяснил, в каких храмах Москвы и Санкт-Петербурга в новогоднюю ночь проходит богослужение. Если вы располагаете информацией других городах и храмах — дополняйте наш список в теме форума!

МОСКВА

Сретенский монастырь, ул. Б. Лубянка, д. 19, к. 1

23.20 — новогодний молебен,

0.00 — литургия.

Подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 2-й Троицкий переулок, д. 6а, стр. 9

23:45 — Часы

0.00 – Литургия.

Подворье Оптиной Пустыни, Новоясеневский пр., д. 42.

23.00 Молебен с акафистом мч. Вонифатию

0.00 — часы, Литургия.

Храм мц. Татианы при МГУ, ул. Большая Никитская, д. 1.

15.00 Новогодний молебен

Храм Живоначальной Троицы в Хохлах, Хохловский пер., д.12.

22.30 Вечерня, утреня

00.00 — Часы. Божественная литургия. Молебен на начало гражданского новолетия

Храм Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках, Софийская набережная, д. 32.

22.00 — Утреня. Часы. Литургия.

Храм свмч. Антипы, Колымажный пер., д. 8/4, стр. 1.

22.00 — всенощное бдение, Божественная литургия

Покровский собор в Измайлово, Серебряный остров, д.1, стр. 1.

23.00 — Утреня, Часы, Божественная Литургия

Храм святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке

22.30. Утреня, Часы

0.00 – Литургия.

Храм Спаса Нерукотворного Образа в Гирееве (Перове)

23.30 – Новогодний молебен и ночное богослужение с сугубыми молитвами за страждущих недугом пьянства. Всенощное бдение с акафистом, исповедь, литургия и водоосвящение

Зачатьевский монастырь, 2-й Зачатьевский пер., 2

23.30 Исповедь, Литургия

Храм Илии Пророка в Китай-городе, Ул. Ильинка, 3/8, стр. 2.

23.00 Полунощница

00.00 Утреня. Литургия

Храм Новомучеников и исповедников Российских в Бутове

22.00 Утреня, исповедь

00.00 Литургия

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Архангельском-Тюрикове

22.00 Суточный круг по постовому чину (без Литургии).

Санкт-Петербург

Феодоровский собор, ул. Миргородская, д. 1-В, литер А

0.00 — литургия (начало исповеди в 23.00)

Храм иконы Божией Матери «Взыскание погибших», ул. Добровольцев, д. 32

23.30 – начало исповеди
0.00 – литургия

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Рыбацком, Рыбацкий пр. 12 (на пересечении с ул. Дмитрия Устинова), тел.: (812) 707-79-17

23.30 – исповедь, 0.00 – литургия

Храм святых равноапостольных Константина и Елены, ул. Доблести д. 24 к.3, тел: (921)775-43-33

23:00 – утреня и литургия

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *