Номинальные христиане

Российская культура всегда находила достойное место, а также высокую оценку в мировой культуре, являясь ее неотъемлемой частью. Десять веков развития российской культуры в большей степени определялось глубоким духовным содержанием, нравственностью и историей верующего народа, чем модными веяниями из Европы.
Православие – это традиционная и культурообразующая религия на Русской земле с 988 года. Православие вплоть наших дней – духовно-нравственный стержень общества. Всегда оно формировало мировоззрение, характер людей, традиции, образ жизни, нормы и идеалы. Этика православия регулирует семейные, рабочие, общественные отношения.
Церковь – это то, что объединяет людей в будни и праздники, в годы лишений и упадка, а также в годы процветания и возрождения. У любого народа гражданские, общественные и национальные идеи неразрывно связаны с духовно-нравственными идеалами.
Каковы же идеалы православия? Истинно православный человек лоялен, терпим к другим вероисповедованиям, относительно равнодушно относится к материальным потерям. Общая идея православия – сиюминутная выгода не важна. Важно то, что превыше земного бытия. Учение Христа говорит об этом:
«…кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? И так будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:40, 42 – 48).
Русский народ проносит эти идеалы через все испытания – он сохраняет милосердие и терпение к каждому, независимо от того, кем он является.
Большой след в православии и его отношении с обществом оставило правительство и идеология, пришедшие после Октябрьской революции 23 января 1918 года. Тогда, после Декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», по сути, началось истребление православной веры. Война против верующих людей, священнослужителей, разрушение церквей, уничтожение икон и прочих ценностей.
Однако, православные традиции плотно укоренились в сознании русского человека. Именно поэтому православная религия все еще оставалась самой распространенной на территории советской России. В 90-х годах началось активное восстановление храмов и церквей, люди могли, не боясь, возвращаться в свою веру.
Православие – то, что образовало мораль, идею российского общества. Оно показывает, как важно проявлять благородство, гостеприимство, доброту и умение подчинять даже бытовые проблемы самым высоким духовным идеалам.

«Враги креста». Эти слова Павел использовал в послании к церкви в Филиппах. О ком он говорил? Может, о «псах» – религиозных фарисеях тех дней, которые хотели увидеть Христа висящим на древе на Голгофе? Или, может, о неверующих? Или о номинальных христианах?

«Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас. Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова. Их конец – погибель, их бог – чрево, и слава их – в сраме, они мыслят о земном. Наше же жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа» (Фил. 3:17-20).

Кто же эти враги? «Враг» – довольно сильное заявление. Греческое слово, употребленное в данном значении – «эхтрос». Оно обозначает «враждебный, ненавидящий и противоборствующий» и «вражду человека с Богом посредством греха», согласно переводу Библии Короля Якова. Это также означает «противление (Богу) в разуме» и «дьявола, который является злейшим врагом божественного правления».

Ненависть к самоотречению

Один из новых переводов акцентирует внимание на некоторых аспектах этого стиха, которые могут пролить свет на то, что же имел в виду Павел:

«Мои возлюбленные друзья, подражайте моему хождению с Богом и следуйте за теми, кто придерживается того пути, который мы вам показали. Ибо многие живут согласно разным стандартам. Как я уже много раз предупреждал вас (со слезами), они – враги креста Помазанника, и их ждет погибель. Их бог завладел ими и сделал их немыми. Они похваляются своим позорным образом жизни, а разум их загрязнен. Но мы – небесная «колония» на земле, если только крепко держимся за нашего Источника жизни, Господа Иисуса Христа» (Фил. 3:17-20).

Но опять-таки, кто эти враги?

В комментариях к Библии, написанных Дональдом Спенс-Джонсом, сказано:

«Павел говорил о них так, когда был в Филиппах; теперь же, в его отсутствие, зло возросло, и он повторяет свое предупреждение со слезами. ‘Павел плачет, – говорит Златоуст, – за тех, над которыми другие смеются; настолько искренне его сострадание, настолько глубока его забота обо всех’. Похоже, он говорит здесь не об иудеях, а о номинальных христианах, которые используют свою свободу для прикрытия распущенности. Таковы враги креста. Они ненавидят самоотречение, они не возьмут свой крест. Своей порочной жизнью они позорят религию креста».

Опасность номинального христианства

Кто такой номинальный христианин? Проще говоря, христианин только по имени. У номинальных христиан нет настоящих отношений с Богом. Номинальные христиане не читают Библию. Номинальные христиане живут во грехе, не чувствуя при этом осуждения. Номинальные христиане, как правило, не посещают церковь. Номинальные христиане любят этот мир.

Иаков, сводный брат Иисуса, писал: «Прелюбодеи и прелюбодейцы! Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак. 4:4). Иоанн также говорил об этом: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Иоан. 2:15-16).

Номинальные христиане – лжехристиане. Не удивительно, что в последние дни мы увидим их возрастающее число наряду с лжеапостолами, лжепророками, лжеучителями и лжехристами. Номинальные христиане – враги креста, потому что пренебрегают жертвой Христа на кресте и формируют попустительское, либеральное христианство с дешевой благодатью. Они удешевляют страсти нашего Спасителя.

Павел оставил нам эти слова, к которым нам нужно прислушаться в век номинализма: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследуйте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть» (2 Кор. 13:5).

Автор – Дженнифер ЛеКлер / charismamag.com
Перевод – Алина Рябошапка для ieshua.org

Последнее: 25.09 (Украина). Спасибо!

УДК 316.74

Лагунов А.А.

О результатах социологического опроса «Религия и я»

Лагунов Алексей Александрович, доктор философских наук, профессор, профессор кафедры социологии и теологии Гуманитарного института Северо-Кавказского федерального университета.

E-mail: emaillag@mail.ru

В статье представлены данные социологического опроса, проведенного среди студентов СевероКавказского федерального университета (г. Ставрополь), свидетельствующие о значительном росте интереса к религиям у современной российской молодежи и о необходимости широкого введения элементов религиозного просвещения в школах и высших учебных заведениях. Опрос показал, что абсолютное большинство (95,7%) студенческой молодежи причисляет себя к верующим людям, многие (82,9%) определились и со своей принадлежностью к традиционной религии. Однако другие результаты исследования фиксируют утилитарное отношение молодежи к «своим» религиям. Так, лишь 12% из числа опрошенных считают, что религии играют определяющую роль в жизни общества, подавляющая же часть респондентов признает важность роли религий, но наряду с другими факторами, улучшающими нашу жизнь. Также отмечается поверхностность знаний о религиях у большинства участников опроса.

Ключевые слова: религия, религиозное просвещение, религиозная самоидентификация, атеизм, религиозные организации.

В современном российском обществе чрезвычайно актуальны дебаты, ведущиеся по поводу как самой необходимости введения в средней школе элементов религиозного образования, так и того, в каких содержательных рамках они будут заключаться. Спорят педагоги, спорят администраторы от образования, спорят родители… Но при этом почему-то не спрашивают у самих школьников: хотят ли они знать хоть что-нибудь о традиционных религиозных культурах? И это вполне объяснимо: школьники — они ведь несовершеннолетние, как могут они определять свои жизненные позиции? Вывод также разумен: мы, министерские труженики, научные работники, педагогические коллективы и родительские комитеты, сами определим, что нужно и что не нужно нашим детям.

Однако справедливо ли это в полной мере? А извечный конфликт отцов и детей — мы о нем совсем забудем? Тогда это не только несправедливо, но и ненаучно. Ведь наша молодежь имеет же все-таки хоть какое-то право на самоопределение? Она рано взрослеет, спешит самоутвердиться, порой вызывая негодование старшего поколения и, видимо, стоит послушать ее мнение о религиозном просвещении и о религиях вообще? Но. Разумеется, она ведь, молодежь школьная, не в совершенных летах, подвержена внешним влияниям, да и закон не считает ее вполне дееспособной.

Из этих соображений и родилась идея опроса, который проводился 2227 октября 2012 г. в СевероКавказском федеральном университете среди студентов 4-го курса 4-х специальностей (сервис и туризм; бухгалтерский учет, анализ и аудит; финансы и кредит; перевод и перево-доведение) и 3-х направлений бакалавриата (юриспруденция, социальная работа, экономика), всего участников — 117 человек. Респонденты -люди правоспособные, их возраст -21 год — с одной стороны, делает их дееспособными, с другой стороны, не так далек от школьного. Также представляется немаловажным то, что все участники опроса родились в новой России и о «воинствующем безбожии» знают только понаслышке.

Первой позицией, с которой проведенный опрос предлагал определиться респондентам, был вопрос о рели-

гиозной самоидентификации. И здесь результат поразил даже организаторов социологического исследования: религиозными людьми себя признали 112 опрашиваемых из 117, т.е. 95,7%. И только 5 человек (4,3%) позиционируют себя в качестве атеистов.

Пора уже признать и научному сообществу, и образовательным коллективам, и администраторам различного ранга, что настали иные времена. Аудитория уже совсем другая. Если еще недавно результаты были диаметрально противоположны и наука вкупе с образованием мыслились в рамках парадигмы светского гуманизма, то бишь атеизма, то сегодня ситуация выглядит совсем иначе. Быть может, перед нами один из немногих положительных, но определяющих результатов жесткой реформаторской встряски нашего российского общества? Во всяком случае, это — социологический факт, и он должен быть принят во внимание властителями наших дум, вне зависимости от их мировоззренческих ориентаций.

Однако наличие религиозной интенции у нашей молодежи отнюдь не означает ее основанной на знании вероучительных положений приверженности той или иной традиционной религии. Проведенный опрос показал, что верующими, принадлежащими к определенной конфессии, полагают себя 97 респондентов (82,9%), среди которых 85 христиан, 6 мусульман и 1 буддист (5 человек не указали своей религиозной принадлежности), 15 же человек (12,8%), несмотря на свою религиозность, считают, что они лишь сочувствуют традиционным религиям (7 человек — христианству, 1 — исламу, 2 — буддизму и 5 — религиям вообще).

Как можно видеть, подавляющее большинство опрошенной молодежи все же причисляет себя к традиционной религии. Но не есть ли это движение по инерции, основанное на уважении к своим предкам (на фоне возрастающей религиозности «вообще»)? Дальнейшие результаты опроса вполне могут быть интерпретированы в качестве положительного ответа на этот вопрос.

Вызывает интерес позиция респондентов, считающих себя атеистами. Двое из них прямо признают, что религиозные вопросы их, во всяком случае, пока, не интересуют и не привлекают, один озабочен рациональными доказательствами бытия Бога, другой считает, что «современная религиозная организация в России является наследником советского взгляда на иерархию и бюрократический аппарат», и еще один, рекомендуя религиям «не мешать прогрессу, но вносить при этом этические ограничения», приписывает историческим религиям ответственность за войны, инквизицию и… чуму. Внимательное прочтение ответов респондентов-атеистов приводит к мысли о необходимости проведения с ними исторического и религиозно-просветительского «ликбеза». При этом, к сожалению, и многим респондентам, причисляющим себя к традиционно-верующим, ликвидация религиозной безграмотности также требуется, что не позволяет ни религиозным организациям, ни светским образовательным учреждениям в удовлетворении «складывать руки». Продолжение традиции требует напряженного труда.

Таким образом, внимательное вслушивание во все громче звучащий голос молодежи подтвердило: споры о введении элементов религиозного просвещения в школьное образование неуместны; это введение, причем в широком содержательном плане, просто необходимо.

Вторая позиция проведенного опроса предполагала уяснение мнения респондентов относительно значимости религий для социальной жизни, как исторической, так и современной. Только 14 человек из 117 опрошенных (12%) считают, что религии играют определяющую роль «фактора факторов», подавляющая же часть респондентов — 94 (80,3%) — полагает, что религии играют существенную роль, но наряду с другими факторами (экономическим, политическим, культурным и пр.), а 9 участников (7,7%), среди которых есть и верующие, придерживаются мнения о несущественной роли религий в социальной жизни.

Данные могут быть истолкованы весьма неутешительно. Религии воспринимаются в общем контексте прогрессивного развития и необходимы для улучшения состояния человечества. Но что понимать под этим улучшением? Как видим, это представление у молодежи весьма утилитарно, религия коррелирует с множеством других факторов социальной жизни, являясь лишь «равной среди равных». Это угрожает легким вытеснением традиционных религий из сознания молодых людей другим возможным идеологическим фактором (примеры такого вытеснения нам в избытке преподнес XX век).

В качестве третьей позиции опроса предлагалась формулировка рекомендаций религиозным организациям по совершенствованию их деятельности. Предполагалось озвучить, так сказать, глас мира клиру, ведь для последнего совсем немаловажно знать, что от него ожидает первый. Мнения в ответах присутствовали разные, поэтому сформулируем только самые общие рекомендации верующей молодежи официальным религиозным организациям, расположив их по порядку: от наиболее часто встречающихся к менее:

1. Чаще всего респонденты полагают, что религиозные организации должны более активно исполнять свою главную функцию — осуществлять духовно-нравственное воспитание людей, способствующее и росту уважения к другим религиям.

2. Немаловажным представляется и расширение религиозно-просветительской деятельности, в том числе среди молодежи, в учебных заведениях.

3. Представителям религиозных организаций необходимо вести более добродетельную жизнь, быть примером для подражания, понимая свою меру ответственности, не участвуя в скандалах и различных происшествиях в качестве стороны, не вызывающей общественного доверия.

4. Необходимо расширять и совершенствовать миссионерскую и общественную деятельность, поддерживать свой авторитет.

5. Религиозным организациям следует более эффективно осуществлять духовное преобразование общества, стабилизировать культурную среду, объединять верующих различных конфессий и неверующих, способствовать становлению межэтнического согласия.

6. Организовывать большую помощь нуждающимся в этом людям.

7. Религиозным организациям в своей деятельности ничего не нужно менять.

8. Меньше внимания обращать на экономическую и политическую сферы деятельности, только в пределах, необходимых для обеспечения нормального функционирования религиозных организаций.

9. Умерить потребительскую интенцию, выражающуюся в бросающихся в глаза паствы аксессуарах (дорогих машинах, роскошных особняках, ценных деталях светской одежды), у некоторых представителей священства.

10. Несколько упростить сложность обрядовой жизни, или же активнее объяснять ее для паствы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Усилить борьбу с фанатизмом, сектантством.

12. Расширять межконфессиональное общение.

И, наконец, в качестве четвертой позиции социологического опроса респондентам было предложено сформулировать связанные с религиями вопросы и проблемы, которые их более всего лично интересуют. Наиболее часто встречающиеся ответы также располагаем в порядке убывания их количества:

1. Межконфессиональные, национальные конфликты, проблема разделения религий.

2. Причины возникновения сект, то, почему люди вступают в них, а власть попустительствует дальнейшему их развитию.

3. Обязательны ли платные услуги в религиозных организациях и можно ли от них отказаться?

4. Причины появления фанатизма, фундаментализма в религиозной среде.

5. Факторы возникновения и развития религий.

6. Брачные отношения в разных религиях.

7. Современное состояние религий в России и мире.

8. Почему не формируется единая для всех религия?

Среди единичных вопросов, интересующих респондентов, отметим следующие:

1. Насколько важно изучение традиционных молитв?

2. Обязательно ли соблюдение современным человеком всех канонов, принятых в церковных организациях, особенно тех, которые не соответствуют «духу времени»?

3. Вера — это то, «что живет внутри нас», или же соблюдение обрядовой стороны религиозной жизни?

4. Каковы взаимоотношения современных католической и православной церквей?

5. Вносились ли коррективы в Священное Писание, ведь известно, что «историю пишут победители»?

6. Как могут появляться в религиозных институтах люди, преследующие свои корыстные цели?

Таким образом, в целом проведенный опрос показал, что в подавляющем своем большинстве молодежь региона считает себя верующей, традиционные религии ею уважаемы и вызывают у нее большой познавательный интерес, удовлетворять который необходимо и самим религиозным организациям, активно расширяя свою просветительскую общественную деятельность, и светским образовательным учреждениям.

ЛИТЕРАТУРА

3. Лебедев С. Д. Отношение учащейся молодежи к религии // Социологические исследования. 2007. № 7. С. 87-97.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *