Носите бремена друг друга

КОНСПЕКТ ПРОПОВЕДИ
Наша цель – донести Евангелие до ближнего окружения и даже до краёв земли, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе (К Колоссянам 1:28).
Совершенный человек – это, другими словами, зрелый человек. Зрелого человека отличает способность позаботиться о другом. Этим отличаются взрослые от детей. Дети по природе потребители, тогда как взрослые заботятся о детях.
В Послании к Галатам Библия ясно учит нас о том, что мы должны носить бремена друг друга. И большая часть Послания к Галатам – это обращение Павла к бывшим язычникам, то есть верующим в первом поколении, у которых в роду не было тех, кто бы знал Священные Писания, и они не понимали многих вещей о христианстве, которые знаем мы с вами. Они не понимали, что значит быть христианином. Их надо было наставлять в том, что надо помогать другим людям, друг другу, что надо жить по духу.
В этом Послании апостол Павел также говорит им о том, что мы спасены по благодати и что не нужно возвращаться к делам закона, чтобы получить спасение. Павел затрагивает эту тему, так как в то время в церковную среду проникало много ересей, в частности, что спасение возможно только в том случае, если ты исполняешь закон и делаешь обрезание. Это смущало и сбивало с толку многих новообращённых. Они начинали думать, что их спасение зависит от того, насколько хорошо они следуют букве закона. Подобные ереси мы можем встретить и сейчас в учении некоторых церквей.
Библия – это наш учебник, истина, которую мы открываем в Священном Писании, даёт нам правильное направление в жизни. Поэтому, открывая Писание, мы должны быть готовы всегда учиться! Святой Дух направляет нас, подсказывает, как поступить. Через смирение перед Божьим словом приходят изменения в нашу жизнь.
Послание Галатам 6:1
1. Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
Здесь апостол Павел называет верующих духовными – что это значит? Духовный человек – это тот, кто руководствуется духом, а не плотью. Духовный значит не плотской. Нам необходимо стремится к тому, чтобы наши поступки соответствовали тому, что хочет дух. Когда мы приходим к Господу с покаянием и получаем прощение грехов и вечную жизнь, мы принимаем в свой дух Его жизнь – Святой Дух поселяется внутри нас и даёт нам способность поступать по духу, быть послушными духу. Теперь нам важно наблюдать за собой, какие решения мы принимаем: решаем ли мы руководствоваться не прежними принципами жизни, а новыми, библейскими?
В этом же стихе Апостол Павел советует нам остерегаться искушения. Потому что, когда мы начинаем помогать ближним, нам может начать казаться, что мы лучше других – ведь кто-то не помогает, а мы помогаем. Через это к нам может прийти гордость.
Послание Римлянам 12:3
3. По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил.
Послание Галатам 6:2-4
2. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
3. Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя.
4. Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом…
Оба эти места Писания содержат предостережение нам, чтобы не начали думать о себе более, чем следует.
Чтобы понять ценность чего-то, мы сравнивать это с чем-то другим. Так мы пытаемся сравнивать себя с другими и всегда найдём, с кем именно нам надо себя сравнивать, чтобы возгордиться! Но нам не стоит сравнивать себя с людьми. Мы должны стремиться к Божьим стандартам – сравнивать себя со Христом! Имея такой образец перед глазами, становится ясно, что мы нуждаемся в том, чтобы расти и меняться! Конец гордости – приходит смирение, перед Богом и перед тем фактом, что мы нуждаемся в Его помощи.
Начав сравнивать себя со Христом, мы увидим не только каков Он и какие мы, но увидим также Его поступки. Он прощал, исцелял, вдохновлял, молился. Это поможет нам помогать друг другу с правильным отношением.
Сравним:
Послание Галатам 6:2
2. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
и
Послание Галатам 6:5
5. ибо каждый понесет свое бремя.
На первый взгляд здесь используется одно и то же слово, что создаёт видимость противоречия в этих двух стихах. Но это только на первый взгляд. Дело в том, что эти два слова, переведённые как «бремя», в оригинале имеют разные значения.
Слово «бремена» из Послания Галатам 6:2 это по-гречески — βάρος, что переводится как: тяжесть, вес, груз, бремя, обуза. Этими значениями подчёркивается смысл чего-то, с чем человек не может справиться. Это же греческое слово используется в Книге Деяний.
Деяния 15:28
28. Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого…
Бывает, что Бог тебе показал, что какому-то человеку тяжело. Другим никому не показал, а тебе показал. Правильно будет помочь, потому что Бог именно тебе на это указал, и теперь это твоя ответственность помочь.
Далее слово «носите» из того же Послания Галатам 6:2. Носить – по-гречески βαστάζω, что означает носить, нести, уносить, терпеть. Иногда слово «терпите» следует понимать так: хотя бы просто ничего не добавляйте человеку к его тяготам, если вы не способны взять и помочь, снять чей-то груз. Иногда может понадобиться просто физическая помощь: у кого-то пожар, потоп, другие беды. Правильно помогать друг другу в трудностях – мы же одно тело! И здесь речь также может идти о духовной помощи.
Послание Галатам 6:2
2. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
А что за закон Христов? Любите друг друга, оказывайте помощь, проявляйте терпение…
Вернёмся к слову «бремя». Теперь нас интересует второй случай употребления этого слова.
Послание Галатам 6:5
5. ибо каждый понесет свое бремя.
В отличие от ранее рассмотренного варианта значения, здесь речь идёт об ответственности каждого человека. В этом стихе слово «бремя» – это неверный перевод греческого слова φορτίον, которое использовали в военном деле. Так называли рюкзак или ранец, который несёт солдат. Это его военная ноша, с которой он должен привыкнуть ходить. И здесь речь идет об ответственности, о личной ответственности за то, с чем тебе следует справляться самому.
В Евангелиях мы читаем, как Иисус обличает фарисеев за то, что они обременяли народ, добавляя дополнительные правила к тому, что людям и так было тяжело исполнять: ветхозаветный закон невозможно было исполнить! Его предназначением было указывать на непосильное бремя – на грех! Иисус пришёл, чтобы снять с нас это бремя греха. И мы должны поступать так же: стараться помочь тем, кому и так тяжело, а не нагрузить их ещё больше! Я и так знаю свои слабости – не надо мне на них еще указывать со стороны! Просто прости меня! По словам Павла Реннера, иногда бывает страшно встречаться с людьми, с которыми плохо расстались когда-то. Вместо того чтобы вспоминать старое, можно просто забыть всё, что было неверно в поступках другого, и простить его. Человек может уже раскаялся, и это теперь покрыто кровью Иисуса, а мы иногда достаем это снова из-под Его крови свои напоминанием.
Послание Галатам 6:5
5. ибо каждый понесет свое бремя.
В некоторых переводах здесь говорится, что каждый человек будет нести ответственность за своё поведение, за свои поступки. Если Бог показал тебе, что надо кому-то помочь, значит это твоя ответственность – помочь. Не думай, что тот и сам справится!
Мы нуждаемся друг в друге: люди рядом – и конфликты рядом!
В отношениях с людьми следуйте духу, а не плоти. Раз мы духовные, зрелые – то мы можем носить бремена друг друга. Это зрелость, и Бог от нас этого ожидает. Это процесс взросления, когда ты становишься способным помогать другим.
Деяния 20:35
35. Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать».
Слово «поддерживать» это греческое слово αντι-λαμβανω, что означает: помогать, принимать участие в ком-л., приходить на помощь (поддерживать, помогать, благодетельствовать; заниматься, предаваться, браться за что-либо). Этими словами рисуется картина большего участия в жизни слабых, чем просто поддержать, чтобы те не упали. Видишь, что человеку плохо – протяни руку и вытяни его! Павел говорит здесь христианам и служителям: «Идите, протяните руки и помогите тем, кто слаб!» Мы можем, раз Библия говорит это делать. Видишь человека – помогай. Бог указал тебе на это, значит это твоё – делай. Хорошо, когда люди активно участвуют в жизни друг друга.
Есть ли в твоей жизни люди, которым ты помогаешь? Если их нет – ищите!
ВОПРОСЫ:
1. Что такое зрелость?
2. Как я могу исполнить закон Христов?
3. Так кто же должен нести моё бремя? (Объясните кажущееся противоречие на примере двух различных значений слова «бремя».)

  • Shares

Гал.6: 2 «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов».

Из словарей: Бремя – багаж, балласт, груз, гнет, забота, камень на шее, крест, лишний рот. Обуза, оковы, прессинг, тягость, хомут, нужда. Что-то такое непосильное, жестокое, тяжкое и т.д. Бременем ближнего могут быть тяготы жизни или душевные страдания.

Причины нашего нежелания нести чужое бремя:

1. Личный эгоизм мешает приносить плод любви.

Любовь — это жертва. Если мы любим только себя и концентрируемся сугубо на себе, своих желаниях, нуждах, амбициях и возможностях, то мы будем неспособны вместить нужды, проблемы, боль или страдания других. У нашего эго, если вы замечали, свой закон, который мы исполняем с большей страстью: «Кто бы мне помог? И вообще, кому сейчас легко? И почему это я всем должен …?»

Многие сегодня обессилели, впали в отчаянье, их руки опустились и колени ослабели по причине того, что не нашлось никого, кто разделил бы с ними их бремя усталости, боли, разочарования, одиночества…

Мы не хотим брать ответственность за чужие нужды, принимать участие в решении чужих проблем, разделяя с кем-то тяжесть и боль страдания. Нежелание покидать свою зону комфорта, когда у тебя все замечательно складывается, когда Бог благословляет нас, и мы пользуемся Его благами. Устройство во всем — признак Божьего успеха, когда мы окружены Его благостью. Но вдруг, в этот самый момент кто-то бросает нам вызов, чтобы разделить с ним его бремя.

Вспомните историю из книги Есфирь, когда ей, царице, брошен был вызов разделить бремя с ее народом. Ее миссия была в том, чтобы вступиться за народ, который был обречён на погибель. Есфирь рисковала своей зоной комфорта, своим положением и своей жизнью, принимая решение ходатайствовать перед царем за свой народ.

И призвание Моисея было связано с бременем за народ Израильский, который не всегда поступал благочестиво: «Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение…» (Евр.11:24, 25). Способность носить чужие бремена в данном случае, зависит от наших внутренних приоритетов, духовных ценностей и самого простого — собственного желания, личного выбора и решения.

2. Отсутствие нашего сострадания к тому, что претерпевает наш ближний.

«…ибо вы и моим узам сострадали и расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее» (Евр.10:32-34)

Мы иногда не спешим сострадать, ведь есть, на наш взгляд объективные причины, почему другие страдают. Они могут страдать из-за собственной глупости, недальновидности, гордости или даже греховного действия, неправильного поведения.

Возможно, все это имело место, но совсем не означает, что теперь они напрочь лишены Божьей милости. Да и мы сами разве застрахованы от глупостей и падений?

«К страждущему должно быть сожаление от друга его, если только он не оставил страха к Вседержителю» (Иов.6:14)

Заметьте, искреннее сострадание и участие в нуждах других, в некоторых ситуациях может изменить весь ход событий. Иногда именно наш голос, участие, и сострадание могут помочь пленным обрести освобождение, слепым получить прозрение и изнемогшим дать свободу.

Апостол Павел говорит: «…я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись» (1Кор.19.33)

В нашем участии и сострадании другим есть огромное удовольствие и радость! Ведь Бог прославляется, когда, сострадая, мы оказываем другим практическую заботу и попечение. Во всех моих личных свидетельствах о Его Славе и могуществе было участие знакомых и не совсем знакомых мне людей. Они, сострадая, разделяли мое бремя отчаянья, усталости, разочарования, боли… Без их помощи и содействия я бы никогда не достигла всего того, о чем мечтала или к чему стремилась. Разделять бремя — означает, способность сострадать другим!

3. Отсутствие веры в то, что возможно изменить невозможное!

Может быть, не вы, а другие до вас разделяли бремена, которые не принесли ожидаемых результатов. «Каким он был, таким он и остался» — думаете вы. Вы или кто-то другой, разделяя бремя, тратил своё время, силы, финансы… Но все это не принесло желаемого результата. Возможно ли такое? Возможно, если мы рассматриваем своё бремя, как средство для получения от других выгодной для себя помощи, привилегий или легкий путь к достижению успеха. У нас нет права спекулировать своими трудностями, болью или страданиями. Вся оказанная нам помощь и содействие тех, кто разделил с нами наше бремя, будут бесплодными и безуспешными, если мы сконцентрированы на человеческих ресурсах, а не на Божьем содействии.

Любое, даже самое тяжелое бремя для нас, становиться преодолимым, если мы знаем, что Он готов разделить с нами наше бремя. Бог может все! Он может обратить печаль в радость. В немощи нашей, прославится Своей Силой! И в испытаниях наших преизобилует Его благодать. «Блажен человек, которого сила в Тебе и у которого в сердце стези направлены к Тебе. Проходя долиною плача, они открывают в ней источники, и дождь покрывает ее благословением; «приходят от силы в силу, являются пред Богом на Сионе»(Пс.83:6-8). Для того чтобы разделять бремя, не нужно быть по особенному помазанным, умным, сильным, успешным. Достаточно того, чтобы любить Бога и любить ближнего как самого себя. Верьте, что ваше участие в помощи другим будет благословенным временем и для вас самих. Господь прославится, и Его благая воля свершится вопреки всем обстоятельствам и неблагоприятным прогнозам!

Марина Подорожная marina.plus

  • Shares

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!

Глава 6

Гал.6:1. Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.

«Братие, аще и впадет человек в некое прегрешение, вы духовнии исправляйте таковаго», то есть восставляйте, утверждайте, восполняйте недостающее. Научает же и способу врачевания.

«Духом кротости». Потом внушает и страх врачующему.

«Блюдый себе, да не и ты искушен будеши». Ты – человек, природа твоя удобоизменяема, соболезнуй о том, кто одержим недугом.

Гал.6:2. Носи́те бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.

«Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов». Один недостаток имеешь ты, а другого не имеешь. Он же, напротив, не имеет недостатка, какой имеешь ты, но имеет другой. Ты перенеси его недостаток, а он пусть переносит твой. Таким образом исполняется закон любви. Ибо любовь назвал Апостол законом Христовым. Христовы это слова: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» (Ин. 13, 34).

Гал.6:3. Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя.

«Аще кто мнит себе быти что, ничтоже сый, умом льстит себе». Сим низложил кичливость надмевающихся какими-либо малыми преспеяниями.

Гал.6:4. Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом.

«Дело же свое да искушает кийждо, и тогда в себе точию хваление да имать, а не во инем». Если же хочешь похвалиться, то рассмотри свою жизнь и, если найдешь достойною похвалы, хвались о себе, если только должно тебе это сделать.

Гал.6:5. Ибо каждый понесет свое бремя.

«Кийждо бо свое бремя понесет». Не любопытствуй знать чужие дела. Ибо каждый из нас отдаст отчет в собственных своих грехах.

Гал.6:6. Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим.

«Да общается же учайся словеси учащему во всех благих». Здесь предписывает учителям принимать надлежщие услуги от обучаемых. И дело называет общением и повелевает, чтобы наслаждающиеся духовным делились за то плотским.

Гал.6:7. Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет.

«Не льститеся, Бог поругаем не бывает. Еже бо аще сеет человек, тожде и пожнет». Бог всяческих над всем назирает; не думайте, чтобы не знал Он, что делается. Но знайте, что жатва будет соответствовать посеву: что посеешь, то и пожнешь.

Гал.6:8. Cеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную.

«Яко сеяй в плоть свою, от плоти пожнет истление». Кто доставляет плоти наслаждение и удовольствие, тот плодом сего будет иметь истление, потому что тело предается тлению.

«А сеяй в дух, от духа пожнет живот вечный». Кто стремится к духовной цели и следует законам Духа, тот приобретет жизнь вечную.

Гал.6:9. Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем.

«Доброе же творяще, да не стужаем си: во время бо свое пожнем, не ослабеюще». Ничто горестное да не прерывает усердия к доброму. Ибо без труда пожнем посеянное; сие выразил Апостол, сказав: «не ослабеюще». Что касается семян чувственных, то и сеяние сопряжено с трудом, а также и жатва. Нередко же расслабляет жнущих и зной жатвенного времени. Но не такова эта жатва; она свободна от труда и пота.

Гал.6:10. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере.

«Темже убо дóндеже время имамы, да делаим благое ко всем, паче же к присным в вере». Так и Господь в Священном Евангелии изрек: «Будите убо милосерди, якоже и Отец ваш Небесный милосерд есть» (Лк. 6, 36): «яко солнце Свое сияет на злыя и благия и дождит на праведныя и на неправедныя» (Мф. 5, 45). Впрочем, преимущественно надлежит услуживать единоверным.

Гал.6:11. Видите, как много написал я вам своею рукою.

«Видите, колицеми книгами писах вам моею рукою». Все это послание, как видно, написал сам, научая тем, что, когда дело касается истины, не должно обращать внимания на достоинство лиц. Слова «колицеми книгами» иные толковали: большими, а иные: нескладными письменами, то есть сам я написал послание, хотя пишу и некрасиво.

Гал.6:12. Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов.

«Елицы хотят хвалитися по плоти, сии нудят вы обрезатися, точию да не креста ради Христова гоними будут». Домогающиеся людской славы и промышляющие о собственной своей безопасности предлагают учение о необходимости обрезания, чтобы не терпеть поругания и заключения во узы подобно нам, проповедующим Христа.

Гал.6:13. Ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти.

«Ни бо обрезающиися сами закон хранят, но хотят вам обрезоватися, да в вашей плоти похвалятся». Ибо как возможно хранить им закон, живя вдали от Иерусалима? Как совершать праздники? Как приносить жертвы? Как делать омовения, прикоснувшись к нечистому? Посему явно, что, желая похвалиться, будто бы преподали вам новое учение, заставили вас обрезаться.

Гал.6:14. А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира.

«Мне же да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа: имже мне мир распяся, и аз миру». Но я желаю хвалиться единым спасительным крестом. Потому-то вся жизнь для меня излишня, но и я для нее излишен, потому что ожидаю жизни бессмертной. Ибо сие присовокупил Апостол:

Гал.6:15. Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь.

О «Христе бо Иисусе ни обрезание что может, ни необрезание, но нова тварь». То же сказал и в Послании к Коринфянам: «Темже аще кто во Христе, нова тварь» (2Кор. 5, 17). «Новою» же «тварию» в собственном смысле называет будущую по воскресении из мертвых перемену вещей. Ибо тогда и тварь освободится от лежащего на ней тления, и человеческое естество облечется в «безсмертие». Но как бы некий образ будущего показывает спасительное крещение. Ибо в нем совлекаем с себя ветхого человека и облекаемся в нового; сложив с себя бремя грехов, приемлем благодать Духа. Посему ни всесвятое крещение, ни будущая жизнь не знают различия между обрезанием и необрезанием. «Миром» же назвал Апостол все житейское, честь, славу, богатство. И сказал, что мертв он для них.

Гал.6:16. Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию.

«И елицы правилом сим жителствуют, мир на них и милость, и на Израили Божии. Правилом» назвал Апостол предлежащее учение, как украшенное правотою и не имеющее в себе ничего недостаточного и излишнего, и возлюбившим оное пожелал милости и мира. «Израилем» же «Божиим» наименовал верных, как созерцающих Бога верою. Ибо сие значит имя: «Израиль».

Гал.6:17. Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем.

«Прочее, труды да никтоже ми дает: аз бо язвы Господа Иисуса на теле моем ношу». Приведя на память труды, какие подъял, принеся к ним Божественное Евангелие, как бы в некое свидетельство изрек слово сие. Не хочу, говорит, еще писать что-нибудь; вместо письмен показываю язвы и знаки поруганий, пусть они засвидетельствуют истину проповеди. Ибо за нее готов я терпеть все.

Гал.6:18. Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь.

«Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братие, аминь». Как бы некую печать, приложил к писанию обычное благословение. Присовокупил упоминание о духе, приводя на память данный им дар, какой прияли при посредстве не закона, а веры.

Будем и мы хранить сию благодать и не станем оскорблять «Духа Святаго, Имже» знаменались в день избавления (Еф. 4, 30); но умному сему Свету, как некий елей, принесем добрые дела, чтобы, озаряясь Им, шествовать нам прямою стезею и достигнуть желанного конца пути о Христе Иисусе Господе нашем. Ему слава и держава ныне и всегда и во веки веков! Аминь.

Послание к Галатам писано из Рима, когда божественный Апостол видел и научил уже их.

Друг друга тяготы носите

Оставим попечение
Святой ап.Павел в своём Послании к галатам пишет: «Братия! Если и впадёт человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости… Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал.6:1,2). О том, что значит носить тяготы друг друга, и о благодатных дарах Духа Святого, которые получат верующие, исповедующие православную веру, рассуждает настоятель храма Св.прмц.Евгении в горбольнице №46 Св.прмц.Евгении (Старорусская ул., 3) о.Валериан ЖИРЯКОВ.
«Друг друга тяготы носите, и так исполните закон Христов», — говорит нам апостол. Я заглянул в толкование Феофана Затворника к этому посланию и обнаружил, что под словами «друг друга тяготы носите» подразумевается не то, что мы должны взять какую-то чисто житейскую ношу и тащить, — имеются в виду душевные немощи. Например, кто-то слишком раздражителен, другой — ленив… Мы все знаем за своими ближними какие-то прегрешения. И если мы будем носить эти их тяготы, то исполним закон Христов.
Кому из нас не хотелось бы исполнить закон Христов?! С нашей стороны цена малая, а результат — спасение души. Но мы знаем, как тяжело, особенно в мелочах, этот закон исполнять, ибо «лукавый прячется в мелочах». Многие мечтают о каких-то подвигах, больших свершениях, а оступаются именно на мелочах. Вот, например, мы исповедовались, причастились, но пришли домой, что-то пошло не так, как нам хотелось, — и всё: мы обижаемся, ссоримся и теряем ту крохотку благодати, что была нам дарована. Поэтому надо всегда помнить, что лукавый пытается сначала не допустить нас до источника благодати, а потом отобрать то, что даровал нам Господь. Как быть? Набираться духовной опытности. Ведь ситуации, из-за которых мы оступаемся, разнятся чисто внешне, но корень зла один — наше раздражение, обида, гнев…
Вспомним слова — великие и страшные, — которые произносятся при принятии человеком Крещения. «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мёртвых славою Отца, так и нам ходить в обновлённой жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскресши из мертвых, уже не умирает, смерть уже не имеет над ним власти. Ибо что Он умер, то умер однажды для греха; а что живёт, то живёт для Бога. Так и вы почитайте себя мёртвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим.6:3-11). Видите, Крещение уподобляется смерти. Ап.Павел говорит не о безсмертии души своей, а о совершенно новом значении смерти как сопребывания со Христом, смерти как знамении победы Спасителя.
В наше время большинство православных людей крещены в последние 20 лет, не получили должного христианского воспитания и не понимают значения смерти ветхого человека в Крещении и рождения нового человека, не понимают, что мы должны ветхую душу потерять, а в новую родиться. А ветхий человек, он никуда от нас не ушёл, он в нас живёт и подчиняет себе часть нас, чтобы атаковать, вести к духовным срывам, потаканиям нашим слабостям, нежеланию и неумению носить тяготы наших ближних. Это не повод для уныния, но повод задуматься о своей духовной жизни.
Вот я вижу, люди ходят не первый год в церковь, некоторые даже побольше, чем я, но порой совершают такие поступки(!), которых не совершали даже на первых порах после Крещения. Они ходят в храм, исповедуются, причащаются, а движения вперёд, рождения нового человека не происходит. Значит, если ветхий человек не даёт родиться новому — надо с ним бороться всеми доступными духовными средствами. Вспомним, что говорил апостол Павел о жизни христианина, о возрастании его: «Сеется тело душевное, восстаёт тело духовное» (1Кор.15:44). Но сначала душевное, а потом духовное. Эта поэтапность очень важна для нормального развития человека: чтобы для нас в спасительной полноте воссиял дух, необходимо прежде воспитать в себе душевность.
Часто приходится видеть разительную разницу между тем, что человек приобрёл духовно, и тем, в каком душевном состоянии он находится. На память приходит пример. Мать вымолила своего сына-наркомана. Жертвенный подвиг материнской молитвы принёс добрые плоды: молодой человек стал бурно воцерковляться. Он пошёл на богословские курсы, стал прислуживать в алтаре одного из храмов. Все радовались. Но вскоре молодой человек сорвался и отошёл от церкви. Почему? Потому что Дух где хочет, там и дышит, и человек, придя в храм, сразу же по милости Божией получает богатые духовные дары, и эта начальная благодать буквально несёт его по жизни. Но душевные-то качества у него совершенно не развиты. И эта пропасть не даёт человеку нормально развиваться и достигать вершин духовных. Со временем начальная благодать отходит от нас, потому что мы нисколько не менялись, а лишь принимали и принимали всё как должное. Пришло время подвигов — от слова «подвиг», т.е. каждый должен себя подвигать по пути совершенствования, — а мы к этому не готовы.
Надо в себе и в своих детях воспитывать душевные качества, воспитывать серьёзно и скрупулёзно, тогда и духовные дары упадут на благодатную почву. А зачастую даже в православных семьях детей воспитывают не в христианской разумности, строгости и послушании, а балуют до безобразия. Кстати, в советское время детей тоже воспитывали не лучшим образом. Ведь как считалось? Дети — цветы жизни, дети — наше будущее, всё лучшее — детям. А раньше-то говорили, что старики — наше будущее, ибо старики — это милосердие и почтение к старшим, это воспитание. И сразу всё становится на свои места. А фраза «дети — наше будущее» — дьявольский перевёртыш, воспитывающий эгоцентризм, себялюбие.
Другой пример. Бывает, пожилого человека пытаются воцерковить, но не всегда это получается. Тут уж наша христианская вера должна проявляться в непосредственной заботе и внимании в житейском смысле. А ещё надо совершить жертву. Какую? — Взять на себя небольшое молитвенное правило, читать канон Божией Матери, покаянные каноны, коли родственники некрещёные. Но делать всё надо по благословению духовника или своего приходского священника. И исполнять это надо постоянно, чтобы потом не было больно и горько, что человек уже ушёл, а с Богом не примирился, и вы не помогли ему в этом.
В последнее время я всё чаще сталкиваюсь с тем, что людям уже просто оставаться в церкви, регулярно посещать её становится очень сложно, а не то что духовно расти и совершенствоваться. Люди претыкаются в простейшем — не могут пережить обиду. И я задаюсь вопросом: «А зачем же ты всё это время ходил в церковь, молился, причащался, если обиды простить не можешь?» Так слабость душевная перекрывает путь к дальнейшему развитию, а порой и назад отбрасывает. Человек должен уметь смиряться и признавать себя неправым вопреки своему ветхому внутреннему человеку. Сам по себе ветхий человек не уйдёт, он уходит только через молитву, смирение и самоуничижение, через сораспятие.
Пришёл как-то мужчина, кается, что был в ссоре с кем-то. Я пытаю: «А у того человека прощения просили?» Искреннее изумление: «Зачем? Я ведь его простил и на исповеди покаялся, значит, я чист пред Богом». Но как же ты несёшь жертву Господу, а брат твой имеет обиду на тебя?! Нет, ты сначала с обиженным примирись, чтобы не было и малейшего горького осадка на душе, и тогда жертва твоя будет угодна Богу. Это и есть несение тягот ближнего. Помните, «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать» (1Пет.5:5), поэтому облекитесь смиренномудрием.
Приходит на память один неблагоприятный для человека пример. Вот живёт сильный молодой бабуин, у него своя стая, которую он охраняет. Но приходит другой, более сильный самец, который бьёт и изгоняет бывшего вожака с территории. И очень часто свергнутый молодой сильный бабуин умирает от разрыва сердца. Почему? Потому что он не переносит обиды, унижения, потери своей территории. И вот у нас в душе у каждого есть своя, так сказать, ветхая территория. И зачастую если в мелочах человек ещё способен смиряться, то если тронешь его сокровенное — человек становится подобен обиженному бабуину. Но мы люди, мы должны прорвать толщу обид и собственных грехов и прорваться ко Христу и потом уже не отступать ни на пядь.
Надо осознать свою греховность, а то мы себе всё всегда прощаем. Как осознать? Нет ничего проще: чаще всего на наши тяготы и немощи нам указывают наши ближние. Надо только уметь смиренно принять суд ближнего, выслушать, не срываясь на ответные обвинения и разоблачения. Это действительно очень трудно. Но, смиряясь, мы помогаем ближним нести наши тяготы.
Конечно, раньше было несколько проще: система ценностей и воспитание были одинаковыми, православные заключали браки между собой, а дети с молоком матери впитывали, как надо жить, как себя вести, как семью строить. В наше время эта система полностью разрушена. Значит, надо постараться принять ближнего, возлюбить, как самого себя, и тяготы его тоже возлюбить.
Через что ещё можно получить благодать Божию? — Через послушание Господу, а Господь даст нам возможность нести тяготы легко и радостно. И помните, что вокруг нас постоянно идёт невидимая духовная брань. Над нашей душой, над нашим сознанием постоянно проходит работа. Наш враг всегда начеку, подмечает малейшую нашу слабость и бьёт в самое уязвимое место. Нерадение, всякая немощь тут же преследуется и раздувается. Как этому противостоять? Зная свои слабости, надо заранее молиться и просить Бога отвести напасти: «Господи, не хочу я этого, мне тяжело от этого, но сам я понимаю, что не могу избавиться. Ты, Господи, избавь меня от этого». Просите, чтобы Господь Своею милостию самые корешки ваших смердных дел и грехов выполол.
Записала Ирина НИКОЛАЕВА
газета «Православный Санкт-Петербург», №5, 2009

Толкования Священного Писания

Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов

Первое побуждение к милостивости к согрешающим взял Апостол из опасности собственного падения, а другое берет из общего закона; друг друга тяготы носить, — вытекающего прямо из закона любви и служащего ближайшим его проявлением. Апостол говорит как бы набольшим 1): если на всех лежит долг друг друга тяготы носить, тем паче на вас, которые на то и избраны, чтобы быть всех слугами, и это значит: не только тяготы носить, но и желания их исполнять. Но если вы не хотите такого являть совершенства в отношениях к братиям, держитесь по крайней мере крайнего в сем предела — носите тяготы других наряду со всеми.

Наши толковники преимущественно этот общий закон и разъясняют. Феодорит пишет: «один недостаток имеешь ты, а другого не имеешь. Он же, напротив, не имеет недостатка, какой имеешь ты, но имеет другой. Ты переноси его недостаток, а он пусть переносит твой. Таким образом исполняется закон любви. Ибо любовь назвал Апостол законом Христовым. Христовы это слова: заповедь новую даю вам, да любите друг друга (Ин. 13:34)».

Вот слова святого Златоуста: «поелику невозможно, будучи человеком, прожить без пятна, то Апостол убеждает не быть строгими судиями погрешностей других, но терпеливо сносить недостатки ближних, дабы и самим другие сносили их недостатки. Тот вспыльчив, а ты сонлив и вял: сноси его вспыльчивость, чтобы и он сносил твою вялость и сонливость. Таким образом, подавая друг другу руку помощи, когда угрожает опасность падения, исполняйте закон общими силами, восполняя каждый недостатки ближнего своим терпением. Если же не будете так поступать, а всякий станет только судить дела ближнего, то вы никогда не достигнете того, чего достигать должны (деятельной взаимной любви)».

Блаженный Иероним применяет свое толкование и к тогдашнему состоянию галатских христиан. «Тяготы — грехи суть, как свидетельствует Псалмопевец: яко бремя тяжкое отяготеша на мне (Пс. 37:5). Это бремя понес за нас Спаситель, Своим примером научая нас, как и мы должны поступать. Он неправды наши носит и о нас болезнует (см.: Ис. 53) и, обремененных грехами, призывает под легкое бремя добродетели (см.: Мф. 11:30). Итак, кто, не отчаяваясь в спасении брата, подает ему руку потребной помощи и, сколько может, плачет с плачущим, изнемогает с немощным и своими почитает грехи чужие, тот чрез такую любовь исполняет закон Христов. Кто не имеет милостивости и не обличен во утробы щедрот и сострадания, тот, хотя бы и духовный был, не исполняет закона Христова. Но надобно нам это место сообразить с предыдущим. В сем отношении Апостол говорит как бы: если кто немощен в вере и еще млеком младенческим питается и не может так скоро от подзаконной жизни перейти к духовным таинствам, вы, сильнейшие, сносите тяготу его, чтобы иначе чрез ваше знание не погиб брат, за которого Христос умер».

Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном.

Падения среди христиан встречаются вовсе не редко. Не будем соблазняться, сплетничать или осуждать упавших. Лучше протянем им руку помощи, чтобы они не отпали, но поднялись и далее следовали за Христом.
«Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя. Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом, ибо каждый понесет свое бремя» (Гал.6:1-5).
На первый взгляд этот текст кажется очень простым, а значение его лежит на поверхности. Однако давайте рассмотрим его внимательнее. Это поможет нам лучше понять мысль автора.
Я разделил этот текст на четыре части и хочу, чтобы каждую мы рассмотрели отдельно, а затем соединили вместе.
Первая часть – это первый стих.
Вторая часть – это второй стих.
Третья часть – это третий стих.
И четвертая часть – это четвертый и пятый стихи.
Наша задача будет сводиться к анализу слов каждой части и пониманию мысли автора.
Прочитаем первую часть: «Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным».
Прежде всего мы видим слово «братья». Оно свидетельствует о том, что апостол Павел обращается к людям верующим и говорит им о том, что бывает среди верующих: «Братия! если и впадет человек в какое согрешение…» К сожалению, падения среди верующих случаются. И это происходит довольно часто. Не всегда об этом знает церковь. Но если это открывается, то важна правильная реакция со стороны других христиан. Слово «впадет» буквально означает: будет замечен.
Итак, мы видим, что наш брат или сестра во Христе упали. Как можно неправильно на это отреагировать?
Я встречал, по крайней мере, три неправильные реакции: осуждение, укоры, лишение общения; соблазны, то есть если ему это можно, то и я буду делать то же самое; сплетни, шушуканья, разговоры по секрету.
Прежде чем мы рассмотрим правильную реакцию на падение ближнего, давайте посмотрим, какую оценку падению дает Священное Писание. Оно называет это грехом: «если и впадет человек в какое согрешение…». Это не просто ошибка или невинный проступок, но самый настоящий грех. Единственная оговорка в том, что речь здесь не идет о греховном образе жизни, который ведут мирские люди, а о единичном факте греха.
Итак, какова же должна быть реакция церкви?
Написано: «Исправляйте такового в духе кротости». Слово «исправляйте» означает: восстанавливать, приводить в порядок. И делать это следует особым образом: мягко, ласково, сдержанно, спокойно – «в духе кротости».

Думаю, многие из вас помнят трагедию, произошедшую в Минском метро. Во время празднования «дня пива» на городской площади внезапно пошел сильный дождь. Полупьяная молодежь бросилась в метро. На узких проходах образовалась давка, в которой упали и были насмерть раздавлены 50 молодых девушек. Поразительно, что в толпе не оказалось рядом с ними тех благородных людей, которые протянули бы руку и помогли бы встать. Каждый думал только о себе. Сатана и мир всегда вначале заманивает, а потом добивает упавших. Но, к сожалению, иногда так поступают и христиане.
Прежде чем подвести черту под этим стихом, хочу обратить внимание еще на один момент. Кто должен заниматься исправлением упавшего христианина? Павел отвечает на этот вопрос так: «… вы, духовные», так как это дело не каждому под силу. Здесь мне вспоминается история из 6 главы Деяний Апостолов, где описано избрание первых диаконов. Требования, предъявленные к ним, записаны в 3 стихе: «Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу». Вот это и есть те «духовные» люди, авторитет которых подтвердило церковное собрание. Но даже и они тоже должны быть осторожными: «… наблюдая за собою, чтобы не быть искушенными».
Падения среди христиан встречаются вовсе не редко. Не будем соблазняться, сплетничать или осуждать упавших. Лучше протянем им руку помощи, чтобы они не отпали, но поднялись и далее следовали за Христом.
Теперь перейдем ко второму стиху, продолжающему мысль автора: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов».
Если вы были внимательны, то заметили, что слово «бремя» дважды встречается в нашем тексте: во 2 и 5 стихах. Хотя русское слово употреблено одно и то же, в оригинале для передачи идеи автор использует разные слова. И хотя оба из них правомочно перевести на русский язык словом «бремя», на греческом языке они имеют разную смысловую окраску.
В первом случае, во 2 стихе, речь идет о непосильном бремени, нести которое человек не в состоянии. Вы помните историю, когда Иисус шел по скорбному пути и упал под крестом? Его тогда подменил Симон. Этот человек был здоров и полон сил. Он справился с возложенной на него ношей, в то время как измученный, истекающий кровью Иисус под тяжестью креста упал. Во втором случае слово «бремя» употреблено в значении посильной ноши. Это как солдат в армии, который должен носить с собой свое обмундирование и оружие. Это тоже бремя, но по силам.
Евангельская история о «скорбном пути» повторяется на наших глазах снова и снова. Измученные жизнью и различными обстоятельствами, нам не известными, христиане падают под своим бременем и совершают грех. И поэтому здесь очень важна правильная реакция членов церкви. Как мы поступим: по волчьему закону – раненых и пленных не оставлять или по закону Христа? Задумывались ли вы над тем, что Иисус изнемогал и уставал, падал под бременем креста (хотя, должен оговорить, не делал греха) и поэтому понимает и сострадает ослабевшему.
«Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов».
Что же это за закон такой? Где он сформулирован?
Давайте прочтем Евангелие Иоанна: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Инн. 13:34, 35). Итак, мы видим, что закон Христов – это Закон Любви, визитная карточка христианина. Этого нет в мире, этим мы отличаемся от всех других людей.
Поднимая брата, упавшего под беременем, мы в подлинном смысле становимся христианами, поступая по самому высочайшему закону, Закону Любви.
Следующая часть, которую мы должны рассмотреть, записана в третьем стихе. Кажется, смыл слов апостола Павла и так ясен — можно и точку ставить. Но автор так не думает. В третьем и последующих стихах мы находим серьезное предупреждение для тех, кто собрался помогать ближнему, упавшему под бременем. Он как бы говорит далее: «Друзья! Внимание! Здесь скрыта угроза!!!»
Давайте пойдем далее и постараемся понять, в чем дело.
«Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя».
Хочу обратить ваше внимание на два слова, значение которых нам следует точно определить. Одно – это слово «почитает». Оно означает: считать, полагать, думать. Находясь в активном залоге, оно говорит о субъективном оценивании, о нашей самооценке, в противовес истинной оценке. Второе слово — «обольщает». Словарь Брокгауза определяет его значение как удавшееся искушение. Это слово также стоит в активном залоге и придает фразе интересный смысл: сам себя искушает и падает в искушении, роет сам для себя яму и падает в нее. Если я, глядя на упавшего брата, думаю: «Я бы так никогда не поступил», то я уже вырыл для себя яму и упал в неё. Очень кстати вспомнить здесь притчу Соломона: «Погибели предшествует гордость, и падению – надменность» (16:18).
И последняя часть, 4 и 5 стихи: «Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом, ибо каждый понесет свое бремя».
Идею этих стихов не так просто увидеть в привычном для нас синодальном переводе Библии. Речь здесь идет о правильной самооценке: как думать о себе с достоинством, но без гордости и тщеславия? Прочтем 4 стих на украинском языке в переводе Турконяка: «Хай кожний випробовує своє діло, і тільки тоді в собі матиме похвалу». А 5-й стих в переводе Слово Жизни звучит так: «Потому что каждому человеку дана своя ноша».
Теперь соединим все вместе.
Нам не следует сравнивать себя с другими и говорить: «Вот этот человек упал на ровном месте». То, что ровно для нас, для другого может быть скользким путем: каждому человеку присущи свои слабости.
Хвалиться мы можем лишь тогда, когда устоим в испытании, выпавшем на нашу долю, а не в том, что послано другому человеку.
Испытание посылается каждому свое, чтобы каждый мог преодолеть свои слабости. Оно не превышает наших сил, дается для нашей пользы и означает посильную для нас ношу. Мы сможем правильно оценить себя и ощутить собственную значимость, если справимся с тем бременем, которое дано свыше лично нам.

Поднимая с любовью упавшего брата, мы исполняем закон Христов – Закон Любви. При этом мы сами должны бодрствовать, чтобы сатана не искусил нас. Если мы думаем, что устояли бы в искушении, на котором упал наш брат, то сами себе роем яму, в которую мы непременно упадем. Для каждого важно устоять в своем испытании, а не в испытании, посланном другому. Именно по этому мы можем судить о своем духовном состоянии.

Вячеслав ШЕВЕЛЕВ (Харьков, Украина)

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *