Новомученики российские 20 века

Содержание

Христианская Церковь на протяжении своего двухвекового существования доказывала свою верность Богу. Лучшим доказательством является человеческая жизнь. Ни богословские работы, ни красивые проповеди, ничто не доказывает истинность религии так, как человек, который готов отдать свою жизни ради нее.

Живя в современном мире, где каждый может свободно исповедовать свою веру, высказывать свое мнение, сложно представить, что всего лишь сто лет назад это могло привести к расстрелу. 20 век оставил в истории России и Русской Церкви кровавый след, который никогда не будет забыт и навеки останется примером того, к чему может привести попытка государства получить тотальный контроль над обществом. Тысячи людей были убиты только потому, что их вера была неугодна властям.

Кто такие Новомученики и исповедники Российские

Основная христианская конфессия Российской Империи — православие. После революции 1917 года представители веры были одними из тех, кто подвергся коммунистическим репрессиям. Именно из этих людей и произошел впоследствии сонм святых, который является сокровищем для Православной Церкви.

Происхождение слов

Слово «мученик» имеет древнегреческое происхождение (μάρτυς, μάρτῠρος) и переводится как «свидетель». Мучеников почитали святыми с самого начала христианства. Это люди были тверды в своей вере и не хотели отречься от нее даже ценной собственной жизни. Первый христианский мученик был убит около 33—36 года (Первомученик Стефан).

Исповедники (греч. ὁμολογητής ) — это те люди, которые открыто исповедуют, т. е. свидетельствуют о своей вере даже в самые сложные времена, когда эта вера запрещена государством или не соответствует религиозному убеждению большинства. Они также почитаются святыми.

Значение понятия

Те христиане, которые были убиты в 20 веке во время политических репрессий, носят название новомучеников и исповедников Росийских.

Мученический чин разделяется на несколько категорий:

  1. Мученики — христиане, отдавшие жизнь за Христа.
  2. Новомученики (новые мученики) — это люди, которые пострадали за веру сравнительно недавно.
  3. Священномученик — человек в священническом сане, который принял мученическую смерть.
  4. Преподобномученик — монах, который принял мученическую смерть.
  5. Великомученик — мученик высокого рода или сана, который претерпел великие мучения.

Для христиан принять мученическую смерть является радостью, так как умирая, они воскрешают для вечной жизни.

Новомученики России

После прихода большевиков к власти, их главной целью было ее сохранение и устранение врагов. Врагами они считали не только структуры, напрямую нацеленные на свержение советской власти (белая армия, народные восстания и пр.), но и людей, не разделяющих их идеологию. Поскольку марксизм-ленинизм предполагал атеизм и материализм, то православная Церковь как самая многочисленная сразу стала их противником.

Историческая справка

Поскольку духовенство имело авторитет среди людей, оно могло, как думали большевики, натравить народ на свержение власти, а значит, представляли угрозу для них. Сразу после октябрьского восстания начались гонения. Так как большевики не укрепились окончательно и не хотели, чтобы их правительство выглядело тоталитарным, устранения представителей Церкви не обусловливалась их религиозными убеждениями, а представлялась в виде наказания за «контрреволюционную деятельность» или за другие выдуманные нарушения. Формулировка подчас была абсурдна, например: «затягивал церковную службу с целью срыва полевых работ в колхозе» или «он умышленно придерживал у себя разменную серебряную монету, преследуя цель подрыва правильного денежного обращения».

Ярость и жестокость, с которой убивались ни в чем не повинные люди, иногда превосходила ту, что была у римских гонителей в первые века.

Вот только несколько таких примеров:

  • епископа Соликамского Феофана на глазах у народа на сильном морозе раздели, привязали палку к волосам и опускали в прорубь до тех пор, пока он не покрылся льдом;
  • епископа Исидора Михайловского посадили на кол;
  • епископа Серапульского Амвросия привязали к хвосту лошади и пустили ее вскачь.

Но чаще всего применялся массовый расстрел, а убитых закапывали в братских могилах. Такие могилы обнаруживаются до сих пор.

Одним из мест для расстрела был Бутовский полигон. Там были убиты 20 765 человек, из них 940 — священнослужители и миряне Русской Церкви.

Список

Весь собор новомучеников и исповедников Церкви Русской перечислить невозможно. По некоторым оценкам, к 1941 году было убито около 130 тысяч священнослужителей. К 2006 году канонизировано 1701 человек.

Это лишь малый список мучеников, пострадавших за православную веру:

  1. Священномученик Иван (Кочуров) — первый из убитых священников. Родился 13 июля 1871 года. Служил в США, вел миссионерскую деятельность. В 1907 году переехал обратно в Россию. В 1916 г. назначен на служение в Екатерининском соборе Царского Села. 8 ноября 1917 г. скончался после продолжительных избиений и волочения по шпалам железнодорожных путей.
  2. Священномученик Владимир (Богоявленский) — первый из убитых архиереев. Родился 1 января 1848. Был митрополитом Киевским. 29 января 1928 г., будучи в своих покоях, был вывезен матросами и убит.
  3. Священномученик Павел (Фелицын) родился в 1894 г. Служил в селе Леоново Ростокинского района. Был арестован 15 ноября 1937 г. Обвинен в антисоветской агитации. 5 декабря приговорен к 10 годам работы в исправительно-трудовом лагере, где скончался 17 января 1941 г.
  4. Преподобномеченик Феодосий (Бобков) родился 7 февраля 1874 г. Последнее место служения — храм Рождества Богородицы села Вихорна Михневского района. 29 января 1938 г. арестован и 17 февраля расстрелян.
  5. Священномученик Алексий (Зиновьев) родился 1 марта 1879 г. 24 августа 1937 года отец Алексий был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Был обвинен в том, что проводил службы в домах людей и вел антисоветские беседы. 15 сентября 1937 г. расстрелян.

Надо отметить тот факт, что зачастую на допросах они не признавались в том, чего не делали. Обычно говорили, что никакой антисоветской деятельностью не занимались, но это не имело никакого значения, потому что допросы были чисто формальными.

Говоря о мучениках 20 века нельзя не упомянуть Святителя Тихона, Патриарха Московского (19 ян­ва­ря 1865 —23 мар­та 1925 г.). Он не прославлен в лике мучеников, но жизнь его была мученической потому, что патриаршее служение выпало на его плечи в эти тяжелые и кровавые годы. Его жизнь была полной трудностей и страданий, самое большое из которых — знать, что вверенную тебе Церковь уничтожают.

Семья Императора Николая также не канонизирована как мученики, но за их веру и достойное принятие смерти Церковь почитает их святыми страстотерпцами.

День памяти новомучеников и исповедников Российских

Еще на архиерейском соборе 1817—1818 гг. постановили совершать память всех усопших, пострадавших в гонениях. Но на тот момент канонизировать никого не могли.

Русская Православная Церковь за границей первая сделала шаг на их прославление 1-го ноября 1981 г., и назначила дату празднования 7 февраля, если этот день совпадает с воскресением, если нет — то в ближайшее воскресение. В России их прославление совершилась на Архиерейском Соборе 2000 г.

Традиции празднования

Православная Церковь все свои праздники отмечает Святой Литургией. В день празднования св. Мучеников это особенно символично потому, что за Литургией переживается жертва Христа, и в то же время вспоминается жертва мучеников, отдавших жизнь за Него и за святую православную веру.

В этот день православные христиане вспоминают с горечью о тех трагических событиях, когда русская земля была пропитана кровью. Но утешением для них является то, что 20 век оставил Русской Церкви тысячи святых молитвенников и заступников. А когда их спрашивают, кто такие новомученики, они могут просто показать старые фотографии своих родственников, погибших в гонениях.

Видео

В этом видео представлен слайд из фотографий новомучеников.

«Русская Голгофа» — фильм про подвиг Святых двадцатого века.

Новомученики и исповедники. Лица и судьбы

10 февраля 2019 года Русская Православная Церковь празднует Собор новомучеников и исповедников Русской Церкви (традиционно с 2000 года этот праздник отмечается в первое воскресенье после 7 февраля). На сегодняшний день в составе Собора — более 1700 имен. Вот лишь некоторые из них.

Священномученик Петр Скипетров, протоиерей, первомученик Петроградский

Память 1 февраля (19 января ст.ст.).

Первый священник в Петрограде, погибший от рук богоборческой власти. В 1918 году на пороге епархиального управления вступился за женщин, оскорбляемых красноармейцами, и был убит выстрелом в голову. У отца Петра были супруга и семеро детей.

На момент смерти ему было 55 лет.

Священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский и Галицкий

Память 7 февраля (25 января ст.ст.).

Первый архиерей Русской Церкви, погибший во время революционной смуты. Убит вооруженными бандитами во главе с комиссаром-матросом неподалеку от Киево-Печерской Лавры.

На момент смерти митрополиту Владимиру было 70 лет.

Священномученик Петр (Зверев), архиепископ Воронежский

Память 7 февраля (25 января ст.ст.).

Пользовался большим авторитетом среди воронежских рабочих, что вызвало недовольство советской власти. В 1927 году был сослан в Соловецкий концлагерь на 10 лет. Скончался там от тифа в 1929 году, в возрасте 50 лет.

Святые страстотерпцы император Николай, императрица Александра и их чада Алексий, Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия

Память 17 июля (4 июля ст.ст.).

Последний российский император и его семья, расстреляны в 1918 году в Екатеринбурге, в подвале Ипатьевского дома, по постановлению Уральского совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

На момент расстрела императору Николаю было 50 лет, императрице Александре 46 лет, великой княгине Ольге 22 года, великой княгине Татьяне 21 год, великой княгине Марии 19 лет, великой княгине Анастасии 17 лет, цесаревичу Алексию 13 лет. Вместе с ними были расстреляны их приближенные -лейб-медик Евгений Боткин, повар Иван Харитонов, камердинер Алексей Трупп, горничная Анна Демидова.

Преподобномученица великая княгиня Елисавета (Романова) и инокиня Варвара (Яковлева)

Память 18 июля (5 июля ст.ст.).

Сестра императрицы-мученицы Александры Феодоровны, вдова убитого революционерами великого князя Сергея Александровича, после смерти мужа Елисавета Феодоровна стала сестрой милосердия и настоятельницей ею же созданной Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве. Когда Елисавета Феодоровна была арестована большевиками, ее келейница инокиня Варвара, несмотря на предложение свободы, добровольно последовала за ней.

Вместе с великим князем Сергеем Михайловичем и его секретарем Федором Ремезом, великими князьями Иоанном, Константином и Игорем Константиновичами и князем Владимиром Палеем преподобномученица Елисавета и инокиня Варвара были заживо сброшены в шахту близ г. Алапаевска и скончались в страшных мучениях.

На момент гибели Елисавете Феодоровне было 53 года, инокине Варваре — 68 лет.

Священномученик Вениамин (Казанский), митрополит Петроградский и Гдовский

Память 13 августа (31 июля ст.ст.).

В 1922 году был арестован за сопротивление большевистской кампании по изъятию церковных ценностей. Фактическая причина ареста- неприятие обновленческого раскола. Вместе со священномучеником архимандритом Сергием (Шеиным) (52 года), мучеником Иоанном Ковшаровым (адвокатом, 44 года) и мучеником Юрием Новицким (профессором Санкт-Петербургского университета, 40 лет) он был расстрелян в окрестностях Петрограда, предположительно на Ржевском полигоне. Перед расстрелом все мученики были обриты и одеты в лохмотья, чтобы палачи не опознали духовных лиц.

На момент гибели митрополиту Вениамину было 45 лет.

Священномученик Иоанн Восторгов, протоиерей

Память 5 сентября (23 августа ст.ст.).

Известный московский священник, один из лидеров монархического движения. Был арестован в 1918 году по обвинению в намерении продать московский епархиальный дом (!). Содержался во Внутренней тюрьме ВЧК, затем в Бутырках. С началом «красного террора» во внесудебном порядке был казнен. Публично расстрелян 5 сентября 1918 года в Петровском парке, вместе с епископом Ефремом, а также бывшим председателем Государственного Совета Щегловитовым, бывшими министрами внутренних дел Маклаковым и Хвостовым и сенатором Белецким. После расстрела тела всех казнённых (до 80-ти человек) были ограблены.

На момент смерти протоиерею Иоанну Восторгову было 54 года.

Мученик Феодор Иванов, мирянин

Память 11 сентября (29 августа ст.ст.).

Болящий Феодор, с 16 лет страдавший параличом ног, при жизни почитался как подвижник верующими Тобольской епархии. Арестован НКВД в 1937 году как «фанатик-религиозник» за «подготовку к вооруженному восстанию против советской власти». В Тобольскую тюрьму доставлен на носилках. В камере Феодора положили лицом к стене и запретили ему разговаривать. Его ни о чем не спрашивали, на допросы не носили и следователь в камеру не входил. Без суда и следствия, по приговору «тройки», он был расстрелян на тюремном дворе.

На момент расстрела — 41 год.

Преподобномученик Лев (Егоров), архимандрит

Память 20 сентября (7 сентября ст.ст.).

Известный миссионер, монах Александро-Невской Лавры, духовник Александро-Невского братства, один из создателей нелегального Богословско-пастырского училища в Петрограде. В 1932 году вместе с другими членами братства обвинен в контрреволюционной деятельности и приговорен к 10 годам заключения в Сиблаге. В 1937 году расстрелян «тройкой» НКВД за «антисоветскую пропаганду» (то есть за беседы о вере и политике) среди заключенных.

На момент расстрела — 48 лет.

Мученица Татиана Гримблит, мирянка

Память 23 сентября (10 сентября ст.ст.).

В 1920-30-е годы о ней знали христиане по всей России. Сотрудники ОГПУ долгие годы силились «разгадать» феномен Татьяны Гримблит, и, в общем то, безуспешно. Всю свою сознательную жизнь она посвятила помощи заключенным. Носила передачи, отправляла посылки. Помогала зачастую совершенно незнакомым ей людям, не зная, верующие они или нет, и по какой статье осуждены. Тратила на это почти все, что зарабатывала сама, и побуждала делать то же других христиан.

Много раз подвергалась арестам и ссылкам, вместе с заключенными проехала по этапу через всю страну. В 1937 году будучи медсестрой в больнице г. Константинова, арестована по ложным обвинениям в антисоветской агитации и «сознательном умерщвлении больных».

Расстреляна на Бутовском полигоне под Москвой в возрасте 34 лет.

Святитель Тихон (Беллавин), Патриарх Московский и всея Руси

Дата прославления (1989) — 9 октября (26 сентября ст.ст.).

Первый Предстоятель Русской Православной Церкви, восшедший на Патриарший престол после восстановления патриаршества в 1918 году. В 1918 году анафематствовал гонителей Церкви и участников кровавых расправ. В 1922–23 году содержался под арестом. В дальнейшем находился под постоянным давлением со стороны ОГПУ и «серого игумена» Евгения Тучкова. Несмотря на шантаж, отказался присоединиться к обновленческому расколу и пойти на сговор с безбожной властью.

Скончался в возрасте 60 лет от сердечной недостаточности.

Священномученик Петр (Полянский), митрополит Крутицкий

Память 10 октября (27 сентября ст.ст.).

Принял священный сан в 1920 году, в возрасте 58 лет, был ближайшим помощником Святейшего Патриарха Тихона в делах церковного управления. Местоблюститель Патриаршего престола с 1925 года (смерть Патриарха Тихона) и вплоть до ложного сообщения о его смерти в 1936 году. С конца 1925 года находился в заключении. Несмотря на постоянные угрозы продлить заключение, остался верен канонам Церкви и отказывался снять с себя сан Патриаршего местоблюстителя до законного Собора.

Болел цингой и астмой. После беседы с Тучковым в 1931 году был частично парализован. Последние годы жизни содержался в качестве «секретного узника» в одиночной камере Верхнеуральской тюрьмы.

В 1937 году в возрасте 75 лет по приговору «тройки НКВД по Челябинской области был расстрелян за «клевету на советский строй» и обвинение советской власти в гонениях на Церковь.

Священноисповедник Агафангел (Преображенский), митрополит Ярославский

Память 16 октября (3 октября ст.ст.).

После смерти супруги и новорожденного сына в 1885 году принял священный сан и монашество, с 1889 года служил епископом. Один из кандидатов на пост местоблюстителя Патриаршего престола, согласно завещанию Патриарха Тихона. Был склоняем ОГПУ к сотрудничеству, но безрезультатно. За сопротивление обновленческому расколу в 1922 -23 гг пребывал в заключении, в 1923-25 гг. — в ссылке в Нарымском крае.

Скончался в г. Ярославле в возрасте 74 лет.

Преподобноисповедник Гавриил (Игошкин), архимандрит

Память 18 октября (5 октября ст.ст.).

Выходец из крестьянской семьи, принял священный сан в разгар гонений на веру в 1921 году. В тюрьмах и лагерях провел в общей сложности 17,5 лет. Еще до официальной канонизации во многих епархиях Русской Церкви архимандрита Гавриила почитали как святого.

В 1959 году он скончался в г. Мелекессе (ныне — Дмитровград) в возрасте 71 года.

Священноисповедник Николай (Могилевский), митрополит Алматинский и Казахстанский

Память 25 октября (12 октября ст.ст.).

Выходец из бедной многодетной семьи, с детства мечтал о монашестве. В 1904 году принял постриг, в 1919 году, в разгар гонений на веру, стал епископом. За сопротивление обновленчеству в 1925–27 гг пребывал в заключении. В 1932 году был приговорен к 5 годам концлагерей (по признанию следователя, «за популярность»). В 1941 году по той же причине сослан в Казахстан, в ссылке едва не погиб от голода и болезней, долго был бездомным. В 1945 году досрочно освобожден из ссылки по ходатайству митрополита Сергия (Страгородского), возглавил Казахстанскую епархию.

Скончался в Алма-ате в возрасте 88 лет. Почитание митрополита Николая в народе было огромным. В похоронах владыки в 1955 году, несмотря на угрозу гонений, принимали участие 40 тысяч человек.

Священномученик Николай Пробатов, протоиерей

Память 11 ноября (29 октября ст.ст.).

Потомственный сельский священник, миссионер, бессребреник. В 1918 году поддержал антисоветское крестьянское выступление в Рязанской губернии, благословил народ «идти на борьбу с гонителями Церкви Христовой». Вместе со священномучеником Николаем Церковь чтит память с ним пострадавших мучеников Космы, Виктора (Краснова), Наума, Филиппа, Иоанна, Павла, Андрея, Павла, Василия, Алексия, Иоанна и мученицы Агафии. Все они были зверски убиты красноармейцами на берегу реки Цны под Рязанью.

На момент гибели отцу Николаю было 44 года.

Святитель Кирилл (Смирнов), митрополит Казанский и Свияжский

Память 20 ноября (7 ноября ст.ст.).

Один из лидеров иосифлянского движения, убежденный монархист и противник большевизма. Многократно подвергался арестам и ссылкам. В завещании Святейшего Патриарха Тихона был указан первым кандидатом на пост местоблюстителя Патриаршего престола. В 1926 году, когда среди епископата происходил тайный сбор мнений о кандидатуре на пост Патриарха, наибольшее число голосов было отдано митрополиту Кириллу.

На предложение Тучкова возглавить Церковь, не дожидаясь Собора, владыка ответил: «Евгений Александрович, вы не пушка, а я не бомба, которой вы хотите взорвать изнутри Русскую Церковь», — за что получил очередные три года ссылки.

В 1937 году, будучи в ссылке в Казахстане, был обвинен в руководстве несуществующей «контрреволюционной организацией» и расстрелян в возрасте 74 лет.

Священномученик Евграф Еварестов, протоиерей

Память 7 декабря (24 ноября ст.ст.).

Настоятель Воскресенского кафедрального собора в г. Уфе, известный миссионер, церковный историк и общественный деятель, он был обвинен в «агитации в пользу Колчака» и расстрелян чекистами в 1919 году.

62-летнего священника били, плевали ему в лицо, таскали за бороду. На расстрел его повели в одном нижнем белье, босиком по снегу.

Священномученик Серафим (Чичагов), митрополит

Память 11 декабря (28 ноября ст.ст.).

Офицер царской армии, выдающийся артиллерист, а также врач, композитор, художник… Он оставил мирскую славу ради служения Христу и принял священный сан по послушанию своему духовному отцу — святому Иоанну Кронштадтскому.

11 декабря 1937 года в возрасте 82 лет он был расстрелян на полигоне Бутово под Москвой. В тюрьму его везли на карете скорой помощи, на расстрел — вынесли на носилках.

Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский

Память 28 декабря (15 декабря ст.ст.).

Выдающийся православный богослов, писатель, миссионер. Во время Поместного Собора 1917–18 годов тогда еще архимандрит Иларион был единственным не-епископом, которого в кулуарных разговорах называли в числе желательных кандидатов на патриаршество. Он принял епископский сан в разгар гонений на веру — в 1920 году, и вскоре стал ближайшим помощником святого патриарха Тихона.

В концлагере на Соловках он провел в общей сложности два трехлетних срока (1923–26 и 1926–29). «На повторный курс остался», — как шутил сам владыка… Даже в заключении он продолжал радоваться, шутить и благодарить Господа. В 1929 году во время очередного следования по этапу он заболел тифом и скончался.

Ему было 43 года.

Мученица княжна Кира Оболенская, мирянка

Память 17 декабря (4 декабря ст.ст.).

Кира Ивановна Оболенская была потомственной дворянкой, принадлежала к древней фамилии Оболенских, которая вела свою родословную от легендарного князя Рюрика. Она училась в Смольном институте благородных девиц, работала учительницей в школе для бедных. При советской власти как представительница «классово чуждых элементов» была переведена на должность библиотекаря. Принимала активное участие в жизни Александро-Невского братства в Петрограде.

В 1930–34 годах была в заключении в концлагерях за контрреволюционные взгляды (Белбалтлаг, Свирьлаг). По выходе из заключения проживала на 101-м километре от Ленинграла, в г. Боровичи. В 1937 году была арестована вместе с духовенством Боровичей и расстреляна по ложному обвинению в создании «контрреволюционной организации».

На момент расстрела мученице Кире было 48 лет.

Мученица Екатерина Арская, мирянка

Память 17 декабря (4 декабря ст.ст.).

Купеческая дочь, родилась в Петербурге. В 1920 году она пережила трагедию: от холеры скончался ее муж — офицер Царской армии и староста Смольного собора, затем — пятеро их детей. Ища помощи у Господа, Екатерина Андреевна включилась в жизнь Александро-Невского братства при Феодоровском соборе в Петрограде, стала духовной дочерью священномученика Льва (Егорова).

В 1932 году, вместе с другими членами братства (всего 90 человек), Екатерина тоже была арестована. Она получила три года концлагерей за участие в деятельности «контрреволюционной организации». По возвращении из ссылки, как и мученица Кира Оболенская поселилась в г. Боровичи. В 1937 года была арестована по делу боровичского духовенства. Свою вину в «контрреволюционной деятельности» отказалась признать даже под пытками. Была расстреляна в один день с мученицей Кирой Оболенской.

На момент расстрела ей было 62 года.

Мученик Михаил Новоселов, мирянин

Память 21 января (8 января ст.ст.).

Историк, публицист, почетный член Московской Духовной Академии. Внук священника, в молодости он пытался создать собственную общину, живущую по учению графа Толстого. Затем вернулся в Церковь и стал православным миссионером. С приходом к власти большевиков, Михаил Александрович вошел во Временный Совет объединенных приходов города Москвы, который на первом же своем заседании призвал верующих встать на защиту храмов, оградить их от посягательств безбожников.

С 1923 года он перешел на нелегальное положение, скрывался у друзей, писал миссионерские брошюры («Письма к друзьям»). Бывая в Москве, он ходил молиться в Воздвиженский храм на Воздвиженке. 22 марта 1929 года неподалеку от храма он и был арестован. Почти десять лет Михаил Александрович провел в заключении, многих своих сокамерников он привел к вере.

20 января 1938 года за антисоветские высказывания он был расстрелян в вологодской тюрьме в возрасте 73 лет.

Священномученик Александр Туберовский, иерей

Память 23 декабря (10 декабря ст.ст.).

На момент революции он был мирянином, доцентом кафедры догматического богословия Московской Духовной академии. В 1919 году академической карьере пришел конец: Московская академия была закрыта большевиками, а профессура разогнана. Тогда Туберовский принял решение вернуться на родную Рязанщину. В начале 20-х годов, в самый разгар антицерковных гонений, он принимает священный сан и вместе со своим отцом служит в храме Покрова Богородицы в родном селе.

В 1937 году он был арестован. Вместе с отцом Александром были арестованы и другие священники: Анатолий Правдолюбов, Николай Карасев, Константин Бажанов и Евгений Харьков, а также миряне. Всем им было выдвинуто заведомо ложное обвинение в «участии в повстанческо-террористической организации и контрреволюционной деятельности». Протоиерей Анатолий Правдолюбов, 75-летний настоятель Благовещенской церкви г. Касимова был объявлен «главой заговора»… По преданию, перед казнью осужденных заставили собственноручно выкопать траншею и тут же, поставив лицом ко рву, расстреляли.

Отцу Александру Туберовскому на момент расстрела было 56 лет.

Преподобномученица Августа (Защук), схимонахиня

Память 8 января (26 декабря ст.ст.).

Основательница и первая заведующая музеем «Оптина пустынь» Лидия Васильевна Защук была дворянского происхождения. Она владела шестью иностранными языками, обладала литературным дарованием, до революции была известной журналисткой в Санкт-Петербурге. В 1922 году она приняла иноческий постриг в Оптиной пустыни. После закрытия обители большевиками в 1924 году добилась сохранения Оптиной в качестве музея. Многие насельники монастыря таким образом смогли остаться на своих местах в качестве музейных работников.

В 1927–34 гг. схимонахиня Августа была в заключении (проходила по одному делу с иеромонахом Никоном (Беляевым) и другими «оптинцами»). С 1934 г. жила в г. Туле, затем в г. Белеве, где поселился последний настоятель Оптинской пустыни иеромонах Иссакий (Бобриков). Возглавляла тайную женскую общину в г. Белеве. Была расстреляна в 1938 году по делу епископа Никиты (Прибыткова) на 162 км Симферопольского шоссе в Тесницком лесу под Тулой.

На момент расстрела схимонахине Августе было 67 лет.

Священномученик Сергий Мечев, иерей

Память 6 января (29 декабря ст.ст.).

Священномученик Сергий, сын святого праведного Алексия, пресвитера Московского, окончил Историко-филологический факультет Московского университета. В годы Первой мировой войны он добровольно ушел на фронт санитаром. В разгар гонений в 1919 году принял священный сан. После кончины отца в 1923 году священномученик Сергий стал настоятелем храма Святителя Николая в Кленниках и служил в этом храме вплоть до своего ареста в 1929 г., когда он и его прихожане были обвинены в создании «антисоветской группы».

Сам святой праведный Алексий, известный уже при жизни как старец в миру, говорил: «Сын мой будет выше меня». Отец Сергий сумел сплотить вокруг себя духовных детей почившего отца Алексия и своих собственных чад. Члены общины отца Сергия пронесли через все гонения память о своем духовном отце. С 1937 года, по выходе из лагеря, отец Сергий тайно от властей служил литургии у себя на дому.

Осенью 1941 года по доносу соседей он был арестован и обвинен в том, что «ведёт работу по созданию подпольных т. н. „катакомбных церквей“, насаждает тайное монашество по типу иезуитских орденов и на этой основе организует антисоветские элементы для активной борьбы с Советской властью». В Рождественский сочельник 1942 года священномученик Сергий был расстрелян и погребен в безвестной общей могиле.

На момент расстрела ему было 49 лет.

Вы прочитали статью Новомученики и исповедники Российские. Читайте также:

  • Фотокарточки исповедников
  • Трудности почитания Новомучеников и исповедников Российских в настоящее время
  • Митрополит Климент: Нужно активно повествовать о подвиге новомучеников и исповедников

Конференция «Новомученики и исповедники земли Русской»

Цель: Возрождение традиций и духовно-нравственных ценностей православной культуры в обществе, знакомство ребят с историей русской православной церкви.

Оборудование урока: икона новомучеников Российских, выставка книг о новомучениках, презентация о новомучениках.

Праздник начинает учитель, под мелодичную музыку он читает стихотворение.

Учитель:

Помню серый пустырь кричащих ворон,
Помню бабушкин взгляд, помню дрогнувший голос:
«Здесь когда-то был храм, но разрушен был он
В двадцать первом году на Крещенье Христово.
Здесь священник стоял, а товарищи жгли
На его голове поминальные свечи,
По худому лицу струйки воска текли
Падал легкий снежок на открытие плечи»
Мне б в теперь отыскать тот далекий пустырь,
И к земле бы припасть, и прижаться душою,
И цветы положить на холодную пыль,
И молитву прочесть над могилкой святою…
Правду ложью смогли без труда подменить
И привычную жизнь, надругавшись, разрушить,
Только веру в Христа не сумели убить,
Не сумели сломить христианскую душу.
Православная Русь никогда не умрет,
Колокольный призыв звонко Господа славит,
Терпеливый народ все невзгоды снесет,
Нам поможет Господь, нас Господь не оставит.
Э.Свирина

Учитель: Часто бывает так, что человек как будто бы воцерковился, часто причащается, а на самом деле душа его окаменевает, делается не податливой к молитве и окамененное нечувствие сковывает его душу.

Часто бывает, что мы, дойдя до какой-то точки, дальше не можем сдвинуться, продолжаем топтаться на одном месте и ничего больше в себе не можем изменить к лучшему. Не воруем, не убиваем, не совершаем блудных, прелюбодейных поступков, смертных страшных грехов, но духовную работу вести над собой дальше не можем.

Не ссорься — не могу не ссориться. Не осуждай — не могу не осуждать. Молись как следует — не могу молиться. И так часто на исповеди люди говорят: я не могу перестать осуждать, жадничать, завидовать. Не могу перестать тщеславиться, мечтать о чем-то неполезном, недобром.

Всякое «не могу» ставит вопрос: а можно ли смочь? Действительно ли силы человека столь ограничены, что есть такой близкий предел, который достигается человеком, и дальше уже ничего сделать нельзя? А если можно, то как?

Сегодня, когда мы вспоминаем наших святых мучеников, мы получаем ответ в одном только лишь их образе, в подвиге их уже есть ответ, как можно смочь, как они могли. Перед каждым человеком в то время стоял вопрос, может быть, очень будничный, но очень страшный: как жить? Можно исповедовать свою веру, можно отрекаться от нее, или можно затаиться так, чтобы никому ничего не показать, чтобы все думали, что ты неверующий, никак свою веру не проявляешь. Можно идти на компромиссы. И не идти на них было очень трудно.

Ведь XX столетие — особое время в жизни Русской Православной Церкви. Это — эпоха невиданных гонений за веру по своим масштабам, циничности, коварства и жесткости превосходящих все, что когда либо выпадало на долю последователей Христовых. В XX веке одна Россия дала миру больше мучеников и исповедников, чем вся предыдущая история всей Христовой Церкви. Жизнь и смерть мучеников и исповедников были убедительнейшей проповедью истинности и неразрушимости Христова дела. Никогда не иссекала на Руси духовная жажда подражания Христу, стяжания праведности и Святости Христовой.

Наши современные мученики, святые и праведные воочию свидетельствуют, что Жив Господь и Жива Его Святая Плоть — Русская Православная Церковь.

Святая Русь православная. Как мало все мы, живущие в ней, знаем ее историю, и особенно годы революции, голода и войны. Современные историки нашей великой России и по сей день умалчивают то, что должны знать все. Горе, и при том великое горе, испытал наш народ за 20-й век и плох тот из нас, кто не знает нашей истории. Сколько невинных погибли за веру в Бога! За правду!

Гонения на Церковь Христову началось еще до захвата власти богоборцами. Уже с 1905 года в газетах стали появляться сообщения о первых жертвах грядущего гонения.

В Ялте 1905 года за бесстрашные облечения царивших тогда в городе революционных настроений в своем доме, на глазах у жены и трех малолетних сыновей, был заколот кинжалами священник о. Владимир Троепольский. Его последние слова, обращенные к убийцам, были: «Бог простит!».

В селе Городищи 30 ноября 1906 года также в своем доме был убит священник о. Константин Хитров. Убийцы не пощадили никого из его домашних: о. Константин, его матушка, пятилетний сын Сергей и малолетний Николай — все были найдены с проломленными черепами.

В1910 году в Тифлисе был убит Экзарх Грузии Архиепископ Никон.

Это первые жертвы, по сравнению с тем, что суждено было перенести Русской Церкви позднее, являлись как бы маленькими царапинами на ее теле. С приходом к власти большевиков она уже вся обагрилась кровью мучеников.

Учитель: Первым из пастырей Русской земли, открывших синодик Российских новых мучеников и исповедников Христовых, пострадавших от богоборцев в XX веке, стал протоиерей Царскосельского Екатерининского собора Иоанн Кочуров.

Приложение 1: Доклад ученика об Иване Кочурове.

Учитель: 25 января — это день мученической кончины одного из выдающихся святителей и подвижников Русской Православной Церкви митрополита Киевского и Галицкого Владимира. Внезапное и бессмысленное убийство митрополита Владимира потрясло всю Россию. Зверская расправа была осуществлена в Киево-Печерской Лавре в ночь с 25 на 26 января по старому стилю.

Приложение 2: Доклад ученика о митрополите Киевском и Галицком Владимире.

Учитель: Готовность умереть за правду Христову, за Церковь Христову и сделала их мучениками. И когда они принимали такое решение: умру, но не соглашусь со злом, не подпишусь под этим злом — все мигом менялось в их душе и в их жизни. После этого жизнь их делалась сплошным подвигом, потому что начиналось уже с этой минуты, как говорил один священник: » не жизнь, а житие». Их арестовали, дальше начинались пытки, муки, голод, болезни, тюремное заключение, лагерные работы, расстрелы: Но в душе — свобода, ясность, потому, что ничто их на земле не держало: они согласились претерпеть все ради Христа им умереть, и им больше ничего не было страшно.

С этого момента они делались другими людьми, они становились святыми. От них отступали все страсти, бессильными становились соблазны, потому что уже было принято решение умереть за Христа. Все остальное уже не могло поколебать их.

Учитель: Необходимо вспомнить о двух мучениках, которых постигла одна и та же участь и даже дни гибели совпадают — июнь 1918г. Это Гермоген Тобольский и архиепископ Пермский Андроник.

Приложение 3: Доклад об архиепископе Андронике.

Учитель: Новомученики. Их столько; сколько не было за всю историю Православной Церкви. Их десятки тысяч. Мы знаем сегодня имена только некоторых И каждое имя повествует нам о великом подвиге, тождествен подвигу мучеников первых веков.

Если мы будем читать их расстрельные дела, вникать в их судьбы, в те страдания и скорби, которые им пришлось претерпеть, то можно только удивляться тому, какая у человека может быть сила духа, сила веры. Все это было совсем недавно, так близко от нас по времени. Еще многие из нас имеют память о своих близких родственниках, которые пострадали за Христа отдали за него свою жизнь.

Вера наша живет, ее нельзя победить. Воистину обетование Боже, которое дано нам в Евангелии, исполняется на наших глазах: «И свет во тьме светится, и тьма его не обьят» (Ин. 1, 5) Не может тьма греха, беззакония, безверия, кощунства победить веру Христову. «Дивен Бог во Святых Своих». И сколько бы мы не говорили о наших святых, никакого слова не будет довольно для того, чтобы прославить их, изобразить величие их святости. Чем больше мы будем вникать в их жития, тем больше будем поражаться той удивительной духовной красоте, которую Господь в них открыл и явил нам. После всего выше сказанного хочется вспомнить святую семью императора Николая II, которая была злодейски убила 4 июля 1918 года в городе Екатеринбурге.

Приложение 4: Доклад о семье Романовых

Учитель: На следующий же день после екатеринбургского злодеяния в Алапаевске были убиты великая княгиня Елисавета Федоровна, родная сестра царицы мученицы, тайно постриженная в иночество, и ее сподвижница инокиня Варвара. Вместе с ними мученическую кончину приняли и князья царской крови: Иоанн Константинович, Игорь Константинович, Константин Константинович, Владимир Палей, Сергей Михайлович и раб Божий Феодор Ремез. Всех их живыми сбросили в шахту и там забросали гранатами. Вел. княгиня до конца помогала умиравшему князю Иоанну Константиновичу, делала ему перевязку, пела надгробные или хвалебные богу песни, пока для неё самой уже не зазвучали райские напевы. Около тела святой были обнаружены две неразорвавшиеся гранаты, а на груди лежала икона спасителя.

Приложение 5: Доклад о Елизавете Федоровне Романовой

Учитель: 23 июня 1919г после жестоких издевательств был убит архиепископ астраханский Митрофан.

Приложение 6: Доклад об архиепископе Митрофане

Учитель: Мы, сейчас просматривая имена и биографии наших новых мучеников, видим: это были те люди, которые ещё раньше, до прихода соблазна отдали свою жизнь богу, согласившись нести крест христов. И когда пришёл этот страшный час, они устояли в вере на своем крестном пути. Те же люди, , кто не соглашался принять свой крест и идти за Христом ещё в благополучное время, — тем более не смогли устоять и стали предателями.

Такой крестный есть у каждого из нас. всякий человек имеет в жизни много скорбей и соблазнов. Разные страсти постоянно мучают нас и толкают на разные грехи. И ежедневно каждый из нас стоит перед выбором: оттолкнуть от себя соблазн и быть с богом, чего бы им это ни стоило, решиться быть божьим до смерти — лучше умру, но больше не согрешу так, — или предаться греху, потому что грех несёт в себе какие-то сиюминутные сладости и если не радости, то по крайней мере какое-то облегчение.

Этому нас более всего учит пример близких нам святых людей: мучеников, исповедников, преподобных, которые в близкое к нам время, более тяжелое, чем сейчас, сумели быть верными Богу. Гонения на Церковь, убийства священнослужителей происходит и в наше время этому свидетельствуют достоверные факты, о которых далеко не о всех из них сообщали СМИ даже Церковно. Вот некоторые факты.

1. Трагедия в тверском селе Прямухино всколыхнуло все общество. В огне погиб священник, его супруга и трое детей. Это уже не первое покушение на эту семью: незадолго до трагедии отец Андрей обращался в СМИ за помощью, но помощи так и не дождался. Со скорбью приходится признавать, что это, увы, далеко не первое убийство священнослужителя Русской Православной Церкви, произошедшее в последние годы. Таких было несколько десятков. Далеко не о всех из них сообщали в СМИ, даже церковных. Чтобы разобраться с основными причинами этой трагедии, придется вспомнить о тех случаях, которые стали известны.

2. 30 декабря 1993 года произошло убийство иеромонаха Нестора (Савчука) в селе Жарки (Ивановская область. Весной того же года церковь, где служил отец Нестор, подверглась ограблению, а сам он нападению, но тогда бандитов поймали. 30 декабря батюшка вернулся из Москвы с пожертвованиями, полученными на строительно-ремонтные работы в храме. В ту же ночь местный житель А. Таламонов убил священника в его келье и украл деньги. Суд приговорил убийцу к четырем годам колонии общего режима.

3. 23 сентября 1997 года произошло убийство священника Георгия Зяблицева в Москве. Отец Георгий был сотрудником Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви. После возвращения из загранкомандировки он был зверски убит в снимавшейся им квартире в Москве. Смерть наступила вследствие многочисленных ножевых ранений. Раскрыто ли это преступление — неизвестно.

4. 23 Августа 2000 года произошло убийство иеромонаха Сименона (Аносова), настоятеля храма Андрея Первозванного в Барнауле (Алтайский край). Убийцей стал бывший водитель иеромонаха Константин Шиленков ранее неоднократно судимый.23августа, находясь в состоянии наркотического опьянения, Шиленков, придя к отцу Симеону домой, стал требовать денег на очередную дозу наркотиков. После категорического отказа преступник кухонным ножом нанес отцу Симеону несколько ударов, от которых тот скончался на месте. Уходя, Шиленков снял с убитого золотую цепь с нательным крестом и забрал из квартиры деньги. О приговоре суда по этому делу СМИ не сообщали.

5. 25 декабря 2003 года произошло убийство иеромонаха Александра (Тыртышного) в селе Колосовка (Омская область). Ранее судимый 23- летний- местный житель Дмитрий Литвинов поздно вечером пришел к отцу Александру и попросил исповедовать его, но не в церкви, а у себя дома. Иеромонах согласился на просьбу, а когда, придя в дом, отец Александр облачился в рясу, убийца напал на него с ножом и, нанеся несколько ударов, убил. У священника Литвинов нашел только две тысячи рублей, потому забрал крест, который лежал в чемодане, и нательный крест священника и попытался вырвать золотые коронки. Затем поджег Евангелие и отправился грабить церковь, но испугался, когда ему показалось, что в ней кто-то есть. 7 июня 2004года Литвинов был приговорен к 16 годам в колонии строгого режима.

6. В ночь на 7 января в поселке Нейво — Шайтанский Алапаевского района Свердловской области был убит православный священник Олег Ступичкин. Трагедия произошла в восстанавливаемом храме Святых апостолов Петра и Павла. Тело отца Олега, 1966 г.р., с признаками насильственной смерти было обнаружено после тушения пожара в храме.

Это уже второй случай гибели священнослужителей за последний месяц. В начале декабря пожар в доме настоятеля Троицкой церкви села Прямухино Тверской области унес жизни священника и его семья.

Это уже не первое преступление в отношении представителей Церкви. Со стороны религиозных организаций и общественности звучат обоснованные требования обеспечить безопасность и храмов, и священнослужителей. Полагаю, что эти требования справедливы, особенно для сельской местности.

Для воспитания молодежи и защиты духовных традиций страны. Нужно помнить, что в числе этих традиций непреходящее значение имеют ценности человеколюбия и толерантности. Присущее к людям, посветившем свою жизнь служению Богу.

Здесь перечислены убийства на криминально — бытовой почве. Однако известен ряд убийств и по религиозным мотивам.

1. 18 апреля, на Пасху, 1993 года в Оптиной пустыни были зарезаны иеромонахи Василий (Росляков), иноки Трофим (Татарников) и Ферапонт (Пушкарев) тот самый момент, когда Церковь через них возвещала миру пасхальным звоном о победе Божьей над диаволом.. Их убийцей оказался 32 — летний сатанист Николай Аверин, который рассказал следствию, что получил «приказ от дьявола». На орудии преступления — ноже, сделанным в форме римского меча, которыми убивали древних мучеников, были выгравированы три шестерки. Суд признал Аверина невменяемым.

2. Как минимум трех священников убили мусульмане. 14 февраля 1996 года был убит в чеченском плену священник Анатолий Чистоусов, настоятель Михаило — Архангельского храма г. Грозного (Чеченская Республика); в 1999 году был похищен чеченцами и убит протоирей Петр Сухоносов, настоятель Покровского храма в станице Слепцовская (Республика Ингушетия). Виновных по этим убийствам не нашли. 13 мая 2001 года в г. Тырныаузе (Кабардино-Балкарская Республика) был убит священник Игорь Розин, которому до того неоднократно угрожали местные жители, а за две недели предупредили о готовящемся убийстве. Явившись в храм и уединившись со священником, 23 — летний Ибрагим Хапав нанес отцу Игорю три удара ножом. Позднее суд признал Хапаева невменяемым.

3. 21 марта 2000 года был убит иеромонах Григорий (Яковлев), настоятель Свято — Троицкого храма поселка Тура (Красноярский край). Убийца, 26- летний Руслан Любецкий, назвал себя кришнаитом и сообщил, что, убивая помогавшего ему священника, действовал по указанию «бога Кришны». Суд признал Любецкого невменяемым.

4. Или недавнее ритуальное убийство на Алтае иеромонаха Григория, когда убийца-сатанист обнес вокруг престола отрезанную им голову священника и потом положил ее на престол. Разве не слышим мы, как Церковь поет, когда посвящаемого на священническое служение обводят вокруг престола: «Святии мученицы, добре страдавший и венчавшийся, молитесь ко Господу помиловатися душам нашим»! Может быть, кто-то увидит в этом событии торжество зла. Но как на Кресте, когда диавол хотел предельно унизить Господа, а Бог открыл через это Свою высшую славу, так и здесь. Священный Синод выступил со специальным обращением по поводу этого события. Но нам представляется, что этого явно недостаточно.

Перечисленные случаи нападения на священнослужителей в Российской Федерации. В последние годы существования СССР протоиерея Александра Меня (9 сентября 1990 года), игумена Лазаря (Солнышко) (26 декабря 1990года) и игумена Серафима (Шлыкова) (февраль 1991года) — все три убийства не нераскрыта, а также трагедии на Украине и в Белоруссии, как, например, убийство в Крыму архимандрита Петра (Посаднева) (20 августа 1997 года), иерея Петра Боярского (17 ноября 1993 года), а в Бресте — протоиерея Михаила Сацюка (12 октября 1998 года).

Разумеется, далеко не все убийства священников предаются огласке в СМИ, а количество неудавшихся покушений на священников в несколько раз превышает число убийств.Почти во всех случаях убийств: все пойманные преступники были признаны невменяемыми. Вполне возможно, конечно, что так и было, однако не исключена и целенаправленная политика, дабы таким образом, объявляя преступников ненормальными отщепенцами, «не нагнетать» напряжение в межрелигиозных отношениях.

Учитель: Святой Тихон — великий иерарх, «первый среди равных» в сонме выдающихся епископов — исповедников Русской Церкви периода гонений в XX веке. Он — избранник Божий, Промыслом Божьим возведен на Патриарший Престол после двухсотлетнего перерыва в необычайно трудный исторический период, когда на церковный корабль обрушились жесточайшие волны гонений, массовых кровавых расправ, грандиозных провокаций.

Приложение 7: Доклад о Патриархе Тихоне

Учитель: Многие из мучеников и исповедников Российских — поначалу священнослужители, а потом и рядовые граждане России, женщины и дети, стали жертвами первого в мире концентрационного лагеря смерти — Соловецкого лагеря, который по праву мог считаться самым суровым и его имя овеяно страшной славой. Расположенный на островах Белого моря, он был оторван не только от всех законов страны, но, казалось, издевался над всеми законами человечности. Нигде не погибло столько жизней, нигде не был сильнее террор и откровеннее произвол, нигде не был более беспомощней заключенный, чем на Соловках.

Приложение 8: Доклад о Соловецких островах

Учитель: Кто испишет имена ваша! Кто поведует миру вся претерпенная вами! Ветер, мелкий дождь, пожухшая трава, огромная территория, огороженная колючей проволокой: В любую погоду, в дождь и метель, к этим воротам подъезжали машины. Из них выводили осужденных людей — неграмотных крестьян и профессоров, женщин, подростков и стариков, священников, митрополитов и монахов — на расстрел. Эти люди, такие разные, были виноваты в одном — они, «враги советской власти», верили в Христа и жили по Его заповедям. Свыше 20 тысяч человек (только по официальным документам) были расстреляны и свалены в наскоро выкопанные рвы на территории Бутово

Приложение 9: Доклад о Бутовских новомучениках

Учитель: Ныне святые новомученики и исповедники Российские почитаются не только в Православии, но и во всем христианском мире они вызывают почтительное уважение за свое твердое и непоколебимое сопротивление злу и насилию.

Страшное противостояние и смертельная борьба в течение ряда десятилетий оставались почти невидимы для внешних, но стойкость русской Церкви была, безусловно, спасительной не только для России, но и для всего мира.

Ища земной славы, они получили желаемое в этом преходящем и греховном мире. В наше время стремительное падение и развал русского мира, катастрофическое сокращение народонаселения России есть прямое следствие народной измены вечному ради временного и эти процессы могут быть остановлены только возвращением в естественное историческое русло жизни русского народа, веками пронизанное православной духовностью. Основой этого возвращения может стать только новый подъем веры, распространение почитания новых святых и знаний об их жизни и подвигах. Многие из них жили жизнью, достаточно близкой к требованиям сегодняшнего дня и вместе с тем они обычно были глубоко укоренены в церковных и бытовых традициях русского народа. Самое главное для нас и последующих поколений нашего народа в их примере — исключительная любовь к Богу. Вихрь богоборчества неожиданно показал нам близость святости. Люди, которые часто казались всем обыкновенными и ни в чем, как будто, особенно не отличались от прочих, в период испытаний вдруг проявили необычайную стойкость, настолько, что признаны святыми… Вглядываясь теперь в их выбор в поступках, устроение жизни, исключительные, как правило, душевные свойства самоотверженности, честности, чистоты, непоколебимого мужества, дары любви, радости, мира, долготерпения, благости, милосердия, веры, кротости, воздержания, (Гал.5, 22-23),- мы признаем, что только такие личности могут и должны стать примером для последующих поколений. Свидетельства об их подвигах должны войти во все школьные учебники и программы, касающиеся истории Отечества. Должно надеяться, что в память сонмов новых святых будут воздвигнуты тысячи храмов по лицу всей нашей земли. Сразу же после прославления множеству из них стали составляться службы и иконы. В огромном числе приходов появились свои святые, которые уже признаны всей Церковью. Их почитание способствует обновлению духовной жизни приходов. Нет никакого сомнения, что прославление столь большого числа святых окажет влияние на все разнообразие российской культурной жизни.

Их доблесть озаряет новою славою Русскую церковь, явив миру бесчисленный сонм венценосных страстотерпцев. А вместе с ней и вся Вселенская Церковь пожинает плоды их победы. Новые мученики соединили небо с землею в общей радости, ибо с воинствующей Церковью о них ныне веселится и Церковь торжествующая.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *