Новый афон монастырь

История создания

Монастырь был основан в конце XIX века монахами, которые прибыли на черноморское побережье Кавказа из Греции. Царское правительство выделило участок для возведения комплекса и солидную сумму на строительные материалы. Подготовительные работы требовали снесения части горы, вывоза огромного количества строительного мусора и сооружения подъездных путей к строительной площадке.

Русско-турецкая война на год задержала строительство. Кроме того, обитель была разграблена мародерами. После завершения войны монахи вновь приступили к возведению недостроенных зданий комплекса, и завершено оно было к началу XX века. Кроме выделенных царем денег на строительство много средств жертвовалось русскими купцами и торговцами, которые были частыми паломниками здесь еще задолго до завершения строительства. Лично Александром III Новоафонскому монастырю были подарены куранты, которые впоследствии были установлены на одной из нескольких колоколен.

В честь посещения царем обители монахами была разбита Царская аллея, которая тянется от морского причала и ведет к самому монастырю. Она представляет собой утопающий в субтропической зелени бульвар, прогуляться по которому сегодня – настоящее удовольствие для любого туриста.

Как развивался монастырь

Церемония торжественного освящения монастыря состоялась в конце сентября 1900 года. На это событие прибыло более 20 тысяч паломников со всего мира. Открытие состоялось, но благоустройство обители было далеко не на должном уровне. Поэтому монахи продолжили работы и со временем превратили комплекс в символ процветания православия на Руси. В начале прошлого века монастырь имел гораздо большее влияние и вес в православном мире, нежели сегодня. Будучи духовным оплотом Кавказа, он считался одним из главных православных центров в Российской Империи.

Революция и пришедшие к власти большевики круто изменили судьбу монастыря, как и всей христианской веры. Монастырь во времена СССР никому не был интересен, постепенно все здания пришли в запустение, дом игумена был разрушен, на его месте была пстроена дача для Сталина. Рядом Берия возвел хоромы для себя. В соборе был открыт краеведческий музей, желающие советские граждане могли его посетить и познакомиться с историей развития черноморского побережья Кавказа.

В начале 90-х годов прошлого века военный конфликт с Грузией также внес свой вклад в разрушение монастыря. Здесь тогда располагался военный госпиталь. Восстанавливаться монастырский быт стал медленно с 1994 года, начали проводиться реставрационные работы, восстановление старых хозяйственных построек. Реставрация собора Святого Пантелеймона осуществляется и сегодня.

По святым местам Абхазии.

Дорогие друзья, сегодня мы с Вами отправимся в путешествие по святым местам Абхазии.
Абхазия-удивительное место. Ведь именно на ее территории проповедовали Слово Христово сразу два апостола – Андрей Первозванный и Симон Кананнит (Зилот).

Сначала они остановились в городе Севасте (ныне Сухум), затем апостол Андрей отправился проповедовать вдоль Черноморского побережья Кавказа, а апостол Симон поселился в пещере, расположенной в ущелье реки Псырцха.

Вход в пещеру апостола Симона Кананита.

Преодолев границу, вполне увидели и ощутили: мы на Кавказе. Высокие лесистые горы, быстрые горные речки, водопады, многочисленные пальмы, защищающие путников от южного палящего солнца.

Красота Кавказа зачаровывает.

Следует несколько слов сказать о времени появления христианства в Абхазии. Свет Христовой веры впервые проник в эти пределы уже в середине I века.

В начале XIX века в Абхазии началось возрождение православия, а в 1875 году был основан Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь

Новый Афон – поселение на побережье Чёрного моря

прозванный так по имени известного монастыря, построенного в конце XIX века. Афон греческий полуостров в Эгейском море – известная всему миру монашеская республика. Его младший брат – Новый Афон, – названный так в его честь, был призван, подобно старшему брату, собрать в свои обширные пенаты не одну сотню монахов. История основания монастыря началась в 1875 году, когда группа монахов Пантелеимонова монастыря с горы Афон, приехав сюда, просила Императора Александра III даровать им в этом святом месте землю для строительства русского Нового Афона: мужского Симоно-Кананитского монастыря. На церемонии его освящения в 1888 году присутствовал сам Император Александр III с Императрицей Марией Федоровной, в честь которых был отлит малый колокол. Последний русский Император Николай II, известный своим благочестием, также посещал знаменитую обитель с богатыми пожертвованиями.

Место, где располагается мужской монастырь, поистине удивительное.

С одной стороны его закрывают мощные хребты Кавказских гор, с другой – крутой склон, спускающийся к Черному морю. Сложно представить, каких трудов потребовало от монахов выровнять площадку, занести и завезти строительный материал.


Впрочем, по преданиям, камни на постройку монастыря собирали всем миром и весьма оригинальным образом. От подножия селения Новый Афон до горы, где должен был располагаться комплекс, ведет дорога. Длина ее порядка двух километров. И вот каждый из желающих очиститься должен был проделать этот путь на коленях, неся с собой камень, размер которого, по внутреннему убеждению человека, соответствовал бы его грехам. Недаром дорога эта называется «путь грешников». В результате очень быстро на горе выросла приличная куча камней, и монахи приступили к строительству.

Чтобы добраться до монастыря, необходимо около десяти минут идти в гору, но тот, кто преодолевает этот, довольно непростой, подъём, не жалеет о затраченных усилиях.

Главный храм монастыря в честь великомученика Пантелеимона виден ещё с морского побережья.

Его размеры таковы, что он занимает добрую треть всей территории монастыря, напоминая наш Храм Христа Спасителя.

Справа и слева от западных дверей храма в стены вбиты памятные плиты, согласно которым первый камень при закладке храма был положен в присутствии Императора Александра III в 1888 году. Освящен уже построенный храм в 1913 году при посещении царя – страстотерпца Николая Александровича.

Основные жилые помещения для монахов располагаются в стенах монастыря и насчитывают не одну сотню комнат. К сожалению, обитель не избежала невзгод военного времени: стены и здания испещрены следами от пуль и снарядов.

Под куполом храма великомученика Пантелеимона.

Монастырю принадлежат ещё два храма, расположенные неподалёку от него: церковь Покрова Пресвятой Богородицы –

почти у побережья, (Здесь располагается библиотека).

и храм святого апостола Симона Кананита,расположенный внизу у водопада.

В этом храме находились мощи Симона Кананита.

Симон Кананит – апостол из двенадцати был, по преданию, одним из «братьев» Господа сыном Иосифа, обручника Пресвятой Девы Марии.

На его свадьбе в Кане Галилейской Господь совершил Своё первое чудо – претворение воды в вино. Дойдя вместе с апостолом Андреем с проповедью до Абхазии, он остался здесь нести труды благовестия. Поселившись на Анакопийской горе в небольшой пещере, апостол донёс свет Христовой веры до пределов Севасты (нынешний Сухум). Здесь же на горе на берегу бурной горной речки Псырдзхи он принял и мученическую кончину за Христа.

В пещере Симона Кананита.

Неподалёку от места кончины огромный гранитный валун сохранил отпечаток стопы апостола, который почитается местными христианами как великая святыня.

Стопа Симона Кананита.

Поклонный крест.

На месте захоронения апостола и был в дальнейшем построен нынешний храм,посвященный его имени.

Далее наш путь лежит в Команы.

Село Команы в Абхазии — одно из самых почитаемых христианами мест. Согласно преданию, здесь в 308 году умер и был погребен святой мученик Василиск. Позднее, в 407 году, по пути в ссылку в Питиунт в Команах умер и был погребен Святитель Иоанн Златоуст.

Село Команы расположено в 15 километрах от Сухума, на западном течении реки Гумисты.

Ущелье реки Гумисты.

Часовня и источник Святого Василиска.

От села Гума дорога спускается к мосту через реку Гумиста, раздваивается и заворачивает влево, в село Команы. Справа от дороги, ведущей в село, крутая тропа приводит к маленькой деревянной часовне христианского мученика Святого Василиска.

Источник Святого Василиска расположен далее, справа от проселочной дороги. Согласно местной легенде, источник забил из-под земли в том месте, где умер от жажды этот христианский святой. Вода источника, по поверью, обладает целебной силой.

Святой источник.

Икона мученика Василиска.

Могила христианского мученика Василиска.

Монастырь Святого Иоанна Златоуста.

Далее по левой стороне проселочной дороги, которая идет вдоль течения Западной Гумисты, видны руины основанного в 1898 году женского Василиско-Златоустовского монастыря.

Храм Иоанна Златоуста.

Храм Иоанна Златоуста возвышается чуть дальше над рекой. Храм был отстроен в 1991 году на руинах древнего храма XI века.

История Коман связана с именем святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Констатинопольского и одного из трех Вселенских святителей. Златоустом святого Иоанна прозвали за небывалое красноречие, привлекавшее к нему не только христиан, но даже еретиков и язычников.

После смерти в 407 году его тело находилось в Команах, а в 483 году с большими почестями было перенесено в Константинополь.

При возведении колокольни храма в земле был найден саркофаг, высеченный из известняка и весивший около тонны. Считается, что в нем погребено тело святителя до его переноса в Константинополь. В настоящее время гробница находится в церкви, а место погребения Иоанна Златоуста стало центром паломничества.

Святыни монастыря.Справа-саркофаг.

Место Обретения Главы Иоанна Крестителя.

Из Коман можно совершить конную прогулку в горы или подняться на внедорожнике к еще одному почитаемому христианами месту в Абхазии. В нескольких километрах от Храма Иоанна Златоуста находится место третьего обретения главы Иоанна Крестителя. В VIII веке в Византии возникло движение, направленное против почитания икон. Чтобы спасти реликвию, христиане тайно вывезли и спрятали святую главу Иоанна Предтечи недалеко от Коман. В IX веке святыня была найдена и возвращена в Константинополь. Так, в третий и последний раз она была обретена в абхазских горах. Команский грот почитается как священное место для христианского мира.

Место обретения главы Иоанна Предтечи.

К сожалению, Каманы до конца не разминированы. Поэтому ходить в районе православных святынь пока можно лишь по тропинкам, огороженным специальными вешками.

Возвращаемся обратно в Гудаутский район,где расположено село Лыхны.

В селе Лыхны находится удивительный. Лыхненский храм, ему больше 1000 лет.

Рядом с храмом — домик, здесь живет самый старый священник Абхазии, русский, отец Петр Самсонов.

Священник он уже пятьдесят лет, из которых сорок служит именно здесь. Но на службе, по его словам, иногда бывает один-два человека. Отец Петр очень старенький, ему за восемьдесят. Уже год он перемещается в инвалидном кресле.

Отец Петр Самсонов.

Батюшка очень любит свой древний храм: «Русь только крестилась, а здесь уже начали служить». Никогда он не хотел отсюда уехать в Россию — ни в начале войны, ни после нее, когда в течение десяти лет почти голодал.

Помолитесь, чтоб я встал, — сказал батюшка, когда мы уходили. — Господь, если захочет, может сказать: встань и ходи»

Наша экскурсия продолжается.Путь лежит в Восточную Абхазию через Сухум.

К востоку от Сухума есть несколько древних храмов.

Например, Моквский собор в честь Успения Божией Матери.

Здесь были погребены многие абхазские епископы, владетельные князья, священники.

Следует сказать несколько слов о столице Абхазии- Сухуме.

В советское время Сухум был еще одним центром православной жизни в Абхазии. По рассказам, здесь не так ощущались гонения на Церковь. Многие монахи переезжали сюда жить: например, прославленный недавно старец Глинской пустыни схиархимандрит Серафим (Романцов) или автор известной книги «У Троицы окрыленные» архимандрит Тихон (Агриков). Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) был именно в Сухуме пострижен в монашество в 1966 году. В советское время на территории Абхазии было всего четыре действующих храма, один из них — в Сухуме.

Кафедральный собор в Сухуме.

Драндский собор VIII века.

Дранда являлась резиденцией епископов. В 1634 г. турки высадили на берег большой десант и сожгли церковь. В 1885 г. разрушенный до того времени храм был восстановлен староафонскими монахами, возродившими при нем мужской монастырь. Монастырь был знаменит в Российской империи. При монастыре была основана школа на 50 детей, имелись мельница, столярная и плотницкая мастерские, кузница. На территории монастыря к 1917 г. располагались: Собор Успения Божьей Матери, типография, книжная лавка, усыпальница, скит Великого Пантелеимона и Феодора Стратилата, церковь св. Феодосия Черниговского, монашеские корпуса, трапезная, гостиницы, 3-х этажная больница с отдельной церковью и кельями, баня, прачечная и пр. Фруктовые сады и обширные виноградники окружали монастырь. Монастырь отличался большим гостеприимством. В 1928 г. был закрыт и разграблен.

В настоящее время древний храм все же является действующим. По определенным дням в нем проходят службы. В монастырских помещениях располагается тюрьма.

Илорский храм ,

Храм Святого Георгия Победо носца находится в селе Илор (Елыр) в нескольких километрах от Очамчыры.

Илорский храм всегда отличался богатством внутреннего убранства. В ризнице хранилась коллекция золотых и серебряных литургических сосудов, напрестольная массивная чаша из золота, пожертвованная Бедийскому храму царем Багратом III, серебряный складень с изображением святых воинов Дмитрия, Георгия и Феодора.

Особо почитались народом две кованные из серебра чудотворные иконы, которые пожертвовал церкви мегрельский князь Леван Дадиани. Клятва перед ними считалась священной и нерушимой. В народе ходили предания о том, как за измену клятве, данной перед иконой великомученика Георгия Илорского

клятвопреступника постигало суровое наказание.

Мироточащая икона из алтаря Илорского храма.

Слава о чудесах от икон Святого Георгия облетела всю страну.

Святой колодец у храма.

В настоящее время в храме среди икон находится и икона абхазского великомученика – святого Евстафия Апсильского. Впоследствии у его мощей происходили чудеса исцеления.

Икона святого Евстафия.

Наше путешествие подошло к концу.Последнее место для посещения- Бедийский храм.

В центре села Бедия, на высоком живописном горном плато, возвышаясь над местностью, стоит Бедийский храм.

Высокие отвесные обрывы каменистого плато являются одновременно естественной крепостью с единственным подъездом к храму с западной стороны. Отсюда открывается великолепный вид на побережье Черного моря и вершины Главного Кавказского хребта.

Бедийский храм является ценнейшим памятником архитектуры Абхазии. Он был возведен в конце Х века при царе Баграте III в честь Влахернской Богоматери. Этот крестово-купольный храм состоит из четырех подкупольных устоев, апсиды алтаря и прилегающих боковых помещений. Снаружи и внутри стены храма облицованы гладкими серо-желтыми песчаниковыми плитами. С внешней стороны восточная стена украшена большим резным крестом. Наличники окон и входов отделаны простой и изящной резьбой, отличающейся разнообразием сюжетов. Богатые росписи, покрывавшие внутренние стены храма, в настоящее время, в основном, утеряны.

Достоянием храма, позволяющим точно датировать время его возведения, считался золотой потир (чаша), датируемый 990 годом, на котором сохранилась надпись: «Святая матерь Божья, будь ходатайницей перед сыном твоим за абхазского царя Баграта и мать его царицу Гурандухт, пожертвовавших сию чашу, украсивших сей престол и построивших сию святую церковь, аминь». Поверхность чаши украшена рельефными фигурами Спасителя, Богоматери и апостолов.

В заключение следует отметить,что Абхазия-благословенная страна.

Повсюду здесь можно встретить множество древних православных храмов, которые свидетельствуют о святости места, где они стоят. Ибо, по учению Церкви, при освящении храма Богом приставляется Ангел-хранитель престола, который никогда уже не отходит от него и будет свидетельствовать на суде Божием о всем, что происходило в храме. Все это, как семена, которые до поры лежат под спудом, но наступают благоприятные времена, когда они прорастают и дают обильные плоды. В Абхазии помнят и чтят свои духовные корни Православной веры.

Благодарю Д. Выдумкина, М.Нефедову, А.Нефедова, Е.Голубеву за оказанную помощь в подготовке этой статьи.

Новоафонский мужской монастырь находится совсем недалеко от курортного города Абхазии Сухума. К нему туристов и паломников привлекает не только духовность и святость места, но и красота среди которой он находится. А это чистый морской воздух, красивейшие густые леса. Монастырь имеет древнейшую историю, которая прям манит к себе.

История Новоафонского монастыря

Начало своей истории обитель берет в начале 19-го века. В то время из царской казны было выделено пожертвование в немалой денежной сумме монахам русской обители в Греции. Кроме денежных средств также была выделена земля, которая была печально известна. На ней в первом веке погиб христианский миссионер на Кавказе. Да и в принципе своим видом сама гора чем-то напоминала всем известную греческую гору Афон.

Строительство началось по проекту, сложенному архитектором Никонова. Горниста местность была труднодоступной и достаточно тяжелой для освоения. Но несмотря на это монахи ее немного выровняли – засыпали пропасти и облагородили почву. Сами постройки имели две части – верхнюю и нижнюю. В скором времени были построены приют для паломников, храм Покрова Божьей Матери и хозяйственные постройки. Самой главной гордостью комплекса была специальная школа для мальчиков.

Данная мужская обитель стала центром православия на территории Черноморского побережья Кавказа. Ежегодно его посещают тысячи туристов и паломников. Нужно отметит, что также были и именитые гости такие как князь Михаил Романов, император Николай 2 и т.д.

Монахи вкладывали очень много трудов в обустройство обители. Их руками была построена пристань для пассажиров и грузов, гидроэлектростанция. Более того у монахов была собственная железная дорога и даже паровоз. В садах выращивали фрукты, имелись и пасека, конный завод и винодельня. Размах и влияние монастыря были поистине грандиозными.

С приходом советской власти для обители начались поистине тяжелые времена. На протяжении больше пяти лет монахи пытались защитить и отстоять комплекс, но к сожалению, его все-таки закрыли. И только в начале 90-х годов он начал «подниматься с колен». В стенах корпуса снова начали звучать божественные молитвы. В 2001 году открылось училище и регентская школа. Но несмотря на это ремонтные работы на территории монастыря ведутся и по сей день.

Святыни Новоафонского монастыря

Сегодня подворье Новоафонского монастыря имеет просто великолепный вид. Сюда съезжаются паломники и туристы, чтобы не только посмотреть на всю красоту, но и посетить все шесть храмов и помолится перед святыми образами.

Одним из самых грандиозных храмов, которые входят в состав общины является собор Пантелеимона. В длину он имеет более чем 50 метров, а в ширину 33. Его венчают пять сияющих куполов. Многие специалисты отмечают, что над росписью храма работали самые известные иконописцы и художники.

Иконы

Необходимо отметить, что иконы новоафонского монастыря очень ценны для православного мира. Среди них стоит выделить чудотворную икону Богоматери Избавительницы. На ней Богоматерь изображена в сидящим на ее левой руке Богомладенцем. Младенец держит в левой руке свиток.

Святой образ монастырю передал греческий старец Мартианин, который принес его с самого Афона. Перед тем как скончаться старец завещал святой образ обители. Перед образом молятся в следующих случаях:

  • об исцелении болезни,
  • об избавлении от душевных мук,
  • просят о помощи во время беды,
  • от избавления от вредных привычек.

Кроме иконы, святыней обители является чудотворный крест с частицей Древа Животворящего Креста Господня и мощи Симона Кананита.

Контакты

Священная Митрополия Абхазии
Адрес: Республика Абхазия, г. Новый Афон (Анакопия), монастырь св. апостола Симона Кананита.
Тел/факс: +7 840 2458099
E-mail:
Председатель Совета Священной Митрополии Абхазии архимандрит Дорофей (Дбар)
Тел. раб.: +7 840 2458068
Тел. моб.: +7 940 9202502
E-mail:
Заместитель председателя Совета Митрополии Абхазии иеродиакон Давид (Сарсания)
Тел/факс: +7 840 2458099
Тел. моб.: +7 940 9691491
E-mail:
Секретарь Совета Священной Митрополии Абхазии Герман Маршан
Тел/факс: +7 840 2458055
Тел. моб.: +7 940 7771715
E-mail:
____________________________________________________________________________
Монастырь св. апостола Симона Кананита в Новом Афоне (Анакопия)
Наместник монастыря иеродиакон Давид (Сарсания)
Тел/факс: +7 840 2458099
Тел. моб.: +7 940 9691491
E-mail:
Канцелярия монастыря
Секретарь — Дионис Яланчиди
Тел/факс: +7 840 2458099
Тел. моб.: +7 940 9691491
E-mail:
____________________________________________________________________________
Отдел социального служения Священной Митрополии Абхазии
Куратор — Алмасхан Бебия
Тел/факс: +7 840 2458099
Тел. моб.: +7 940 7382882
E-mail:
____________________________________________________________________________
Правовой отдел Священной Митрополии Абхазии
Юрисконсульт — Дионис Яланчиди
Тел/факс: +7 840 2458099
Тел. моб.: +7 940 9691491
E-mail:
____________________________________________________________________________
Издательский отдел Священной Митрополии Абхазии
Руководитель — архимандрит Дорофей (Дбар)
Тел. раб.: +7 840 2458068
Тел. моб.: +7 940 9202502
E-mail:
Менеджер — Ахра Смыр
Тел. раб.: +7 840 2458068
Тел. моб.: +7 940 7070333
E-mail:
____________________________________________________________________________
Веб-сайт Священной Митрополии Абхазии
Администратор — Ахра Смыр
Тел. раб.: +7 840 2458068
Тел. моб.: +7 940 7070333
E-mail:
____________________________________________________________________________
Журнал Священной Митрополии Абхазии «Алашарбага»
Главный редактор — архимандрит Дорофей (Дбар)
Тел. раб.: +7 840 2458068
Тел. моб.: +7 940 9202502
E-mail:
Вы можете нам отправить сообщение, воспользовавшись формой:

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *