Новый год праздник или нет?

Поздравляю с наступающим Новым годом! Но нужно ли нам отмечать этот праздник, раз уж мы с вами такие вот растакие христиане? Лично я думаю, что нужно, потому что мы не живём в параллельной реальности, ходим по тем же улицам, ездим в том же общественном транспорте, стоим в тех же очередях, в тех же кассах платим те же самые коммунальные платежи. То есть живём в этом мире, чьи гражданские события и светские праздники для нас не являются абсолютно чуждыми.

Наоборот, необходимо понимать, что в эту ночь будет массовое скопление людей на разных площадях, в соборных местах разных городов. Люди будут пить, гулять, веселиться, а значит, грешить больше, чем обычно. Просыпаться в незнакомых квартирах, причём некоторые — лицом в салате. Ну а о том, какова будет статистика неприятностей этой ночи, думаю, нам расскажут люди, которые не празднуют, но работают в пунктах вытрезвителей, в полиции, бригадах скорой помощи и так далее.

Фото: www.globallookpress.com

И для того, чтобы снизить градус неприятностей в эту по-граждански «святую» ночь, необходимо вступать в новый год с молитвой. Обязательно молитесь Богу, «когда часы 12 бьют», как в песне поётся. Когда стрелки сбегутся, и президент уже нам скажет всё, что думает, а мы уже раскупорим всё, что приготовили, в это самое время стоит войти в Новый год с крестным знамением, сказав:

Господи, прости нас за всё, что мы сделали плохого в прошедшем году, и благослови нас войти в наступивший год с Твоим благословением!

Пусть именно это будет самым главным, что есть у вас в душе и голове, где бы вы ни встречали наступающий Новый год. Но лучше встречайте его в кругу семьи. За столом, собравшись вместе, потому что мы столь редко видим друг друга, суетно и шумно живём и, в общем-то, мало разговариваем и даже просто едим вместе.

Но есть ещё одна традиция. Относительно новая, но уже вошедшая в жизнь нашей Церкви. Когда в новогоднюю ночь, опять-таки «когда часы 12 бьют», священник в храме у Престола Божия говорит:

благословенно Царство Отца и Сына, и Святаго Духа.

Осеняет крестообразно антиминс и начинает Божественную литургию. Мы вынуждены служить эту не установленную в церковном Уставе Литургию в эту ночь, потому что, во-первых, в эту ночь много греха, а во-вторых, все празднуют и отдыхают, а это значит, что людям можно собраться на молитву, поскольку утром на работу не идти.

Протоиерей Андрей Ткачев. Телефон как символ молитвы

Ну а в-третьих, надоело одно и то же каждый год. Надоело смотреть «С лёгким паром!», хотя, вообще, это гениальный фильм, разобранный на цитаты, и каждая его мизансцена давно у всех в голове засела плотнее, чем адрес собственного дома. Современные «звёзды эстрады» вообще не вызывают восторга, потому что очень часто это просто пошло. И поэтому надо как-то впустить Господа Бога в этот праздник.

Так в Русской Православной Церкви возникла новая традиция — в 12 часов ночи начать Божественную литургию. И уже во многих храмах Москвы и других регионов в ночь с 31 декабря на 1 января служат Литургию. Если человек недалеко живёт, то уже часа в два ночи он будет дома. Помолился, попросил у Бога прощения за свои грехи и пришёл к праздничному столу, желательно постному. Главное, ты побывал на службе, а не просто сидел и чистил мандарины.

Фото: www.globallookpress.com

Поэтому как бы вы ни встречали Новый год, встречайте его без греха. Повторюсь, лучше всего в кругу тех людей, которых вы редко видите, хотя они самые дорогие для вас.

Ну а если даже случится выехать куда-нибудь, на турбазу или в туристическую поездку, ну что же, встречайте Новый год там. Но без греха, пожалуйста. С молитвой и с крестным знамением.

И ещё. В этот день стоит обернуться назад, посмотреть, что там за спиной. Что было в прошедшем году, скажем так, проинвентаризировать, какие ошибки были совершены, какие вещи задуманы, но не случились. А какие вещи случились неожиданно и непродуманно, без плана, так сказать, просто как неожиданности. Что вообще происходило в вашей жизни за прошедший год? И сделать это, чтобы поблагодарить Создателя и вздохнуть о своей слабости.

Протоиерей Андрей Ткачев. Чудо борца за православие преподобномученика Афанасия Брестского

Ну а наперёд нужно тоже планировать свою жизнь. И хотя мы не знаем, что нас ждёт, хорошие цели ставить перед собой мы всё-таки можем.

Вот, например, поставьте перед собой какую-нибудь хорошую цель: обязуюсь в новом, 2019, году похудеть на 10 килограммов (так может сказать человек с избыточным весом, допустим, даже и я). Другой скажет: обязуюсь выучить французский язык или взяться за итальянский. А кто-нибудь скажет: буду ходить в бассейн, но ни одно воскресное богослужение не пропущу.

Ставьте в новогоднюю ночь перед собой благие цели. Не просто: чпок и пробка в потолок, выпили, закусили, утром проснулись, и всё то же самое. Нет, будьте новыми, и будет вам Новый год. Обновляйтесь духом, умом, двигайтесь вперёд, ставьте перед собой благие цели, будьте благодарны Господу и, снова и снова повторюсь, с крестным знамением и молитвой встречайте бой курантов. Это общая заповедь и общий закон. А кто сможет, приходите в храм.

С праздником!

Каждый год в определенное время поднимается ряд вопросов, и нет конца этому порочному кругу. И каждый раз мы думаем, что вопрос решен и на него дан ответ, однако в следующем году тема поднимается с новой силой, как будто ничего не было сказано до этого.

Согласно Шариату, мусульманам не дозволено праздновать немусульманские праздники. В классических книгах мусульманского права по этому вопросу не существует разногласий, поэтому никакая другая точка зрения в связи с данной темой в наше время не может быть принята.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Кто уподобился какому-то народу, тот из их числа».

В книге, приписываемой хафизу ас-Суюты, о немусульманских праздниках сказано так:

«К порицаемым нововведениям относится уподобление неверным в отношении их проклятых праздников, что делают многие из невежественных мусульман в обществе христиан. Они повторяют то, что те (христиане) делают в «праздник Рождества Христова» – самый большой праздник у христиан».

В своей книге «Аль-Мадхаль» в главе «О некоторых праздниках иудеев и христиан» Ибн аль-Хадж аль-Фаси (ум. 737 г.х.) сказал следующее:

«И то относится к праздникам , которые считаются частью Шариата, но, на самом деле, ей не являются. Теперь нам осталось поговорить о праздниках, которые люди привыкли отмечать, хотя знают, что эти праздники сугубо иудейские и христианские. Воистину, некоторые люди в наше время подражают им и принимают участие вместе с ними в почитании этих праздников. О, если бы это касалось только простого народа! Но ведь, на самом деле, многие из тех, кого считают людьми знания, предаются подобным делам в своих домах, поддерживая свою семью в этих празднованиях. Более того, человек радует своих домашних: и стариков, и детей – щедрыми тратами, предполагая . На самом деле, некоторые из них даже обмениваются подарками с иудеями и христианами по случаю этих праздников и дарят им вещи, которые нужны для проведения их праздников, так что эти мусульмане по сути помогают иудеям и христианам усугубить свое неверие. Некоторые дарят им ягнятину, другие – зеленые дыни, финики или другие фрукты по сезону, а большинство дарит все вышеперечисленное. Всё, что было упомянуто, противоречит благородному Шариату».

А теперь мы должны попытаться понять это, казалось бы, строгое (а для многих даже абсурдное, «средневековое») установление Шариата, потому что зачастую проблема в принятии того или иного решения для современных людей заключается в том, что они не могут понять причину решения Шариата и, основываясь на своем поверхностном анализе, утверждают, что-то или иное решение устарело, неактуально, поверхностно и т. д. Хотя понимание или непонимание причины, стоящей за тем или иным положением религии, не освобождает человека от его соблюдения и не снимает с него необходимости подчинения, понять причину очень важно. Это слабость и болезнь нашей эпохи – непонимание основ.

Важнейшая причина, по которой запрещено отмечать неисламские праздники – это сохранение исламской идентичности в общем и основ Единобожия, в частности.

Многие говорят, что, мол, Новый год – это светский праздник, в отличии от Рождества, и поэтому Ислам не запрещает праздники такого рода. Мы должны понимать, что любой праздник в той или иной степени наполнен своей мифологией и различными культовыми коннотациями. Например, празднование Нового Года было придумано коммунистами как вид борьбы с религиозными праздниками, в большей степени с христианским Рождеством, чем с мусульманскими праздниками, однако задача была именно создать культ, который будет помогать вытеснять религиозные праздники различных народов, создавая единую внерелигиозную идентичность. И в этом задача, в общем, любого светского праздника. Потому что праздник – это не просто выходной в рабочей неделе, это единение и сопричастность людских сердец и устремлений по какому-то поводу или событию.

И мы действительно видим, что во многих мусульманских семьях Новый Год любят больше, чем праздники Ураза-Байрам или Курбан-Байрам. Многие даже не могут в дни двух исламских праздников испытать праздничное настроение, в отличие от Нового года. В этом и суть такого праздника – секулярное единение людей, оторванных от своих религиозных корней. Многие православные христиане негативно относятся к этому празднику, понимая, что он был введен именно для замещения их религиозных праздников. Так почему мусульмане должны быть в авангарде этого секуляризма?

Что касается единобожия, то культ Нового года содержит в себе много элементов магизма, веры в силу природы и прочие вещи, которые, пусть поданы хоть в игровой манере, однако имеют место. И, если дети будут воспитываться в такой атмосфере, они могут впитать многие чувства и убеждения, противоречащие основам Единобожия.

Также мы должны понимать, что сопричастность этому празднику – это также сопричастность тому массовому греху, которому люди предаются в эти дни, главным образом, пьянству и прелюбодеянию. Празднование приобретает формы языческих вакханалий, когда люди соревнуются, кто будет в запое дольше и, кто совершит больше безумств в это время. Неужели тот, кто верит в Аллаха и Его Посланника, да благословит его Аллах и да приветствует, хоть в какой-то форме желает поучаствовать в этом сумасшествии?!

Православие ищет золотую середину и меру во всем, уверен иерей Андрей Чиженко.

Ответ, наверное, возможен такой: «Можно, если осторожно». Отметим, что в традиции нашего народа и частично в церковной у нас три Новых года.

Первый Новый год в богослужебном употреблении называется церковное новолетие. Он празднуется 1 сентября по старому стилю (14 сентября н. ст.). Данное церковное установление имеет историческое основание.

Во-первых, древние иудеи праздновали Новый год 1 сентября, и именно в этот день Христос вошел в синагогу своего родного города Назарет и прочитал слова пророка Исаии: «Дух Господень на Мне, Его же ради помаза Мя… проповедати лето Господне приятно» (Лк. 4:18, 19).

Во-вторых, потому что именно 1 сентября 313 года святой равноапостольный император Константин Великий одержал победу над своим противником Максентием, после чего государь византийский специальным документом – Миланским эдиктом – даровал христианам свободу исповедовать свою веру. Со времен Первого Вселенского Собора 325 года принято праздновать Новый год именно 1 сентября (ст. ст.). Потому годовой круг праздников и богослужений в Православной Церкви начинается 1 сентября.

Примечательно, что у древних славян, зависевших во многом от климата и природы, новый год начинался с марта, когда природа начинала пробуждаться от зимней спячки.

Второй Новый год 1 января ст. ст. (14 января (н. ст.) был утвержден в Российской империи указом Петра Первого в 1700 году. Этот календарь получил название «юлианского», потому что он впервые был введен Юлием Цезарем на территории Римской империи в 45 году до Рождества Христова.

Сейчас кроме Православной Церкви, оставшейся на юлианском летоисчислении, общество живет уже по третьему календарю – григорианскому, введенному Папой Римским Григорием XIII в 1582 году.

Таким образом, мы видим, что в различные эпохи человечество, включая и наш народ, праздновало Новый год в различное время. С одной стороны, это было связано с общественно-историческими предпосылками, с другой – с попыткой более точно приспособиться к движению Солнца, Луны и других небесных светил.

С точки зрения Нового года как праздника, Церковь, конечно же, его не запрещает. Ранее – по юлианскому календарю – праздновать его было удобнее: Рождество Христово, окончание поста и потом уже Новый год, именуемый сейчас старым Новым годом. Но большевики, конечно же, из-за противоборства Церкви и в силу антирелигиозных кампаний ввели в 1918 году на территории союзных республик григорианский календарь. И теперь Новый год уже является скорее «ловушкой», соблазном для истинного православного, который должен поститься, когда множество людей веселятся, танцуют и едят оливье и колбасы.

Итак, вопрос: «Можно ли праздновать Новый год?».

Ответ: «Конечно же, можно». Но без излишеств, пьянства и чревоугодия. Мы должны помнить, что Новый год – не праздник в полном смысле этого слова. К нему не привязано никакое духовное, историческое или общественное событие. Это лишь арифметическая дата, позволяющая человеку оценить вехи своей земной жизни: с одной стороны, подвести итог своим достижениям и неудачам в прошлом году, а с другой – построить планы на следующий год.

Потому, конечно же, лучшим препровождением времени для православного 31 декабря и 1 января было бы богослужение. Так, например, 31 декабря можно отслужить благодарственный молебен Богу за то, что Он сподобил прожить еще один год и дал все необходимое для жизни, а 1 января хорошо было бы встретить Божественной Литургией и молебном о начале всякого доброго дела или молебном на новый год, чтобы Господь даровал нам свое благословение на нашу жизнь в следующем году.

Можно отпраздновать Новый год в кругу родственников, близких, друзей. Только не нарушая поста. С рыбкой, с салатом из крабовых палочек вместо оливье. Можно и пообщаться, уделить свое внимание близким, подарить им свою любовь. Конечно же, удержитесь от пьянства, дискотек, танцев и прочего того, что не положено делать в пост.

Все хорошо в меру. И праздник должен быть без языческого разгула. Нужно понимать, что православие ищет золотую середину и меру во всем.

Будем помнить, дорогие братья и сестры, что уже с 1 января вплоть до Рождества Христова церковный устав предписывает строгий пост: следует принимать только пищу растительного происхождения. Нужно усугубить пост, чтобы достойно встретить Рождество Христово. Также не забудем, дорогие друзья, что 1 января по новому стилю в Церкви установлен день памяти святого мученика Вонифатия, которому молятся об избавлении от недуга пьянства.

Хочется всем нам пожелать, чтобы мы встретили 1 января колокольным звоном, свечечкой в храме и хрустящим снежком, а не с больной головой и тяжелым животом.

Иерей Андрей Чиженко

Новый год в разных странах празднуют в соответствии с национальными традициями, но главными символами практически везде являются — наряженная елка, огни гирлянд, бой часов, шампанское, подарки и надежда на лучшее в наступающем году.

Этот светлый и красочный праздник люди отмечают издревле, но историю его происхождения мало кто знает.

Sputnik Грузия поинтересовался, что это за праздник, когда он возник и почему его справляют 1 января.

Самый древний праздник

Первые документальные свидетельства о праздновании Нового года восходят к третьему тысячелетию до нашей эры, но историки полагают, что праздник еще древнее.

Получается, что Новый год — самый древний праздник, который отмечали и продолжают отмечать разных странах в разное время.

Впервые обычай праздновать Новый год появился в Древней Месопотамии. Новый год в Вавилоне отмечали в день весеннего равноденствия – в это время природа просыпалась от зимнего сна. Праздник был установлен в честь покровителя города — верховного бога Мардука.

Праздновали Новый год маскарадами, карнавалами и шествиями в течение 12 дней, начиная с конца марта, после того как прибывала вода в Тигре и Евфрате и начинались земледельческие работы. Люди веселились и гуляли, так как работать в эти дни запрещалось.

© Sputnik / Alexander Imedashvili

Со временем эту традицию переняли греки и египтяне, затем она перешла к римлянам и так далее.

В Древней Греции Новый год наступал в день летнего солнцестояния — 22 июня, и посвящался Дионису — богу виноделия. Греки вели свое летоисчисление от знаменитых Олимпийских игр.

На протяжении веков в Древнем Египте в период с июля по сентябрь праздновали разлив реки Нил. Это было жизненно важное событие, знаменующее начало нового посевного сезона.

Вода Нила в это время считалась чудодейственной, и у египтян был обычай при праздновании Нового года из разливающегося Нила наполнять специальные сосуды «святой водой». Египтяне верили, что воды Нила смывают все старое.

Кстати, именно тогда было принято устраивать ночные празднования с танцами и музыкой и дарить друг другу подарки.

Рош Ха-Шана (глава года) или Еврейский новый год по лунному иудейскому календарю начинается в первый день месяца тишрей, который обычно приходится на середину сентября — начало октября по светскому календарю.

В Рош Ха-Шана считается, что решается судьба человека на год вперед, поэтому в этот день начинается десятидневный период духовного самоуглубления и покаяния.

Солнечное летоисчисление

В день весеннего равноденствия 20 или 21 марта отмечали и Древнеперсидский праздник Навруз — он означал начало весны и посевного периода.

В переводе с персидского слово «навруз» означает «новый день» и по иранскому календарю выпадает на первый день месяца «фарвадин».

Праздновать Навруз стали с возникновением календаря солнечного летоисчисления — он появился у народов Средней Азии и Ирана задолго до возникновения ислама — семь тысячелетий назад.

Навруз этим отличается от мусульманского Нового года, так как в основе мусульманского календаря лежит лунный годичный цикл.

По традиции, семена пшеницы или ячменя за несколько недель до этой даты клали в блюдо, чтобы они проросли. Семена давали ростки к Новому году — это символизировало приход весны и начало нового года жизни.

Китайский Новый год

Новый год по китайскому календарю в старину праздновали целый месяц. Дата празднования китайского Нового года, который зависит от лунного календаря и наступает в первое новолуние нового года, в промежутке от 17 января до 19 февраля.

В 2018 году жители Китая отметят пришествие 4716 Нового года – Желтой Земляной Собаки 16 февраля.

© AFP / Ye Aung Thu Традиционные танцы дракона и льва по улицам в первый день Нового года в китайском квартале Янгона, Мьянма В новогоднюю ночь во время праздничной процессии, которая проходит по улицам Китая, люди зажигают множество фонарей. Это делается для того, чтобы осветить себе путь в Новый год. Китайцы, в отличие от европейцев, встречающих Новый год с елкой, предпочитают мандарины и апельсины.

Юлианский календарь

Римский император Юлий Цезарь ввел в 46 году до нашей эры календарь, в котором год впервые начинался с 1 января. В Древнем Риме Новый год до этого также праздновали в начале марта.

Новый календарь, естественно, стали называть юлианским, и им стали пользоваться все страны, которые входили в Римскую империю. По новому календарю счет начался с 1 января 45 года до нашей эры — в этот день как раз было первое новолуние после зимнего солнцестояния.

Несмотря на это Новый год во всем мире еще много столетий отмечали в соответствии с сельскохозяйственными циклами: либо в начале весны, либо в конце осени.

Первый месяц года был назван январь в честь римского бога двуликого Януса, который считался покровителем всех начинаний. В этот день римляне приносили ему жертвы и проводили важные мероприятия.

Традиция дарить новогодние подарки была и в Древнем Риме – первыми из них были ветви лавра, предвещавшие в наступающем году счастье и удачу.

Славянский Новый год

Языческий Новый год славяне праздновали в День зимнего солнцестояния и связывали его с божеством Колядой. Главным символом был огонь костра, который изображал и призывал свет солнца после самой долгой ночи в году.

© photo: Sputnik / Andrey Aleksandrov Колядные гуляния в деревне Молотковичи Брестской области

Новый год также связывали с плодородием. По славянскому календарю сейчас наступает 7526 год – год Свернувшегося Ежа.

На Руси начало года на 1 января перенес своим указом царь Петр I в 1699 году и повелел елкой и фейерверками отмечать этот праздник.

Традиции

Новый Год в разных странах празднуют по-своему, несмотря на то, что это интернациональный праздник. Так, например, в Японии звучит 108 ударов колокола, вместо 12, а грабли считаются лучшим новогодним аксессуаром, чтобы загребать счастье.

В Болгарии Новый год — время новогодних поцелуев, поэтому в первые минуты выключают свет, а итальянцы выкидывают старые утюги и стулья.

© photo: Sputnik / Алексей Даничев За десять минут до наступления Нового года

Особое значение на Эквадоре придают нижнему белью — оно приносит любовь и деньги в зависимости от выбранного цвета, а в Панаме счастье приносит громкий шум, поэтому жители включают сирены своих машин, кричат и свистят.

В Дании принято бить посуду под окнами своих друзей – так датчане желают близким любви и процветания. В Бразилии в новогоднюю ночь принято отгонять злых духов, поэтому бразильцы облачаются в белую одежду.

Испанцы по традиции съедают в полночь 12 виноградин – по одной с каждым боем часов. Они считают, что каждая из них должна принести удачу в каждом месяце наступающего года.

Чилийцы в полночь кладут деньги в обувь и съедают ложку чечевицы, тем самым обеспечивая себя богатство и процветание в Новом году. А в Мьянме, где в Новый год самый жаркий период, по традиции каждый встречный поливает другого холодной водой.

В Панаме в Новый год сжигают чучела известных людей, спортсменов и политиков. Эта необычная новогодняя традиция не является актом протеста против кого-либо конкретно. Просто так панамцы прощаются с неприятностями прошедшего года.

А в странах постсоветского пространства была такая традиция – записать на листке бумаги свое желание, сжечь его и высыпать пепел в бокал шампанского, смешать и выпить. Все эти действия нужно было проделать за то время, пока часы бьют двенадцать.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Старый Новый год многие привыкли считать этаким недопраздником: и само название звучит как недоразумение, и странно как-то отмечать одно и то же по второму разу – куранты как-никак отзвонили своё уже две недели тому назад, и президент сказал своё веское слово, и шампанское допито, а тут снова здорово. Но если вдуматься, то выходит, что тем, кто всерьёз относится к традициям православия, логичнее было бы садиться на ночь глядя за новогодний стол не 31 декабря, а 13 января. И вот почему.

Экскурсия в прошлое

В царской России люди жили по юлианскому календарю – по тому, что был создан аж в Римской империи и основан на разработках древнеегипетских астрономов. Тем временем вся Европа жила по календарю григорианскому, более точному и новому – он был введен папой Григорием XIII в XVI веке. Именно он сегодня используется в большинстве стран мира.

Разница между этими двумя исчислениями времени на момент введения календаря григорианского составляла 10 дней; к XX веку она увеличилась до 13 дней. Можно себе представить, насколько России неудобно было вести международные дела: в Европе один день на дворе, в Московии другой. И если русские цари подстраиваться под Европу не спешили, то большевики не выдержали и в числе прочих реформ ввели следующую: начиная с 14 февраля 1918 года страна перешла на григорианский календарь.

Фото: Russian Look / Globallookpress

Дань старине глубокой

Отголоски эпохи юлианского календаря отзываются в современности до сих пор – например, в двойных датах: каждый из нас в свое время читал в школьных учебниках, что Пушкин, наше всё, родился «26 мая (6 июня)». То есть 26 мая по старому стилю, 6 июня – по новому. Некоторые «старые» даты так прочно укоренились в народном сознании, что, например, Кровавое воскресенье мы четко привязываем к 9 января, хотя по григорианскому варианту произошло оно 22-го числа, а восстание декабристов – к 14, а не к 26 декабря. Невольно отдавали дань старому стилю и те же большевики, упорно называя свою любимую революцию Октябрьской – хотя сами же ввели календарь, согласно которому случилась она 7 ноября.

Реформы реформами, а вот так вдруг взять и начать жить по-новому довольно трудно. Тем более – отмечать Новый год в непривычное время. Впрочем, тут хитрый на выдумки русский народ сориентировался быстро – начал праздновать дважды: в первый раз по новому стилю, во второй – по старому.

Новый год и Рождественский пост

Русская Православная Церковь же, которую «отменить» оказалось не так просто, как старый календарь, переходить на григорианский стиль отказалась. По сей день она живет по юлианскому календарю. Потому-то, пока в Европе и США пляшут вокруг ёлочки и празднуют Рождество Христово, российские верующие постятся. Наше Рождество наступает не 25 декабря, а 7 января.

И тут мы переходим к самому интересному. Время новогодних праздников, когда счастливый люд массово давится в гипермаркетах в поисках наилучшей колбасы для самого русского в мире салата, приходится на строгий рождественский пост. Начинается он 28 ноября, а заканчивается 6 января.

Избежать празднования Нового года в нашей стране сегодня практически невозможно: у нас этому празднику уделяют столько внимания, что скрыться от него некуда. Уже в конце ноября отовсюду начинают превентивно сверкать гирлянды, зеленеть ёлочки и звучать новогодние мелодии, и чем ближе заветная ночь, чем больше среднестатистический житель России проникается соответствующим хвойно-мандаринным настроением.

Уже в конце ноября отовсюду начинают превентивно сверкать гирлянды, зеленеть ёлочки и звучать новогодние мелодии. Фото: Александр Авилов / АГН «Москва»

В результате те, кто серьёзно относится к предписаниям Церкви и соблюдает пост, оказываются в странной ситуации: в новогоднюю ночь они не имеют возможности устроить себе праздник живота. Ни мясо, ни яйца, ни птицу, ни молочные продукты в это время есть нельзя.

Разумеется, проще простого найти в интернете рецепты вкуснейших и даже изысканных блюд, приготовленных из постных продуктов; так многие и делают. Но проблема в том, что сама идея поста связана с ограничением в телесных удовольствиях; выкрутиться и всё-таки насладиться – это как-то не совсем про пост.

Не исключено, что старый Новый год потому и прижился у нас в стране так органично, что был уже после поста.

Пировать и веселиться

Вот, например, популярные в народе блюда, которые постящимся нельзя есть на «новый Новый год», но вполне можно на старый.

Салат оливье. Там и мясные продукты, и яйца, и содержащий яйца майонез. Можно, конечно, сочинить постную версию этого кушанья, но она будет так же далека от привычного нам варианта, как современный колбасный оливье от своего дореволюционного прототипа с рябчиками и раковыми шейками.

Гусь (утка) с яблоками. Ну нельзя птицу в пост. Нет, и банальную курицу тоже нельзя.

Холодец. Там же мясо!

Торт «Наполеон». Да и вообще почти никакой торт нельзя – там яйца и сливочное масло. Разве что какое-нибудь недоразумение из супермаркета, которое маркировано как постное и скромно называется «торт морковный».

Шампанское. Нет, на самом деле винопитие в пост возможно, но в меру. То есть один бокальчик под куранты – и хватит.

И это, по-вашему, Новый год?!

Выход, как всегда, есть: отметить Новый год по старому стилю. С размахом. Чтобы стол ломился, стены дрожали, а соседи завидовали!. Фото: Russian Look / Globallookpress

Выход, как всегда, есть: отметить Новый год по старому стилю. С размахом. Чтобы стол ломился, стены дрожали, а соседи завидовали!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *