Новый Иерусалим до реставрации

Восстановление Новоиерусалимского монастыря растянулось на полвека. 8 мая с.г. патриарх Кирилл освятил Воскресенский собор обители. Фото с сайта www.patriarchia.ru

Расследование хищения в Минкультуры привлекло широкое общественное внимание к ситуации в области реставрации церковных памятников. Напомним, 15 марта 2015 года на колокольне Новодевичьего монастыря произошел пожар, а ровно год спустя статс-секретарь Минкультуры России Григорий Пирумов был арестован сотрудниками ФСБ России. После открытого судебного заседания 16 марта с.г. появилась информация о пропаже 50 млн руб., выделенных на реставрацию Новодевичьего монастыря в Москве, и нестыковках в документах по реставрации иных церковных объектов. 20 апреля суд арестовал имущество и счета Пирумова. По информации ТАСС, следствие подозревает высокопоставленного чиновника в систематическом нецелевом использовании бюджетных средств на протяжении как минимум четырех лет. В апреле произошел арест других сотрудников Минкульта, связанных с организацией реставрационных работ.

Пирумов, пришедший на государственную службу из строительного бизнеса, в соответствии с приказом о распределении обязанностей в министерстве от 5 июля 2012 года начал руководить департаментом управления имуществом под началом замминистра Константина Черепенникова. Последний покинул должность, не сработавшись с командой Владимира Мединского, а в сентябре 2013 года ИА «Росбалт» сообщил о его допросе по делу о хищении госсредств.

Одной из последних инициатив Пирумова стало создание портала «Россiя. Наследие» и одноименного журнала. Портал создавался как площадка для объединения разрозненного реставраторского сообщества и популяризации религиозно-культовых памятников архитектуры. В размещенном на портале интервью Пирумов заявил: «К сожалению, будем вынуждены сократить бюджет реставрации Соловецкого и Новодевичьего монастырей. Для окончания работ на последнем этапе не хватает примерно 2 млрд».

Согласно недавнему заявлению замминистра культуры Николая Малакова, на реставрацию памятника наследия ЮНЕСКО Новодевичьего монастыря было запланировано 5,2 млрд руб., из которых, как сообщает Интерфакс, 1,5 млрд уже потрачены. Сумма уточнялась и выделялась поочередно, однако столь значительные траты по понятным причинам у многих вызывали вопросы. При наличии множества памятников, находящихся в критическом состоянии, финансируются лишь те культовые постройки, которые являются потенциально успешным маркетинговым проектом, посещаются туристами и приносят хороший доход, например, московский Новодевичий монастырь, Соловецкий монастырь, подмосковный Новоиерусалимский монастырь и другие.

Резиденция митрополита Ювеналия (Пояркова) находится на территории Новодевичьего монастыря, но сам митрополит по понятным причинам в женском монастыре, каким является Новодевичий, не проживает. Однако на территории монастыря располагается епархиальное управление, которое собирает налог со всех храмов Подмосковья.

Отвечая на обвинение в богатстве епархии в интервью, размещенном на официальном сайте Московского патриархата еще 10 апреля 2007 года, митрополит Ювеналий заявил, что «все средства по-прежнему уходят на реставрацию церквей и монастырей». Однако до настоящего времени совершенно неясно, почему епархиальные доходы и расходы не подлежат обнародованию, на какую инициативу с настоятелей приходов взимаются всевозможные сборы и куда поступили дорогостоящие подарки, врученные при митрополичьем служении? И если все сборы уже давно идут на реставрационные работы, то почему даже главной епархиальной обители теперь требуется 5 с лишним млрд руб. госсредств на реставрацию?

Сегодня аппарат церковного управления занят отнюдь не реставрацией. В последние годы патриарх Кирилл, утверждая свою власть, значительно увеличил количество епархий путем их простого деления и рукоположил огромное количество новых епископов. В результате появилась острая нужда в епархиальных управлениях, при которых располагаются архиерейские покои. В сложившейся ситуации бюджетные средства просто не могли не пойти на финансирование возросшего управленческого аппарата Церкви, о чем неоднократно писала пресса. Финансирование выделялось спешно. Соответствующая поправка была внесена депутатами Государственной думы при подготовке ко второму чтению проекта федерального бюджета на 2014 год и на плановый период. 600 млн планировалось выделить на объекты епархиального управления в 2015 году в рамках федеральной целевой программы по укреплению единства российской нации, которой руководил Александр Журавский, бывший проректор Казанской семинарии и один из нынешних заместителей Мединского.

Проект федеральной целевой программы по развитию другого памятника ЮНЕСКО, Соловков, несмотря на озвученное архангельским губернатором одобрение Владимира Путина, так и остался на бумаге. Не раз происходила смена головного подрядчика, возникал протест культурной общественности против строительства гостиниц в охранной зоне. В результате в рамках госпрограммы «Культура» строительство продвигается с опозданием, финансирование урезается, происходит постоянное перераспределение средств, очередной этап которого успел проанонсировать Пирумов.

В рамках воссоздания наследия патриарха Никона отреставрирован Иверский Валдайский монастырь, недавно закончены работы в Новоиерусалимском монастыре под Москвой, ожидается реконструкция Онежского Крестного монастыря. Работы в Иверском монастыре, который относится к «путинским» местам, велись достаточно гладко и тихо, чего нельзя сказать о Новоиерусалимском монастыре, где они растянулись на полвека. О завершении реставрационных работ в Истре Минкультуры сообщило в своем годовом отчете только 30 марта с.г. Документ, кстати говоря, совершенно умолчал о вышеупомянутом реставрационном портале Пирумова и его финансировании. Иверский монастырь получал средства по «президентской» программе, а Новоиерусалимский изначально планировался как церковно-государственное партнерство, госсредства осваивались вместе с пожертвованиями церковного фонда. Но запланированное взаимодействие реставраторского сообщества с духовенством проще было бы назвать жесткой конфронтацией. Долгая история, начавшаяся с письма патриарха Алексия II президенту Борису Ельцину в 1994 году, закончилась победой Церкви.

Профессионалы обеспокоены тем, что реставрацией привыкли распоряжаться священнослужители или их частные спонсоры, которые делают все на свой вкус и цвет, совершенно не интересуясь особенностями исторического стиля. Достаточно войти в любой сельский храм, чтобы удостовериться в этом воочию. Исключения единичны. Не раз участвуя в реставрации провинциальной церкви в качестве художника, я был удивлен наличием настоящих шедевров, порой превосходящих дворцовую живопись Санкт-Петербурга. Но, к сожалению, в масштабах страны уничтожение на местах забытых всеми шедевров церковного искусства происходит непрерывно. Священнослужители понимают, что проще заплатить штраф, чем получить заключение специализированной комиссии. Что касается финансовой стороны дела, в Церкви следят на любом уровне лишь за взиманием епархиального налога.

Непрозрачные стороны госфинансирования Церкви бросают тень на отношение государства и религиозных организаций в нашей стране и вместо консолидации производят путаницу в базовых ценностях. Реставрация памятников культуры важна для всей страны, это ее истоки, ее богатство, и нарушение закона здесь морально неприемлемо.

Воскресенский собор Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря был заложен 27 апреля 1658 года, первым зодчим «великой церкви» Нового Иерусалима был сам Патриарх Никон. При сооружении Воскресенского собора он использовал модель храма Гроба Господня, подаренную ему в 1649 году Иерусалимским Патриархом Паисием, чертежи, гравированные по рисункам Бернардино Амико 1596 года, и «Проскинитарий» — книгу русского паломника в Палестине иеромонаха Арсения (Суханова) насельника Троице-Сергиевой Лавры специально посланного в Святую Землю Патриархом Никоном, название этой книги переводится на русский язык как «Поклонник святых мест».

Вскоре после закладки собора Патриарх Никон из-за разногласий с царем Алексеем Михайловичем покинул Москву и поселился в Воскресенском монастыре. Он принимал непосредственное участие в сооружении собора как зодчий и как простой рабочий до 1666 года. За это время стены собора были возведены до кровель, украшены снаружи и изнутри изразцами, созданными в собственных мастерских монастыря, монастырскими мастерами-монахами были отлиты 15 колоколов для соборной колокольни. В 1666 году Патриарх Никон был осужден собором православных патриархов, лишен патриаршего сана и приговорен царем к ссылке в дальний монастырь, работы по строительству храма были прекращены.

Сооружение собора было продолжено в 1679 году и к 1685 году была завершена глава над главным воскресенским алтарем собора и шатер над часовней Гроба Господня, в 1690 году была освящена подземная церковь в честь равноапостольного византийского императора Константина и его матери равноапостольной Елены. Так на Московской земле был создан храм подобный Иерусалимскому храму Воскресения Христова «величеством, и мерою, и добротою».

Главные христианские святыни в Иерусалиме Голгофа и живоносный Гроб Господень расположены неподалеку друг от друга. Рядом с Голгофой равноапостольной царицей Еленой был найден и Крест Господень. Поэтому над всеми этими святыми местами был сооружен единый храм с главным алтарем в честь Воскресения Христова; Голгофа расположена на юге от главного алтаря, Гроб Господень на западе, а место обретения Креста на востоке. Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря полностью и в тех же размерах воспроизводит священную топографию Воскресенского храма в Иерусалиме и его общий архитектурный облик. А величественным видом и красотой он и сейчас не уступает Иерусалимскому оригиналу.

В IV веке Елена, мать византийского императора Константина Великого разыскивала святые места, упомянутые в Евангелии, расчищала их и украшала храмами. Восстановленный царицей Иерусалим стали называть Новым Иерусалимом и главным зданием этого города стал храм, построенный над Гробом Господним и Голгофой. Возрожденная Святая Земля стала духовным сердцем Византии – великой христианской империи, окружившей Средиземное море.

В XVII веке, спустя двести лет после падения Константинополя, Россия оставалась единственной независимой православной державой, ее влияние и сила росли, русские цари стали духовными преемниками православных византийских василевсов. Историческим фактом является то, что Константинопольский патриарх и другие православные патриархи Средиземноморья существовали во многом на средства Московских царей и благодаря их политической поддержке. Русская Палестина, заложенная царем Алексеем Михайловичем и Патриархом Никоном, стала воплощением общего представления о России, как о преемнице Византии – Третьем Риме; о Святой Руси, как о новой Земле Обетованной и образе Царства Божия. А Воскресенский собор над Истрой-Иорданом стал главным храмом Русской Палестины, образом «Нового Иерусалима, сходящего от Бога с неба». Замысел Патриарха Никона стремился к созданию именно такого храма-града, храма-иконы, полного образа Торжествующей Церкви, поэтому в одних стенах с престолом Воскресения Христова планировалось устроить 365 приделов по числу дней в году в память о всех угодниках Божиих. Воплощение этого замысла удалось лишь отчасти, но в главных чертах оно удалось – в Воскресенском соборе воплощен исторический образ Иерусалимского Воскресенского храма и эсхатологический образ Нового Иерусалима.

Патриарх Никон любил молиться в Голгофском приделе Воскресенского собора, 30 ноября 1666 года, он совершил в нем последнюю Божественную литургию в Ново-Иерусалимском монастыре и, предвидя свою участь, поучал братию «напасти и беды претерпевати с радостию». Святейший Никон завещал похоронить себя в Воскресенском соборе именно под Голгофой, 26 августа 1681 года, через 10 дней после кончины Патриарха на реке Которосль под Ярославлем, гроб с его телом был привезен в Новый Иерусалим. После отпевания в Успенском приделе собора Патриарх Никон был похоронен в приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи, расположенном под Голгофским приделом.

Первоначальный облик Ново-Иерусалимского собора дошел до нашего времени не полностью. В 1723 году рухнул шатер над Кувуклией Гроба Господня, в 1726 году разрушения были усугублены пожаром. В 1730-х годах под руководством архитектора И. Ф. Мичурина восстанавливаются в облике приближенном к первоначальному два нижних яруса ротонды, окружающей Кувуклию Гроба Господня. Окна второго и третьего яруса ротонды, а также расширенные окна других частей храма, лишившиеся своего изразцового убранства, относятся к 1750-м годам, к тому времени, когда собор частично перестраивался и декорировался в стиле барокко. С 1749 г. до начала 1760-х над Кувуклией, по проекту архитектора Растрелли вновь возводится шатер, на этот раз деревянный, и все части собора украшаются лепниной и живописью. В первой трети XVIII века вокруг подземного храма Константина и Елены вырыли ров, чтобы предохранить стены храма от влаги, в последствии ров был облицован белым камнем, также в XVIII веке плоские крыши-гульбища храма сделали двускатными.

В декабре 1941 года Ново-Иерусалимский монастырь оказался в зоне ожесточенных боев за Москву, все постройки монастыря и Воскресенский собор сильно пострадали. Полностью была разрушена колокольня, шатер над Кувуклией, купол над главным алтарем собора, частично обвалилась ротонда. Сразу же после победы в Московном сражении бригада специалистов, возглавленная академиком А.В. Щусевым, выполнила обмерные чертежи и проект восстановления Нового Иерусалима. В 1949 году Совет министров СССР принял постановление о реставрации Ново-Иерусалимского ансамбля; производственные работы здесь начались в 1954 году. В 1960-80 годы архитектурный облик монастыря и Воскресенского собора активно восстанавливался. Восстановительными работами руководил директор Историко-архитектурного и художественного музея В.Ф. Нижегородов, на базе музея были созданы мастерские по восстановлению керамического и лепного декора по технологии XVII-XVIII веков. Именно в этот период Воскресенский собор (за исключением колокольни) был поднят из руин. В 1985 году собор вновь обрел центральную главу, в 80-х годах был отреставрирован интерьер подземной церкви, начались работы по расчистке и укреплению изразцового декора, в отдельных частях велись работы по воссозданию и реставрации лепного декора XVIII века. Шатер над Кувуклией был восстановлен в формах XVIII века на основе металлической конструкции.

Использованная литература:

1.Шушерин Иоанн. Известие о рождении и воспитании и о житии Святейшего Никона Патриарха Московского и всея России. М., 1997.

2.Зеленская Г.М. Святыни Нового Иерусалима. М., 2002.

3.Зеленская Г.М. Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь: путеводитель паломника (в печати)

4.Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. Составитель Л.М. Черненилова. М., 2008.

5.Историческая справка об Историко-архитектурном и художественном музее «Новый Иерусалим».

Попечительский совет

Совет фонда

Экспертный совет

о фонде

Инициатива создания Благотворительного Фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря принадлежит Президенту Российской Федерации Д. А. Медведеву и Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II. Под их председательством 20 октября 2008 года в Кремле прошло первое заседание Попечительского совета Фонда. Председателем Правления Фонда назначен Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации В.А.Зубков.

Выступая на первом заседании Попечительского совета, Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II отметил, что «Ново-Иерусалимский монастырь является жемчужиной монастырской архитектуры», «сокровищницей вселенского православия», созидавшейся «как пространственная икона изображения Святой Земли».

Президент Российской Федерации Д.А.Медведев подчеркнул, что, «восстанавливая такие центры, мы помогаем возрождению наших корней и нравственных ценностей нашего народа, а без этого невозможно решить ни одну крупную задачу, которая сегодня стоит перед нашим государством».

Восстановление Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря – великой национальной святыни и уникального историко-культурного памятника мирового значения – это крупнейший совместный проект государства, Церкви и общества.

Любой человек может «заложить свой камушек» в Ново-Иерусалимский монастырь, внести свою лепту в восстановление святыни.

Информация о ходе восстановительных работ, благотворителях и расходовании собранных денежных средств представлена на официальном сайте Фонда.

Надеемся, что восстанавливаемый сегодня усилиями всех, кто дорожит историей Отечества и его национальным достоянием, Ново-Иерусалимский монастырь вновь обретет то величие, которым он славился в XVII – начале XX в. и которое подобает сокровищнице Вселенского Православия.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *