Новый завет откровение

Содержание

Загадки Апокалипсиса: кто написал заключительную книгу Библии и что скрывает ее название?

Уже почти две тысячи лет христиане с любопытством и страхом перечитывают последнюю из книг Нового Завета, которую Церковь именует пророческой, но читать во время богослужений не благословляет. Эта книга полна странных и пугающих образов, относящихся к концу человеческой истории: она повествует о битве небесного воинства с силами сатаны, о бедствиях, которые постигнут живущих в последние времена, о правлении антихриста… Но она же возвещает и самую большую радость – конечную победу Христа и спасение всех, кто сохранил Ему верность.

При каких обстоятельствах была написана эта книга? И какое отношение имеют ее пророчества к нам, живущим здесь и сейчас?

Говорят, настоящее имя автора Апокалипсиса никто не знает. Почему христиане верят, что это Иоанн Богослов?

Церковное Предание, то есть двухтысячелетняя традиция Православной Церкви, уверенно называет автором последней книги Нового Завета святого Иоанна Богослова, одного из двенадцати учеников Господа Иисуса Христа, которого Господь особенным образом приблизил к Себе и которому поверял многие сокровенные тайны. Может быть, потому что знал: этот ученик – единственный из апостолов, кто пойдет с Ним до самого конца, до самой Голгофы, кто будет стоять подле Креста, на котором Его распнут.

На чем основана уверенность в авторстве апостола Иоанна? Главным образом на двух соображениях.

Во-первых, сам автор книги называет себя Иоанном и говорит, что получил Откровение, когда «был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа» (Откр 1: 9). О многолетней ссылке на Патмос – небольшой греческий остров в Эгейском море, в 70 километрах от побережья нынешней Турции, упоминают и авторы повествований о жизни святого Иоанна Богослова, например, Евсевий Кесарийский. В это изгнание апостола отправил римский император Домициан (правил в 81-96 годах) после того, как закончились неудачей все попытки казнить Иоанна за его плодотворную проповедь в городах Малой Азии.

Valeria Casali/wikimedia.org/CC BY-SA 3.0

Во-вторых, семь церквей, к которым обращается Господь через автора книги Откровения, – судя по всему, те самые христианские общины, в которых проповедовал и Иоанн Богослов. Множество раннехристианских авторов – Тертуллиан, Климент Александрийский, Ириней Лионский и другие – называют основным местом проповеди Иоанна малоазийский город Эфес (ныне окрестности турецкого города Сельчук). И автор книги Откровения тоже обращается прежде всего к Эфесской церкви. Но следом биографы апостола Иоанна упоминают и о «других городах Малой Азии», где тот бывал с проповедью. Весьма вероятно, что это как раз упоминаемые в Откровении Иоанна города Смирна, Пергам, Фиатира, Сардис, Филадельфия и Лаодикия (ныне всë это турецкие города и поселения).

Хотя древнейшие рукописи Откровения Иоанна (как правило, содержащие лишь отдельные фрагменты текста) датируются только концом III века, уже раннехристианские авторы упоминали о существовании такой книги – например, Папий Иерапольский (скончался в 130-140 году), Иустин Философ (казнен в 165 году), Ириней Лионский (скончался в 190-е годы). И даже приводили из нее цитаты. Никто из них не сомневался: Откровение получил и передал Церкви не кто иной, как «ученик, которого любил Иисус», – апостол Иоанн.

Но ведь есть серьезные возражения против авторства Иоанна Богослова?

Не всех библеистов эти доводы и свидетельства убеждают. Еще в III веке александрийский епископ Дионисий Великий усомнился, что книга Откровение принадлежит авторству апостола Иоанна, и такие сомнения высказываются до сих пор. Более того, в западной библейской критике считается уже едва ли не доказанным фактом, что последнюю книгу Нового Завета написал не Иоанн Богослов, а какой-то другой автор, оказавшийся достойным Откровения свыше. Тот же епископ Дионисий выдвигал гипотезу о «пресвитере Иоанне», добавляя, что Эфесе были обнаружены гробницы двух Иоаннов.

Прежде всего, скептиков смущает язык Откровения Иоанна. Эта книга написана по-гречески, как и Евангелие от Иоанна, а также три Послания Иоанна Богослова. Но, в отличие от этих книг, в Откровении много грамматических и синтаксических погрешностей, шероховатостей, отклонений от речевой нормы. Часть из них чувствуется даже в русском переводе, например: «И сделалось великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди на земле. Такое землетрясение! Так великое!» (Откр. 16: 18). У автора книги Откровения особенная манера вставлять в речь частицы, артикли, предлоги, союзы, то есть те части речи, которые используются большей частью неосознанно и определяют индивидуальный стиль речи.

Кроме того, подмечалось несовпадение отдельных богословских идей Евангелия и Откровения Иоанна. В книге Откровения все события неумолимо свидетельствуют о наступающем конце времен, как бы устремляются к нему. А евангелист Иоанн, наоборот, все время подчеркивает, что и суд Божий, и вечная жизнь с Богом – реалии уже нынешней, земной жизни, а не нечто такое, что должно случиться когда-то в будущем, после Второго Пришествия Христа.

Икона Иоанна Богослова

Можно ли, несмотря на все это, продолжать отстаивать авторство Иоанна Богослова? Можно.

Во-первых, Евангелие и книга Откровение, скорее всего, писались в разное время (в этом уверена бóльшая часть библеистов).

Во-вторых, писались они в совершенно разных жанрах и с разными задачами: Евангелие – повествование о событиях земной жизни Христа, увиденных глазами одного из Его учеников, а Откровение Иоанна – попытка пересказать череду видений, событий таинственных и трудно изъяснимых, для описания которых обычных человеческих слов может и не хватить. Здесь уместно вспомнить, как описывал свое пребывание в мире небесном апостол Павел: «знаю о таком человеке (только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 14:3,4).

В-третьих, нельзя исключать, что книги Иоанна Богослова (все или часть) были записаны с его слов учениками. Такое предположение ничуть не мешает нам считать автором всех этих книг апостола Иоанна. Ведь никого не смущает, например, то обстоятельство, что Послание к римлянам зафиксировал на бумаге (или, скорее, папирусе) не сам апостол Павел, а некий Тертий (Рим. 16: 22). То есть стилистические отличия могут объясняться просто тем, что разные тексты, произнесенные Иоанном Богословом, записали и отредактировали разные люди.

Ну, а разные богословские акценты Откровения и Евангелия от Иоанна вовсе не означают, что учения этих книг несовместимы друг с другом. Да и общего в содержании этих книг гораздо больше, чем различного. В обеих книгах много и красноречиво говорится о Божественном достоинстве Христа. В обеих резко противопоставляются друг другу добро и зло. В обеих идет речь о диаволе, которому Бог попустил действовать на земле в течение определенного, пусть и ограниченного, времени…

Известно ли что-нибудь о том, как было написано Откровение? Говорят, в этой истории как-то замешаны три шестерки…

В те времена, когда жил апостол Иоанн, остров Патмос, как и вся Греция, подчинялся Риму. Римские императоры ссылали на Патмос неугодных им людей. Так же поступил и император Домициан с Иоанном: успешная проповедь апостола о Христе не могла понравиться римскому кесарю, провозгласившему «господином и богом» самого себя.

Есть, правда, некоторые доводы в пользу версии, что ссылка Иоанна на Патмос относилась к более ранней эпохе – времени правления Нерона (ее выдвигал, в частности, блаженный Феофилакт Болгарский). Нерон, известный гонитель христиан, стоял во главе Римской империи в 54-68 годах. В это время Иерусалим еще не был разрушен и храм был цел – они будут стерты с лица земли только в 70 году будущим императором Титом. И в Откровении как раз есть строки, заставляющие предположить, что Иерусалимский храм в момент написания книги еще не был уничтожен, что язычникам еще только предстояло осадить его: «И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем. А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца» (Откр. 11: 1,2).

Миниатюра из «Великолепного часослова герцога Беррийского»

Кроме того, упомянутое в Откровении имя антихриста – три шестерки – часто расшифровывают как «Нерон кесарь»: именно такое число, 666, получается, если сложить буквы этого имени, написанные по-еврейски и переведенные в числа…

А, с другой стороны, из Откровения ясно, что с момента создания в разных городах Малой Азии христианских церквей прошло уже немало времени: каждая из церквей уже имеет свою сложившуюся историю, а некоторые из тамошних христиан уже успели охладеть к вере, за что их и упрекает автор книги. Поэтому чаще считается, что святой Иоанн Богослов написал Откровение все же в последние годы правления в Риме императора Домициана, то есть уже много позже разрушения Иерусалима. Именно такой точки зрения придерживается святой Ириней Лионский, один из самых ранних отцов Церкви, упоминающих о книге Откровения.

Так все-таки Откровение – или Апокалипсис?

Последнюю книгу Библии часто называют не «Откровение», а «Апокалипсис» – словом, которое в обыденном сознании часто ассоциируется (в том числе стараниями Голливуда) с концом света, всемирной катастрофой, последней решающей битвой сил света и тьмы.

Как же все-таки правильно – Откровение или Апокалипсис?

Ответ очень простой. Дело в том, что греческое слово «Апокалипсис» (Αποκάλυψις) как раз и значит «Откровение». Так именуется эта книга в древнейших рукописях, содержащих ее текст целиком, – Синайском и Александрийском кодексах (IV и V века соответственно). Так что по сути это не два разных названия, а одно, только на разных языках. Так же греческое слово «Евангелие» мы порой заменяем русским «Благовестием».

Говорят, Церковь не одобряет чтение Апокалипсиса. Но ведь эта книга – составная часть Библии!

Апокалипсис – книга таинственная, многое в ней трудно понять и истолковать однозначно, поэтому, не желая сеять соблазн и раздоры среди христиан, Церковь постановила исключить ее из круга богослужебных чтений. Неосторожные толкователи Откровения, воспринимающие сказанное к книге слишком прямолинейно, рискуют увести слушателей в сторону от истины.

Рукопись, содержащая текст книги Откровения. Кумран, IV век

Именно так родился, например, «хилиазм» – учение о тысячелетнем царстве Христа на земле. Еще во II веке целый ряд христиан, включая таких авторитетных учителей Церкви, как Иустин Мученик и Ириней Лионский, восприняли буквально слова Откровения о том, что души святых, не поклонившихся «зверю» (антихристу), оживут и будут царствовать со Христом тысячу лет (Откр. 20:4). Некоторые варианты интерпретации этих слов предполагали, что человеческая история завершится окончательной победой добра и разума над силами тьмы, которые к моменту второго пришествия будут доминировать в мире; что Второе Пришествие Христово наступит в результате резкого перелома истории мира, связанного с упразднением зла. Недаром некоторые священники, вдохновленные хилиастическими настроениями, в 1917 году радостно приняли революцию: они всерьез поверили, что это первый шаг к установлению того самого всемирного царства справедливости, свободы, добра и разума…

Но церковное понимание не дает никаких оснований рассчитывать на то, что однажды на земле будет создано такое царство. Сегодня под тысячелетним царствованием Христа православные толкователи понимают ту самую эпоху, в которую живем мы, когда Христос Своей добровольной смертью и Своим Воскресением уже одержал победу над сатаной и смертью и всякому желающему открыт вход в Царство Небесное через таинства Крещения и Покаяния. А срок в тысячу лет, объяснял святитель Игнатий (Брянчанинов), нужно понимать не как «определенное число годов», а как «весьма значительное пространство времени, данное милосердием и долготерпением Божиим, чтоб весь плод земли, достойный неба, созрел, и чтоб ни едино зерно, годное для горней житницы, не было утрачено».

Где можно почитать о книге Откровения подробнее?

Классическим православным трудом, разъясняющим Откровение Иоанна Богослова, до сих пор считается «Толкование на Апокалипсис» святителя Андрея Кесарийского (жил в конце VI – начале VII века). Эта книга излагает святоотеческое понимание Откровения и до сих пор любима православными издателями, так что разыскать ее не составляет труда.

Другое интересное святоотеческое прочтение Апокалипсиса – труд святого Ипполита Римского «О Христе и антихристе».

Среди работ, ориентированных на православного российского читателя, стоит обратить внимание на книгу архимандрита Ианнуария (Ивлиева) «И увидел я новое небо и новую землю», отражающую характерное для современной Церкви прочтение Апокалипсиса. Можно порекомендовать также книги «Апокалипсис святого Иоанна Богослова: Опыт православного толкования» протоиерея Николая Орлова и «Свет Откровения: Размышления над Апокалипсисом» Николая Пестова. Пестов предпринял попытку духовного истолкования последней книги Нового Завета: например, семь церквей, к которым Господь обращает Свое послание через Иоанна Богослова, с точки зрения автора, символизируют собой семь эпох в истории христианской Церкви.

Похожим образом построены и «Беседы на Апокалипсис» современного нам автора – протоиерея Олега Стеняева.

Апокалипсис сегодня. Чем актуально для нас Откровение Иоанна Богослова?

Православие.Ru

Апокалипсис — последняя и самая таинственная книга Библии. Святые Отцы её почти не толковали. Текст книги не читается на богослужении в православных храмах. И в то же время многие её символы широко известны. Но насколько мы понимаем их смысл?

Сойдёт с небес святой Иерусалим и примет верных Богу. Не будет в нём ни смерти, ни плача, ни болезней. Только Божественный свет, чистая река жизни и блаженство спасённых народов…

Этим видением завершается Апокалипсис. Радостным — вопреки расхожему представлению о мрачном пророчестве Иоанна Богослова. Его Откровение — последняя книга Библии. Книга, при чтении которой, по словам Василия Розанова, обжигается язык и прерывается дыхание. Она всегда поражала воображение и вызывала много вопросов. Почему текст о спасении христиан стал синонимом жутких бедствий? По какой причине Апокалипсис не читают в православных храмах? Как понимать его образы?

Трудности толкования

Откровение не вошло в круг православного церковного чтения. Русь приняла христианство от Византии, а там к Апокалипсису относились осторожно. Да, в нём много впечатляющих пророческих видений, но так ли важны они для верующих? И вправду ли их автор — Иоанн Богослов?

Этими сомнениями объясняется необычный факт: у православных есть всего одно святоотеческое толкование книги. Его составил в VI веке святитель Андрей Кесарийский. Оно лаконично и оставляет немало вопросов. В конце XIX века в России возникло научное богословие, и Откровение стали изучать русские библеисты. Но их работу прервала революция.

В итоге почти все труды по Апокалипсису написаны католиками или протестантами. У нас исследования возобновились не так давно. Авторитетным специалистом был профессор Санкт-Петербургской духовной академии архимандрит Ианнуарий (1943-2017). Его книгу «И увидел я новое небо и новую землю» можно найти на сайте predanie.ru. В Москве Откровение изучает группа преподавателей Православного Свято-Тихоновского университета под руководством профессора Антона Небольсина. Их статьи и монографии доступны на сайте apocalypse-st.ru.

Видение св. Иоанна Богослова. Икона XVI века, хранящаяся в монастыре Иоанна Богослова на Патмосе

«Кого Я люблю, тех обличаю»

В конце жизни апостол Иоанн жил в ссылке на острове Патмос. Римским императором тогда был Домициан — ревностный почитатель Юпитера и Минервы. До этого Нерон зверски уничтожал христиан в Риме. Домициан начал гонения уже по всей империи. Верующие ощутили себя на грани гибели.

В этот тяжёлый период на Патмосе произошло чудо: святой Иоанн услышал голос свыше. Он обернулся и увидел Господа. Очи Его были, как пламень, голос, как гром, лицо сияло, как солнце. Иоанн пал ниц и услышал: «Не бойся; Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мёртв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти». Владение ключами от ада означает, что Творец мира господствует над всем, а значит, зло обречено на поражение.

Бог стал диктовать апостолу послания христианским церквям Малой Азии. Это не только похвалы, но и обличения в «любодействе», в утрате духовного горения. Особенно жёсткие слова обращены к Лаодикийской церкви, внешне благополучной, богатой: «Ты тёпл, а не горяч и не холоден… извергну тебя из уст Моих».

Чем же провинились верующие? По словам богослова архимандрита Ианнуария (Ивлиева), главный их грех — измена Богу, служение идолам. Они жили среди язычников, которые пировали, ели мясо жертвенных животных, возносили хвалу римским божествам. Не участвовать в этом, держаться особняком было рискованно. И некоторые христиане делали вид, что они такие же, как все. Бог уличает их и сурово предупреждает. Строгость — одно из проявлений Его любви. «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю», — говорится в Откровении.

Семь печатей и четыре всадника

Далее Иоанн видит таинственную книгу с семью печатями. Снять их дано только Агнцу, то есть Христу. «Иди и смотри!» — слышит апостол. Возникают грозные всадники на конях — белом, рыжем, вороном и бледном. «И вот, конь бледный, и на нём всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвёртою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором, и зверями земными».

Но это не означает победы над злом. После снятия пятой печати христианам предстоят тяжкие испытания: их будут гнать и убивать. Снята шестая печать: «И солнце стало мрачно, как власяница, и луна сделалась, как кровь. И звёзды небесные пали на землю… И небо скрылось, свившись, как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих».

Эти образы вошли в культуру, но, став массовым достоянием, утратили глубину. Богословием интересуются немногие, а вот картина тотального крушения Вселенной завораживает. Хотя главный смысл библейского текста не в этом. Только люди, далёкие от религии, воспринимают Апокалипсис как безжалостный приговор человечеству.

— В Откровении много света и святости, — говорит доктор богословия Антон Небольсин. — Да, верующих ожидают скорби, но в своём терпении они уподобляются Иисусу Христу. Им не страшны испытания и даже гибель. Их ждёт великая награда.

Кто они, избранные?

Перед снятием седьмой печати Иоанну открывается дивная картина: «Великое множество людей из всех племён и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!»

Кто они, избранные? «Это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца». Поразительный образ: кровь Христа очищает верующих от греха. Стойко перенесённые жизненные испытания приобщают к святости. При этом неважно, какой национальности человек, на каком языке говорит. Главное — его вера, верность Богу, терпение.

— Откровение не содержит образа комфортной, спокойной христианской жизни, — отмечает Антон Небольсин. — Тот, кто искренне следует за Христом, должен быть готов к скорбям до мученичества. Но именно через земные испытания человек приближается к Господу.

Воины Апокалипсиса. Картина Виктора Васнецова (1887 год)

Чернобыль и звезда Полынь

Снята седьмая печать — и в небе появляются семь ангелов с трубами. На землю обрушивается новая череда бедствий. На этот раз гибнут не только люди, но и растения, животные, рыбы. «И упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде «полынь»; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки».

Этот фрагмент стал особенно актуальным в 1986 году. Народное название полыни — чернобыльник, чернобыль. В аварии на Чернобыльской АЭС увидели сбывшееся пророчество, начало конца света, за которым последуют более страшные катаклизмы. Но богословы предостерегают от упрощённых трактовок.

— Атомная электростанция не похожа на звезду, упавшую с неба, — объяснял архимандрит Ианнуарий. — Катастрофы в Апокалипсисе означают не конкретные события, а то, что всегда сопровождало и будет сопровождать нашу греховную жизнь на земле: войны, эпидемии, бури, падения звёзд, землетрясения.

Видеть в Откровении точный сценарий будущих событий, толковать его образы буквально — ошибочный подход. «Основная и единственная тема Апокалипсиса, как и его пророческая проповедь, состоит в том, чтобы мужественно и до конца претерпеть историю, — писал известный русский философ протоиерей Сергий Булгаков, — ибо она есть путь к Царству Христову».

Что означает «число зверя»

В 13-й главе к людям выходят два чудовища — зверь из моря и зверь из земли. Первый действует грубым насилием — это символ языческого государства. Второй «заставляет всю землю и живущих на ней поклониться первому зверю». Это пропагандистская машина, призванная поставить народы на службу злу. Она действует хитро: каждому кладут начертание, то есть печать, на правую руку или на лоб. Без неё нельзя ни покупать, ни продавать.

На печати изображено число имени зверя: «Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть».

— Наши предки не знали арабских цифр, поэтому никаких шестёрок в Откровении нет, — объясняет известный миссионер священник Георгий Максимов. — В древности цифры обозначались буквами. Любое имя можно было читать по буквам, а можно было рассматривать как ряд цифр. Их сумма давала числовой эквивалент имени. В Откровении число зверя обозначено тремя греческими буквами: хи — 600, кси — 60 и сигма — 6. В греческом языке есть разные имена с такой суммой. Но гадать на эту тему Святые Отцы запрещали. Священномученик Ириней Лионский говорил, что вернее и безопаснее ожидать исполнения пророчества, нежели предполагать и предрекать ­какие-либо имена.

Самая загадочная глава

Каждый образ Откровения многократно истолкован. Что значит, например, книга с семью печатями? Современный исследователь Вероника Андросова в монографии «Небесные книги в Апокалипсисе Иоанна Богослова» указывает несколько различных интерпретаций: это может быть книга жизни, книга судеб мира, правовой документ, символическое завещание и даже разводное письмо, которым Всевышний расторгает союз с неверным народом Израиля.

Но больше всего споров вызвала 20-я глава Апокалипсиса. В ней сказано, что Бог на время парализует сатану, заключит в бездну. Позже дьявол ещё выйдет и попытается взять реванш, но до тех пор, пока он в оковах, на земле восторжествуют праведники. Вот описание их триумфа: «И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело своё и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет».

Многие поняли это так: святые станут реальной властью, наступит земной рай. Праведники будут молиться и радоваться, а Бог обеспечит им пищу райского сада — изобилие плодов и ягод.

Но как бы христианам ни хотелось верить в светлое будущее уже на земле, Церковь не приняла такой теории. Истинным считается толкование Блаженного Августина: земное царство Иисуса Христа возникло с момента создания Его Церкви. Благодаря искупительной жертве Спасителя сатана утратил абсолютную власть над людьми. Те, кто в Церкви, кто приобщается её Таинств, уже сегодня торжествуют с Господом.

Время близко

Судьба последней книги Библии парадоксальна. В церковной жизни к ней обращаются редко: её текст не звучит в храмах, нет проповедей на тему прочитанного. Многие пастыри полагают, что для спасения души мирянам достаточно Евангелия и апостольских посланий, а загадочные видения способны ввести в духовную прелесть.И в то же время символы Откровения широко известны. Мы встречаем их в книгах и кинофильмах, у талантливых художников и в бульварной прессе. На Апокалипсис ссылаются авторы надуманных сенсаций и устрашающих теорий, которые на поверку оказываются результатом незнания и суеверия.

Однако есть и реальные признаки нарастающей угрозы. В 1947 году американские учёные-ядерщики создали проект «Часы Судного дня». Близость минутной стрелки к полуночи отражает вероятность начала ядерного конфликта, мировой катастрофы. Каждый год положение стрелки корректируют, в этом участвуют ведущие эксперты из разных стран. В 1947 году до полуночи оставалось 7 минут, в 1991-м — 17. Сегодня — 2 минуты.

— История завершится, когда зло подчинит себе жизнь человечества, — объяснял Патриарх Кирилл в телепрограмме «Слово пастыря». — Пока в мире есть добро, Господь даёт нам время для покаяния и изменения. Но мы не должны быть наивными. В любой момент могут начаться необратимые процессы.

«Время близко» — эти слова в Апокалипсисе сказаны дважды: в начале и в самом конце. Они призывают христиан к особому духовному вниманию, к борьбе со злом. Испытание на верность Богу происходит здесь и сейчас.

Михаил Устюгов

Откровение Иоанна Богослова

У этого термина существуют и другие значения, см. Откровение Иоанна Богослова (значения).

Откровение Иоанна Богослова

др.-греч. Ἀποκάλυψις Ἰωάννου

Название на других языках:

лат. Apocalypsis Ioannis;

Язык оригинала

греческий

Местность

Патмос, Пещера Апокалипсиса

Жанр

апокалиптическая литература

Связанные персонажи

Прохор, Антихрист, Архангел Михаил, Четыре апокалиптических существа, Четыре всадника Апокалипсиса, Абаддон, Зверь, вышедший из моря, Звери Апокалипсиса, Жена, облечённая в солнце, Вавилонская блудница

Связанные события

Армагеддон, Второе пришествие Иисуса Христа, Страшный суд

Связанные понятия

Небесный Иерусалим, Вавилон великий, , Число зверя

Предыдущая (православие)

Послание к Евреям

Следующая

нет

Текст в Викитеке

Медиафайлы на Викискладе

Запрос «Апокалипсис» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Открове́ние Иоа́нна Богосло́ва (др.-греч. Ἀποκάλυψις Ἰωάννου, лат. Apocalypsis Ioannis) — название последней книги Нового Завета в Библии. Часто также упоминается как «Апока́липсис» (с прописной буквы, от первого слова в книге на греческом койне (др.-греч. ἀποκάλυψις — раскрытие, откровение). Также известна как Апокалипсис Иоанна (по отношению к её автору), или книга Откровения Иисуса Христа (по отношению к источнику откровения), или просто Откровение. Слово «апокалипсис» используется также для других работ схожего характера в литературном жанре апокалиптической литературы. Книга Откровения — единственная апокалиптическая книга в каноне Нового Завета, хотя имеются короткие апокалиптические отрывки в различных местах Евангелий и Посланий.

В книге описываются события, предшествующие Второму пришествию Иисуса Христа на землю, которые, согласно ранее записанным пророчествам Библии, будут сопровождаться многочисленными катаклизмами и бедствиями, поэтому слово «апокалипсис» часто употребляют как синоним для конца света или для катастрофы планетарного масштаба. От этого слова образовались термины апокалиптика и постапокалиптика, обозначающие жанры научной фантастики, в которых действия развиваются в мире во время или после какой-либо глобальной катастрофы, соответственно. Книга описывает также Второе пришествие Иисуса Христа и события после него.

Авторство

Автор Откровения несколько раз называет себя Иоанном (1:1, 22:8). Кроме того, автор упоминает, что он был на острове Патмос, когда получил своё первое видение (1:9, 4:1)

Я, Иоанн… был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа. …и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; то, что видишь, напиши в книгу…

— (Отк. 1:9-11)

Поэтому автора книги Откровение иногда называют Иоанном Патмосским.

Апостол Иоанн

Церковное предание приписывает авторство этой книги апостолу Иоанну Богослову. Хотя язык Апокалипсиса отличается от написанного Иоанном Богословом Евангелия в силу того, что, по словам патролога и богослова митрополита Илариона (Алфеева), Апокалипсис говорит языком ветхозаветных символов о новозаветных реалиях, в то же время анализ языковых образов, словаря и синтаксиса, выполненный Вильгельмом Буссе, позволяет А. П. Лопухину говорить в пользу Иоанна Богослова как автора Откровения.

«Пресвитер Иоанн»

Версия об авторстве апостола Иоанна с самого начала подвергалась сомнению. Уже епископ Дионисий Александрийский (середина III века) в сочинении «Об обетованиях» обращает внимание на значительные стилистические и богословские различия между Откровением и писаниями апостола Иоанна, не позволяющие утверждать единство авторства. Сомнения высказывают и некоторые современные библеисты, поскольку проблематика и стиль изложения Апокалипсиса значительно отличается от Евангелия от Иоанна и Иоанновых посланий. При этом следует иметь в виду, что в апостольской среде было несколько Иоаннов, которые могли быть позднейшей традицией объединены в одну фигуру. Так, при перечислении своих учителей раннехристианский автор Папий различает «Иоанна ученика Господня» и другого ученика, «пресвитера Иоанна», которого он знал лично и многие рассказы которого передавал. По этому поводу Евсевий Кесарийский отмечает: «Если не считать автором Откровения, известного под именем Иоаннова, первого Иоанна, то, значит, все эти видения были второму».

Датировка

Видение Иоанна Богослова. Миниатюра из «Великолепного часослова герцога Беррийского»

Откровение написано точно не позднее начала II века, так как его знал Папий Иерапольский. Ириней Лионский датирует Откровение концом правления Домициана (81-96 года), эту версию разделяют многие современные библеисты. В XIX веке возникла версия о создании книги в 60-х годах I века («ранняя датировка»), в XIX веке этой версии придерживалось большинство исследователей, однако в XX веке большинство библеистов вновь стало придерживаться «поздней датировки», то есть периодом правления Домициана.

Текст самой книги не позволяет сделать вывод о безусловной верности одной из двух датировок. Главным аргументом «ранней» датировки служит начало 11 главы, где говорится об «измерении храма». Сторонники ранней датировки считают этот текст указанием на Иерусалимский Храм, разрушенный римлянами только в 70 году. Однако большинство авторов (как древних, так и современных) понимают эти слова символически.

Каноничность

Упоминания и цитаты из книги Откровения Иоанна Богослова встречаются уже у христианских авторов II века, в том числе Иринея и Тертуллиана. Евсевий, излагая церковное предание по данному вопросу, относит написание Апокалипсиса к последним годам правления Домициана (81—96 годы). Ириней Лионский (около 180 года) говорит: «Оно было увидено не давно, а почти при жизни нашего поколения, в конце правления Домициана» («Против ересей», 5.30.3). Это свидетельство подтверждается Климентом Александрийским (который говорит о «тиране»), Оригеном и другими, более поздними авторами. Свидетельством в пользу подобной датировки являются упоминаемые в книге обстоятельства (упадок церквей, жестокие гонения). Кроме того, Иоанн сообщает, что откровение было получено им в ссылке на острове Патмос, а Домициан как раз был известен тем, что любил избавляться от неугодных ему людей именно таким способом.

Вопрос о каноничности Откровения долгое время оставался открытым. В IV веке некоторые авторы даже приписывали его еретику Керинфу. Среди Отцов Церкви, отрицавших каноничность Откровения, были святой Кирилл Иерусалимский и, видимо, святой Григорий Богослов, который вовсе не упоминает его в своём послании «О том, какие подобает читать книги Ветхого и Нового Завета». Отсутствует Апокалипсис и в списке канонических книг Библии, утверждённом (правило 60) Лаодикийским поместным собором 364 года. На рубеже V века, однако, возобладало мнение Афанасия Великого о каноничности Апокалипсиса; оно было подтверждено поместными соборами Иппонским (383 год) и Карфагенским (419 год; правило 33).

Древнейшим из известных к настоящему времени греческих манускриптов Откровения является папирус, датируемый серединой или второй половиной III века (т. н. третий папирус Честера Битти, обозначаемый в литературе как *P47). Изучение показало, что исходно этот папирусный кодекс состоял из 32 листов, но до наших дней сохранилось в слегка поврежденном виде лишь 10 листов из середины кодекса. Несколько ранних унциальных рукописей, в том числе Синайский кодекс, также содержат текст Откровения. Но в целом следует отметить, что Откровение Иоанна — наименее хорошо засвидетельствованная в греческих рукописях книга Нового Завета. Она сохранилась примерно в 300 списках, из них лишь 10 рукописей — унциальные, причём не все полные (для сравнения, общее число известных на сегодняшний день манускриптов, содержащих те или иные новозаветные тексты на греческом языке, превышает пять с половиной тысяч).

Богослужебное использование

Одной из причин скудости ранних текстов может являться тот факт, что чтение из книги Откровения никогда не входило в богослужебную практику Восточной Церкви, возможно, потому, что состав богослужения сформировался до окончательного включения книги в канон Нового Завета (и в настоящее время, книга Откровения не читается во время богослужения в Православной церкви, за единственным исключением, о котором сказано ниже). Поэтому, в частности, отрывки из Откровения отсутствуют в греческих лекционариях (литургических книгах, содержащих отрывки из Священного Писания, читаемые во время богослужения), являющихся одним из важных рукописных источников.

Вместе с тем второй главой действующего Типикона (Иерусалимский устав) предписывается чтение Апокалипсиса Великим постом на «великом чтении» в составе всенощных бдений (между вечерней и утреней), отсутствовавшее в Студийском (ввиду отсутствия в нём бдений как таковых) и Евергетидском уставах.

В Католической церкви в настоящее время читается на воскресных мессах в пасхальный период (в литургический год C), песни из него входят и в «Литургию часов».

В Лютеранской церкви чтения из книги Откровения встречаются в литургическом календаре довольно часто: Первое воскресенье Адвента (круг С), воскресенье после Рождества Христова (В, С), третье воскресенье Великого поста (В), десятое воскресенье после Троицы (А), предпоследнее воскресенье церковного года (С), Новый год, Обрезание и наречение имени Иисуса (С), Благовещение (С), Преображение (С), день Архангела Михаила (А), День всех святых (А, С).

Структура и содержание

Второе пришествие, изображенное на фреске новгородского собора святой Софии

По содержанию и своему стилю «Апокалипсис» резко отличается от других текстов Нового Завета, там излагается полученное Иоанном от Бога откровение. Посредством видений Иоанну открылось предстоящее рождение антихриста на Земле, второе пришествие Иисуса Христа, конец света, Страшный суд. В книге присутствуют образы, ставшие темой для многочисленных богословских толкований: апокалиптические всадники, вавилонская блудница, Жена, облечённая в солнце и др. В «Апокалипсисе» упомянуто Число зверя — 666, в ходе истории многократно предлагались различные расшифровки значения этого числа.

Книга Откровения заканчивается пророчеством о том, что победа Бога над дьяволом увенчает тяжёлую борьбу. В обновлённом творении («новое небо и новая земля») Бог будет пребывать среди людей в вечном Небесном Иерусалиме. Заканчивается книга Откровения словами «Ей, гряди, Господи Иисусе!», навсегда ставшими для учеников Христа выражением горячего желания приблизить эту грядущую победу.

Откровение подводит итог всему тому, что было сказано об этом в библейской традиции. Иоанн прибегает в нём к образам, заимствованным из ветхозаветных пророчеств, подчёркивая тем самым преемственность ветхозаветного и новозаветного откровения.

Структура, последовательность видений

«Семь труб и ангел с кадилом». Миниатюра из «Бамбергского Апокалипсиса». Между 1000 и 1020 годами, Государственная библиотека Бамберга

  1. Пролог. Явление Сына Человеческого и послание семи церквам. Видение Сына Человеческого, облечённого в подир, посреди семи светильников и держащего в руке семь звёзд. Послание семи церквам.
  2. Вознесение Иоанна к небесному престолу, видение Сидящего на нём. Престол окружают двадцать четыре старца (πρεσβυτέρων, пресвитеры) в белых одеждах и четверо животных (ζῴων), непрестанно поклоняющиеся Богу.
  3. Снятие Агнцем закланным семи печатей (σφραγῖσιν) с запечатанной книги (βιβλίον):
    1. первая печать — конь белый (ἵππος λευκός) со всадником-победителем, имеющим в руках лук;
    2. вторая печать — конь рыжий (ἵππος πυρρός) со всадником, взявшим с земли мир (εἰρήνην);
    3. третья печать — конь вороной (ἵππος μέλας) со всадником, несущим на землю голод;
    4. четвёртая печать — конь бледный (ἵππος χλωρός) со всадником по имени «смерть»;
    5. пятая печать — убиенные за Слово Божие облачаются в белые одежды;
    6. шестая печать — день гнева: великое землетрясение (σεισμὸς), падение звёзд с неба, небо становится как свиток (βιβλίον), луна как кровь, солнце как власяница. Четыре ангела сдерживают ветра до запечатления рабов Божьих. 144000 запечатленных.
    7. Седьмая печать — сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса.
  4. Семь ангелов, имеющие семь труб (Seven trumpets), приготовились трубить:
    1. первый ангел — град (χάλαζα, халаза) и огонь, смешанные с кровью; и третья часть деревьев сгорела, и вся трава зелёная сгорела;
    2. второй ангел — большая гора, пылающая огнём, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью, и умерла третья часть одушевленных тварей, живущих в море, и третья часть судов погибла;
    3. третий ангел — упала с неба большая звезда («Полынь»); и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки;
    4. четвёртый ангел — затмилась третья часть солнца, луны, звезд, и третья часть дня не светла была — так, как и ночи;
    5. пятый ангел — звезда, падшая с неба на землю, отворила кладезь (φρέαρ) бездны; и вышла саранча; и дано ей мучить пять месяцев только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих;
    6. шестой ангел — и освобождены были четыре ангела, связанные при великой реке Евфрат, приготовленные на час и день, и месяц и год, для того, чтобы умертвить третью часть людей. Явление всадников на конях с львиными головами. Явление ангела с раскрытой книгой. Автору даётся книга, сладкая в устах, но горькая в чреве. Приказ измерить храм Божий и жертвенник, сорок два месяца для язычников. Два свидетеля Божьих 1260 дней свидетельствуют, после чего выходит зверь и убивает их. Через 3,5 дня они воскресают. Великое землетрясение.
    7. Седьмой ангел — голоса сообщают, что царство мира сделалось царством Господа и Христа Его. Открытие Храма Божьего с ковчегом на небе.
  5. Явления персонажей Откровения.
    1. Видение жены, облечённой в солнце, которую преследует красный дракон.
    2. Война на небесах между Архангелом Михаилом и драконом.
    3. Из моря выходит зверь с семью главами и десятью рогами, которому дана власть на 42 месяца.
    4. Появление другого зверя с агнчьими рогами. Принятие людьми начертания зверя в виде числа 666.
    5. Явление Агнца на горе Сион с 144 000 искупленных (14:1);
    6. Явление трёх ангелов, летящих посреди неба:
      1. первый — возвещать вечное Евангелие (14:6);
      2. второй — весть о падении Вавилона (14:8);
      3. третий — предупреждать о том, что те, кто приняли начертание змея, будут мучимы в огне и сере;
    7. Голос с неба и явление подобного Сыну Человеческому в золотом венце, с острым серпом в руке. Ангел выходит из храма и просит Сидящего на облаке о жатве; Подобный Христу жнёт жатву на земле; Другой ангел с острым серпом, после призыва ангела, имеющего власть над огнем, срезает гроздья винограда на земле и бросает их в точило гнева Божия.
  6. Семь чаш гнева:
    1. первая чаша — язвы;
    2. вторая чаша — кровавое море;
    3. третья чаша — кровавые реки;
    4. четвёртая чаша — сильный зной от солнца;
    5. пятая чаша — помрачение царства зверя;
    6. шестая чаша — иссушение реки Евфрат (16:12) Три бесовских духа выходят, чтобы собрать царей земли на брань в день Бога Вседержителя Собрание людей, хранящих свою одежду и бодрствующих, на место называемое Армагеддон;
    7. седьмая чаша — великое землетрясение, падение языческих городов, чаша гнева для Вавилона великого, град с неба.
  7. Видения судов Божьих и новой земли.
    1. Суд Божий над Вавилоном. Видение жены на звере багряном. Ангел раскрывает тайну жены и зверя. Три вести о Вавилоне:
      1. ангел с неба — «пал Вавилон»
      2. голос с неба — «выйди от неё, народ Мой»
      3. сильный Ангел, бросая камень в море — «и уже не будет его».
    2. Брачная вечеря Агнца. Видение прославление Бога на небе: как бы многочисленного народа, 24 старцев и тетраморфов. Всадник на белом коне с воинством небесным поражает царей земных и воинства их.
    3. Сатана скован на тысячу лет.
    4. Первое воскресение и тысячелетнее царство со Христом.
    5. События после тысячелетнего царства. Сатана освобождён, обольщает народы земли, Гога и Магога и собрал их на брань. Сошел огонь с неба от Бога и пожрал их. Диавол брошен в озеро огненное и серное.
    6. Видение суда у великого белого престола. Второе воскресение, суд по делам каждого. Кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное.
    7. Видение нового неба и новой земли. Иерусалим, сходящий с неба. Река жизни и дерево жизни.
  8. Заключение. Призывы, предупреждения и обетования.

Текст

Откровение святого Иоанна Богослова (Синодальный перевод)

> Значение

Энгельс считал Откровения Иоанна лучшим источником для суждения о том, чем было христианство в момент его зарождения.

В культуре

  • Серия шпалер со сценами «Откровения» «Анжерский апокалипсис» (XIV век) в городе Анже, Франция.
  • 15 гравюр-ксилографий Альбрехта Дюрера к изданию «Откровения» Кобергером (1498), принёсших европейскую известность немецкому художнику из-за всеобщего страха конца света в 1500 году.
  • Цикл из 28 гравюр со сценами «Откровения», выполненный Жаном Дюве (1546—1555).
  • «Краткая повесть об Антихристе» Вл. Соловьева (1900).
  • Серия британских фильмов «Омен» (1976—2006) основана на сюжете «Откровения».
  • В телесериале «Сверхъестественное» (США, 2005) теме Апокалипсиса посвящены 3-й, 4-й и 5-й сезоны.
  • В телесериале «Декстер» главный антагонист 6-го сезона имитировал сцены из Откровения.
  • В романе Аркадия и Бориса Стругацких «Отягощённые злом, или Сорок лет спустя» даётся оригинальная трактовка личности Иоанна и событий на острове Патмос, приведших к написанию «Откровения».
  • Полнометражный художественный фильм «Апокалипсис: Откровение Иоанна Богослова»

Интересные факты

Известна по меньшей мере ещё одна книга (апокриф), носящая то же название — «Откровение Иоанна Богослова», она также исполнена апокалиптических видений, но является книгой значительно меньшего объёма (см.: Откровение Иоанна Богослова, в кн.: «Новозаветные апокрифы». СПб. Амфора. 2016, с. 403—412)

Примечания

  1. Митрополит Иларион об Апокалипсисе в телепрограмме «Церковь и мир»
  2. Толковая Библия Лопухина
  3. 1 2 3 4 «Иоанна Богослова Откровение» //Православная энциклопедия. Т. 24, С. 705—745
  4. А. Мень в книге «Читая Апокалипсис» отмечает: «Согласно одной из церковных традиций, этот таинственный Иоанн, сосланный на Патмос, был любимый ученик Иисуса Иоанн Зеведеев… Не все теологи и специалисты по Библии разделяют эту точку зрения… Споры ученых о том, кто же автор книги, не прекращаются и поныне».
  5. Д. Гатри в книге «Введение в Новый Завет» подробно разбирает аргументы и сторонников и противников авторства Иоанна Богослова
  6. Церковная история. Кн. 3, гл. 39, 5.
  7. Robert H. Mounce. The Book of Revelation, pg. 15-16. Cambridge: Eerdman’s
  8. КАНОН — Поместный Собор — Лаодикийский
  9. Поместный Собор — Карфагенский
  10. Брюс М. Мецгер. Текстология Нового Завета. Москва, 1996. С. 30—35.
  11. Типико́н, си́речь, изображе́ние церко́внаго после́дования во Иерусали́ме святы́я ла́вры преподо́бнаго и богоно́снаго отца́ на́шего Са́ввы
  12. В. П. Виноградов. Уставные чтения (проповедь книги). Сергиев Посад, 1914
  13. Э. Д. Фролов и др. Христианство: античность, Византия, Древняя Русь. Л., 1988. litmir.info/br/?b=198986&p=6

> Литература

  • Владимир Соловьёв. Три разговора
  • Юлия Вознесенская. Паломничество Ланселота
  • Омен, серия романов

Ссылки

Откровение Иоанна Богослова:

  • Тексты в Викитеке
  • Медиафайлы на Викискладе
  • Аудиобиблия. Откровение Ионанна Богослова в мп3
  • Откровение Иоанна (Апокалипсис) на греческом языке с русским подстрочным переводом.
  • Русский синодальный перевод Апокалипсиса с комментариями
  • Апокалищісъ Стагw їwaнна fєол0га (церк.-слав.)
  • Апокалиψiсъ
  • Апокалипсис на греческом языке с подстрочным русским переводом
  • Св. Андрей Кесарийский. Толкование на Апокалипсис Святого Иоанна Богослова
  • Чарльз Генри Уэлч. Толкование книги Откровение (Апокалипсис)
  • Чарльз Гомер Гиблин. Апокалипсис Иоанна. Открытая книга пророчеств

Исследования

  • Св. Андрей Кесарийский. Толкование на Апокалипсис.
  • Лев Тихомиров. Апокалиптическое учение о судьбах и конце мира, Сергиев Посад, 1907
  • о. Сергий Булгаков. Апокалипсис Иоанна
  • о. А. Мень. Читая Апокалипсис (лекция)
  • о. А. Мень. Читая Апокалипсис (книга)
  • о. А. Мень. Откровение св. Иоанна Богослова (статья)
  • Д. Гатри. Введение в Новый Завет: Книга Откровения
  • Аверкий (Таушев), Серафим (Роуз). Толкование Апокалипсиса. — М., 2008.
  • Архиепископ Аверкий (Таушев). Апокалипсис или откровения святого Иоанна Богослова. СПб.: «Акация», 1998.
  • д-р. О. В. Бинюков http://apokalipsis.ucoz.ua/ Толкование Откровения Иоанна Богослова (1-3 гл.)

>Толкование Книги Откровение Иоанна Богослова

Откровение Иоанна.

Книга Откровения имеет очень большое значение, так как это последняя книга Богодухновенной Библии и по праву заключительная книга Нового завета. Если четыре Евангелия, которыми начинается Новый Завет, говорят о первом пришествии Иисуса Христа на землю, то главной темой книги Откровения Иоанна Богослова, которой Новый Завет заканчивается, является Его второе пришествие. Кроме того, в этой книге сходятся откровения, данные в обоих заветах, и в ней возвещается последнее слово многих пророчеств, исполниться которым еще предстоит.

Второе пришествие Христа и события, предшествующие ему, представлены в книге Откровения Иоанна более наглядно и красочно, чем в любой другой книге Библии.

Время написания.

Большинство ученых-богословов утверждает, что откровение было написано между 95 и 96 годами по Р. Х. Они исходят при этом из свидетельства отцов ранней Церкви, что апостол Иоанн был сослан на остров Патмос при императоре Домициане, который умер в 96 г.

Стиль.

Также как в ветхозаветных книгах Даниила и Иезекииля, в книге Откровения Иоанна Богослова широко используются символы, в ней постоянно возникают апокалипсические картины и видения. Но поскольку символы и видения подлежат толкованию, многие по-разному объясняют истины, изложенные в книге Откровения. В большинстве случаев, однако, подлинный смысл помогает установить сопоставление с прежними ветхозаветными пророчествами. Оно-то и побудило многих толкователей увидеть в книге Откровения Иоанна Богослова вполне реалистические предсказания того, что должно произойти в будущем. Книга Откровения характеризуется разумным видением будущего в согласии с видением его в других книгах Священного Писания.

Толкование.

Из-за того, что книга Откровение Иоанна написано в особой манере, богословы подходили и подходят к этой книге, руководствуясь различными принципами толкования. Вот некоторые из этих принципов.

Исторический подход. Начиная со средних веков, многие богословы стали рассматривать книгу Откровения Иоанна Богослова как пророчество об истории всей Церкви, начиная от первого пришествия Христа до Его второго пришествия. Этот подход был предложен Лютером и разделялся Исааком Ньютоном, Эллиотом и другими в последующие века. Однако уязвимость его в том, что очень редко даже два сторонника этого метода толкуют одно и то же место в книге одинаково, в смысле соотнесенности его с каким-то конкретным историческим событием. Каждый богослов непременно пытался увидеть осуществление того или иного пророчества в свое время.

Футуристический подход. Большинством консервативных богословов нашего времени разделяется «футуристический подход» к книге Откровения Иоанна. Они считают, что в главах 4-22 речь идет о событиях, которым предстоит произойти в будущем. Причем, главы с 4 по 18 посвящены, по их мнению, тому, что совершится в последние семь лет перед вторым пришествием Христа, и в особенности страшным событиям «великой скорби» в последние три с половиной года.

Возражавшие против этой точки зрения часто исходили из того, что книга Откровения Иоанна, будь она преимущественно «футуристической» по своему характеру, едва ли могла бы быть понята первыми христианами. Сторонники же футуристического подхода, напротив, настаивают на том, что именно в описании событий будущего в Откровении таится для христиан всех времен источник утешения и уверенности, ибо по самой природе своей веры последователи Христа взирают в будущее, сознавая, что в нем ожидает их последняя и окончательная победа.

Цель написания.

Цель книги состоит в откровении событий, которые произойдут непосредственно перед вторым пришествием Христа, во время Его пришествия и после него. Этому и посвящены в основном главы 4-18. Само второе пришествие наиболее впечатляюще представлено в 19 главе Откровения. Далее, в 20 главе, описывается наступление Тысячелетнего царства Христа на земле.

И, наконец, в главах 21 и 22 дано откровение о вечном Божием царстве. Таким образом более конкретная цель книги видится в дополнении и разъяснении ранних ветхозаветных пророчеств (к примеру, в книге пророка Даниила), а также пророчеств Самого Христа, особенно в Его проповеди на Елеонской горе (Матф. 24-25).

Практическое значение.

Особое практическое значение имеют главы 2 и 3, состоящие из посланий к семи поместным церквам, олицетворяющим Церковь в целом. Собранные воедино, эти целенаправленные и решительно звучащие послания Христа образуют как бы основу основ всех новозаветных посланий, трактующих вопросы практической жизни истинных христиан. С одной стороны, Христос поощряет верующих к святой жизни, а с другой — предупреждает неверующих о грядущем суде.

Книга Откровения Иоанна Богослова не оставляет сомнения в том, что в конце концов праведный Бог не только покончит с человеческим грехом, но и приведет к славному завершению процесс спасения тех людей, которые доверились Христу. Суровое предупреждение делается тем, кто не готов встретить это будущеею День, когда все преклонятся перед Богом (Фил. 2:10), неизбежно придет.

«Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко» (Откр. 1:3) — эти слова находят исчерпывающее объяснение как в свете истин, изложенных в книге Откровения, так и в призыве к праведности, звучащем в ней.

План книги Откровения Иоанна Богослова:

I. Вступление: «Что ты видел» (глава 1)

А. Пролог (1:1-3)

Б. Приветствие (1:4-8)

В. Прославленный Христос в видении на Патмосе (1:9-18)

Г. Повеление написать… (1:19-20)

II. Послание семи церквам: «Что есть» (главы 2-3)

А. Послание церкви в Ефесе (2:1-7)

Б. Послание церкви в Смирне (2:8-11)

В. Послание церкви в Пергаме (2:12-17)

Г. Послание церкви и Фиатире (2:18-29)

Д. Послание церкви в Сардисе (3:1-4)

Е. Послание церкви в Филадельфии (3:7-13)

Ж. Послание церкви в Лаодикии (3:14-22)

III. Откровение будущего: «Что будет после сего» (главы 4-22)

А. Видение небесного престола (глава 4)

Б. Книга с семью печатями (глава 5)

В. Снятие шести печатей — начало Божьих судов (глава 6)

Г. О спасенных в дни великой скорби (глава 7)

Д. Снятие седьмой печати и явление семи ангелов с трубами (главы 8-9)

Е. Сальный ангел с раскрытой книжкой (глава 10)

Ж. Два свидетеля (11:1-14)

3. При звуках седьмой трубы… (11:15-19)

И. Семь важных действующих лиц при конце времени (главы 12-15)

К. Чаши Господнего гнева (глава 16)

Л. Падение Вавилона (главы 17-18)

М. Песня хвалы и славы на небе (19:1-10)

Н. Второе пришествие Христа (19:11-21)

О. Тысячелетнее царство Христа (20:1-16)

П. Суд у великого белого престола (20:11-15)

Р. Новое небо и новая земля (21:1 — 22:6)

С. Завершающее слово от Бога (22:6-21)

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *