Нравственное начало

>
Образовательный портал

Методические рекомендации по разработке технологической карты урока английского языка

Полещук Анна Александровна,
преподаватель английского языка
ФГКОУ «Кронштадтский МКК МО РФ»

Основные результаты среднего общего образования определяются. Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС). ФГОС второго поколения содержит требования к личностным, предметным и метапредметным результатам изучения предмета, а значит требования к результатам – это и есть ведущая составляющая ФГОС.

· Личностные результаты — подразумевают формирование сознательной личности, обладающей целостным мировоззрением, способностью к самообучению и саморазвитию, проявляющей уважение к другим людям и их мнению, а также соблюдающей нормы, правила и принципы социума, в котором данная личность существует.

· Предметные результаты — предполагают формирование определенных навыков, умений, знаний и компетенций в различных областях, которые должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.

· Метапредметные результаты – это сформированные в ходе обучения навыки и способности, необходимые для самостоятельного изучения предмета и оперирования с информацией.

В современном мире, в связи с увеличением информационного потока, невозможно даже представить себе, как дать весь объем материала на уроке. Однако, согласно ФГОС, преподаватель должен сформировать навыки и умения поиска необходимой информации и работы с этой информацией, которые позволят учащемуся продолжить обучение самостоятельно.

Технологическая карта урока дает возможность учитывать все данные требования уже на стадии планирования урока.

В педагогическом сообществе существует огромное разнообразие видов технологических карт.

В КМКК каждый преподаватель обязан иметь технологическую карту к каждому уроку.

Представляю вашему вниманию свою технологическую карту, разработанную для УМК «Spotlight5», Module 5, Lesson 5 a)Amazing creatures.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

1. Ф.И.О. учителя: Полещук Анна Александровна

2. Класс: 5 Дата: 17.01.2014. Предмет: английский язык

3. Тема урока: Удивительные создания, введение НЛЕ, чтение.

4. Место и роль урока в изучаемой теме: Модуль 5, урок 1

5. Дидактическая цель урока: использовать НЛЕ при чтении и обсуждении текста;

6. Задачи урока: обучающие – обеспечить усвоение лексики по теме «Животные мира» во всех видах речевой деятельности, создать условия для развития умения прогнозирования содержания текста, ознакомительного и поискового чтения;

развивающие – способствовать развитию умения запоминать новые слова, мотивации, коммуникативной компетенции, внимания, фонематического слуха, самонаблюдения и самооценки в процессе коммуникативной деятельности;

воспитательные – развивать возможности самореализации средствами иностранного языка, воспитывать любовь к животным, экологическую культуру в целом;

7. Материальное обеспечение урока: интерактивная доска, презентация PP, CD, учебники, тетради, WB;

8. Методы работы: наглядно-образный, практический, репродуктивный, аудиовизуальный.

Ход урока:

№ п/п

Этапы урока

время

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

УУД

5

Орг. момент,

рапорт 1’

Целеполагание 1’

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению новых знаний 8’

Усвоение новых знаний 10’

Динамическая пауза 5’

Проверка понимания нового материала 5’

Закрепление нового материала 5’

Информация и инструктаж о задании на самоподготовку. 2’

Подведение итогов. Рефлексия 3’

Приветствует кадет. Проверяет готовность кадет к уроку. Создаёт эмоциональный и деловой настрой для работы на уроке (слайд 1).

Организует вводную беседу по пройденному материалу Модуля 4. Задает вопросы:

 How many people are there in your family?

 What are their names/hobbies?

 What can they do?

(слайд2).

Обсуждает название 5 Модуля World animals, возможные аспекты темы (слайд 3), урок 5а) (слайд 4). Предлагает вспомнить ЛЕ 3,4 классов по теме «Животные», разгадать кроссворд (слайд 5).

1. Обращает внимание на карту, актуализирует понятия континент и страна, предлагает выполнить упр. 1 стр. 66, обращает внимание на произношение НЛЕ (слайды 6-7).

2. Упр. 2 стр. 66 организует запоминание и отработку НЛЕ, обращает внимание на русские эквиваленты -«истинных друзей», объясняет Study skills (слайды 8-9).

Предлагает отдохнуть, сменить форму деятельности, спеть песню и потанцевать «If you happy» (слайд 10).

Упр. 3 стр. 66. Осуществляет прогнозирование содержания текста по картинкам из текста, организует контроль (слайд 11).

1. Упр. 4а) стр. 66. Организует работу над составлением вопросов к тексту, записывает варианты на доске, поощряет выборочное чтение текста (слайд 12).

2. Упр. 4б) стр. 66 Предлагает заполнить таблицу, опираясь на информацию из текста (слайд 13).

3. Организует работу над объяснением выделенных слов в тексте (слайд 14).

4. Упр. 5 стр. 66 Организует обсуждение текста в парах, обращает внимание на слова-связки (слайд 15).

Предлагает записать задание на самоподготовку: SB p.66-67 learn new words, write down them into your dictionaries

(слайд 16).

Создает условия для анализа урока:

Do you like our lesson?

предоставляет кадетам выбор:

• Hm… I don’t know.

• I am crazy about it!

• I like it!

• I don’t like it!

Дежурный сдаёт рапорт на русском языке, кадеты приветствуют преподавателя.

Слушают, настраиваются на определённую деятельность.

Повторяют пройденный материал, отвечают на вопросы.

Комментируют тему модуля 5.

Просматривают Модуль 5, обсуждают темы, название урока 5а).

Разгадывают кроссворд.

Вспоминают понятия континент и страна, называют континент, страну, соседей, читают новые слова, переводят, запоминают.

Слушают НЛЕ, запоминают, переводят, сопоставляют с русскими эквивалентами, читают, отрабатывают произношение.

Поют песню и танцуют.

Прогнозируют содержание текста, читают, проверяют.

Составляют вопросы к тексту, отвечают на них в парах, читают текст выборочно.

Заполняют таблицу, читают текст еще раз.

Объясняют выделенные слова синонимами, антонимами, жестами, пантомимой, языковой догадкой.

Записывают ДЗ.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

(Знаково–символические УУД).

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

(Знаково–символические УУД).

(Знаково–символические УУД).

(Познавательные УУД) Поиск и выделение необходимой информации.

(Познавательные УУД) Выбор вида чтения в зависимости от цели.

(Познавательные УУД) Выбор вида чтения в зависимости от цели.

(Познавательные УУД) Умение структурировать знания.

(Знаково–символические УУД).

(Коммуникативные УУД) Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Уметь правильно оценивать результат коллективной работы (самооценка + внешний контроль).

(Регулятивные УУД)

Целостность личности

Рано или поздно каждый человек сталкивается с такими особенностями характера, привычками в себе самом, которые могут его не устраивать, разочаровывать или даже раздражать. Начиная анализировать себя и работать над самосовершенствованием, один из первых вопросов с которым мы сталкиваемся – это вопрос о целостности нашей личности.

Как правило, в психологии под внутренней целостностью личности подразумевается способность человека в напряженных моментах держаться своей основной линии поведения, сохранять верность собственным взглядам и ценностям. Такой человек может жить совершенно независимо от других людей и при этом активно с ними взаимодействовать. Одной из характеристик целостной личности является способность реалистичного взгляда на вещи при любых жизненных обстоятельствах, даже если присутствует какое-либо давление со стороны. Цельная личность – это человек, который имеет устойчивое мировоззрение, дающее ему покой и уверенность.

Наравне с вышеописанными признаками, личность человека может носить фрагментарный характер. Так называемая «фрагментарная личность» несет в себе конфликтующие психологические элементы. Она не имеет единого взаимосвязанного функционального представления о мире.

Из чего же складывается целостная личность и как рождается гармония между внутренним состоянием и внешними проявлениями человека?

Гармония и цельность личности напрямую зависит от той среды, в которой этот человек пребывает постоянно. Среди чего он родился и вырос, какие люди его окружали и какие жизненные ориентиры они несли в мир и чему его учили. Конечно, всегда существует поправка на врожденные склонности человека. Они могут стать хорошей основой для дальнейшего развития в соответствующем направлении или же помехой, если входят в противоречие с теми целями, которые ставит перед собой сам человек.

В дальнейшем, в зависимости от внутренних и внешних факторов, личность может развиваться в направлении силовой модели, либо модели внутренней гармонии.

Для первого варианта развития личности характерно отсутствие гибкости в конфликтах и наличие жестких установок и убеждений, которые человек отстаивает непоколебимо даже при «лобовой атаке». В пределе личность такого типа сломается, но не уступит ни на йоту от своей первоначальной точки зрения. И чем эта позиция тверже, тем более ярко будет выражаться целостность такой личности в последовательности и соответствии ее проявлений внутренним установкам. Речь идет не только о бытовых моментах, но и о возвышенной морали и представлениях о духовности.

Это описание касается личности именно высокоорганизованной, с достаточным уровнем осознанности и является более характерным для мужчин, ведь как раз для них в порядке вещей не соглашаться с навязываемыми извне условиями, а настаивать на своих. Чтобы с чем-то согласиться, мужчине требуется пропустить это через себя, принять, сделать своим, и как только это произойдет, он уже сам станет следовать этим новым ориентирам. Он находится как бы на пути служения своей высшей цели и порой готов стоять за нее до смерти.

Если же человек придерживается другой модели развития и соотносит свои действия с состоянием внутренней гармонии, то его целостность как личности организуют два основных фактора: внутренняя самодостаточность и гибкость. Гармоничные взаимоотношения со средой, в которой такой человек находится, взаимопонимание и взаимоприятие между ним и окружением, а также удовлетворение, спокойствие и отсутствие внутренних противоречий способствуют целостности такой личности. Люди, идущие по этому пути личностного развития обычно хорошо понимают окружающих и склонны положительно воспринимать как их, так и себя. Для таких

людей характерна и внешняя мягкость в жестах и интонациях, доброта и спокойствие. Внутренняя же гибкость позволяет им на время адаптироваться к неблагоприятным внешним влияниям и при первой же возможности возвращаться в первоначальное состояние.

Эта модель развития более характерна для женщин, такие люди прежде всего живут для себя. Достигая внутренней гармонии они становятся счастливыми и делают мир вокруг себя таким же счастливым, теплым и радостным. В общении с такими людьми легко почувствовать мгновенное «родство душ», и даже в момент первой встречи разговор может быть таким доверительным, как будто вы знакомы уже много лет.

Итак, в любом из вышеописанных путей развития можно достичь и счастья, и гармонии и самореализации на различных жизненных уровнях. Для того чтобы ощутить себя целостной личностью прежде всего нужно понять свою природу, предрасположенность и дальше работать над развитием именно тех особенностей, которые Вам близки. Это и будет путем к Вашему счастью.

Духовно — нравственное становление человека в современном мире Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

Список литературы

1. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения (Общедидактический аспект). М.: Педагогика, 1977. 193 с .

2. Гурье Л. И. Проектирование педагогических систем: учеб. пособие/ Казан. гос. технол. ун-т. Казань, 2004. 212 с.

3. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. М.: Логос, 2005. 384 с.

4. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980. 96с.

5. Молчановский В.В., Шипелевич Л. Преподаватель русского языка как иностранного. Введение в специальность. М.: рус. яз. 2000. 320 с.

6. Подготовка учителя математики: Инновационные подходы: учеб. пособие / под ред. В. Д. Шадрикова. М.: Гардарики, 2002. 383 с.

ABOUT MOTIVES OF STUDYING OF PROFILE ECONOMIC DISCIPLINES FOREIGN STUDENTS AT THE PRE-UNIVERSITY COURSE

The article considers the real state of the motivational sphere of foreign students at the pre-university course

Keywords: pre-university course of foreign students, motivation, motive

Получено 30.10.2011 г.

УДК37.02

В.М. Кириллова, канд. пед. наук, доц., (4872) 35-52-55, kirillova@mail.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Рассмотрены вопросы духовного развития личности человека, которые требуют использовать весь имеющийся этический потенциал, обогатить его новым содержанием, применяя такие формы и методы обучения и воспитания, которые бы создавали внутренние предпосылки для саморазвития, прежде всего нравственных и духовных качеств человека.

Ключевые слова: нравственность, духовность, развитие личности.

Социально-нравственный портрет современного молодого человека имеет сегодня совершенно новые характеристики, разительно отличающиеся от таковых ещё лет десять назад. Всё с большей ясностью проступают в этом портрете черты как нравственного, так и безнравственного, — черты, по сути, того, что подпитывалось в ребёнке с раннего возраста всем его окружением: и социумом, и родителями, и

педагогами. И не секрет, что порой в этом портрете проявляется не высшая, а низшая природа человека с её необузданными эмоциями, самомнением, жестокостью, эгоизмом.

Современные проблемы, которые мы сегодня столь обильно пожинаем (и экологические, и экономические, и социальные, и пр.), — по сути, все имеют корни в так называемом человеческом факторе. Доказывать это уже нет необходимости, поскольку все они признаны (и наукой, и философией, и религией) как грани одного глобального духовно-экологического кризиса.

В настоящее время большинством ученых осознается и признается, что воспитанию и развитию духовно-нравственной культуры педагогов и учащейся молодежи должен быть отдан приоритет.

Необходимо подчеркнуть, что мы недостаточно занимаемся специальной подготовкой учителя средней школы, а также преподавателя высшей школы к целенаправленному и системному духовно-нравственному воспитанию учащейся молодежи, что является одной из острых проблем не только системы образования, но и современного общества.

Признанным на сегодняшний день является и тот факт, что поиск решения всего комплекса этих проблем лежит на пути духовного возрождения человека и общества. В связи с этим хотелось бы подчеркнуть, что будущее молодёжи России в целом, на наш взгляд, напрямую связано с успехом или неуспехом данного поиска.

Вынесенная в название проблема духовно-нравственного становления современного молодого человека обозначена как социально-педагогическая неслучайно. В современном мире социальное воздействие на молодое поколение, в сравнении с педагогическим, во многих случаях оказывается доминирующим.

Содержание же и интенсивность такого воздействия всем нам хорошо известны. Думается, что многими осознаётся и направленность такого воздействия: укрепление и питание всё той же низшей (животной) природы человека.

Юность психологи называют возрастом любви. Для любви в юношеском возрасте характерна идеализация объекта любви, что само по себе даже хорошо. Однако нередко молодые люди за любовь принимают увлечение, а порой и просто половое влечение, которое стремятся сразу удовлетворить.

Так, очень часто сегодня можно столкнуться с подменой слова «любовь» искусственно внедряемым в нашу речь словом «секс». А ведь «секс» в осмысленном переводе значит: плотское вожделение, похоть, блуд, грех.

Неграмотно и небезобидно для смысла смешивать его со словом «любовь». «Любить» в русском языке означает чувство, имеющее не

плотское, а духовное начало. И входит оно в такой смысловой ряд: жалеть, благоговеть, боготворить и т.д. Те же, кто перестаёт это понимать, постепенно духовно вырождаются, незаметно «расчеловечиваются» в своём отношении к любви и к жизни», — с великой болью констатирует доктор филологических наук В. Троицкий .

По результатам исследования Научного центра психического здоровья РАМН формирования материнского поведения и его влияния на психическое развитие детей раннего возраста — с этапа беременности до достижения ребенком возраста 4 лет — поведение лишь небольшой части матерей можно назвать по-настоящему материнским.

К сожалению, количество агрессии по отношению к детям таково, что можно уверенно сказать: общество переживает критический период. Идёт массовое унижение и осквернение самого чистого и святого, что дано человеку, — Любви, Красоты, Истины.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«…Бесстыдство и безжалостность в корне подрывают его нравственный характер. Стыд и совесть говорят разным языком и по разным поводам, но смысл того, что они говорят, один и тот же: это не добро, это не должно, это недостойно» .

В настоящее время к биологическим, психологическим причинам, приводящим к резкому снижению возраста вступления в интимные отношения, прибавились и социальные, крайне усугубляющие эту всегда существовавшую для молодёжи проблему. Немалую роль в этом сыграло развитие средств массовой информации и коммуникаций. В результате на детей обрушивается поток низкопробной продукции, пропагандирующей насилие, преступность и т. д.

Культурный прогресс общества измеряется и определяется масштабами создаваемой им человеческой личности, а, значит, культура должна заключать в себе истинные эталоны здоровья и красоты. Современное общество, к сожалению, переполнено разнообразными негативными и вредоносными культурными явлениями.

Этический и эстетический идеал утверждается на протяжении времени теми или иными народами, этносами, классами. Его можно представить как некий эталон красоты и здоровья, к которому стремятся люди.

Согласно уставу ВОЗ, здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. В связи с этим очевидна роль духовности для формирования процветающего общества, складывающегося из здоровых индивидуумов.

Обозначенная проблема — социальная. Однако она и педагогическая, поскольку именно педагог в первую очередь призван «сеять разумное, вечное, доброе».

Формулировка духовно-нравственного становления человека подразумевает синтез двух неотъемлемых для человеческого становления и развития компонентов — духовности и нравственности, каждый из которых имеет свои характеристики. Кроме этого, вычленение и определение духовной компоненты на первый план обусловлено доминирующей ролью в становлении человека Человеком, формировании духовности.

Антропологический подход, всё увереннее занимающий своё место в методологии педагогической науки, предусматривает выделение системообразующих внутренних характеристик человека, определяющих его сущностную природу и качественное своеобразие.

Таковой в структуре человека выступает своеобразное триединство его биологического, социального и духовного начал, или, говоря языком христианской антропологии, — тела, души и духа. Признание современной педагогической наукой духовного начала в человеке позволяет по-новому взглянуть и на самого человека, и на задачи его воспитания и образования, в частности, и на проблему духовно-нравственного становления человека.

Изучение, анализ и последующий синтез знаний по данной проблеме (в трудах по философии, религии, в наследии христианских подвижников и мистиков Востока, духовных учениях и работах современной науки) позволяют сделать вывод о том, что духовность и нравственность — явления нетождественные.

Нравственность в энциклопедическом педагогическом словаре трактуется как термин, употребляющийся, как правило, в качестве синонима термину мораль, реже — этика. Так же, как понятия «этика» в греческом, «мораль» в латинском, русское слово «нравственность» этимологически восходит к слову «нрав» (характер) и лексически закреплено в Словаре Академии Российской (1793).

В целом можно сказать, что нравственность характеризует личность человека, его социальную сущность. В некоторой степени её можно отнести и к человеческой душе, которая проявляется в физическом мире через нашу личность. И если определить своего рода пространственную направленность нравственности, то это «горизонтальные» связи, то есть -социальные. Нравственность своего рода мерило принятия, присвоения человеком общественных норм и ценностей, а потому она в определённой степени может быть воспитана.

Духовность — это проявление высших человеческих чувств, которые порой не объяснимы или, будучи объяснимы, теряют свою неповторимость, свою тайну. Любовь к ближнему, любовь к учителю, любовь к тому, что ты делаешь, все это проявления, а значит и развитие духовности.

Взгляды на сущность данного понятия представителей разных сфер познания (философии, науки и религии) в большой мере идентичны.

Духовность неразрывно связана с духом человека; с действием Святого Духа, с Благодатью; с тончайшей, высшей энергией в человеке; с сознанием человека; с открытостью и возжжением сердца и духа; с божественной энергией Любви.

Созвучны этим взглядам и мысли И.А. Ильина: «.Говоря о духовности или о духе, не следует представлять себе какую-то непроглядную метафизику или запутанно-непостижимую философию. Дух не есть ни привидение, ни иллюзия. Он есть подлинная реальность, и притом драгоценная реальность, — самая драгоценная из всех. Дух есть дыхание Божие в природе и человеке; сокровенный, внутренний свет во всех сущих вещах; начало, во всём животворящее, осмысливающее и очистительное. Он освящает жизнь, чтобы она не превратилась в мёртвую, невыносимую пустыню, в хаос пыли и в вихрь злобы; но он же сообщает всему сущему силу, необходимую для того, чтобы приобщиться духу и стать духовным».

Духовность часто рассматривается как состояние нравственного переживания, проявления нравственных качеств.

Когда речь идет о совершенствовании образования современной молодёжи, то для развития духовности личности требуется использовать весь имеющийся этический потенциал, обогатить его новым этическим содержанием, применяя такие формы и методы обучения и воспитания, которые бы создавали внутренние предпосылки для саморазвития, прежде всего нравственных и духовных качеств человека.

Восхождение человека к духовности хотя и трудная, но реальная задача, если её целенаправленно решать с нашей молодёжью путём: глубоких размышлений о высшем предназначении человека; воспитания сердечности, совестливости, отзывчивости, стимулирования в наших детях и учениках добронравия в делах и помыслах; поощрения самосознания, самосовершенствования, саморазвития, самореализации; преодоления легкомысленного, поверхностного, одномерного мышления; воспитания чувства внутренней свободы и одновременно ответственности; разъяснения и показа ложных ценностей, оберегания от безвкусицы, пошлости и невежества; показа достижений науки и техники через призму гуманных целей и ценностей; приобщения к духовности через приобщение к искусству в любых его видах и формах на всех этапах образования и воспитания.

Список литературы

1.Воспитание школьников. 1998. № 44. С. 15.

2.Здоровьесберегающее обучение и воспитание./ под научной ред. В.И. Андреева Казань: Центр инновационных технологий .2000.

3.Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 Т. Т.3 М.: Русская книга,

4.Проблемы образования. Молодёжь и вопросы воспитания. Выпуск №1. Красноярск: РИО КГПУ, 2004. С. 312-330.

5.Соловьёв В.С. Соч. в 2 т. Т.1.М.:Мысль, 1990.

6.Троицкий В. О духовной сущности слова и языковом образовании школьников // Воспитание школьников. 1998. № 44. С. 15.

7.Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс,1990.

V.M. Kirillova

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: morality, spirituality, personality development.

Получено 10.10.2011 г.

УДК 378.011.3-51

Т.В. Крылова, соискатель,

t krilova@inbox.ru (Россия, Москва, РГСУ)

УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ПЕДАГОГА (НА ПРИМЕРЕ ФИЛИАЛА ВУЗА)

Рассматривается процесс управления развитием и самореализацией педагога в условиях учебной и профессиональной среды вуза, под воздействием определенных психических условий и механизмов, который характеризуется адекватной субъектной позицией по отношению к собственному профессиональному становлению, развитием профессиональных и жизненных планов, реальных путей их достижения; формированием позитивных личностных стратегий и ориентаций в профессиональной и учебной деятельности.

Ключевые слова: сущность личности педагога вуза, детерминанты развития личности, учебно-воспитательные стратегии, активность в развитии личности, профессиональная активность, педагогическое взаимодействие, интерес, регулирование профессиональной подготовки, модель деятельность специалиста-педагога, типы личности студентов.

Социально-политическая ситуация на современном этапе характеризуется уникальностью, ибо общественный организм, а вместе с ним и сознание каждого индивида проходят период изменения и качественного обновления. Важной проблемой становится разрыв между теми ценностями, которые декларируются в высшем учебном заведении, и

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *