Нравственное учение христианства

§ 5. Первые века христианства



1. Какие нравственные принципы проповедует христианское учение?

Христианское учение проповедует такие нравственные принципы: человек должен любить Бога, своих ближних, друзей и врагов, прощать обиды, не отвечать злом на зло, относиться с презрением к богатствам и земным наслаждениям. Жизнь на этом свете – всего лишь подготовка к посмертному существованию, когда «первые станут последними».

2. Опишите организацию христианской церкви в первые века её существования.

В первые века церковь представляла собой разрозненные христианские общины. Во главе крупных христианских общин (епархий) находились епископы. Наиболее влиятельными и почитаемыми были епископы Рима, Александрии, Антиохии, Константинополя и Иерусалима. Епископ управлял священниками, дьяконами и церковнослужителями. Священники занимались богослужебными делами, проповедью и учением. Дьяконы должны были наблюдать за церковным благочинием, разносить причастие больным; по указанию епископа они распоряжались церковным имуществом, выполняли административную и социальную работу. Церковнослужители, не возведённые в духовный сан, – псаломщики, пономари (алтарники), причетники и др. – помогали священнослужителям в совершении богослужения.

3. В чём причина преследований христиан в первые века новой эры?

Первые два века существования христианской церкви связаны с постоянными гонениями и притеснениями, причиной которых было неприятие римским обществом и государством христиан, а также отрицание христианами всей системы ценностей, обычаев и нравов язычества. Языческие жрецы видели в христианских проповедниках угрозу собственному существованию. Императоры-язычники ревниво относились к отказу христиан воздавать им божественные почести. Отвергая имперский культ, христиане фактически призывали всех отказаться от богов ложных ради Бога истинного

4. Почему произошло примирение христианской церкви и императорской власти?

Переломным моментом во взаимоотношениях христианской церкви и государства стало правление императора Константина I (306–337). По преданию, накануне решающей битвы с противником Константин увидел в небе монограмму в виде креста из двух греческих букв, с которых начинается имя Иисус Христос. После одержанной победы император издал Медиоланский (Миланский) эдикт (313), уравнивавший христианскую церковь в правах с другими культами.

5. Прочитайте Символ веры и перечислите ключевые положения христианского учения.

«Верую во единого Бога Отца, Вседержителя. Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия. Единородного, рождённого от Отца прежде всех веков; Света от Света, Бога Истинного от Бога Истинного, рождённого, несотворённого, единосущного Отцу, от Которого всё произошло. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и вочеловечившегося. Распятого же за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребённого. И воскресшего в третий день по Писаниям. И восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца. И снова грядущего со славой судить живых и мёртвых, Его же царствию не будет конца. И в Духа Святого, Животворящего, Исходящего от Отца, Которому поклоняются и Которого славят как Отца и Сына; и Который говорил через пророков. Во единую Святую Соборную и апостольскую Церковь. Исповедую единое крещение во оставление грехов. Ожидаю воскресения мёртвых. И жизнь будущего века. Аминь».

Согласно Символу веры ключевыми положениями христианского учения являются:

Вера в Бога-Отца, Вседержителя и Творца (1-й член);

Вера в Иисуса Христа – единосущного Бога-Сына,

Вера в искупление человеческих грехов Иисусом Христом;

Вера в воскрешение Христа;

Вера во второе пришествие Христа;

Вера в дающего жизнь Святого Духа, говорившего через пророков;

Вера в единую Святую Апостольскую Церковь;

Вера в очищающее от грехов крещение, совершаемое лишь единожды;

Вера во всеобщее воскресение мертвых и новую вечную жизнь.

§ 5. Первые века христианства

Возникновение христианства

Христианство – одна из мировых религий – зародилось в начале новой эры на территории Римской империи. Местом его возникновения стал Ближний Восток (Палестина). Евреи, населявшие покорённую Римом Иудею, исповедовали иудаизм – первую в истории человечества монотеистическую (от греч. – один бог) религию. Священным писанием для иудеев являются книги Ветхого Завета (получившие такое название у христиан). В них описывается сотворение мира и человека единым Богом, содержится Божественный завет и заповеди, а также история еврейского народа. Евреи считают эти книги священными, поскольку они были написаны пророками или людьми с духом святости. Важная черта иудаизма – ожидание будущего пришествия Мессии (от ивр. машиах; др. – греч. Христос – помазанник) – потомка древнего царя Давида, идеального царя, посланного Богом, чтобы осуществить «избавление» евреев и спасти человечество.

Мазаччо. Святая Троица с девой Марией и св. Иоанном XV в.

Первые христиане были евреями. Они почитали Ветхий Завет, но считали, что Мессией, которого ожидал народ, является посланный на землю Богом-Отцом Богочеловек Иисус Христос. Он спасёт богоизбранный народ от проклятия смерти и дарует ему вечное Царство. С христианской точки зрения в Ветхом Завете предсказываются, предчувствуются его Рождество, земная судьба, смерть на Кресте и Воскресение из мёртвых.

Повествование о земной жизни Иисуса Христа, его проповедях, смерти, воскресении и вознесении на небо содержится в четырёх Евангелиях (от греч. – благая весть), вместе с другими христианскими сочинениями – Деяниями апостолов, посланиями апостолов, Откровением Иоанна Богослова, – составляющими Новый Завет. Священные тексты Ветхого и Нового Завета у христиан принято называть Библией.

Согласно Евангелиям, Иисус родился в простой семье плотника Иосифа, жившего в Палестине, в городе Назарете. В возрасте 30 лет он был крещён в водах реки Иордан пророком Иоанном Крестителем. Во время крещения с неба раздался глас Божий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный». Одновременно на Иисуса сошёл Святой Дух, который явился у него над головой в виде голубя. Так впервые обнаружили себя три ипостаси (от греч. – сущность) единого Бога (Отца, Сына и Святого Духа).

Проповеди Иисуса представляли собой учение о том, как надо жить человеку, чтобы спасти душу и обрести Царствие Небесное, куда попадут лишь те, кто следует заповедям, возвещённым Господом через Своего Сына. Согласно заповедям, человек должен любить Бога, своих ближних, друзей и врагов, прощать обиды, не отвечать злом на зло, относиться с презрением к богатствам и земным наслаждениям. Жизнь на этом свете – всего лишь подготовка к посмертному существованию, когда «первые станут последними». Особое место в учении Христа занимает Нагорная проповедь:

«Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеётесь. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди… и пронесут имя ваше, как бесчестное… Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах… Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили своё утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете».

Иисус-Пастырь. Фреска. III в. Катакомбы св. Калликста, Рим, Италия

Нравственные и социальные идеалы, проповедуемые Иисусом Христом, привлекли к нему внимание не только учеников – апостолов – и последователей, но и врагов, в числе которых оказались иудейские первосвященники и римские власти. Один из учеников Иисуса, Иуда (имя его стало нарицательным), предал своего учителя. Иисус был обвинён в искажении иудейских законов и в стремлении к захвату власти. Его казнили, распяв на кресте вне стен Иерусалима, на холме, называемом Голгофой. На третий день Иисус Христос воскрес и явился к ближайшим ученикам. А на сороковой день после распятия он вознёсся на небо, призвав их распространять своё учение по всему миру.

Создание христианской церкви

Согласно Священному Писанию, на пятидесятый день после Пасхи на апостолов снизошёл Святой Дух в виде языков пламени, и они начали говорить на «иных языках». Это событие привлекло огромную толпу любопытных, перед которыми апостол Пётр начал проповедовать об Иисусе Христе. В результате его проповеди были крещены несколько тысяч человек.

Большинство богословов считают именно этот день началом создания христианской церкви.

Особую роль в распространении христианства сыграл апостол Павел (до обращения в христианство носил имя Савл, или Саул). Он был жестоким преследователем приверженцев новой религии и для борьбы с христианами отправился в Дамаск. На пути туда ему явилось божественное видение, которое превратило Савла из яростного гонителя в выдающегося христианского проповедника. Павел совершил несколько миссионерских путешествий от Малой Азии до Рима (по преданию, до берегов Атлантического океана в Испании и Британии), повсеместно создавая христианские общины. Ему принадлежат 14 посланий, вошедших в Новый Завет.

Остальные апостолы также совершали путешествия, проповедуя Слово Божие у разных народов. Существует предание, что апостол Андрей посетил земли, на которых впоследствии возник город Киев.

Микеланджело. Распятие св. Петра.1542–1550.Капелла Паолина, Ватикан

Благодаря деятельности апостолов во многих частях Римской империи возникли общины верующих, члены которых вместе молились, слушали Евангелие, совершали таинства (древнейшие из них – крещение и причащение) и обряды, отмечали дни, связанные с земной жизнью Иисуса Христа. Посредниками между Богом и верующими (мирянами) являлись священнослужители (епископы, священники, дьяконы), ставшие преемниками апостолов. Во главе крупных христианских общин (епархий) находились епископы (от греч. – блюститель). Наиболее влиятельными и почитаемыми были епископы Рима, Александрии, Антиохии, Константинополя и Иерусалима. Первосвященник Рима (римский папа), пользовавшийся большим авторитетом как преемник апостола Петра, со временем начал претендовать на главенствующую роль в христианском мире.

Епископ управлял священниками, дьяконами и церковнослужителями. Священники занимались богослужебными делами, проповедью и учением. Дьяконы должны были наблюдать за церковным благочинием, разносить причастие больным; по указанию епископа они распоряжались церковным имуществом, выполняли административную и социальную работу.

Церковнослужители, не возведённые в духовный сан, – псаломщики, пономари (алтарники), причетники и др. – помогали священнослужителям в совершении богослужения.

В первые века христианства возникло монашество. Монахи – ревнители благочестия, избегавшие мирской суеты, покидали города и селения и уходили в пустыни, где проводили жизнь в молитве, самоотречении, размышлениях о Боге. Основоположником отшельнического монашества стал Антоний (III–IV вв.). Со временем появились монашеские общины и монастыри. Основателем общежительного монашества считают египтянина Пахомия (III–IV вв.).

Особым авторитетом и почётом у христиан пользовались Отцы Церкви. К ним причисляют богословов, доказавших абсолютную приверженность учению церкви и отличившихся благочестивой жизнью: Василия Великого, Григория Богослова, Иеронима, Иоанна Златоуста, Григория Нисского и др.

Церковь и государство

Первые два века существования христианской церкви связаны с постоянными гонениями и притеснениями, причиной которых было неприятие римским обществом и государством христиан, а также отрицание христианами всей системы ценностей, обычаев и нравов язычества. Языческие жрецы видели в христианских проповедниках угрозу собственному существованию, античные писатели высмеивали догматы христианства, простые люди слепо верили рассказам о «гнусных» таинствах, творимых приверженцами новой веры. Императоры-язычники ревниво относились к отказу христиан воздавать им божественные почести. Отвергая имперский культ, христиане фактически призывали всех отказаться от богов ложных ради Бога истинного.

Римские власти подвергали христиан мучительным наказаниям, казнили и отправляли в ссылку. С наибольшей силой гонения осуществлялись в правление императоров Нерона (54–68), Марка Аврелия (161–180), Деция (249–251), Диоклетиана (284–305). Многие христиане, принявшие смерть за веру, позднее были причислены церковью к лику святых мучеников.

Мужество первых христиан и нравственная сила новой религии способствовали её широкому распространению. Христианство проникло в высшие слои римского общества и распространилось за пределами империи: в IV в. христианской стала Эфиопия, в это же время на Кавказе христианскую веру приняли Армения (здесь с начала IV в. христианство стало государственной религией) и Грузия, крещённая в первой половине IV в. Некоторые германские племена (готы, вандалы, свевы, бургунды, франки и др.) в IV–V вв. также приняли христианство, правда, большинство из них в форме одного из еретических учений – арианства.

Ж. Л. Жером. Гонения на христиан в Риме при Нероне. XIX в.

Переломным моментом во взаимоотношениях христианской церкви и государства стало правление императора Константина I (306–337). По преданию, накануне решающей битвы с противником Константин увидел в небе монограмму в виде креста из двух греческих букв, с которых начинается имя Иисус Христос. После одержанной победы император издал Медиоланский (Миланский) эдикт (313), уравнивавший христианскую церковь в правах с другими культами. Сам император считал, что он вправе вмешиваться не только в вопросы церковного устройства, но и в догматические споры. Он созывал церковные соборы для обсуждения возникших конфликтов и споров, председательствовал на них и определял их решения. В проведении новой политики Константин встречал сильное противодействие римлян, сохранявших верность языческим верованиям.

К концу IV столетия, при Феодосии I (379–395), христианство превратилось в господствующую религию Римской империи.

Видение креста императору Константину I. Гравюра. XIX в.

Борьба с ересями. Вселенские соборы

Становление христианской церкви происходило в условиях столкновений различных точек зрения по вопросам вероучения. Многие положения Евангелий вступали в противоречие с рациональным, прагматическим подходом, распространённым в античную эпоху. Это повлекло за собой возникновение многочисленных ересей, борьба с которыми стала важной частью деятельности церкви.

Первой серьёзной ересью, оспаривавшей догмат о Святой Троице, стало учение священника Ария (IV в.) – арианство. Идеи Ария были осуждены как еретические Первым Вселенским (всемирным) церковным собором (325), но его сторонники ещё несколько столетий продолжали борьбу с официальной церковью. На этом же соборе был сформулирован Символ веры, включавший основные догматы христианства. Окончательный вид он приобрёл после решений Второго Вселенского собора (381). Ещё одной ересью, осудить которую был призван Третий Вселенский собор (431), стало несторианство, названное так по имени константинопольского патриарха Нестория (428–431). На Четвёртом Вселенском соборе (451) церковь осудила монофизитство.

К концу эпохи Античности, в условиях варварских вторжений и социальных потрясений, христианская церковь утвердилась как господствующая социально-политическая организация и идейная сила, сумевшая распространить влияние далеко за пределы Римской империи.

В первые века новой эры на территории Римской империи и за её пределами начало распространяться религиозное учение, ставшее со временем мировой религией. Христианство объединяло людей разных этносов и социального положения. Первые христиане создали гибкую церковную организацию, которая легко адаптировалась к изменявшимся условиям и играла всё большую роль в жизни общества. Церковь пережила эпоху потрясений, приведших к гибели Римской империи, и способствовала рождению средневековой Европы.

Вопросы и задания

1. Какие нравственные принципы проповедует христианское учение?

2. Опишите организацию христианской церкви в первые века её существования.

3. В чём причина преследований христиан в первые века новой эры?

4. Почему произошло примирение христианской церкви и императорской власти?

5. Прочитайте Символ веры и перечислите ключевые положения христианского учения.

«Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рождённого от Отца прежде всех веков; Света от Света, Бога Истинного от Бога Истинного, рождённого, несотворённого, единосущного Отцу, от Которого всё произошло. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и вочеловечившегося. Распятого же за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребённого. И воскресшего в третий день по Писаниям. И восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца. И снова грядущего со славой судить живых и мёртвых, Его же царствию не будет конца. И в Духа Святого, Животворящего, Исходящего от Отца, Которому поклоняются и Которого славят как Отца и Сына; и Который говорил через пророков. Во единую Святую Соборную и апостольскую Церковь. Исповедую единое крещение во оставление грехов. Ожидаю воскресения мёртвых. И жизнь будущего века. Аминь».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Фаддей БулгаринЧертополох, или новый Фрейшиц без музыки

Лоскуток второй
Разговор на бульваре

А. Смотри, вот идет Чертополох.

Б. Счастливец! любовь и дружба украшают жизнь его лучшими своими цветами; слава разносит по свету имя его, на печатных листах; в доме у него приволье. Завидная участь!

А. Неужели бы ты захотел поменяться с ним своею тихою участью? На Чертополоха взглянуть страшно. На черно-желтом его лице видно чертово прикосновение, а в лукавом его взоре отражается луч адского пламени. Он полухром, полуслеп, полуглух и весь измят, как будто истолчен в чертовой иготи. Имя его, как язва, устрашает добрых, смиренных граждан. Присутствие его отравляет невинные забавы: всякое его суждение – клевета, каждая мысль – хитросплетение, каждое слово – ложь, лесть или обман. Общее презрение тяготит его существование. Нет, ты шутишь, любезный друг, говоря, что завидуешь участи Чертополоха.

Б. Но фортуна рабски повинуется ему. Он делает, что хочет, и во всем успевает.

А. До поры до времени, любезный друг! Законы нравственного мира так же непреложны, как и физического, и злые возвышаются для того только, чтобы их падение было виднее и подало спасительный урок неправедным искателям счастия. Подождем конца!

Третий лоскуток

Чертополох в бешенстве вбежал в свою комнату, прихлопнул дверь, ударил себя кулаком в лоб и громко воскликнул: «Адрамелех, помоги!» Черт немедленно предстал пред ним и сказал: «Готов служить сердечному другу. В чем дело?» – «Ты изменил мне и не сдержал слова», – сказал Чертополох. «Извини, любезный, – возразил черт. – В этом вы, господа люди, перещеголяли нас. Я все сдержал, что обещал». – «Я хотел прослыть сочинителем, – сказал Чертополох: – хотел быть славным, стал писать, и ничего не слышу, кроме брани в журналах, кроме смеху в обществах. Разве ты не обещал мне известности, славы?» – «Обещал и исполнил, – отвечал черт. – Известность и слава бывают двух родов: дурная и хорошая. Как же ты мог быть так прост, чтоб требовать доброй славы от черта? Ты стал писать о любви, о дружбе, о честности, о должностях человека – ну, словом, о таких вещах, которые не по нашей части и в которых черт не может ниспослать вдохновения. Чтоб хорошо писать о предметах возвышенных, надобно иметь душу, а твоя душа – наша собственность, и мы не позволим тебе дурачиться. Самый простой человек тотчас догадается о подлоге, когда черт начнет проповедовать нравственность, или, как гласит французская пословица, quand le diable preche la morale. Ты хотел известности – имя твое всем известно, но каким образом – это не мое дело. Хочешь ли писать хорошо, пожалуй, я научу тебя; но в таком случае примись за пасквили. Это наше дело! Ручаюсь, что ты всех перещеголяешь, когда сам черт будет твоею Музою!»

Четвертый лоскуток
Разговор в кофейном доме

В. Читал ли ты стихи Чертополоха, в которых он отделал всех своих приятелей и знакомых?

Г. Мастерское произведение! Уж верно сам черт надиктовал ему. Резко, зло, умно и как написано! Какие плавные, непринужденные стихи, какие легкие обороты, какой вымысел! Вот наконец Чертополох взялся за свое настоящее ремесло, попал на свой путь и загладил весь прежний свой вздор.

В. Но к чему это ведет? Сатира поправляет, пасквиль только гневает без поправы. Впрочем, сбить в одну кучу и добрых и злых, и умных и дураков, и друзей и врагов доказывает, что у Чертополоха нет души, нет утонченного чувства изящного и что не любовь к добру водила его пером, а злоба и зависть.

Г. Однако ж согласись, что стихи хороши.

В. Об этом нет спора, но я бы не хотел такой славы.

Г. И я также!

Пятый лоскуток

Осенний ветер ревел в трубе; крупные дождевые капли ударили в окна; на улицах было темно и пусто. Чертополох прохаживался один по своей комнате и беспрестанно подходил к двери, на которой что-то было написано карандашом. Вдруг он остановился, ударил себя кулаком в лоб и закричал: «Адрамелех, помоги!» Черт тотчас явился и сказал: «Что нового?» – «Ты опять обманул меня!» – воскликнул Чертополох. «Ты судишь о других по себе, – возразил черт: – я твердо держусь условий и в точности исполняю все твои поручения». – «Смотри на эту дверь, – сказал Чертополох: – здесь написано около ста имен моих приятелей, людей знаменитых, известных в обществе умом и поведением; а вот на этой мраморной доске начертаны имена моих закадычных друзей. Что пользы из всего этого, когда все они называются моими друзьями и приятелями, а между тем презирают меня, бранят в глаза и за глаза и обходятся не как с другом, а как с тряпицею. Разве я искал этого, когда просил у тебя друзей? отвечай, вероломный!» Черт улыбнулся. «Итак, имена твоих друзей и приятелей начертаны у тебя на дереве и на мраморе, а не в сердце? – сказал Адрамелех, посматривая исподлобья на Чертополоха: – Достойному достойное. Как ты мог подумать, бессмысленный, чтобы черт взялся доставить тебе наслаждение душ беспорочных, дружбу истинную? Ты мне продал тело: итак, требуй телесного, а не душевного. Можно ли требовать от черта, чтоб он возбудил в душах благородных, не принадлежащих ему, любовь, склонность к своему приятелю? Нет, Чертополох, ты не в своем уме. Тебе надобна была помощь человеческая, и я привел в движение целый ад, чтоб разными обманами заставить добрых людей помогать тебе и принудить легковерных верить, что они друзья твои. Будь этим доволен и пользуйся обстоятельствами, но не желай от меня невозможного. Я могу доставить тебе приверженность людей бездушных, подобных тебе: будь доволен и этим и не имей притязаний на уважение и на дружбу людей благородных; и сверх того, не смей обременять меня несправедливыми упреками и требовать от черта того, что дает одно Небо. Прости!»

1. Когда дьявол проповедует нравственность (фр.).

10 заповедей христианства

10 заповедей христианства – это тот путь, о котором сказал Христос: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14, 6). Сын Божий является воплощением добродетелей, так как добродетель – вещь не сотворенная, но свойство Бога. Их соблюдение нужно каждому человеку, чтобы достичь своей меры, которая приближает к Богу.

Заповеди Божии даны на горе Синай евреям после того, как у человека стал ослабевать внутренний закон по причине греховности, и они перестал слышать голос своей совести.

Основные заповеди христианства

Десять ветхозаветных Заповедей (Декалог) человечество получило через Моисея – ему явился Господь в Огненной Купине – кусте, который горел и не сгорал. Этот образ стал пророчеством о деве Марии – которая приняла в себя Божество и не сгорела. Закон был дан на двух каменных скрижалях (плитах), перстом начертал на них заповеди Сам Бог.

Десять Заповедей христианства (Ветхий Завет, Исх.20:2-17, Второзаконие 5:6-21):

  1. Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня.
  2. Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им.
  3. Не поминай имени Господа Бога твоего всуе.
  4. Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой – суббота – есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему.
  5. Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен.
  6. Не убий.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не укради.
  9. Не лжесвидетельствуй.
  10. Не пожелай ничего чужого.

Многие думают, что главные заповеди христианства – это свод запретов. Господь сделал человека свободным и никогда не покушался на эту свободу. Но для желающих быть с Богом, есть правила, как провести свою жизнь в согласии с Законом. Следует помнить, что Господь – это источник благ для нас, и его закон – это как светильник на пути и способ не навредить себе, так как грех разрушает человека и его окружение.

Основные идеи христианства по заповедям

Рассмотрим подробнее, в чем заключаются основные идеи христианства по заповедям.

Я Господь, Бог твой. Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим

Бог – это Творец видимого и невидимого миров и источник всякой силы, могущества. Стихии движутся благодаря Богу, семя прорастает потому, что в нем живет сила Божия, любая жизнь возможна только в Боге и нет жизни вне ее Источника. Всякая сила – это собственность Божия, которую он отдает и забирает тогда, когда Ему это угодно. Следует просить только у Бога и ждать только от Него способностей, даров, различных благ, как у Источника животворящей силы.

Бог – это источник мудрости и знания. Он поделился Своим разумом не только с человеком – каждая тварь Божия наделена своей мудростью – от паучка до камня. Иная мудрость у пчелы, иная – у дерева. Животное чувствует опасность, благодаря мудрости Божией, птица прилетает на то самое гнездо, которое оставила осенью – по той же причине.

Всякая доброта возможна только в Боге. Во всем созданном Им есть эта доброта. Бог милосерден, терпелив, благ. Поэтому все, что сделано Им – бездонным Источником добродетели, — переполнено добротой. Желая добра себе и ближним, нужно молиться Богу об этом. Нельзя служить Богу, Создателю всего, и другому одновременно – в этом случае человек будет разорен. Нужно твердо решиться быть верным своему Господу, Ему одному молиться, служить, бояться. Его одного любить, боясь ослушаться, как своего Отца.

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли

Не обожествляй творение вместо Творца. Что бы, кто бы это ни был – никто не должен занимать это священное место в твоем сердце – поклонение Творцу. Грех ли, страх ли отвращает человека от его Бога – всегда нужно найти в себе силы и не искать себе бога другого.

Человек после грехопадения стал слаб и непостоянен, он часто забывает близость Божию и Его заботу о каждом своем чаде. В минуты душевной слабости, когда грех берет верх, человек отвращается от Бога и обращается к Его слугам – творению. Но Бог милосерднее Своих слуг и необходимо найти в себе силы вернуться к Нему и получить исцеление.

Человек может считать божеством свое богатство, на которое возложил все надежды и упование; даже семья может быть таким божеством – когда ради других людей, пусть и самых близких, попирается Божий закон. А Христос, как мы знаем из Евангелия, сказал:

«кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф.10:37).

То есть, необходимо смиряться перед обстоятельствами, которые кажутся нам жестокими, и не отрекаться от Создателя. Человек может из власти, славы сделать себе идола, если также отдает этому все свое сердце и мысли. Из всего можно создать кумира, даже из икон. Некоторые христиане поклоняются не самой иконе, не материалу, из которого сделан крест, а образу, который стал возможен благодаря воплощению Сына Божия.

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно

Нельзя произносить имя Божие небрежно, между делом, когда подвластен своим эмоциям, а не тоской по Богу. В повседневной жизни мы «замыливаем» имя Божие, произнося его неблагоговейно. Оно должно быть произносимо только в молитвенном напряжении, осознанно, ради высшего блага для себя и ближних.

Такое замыливание привело к тому, что сегодня люди смеются над верующими, когда те произносят фразу «хотите ли поговорить о Боге». Эта фраза была много раз произнесена всуе, и истинное величие имени Божьего обесценилось людьми как нечто банальное. А ведь эта фраза несет в себе огромное достоинство. Неминуемый вред ждет человека, для которого имя Божие стало банальным, а порой, и ругательным.

Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему

Седьмой день создан для молитвы и Богообщения. Для древних иудеев эта была суббота, но с наступлением Нового Завета мы приобрели Воскресение.

Не верно, что, в подражание ветхим правилам, мы должны избегать всякого труда в этот день, но труд этот должен быть во славу Божию. Сходить в храм и помолиться в этот день для христианина – святая обязанность. В этот день следует отдохнуть, в подражание Создателю: шесть дней Он творил этот мир, а в седьмой почил — написано в Бытие. Значит, седьмой день освящен особо – он создан для размышления о вечности.

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле

Это первая заповедь с обещанием – исполни ее, и продлятся дни твои на земле. Необходимо уважать родителей. Какие бы ни были с ними отношения – они те, через кого Творец дал тебе жизнь.

Познавшие Бога еще до твоего появления на свет, они достойны почитания, как и всякие, что прежде тебя познал Вечную Истину. Заповедь о почитании родителей распространяется на всех старших по возрасту и далеких предков.

Не убивай

Жизнь – это бесценный дар, на который нельзя посягать. Родители не дают жизнь ребенку, но лишь материал для его тела. Вечная же жизнь заключена в духе, который неуничтожим и который вдыхает сам Бог.

Поэтому Господь всегда взыщет разбитый сосуд, если кто-то посягнет на чужую жизнь. Нельзя убивать детей в утробе, так как это новая жизнь, принадлежащая Богу. С другой стороны, никто не может убить жизнь полностью, так как тело – это лишь оболочка. Но истинная жизнь, как дар Божий, совершается в этой оболочке и ни родители, ни другие люди – никто не имеет права отнимать ее.

Не прелюбодействуй

Незаконные связи разрушают человека. Нельзя недооценивать вред, который причиняется телу и душе от нарушения этой заповеди. Необходимо со всей тщательностью хранить детей от разрушительного влияния, которое может оказать этот грех на их жизнь.

Потеря целомудрия – это потеря цельного разума, порядка в мыслях и жизни. Мысли людей, для которых блуд является нормой, становятся поверхностными, неспособными постичь глубину. Со временем появляются ненависть и отвращение ко всему святому, праведному, в человеке укореняются злые привычки и дурной навык. Это страшное зло сегодня нивелируется, но от этого прелюбодеяние, блуд не перестал быть смертным грехом.

Не укради

Глубокое заблуждение считать приобретением то, что добыто неправедно. Нас окружает невидимый мир, для которого ничего не будет сокрыто. Это ангелы Божии, которые следят за порядком и не оставят несправедливость как есть.

Поэтому украденное повлечет за собой только большие убытки для вора. Таков Закон этого мира, который всегда соблюдается.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего

Что может быть страшнее и обиднее клеветы? Сколько судеб разрушено по ложному доносу? Достаточно одного навета, чтобы поставить крест на любой репутации, на любой карьере.

Переломанные таким образом судьбы не ускользают от карающего взгляда Божьего, и обличение последует на злой язык, так как у этого греха всегда есть минимум 3 свидетеля – кого оклеветали, кто оклеветал и Господь Бог.

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего

Эта заповедь является переходом в новозаветные заповеди блаженства – более высокий моральный уровень. Здесь Господь смотрит в корень греха, его причину. Грех всегда рождается сперва в помысле. От зависти бывают кражи и другие грехи. Таким образом, научившись десятой заповеди, человек сможет соблюсти и остальные.

Краткое изложение 10 основных заповедей христианства позволит усвоить знание для здоровых отношений с Богом. Это тот минимум, который необходимо соблюдать любому человеку, чтобы жить в гармонии с собой, окружающими людьми и Богом. Если есть рецепт счастья, загадочная чаша Грааля, которая дает полноту бытия, то это 10 заповедей — как лекарство от всех болезней.

Основы нравственности: 5. Десять заповедей — основа нравственности человечества

Итак, за полторы тысячи лет до Рождества Христова, после великих чудес, совершенных пророком Моисеем в Египте, фараон вынужден был отпустить еврейский народ, и он, перейдя чудесным образом Чермное (Красное) море, пошел по пустыне Синайского полуострова на юг, направляясь к обещанной (Обетованной) земле.

К пятидесятому дню после исхода из Египта еврейский народ подошел к подножию Синайской горы и расположился здесь станом. Здесь пророк Моисей взошел на гору, и Господь объявил ему: «Скажи сынам Израилевым: если будете слушаться голоса Моего и соблюдать Завет Мой, то будете Моим народом». Когда Моисей передал волю Божию евреям, они ответили: «Все, что сказал Господь, исполним и будем послушны!»

Тогда Господь повелел Моисею к третьему дню приготовить народ для принятия закона, и евреи постом и молитвой стали готовиться к нему. На третий день густое облако покрыло вершину горы Синай. Сверкали молнии, гремел гром и раздавался сильный трубный звук. От горы восходил дым, и вся она сильно колебалась. Народ стоял вдалеке и с трепетом наблюдал происходящее. На горе Господь сказал Моисею Свой закон в виде Десяти заповедей, которые пророк потом пересказал народу. Вот они:

1. Я Господь, Бог твой… До не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

2.Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им…

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно…

4. Помни день покоя, чтобы проводить его свято; шесть дней трудись и совершай в них все твои дела, а день седьмой — день покоя — да будет посвящен Господу, Богу твоему…

5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе…

6. Не убивай…

7. Не прелюбодействуй…

8. Не кради…

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего…

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его…, ничего, что у ближнего твоего.

(Исх 20:2–17)

Закон, который пророк Моисей дал еврейскому народу, имел целью регулировать не только его религиозную, но и гражданскую жизнь.

О Десяти заповедях надо сказать, что они содержат в себе самые основы нравственности, закладывают те фундаментальные принципы, без которых невозможно существование никакого человеческого общества. Поэтому они являются как бы конституцией человечества. Вероятно, по причине такой чрезвычайной важности и неприкосновенности Десять заповедей, в отличие от других заповедей, были написаны не на бумаге или каком–либо другом тленном предмете, а на камне.

В Десяти заповедях есть определенная последовательность. Так, в первых четырех заповедях говорится об обязанностях человека по отношению к Богу, следующие пять определяют взаимоотношения между людьми, а последняя призывает к чистоте мыслей и желаний.

Несомненно, есть некоторые общие черты между Десятью заповедями и законами древних народов, населявших северо–западную часть Месопотамии. Известны законы шумерского царя Ur–Nammu (2050 год до Рождества Христова), аморитского царя Bilalama, шумеро–аккадского правителя Lipit–Ishtal, вавилонского царя Hammurabi (1800 год до Рождества Христова), ассирийские и хеттские законы, составленные около полутора тысяч лет до Рождества Христова.

Эти общие элементы и совпадения можно объяснить полным единством нравственного закона, заложенного Богом в душу человека. Если бы человеческая природа не была повреждена грехом, то, вероятно, одного голоса совести было бы достаточно, чтобы регулировать все человеческие взаимоотношения. В отличие от Десяти заповедей, в древних языческих законах явно чувствуется нравственное несовершенство их составителей.

Десять заповедей сформулированы весьма кратко и ограничиваются самыми минимальными требованиями. В этом и заключается их большое преимущество. Они предоставляют человеку максимум свободы в устройстве своих житейских дел, отчетливо определяя лишь те границы, которые нельзя переступить, не поколебав основ общественной жизни.

ВОПРОСЫ

1. На какие три условные группы можно разделить Десять заповедей?

2. Почему о Десяти заповедях можно сказать, что они составляют «костяк» нравственности христианина, его конституцию?

3. На чем и когда первоначально были написаны Десять заповедей? Подумайте над ними и постарайтесь выучить их наизусть!

4. Какие из заповедей вы выполняете, а какие нет?

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *