Нравственные основы

Урок по обществознанию по теме «Религия» (10 класс)

  1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

ФОРМЫ ОСВОЕНИЯ МИРА

ФОРМА

ХАРАКТЕРИСТИКА

Освоение мировоззренческих установок, основанных на вере в сверхъестественное

Искусство

Освоение и воплощение эстетических ценностей

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «религия»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о структуре религии, и одно предложение, раскрывающее любую функцию религии в обществе.

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

3. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «искусство». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

3. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют религию. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) сверхъестественное

2) культ

3) технология

4) конфессия

5) эксперимент

6) монотеизм

3. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «религия». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) культ, 2) монотеизм, 3) системность, 4) православие, 5) иудаизм, 6) доказательность.

4. Выберите верные суждения о религиозном и светском сознании и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Для религиозного сознания характерно восприятие нравственных норм как производных воли высших сил.

2) Для светского и религиозного сознания не характерно взаимодействие.

3) Позиция религиозного сознания — отделение церкви от школы и государства.

4) Религиозное сознание может сформироваться у человека в зрелом возрасте.

5) В религиозном сознании может соединяться адекватное действительности содержание и иллюзии.

  1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

  1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

5. Установите соответствие между признаками религий и видами религий: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

А) Распространена преимущественно в пределах одного государства

Б) Космополичность

В) Наличие религиозных представлений о родстве между людьми и тотемом

Г) Огромное число последователей

Д) Эгалитарность

1) мировые религии

2) национальные религии

3) родоплеменные

4. Найдите в приведённом ниже списке основные признаки мировых религий. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) большое число последователей во всем мире

2) основа религиозной жизни отдельных наций

3) проповедуют равенство всех людей

4) стремятся согласовать жизнь с религиозными нормами

5) вера в достоверность и истинность явлений, принимаемых без доказательств

6) носят надэтнический характер, выходя за пределы наций и государств

20. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Ученые создали несколько классификаций религий. Самая простая из них объединяет религии в три группы.

Примитивные родоплеменные верования. Они возникли в ________(А), но со временем не исчезли из сознания людей, а сохранились и живут по сей день вместе с более сложными религиями. От них происходят многочисленные ________(Б)…

Национально-государственные религии, которые составляют основу жизни целых народов и наций.

Мировые религии, т. е. вышедшие за национально-государственные пределы и имеющие огромное число последователей во всем мире. Мировых религий три: христианство, ________(В), ________(Г).

Все религии можно также объединить в две большие группы ________(Д), т. е. признающие существование единого Бога и ________(Е), признающие множество богов».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использованио только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) монотеизм

2) политеизм

3) древность

4) ислам

5) культ

6) буддизм

7) индуизм

8) суеверие

9) конфуцианство

6. В стране N обострились межконфессиональные отношения. Какие факты свидетельствуют о том, что в государстве N не реализуется принцип свободы совести? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Конституция не закрепляет статус одной из религий в качестве государственной.

2) Представители религиозных меньшинств не имеют права занимать государственные должности.

3) Представители религиозного большинства не имеют права переходить в другие конфессии.

4) Государство не оказывает финансовую поддержку религиозным организациям.

5) Представители религиозных меньшинств не имеют права строить культовые здания в столице государства.

6) В стране не запрещено создание политических партий по религиозному принципу.

Религия и наука — два аспекта общественной жизни, из которых первый был важен с самого начала известной нам истории человеческого разума, тогда как второй, после совсем недолгого существования у греков и арабов, возродился лишь в XVI веке и с тех пор оказывает всё более сильное влияние на идеи и на весь образ жизни современного человека. Религия и наука находятся в давнем противоборстве, но до последнего времени наука неизменно оказывалась в положении победителя. Однако возникновение новых религий, оснащённых благодаря самой науке новыми возможностями для проповеднической деятельности, сделало соотношение сил неясным, поэтому сегодня приходится снова обращаться к выяснению причин и истории той войны, которую традиционная религия вела против науки.

С помощью наблюдения и рассуждения наука устанавливает факты и объединяющие эти факты законы, что позволяет в ряде случаев успешно предсказывать будущее. Помимо теоретического аспекта имеется ещё и основанная на науке техника, создающая удовольствия и удобства, которые были невозможны или слишком дорого стоили в донаучную эпоху. Именно техника придаёт науке большую значимость, далее в глазах далёких от неё людей.

С социальной точки зрения религия представляет собой более сложное явление, чем наука. В каждой из великих исторических религий присутствуют три элемента: 1) церковь, 2) вера, 3) кодекс личной морали. Относительная важность каждого из этих элементов изменялась с течением времени и была разной у различных народов. <…> Тем не менее, все три элемента — пусть в неодинаковых пропорциях — существенны для религии как социального феномена. Религия вступает в конфликт с наукой именно по той причине, что имеет социальное значение. Личная религия, не делающая утверждений, которые наука могла бы опровергнуть, спокойно существует и в научную эпоху.

Источником конфликта между религией и наукой является различие в убеждениях, однако острота противоречий обусловлена тем, что убеждения связаны с церковью и моральным кодексом. Сомнение в вере ослабляет авторитет церкви; кроме того, всегда считалось, что сомнение подрывает мораль, поскольку моральный долг выводится именно из убеждений. Поэтому не только церковные, но и светские власти имеют основания опасаться революционных взглядов учёных.

(В.Рассел)

21. Как автор характеризует современный этап конфликта между религией и наукой? Какие возможности, придающие науке большую значимость, открывают обществу теоретический и практический аспекты науки?

22. Чем объясняется важность религии и науки в жизни общества? Используя текст и знания обществоведческого курса, приведите три объяснения.

23. Назовите три «великие исторические религии». Используя знания обществоведческого курса и личный социальный опыт, приведите три положения «кодекса личной морали» любой из названных вами религий (сначала назовите религию, а затем приведите соответствующие положения).

24. Согласны ли вы с мыслью автора о том, что «не только церковные, но и светские власти имеют основания опасаться революционных взглядов учёных»? Используя содержание текста, обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите три аргумента в обоснование своего мнения.

Решаемые религией вопросы являются фундаментальными, или конечными. Они встают перед любым обществом на любой ступени его развития, независимо от общественного строя, уровня развития науки и техники, культурного своеобразия народа…

Религия внесла огромный вклад в создание устойчивых нравственных критериев, определяющих человеческую культуру. Принятие или отрицание, одобрение или осуждение занимают центральное место в религиозной жизни, ибо это лежит в основании человеческой жизни и общества в целом.

Но она шагнула дальше и описала природу времени: движение от прошлого через настоящее к будущему перестало быть проклятием, но стало знамением судьбы. В одних религиях время рассматривается как циклическое, хотя человеческая жизнь протекает по линейному сценарию. В других религиях время движется линейно от сотворения мира к его концу, хотя жизнь людей циклически организована вокруг ежегодно повторяющихся событий-воспоминаний.

Религия помогает человеку преодолеть жизненный кризис, объясняя смысл его жизни. Религия, церковь — это институт, который предлагает определённые ответы на самые затруднительные вопросы о смысле человеческого существования, о жизни и смерти. Религия учит, что добро, а не богатство — истинный критерий вечной жизни.

Оказывается, у бедных и богатых разные церкви и секты. Низшие классы, страдающие от экономического неравенства, тянутся не к официальной религии, а к многочисленным сектам. Они взывают к угнетённым и дают им надежду на то, что на небе они сполна получат компенсацию за свои страдания. В отличие от них традиционные религии апеллируют скорее к благополучным и добившимся успеха гражданам, которые страдают не от экономических кризисов, а от других несчастий, например от одиночества. В обычной церкви они находят единение, эмоциональную поддержку и необходимый круг общения.

Религия — особый агент и институт социализации. Религия вступает в особенно доверительный контакт с духовным миром человека. Она связывает индивида с такими вечными и общечеловеческими ценностями, которые не зависят от отдельной группы, семьи, нации, страны…

Религия — это не только система идей и ценностей, но и определённая практика и ритуал. Поэтому у неё есть формальная организация. В любой религиозной организации существует категория лиц, профессионально посвятивших себя религии — это священники, ведьмы, шаманы, имамы, раввины, монахи и др. Они формируют должностную и формальную иерархию, учреждают устав и правила поведения, осуществляя ежедневный контроль за их исполнением. Религия как духовный институт помогает человеку решить вечные проблемы добра и зла, существования загробного мира, конечности и бесконечности человеческого бытия, связи посю- и потустороннего мира, смысла жизни и ответить на другие вопросы, на которые не способна ответить наука.

(А.И. Кравченко)

21. Что автор понимает под религией? Выпишите из текста любые три определения религии.

22. Приведите три авторские характеристики роли (функций) религии в жизни людей. Опираясь на знание курса, социальный опыт и практику, приведите собственный пример, иллюстрирующий духовную роль религии.

23. Автор пишет: «Решаемые религией вопросы являются фундаментальными, или конечными». Приведите, опираясь на текст, основываясь на знаниях курсов истории и обществоведения, на личном опыте, два примера вопросов, рассматриваемых и решаемых в религии. Приведите известные Вам ответы на эти вопросы.

24. Автор отмечает, что «у бедных и богатых разные церкви и секты. Низшие классы, страдающие от экономического неравенства, тянутся не к официальной религии, а к многочисленным сектам. Они взывают к угнетённым и дают им надежду на то, что на небе они сполна получат компенсацию за свои страдания». Выразите своё отношение к позиции автора. Опираясь на знания курсов обществознания и истории, приведите два аргумента в обоснование заявленной Вами позиции (согласие либо несогласие).

21.Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

Приведены авторские определения, например:

— религия, церковь — это институт, который предлагает определенные ответы на самые затруднительные вопросы о смысле человеческого существования, о жизни, смерти;

— религия — особый агент и институт социализации;

— религия — это не только система идей и ценностей, но и определенная практика и ритуал.

22. Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

1. Приведены авторские характеристики роли религии, допустим:

— религия внесла огромный вклад в создание устойчивых нравственных критериев, определяющих человеческую культуру;

— религия вступает в особенно доверительный контакт с духовным миром человека;

— религия помогает человеку решать вечные проблемы добра и зла, существование загробного мира, конечности, бесконечности человеческого бытия.

2. Приведен пример, допустим

— каждая из мировых религий содержит комплекс духовных заповедей, например кодекс ненасилия (не убий, не укради);

— религии проповедуют принцип разумного самоограничения и воздержания (не потреблять сверх необходимого, не объедаться, не жить в роскоши);

— буддизм призывает своих сторонников к ненасилию, бережному отношению ко всему живому, нестяжательству.

23.Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

Приведены примеры вопросов и иллюстрирующие их ответы, допустим:

1) вопрос о смысле жизни (например в христианстве — постижение божественной истины, обретение вечного блаженства на небесах)

2) вопрос о происхождении человека и жизни (например, христиане признают сотворение мира богом, сотворение первого человека богом)

3) вопрос о конечности земного пути человека (например, в буддизме признается идея перерождений)

Могут быть приведены и иные верные примеры

24. Правильный ответ должен содержать следующие элементы

Вариант 1

Сформулирована позиция выпускника, например

— согласие с точкой зрения автора, что угнетенные меньшинства тяготеют не к официальным государственным религиям, а к нетрадиционным учениям

2. приведены аргументы:

— христианство возникло как религия рабов, угнетенных, религия, защищающая права обездоленных и несчастных «блаженны нищие духом, ибо есть Царство Небесное»

— протестантизм, лютеранство возникли как протест против традиционной церкви, как религия развивающегося класса

— в средние века многие ереси (альбигойцы, стригольники, богомилы) объединяли борцов за свободомыслие.

— раскольники в России представляли собой движение социального протеста против крепостного права, угнетения

Пример 2

Сформулирована позиция ученика.

несогласие сточкой зрения автора, что угнетенные тяготеют к неофициальной государственным религиям, нетрадиционным учениям. Напротив именно верхи, элиты, пресыщенные обычным, привычным тянутся к нетрадиционному, к религиозным течениям.

Аргументы:

— в христианские общины стали вступать многие представители римской знати, разочаровавшиеся в традиционной римской религии и старых богах, элита Рима оказалась очень восприимчива ко многим культам, пришедшим с Востока

— в средние века многие ереси (например альбигойская на юге Франции) привлекали представителей знати, выступающей за расширение своих прав и привилегий

— в современном мире многие представители экономической, культурной элиты склоняются к нетрадиционным религиям, например кришнаизму, религии Бхаи и т.д.

— ересь «жидовствующих » в XV веке получила распространение благодаря поддержке ближайшего окружения Ивана III (наследник, его мать и др.)

Могут быть приведены другие аргументы.

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «религия»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о структуре религии, и одно предложение, раскрывающее любую функцию религии в обществе.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: мировосприятие и поведение людей, основанное на вере в существование сверхъестественных сил;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)

2) одно предложение с информацией о структуре религии, опирающейся на знания курса, например: «Религия включает религиозное сознание, религиозные организации, религиозные отношения и культ»; (Могут быть составлены другие предложения, содержащие информацию о структуре религии.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса любую функцию религии в обществе, например: «Религия влияет на формирование мировоззрения верующих, утешает их в период жизненных трудностей».

Могут быть составлены другие предложения, раскрывающие с опорой на знания курса любую функцию религии в обществе

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мировые религии»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о том, какие из существующих в современном обществе религий относятся к мировым, и одно предложение, раскрывающее любую функцию мировой религии.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: мировые религии — это группа религий, отличающаяся распространённостью по всем регионам Земли, обращением ко всем людям независимо от этнической и политической принадлежности, наибольшим числом верующих;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)

2) одно предложение с информацией, опирающейся на знания курса о том, какие из существующих в современном обществе религий относятся к мировым, например: «К мировым религиям относят буддизм, христианство, ислам»;

(Могут быть составлены другие предложения, содержащие информацию о том, какие из существующих в современном обществе религий относятся к мировым.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса любую функцию мировой религии, например: «Мировые религии обращены к каждому верующему лично, их постулаты понятны, каждый верующий может увидеть путь личного спасения».

Могут быть составлены другие предложения, раскрывающие с опорой на знания курса любую функцию мировой религии

натура

Характер, нрав, темперамент человека

Альтернативные описания

• Реальная действительность, служащая предметом изображения для художника

• Характер человека, темперамент

• Натурщик

• Товары, продукты как платёжное средство

• (устар.) природа

• «Привычка — вторая …» (погов.)

• «Привычка вторая …»

• второе лицо привычки

• душа, темперамент (перен.)

• естество

• ж. лат. природа, все созданное, особ. на земле нашей; создание, творение; сотворенное, все вещественое вкупе; силы природы, проявление их, естество; все, подлежащее чувствам, плотское; свойство, качество, принадлежность, особность; быт, природное, прирожденное. худож. натурщик, человек, поставленный для образца, для списывания. Вост. подводная повинность, отбываемая натурой, не деньгами, повинность работная, нарядная. Моя пора в натуру ушла (вят.). Отдать кого в натуру (влад.), поставить в рекруты лично, не заменяя наймом; отдать в учение, на выучку к мастеру. вор. говор. даже: натурой замуж отдали, неволей. Поставка вещей натурой, не деньгами, поставка наличная, вещами, припасами. Писать с натуры, с природы. Такая натура моя: что ни сыму с себя, то и пропью! Натура дура, судьба злодейка (судьба индейка). Натурный класс, рисунок, где пишут с природы, живой; кур. вор. упрямый, самовольный, зап. натурливый. Натуральный, естественный, природный, самородный, неискусственный, неделанный. Натурально, разумеется, конечно так, очевидно, бесспорно. вят. расторопный, ловкий, дошлый, из чего сделали глаг. натурить, обманывать, плутовать; -ся, упрямиться. Натуральное богословие, натурализм. право, выводимое умозрительно, общее, неотъемлемые права каждого человека. философия, посягающая на объяснение всей вещественной и духовной природы и явлений ее. Натуральные числа (арифм.) природные, порядковые: и пр. история, учение о трех царствах природы, об ископаемых, растениях, животных; естествословие, наука о природе. Натуралист м. -тка ж. испытатель природы, естествоиспытатель, естествослов, изучающий природу, особенно по трем царствам ее: минералог, ботаник или зоолог. Натурщик м. -щица ж. живой образец, человек, с которого пишут, рисуют, ставя его в желаемое положение. -щиков, -щицын, им принадлежащий; -щичий, к ним относящ. Натурить кого, кур. неволить, силовать; -ся, страдат. упрямиться. Натурализация иноземца, дарование ему прав туземного гражданства. Натурализм, учение, отрицающее божественность откровения

• и характер, и природа

• изнанка привычки

• латинская «природа»

• наглядное пособие для художника

• нрав, характер

• позирующий перед художником

• природа

• природа для художника

• природа человека

• природные объекты для художника

• реальная действительность, служащая предметом изображения для художника

• реальные объекты для художника

• с нее рисуют художники

• склад человека

• темперамент

• темперамент человека

• то же, что природа

• товар в роли денег

• товар для расплаты

• товары как оплата

• фильм Мишеля Гондри «Звериная …»

• характер

• характер человека

• характер, склад человека

• характер, темперамент человека

• природа, действительность

• продукты, товары, услуги как платежное средство вместо денег

• товары, продукты, как платежное средство

• фильм Мишеля Гондри «Звериная …»

• латинская «природа»

• то, чем можно заплатить не имея денег

• «привычка — вторая …» (посл.)

• товар, выступающий в роли платежного средства

• «привычка — вторая …»

• «привычка — вторая …» (погов.)

Основы нравственности христианства

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Узнать цену Поделись с друзьями

Христианская мораль включает в себя некоторую совокупность норм (правил), призванных регулировать взаимоотношения между людьми в семье, в общине верующих, в обществе. Таковы известные ветхозаветные заповеди, евангельские “заповеди блаженства” и другие новозаветные нравственные наставления. В своей совокупности они составляют то, что можно назвать официальным, одобренным церковью кодексом христианской морали.

Естественно, что создавая свой моральный кодекс, христианство включило в себя и некоторые простые общечеловеческие нормы нравственности. Простейшие общие требования к поведению личности в коллективе, которые получили отражение в ветхозаветном десятисловии, были выработаны коллективным опытом задолго до внесения их в тексты древнееврейской Торы. Такие обычаи, как запрещение убийства сородича или соплеменника, запрещение браков внутри племени, возникли еще в недрах родоплеменного строя.

При ближайшем рассмотрении заповедей ветхозаветного декалога бросается в глаза, что они далеко не исчерпывают всех возможных моральных предписаний, имеющих общечеловеческое значение. Можно добавить, например, такие элементарные требования к поведению личности: не ленись, уважай знание, мудрость, не оскорбляй, уважай человеческое достоинство других, люби родину — и другие истины, самоочевидность которых признается большинством людей.

Первые четыре заповеди десятисловия сами по себе не имеют к морали непосредственного отношения. В них зафиксированы вероучительно-обрядовые предписания древнееврейской религии, а не нравственные нормы. Истинная нравственность — это человечность. Интересы коллективной человеческой жизни требуют дружбы, товарищества, взаимопомощи людей.

Непосредственное отношение к нравственности имеют остальные шесть заповедей ветхозаветного декалога. В них нашли отражение некоторые элементарные правила человеческого общежития: требование почтительного отношения к родителям, запрещение убийства, разврата, воровства, клеветы, зависти, взаимное прощение обид (всепрощение).

Христиане считают свою религию воплощением истинного человеколюбия и гуманности. Христианские проповедники особенно подчеркивают гуманный смысл евангельского призыва: “возлюби ближнего своего, как самого себя”.

Подобные проповеди любви и всепрощения определялись особыми условиями существования раннехристианских общин. С одной стороны, они выражали необходимость крепить солидарность членов общин в условиях гонений и преследований со стороны властей. С другой стороны, призыв прощать врагов и не противиться насилию явился результатом осознания христианскими общинниками своего бессилия в сопротивлении притеснителями.

Христианство имеет свой критерий различения добра и зла, нравственного и безнравственного в поведении. Христианство выдвигает свой критерий — интерес спасения личной бессмертной души для вечной блаженной жизни с Богом.

Моральный кодекс христианства создавался столетиями, в разных социально-исторических условиях. Вследствие этого в нем можно обнаружить самые различные идеологические напластования, отражавшие нравственные представления разных общественных классов и групп верующих. Этим определяется крайняя противоречивость христианского нравственного сознания и практической морали христиан

В заповедях блаженства Христос призывает к смирению и укрощению гордыни. Верующие обязаны также скорбеть о своих грехах и о несчастьях, постигших ближних, однако эта скорбь должна быть искренней и сопровождаться делами милосердия; печаль же, вызванная неудовлетворением честолюбивых стремлений, греховна. Христианину подобает кротость, ибо она означает спокойствие, полное христианской любви. Иисус Христос также наставляет людей всегда желать правды, стремясь угодить этим Богу: Следует быть и милостивыми, оказывая ближнему всякую помощь и не отвечая злом на зло. Христос объявляет блаженными также чистых сердцем, т.е. тех, кто не только явно не грешит, но даже не допускает греховных мыслей, желаний и чувств. Он учит людей жить со всеми в мире и согласии, стараться примирить враждующих. В заповедях блаженства говорится и о том, что люди, преследуемые за правду, но не изменяющие ей, достигнут Царства Небесного. Блаженными объявляются и гонимые за Христову веру; подвиг, когда человек за веру идет на страдания и даже на смерть, называется мученичеством и является самым высшим.

Нравственность как качество личности – способность следовать правилам поведения по отношению к самому себе, которые согласованы с совестью, с достоинством, долгом и честью, соответствуют законам мироздания, этическим нормам, основаны на проявлении положительных, самых лучших качеств личности.

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину. — В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность… Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: — А какой волк в конце побеждает? Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

В Русской энциклопедии понятие нравственности носит положительный характер и противопоставляется телесному, плотскому. Нравственно то, что согласуется с совестью, с законами правды, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданина своего Отечества.

Для коренного русского человека нравственный быт важнее быта материального. А это означает способность в самоотверженности. «Всякое самоотверженье есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести. Православная вера заключает в себе правила самой высокой нравственности. Нравственность веры нашей выше нравственности гражданской: первая требует только строгого исполнения законов, вторая же ставит судьей совесть и Бога» (В.И. Даль).

Нравственность — это внутренний моральный кодекс для себя. Нравственность – это вердикт своему поведению и своим поступкам с точки зрения совести и добра. Человек безупречной нравственности – преданный слуга Бога и четкий исполнитель его нравственных законов. Служить Богу – означает с любовью и бескорыстностью служить людям. В таком служении у человека появляется нравственная чистота.

Чем выше планка нравственности большинства членов общества, тем оно благостнее и благочестивее. Жизнь – это урок нравственности. Смысл жизни – пройти её уроки, личностно вырасти, воспитать в себе достоинства, максимально приблизиться по своим качествам к Богу, словом, поднять свою нравственность на небывалую высоту.

Философ Елена Орехова пишет: «Мы духовные существа, которые не подвластны смерти. И мы просто меняем одно материальное тело на другое. Снова и снова проходя через рождение, болезни, старость и смерть. То есть мы учимся высшей нравственности. Что такое высшая нравственность? Законы нравственности присутствуют в каждом обществе. Но есть законы нравственности, которые одинаковы во всей Вселенной. То есть что такое нравственность? Это способность прощать, чистота, отсутствие зависти и алчности, самоотречение, правдивость, владение своими чувствами, мягкость, скромность и так далее. То есть, следуя законам нравственности, живые существа на разных планетах так или иначе удовлетворяют свои чувства. А высшая нравственность – достичь в тех качествах, которые я сейчас перечислила, совершенства. То есть научиться удовлетворять не свои чувства, а чувства Абсолютной Истины. Конечным этапом закона перевоплощения является то, что душа, развив в себе все вышеперечисленные добродетели, уходит домой, в прекрасный духовный мир».

В мире эгоизма и корысти нравственности частенько приходится вступать с ними в неравный бой.

Нравственность и Материальный Интерес встретились на узком мостике, где двоим не разминуться. — Распластайся предо мной, низкая тварь! — грозно приказала Нравственность. — И я переступлю через тебя! Материальный Интерес ничего не ответил, только посмотрел ей в глаза. — Ну, … э-э-э… ладно, — неуверенно проговорила Нравственность. — Давай потянем жребий, кому кого пропустить. Материальный Интерес хранил молчание и не отводил взгляда. — Чтобы избежать нежелательного конфликта, — сказала тогда Нравственность не без душевной муки, — я сама распластаюсь, — и ты сможешь пройти по мне. Тут только Материальный Интерес разверз уста. — Едва ли моим ногам будет удобно по тебе ступать, — возразил он. — Я на ноги очень чувствительный. Лучше сойди с мостика в воду. Тем дело и кончилось.

Не секрет, что самая крепкая любовь – любовь на уровне высших центров. Когда человек уважает твои нравственные принципы, это дорогого стоит. Любовь ниже пояса быстро приходит к насыщению и пресыщению. Совсем другое дело, когда любовь достигла нравственного единения супругов.

— Я женюсь только на самой прекрасной принцессе, — объявил принц родителям. Королева стала приглашать в гости красавиц принцесс, но ни одна из них не понравилась принцу. Тогда королева позвала во дворец мудрого волшебника. — Ваше Высочество, что вам нравится в девушках? — спросил волшебник принца. — Иногда мне нравятся голубые глаза, но через минуту зелёные кажутся красивее. Один раз мне понравились золотые волосы, в другой раз — чёрные, — ответил принц. — Я заколдую одну принцессу, которая любит вас, и её внешность будет меняться в зависимости от вашего желания, — предложил волшебник. — Отлично, такая жена мне никогда не надоест! — воскликнул принц.

Вскоре состоялась свадьба. Юная принцесса выглядела так, как этого хотел принц. К тому же она была доброй, верной и разумной. Принц был в восторге. Прошло время, и однажды принц сказал жене: — Ты верная и добрая жена. Я не представляю жизни без тебя, но я мечтаю увидеть твоё настоящее лицо. — Если я покажусь в настоящем своём облике, вы разлюбите меня, — испугалась принцесса. — Нет, ни за что! Мне не нужна другая женщина, как бы прекрасна она ни была, — настаивал принц.

Наконец принцесса согласилась. Она позвала мудрого волшебника и попросила вернуть ей настоящий облик. К своему изумлению, принц увидел свою подругу детства — курносую принцессу из соседнего государства. — Я с детства любила вас, принц, — призналась принцесса. — Да, я помню, в детстве ты была лучшим моим другом. Как я рад, что ты стала моей женой, — рассмеялся принц. — Нельзя разлюбить, если любишь за нравственные достоинства. Такая любовь привязана к вечному, — произнёс волшебник.

Нравственные основы личности

Существует ряд общезначимых норм, действительных для всех времен. Это простейшие требования нравственности – не лги, не воруй, не чини насилия, которые человек возводит в свой императив повеления. Лишь на этом нравственном базисе мо­жет утверждаться личностная независимость индивидуума, раз­виваться его умение направлять свою деятельность, строить свою жизнь осмысленно и ответственно.

Безответственность наиболее чужда индивидуальной незави­симости. Нет ничего более пагубного для личностной целостно­сти, чем беспринципность.

Тягчайшие испытания, выпавшие на долю людей в XX сто­летии, подтвердили справедливость этих утверждений. В 1938 г. венский психиатр Бруно Беттельгейм был заключен в кон­центрационный лагерь. В течение двух лет, проведенных в Дахау и Бухенвальде, он в уме сочинял книгу, где анализировалось состояние и поведение людей в условиях чудовищных массовых экспериментов, затеянных фашизмом. В 1960 г. она вышла в свет под названием «Просвещенное сердце».

Целью гитлеровского концлагеря, свидетельствовал Беттель­гейм, была «ампутация личности в человеке» – формирование «идеального заключенного», которой реагировал бы на коман­ды надсмотрщика мгновенно, не рассуждая, наподобие автома­та или запуганного ребенка. Содержа людей в условиях хрони­ческого недоедания и стадной барачной скученности, применяя унизительные наказания, поддерживая с помощью произволь­ных казней «общий фон террора», фашисты в основном достиг­ли того, к чему стремились.

Однако оказалось, что «идеальный заключенный», как пра­вило, становился совершенно нежизнеспособным существом. После «ампутации личности» в нем разрушались также качества индивидуальности и индивидуума: атрофировались способнос­ти, затухала память, притуплялся даже инстинкт самосохране­ния. «Идеальный заключенный» был истощен, но не испытывал голода, пока надзиратель не крикнет «ешь», он двигался маши­нально, безропотно слабел и, наконец, что называется, «весь вымирал». По наблюдению Беттельгейма, в «идеальных заклю­ченных» быстрее всего превращались либо расчетливые цини­ки, либо люди с чиновничье-клерковской психологией, кото­рые никогда не ведали долга, выходящего за рамки инструкций, и привыкли бездумно говорить: «У меня был приказ». И, наобо­рот, дольше и успешнее других разрушению личности сопро­тивлялись те, кого принято называть ригористами: «людьми дол­га», «людьми принципа».

Общечеловеческие нравственные нормыобразуют фундамент, над которым надстраивается все многообразие более поздних моральных ценностей и норм.

Можно выделить такие характеристики человека, которыми он обладает, живя в обществе:

1. Человек изначально деятелен, все его специфические свойства формируются в ходе развития предметной деятельности, то есть исторически.

2. Человек не может существовать без других людей, ибо специфически человеческий способ жизнеобеспечения – труд уже по своему происхождению является коллективной совместной деятельностью.

3. Особое значение, которое человек получает внутри обще­ства, в конечном итоге определяется его местом в сложной и многообразной системе отношений, складывающихся относи­тельно общественного труда. Все особые роли и достоинства, отличающие одного индивидуума от другого, являются общественными отношениями. Каждое из качеств, присущих отдельному индивидууму, представляет собой нечто действительное лишь постольку, поскольку реализуется как отношение данного индивидуума к другим людям.

Нравственность не просто средство общественного регули­рования индивидуального поведения, это еще и средство духов­но-персонального выживания самого индивидуума. Там, где нет свободно выбранных нравственных обязанностей, начинается общая деградация человека. Хочется согласиться с мнением во­сточного поэта Анвари:

Для человека мысль – венец всего живого,

А чистота души есть бытия основа.

По этим признакам находим человека:

Всех тварей на земле превыше он от века.

А если он живет, не мысля и не веря,

То этот человек не отличим от зверя.

Французский социолог Э. Дюркгейм в книге «Самоубийство» обратил внимание на то, что расчету с жизнью, как правило, предшествует «аномалия» (беззаконность), ценностно-норматив­ный кризис, состояние, когда для человека ничто не свято и не обязательно.

«Пошел и удавился», – так говорит Евангелие о конце Иуды Искариота, отрекшегося от принципов и предавшего врагам учи­теля своего. Даже тридцать сребреников, назначенных за преда­тельство, потеряли в глазах Иуды всякую ценность и интерес: перед смертью он бросил их в лицо жрецам-плательщикам. Ано­малия, полная апатия и бегство в смерть.

Жизнеспособность животного инстинктивно непроизвольна. Жизнеспособностьчеловека основана на воле к жизни и предполагает постоянное личностное усилие. Смысл жизни по сути своей «сверхпрагматичен», главный вопрос: «ради чего жить?». Один из героев В. М. Шукшина высказывается так: «Ну, жи­вешь, ну, жрешь, ну, детей родишь, – а зачем?.. Родиться бы мне ишо разок! А? Пусть это не считается, что прожил».

Поиск смысла жизни – одна из сложнейших задач, стоящих перед личностью. Самореализоваться, развернуть свой талант можно только в обществе. Человеку заданы не таланты, а пред­посылки, задатки. Для самореализации личности нужен прин­цип высокого гуманизма, здоровый коллектив, доброжелатель­ность, доброта – в общем, объективные условия, способные поднять человеческий дух. Каждый нормальный человек рано или поздно задается вопросом жизни и смерти, конечности ин­дивидуального существования.

Реакция на осознание своей смертности различна. Человек живет, отягощенный знанием о грядущей собственной смерти, хотя таится это знание в скрытых глубинах сознания. И наличи­ем такого знания в духовном опыте человека в значительной степени и объясняется острота, с которой перед ним встает воп­рос о смысле и цели жизни.

Человек, осознавая конечность своего земного существова­ния и задаваясь вопросом о смысле жизни, начинает вырабаты­вать собственное отношение к жизни и смерти.

И тема эта занимает центральное место во всей культуре че­ловечества. История мировой культуры раскрывает извечную связь поисков смысла человеческой жизни с попытками разга­дать таинство небытия, а также со стремлением жить вечно, и если не материально, то хотя бы духовно, нравственно победить смерть, например «Нет, весь я не умру» у А.С. Пушкина.

Поиском ответа на этот вопрос занимаются многочисленные науки, каждая из которых пытается предложить человеку опре­деленные решения.

Философия обращается к разуму человека и исходит из того, что человек сам ищет ответ, прилагая собственные духовные усилия.

Накопленный человечеством нравственный опыт долгое время осмысливался в рамках религиозных систем, а обобщение обо­снованных ими моральных ценностей подкреплялось ссылками на суд и воздаяние, которые ожидают каждого после смерти.

Философская концепция смысла человеческой жизни исхо­дит прежде всего из ее самоценности и самоцельности, но важ­но при этом не только видеть смысл жизни человека в самой жизни, но и отвечать на вопрос: «Для чего жить?». Такое науч­ное понимание жизни человека органически соединяется с цен­ностным подходом. Человеческая жизнь оказывается не случай­ной и не бессмысленной, поскольку личность рассматривается как часть целого – человеческого общества.

Проблема смысла жизни имеет другую сторону, относящую­ся к реальной, природно-биологической бесконечности челове­чества и бессмертию его разума, а также к возможности других форм жизни и разума, внеземных цивилизаций в бесконечной Вселенной. Эта чрезвычайно интересная сторона вопроса ши­роко обсуждается в современной научной и философской лите­ратуре. Космизация человечества (выход в будущем в бесконеч­ные просторы Вселенной) изменит во многом наши представле­ния о времени, что будет связано с новым пониманием смысла человеческой жизни, ее деятельности, смерти и бессмертия, приведет к осознанию космического предназначения и ответ­ственности человека и человечества.

И. Кант писал, что самая действительно нужная человеку наука – это та, которая поможет занять человеку указанное место в мире и научит его быть человеком. Он провозгласил человека, человеческое счастье (благо, блаженство) самой высокой цен­ностью и высшей целью. Понятие высших целей человеческого разума, сформулированное Кантом, проникнуто гуманизмом.

Гуманизм – это совокупность взглядов, выражающих уваже­ние к достоинству и правам человека, его ценности как лично­сти; заботу о благе людей, их всестороннем развитии, о созда­нии достойных человека условий жизни. Как идейное течение гуманизм складывается в эпоху Возрождения (IV–VI вв.). В этот период гуманизм является идеологией прогрессивной буржуа­зии, боровшейся против феодализма и геологических взглядов Средневековья.

Гуманисты провозгласили свободу человеческой личности, право человека на наслаждения и удовлетворение земных по­требностей. Крупнейшие гуманисты эпохи Возрождения – Ф. Петрарка, А. Данте, Д. Боккаччо, Леонардо да Винчи, Э. Рот­тердамский, Д. Бруно, Ф. Рабле, М. Монтень, Н. Коперник, В. Шекспир, Ф. Бэкон и другие – сыграли важную роль в фор­мировании нового гражданского мировоззрения.

Человек – главная фигура общества и его истории. Из этого мы и должны исходить, когда рассматриваем гуманистические традиции в истории общества. Человек имеет много измерений, но самое главное – это осознание свободы. Свобода человека означает его независимость и раскрепощенность, с одной стороны, от природной, с другой стороны, от социальной зависи­мости. Именно потребность в сохранении свободы заставляет человека объединяться, потому что только объединенные уси­лия людей позволяют им противостоять царству слепой необхо­димости, природе. Воздействуя на природу, человек начинает использовать ее для себя, расширяя свой крохотный островок свободы.

Проблема свободы тесно связана с проблемой справедливос­ти. Справедливость – морально-нравственная категория, свя­занная с исторически меняющимися представлениями о правах человека.

Идеи гуманизма были заложены в систему традиций чело­веческого общения и имеют свою многовековую историю. На Руси издавна были фамильные династии ученых, политиков, во­енных деятелей, промышленников. От старшего поколения к младшему передавалось не только профессиональное мастерство, но и нормы поведения, определенные нравственные установки. Содержанием общечеловеческих ценностей является знание язы­ка, литературы, умение разбираться в живописи, искусстве. Это способствует развитию гуманизма.

Каждая историческая эпоха формирует свои ценности, кото­рые в той или иной степени определяют поведение человека. В процессе своего самоутверждения человек опирается на те цен­ности, которые для него кажутся несомненными. В наше время такими несомненными ценностями являются мир, демократия, прогресс и сам человек как ценность особого рода. Указанные ценности тесным образом взаимосвязаны. Это мир в условиях демократии, служащая миру демократия, человек как высшая ценность и демократическое общество, располагающее гуманистическими социальными институтами и отношениями; де­мократическое общество как форма человеческого общежития, благоприятствующее решению жизненных проблем человечества.

Познание каждым человеком этих ценностей служит осно­ванием для становления целостного человека. Отсюда образ че­ловека предстает в единстве материального и духовного мира, когда истинно человеческой сущностью признается не только одна сторона его существа, скажем разумная, духовная, в проти­вовес телесной, биологической. Образ целостного человека ос­нован на гуманистическом единстве духа и природы, заключен­ном в самом человеке.

Образ человека нового типа, несомненно, является идеалом, но идеалом жизненным, в определенной степени обусловлива­ющим диалектику объективных и субъективных личностных сил общественного развития. Этот идеал целостного человека в оп­ределенной степени объективирован в результатах материаль­ной и культурной деятельности.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *