О Артемий Владимиров

Человек большой души, проповедник и писатель. Артемий Владимиров — это яркий пример полной самоотдачи людям и Господу. Он неустанно трудится для того, чтобы каждый верующий христианин встал на путь спасения. Его духовные наставления помогают обрести веру в лучшее и открыть свое сердце Богу.

Биография

Имя этого батюшки сегодня известно многим. Отец Артемий много вещает на телевидении, радио, пишет книги. Диски с его проповедями можно найти в церковных лавках. Он практически сразу располагает к себе людей — есть в этом человеке что-то особенное, притягательное.

Протоиерей Артемий Владимиров

Начав свой священнический путь в безбожное советское время, Артемий Владимиров претерпел притеснения от властей, но не оставил духовное поприще и по сей день продолжает работать с прихожанами, наставляя их на путь истинный.

Те, кто хоть раз видел или общался с батюшкой, отмечали его дворянскую манеру говорить — сдержанно, аккуратно. Он как будто пришел в наш суматошный век из XIX столетия. Харизма, доброжелательность и обаяние сочетаются в нем с благочестием и неспешностью, уважительным отношением к каждому, кто пришел за советом или помощью. Отец Артемий образован и прекрасно эрудирован. Обладает превосходным чувством юмора.

Другие известные церковные деятели:

  • Протоиерей Валериан Кречетов
  • Жизнь и биография протоиерея Андрея Ткачева
  • Митрополит Тихон Шевкунов

Люди говорят, что его речь действует на слушателя успокаивающе, после беседы со священником человек испытывает чувство умиротворения и радости. Видимо, по этой причине протоиерей Артемий Владимиров пользуется симпатиями в народе.

Рождение и детство

Отец Артемий — коренной москвич, родился в 1961 году. Его фамилия при рождении — Гайдук. После бракосочетания он взял фамилию Владимиров. Известно, что родным дедом будущего батюшки был детский писатель Павел Барто. Мальчик с ранних лет проявлял сообразительность и способности к языкам. Его отдали учиться в спецшколу с филологическим уклоном, которая находилась в Чертольском переулке.

Следует отметить, что в религиозном плане особого интереса к Богу Артем не проявлял. Бабушка мальчика была глубоко верующей женщиной и всячески старалась привить внуку любовь к православию. Но все попытки привести его на службу в храм оказывались тщетными. Парень был очень активным и явно неготовым к познанию серьезных христианских истин.

Но после смерти бабушки, когда юноше уже исполнилось 16 лет, ему вдруг очень захотелось в церковь. Как-то он пришел в храм Илии Пророка. Услышав пение «Блаженн», исполняемое на клиросе, Артем пришел в умиление и даже прослезился. С этого момента он понял, что Господь всегда рядом, видит и слышит его.

Когда началось таинство исповеди, парень тоже подошел со всеми остальными прихожанами к чаше. Но, когда священник спросил его, исповедовался ли он, Артем отошел в сторону и заплакал. Тогда он не был готов к исповеди.

Получение образования

Обладая хорошими способностями к филологическим наукам, после окончания школы Артем поступает в МГУ на филфак. Сначала он получал образование на романо-германском факультете, но вскоре перевелся на русское отделение. В студенческие годы ему в руки попалась брошюра с информацией о построении исповеди. Молодой человек с интересом и скрупулезностью изучил ее. Основательно подготовившись к Таинству покаяния, он впервые в жизни исповедался и стал постоянным прихожанином храма.

Протоиерей Артемий Владимиров на богослужении

Сам батюшка впоследствии вспоминал, что немалую заслугу в его обращении к православной вере сыграла личность университетского преподавателя, Николая Ильича Толстого. В беседах с ним юноша все больше проникался любовью к истинной вере.

Работа преподавателем

Окончив ВУЗ в 1983 году, Артем некоторое время работает преподавателем русского языка в школе-интернате. Однако это продолжается недолго — за православные проповеди перед учениками его увольняют. В то время подобные «проступки» строго наказывались. Если руководство узнавало, что сотрудник говорит на православные темы, посещает храм или окрестил своего ребенка, то увольнения избежать было невозможно.

После этого Артемий принимает решение поступить в Духовную семинарию. Еще со времен студенчества он стал регулярно посещать храм Илии Обыденного. Там парень внимательно изучал деятельность священнослужителей. Он познакомился с иереем Дмитрием Смирновым и батюшкой Аркадием Шатовым. Артема восхищало то, что эти люди полностью отдались своему предназначению.

С утра до самого вечера они находились в храме, беседовали с прихожанами, проводили Таинства. Это и сподвигло молодого учителя посвятить свою жизнь на служение людям — он решает стать священнослужителем.

Духовный путь отца Артемия Владимирова

Как признавался сам отец Артемий, к вере он пришел уже в сознательном возрасте после кончины своей бабушки. Но это было лишь начало, потому что соответствующее образование было получено только по окончании МГУ. Большую роль в становлении православного мировоззрения юного филолога сыграл Н.И. Толстой. Он был истинным христианином и всячески помогал Артемию Владимирову двигаться поэтому, непростому на то время, пути.

Поработав в советских школах, будущий священнослужитель понял, что это не та стезя. И только поступив в Московскую Духовную академию, Артемий нашел свое истинное призвание.

Принятие сана иерея

Посвящение Артемия произошло в 1988 году. Начало его пути, как священника, началось в храме Воскресения Словущего. Затем он служил в церкви св. Митрофана Воронежского. Параллельно с этим отец Артемий преподавал в Московской Духовной академии. С 1991 года батюшка становится настоятелем прихода Всех Святых, который находится в Красном Селе. В церкви, где Артемий Владимиров настоятельствовал, находилась чудотворная икона Богородицы «Всецарица». Известно, что этот образ помогает тяжелобольным.

Храм Всех Святых в Красном селе, Москва

В храм ежедневно приходили сотни верующих просить помощи у иконы Матери Божией. Батюшке приходилось по несколько раз служить молебны, поминая больных онкологией. Ему также присылали письма по почте с просьбами помолиться о больных родственниках.

Церковная служба

Спустя три десятка лет отец Артемий стал тем, кем мечтал быть — духовным наставником, пастырем для заблудших душ. По его молитвам и стараниям много людей пришло к православной вере. Будучи крайне занятым, батюшка не отказывает в беседе и помощи никому. Всегда внимательно выслушает человека и даст добрый совет, как поступить в той или иной ситуации.

В сан протоиерея Артемий Владимиров был возведен в 1997 году. Через четыре года он вошел в состав Патриаршего совета, занимающегося вопросами семьи и защиты материнства. Сегодня священник служит настоятелем и духовником Алексеевской женской обители. Очень многие стремятся попасть на исповедь именно к нему.

Интересно! Известно, что отец Артемий исповедовал перед смертью Валентину Толкунову, а также посещал в реанимации артиста Николая Караченцова.

Артемий Владимиров является духовным отцом певицы Светланы Копыловой. Они — близкие друзья, много путешествуют вместе. Батюшка часто сопровождает Копылову на концертах. Некоторые ошибочно полагают, что Светлана и есть супруга Владимирова. Но это не так.

Личная жизнь и семья священника

В своих проповедях отец Артемий часто касается вопроса семейных отношений и, в частности, рассказывает об особенностях уклада семьи священника.

По его словам, матушка — это ангел-хранитель священника, его опора и боевая подруга. Нести свой крест жене священника непросто. Ведь, что греха таить, батюшке часто некогда даже полку прибить дома. Весь быт и забота о детях лежит на плечах супруги, в том числе и образование младшего поколения. Принимая сан, священнослужитель обручается в каком-то смысле с церковью и это нужно принять.

Как правило, матушки не работают на госпредприятиях или где бы то ни было в другом месте. Они занимаются ведением домашнего хозяйства или поют на клиросе. Матушка Елена — это исключение из правил. Она много лет является директором школы. Педагогика — это ее призвание. Стараниями Елены Владимировой при храме Всех Святых была организована приходская школа, где она же была директором до 2015 года. Матушка всех деток знает поименно, всегда приветлива и ласкова.

Отец Артемий Владимиров с женой Еленой

В своих беседах отец Артемий нечасто говорит о жене. Однако, был момент, когда он упомянул об одном интересном эпизоде в их разговоре. Матушка сказала ему, что он состоялся, как священник. Это, по словам батюшки, был самый дорогой сердцу комплимент в его жизни. Господь не даровал им детей, но своей деятельностью чета Владимировых духовно окормляет чужих маленьких прихожан, тем самым совершая благое дело перед Богом.

Писательская деятельность

Отец Артемий всегда отличался особым красноречием, умел выступать перед публикой и удерживать внимание аудитории. Не хуже удается ему и написание письменных трудов. Несмотря на довольно плотный график, батюшка находит время для творчества. Вышло в свет немало его книг, посвященных вопросам истории Церкви, психологии, педагогике, богословским темам, семейной жизни. Кроме того, не так давно вышел сборник его поэзии.

Интересно! Артемий Владимиров входит в Союз писателей России.

Широкому кругу известна его книга, написанная в соавторстве с В. Крупиным, которая называется «Открытое сердце». В ней идет речь о св. княгине Елизавете — эталоне жертвенности и любви к ближним своим. Интересно то, что книга проиллюстрирована рисунками детей, участвовавших в конкурсе «Святые заступники Руси». С сочинениями отца Артемия можно ознакомиться на его сайте.

Труды

К известным произведениям Артемия Владимирова относятся:

  • «Врачевание души. Исповедь»;
  • «Зачем нужны деньги»;
  • «Что делать, когда влюбляешься»;
  • «Почему никто не видит Бога?» и т.д.

Отец Артемий продолжает активно трудиться на ниве Христовой, несмотря на зрелый возраст. Благодаря таким людям народ обретает надежду на возрождение духовное, что столь важно в человеческой жизни, которая отнюдь не бесконечна.

Книги протоиерея Артемия Владимирова

Сегодня батюшка Артемий Владимиров — известная личность в православных кругах, активно выступающая на ТВ. Его проповедями заслушиваются, к нему приходят за советом.

Проповеди и лекции

Проповедями Артемия Владимирова заслушиваются многие православные верующие. Его простая речь, непревзойденная эрудиция и тонкий юмор притягивают и располагают с первых минут.

О других священниках:

  • Протоиерей Андрей Лоргус
  • Протоиерей Евгений Попиченко
  • Протоиерей Вадим Леонов

Еще в девяностые годы из рук в руки передавались кассеты с его записями проповедей о таких насущных темах, как воспитание детей, отношения супругов, житие святых. Бывало, что студенты записывали его лекции прямо в Духовной академии. Батюшка затрагивал многие вопросы, в том числе рассказывал о нюансах выбора матушки.

Важно! Главный посыл — следует открывать свое сердце Творцу и ближнему, ведь любовь — это основа христианской жизни. А современные люди об этом часто забывают.

Беседы с батюшкой

Артемий Владимиров выполняет одно интересное и важное послушание — ведет прямую линию на канале Спас. Ему задают вопросы в прямом эфире и на каждый из них священник отвечает с терпением, участием и любовью. Доля доброго юмора и простота слов делают эти беседы своеобразным лекарством для души верующих. Никто из обратившихся не остается без утешения.

Отец Артемий — это тот человек, который своей добротой и человеколюбием притягивает сотни верующих, ищущих истину. Его стараниями многие пришли к вере, что дорогого стоит в наше время, когда основополагающие ценности жизни теряют свой вес, а нравственные границы становятся настолько размытыми, что современный человек теряет всякие духовные ориентиры.

Протоиерей Артемий Владимиров: как я стал священником

Владимиров, Артемий Владимирович

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Владимиров. В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Гайдук.

Протоиерей Артемий Владимиров
Дата рождения 21 февраля 1961 (58 лет)
Место рождения
  • Москва, СССР
Страна СССР
Россия
Место службы Храм Всех Святых в Красном селе
Сан протоиерей
Светское образование МГУ
Церковь Русская православная церковь
Награды


Артемий Владимирович Владимиров

Дата рождения

21 февраля 1961 (58 лет)

Место рождения

  • Москва, СССР

Страна

  • Россия
  • СССР

Научная сфера

гомилетика, православное богословие

Место работы

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Военная академия РВСН имени Петра Великого

Альма-матер

МГУ (1983),
Московская духовная семинария

Учёное звание

Профессор

Известен как

проповедник, богослов

Награды и премии

Арте́мий Влади́мирович Влади́миров (фамилия при рождении — Гайдук, 21 февраля 1961, Москва, СССР) — протоиерей Русской православной церкви, писатель и проповедник, педагог. С 1991 по 2013 год — настоятель храма Всех Святых в Красном Селе С 2013 года по настоящее время — старший священник и духовник Алексеевского ставропигиального женского монастыря Москвы. Член Союза писателей России.

Профессор, заведующий кафедрой гомилетики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, заместитель декана факультета православной культуры Академии ракетных войск стратегического назначения. Педагог высшей категории. Известен своими проповедями, в том числе — телевизионными.

Биография

Родился 21 февраля 1961 года в Москве. Дед — детский поэт Павел Барто.

Учился в английской спецшколе № 29 в Чертольском переулке. В 1978 году поступил на романо-германское отделение филологического факультета МГУ, однако вскоре перевёлся на русское отделение, которое окончил в 1983 году. Во время учёбы в университете сблизился с Никитой Толстым, под влиянием которого пришёл к христианству. По окончании университетского курса непродолжительное время преподавал русский язык и литературу в Физико-математической школе-интернате № 18 при МГУ (ныне СУНЦ — Специализированный учебно-научный центр), однако был уволен за проповедь православия.

В 1988 году принял священнический сан, одновременно преподавал в Московской духовной семинарии. Числясь клириком Московской духовной академии, служил в Москве в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке, затем в течение нескольких месяцев в 1990—1991 годах — в храме святителя Митрофана Воронежского.

Весной 1991 года назначен настоятелем храма Всех Святых в Красном Селе бывшего Ново-Алексеевского женского монастыря.

27 декабря 2011 года включён в состав новообразованного Патриаршего совета по вопросам семьи и защиты материнства (с 15 марта 2012 года — Патриаршая комиссия по вопросам семьи и защиты материнства).

Женат, детей нет.

Произведения

Книги

2011

  • Врачевание души. Исповедь (изд. Сретенский монастырь, Москва, 2011). ISBN 978-5-7533-0509-1
  • Семицветная радуга человеческого слова. — Изд-во: Артос-Медиа, 2011. ISBN 978-5-94119-033-1
  • Словесный венок на главу российского педагога, или Размышление о нравственном подвиге учителя. — Изд-во: Артос-Медиа, 2011. ISBN 978-5-94119-035-5
  • Зачем нужны деньги? — Изд-во: Филарет, 2011. ISBN 978-5-98433-031-2
  • Сказка о трех снежинках. — Изд-во: Благовест, 2011.
  • Искусство речи. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2011. — 368 с. ISBN 978-5-7429-0652-0

2010

  • Искусство словесного служения. Размышления священника. — Изд-во: Артос-Медиа, 2010. ISBN 978-5-94119-045-4
  • Увиденное. — Изд-во: Артос-Медиа, 2010. ISBN 978-5-94119-037-9
  • Почему никто не видит Бога? — Изд-во: Филарет, 2010. ISBN 978-5-98938-016-9
  • Что делать, когда влюбляешься? — Изд-во: Филарет, 2010. ISBN 978-5-98938-023-7
  • Муж и жена в христианском браке. XX веков спустя (изд. Московской Патриархии, Москва, 2010). ISBN 978-5-94625-320-8

2007

  • О браке и семейной жизни (изд. Русский Паломник, Москва, 2007). ISBN 5-98644-006-4

2001

  • Евангельское милосердие в жизни пастыря. — Изд-во Православного Братства Святителя Филарета Московского, 2001.
  • Учебник жизни. Книга для чтения в семье и школе. Серия: Вера. Надежда. Любовь. — Изд-во: Дрофа, 2001. ISBN 5-7107-3568-X (изд. Дрофа-Плюс, Москва, 2008) ISBN 978-5-9555-1180-1 (изд. Артос, Москва, 2010) ISBN 978-5-94119-038-6

Коллективные

  • Прот. Артемий Владимиров, прот. Сергий Николаев, М. М. Дунаев, Г. П. Ансимов. От слов своих осудишься. Сквернословие. Серия: Православие в жизни. — Изд-во: Московской Патриархии, 2009. ISBN 978-5-94625-195-2.
  • Митр. Антоний Сурожский, свящ. Артемий Владимиров, Евгений Кунин. Не от мира сего или В мире сем? О воспитании в детях христианского отношения к миру. Антология. — Изд-во: Сатисъ, 2011. Тираж: 10000 экз. ISBN 5-7868-0017-2.

Интервью, проповеди

  • О пути к вере, жизни на мажоре, удачах и ошибках (+ Видео). Православие и мир, 2011.
  • Чтобы цвела роза любви (недоступная ссылка). Курские известия.
  • Беседа о подростковом возрасте. Часть 1. Православие.Ру, 2006.
  • Актуальные проблемы церковной жизни. Православие.Ру, 2006.
  • Воин Евгений Родионов — праведник, пока ещё не канонизированный 2011.
  • «Уроки жизни» (Открытые уроки со школьниками разных возрастов)
  • «Рожденный молнией» (Притча об огненной стихии и бессмертном человеческом духе)
  • «Раз, два, три, четыре, пять…» (Размышление священника о школьных отметках под знаком вечности)
  • «О взаимном терпении и любви»
  • «Молитвослов для самых маленьких»
  • «Моя первая исповедь»
  • «Возложил еси на главах их венцы» (о Таинстве Венчания)
  • «Любовь и вера»
  • «Благослови, душе моя, Господа» (Слова и беседы)
  • «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя…» (Сборник избранных проповедей)
  • «Просвети одеяние души моея, Светодавче…» (Проповеди, произнесенные в Пюхтицком Успенском женском монастыре)
  • «С постом приятным»
  • «Зачем нужна исповедь?»
  • «Под знаком вечности» (Быль о Вифлеемской звезде)
  • «Бисеринка, Жемчужинка, Алмазинка» (Рождественская сказка)
  • «Орлята учатся летать» (Сказка для взрослых)
  • «Словесный венок на главу российского педагога»
  • «Белый Ангел Москвы» (О святой преподобномученице Великой Княгине Елизавете)
  • «От избытка сердца» (Проповеди и беседы, произнесенные в Свято-Успенском Пюхтицком монастыре в 1999—2006 годах)

Награды

Награждён правом ношения палицы, набедренника, камилавки и наперсного креста. В 1997 году возведён в сан протоиерея.

Ордена:

  • Орден святого благоверного князя Даниила Московского III степени (2001);
  • Орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского III степени (2006);
  • Орден святого страстотерпца царя Николая (2010);
  • Орден прп. Сергия Радонежского III степени (31 октября 2013 год).

Примечания

  • Артемий Владимиров на «Родоводе». Дерево предков и потомков
  • Проповеди, беседы, интервью прот. Артемия Владимирова
  • Все интервью прот. Артемия Владимирова порталу Православие и мир
  • Беседы прот. Артемия Владимирова на радио «Радонеж»
  • Видео выступлений прот. Артемия Владимирова на телеканалах «Союз» и «Спас»
  • Протоиерей Артемий Владимиров посетил храмы столицы США
  • Протоиерей Артемий Владимиров отмечает 50-летний юбилей

Генеалогия и некрополистика

Нормативный контроль

Это имя на слуху у многих, отец Артемий Владимиров уже на протяжении нескольких десятилетий активно выступает по телевидению, радио. В церковных лавках имеются диски с записями его проповедей и бесед, книги, которые он написал. В чем же причина такой популярности, чем он отличается от остальных священнослужителей?

Кто такой Артемий Владимиров

Кто хоть раз видел доброе улыбчивое лицо батюшки, его умные, полные сочувствия, глаза, согласится с тем, что таких священнослужителей довольно редко можно сейчас встретить. Он с первого взгляда располагает к себе харизмой, доброжелательностью, обаянием.

Словно пришедший в наш нелегкий суматошный век из девятнадцатого столетия, когда в моде было благочестие, неспешность, степенность, этот священник имеет уважение к каждому человеку. Он не торопясь, участливо выслушивает любого, обратившегося к нему, давая ему совет с любовью и долей доброго юмора.

Кстати, отменное чувство юмора — отличительная черта отца Артемия, кроме того, у него имеется прекрасная эрудиция, он начитан, хорошо образован. Манеру его разговора можно назвать дворянской, такую вежливость и осмотрительность в наши дни вряд ли встретишь.

Речь батюшки — мягкая и успокаивающая, даже если он говорит о довольно важных вещах. Многие говорили, что после беседы с ним ощущается умиротворение, радость, поднимается настроение. Именно поэтому протоиерей Артемий Владимиров пользуется такой популярностью у народа. Многим было бы интересно побольше узнать о его жизни, образовании.

Священник Артемий Владимиров родился в Москве, его биография началась в 1961 г., фамилия его при рождении была Гайдук (фамилию «Владимиров» он взял после вступления в брак). Интересно, что его дед Павел Барто был известным детским поэтом (первым мужем Агнии Барто).

Мальчик рос умным, способным ко многим наукам, особенно к филологии. Его отдали в английскую спецшколу, что находится в Чертольском переулке. В детстве он был не особо верующим. Бабушка его (глубоко верующий человек) безуспешно пыталась привить внуку любовь к Богу и храму. Но все ее попытки привести Артема на церковную службу оказывались напрасными. Мальчик был довольно шустрым, не готовым к серьезным истинам.

Но всему приходит свое время, и после смерти бабушки шестнадцатилетнего юношу вдруг потянуло в храм. Он зашел в храм Илии Пророка и услышал пение «Блаженн». Непонятно почему, пение обыкновенных старушек на клиросе привело его в необычайное умиление, из глаз вдруг хлынули слезы. Позже батюшка вспоминал, что это был первый его молитвенный опыт. Он понял, что Бог рядом и внимательно на него смотрит и слушает.

Видя, как прихожане подходят со скрещенными на груди руками к Чаше, Артем тоже решил подойти. Но священник ласково спросил его, исповедовался ли он. Юноша еще не разбирался в Таинствах, поэтому отошел в слезах. Он тогда не готов был к исповеди.

Вероятно, любовь к литературе передалась Артему по наследству от деда. После окончания средней школы юноша решил поступить на филологический факультет МГУ. Сначала он учился на романо-германском отделении, но потом перешел на русское.

Во время учебы в ВУЗе Артему попалась брошюрка о построении исповеди. Он тщательно изучил ее и скрупулезно подготовился к Таинству Исповеди. С этого момента молодой человек стал постоянным прихожанином храма.

Батюшка сейчас вспоминает, что в этом есть заслуга также его преподавателя, доктора филологических наук, профессора, лингвиста Николая Ильича Толстого. Беседы с ним помогли Артему утвердиться в православной вере.

В 1983 году Артем окончил университет и устроился учителем русского языка и литературы в школу-интернат. Однако там поработать ему пришлось недолго: молодого преподавателя уволили за беседы с учениками на православные темы.

В те тяжелые советские времена подобные выходки не прощались, любая попытка обратить кого-то в веру строго наказывалась. А если начальство узнавало, что подчиненный посещает храм и даже окрестил своего ребенка, избежать увольнения было невозможно.

Тогда Артемий решает поступить в Духовную семинарию. Еще работая учителем, молодой человек каждое воскресенье посещал московский храм Илии Обыденного, где присматривался к труду священнослужителей. Там он познакомился с иереем Димитрием Смирновым, о. Аркадием Шатовым (ныне владыка Пантелеимон). Это были священники, полностью отдавшие себя своему предназначению — служению ближним. Они с раннего утра до вечера находились в храме, принимали исповедь, служили Литургию, беседовали с прихожанами.

Артемию очень захотелось быть таким, как они, отдать свою жизнь служению людям. И он принял решение — стать священнослужителем.

Это произошло в 1988 году. После принятия сана он служил в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке. Одновременно батюшка преподавал в Московской Духовной академии. Позже он служил в храме св. Митрофана Воронежского.

В 1991 году о. Артемий был назначен настоятелем прихода Всех Святых, который находится в Красном Селе.

Многие знают, что в этом храме находится список чудотворной иконы Божией Матери «Всецарица», которая помогает при онкологических заболеваниях.

Со всех концов страны приезжали сюда люди, прося заступления у Пречистой и исцеления от тяжкого недуга. Батюшке приходилось в день служить по несколько молебнов, поминая о здравии сотни тяжко больных людей. Также он получал по почте и интернету просьбы помолиться перед Чудотворным Образом о раковых больных.

О. Артемий после 30-летнего служения стал, в конце концов, тем, кем он стремился стать — настоящим служителем Божиим, молитвенником и пастырем заблудших. Множество людей привел он к вере в Бога, стал хорошим добрым наставником. Несмотря на свою колоссальную занятость, батюшка никому не отказывает в исповеди, духовном совете. Каждого прихожанина он внимательно выслушивает и ласково утешает.

В 1997 г. батюшка возведен в сан протоиерея. В декабре 2011 г. о. Артемий вошел в состав Патриаршего совета по вопросам семьи и защиты материнства.

Он имеет следующие награды:

  • Орден пр.Сергия Радонежского;
  • Орден св. царя Николая;
  • Орден св. благоверного князя Даниила Московского;
  • Орден св. Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского.

Многих интересует, где служит он сейчас. В настоящее время он является настоятелем и духовником Алексеевского женского монастыря.

О. Артемий пользуется популярностью у прихожан, многие стремятся попасть к нему на исповедь. Батюшка исповедовал Народную артистку Валентину Толкунову перед ее смертью, посещал находящегося в реанимации Николая Караченцева.

О.Артемий является духовником известной актрисы и автора-исполнительницы песен-притчей Светланы Копыловой. Они — большие друзья, ча сто путешествуют вместе, дают концерты. Многие ошибочно думают, что она — и есть его матушка. Светлана написала трогательную песню о своем духовнике «Спаси и помилуй, Господи, отца моего духовного».

Личная жизнь

Батюшка в беседах часто говорит о сути христианской семьи, и, в частности, семьи священника.

Матушка, по его мнению, является:

  • ангелом-хранителем мужа-священника;
  • помощницей;
  • боевой подругой.

Она со смирением несет свой нелегкий крест, ведь после того как ее муж принимает сан, он снимает со своей руки обручальное кольцо навсегда. Это значит, что он больше не принадлежит жене целиком. Сама хиротония — в каком-то смысле обручение с Церковью.

Священник почти никогда не бывает дома с семьей. Дети и матушка привыкают к этому, но нужно большое терпение. Жена священника — не только образ целомудрия и смирения, ей предстоит научиться мужественности. Ведь именно на ней лежат все домашние заботы, попечение о семейном очаге. Ведь, что греха таить, батюшке часто некогда даже лампочку в доме поменять и полку прибить. Об образовании и воспитании детей тоже заботится матушка.

Часто бывает, что жены священников не работают на производствах, а занимаются домашним хозяйством и обустройством храма, клиросным пением. Но матушка Елена Борисовна Владимирова (фамилию которой взял о. Артемий) работает в школе директором. Они уже больше тридцати лет живут вместе, что называется — душа в душу. Жаль только, что Господь не дал им пополнения.

Матушка Елена целиком посвятила себя педагогике. Она также помогает мужу в его служении. Например, ее стараниями была организована Приходская школа при Храме Всех Святых, где служит ее батюшка. Она же была ее директором до 2015 года. Матушка также трудится на клиросе псаломщицей. Благодаря ей, в храме звучит прекрасное пение. Она всегда приветлива, добра в обращении с прихожанами, всех деток знает в лицо и по имени. Словом, она — истинная матушка.

О. Артемий мало касается в разговорах своей личной жизни , про жену говорит нечасто. Но однажды он поделился радостью со всеми. Матушка недавно ему сказала: «О. Артемий, ты состоялся как священник». Батюшка сказал, что это был самый большой комплимент в его жизни.

Протоиерей Артемий Владимиров прославился благодаря своему умению выступать, беседовать с публикой. Он сам говорил, что «надо слушать сердце аудитории и подстраиваться под ее дыхание». Батюшка обладает редким красноречием, некоторой артистичностью и обаянием. Благодаря этому он сделался любимцем православных слушателей и зрителей.

Кроме церковных служб батюшка продолжает преподавать в Духовной академии, а также в Елизаветинской гимназии при Марфо-Мариинской обители. О.Артемий очень любит детишек, он — прирожденный педагог, дети чувствуют его любовь и тянутся в нему. Он признавался, что прекрасно понимает нужды и интересы подрастающего поколения. Он — прекрасный рассказчик, дети слушают его с удовольствием.

Книги

Батюшка, несмотря на занятость, находит время заниматься творчеством. Выпущено множество написанных им книг. Это, прежде всего, богословские труды, затем — книги по педагогике, истории Церкви, психологии, семейной жизни. Также батюшка пишет стихи, недавно вышла его поэтическая книга. Он является членом Союза писателей России.

Наиболее популярна его книга, написанная совместно с Владимиром Крупиным, которая называется «Открытое сердце». Она выпущена в 2008 году Саввино-Сторожевским мужским монастырем. Текст написан простым и доступным языком. Книга повествует о жизнеописании святой княгини Елизаветы, которая явилась образом жертвенности и любви к ближним. Интересно, что иллюстрации к ней — детские рисунки с Всероссийского конкурса «Святые заступники Руси».

Другие популярные издания батюшки:

  • «Врачевание души. Исповедь. (2011 г.);
  • «Зачем нужны деньги»;
  • «Что делать, когда влюбляешься?»(2010 г.);
  • «Почему никто не видит Бога?»;
  • «О браке и семейной жизни»;
  • «Муж и жена в христианском браке» и др.

На личном сайте о. Артемия Владимирова можно найти его новые книги, а также узнать о других новостях его служения.

Вот некоторые из его новых изданий:

  1. «Государев венец» — о жизни святых Царственных мучеников, написана к столетию их убиения. К жизнеописанию автор добавил собственные стихи, посвященные каждому из членов святой семьи.
  2. «О высокой любви в стихах и прозе» — душеполезные рассказы и стихотворения о природе, молитве, семье, Божьем даре. Некоторые главы из книги можно найти в интернете в формате PDF.
  3. «Благодать священства» — заметки пастыря о служении, адресованные прежде всего к юношам, желающим принять сан. Книга будет интересна также широкой аудитории.
  4. «Открытый занавес» — размышления священника о «Маленьких трагедиях» Пушкина. Книга удостоена премии Союза писателей.
  5. «Тридцать три и один» — поэтический сборник. Книгу также можно прочитать в интернете.

Батюшка, как опытный педагог, не смог обойти свою любимую тему — воспитание детей. У него есть много книг по педагогике, о духовном воспитании детей, а также для детей.

Книги о детях и для детей:

  • «Учительство»;
  • «Уроки жизни»;
  • «Детская исповедь»;
  • «Скрытой камерой»;
  • «Путешествие в сказки Пушкина»;
  • «Словесный маяк для школьных ораторов» и др.

Мало кому известно, что о. Артемий написал Акафист иконе «Всецарица», той самой, у которой он служил несколько десятилетий.

Проповеди батюшки пользуются особой популярностью среди верующих. Речь о. Артемия завораживает, хоть он говорит очень простым языком. Подкупает его красноречие, искрометный юмор, эрудиция.

Еще в далеких девяностых «ходили по рукам» кассеты с его лекциями:

  • о рождении и воспитании детей;
  • об отношениях супругов;
  • рассказами о некоторых святых.

Особенно были популярны лекции, записанные в Духовной академии студентами. В них он раскрывал все нюансы священнического служения, поведения батюшек. Затрагивалась также щепетильная тема о правильном подборе матушки.

Многим также нравилась его лекция «О любви». Батюшка интересно рассказывает о том, что же такое «любовь», как она проявляется. Особенно важное место уделяется любви к Богу. О.Артемий сетует на то, что мало сейчас людей помнят о том, что необходимо открывать свое сердце Творцу и ближнему. А ведь это — основа христианской жизни.

У батюшки есть еще одно послушание — вести Прямую линию на канале «Спас». Как и другие священники, он отвечает на вопросы телезрителей. Но по сравнению с другими выпусками, его эфиры наиболее интересные. Батюшка с терпением, юмором и любовью отвечает на бесконечные вопросы верующих. Можно почерпнуть очень много полезной информации из таких телепередач с его участием.

Новые интересные беседы с батюшкой, записанные в 2017 г., можно найти в интернете.

Некоторые считают о. Артемия прозорливым. Батюшка необычайно прост в общении, к нему может обратиться абсолютно любой христианин. Каждому он отвечает с любовью, терпением, участием. Никто не уходит от него без утешения.

Видео об отце Артемии

Ниже представлен клип, снятый на песню Светланы Копыловой «Спаси и помилуй Господи», посвященный ее духовнику — протоиерею Артемию Владимирову.

В этом видеоролике можно послушать известную проповедь батюшки «О любви».

Матушка

Ныне о матушках, супругах священников, появились целые книги и даже исследования. И понятно почему. Уж очень многотрудно и ответственно их служение. Догадываюсь, что семинарская братия, познакомившись с оглавлением книги, первым делом раскроет её в середине, чтобы прочитать про… матушку.
И вполне извинительно, ведь матушка – это судьба. Нет батюшки без матушки. Покуда не вступит молодой человек в законный венчанный брак, с ним никто (из церковного начальства) и разговаривать не будет о рукоположении.
Мы уже писали в главе о канонах и современном положении дел, что в идеале и он, и она должны подходить к венчанию «нецелованными», как когда-то говорили в старину добрые люди. Великое, воистину, дело: мужу и жене за всю жизнь никого не знать, кроме друг друга. В буквальном смысле, как Адаму и Еве… Праотцы подают пример всему последующему человеческому роду в супружеской верности и преданности. Что было когда-то, то должно быть и теперь. Спорить не приходится: гармония взаимоотношений, в том числе и плотских, единомыслие, здоровье собственное и потомства во многом зависят от моральной и физической чистоты брачующихся, от их верности евангельским заповедям. Остаётся только сетовать на эпоху, которая учит современных молодых людей всему, кроме… целомудрия. А оно, повторяем, является одной из главных предпосылок плодотворного пастырского служения. Хорошо говорит об этом святитель Григорий Двоеслов: «Подобает быть чистому самому, кто намерен очищать от скверны сердца других».
Но вернёмся к нашей интересной теме, столь обширной, что я вынужден ограничиваться лишь штрих-пунктиром своих наблюдений. В выборе невесты очень много значит степень её воцерковлённости. Вхождение в Церковь – это большая тайна, и мера воцерковлённости человеческой личности познаётся не выслугой лет и не богословским дипломом, и даже не церковными орденами, а исключительно духовными плодами. Если стяжала душа веру и верность, скромность и смирение, деликатность и человеколюбие, услужливость и жертвенность, чистоту мысли и жизни, кротость и мягкосердечие, бодрость и радость сердца – значит, воцерковлена! Если остаётся (при всех внешних достоинствах) заносчивой и горделивой, капризной и своевольной, развязной и развращённой, раздражительной и грубой, склонной к унынию и апатии, безмолитвенной и суетно любопытной, безответственной и лживой – значит, невоцерковлена!
Так что, друзья мои, внешняя миловидность – это «меньшая» половина дела, а может быть, и не половина вовсе!
Опыт показывает, что самый дурной и опасный симптом в избраннице – её скандально-истеричные отношения с родителями и со старшими сродниками. Семинарист просто не знает, с кем он связывается, привязываясь душой к подобной Эллочке-людоедке. Она, если ответит на его притязания согласием, может погубить незадачливого жениха в недалёком будущем и как пастыря, и как человека. Признаемся, далеко не всякий из нас способен проявить такие мудрость, мужество и терпение (и воспитательский талант), как супруг в бессмертной комедии Вильяма Шекспира «Укрощение строптивой», знаменитая экранизация которой очень полезна для просмотра в семинарии.
Оглядываясь на прожитое и вспоминая многое, отмечу, что сейчас немало молодёжи, охотно идущей к свету Божию и остающейся в Церкви. Зачастую юное поколение опережает своих родителей в делах веры и молитвы. Достаточно распространён следующий пример: молодая благочестивая пара становится на путь церковного служения, супруги превращаются в батюшку и матушку. При этом родители матушки совсем далеки от храма и его святынь. Проходят годы, и вдруг оказывается, что «перетягивает» не духовная чета в делах христианского просвещения, а «век минувший». Матушка (под воздействием своей семьи и царствующей в ней атмосферы), с позволения сказать, «расцерковляется», то есть скудеет стремлением к освящению жизни Таинствами Церкви. Можете себе представить, каково положение священника, потерявшего духовную опору в семье, когда супруга, хлебнув (в силу тех или иных обстоятельств) мирского духа, уже не несёт детям импульса благочестия?
Во всяком случае, скажем: драгоценный дар духовного единомыслия, поддерживаемого единым узлом супружеского жития-бытия, должно беречь как зеницу ока, зорко подмечая все отклонения от идеала и вовремя их предупреждая и вовремя выправляя молитвой и деятельной любовью.
Как правило, наши матушки – хлопотуньи и пчёлки, золушки, никогда не остающиеся в праздности. Семейная жизнь и родительское звание учат всему. Христианская русская культура не воспитывает ни белоручек, ни неженок. Хотелось бы в этой главе поразмышлять о том, как священник мог бы содействовать любимой супруге в облегчении жизненного креста. Очень назидательно в этом отношении познакомиться с письмами праведного Алексия Мечёва, московского старца-утешителя, к своей супруге, к сожалению, рано скончавшейся. Какой лаской и нежностью дышат эти письма, писанные рукой духоносного праведника! В них нет ничего от пресловутого «домостроя», как некоторые именуют деспотизм мужа в семье, не имея понятия об этом замечательном памятнике древнерусской письменности!
Не будем забывать, что современные христианки не могут замкнуться исключительно на домашнем хозяйстве и воспитании детей, хотя это, безусловно, является приоритетом для разумной супруги. Матушки – подлинные помощницы своим мужьям. Поэтому должно приветствовать их посильное участие в строении приходской жизни (от клироса до воскресной школы), но при одном условии. Матушке негоже превращаться во «владычицу морскую» и подменять священника в делах управления. Эта диспропорция всегда чревата дурными последствиями и говорит либо о слабоволии мужа, либо о недостатках характера и ограниченности самой матушки. Так как они люди не частные, но находящиеся в гуще народной жизни, то все их семейные нестроения по необходимости будут достоянием церковной общины и малосъедобной пищей для бесконечных досужих разговоров и сплетен.
Хочется сказать ещё вот о чём. Преданная мужу и деятельная матушка старается не оставлять его и в самом течении пастырских трудов. Особенно, если дети уже подросли и у супруги появляется больше времени вникать в дела мужа. Ведь священника на Руси часто приглашают на праздничные мероприятия, освящения, юбилеи, домашние торжества. Как хорошо матушке быть рядом! Не говорю о поездках, по крайней мере, тех, которые не исключают такой возможности – сопровождать своего супруга. Жизнь прожить – не поле перейти. Как ни остойчив пастырь, но в сопровождении матушки он – под тройной защитой: Божией благодати, собственной совести и её любящего, пытливого ока.
Семейные драмы в жизни священников – это не только их личная трагедия. Она рикошетом бьёт по значительному числу людей. И напротив, плотно спаянная дружная семья батюшки и матушки с их хорошо воспитанными, укоренёнными в вере и благочестии детьми, – это подлинно цитадель спасения, форпост в сражении с мировыми силами тьмы. Нет для прихожан большего утешения, чем такая священническая семья. Никогда она не будет оставлена помощью и материальной, и моральной в награду за ежедневный неброский подвиг служения Богу и людям доброго пастыря и его верной и вечной спутницы – матушки.
(Глава из книги «Благодать Священства»).

>Протоиерей Артемий Владимиров: Как мы прогоняем любовь? (+Видео)

Протоиерей Артемий Владимиров, настоятель храма Всех Святых в Красном Селе, о том, как мы изгоняем любовь из своего мира.

>Протоиерей Артемий Владимиров

Подмокает порох в пороховницах

— Когда мы проходим мимо цветущего шиповника, то даже ещё не видя прекрасный розовый цвет, догадываемся, что здесь скрывается. Виной тому — тонкий, едва уловимый аромат, который разлит в воздухе.

Каково соотношение веры во Христа Воскресшего и любви к ближнему? Истинная вера — зрячая, горячая, разумная — проявляет себя в деятельной любви, она источает из себя аромат любви. Вера — это солнце, сокрытое в глубинах человеческой совести, а солнечные лучи, пробиваясь вовне, освещают и согревают всё пространство. Вот почему вера без дел веры и любви мертва. Она становится в этом случае искажённой, бесовской, не отвечающей воле Божией о спасении человеческой души.

Протоиерей Артемий Владимиров

Все соглашаются с тем, что любовь мало-помалу уходит из человеческого общежития. И понятно, почему. Источник любви — личность Господа Иисуса Христа. Там, где Бог, там любовь. Там, где наши мысли и чувства, слова и действия направлены ко Христу, — там и возможность проникнуться и освятиться Христовой любовью, тем жертвенным служением ближним, которое приносит самому любящему и мир, и бескорыстную радость, и ни с чем не сравнимую полноту бытия.

Но подмокает порох в пороховницах. Чем менее наша жизнь сопряжена с личностью Христа, чем меньше места в собственном сердце мы даём Его благодати, тем холоднее становится человеческое сердце, тем скуднее оно в проявлении любви. Недавно одна женщина с огорчением рассказала мне о некоторых телевизионных программах, которые сегодня занимают всё больше эфирного времени на отечественных каналах. Программы эти экспортированы. К сожалению, мы многое бездумно перенимаем у Запада, в том числе и у западных средств массовой информации.

Бездушный режиссерский замысел

Показывают игровые ситуации. Молодой человек идёт по сельской местности, к нему подходит слепенькая пожилая женщина и просит помочь её пожилому мужу, который решил выкупаться в водоёме. Молодой человек подходит поближе и видит, что на поверхности воды плавают трость и шляпа. Всё снимается на скрытую камеру — авторы программы наблюдают за реакцией прохожего. Он, решив, что старичок пошёл ко дну, ныряет в воду в чём был, с бумажником и мобильным телефоном в кармане, и ищет под водой виртуального утопленника. Другой советует старушке вызвать полицейского, а третий идёт дальше как ни в чём не бывало, зло пошутив над незадачливым муженьком, уже присоединившимся к карасям.

«Что это? — спрашивает меня православная женщина. — Fun, развлечение, возможность посмеяться над живой человеческой реакцией?». Для нас, христиан, очевидны глубокий цинизм и бездушие режиссёрского замысла. Разве можно так эксплуатировать сострадание, так шутить с людьми, подвергая их нравственному шоку? Когда я услышал об этом, подумал, что прав был современный философ, который свидетельствует, что без Христа, без устремления к Нему в человеке скудеет и исчезает всё человеческое. Лишённый Христовой благодати современник мало-помалу превращается в двуногое существо, чуждое «и Божества, и вдохновенья, и слёз, и жизни, и любви».

Вот почему сегодня мы часто слышим, как на дорогах России случайные прохожие, став невольными свидетелями автокатастрофы, машинально, механически, перешагивают через жертвы, ведь им некогда, они спешат… Или мы видим, как повреждённый автомобиль, врезавшийся в дерево, становится приманкой для «стервятников», которые, не обращая внимания на страждущего, может быть, умирающего или уже умершего водителя, разбирают автомобиль по частям, демонстрируя то окаменение сердца, которое, по учению Святых Отцов, является подлинно печатью антихриста.

Добро сильнее зла

Слыша обо всём этом, мы понимаем, что несчастные люди ходят во тьме себялюбия, эгоизма, корысти. Они действительно чужды Божественного света и не могут сказать вместе с Александром Сергеевичем Пушкиным: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Наш поэт, любезный тем, что в свой жестокий век «восславил свободу и милость к падшим призывал», уже остаётся непонятым и невостребованным большей частью молодого поколения, «унесённого ветром», поколения, которое отсекло себя от корней христианской культуры.

Но, конечно, не всё так мрачно в нашей жизни. Русский народ не ошибается, говоря: «Земля не стоит без праведника». Миром правит Божественный Промысл. Бог есть любовь, добро сильнее зла. Воскресение раз и навсегда попрало смерть. «Чем ночь темней, тем ярче звёзды». Мне, как священнику, очевидно, что у нашего бедного народа, часто сбитого с толку, потерявшего нравственные ориентиры, где-то в сокровенных глубинах сердец живёт любовь. И вновь я ещё раз убеждаюсь в этом, когда в новостях слышу о водителе фуры, которому некая женщина лёгкого поведения подкинула новорождённого, а тот, услышав крик младенца, пеленал дитя, кормил его, может быть, неумелыми, трясущимися от волнения грубыми мужскими руками, но не оставил малыша, пока не добрался через три дня до детской больницы и не передал его в опытные руки специалистов.

От матерщины к омертвению и цинизму

Если бы у меня спросили, отчего скудеет любовь, я выдвинул бы несколько гипотез. Любовь скудеет в сердце, оставленном благодатью. Благодать — чистая небесная птица, которая чурается всякой нечистоты. Рождённый матерью ребёнок, пусть ещё не просвещённый крещением, создан для любви. Его сердечко не понимает и не принимает вражды. Марксистско-ленинская теория классовой борьбы как движущей силы общества отторгается живым человеческим, и особенно детским сердцем. Мы созданы для мира, любви и единения.

Но вот подросток мало-помалу загрязняет своё мышление, а потом и речь, матерными словами. Сначала они произносятся про себя, а потом вырываются наружу, как лава из огнедышащего жерла Везувия. Каковы нравственные последствия ненормативной лексики, которая сегодня для многих становится обыденным языком? Сердце сжимается, вянет, блёкнет, как роза, засушенная ветром-суховеем.

Последствия загрязнения уст матерной бранью — сердечное омертвение, приводящее к цинизму. А цинизм — болезненное состояние души, разучившейся верить, надеяться и любить. Цинизм — это принципиальное и сознательное отрицание всего идеального, святого, чистого, возвышенного. Если вся страна, от бывшего министра культуры до кондуктора или водителя, изрыгает «допотопные глаголы», которыми, прежде всего, заражаются детские сердца, каких последствий мы можем ожидать, кроме самых плачевных?

Вот почему главная задача, которую должны ставить перед собой сегодня священники, педагоги, родители, — обеспечение детям такой нравственной ниши, такой среды обитания, погружаясь в которую они могли бы сохранить присущие им от рождения нравственные дары: невинность, ясность ума, остроту восприятия мира, цельность, стремление к нравственному совершенствованию. Это те дары, которые, войдя в силу, и образуют нравственную личность.

Для меня нравственная личность — не многосведущий «компьютер», не восемь пикселей в глазах и десять гигабайт в мозгах, а человек, умеющий сострадать, воспринимать другого с его недостатками, сочувствовать ближним. Как говорит об этом Фёдор Иванович Тютчев: «И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать». Ведь и вера некогда упразднится, и надежда уступит место очевидности, а любовь, по слову апостола, «пребывает вовек»…

Подготовил Леонид Виноградов

Мой путь к Богу

Беседа Андрея Викторовича Сигутина с протоиереем Артемием Владимировым

Андрей Викторович Сигутин: Женщина должна думать о муже как о своем господине. Как должен думать муж о своей жене в этом контексте?

отец Артемий Владимиров: Мы живем в XXI столетии, когда супруги горестно признаются: я и рада была бы слушать своего мужа, да он на удивление пассивен и безынициативен! Хорош господин, без шляпы и без ботинок лежащий на диване в ожидании, когда к нему позвонят с биржи труда с приглашением рассмотреть новое предложение о работе! И при этом, как ребенок, пять раз в сутки просит есть.

Итак, мудрая женушка (если речь идет о ней) в иных обстоятельствах призвана быть терпеливой воспитательницей, педагогиней и, доводя «до ума» своего милого супруга, учить его властвовать в семье, быть «просвещенным монархом».

Пусть он научится брать на себя ответственность в важном разговоре, в принятии решений, притом, что она, будучи его верной помощницей, идеологом, госсекретарем при Президенте, готовит ему папку документов, дабы он ставил там свою визу.

Я говорю не без юмора, однако жизнь свидетельствует, что дело часто обстоит именно так. Пусть она помнит апостольское предупреждение: «Жене властвовать запрещаю».

Андрей Сигутин: Как сказал один священник, в семье власть одна — власть любви.

о.Артемий Владимиров: Власть мудрой любви сияет в правильном поведении мужа и жены. Согласен, что нет ничего глупее нынче, в начале 3-го тысячелетия, нежели спор о первенстве, борьба за власть, скрещивание копий, за которыми стоит лишь самоутверждения супругов. Муж с женой, естественно, должны дополнять друг друга. И каждый пусть знает свое место, то есть пытается раскрыть Богом данные таланты, как естественные, так и благодатные, для созидания семейного мира и любви. Безусловно, супруги призваны быть хорошо просвещены, начитаны в святоотечественных писаниях, чтобы с милующей любовью восполнять взаимные недостатки.

Андрей Сигутин: Женщина в семье — зачастую многозаботливая Марфа, а не Мария, внимающая словам Христа. Как жене не погрязнуть в суете и помнить о Боге?

о.Артемий Владимиров: Нередко православные люди противопоставляют крест семейный и монашеский, хотя оба эти богоугодных подвига ведут к единой цели. Безусловно, правы были учителя иночества, которые говорили о том, что желающий стяжать чистоту ума и сердца с большей удобностью достигает этого в подвиге иноческом, правильно совершаемом. И напротив, Святые Отцы снисходительны к супругам, рассеянным в помышлениях, загруженным заботами о снискании насущного; увещевая их соблюдать взаимную верность и воспитывать детей в благочестии. Между тем святой Макарий Великий говорит о том, что христианская душа, в каком бы состоянии и звании она ни пребывала, всегда ищет Первоисточник своего бытия, а значит, и чутко откликается на евангельский призыв: «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен есть». Это выражается во всегдашнем предстоянии Богу, славословии Его совершенств, поклонении Ему в Духе и Истине.

Замечательно, что великие учителя христианской жизни, начиная со святителя Иоанна Златоуста и завершая святителем Феофаном Затворником, не слишком стремились различать авангард христианства – монашество – от семейных… Святой Иоанн Златоуст говорил, что миряне отличаются от иноков лишь одним: дозволением иметь детей. Это значит, что великий патриарх Константинополя призывал к высоте духовной и молитвенной жизни всех своих чад, без различия образа спасения.

Итак, хотелось бы сначала отринуть главную посылку Вашего вопроса: «Женщина обречена на суету…» Позвольте с этим не согласиться. Ведь и в монастыре иноки проходят всякого рода послушания: и у печей, и в просфорне, вступают по необходимости в товарно-денежные отношения с миром, окружены людьми, управляют рабочими, вольнонаемными. А значит, необходимость преодолевать суету и изживать ее на путях стяжания священного безмолвия сердца – долг каждого из нас. Древние Патерики говорят нам о благочестивых женах, которые были предметом удивления для пустынников и безмолвников. Если душа уязвлена любовью ко Христу, если она ищет очищения сердца и благодати Духа Святого, Бог исполнит ее чаяния. Только нужно быть целеустремленным, мужественным и постоянным в доброделании. Повседневные заботы, безусловно, воздействуют на наши мысли, и для того, чтобы женщина сохраняла молитвенный дух, ей не должно действовать беспорядочно. Пусть она избегает заполошенности, что (безусловно) требует сосредоточенной работы над собой… Итак, курс на целеустремленность, мужество и постоянство в стяжании чистой молитвы. Любящему Господа все бывает во благо, и когда мы встречаем препятствия на пути стяжания молитвы, то ревность к обретению искомого будет сама собою возгараться.

Заключить в своем сознании, уме и сердце несколько слов молитвы и освящать весь круг земного бытия призыванием имени Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа – вот золотой ключ к восхождению для Марфы к Марии!

Андрей Сигутин: На женщине держится семейный быт, соответственно и с мужем она разговаривает, в основном, о земных нуждах. Если при этом муж стремится к духовности, то между ними возникает отчуждение из-за разности устремлений. Как сохранить взаимопонимание между супругами и не допустить разрыва? Что в этом случае должен делать муж, а что — жена?

о.Артемий Владимиров: Любящие друг друга муж и жена должны быть и проницательны, и тактичны, и взаимоснисходительны, призваны слышать и слушать друг друга, понимая сердечные нужды каждого. О гармонии в семейных отношениях прекрасно в своих дневниковых записях пишет святая царица Александра Федоровна. И если муж (дай-то Бог) стремится к подлинной православной духовности, это, безусловно, ни в коей мере не препятствует ему по любви принимать полнокровное участие в семейных хлопотах. Где тонко, там и рвется, и перенапряжение как в духовной жизни, так и в земной, бытовой, всегда опасно. Вот почему муж и жена на венчании пьют единую чашу вина в знак общности судеб, в знак единомыслия и готовности сообща нести единый семейный крест. Чем умнее супруга, тем лучше она будет понимать своего мужа, а чем светлее разум главы семьи, тем с большей готовностью он снизойдет до неизбежных тягот семейного быта и облегчит их супруге.

Опыт свидетельствует, что в отношении запросов духа мужчина и женщина ничем друг от друга не отличны, что доказывает нам и история Святой Церкви, и множество святых подвижниц прошлого и настоящего, ставших предметом удивления для иноков. В семейной жизни (если речь идет о ней) самое главное – равновесие. В союзе мужа и жены все нужно гармонизировать и избегать крайностей. В этом смысле супруги удивительно дополняют друг друга. Посредством чего? Само стремление к сохранению единства семейного мира обуздывает своеволие, самомнение, самолюбие – главные родимые пятна греха в каждом из нас.

Безусловно, супруга, взор которой с радостью покоится на ее светлом, умном, трудолюбивом муже, будет стараться усвоить и самый дух его, что по большей части и случается (даже в отрицательном смысле): с кем поведешься, от того и наберешься. И как часто умненькая, благочестивая девушка незаметно для себя опускается и даже отвращается от храма Господня в случае неудачного союза с человеком заниженных и совершенно приземленных интересов. Чем опытнее супруги, тем они прозорливее, так сказать; и каждый из нас, кто избрал семейную жизнь, должен прогнозировать те или иные конфликты, соответственно, применяя мудрые профилактические меры для снятия напряжения.

Наивно и совсем не невинно упрекать свою лучшую половину в каких-либо огрехах, ждать исправления только от нее, выступать в качестве «товарища прокурора» или «народного обличителя». Опытные супруги знают: лишь твое внутреннее изменение от худшего к лучшему создает предпосылки для изменения духовного облика твоей половины. Для того-то и дана нам школа семейной жизни, чтобы учиться – а опыт приходит не сразу – снимать конфликты, разряжать напряжение.

Андрей Сигутин: Батюшка, нужно ли семейные взаимоотношения основывать на убеждении: «виноват только я сам», чтобы каждый из супругов видел лишь свою вину (во избежание конфликта)?

о.Артемий Владимиров: Просвещенный христианин всегда носит в своей душе чувство вины:

«Господи, не я ли, не я ли вольно или невольно явился причиной отчуждения, размолвки, конфликта?»

Но это умение отыскивать в себе корешок вины, конечно, не должно приводить к противоположному результату, когда твоя половина полностью идеализируется и ей попускается творить все, что она хочет. Не случайно в Библии написано, как опасно и просто гибельно отдать жене власть над собою. Извращение Богом данной иерархии будет иметь, конечно, плачевные последствия для обоих.

Однако в вещах маловажных супруг, если у него есть голова на плечах, всегда может уступать, таким образом побеждая некоторые косность, ограниченность супруги — стратегическим [мужским} умом, благородным великодушием, умением удерживать командные высоты при снисхождении в мелочах.

Андрей Сигутин: Апостол Павел учил почитать другого высшим себя. Можно ли это правило применять, чтобы избежать семейного конфликта?

о.Артемий Владимиров: Конечно, мы должны видеть преимущества ближнего и, напротив, держать в фокусе внимания собственные недостатки. Не будем забывать, что иерархия семейных отношений и тот уклад православной жизни, который нам дан в Священном Писании (ныне почти полностью разрушенный), ни в коей мере ничего не говорят о нравственном достоинстве или недостоинстве одного из супругов. Исключительно духовные и нравственные качества определяют меру близости или отдаленности от Источника нашего спасения.

Андрей Сигутин: Батюшка, наверное, супругам, прежде всего, надо отказываться от суеты и раздражительности, потому что часто ссоры и скандалы именно из-за этого возникают.

о.Артемий Владимиров: Разбросанность мыслей и чувств, не выдержанность, легкая возбудимость, хождение на поводу у раздражительности, когда человек не хочет совладать со своими чувствами – все это, конечно, не способствует стяжанию внутреннего мира… Как с этим бороться?

  1. самонаблюдение,
  2. исповедальное самообличение,
  3. постоянная молитва о помощи к Богу,
  4. умение учиться на своих падениях, желание их не повторять.

Андрей Сигутин: Женщины по своей природе более эмоциональны, чем мужчины. Если жена чересчур (с точки зрения мужа) эмоциональна, как ему к этому относиться?

о.Артемий Владимиров: Да, женщина действительно привыкла все пропускать через сердце, все сдабривать «солью, перчиком, кинзой» – чувствами, что, конечно же, есть отражение Божественной мудрости, наделившей мужчину, напротив, способностью размышлять, умозаключать, делать логические выводы. Чувства не всегда служат нам добрую службу, если человек водится лишь ими в своих оценках, если он небеспристрастен и под воздействием чувств совершает те или иные поступки. Ведь чувства обманчивы.

Как научиться контролировать свои эмоции? Конечно же, трезвением. В уме должен быть лед, а в сердце – пламя. В этой антитезе: лед и пламя – залог здравой душевной деятельности человека.

Не надо позволять чувствам воздействовать на ум и омрачать его. Для этого необходимо орошение Божией благодатью через призывание христианином имени Христова. Запечатлевай в уме своем имя Божье, молись Иисусовой молитвою – и когда укачиваешь ребенка, и когда гуляешь с мужем по парку, и когда подаешь на стол. Божественная хладность ума будет уцеломудривать сердце, научит тебя отсекать аффективные состояния и, более того, предупредит их возникновение.

Апостол Павел учит: «Всегда радуйтесь, за все благодарите». То есть уметь видеть светлую сторону жизни, считать ее Божьим даром и доводить это убеждение до сердца, соответственно, бережно пользоваться тем, что предоставлено тебе Господом, не своекорыстно, а во славу Его. Это значит, с изюминкой, с искоркой, с удовольствием делать добро, расточать земное, дабы приобрести взамен небесное. Человек получает удовлетворение от жизни, когда он видит пред собою цель.

Помните, как Пушкин говорил: «Смысла я в тебе ищу». И потом добавлял, находясь тогда не в лучшем состоянии: «Пусто сердце, празден ум». Наполни сердце любовью к ближнему, ум устреми к Богу – и вот уж найден смысл! Созерцание всего видимого возводит нас к Небесному Отцу. Исполнение воли Его, благой, угодной и совершенной, доступно для всякого, в любое время и на каждом месте.

Если жена слишком эмоциональна, мужу необходимо вооружаться бесконечным терпением и снисхождением: мы не можем переделать человека под самого себя, нельзя нивелировать, то есть обезличивать личность. Поэтому если ты полюбил супругу со всем, что ей принадлежит, будь готов к тому, чтобы мягко улыбаться, снисходительно посмеиваться, но не брыкаться и не занудничать, тем паче. Не раздражаться и не гнобить свою милую за то, что она не такова, какой бы ты хотел ее видеть. Мудрость заключается в том, чтобы в иное время стачивать острые углы и благодушно воспринимать чужую ущербность.

А иногда нужно и поучиться у супруги умению принимать близко к сердцу чужую боль и нужду, ибо все, что сделано без сердца, бессердечно, не имеет в себе внутренней силы.

Андрей Сигутин: У многих православных спрашивал: как правильно отдыхать? Но они, отмахиваясь от меня, говорили: все, что угодно, только не этот вопрос — мы, трудоголики, отдыхать не умеем.

о.Артемий Владимиров: Это ограниченность, которая чревата синдромом хронической усталости, тем паче, что в воспитании детей большой удельный вес занимает именно правильная организация досуга! Как вы помните, по определению мудрых, отдыхом является перемена занятия. Прекрасный отдых, который мужу под силу организовать, – пообедать не дома, где женщина бегает с ложками, поварешками, не имея возможности даже присесть. Второе блюдо еще не подано, а она уже моет суповые тарелки…

Почему бы и не сделать праздник на выезде? Тогда в центре внимания будет супруга, окруженная заботами мужа. Конечно, не всякий может себе позволить обед в ресторане и, во всяком случае, не каждый день. Но как надолго женщине запомнится красивый стол с изящной посудой, учтивое обхождение официанта! Разговоры с супругом, внимание которого обращено только на нее.

Хорошо соединить обед с прогулкой на свежем воздухе или посещением картинной галереи, а то и какого-нибудь детского развлекательного центра, где дети могут поплавать или побегать, а родители – побыть вместе, находясь на известном отдалении и, не спуская ока с ребятишек, обсуждать что-то из прочитанного!

Андрей Сигутин: Это уже культура семейной жизни.
— Именно так.
— Что должно быть общего между супругами в гармоничной православной семье, помимо религиозных убеждений?

о.Артемий Владимиров: С опытом духовной жизни супругам должно помнить, что они не бестелесные ангелы. И не будем скрывать, что вопросы пола (собственно родовой жизни) занимают, особенно на первых порах, исключительное значение. Очень много трудностей, проблем, конфликтов, трагедий зачастую связаны,

  1. с неправильными представлениями о телесной стороне брака и злоупотреблением дарованной нам Господом свободы,
  2. и с какими-то неудачами, сложностями, трудностями, которые иногда требуют участия опытного врача ли, пастыря, которым можно доверить эти интимные, непростые вопросы.

Конечно же, дети – это предмет всегдашнего обоюдного внимания, интереса, заботы, тревог и молитвы супругов. Дети – скрепляющее звено. Дети – та роза, которую родители, как садовники, бережно взращивают в семейном саду. Часто ради детей и сохраняется союз, если не потеряно материнское и отеческое начало.

А еще хотелось бы сказать о любви к родной земле. Ведь невозможно замкнуться русскому человеку только в стенах своего дома! Сегодня время личной инициативы, которая может быть победоносной, несмотря на множество препятствий. Поэтому хотел бы пожелать православным семьям деятельно участвовать в судьбах своей малой родины. Я не поклонник общественных, политических движений, но когда речь идет о жизни твоего городка, села, о восстановлении оскверненных святынь или возрождении забытых мест, достопримечательностей – вот достойная сфера приложения трудов для христианской семьи.

Андрей Сигутин: Почему дети православных родителей нередко уходят из Церкви?

о.Артемий Владимиров: Думаю, что это не рок, не необходимость, не фатум, но это свидетельство агрессивности среды, в которой нынче живет русская семья. Это знак тех неизбежных ошибок, которые мы проходим на своем собственном опыте по мере воцерковления.

Сейчас, когда в Отечестве насчитывается 20 лет относительной религиозной свободы, можно смело говорить о духовном опыте, накопленном семьями.

Многие родители не без горечи смотрят на перегибание палки, которое они допускали некогда в делах воспитания своих деток. Новорожденных они теперь воспитывают помудрее, растворяя благочестие всей полнотой домашнего обихода, ибо без благотворного воздействия природы, без трудовых навыков, без серьезных занятий и освоения художеств, культуры, языков, музыки — неосновательным будет стремление ограничиться прочтением трех акафистов в день. По законам возрастной психологии, великая ошибка – переносить на детскую душу те духовные навыки, которые представляются естественными и желанными для благочестивого человека.

Андрей Сигутин: Что можно посоветовать верующим супругам, если один из них слишком ревнив?

о.Артемий Владимиров: Ревность, как правило, возникает по двум причинам: либо от дурного воспитания, когда человек, находящийся в плену себялюбия, взирает на окружающих только как на средство достижения своих целей, почитает их своей собственностью, предъявляет право на обладание чуть ли не мыслями и настроением человека. Ясно, что эта позиция ограниченного или (не дай Бог) умственно и нравственно ущербного человека. Другая причина ревности – дурно проведенная молодость, многочисленные блудные падения. Они могут быть уврачеваны исповедью, однако лукавый часто искушает в супружестве такого человека помыслами ревности.

Андрей Сигутин: Последствия греха, как говорится…

о.Артемий Владимиров: Да. Иной имеет обыкновение соотносить собственные, хотя бы и исповеданные грехи, и ошибки своей жизни с внутренним миром близкого человека, считая для другого возможным то, чем он сам легко искушался. Это болезненное состояние может дойти до бреда ревности. Это диагноз… Безусловно, ревность в супружестве – одно из испытаний, которое нужно нести половине, не затронутой этой болезнью. Выход один: «не давать повода ищущему повода», убеждать и жизнью, и словом, и молитвою насколько безосновательны и пусты все вздорные подозрения. Даже если они кажутся нам смешными, все-таки необходимо стараться жертвовать определенными привязанностями или дружеским общением в пользу болезнующего супруга, чтобы не умножать его сердечной боли. Супругам всегда советуем быть вместе, особенно в часы досуга и отдыха.

Андрей Сигутин: Часто советуют принимать супруга таким, какой он есть. Должны ли муж и жена друг друга воспитывать и если — да, то каким образом это необходимо делать?

о.Артемий Владимиров: Мне не страшно повторить всем знакомую вещь, что воспитание друг друга может осуществиться только через придирчивое отношение к самому себе. Не рассчитывая на благодарность, не ища взаимности, но работая над собой, ты неприметно дашь возможность близкому тебе человеку двигаться от худшего к лучшему, от меньшего к большему. Внутренняя динамика души – вот тот таинственный фактор, который единственный благотворно воздействует на людей. Как говорят, дурной пример соблазнителен, а хороший пример имеет тройную силу.

Конечно, муж и жена должны, если они хоть сколько-нибудь разумны, уметь воспринимать критику: и здоровую, и нездоровую. В этом смысле даже в голословном обвинении и в раздраженных нападках супруг всегда найдет рациональное зерно. Если б мы были безгрешны, непорочны и совершенны в нашей деятельности, кому бы нужно было нас упрекать и ставить нам на вид то или иное? Поэтому мне хочется посоветовать нашим читателям прислушиваться к критике, как бы ни была она болезненна. По крайней мере, запомнить ее и час-другой спустя в тихой обстановке еще раз взвесить: что послужило причиной недовольства родного тебе человека.

Хорошо воспитывать ближнего, когда он готов выслушать тебя и принимает твои наставления, назидания. Опыт показывает, что таких людей – считанные единицы из тысяч тех, кто мгновенно отвращается от любой дидактики и морализирования. Я принадлежу, к сожалению, к последним, хотя и стараюсь переломить себя, насколько это возможно.

Андрей Сигутин: В настоящее время женщина пытается занять место мужчины и быть «сильной», при этом считая мужчин «слабаками». Как в таких условиях мужчине остаться «сильным полом»?

о.Артемий Владимиров: Вы помните, русский Государь Николай Александрович II говорил, что ему дорога Россия, а не само занимаемое им место, хотя бы и Богом данное. В этом отношении муж – не хищник, который ревниво смотрит на попытки молодняка или львицы занять его господствующее место. Сила мужа вовсе не во внешнем преобладании и не в материальных приоритетах, не во внешнем господстве. Но сила его зиждется на внутреннем, нравственном авторитете. Он должен быть умнее, молитвеннее.

Андрей Сигутин: По сути, быть священником в своей семье.

о.Артемий Владимиров: Конечно, в определенном смысле, это так. Он подобен доброму пастырю, который чувствует полноту ответственности, жертвенно служа домочадцам, и пользуется их законным признанием и уважением. Таким образом, дорогие мужчины, все в Ваших руках.

В наше время часто встречается такой тип женщины: инициативной, ответственной, не боящейся на себя брать бремя лидерства. Однако против природы не пойдешь: без Бога не до порога. Все мы хорошо знаем, как тайно страдает женщина, пытающаяся идейно обосновать свое господство и подтвердить это своим опытом жизни. Экономика должна оставаться экономной, женщина – женственной, а мужчина – мужественным. Поэтому русский народ, исконно воспевший качества русской женщины: «Есть женщины в русских селеньях… Коня на скаку остановит…», – тем не менее, не ниспровергал Богом данных антропологических основ, но только лишь подчеркивал, что в иное время Василиса Кожина может взять вилы и поднять на них француза, а Даша Севастопольская – героическим служением возбудить ратный дух в защитниках города.

Андрей Сигутин: Как православной жене стать опорой и надежным тылом мужу в семье?

о.Артемий Владимиров: Быть опорой и надежным тылом в семье может та христианка, которая чувствует преемство великих подвижниц русской земли. Для этого необходимо много читать, не только жития святых. Нужно усвоить душою, сердцем, вобрать в себя идеал женственности, женской красоты, нравственного величия, запечатленный в классической литературе.

Безусловно, основа духовной силы женщины – причащение Животворящих Христовых Таин, а вера и верность в венчанном браке становятся благодатным покровом, осеняющим домочадцев.

И наконец, как важно незримое духовное участие в судьбах Родины, знание истории Родины, понимание ее трагедии, умение здраво оценивать окружающий нас мир и видеть перспективу…

Русская женщина должна быть немного философом, чтобы трудовой фронт не упразднял у нее желания мыслить, рассуждать, анализировать. Мы все участвуем, хотим того или нет, в судьбах Отечества. И, думаю, Николай Васильевич Гоголь был абсолютно прав, утверждая, в «Избранных местах из переписки с друзьями», что благочестивая, жертвенно любящая ближних русская женщина есть, в какой-то мере, спасительница России.

Андрей Сигутин: Как Вы считаете, с чего, в первую очередь, надо начинать возрождать высокую нравственность в обществе?

о.Артемий Владимиров: Ну конечно же, с согласования моей жизни с нравственным законом, написанном в собственном сердце. Конечно же, с покаяния личного, ибо никто из нас не безгрешен: если копнуть, то каждому есть что вспомнить и чего постыдиться из прожитых дней, из былого… Покаяние мы понимаем не только как психологическую установку, но как обращение к Таинству. Без благодатного воздействия на нас свыше, без очищающей Христовой благодати весьма эфемерны и безосновательны наши попытки справиться со своей натурой. Если ты вступил на стезю заповедей Божиих и ими руководствуешься как компасом – благо! У тебя свободны руки для воспитания собственных детей и доброго нравственного примера, столь важного для сродников, для друзей, для коллег.

Беседовал Андрей Сигутин

Протоиерей Артемий Владимирович Владимиров
Биография:

Родился отец Артемий в Москве 21 февраля 1961 года. Закончил в 1983 году филологический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова. После окончания Университета преподавал русский язык и литературу в Математическом интернате при МГУ имени академика Холмогорова, а также в Московских Духовных Семинарии и Академии (Сергиев Посад). Диаконская хиротония отца Артемия состоялась 18 июля 1987 года (на летний праздник св.преподобного Сергия Радонежского и св.преподобного Афанасия Афонского). А в 1988 году на праздник Рождества Христова о.Артемий сподобился священнического рукоположения. Свое служение батюшка начинал в храме Воскресения Словущего в Брюсовом переулке (бывшая улица Неждановой). А 30 марта 1991 году батюшка становится настоятелем храма Всех Святых бывшего Алексеевского монастыря. Закончил Московскую духовную семинарию в 1992 году. Возведен в сан протоиерея в 1998 году. Протоиерей Артемий и ныне служит в храме Всех Святых (бывш. Алексеевского монастыря). Протоиерей Артемий Владимирович Владимиров является членом Союза Российских писателей, преподает в Свято-Тихоновском богословском университете (заведует кафедрой гомилетики). Отец Артемий также является замдекана факультета Православной культуры Академии ракетных войск стратегического назначения. Именины батюшка празднует в день памяти праведного отрока Артемия Верткольского — 6 июля (по новому стилю). Память святого Артемия Веркольского совершается дважды в году: 23 июня и 20 октября (по старому, юлианскому календарю).

Андрей Викторович Сигутин
Биография:

Андрей Викторович Сигутин родился 6 апреля 1969 года в легендарном Малоярославце (Калужской области). Имеет два высших образования (дипломированный педагог и физик-теоретик). Православный журналист и публицист. С 2008 года — главный редактор еженедельника «МВ-Обнинск». Член Союза литераторов России, член Международного клуба православных литераторов «Омилия», пресс-секретарь Международного Сретенского православного кинофестиваля «Встреча». Награжден медалью «За развитие русской мысли» имени И.А. Ильина, а также церковными грамотами от митрополита Калужского и Боровского Климента. Лауреат литературной премии «Словесность» Союза литераторов России. Включен в энциклопедию «Лучшие люди России» (за 2008 год) Автор ряда книг, в том числе: «Спасительное покаяние» (издательство «Паломник», Москва), «Господь — Целитель наш» (издательство «Сибирская благозвонница», Москва), «Победи в себе зло» (издательство «Сибирская благозвонница», М.).

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *