О благодарности

«Все люди пользуются щедрыми благодеяниями от Бога,
Но лишь немногие благодарят Его».

Около двух веков назад святитель Игнатий (Брянчанинов) выразил очень печальную нравственную константу, понимание которой было открыто ему духовным опытом: «Благодарность – редкая добродетель между человеками». В том, что это, увы, именно константа, а не переменная величина, мы можем убедиться, внимательно присмотревшись к нравственному состоянию общества, в котором мы живем. Мы не можем заглянуть во внутренний мир человека со своей «линейкой» и измерить его способность благодарить, да этого и не требуется. Достаточно и некоторых косвенных показателей, чтобы сделать вывод о патологической неблагодарности, поразившей если не большую, то уж точно немалую часть нашего общества. Я говорю, в первую очередь, о банальной бессердечности в ее все более устрашающих проявлениях, все более растущем недовольстве своей жизнью и еще более интенсивном стремлении свернуться в клубок, превратившись в колючего «ежа».

Не десять ли очистились? Где же девять? (Лк. 17, 17)

Причем здесь неблагодарность, спросите вы? При том, что способность души к благодарности – это действенное противоядие от подобных болезней. Человек с благодарным сердцем, получая от Бога и ближнего нескончаемые благодеяния, сам естественно склоняется к милости ближнему, он более чем доволен своей жизнью, и ему несвойственно замыкаться на себе. Напротив, сердце неблагодарное заставляет человека смотреть на происходящее с ним совсем иначе…

Апостол Павел в послании к Тимофею предупреждает: знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут… горды… неблагодарны… (2 Тим. 3, 1–2). Неблагодарность повсеместная, патологическая, возводимая в некоторых случаях (когда, например, речь о карьеризме) в разновидность нормы – все это признаки приблизившегося последнего времени, и эти признаки налицо. Самое, наверное, уродливое проявление неблагодарности – ситуации, когда человек за оказанные благодеяния платит беспощадным злом, – нередко встречалось и два века назад, как пишет об этом святитель Игнатий (Брянчанинов): «Часто благодеяния посевают в облагодетельствованном к благодетелю чувство непримиримой, исступленной ненависти. Так часто встречается эта противоестественная странность, что по ней образовалась народная пословица: ‟не скормля, не споя, не наживешь врага”». Что же говорить о нашем времени? Не о том ли это, что дети стали отдавать родителей в дома престарелых, а то и вовсе выбрасывают на улицу, как уже отслужившую вещь? Не о том ли, что у нас слишком распространились разнообразные схемы, когда, пользуясь твоей доверчивостью и благожелательностью, тебя «в знак благодарности» пытаются вовлечь в беду? Не о том ли, что нередко человек, приученный к твоим благодеяниям, начинает затем их неистово требовать, и ты, потеряв возможность их оказывать, останешься еще и обидчиком в его глазах?

Отчего так происходит, и как понять подобную неблагодарность? Неблагодарность – изъян самовоззрения человека, имеющего по причине такого изъяна и искаженный взгляд на мир вокруг себя. Неблагодарный подобен человеку, сидящему в комнате, окна которой замазаны грязью. Эта комната купается в солнечных лучах, но человек этих лучей не видит и не чувствует. Ему все равно темно и холодно. За что, скажите, ему благодарить?

Причина подобного духовного устроения, когда сердце человека не «согревается» и щедрыми «солнечными лучами», находится в ракурсе его взгляда на самого себя. Гордость – этот корень всех духовных болезней – «замазывает» сердце человека «грязью» – завышенной самооценкой. Она говорит человеку о том, что он достоин всего того, что получает от Бога и людей, он достоин еще большего и лучшего, и обидная несправедливость видится ему в том, что он еще не обладает этим лучшим. Отсюда и неумение благодарить – он получает то, чего достоин; отсюда и недовольство имеющимся – ведь он достоин лучшего! Да уж, действительно «часть безумного мала пред очами его». А жизнь тем временем показывает, что, рассуждая таким образом, человек обманывает самого себя. Попадая в ловушку самообольщения, человек, не умеющий благодарить, сокрывает себя от лучей Божественной благодати и лишается по-настоящему лучшего. Благодарный же, напротив, получает всегда паче чаяния, ибо благодарное сердце – вместилище Божественных даров. Об этом и рассказывает нам Евангельский сюжет об исцелении Господом десяти прокаженных мужей (ср. Лк. 17, 12–19).

Этот эпизод ­­– одно из немногочисленных мест в Священном Писании, где говорится о необходимости для человека умения быть благодарным. Более того, Господь здесь очевидно указывает, что благодарность Богу есть непременное проявление истинной веры человека в Бога, такой веры, которая спасает и привлекает к нему милость Божию.

Однажды, когда Господь входил в одно селение, на Его пути оказались десять прокаженных людей. Они находились вдали от Него и не смели приблизиться, так как прокаженным было запрещено как-либо соприкасаться с людьми, они становились изгоями общества. Узнав о пришедшем Христе, они издали громко закричали: «Иисус, наставник, помилуй нас!». Господь не исцеляет их при народе, но отсылает к священникам, которые должны были засвидетельствовать об их исцелении от проказы. По дороге они действительно очистились, но только один из них, увидев свое исцеление, вернулся ко Христу, пал к Его ногам и воздал славу Богу, и это, как оказалось, был самарянин, то есть один из неверных иноплеменников, с которыми иудеи гнушались даже разговаривать. В ответ Господь говорит ему: «Где же девять остальных, не все ли очистились от проказы? Как же они не вернулись воздать славу Богу? Встань и иди, вера твоя спасла тебя».

В этом повествовании все неслучайно, каждый штрих наполнен глубоким смыслом. Постараемся рассмотреть хотя бы некоторые из них.

О важности благодарности

Начнем с действия, относящегося к нашей теме. Все прокаженные, удалившись от Христа, вскоре почувствовали, что проказа покинула их. Пошли ли они к священнику, как повелел им Господь? Наверное, пошли, иначе не могли бы вернуться к жизни в обществе – им это было нужно. Но вернулись ли они ко Христу, чтобы поблагодарить за этот великий дар? Увы, пришел лишь один. Согласно с объяснением святых отцов, в этом следует видеть указание на пропорциональное соотношение благодарных и неблагодарных между людьми. Вот что читаем у свт. Феофана Затворника: «исцелены десять прокаженных, а благодарить Господа пришел только один. Не такова ли пропорция благодарных, в общей сложности, людей, благодетельствуемых Господом? Кто не получал благ или, вернее, что есть в нас и что бывает с нами, что не было бы благим для нас? А между тем все ли благодарны Богу и за все ли благодарят?». Согласившись со святителем Феофаном в том, что далеко не все и далеко не за все люди бывают благодарны, зададимся вопросом: а почему вообще умение благодарить для нас необходимо? На самом деле, почему? Кто нуждается в нашей благодарности? Бог? Очевидно, нет, ибо Он Всеблаг и Вседоволен. Люди? Но люди, искренне стремящиеся к добру и творящие благие дела со всей искренностью, а не из корысти, едва ли делают это ради какой-то благодарности. Так кому тогда она нужна? Конечно, нужна она нам самим, ибо лишь благодарное сердце способно адекватно откликнуться на получаемое благо и в ответ получить залог благ будущих. Лишь благодарное сердце – вместилище многообразных Божиих даров, и Бог ждет от нас благодарности лишь для того, чтобы одарить нас вновь. Свт. Игнатий пишет: «Благодарение приемлющего дары поощряет Дающего дары к подаянию еще других даров, больших, нежели первые. Дары только тогда остаются без преумножения, когда нет за них благодарения». Или вот достаточно известное высказывание прп. Никодима Святогорца: «Богу не нужны благодарения твои, но тебе неотложно нужны Божии благодеяния. Приятелище же и хранилище сих благодеяний к тебе есть благодарное сердце». Лишь благодарное сердце может с дерзновением молиться о получении благ в будущем, ибо «как станет просить о будущем тот, кто не умеет благодарить за прошедшее?» (свт. Иоанн Златоуст).

Иными словами, умение благодарить является в нашей жизни своего рода генератором милостей Божиих. Но, кроме того, это умение может стать и сильным орудием в нашей духовной брани. В частности, против греха зависти, как говорит об этом свт. Иоанн Златоуст: «станем же благодарить за благодеяния, не только нам оказанные, но и другим; таким образом мы в состоянии будем истребить и зависть, и утвердить любовь и сделать ее искреннейшею. Ты уже не в состоянии будешь завидовать тем, за кого благодаришь Господа… Такое благодарение освобождает нас от земли и переселяет на небо и делает из людей ангелов».

Как благодарить?

Каин и Авель приносят жертву

Конечно, подавляющему большинству людей понятно, что за благодеяния, полученные от Бога и людей, мы должны быть благодарны. Но в чем наша благодарность должна выражаться? В простых ли словах признательности и улыбке на лице? Наверное, благодарное сердце не удовлетворится этим и, если есть возможность, постарается ответить добром на добро. Человек верующий, по меньшей мере, помолится за благодетеля. Но любой благодетель все-таки – лишь проводник действий Бога, поэтому с неизбежностью встает вопрос: как выразить благодарность Богу, когда Он Сам – Источник всех благ и ни в чем не нуждается?

Древнейшей формой выражения благодарности Богу являлись жертвоприношения. Начиная с первых людей и далее, в истории богоизбранного народа мы постоянно встречаем рассказы о принесении Богу кровавой жертвы. Авель приносит Богу жертву от первородных стада своего (Быт. 4, 4–5), Ной приносит жертву всесожжения, что стало «приятным благоуханием» для Бога (ср. Быт. 8, 20–21). Эти жертвы, совершаемые уже в храме Соломоновом, продолжались и при жизни Спасителя. Однако все они имели прообразовательное значение, вместе с изъявлением благодарности отражали веру в грядущий приход Спасителя – Истинной Жертвы за мир. С приходом Мессии кровавые жертвы потеряли свое значение, в том числе и благодарственное. И царь Давид задолго до прихода Спасителя пророчески указывал на ту форму благодарности, которая сильна заменить все кровавые жертвы и всегда будет угодна Богу: жертва Богу дух сокрушен. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50). Покаяние, сокрушение сердечное о грехах – вот форма благодарности, потребная нам, помимо молитвенного прославления Бога за полученные благодеяния. Об этом находим у святителя Иоанна Златоуста. «Хочешь знать, как нужно выражать благодарность?.. Исповедовать свои согрешения – и значит благодарить Бога; кто исповедует свои грехи, тот показывает этим, что он виновен в бесчисленных грехах и только не получил достойного наказания. Он-то наиболее и благодарит Бога». Хотите понять, как это происходит в жизни? Посмотрите на праотца Иакова, который в молитве изливает свою благодарность Богу: И сказал Иаков: Боже отца моего Авраама и Боже отца моего Исаака, Господи Боже, сказавший мне: возвратись в землю твою, на родину твою, и Я буду благотворить тебе! Недостоин я всех милостей и всех благодеяний, которые Ты сотворил рабу Твоему, ибо я с посохом моим перешел этот Иордан, а теперь у меня два стана (Быт. 32, 9–10). Следовательно, если говорить уж совсем о нас, когда случается нам вкусить, яко благ Господь, то, прославив Творца за Его бесчисленные к нам благодеяния, неплохо будет вместе с патриархом исповедать: недостоин я всех милостей и всех благодеяний, которые Ты сотворил рабу Твоему. Так, вероятно, и поступил тот благодарный исцеленный, что вернулся благодарить Христа, как об этом поется в одной известной песне-притче:

На коленях Иисуса он благодарил
И твердил о том, что недостоин,
Потому что много горя близким причинил,
И в грехах убийственных виновен.

Почему я должен благодарить за скорби?

Всем ясно, почему необходимо благодарить за радости, но далеко не всякому доступно понимание обязанности благодарить и за скорби с болезнями. Мы читаем у апостола Павла: за все благодарите (1 Сол. 5, 18), но внутри у нас обыкновенно все клокочет, если в жизни что-то случилось и мы потерпели ущерб. В такие моменты, особенно если речь о тяжелой потере, перед человеком во весь рост встает недоумение: «Почему я должен благодарить за это, ведь мне сейчас так плохо?»

Однако и в подобном незавидном положении нам не стоит забывать народную мудрость, основанную на Священном Писании и выстраданную опытом: «что Бог не делает, все к лучшему». Истину это поговорки подтверждает новозаветное учение о Боге, т.е. самый авторитетный для нас источник. Бог есть любовь (1 Ин. 4, 16), – читаем мы в Священном Писании. И с каждым человеком Бог поступает по любви. Только одному человеку необходимо дать радость, какое-то утешение, а другому потребна скорбь или болезнь. Это подобно такой ситуации, когда врач одного больного посылает на курорт, а другого – на операционный стол, под нож. И такой нож бывает нередко единственно возможным средством, чтобы спасти человека от погибели. Так поступает и Бог, скорбями и болезнями возвращая человеку духовное здравие. Хотя для самого человека в моменты испытаний это и представляется по большей части сомнительным, но являющиеся позже благие последствия этих испытаний дают ему важный опыт, подтверждающий мудрость русской поговорки. О том, как это может происходить в нашей жизни, есть замечательная притча.

Один именитый и знатный сановник пригласил для воспитания своего сына учителя, известного своей мудростью. Когда сын уже достаточно подрос и обучился верховой езде, они с учителем выехали на конную прогулку, во время которой юноша упал, и конь случайно раздробил ему руку. Подоспевший вскоре учитель поспешил поддержать молодого человека словами: «Ничего страшного, мужайся. Слава Богу!» Скорчившись от сильной боли, воспитанник в гневе ответил учителю: «За что ты воздал славу Богу?! Не за то ли, что я остался теперь инвалидом?» И вскоре по приказу отца юноши учителя бросили за решетку.

По прошествии некоторого времени этот молодой человек уже в компании другого воспитателя отправляется в дальнее путешествие, и вскоре они попадают в плен к местным аборигенам, которые, к несчастью, практиковали человеческие жертвоприношения. Костры очень быстро разожгли, и вот уже учитель стал первой жертвой безумного ритуала. Очередь за молодым человеком. Десятки рук поднимают его над головами и несут к костру. И тут случается нечто непредвиденное: в тот момент, когда необходимо было принести жертву, старший жрец вдруг замечает, что рука жертвы с изъяном:

И тут, с брезгливым видом отпрянув от него,
Изъян руки увидев, погнали прочь его.
Ведь жертва без изъяна угодна лишь богам.
И он побрел, как пьяный, к родимым берегам.

Эта притча отражает важную духовную реальность: Промысл Божий нередко допускает до человека тяжкие скорби, провидя те важнейшие благие последствия, которые родятся из этих скорбей, подобно тому, как через тяжкую боль рождается чистый младенец. Или же можно вспомнить здесь известную песню:

Сталь подчиняется покорно,
Ее расплющивает молот.
Ее из пламенного горна
Бросают в леденящий холод.
И в этой пытке многократной
Рождается клинок булатный .

До Царства Небесного невозможно «долететь бизнес-классом», для его достижения бывают необходимы скорби

Бог желает не того, чтобы мы как можно комфортнее прожили эту жизнь, но чтобы не погубили свою душу для вечности. Необходимо глубоко осмыслить и понять, что до Царства Небесного невозможно «долететь бизнес-классом», и для его достижения часто бывают необходимы скорби и болезни. Непонимание этого не только удаляет из сердца человека благодарность, но и порождает противоположное – ропот и возмущение. Столкнувшись с подобным отношением к скорбям, святитель Феофан увещевал: «есть даже такие, которые позволяют себе спрашивать: ‟зачем Бог дал бытие? Лучше бы нам не быть”. Бог дал тебе бытие для того, чтоб ты вечно блаженствовал; Он дал тебе бытие даром, даром снабдил тебя и всеми способами к достижению вечного блаженства; за тобою дело: стоит только немножко потрудиться ради того. Говоришь: ‟да у меня все горести, бедность, болезни, напасти”. Что же, и это в числе способов к стяжанию вечного блаженства: потерпи. Всю жизнь твою и мгновением нельзя назвать в сравнении с вечностью. Даже если бы и всю жизнь подряд пришлось пострадать, и то ничто против вечности, а ты еще имеешь минуты утешения. Не смотри на настоящее, а на то, что готовится тебе в будущем, и попекись сделать себя достойным того, и тогда горестей не заметишь. Все они будут поглощаться несомненным упованием вечных утешений, и благодарность не будет умолкать в устах твоих».

Итак, наши скорби и болезни, без сомнения, – дар Божий, данный в целях достижения вечных обителей. И, как и всякому дару, ему вполне естественно должно последовать и благодарение. И в таком благодарении святые отцы видят доказательство истинно христианского устроения человека. «Если скорби о Христе суть дар Божий, даруемый Богом истинному христианину, то христианин обязан благодарением за скорби опытно доказать свое христианство, должен исповедать и принять дар Божий благодарением за дар».

Итак, благодарение Бога за скорби – обязанность христианина и показатель его духовного преуспеяния. Но не только. В словах благодарения и прославления Бога – действенная сила против самой скорби. Вот как пишет о силе воздействия на душу человека таких простых и хорошо известных нам слов, как «слава Богу», святитель Игнатий: «‟Слава Богу!” Могущественные слова! Во время скорбных обстоятельств, когда обступят, окружат сердце помыслы сомнения, малодушия, неудовольствия, ропота, должно принудить себя к частому, неспешному, внимательному повторению слов: ‟слава Богу!” Кто с простотою сердца поверит предлагаемому здесь совету и при встретившейся нужде испытает его самым делом: тот узрит чудную силу славословия Бога; тот возрадуется о приобретении столь полезного, нового знания, возрадуется о приобретении оружия противу мысленных врагов, так сильного и удобного».

Но и это еще не все. Благодарному самарянину Господь говорит: встань и иди, вера твоя спасла тебя (Лк.17, 19). Почему Господь благодарность приравнивает к вере, почему не «благодарность спасла», а вера? Потому что между этими двумя добродетелями существует непосредственная связь, на которую указывает свт. Игнатий (Брянчанинов): «благодарение Бога имеет свое особенное свойство: рождает и усиливает веру, приближает к Богу». И, напротив, «неблагодарность и забвение Бога уничтожают веру, удаляют от Бога». Вера самарянина родилась и укрепилась в живой благодарности Христу. Он увидел и почувствовал то, что так часто забываем мы. Он познал, что этот совершенный дар – исцеление от тяжелой болезни – можно получить только от Бога, и Богу в лице Иисуса Христа он поклонился.

«Случилось ли хорошее, благословляй Бога, и хорошее останется. Случилось ли плохое, благословляй Бога, и плохое прекратится», – говорил святитель Иоанн Златоуст. И для него это не было просто красивым оборотом. Всякое свое слово святитель начинал, ударяя указательным перстом по ладони, и произнося: «за все слава Богу». И так всю жизнь, и с последним вздохом Златоуст произносит все те же слова, указывая нам на непреходящую ценность благодарения Бога. «По существенной душевной пользе, доставляемой человеку благодарением Бога, Бог заповедал нам тщательно упражняться в благодарении Его, возделывать в себе чувство благодарности к Богу».

И за радости и скорби мы должны Бога благодарить, ибо такова воля Божия о нас, и эта воля для нас свята. Весь Промысл Божий, все попечение Его о человеке сводится к тому, чтобы он достиг пристани Царствия Небесного. И ничего нет страшного в том, что на этом пути иногда случаются бури и встречаются подводные камни, – лишь бы пристань была достигнута. Немногие способны это понять – неблагодарных, увы, значительно больше, – а значит, больше и тех, кто не услышит от Христа эти главные слова: «вера твоя спасла тебя».

Благодарность всегда приятна тем, кто сделал добро. Следуя трем важным правилам, вы сможете поблагодарить людей правильно и привлечь больше удачи для себя.

Следование нижеописанным правилам поможет вам изменить судьбу и очистить карму. Это не так уж и сложно, если делать все правильно. Отвечая добром на добро, человек притягивает к себе удачу и становится счастливее.

Почему важно правильно благодарить

В мире все должно пребывать в гармонии. Один из важнейших законов Вселенной гласит, что любое добро нужно возвращать. Если ничего не делать, баланс восстановится самостоятельно, но лучше не дожидаться этого момента, ведь правильно выразить благодарность довольно просто.

Благодарность привлекает к вам удачу. Дело в том, что Вселенная старается наполнить вашу жизнь позитивом, если вы действительно в нем нуждаетесь. Когда вы отдаете человеку частичку добра взамен на его поступок, вы тем самым даете мирозданию понять, что вы тоже что-то сделали, не остались в стороне. Когда вы отдаете часть позитивной энергии человеку, вы стремитесь к гармонии.

В большинстве случаев те, кто не благодарит, остаются ни с чем, потому что Вселенная перестает помогать им.

В мире все работает по зеркальному принципу — ответом на безразличие будет безразличие. Позитивная обратная связь с вашей стороны порождает только позитив. Это важнейший закон Вселенной.

Мысленная благодарность

Первое правило гласит, что благодарность должна исходить от самого сердца. Важно действительно хотеть сказать «спасибо», а не просто машинально сотрясать воздух. Космос воспримет ваши слова только в том случае, если они искренни.

Если вы чувствуете, что вам не хочется говорить слова благодарности, хотя повод есть, постарайтесь настроиться на эту волну. Можно сменить объект, на который будет направлена ваша позитивная энергия. Поблагодарите не человека, который вам не нравится, а Вселенную, Бога, судьбу.

Очень хорошая методика — дневник благодарности. Специалисты советуют записывать как минимум десять поступков или ситуаций, за которые вы хотите сказать спасибо миру или человеку, группе людей. Составив свой список, вечером попробуйте перечитать его и еще раз мысленно поблагодарить человека или судьбу. Совсем не обязательно, чтобы кто-то находился рядом с вами. Ваши позитивные потоки дойдут до адресата в любом случае.

Правильные слова

Второе правило касается самих слов благодарности. Если вы говорите их правильно и используете верные формулировки, то ваша энергетика успешно обменивается позитивом с тем, кто делает добро.

«Спасибо» — это не всегда благодарность. По-настоящему важным словом является «благодарю». Оно означает, что вы «дарите благо», то есть возвращаете его назад. В этом и заключается суть добра — оно должно циркулировать, не должно застаиваться.

Еще лучше, если вы скажете человеку, за что именно вы говорите ему спасибо. Это может выглядеть странно, но иногда в неформальной обстановке можно сказать: «Благодарю тебя за то, что ты мне помог», «Прими мою благодарность за поддержку».

Правильные жесты

Третье правило касается языка тела. Специалисты сайта dailyhoro.ru отмечают, что важно показывать человеку благодарность и невербально.

Во-первых, нужно быть всегда повернутым к человеку лицом, смотреть ему в глаза. Во-вторых, не следует прятать руки. Мы всегда что-то берем или отдаем руками, поэтому старайтесь держать их перед собой. Попробуйте во время слов благодарности слегка вытянуть руку ладонью вверх, если человек вам мало знаком. Если вы знакомы достаточно близко, постарайтесь коснуться человека — обнять его или просто дотронуться.

Умение правильно отвечать людям на добро позволит вам привлекать больше удачи в свою жизнь. Если даже в таком случае вы почувствуете недостаток удачи, то можно воспользоваться полезными ритуалами для ее привлечения.

Благодарность – труд и талант

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Вера есть удел душ благодарных». Быть благодарным — это талант, это особый дар… Неблагодарный человек не может быть христианином, как и неблагодарный христианин незаслуженно носит это имя. Этот дар может внезапно настичь человека, и он, как будто прозрев, начинает видеть вещи, которых до того не замечал.

Благодарность – удел смиренных. Гордый не может быть благодарным, так как ему кажется, что он заслуживает только восхищения за свои личные достоинства. Благодарность духовно сближает людей, устраняет недоверие и подозрительность.

Благодарность — это особое отношение человека к Богу и миру, подлинное состояние открытости. Через благодарность исчезает отчуждение. Человек благодарный открыт другому.

Принять с благодарностью то, что подаёт нам Господь — вот наш христианский труд, наш подвиг и наша миссия.

Искреннее благодарение в молитве неотделимо от радости. К сожалению, человек переменчив, его сознание часто затмевается суетой и повседневными заботами.

Благодарность — это особое отношение человека к Богу и миру, подлинное состояние открытости.

Апостол Павел в своем знаменитом гимне любви убеждает нас в том, что любовь — это чудо из чудес. Любовь невозможна, абсолютно невозможна, если мы не увидим в ней то, чем она является — Божественным даром. Только благодарный человек способен к подлинной радости. И наоборот, если этой радости нет в жизни, значит причина тому — неспособность к благодарению, невосприимчивость к любви Другого.

Радость жизни

Святитель Григорий Богослов пишет: «Мы получили бытиё, чтобы благоденствовать». Иными словами, мы живём, чтобы жить и получать от этого радость.

Господь создал человека для того, чтобы он получал радость от того, что он делает.

То, что максимально противостояло жизни — смерть, — побеждено Воскресением Христовым.

Радость Пасхи – это радость восстановленного, исцелённого и цельного человека, радость бессмертия, бессмертия всего человека, а стало быть и радость тела. А радость сопряжена с благодарностью.

Бог, устами Апостола, призывает нас: «Всегда радуйтеся, непрестанно молитеся, о всем благодарите: сия бо есть воля Божия о Христе Иисусе в вас» (1 Сол. 5, 16-18)

«За всё благодарите», — так заповедует нам апостол Павел (1 Фес. 5,18).

Апостол заповедует благодарить не только за добро, но за всё, то есть и за добро, и за зло. Так умел благодарить святитель Иоанн Златоуст. Несмотря на то, что он жестоко пострадал от несправедливости и последние годы жизни провел в суровой ссылке, на смертном одре последними его словами были: «Слава Богу за всё».

А священномученик Арсений (Мациевич), митрополит Ростовский, несправедливо осужденный императрицей Екатериной Второй на пожизненное заключение за сопротивление царской политике секуляризации (отбирания церковных и монастырских земель в государственную казну), оставил в своей одиночной тюремной камере на стене надпись: «Благо мне, яко смирил мя еси».

Кто научился быть благодарным даже в скорбях, тот воистину «недалеко от Царства Небесного».

Благодарность дает чувство удовлетворения тому, кого благодарят. Ведь другой человек видит и понимает, что его труды не напрасны, а нужны и заслужено оценены. В тоже время благодарность оказывает благотворное влияние и на самого благодарящего, так как приносит ему мир, гармонию и прочие позитивные чувства.

Благодарность Богу

Богу мы обязаны всем: нашей жизнью и всеми ее благами, промыслом о нас, неисчислимым милосердием, долготерпением наших грехов, страстей, пристрастий, нерадения, слабостей.

И нам необходимо прежде всего и больше всего быть благодарным Богу, без Которого не совершается ничего, а уж затем человеку – как Его творению.

Все блага, которые мы имеем, посылаются нам от Бога, как и говорит об этом апостол Иаков: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше от Отца светов».

Господь дает нам все — и бытие, и жизнь, и дыхание, и свет. Он дал нам глаза, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать, ноги, чтобы ходить, руки, чтобы работать, голову, чтобы думать. Он нас питает, одевает, хранит и заботится о нас. Наш дом, наши вещи, наше материальное богатство — все это дары Божии.

Святые отцы говорят об этом так: «если ты сделал что-нибудь без содействия тела, то это принадлежит тебе. Если же ты сделал это с помощью тела, то тебе следует помнить, что тело твое есть создание Божие. И если ты подумал что-нибудь без ума, то это твое. Если же с помощью ума, то знай, что и ум твой — творение Божие».

Из этих слов хорошо видно, что нам не принадлежит даже то, что мы как будто бы сами приобрели, заработали и создали. Тем более не принадлежит нам то, чего мы не в состоянии создать, например наши близкие и любимые люди, наше тело, наша душа, наше здоровье, наши таланты и способности. Все это есть не что иное, как великие Божии дары.

И за все это мы обязаны непрестанно благодарить и поминать нашего Господа.

За все надо научиться благодарить Бога, ибо мы часто судим о том, что не вмещается в наше понимание. Судим людей, с которыми что-то случилось, забывая о том, что если так случилось – значит надо смириться и за все благодарить Бога.

Если человек искренне молит и не получает просимое — значит Господь готовит ему большее и лучшее, чем он просит. Становясь на молитву, учит нас святитель Василий Великий, мы должны сначала славословить Бога, затем благодарить Его, потом каяться, и только после этого просить о чем-либо, хотя обычно человек в своем духовном росте движется от прошения и покаяния к благодарению и славословию..

Как пишет о. Александр Ельчанинов: «Добродетель благодарности, как и все другие наши добродетели, как подвиги поста, молитвы, нужны прежде всего нам самим. Само наличие в нас чувства благодарности свидетельствует о том, что в нас действительно живет не сомневающаяся вера и любовь к Богу. Благодарность наша — удостоверение о правильно установленной религиозной душе. Все мы умеем просить. Даже неверующие в крайне тяжкие моменты иногда прибегают к Богу, но благодарить мы не умеем. Благодарственная молитва — знак высоко поднявшейся души. Хорошо вспомнить Бога в несчастье; но не забыть Его в радости — знак души, утвердившейся в Боге. Молитва просительная может уживаться в сердце с нашим эгоизмом, гордостью, злобой. Молитва благодарения несовместима с такими чувствами. Будем же прибегать к Богу в наших бедах и обстоятельствах, не потщимся взойти и на более высокую ступень — благодарственной молитвы».

Благодарность Богу поднимает нас, смертных, из смертного тления, освобождает от привязанности к тому, с чем мы однажды, хотим мы этого или не хотим, должны будем расстаться, и обращает к Богу.

Собственно говоря, благодарность облагораживает благодарящего и трогает благодетеля.

«Куда ни посмотрю сердечными очами, – пишет святой Иоанн Кронштадтский, – внутрь-ли или вне себя, везде вижу сильный повод к благодарению и славословию Господа!»

В минуты испытаний многие унывают, ропщут. Но надо понять, что Господь иногда допускает, чтобы с нами случались неприятности и скорби не потому, что Он забыл нас или хочет наказать нас. Нет! Он допускает их как горькое, но необходимое лекарство, исцеляющее нас от гордости, легкомыслия, самонадеянности, самолюбия и других недостатков.

Мы должны благодарить Господа за то, что наша вера дает нам духовный разум понимать окружающие нас события, правильно расценивать их и поучаться от них; понимать, что природные и общественные бедствия посылаются Господом преимущественно для того, чтобы встряхивать человечество от греховного равнодушия, пробуждать его от духовной дремоты, напоминать ему о том, что мы не вечны на земле и что нас ожидает иная жизнь.

Благодарность и свобода

Слово «дар» означает «даром», «безвозмездно»; дар это то, что не подлежит расчету и даже мирским понятиям о справедливости.

Дар — это посильное для человека подражание Богу, Который все дает чел веку даром.

Дар как свободное действие человеческого духа, не должен рассчитывать на ответ и отдачу, иначе он превращается в расчет, взаимообмен, взаимную помощь, услугу и плату за нее. Тогда слово «дар» перестает отвечать своему названию и должно быть заменено иным словом:

Тот, кто дает (дарит), не должен ничего ждать в ответ от человека. Если он делает действительно ради Христа, то получит от Христа больше, чем даже ожидает.

Если это он сделал ради любви, то получит награду в самой любви. Если любовь является высшей христианской добродетелью, то благодарность — её главным проявлением. Чтобы стяжать истинную христианскую благодарность, надо победить самого себя, распять своё гордое «я» на кресте христианских подвигов поста и молитвы.

Только твердая вера во Христа делает человека по-настоящему милосердным и свободным.

Часто можно слышать слова: я делаю человеку добро, а получаю от него неблагодарность. В этих словах явное противоречие. То, что делается в ожидании благодарности, уже не является добром, а чистая корысть.

Христос сказал: «Когда одна рука подает милостыню, пусть об этом другая не знает». Христианин должен забыть о добре, которое сделал другому, оно должно исчезнуть из его памяти.

В обыденной жизни зачастую люди активно переживают и рассказывают о том, сколько они сделали добра и не получили ничего в ответ взамен, как будто их обманули.

Схожую ошибку совершают и те люди, которые принимают дар не как знак христианской любви, а считают себя обязанными отплатить или отработать за него, впадая в зависимость от полученного добра. Они думают, что им сделать, что подарить взамен, боясь показаться неблагодарными и тем унизить себя. Они начинают оказывать своему благодетелю особые знаки внимания, ищут случая, чтобы предложить свои услуги, то есть поскорее расплатиться с ним. Нередко они принуждают себя подделываться, притворяться и кривить совестью. Тогда вместо любви у человека возникает внутренняя зависимость, которая может вызвать тайное, глухое раздражение к тому, кто оказал помощь или содействие, Ведь по их понятиям должник не может любить своего заимодавца. При этом иногда происходит парадокс: чтобы освободиться от зависимости, которую навязал себе сам человек, он идет на конфликт с тем, кто сделал ему добро.

Поэтому, то в обществе и существует такое странное явление: за добро отплачивают злом, как будто мстят за него. А виновата в этом ложная установка, ложное чувство благодарности, как долга, который надо отработать, чтобы снять с себя придуманное бремя.

Дар не должен стеснять свободы человека, тогда у него будет истинная благодарность и истинная любовь не ради дара, а ради самой любви. Любовь же, как чувство, отдавая себя, не уменьшается, а увеличивается еще больше.

Наша православная вера есть величайший дар Божий, это самое дорогое и самое радостное, единственное, что может дать смысл и силу жить и получать от жизни радость…Мы должны дорожить своей верой, и, если требует от нас жизнь, не должны скрывать, таить, что мы верующие люди. Напротив, мы должны свидетельствовать о своей вере и доносить её до людей. Это чувство величайшего дара и радости, что мы православные люди, что мы принадлежим к Православной Апостольской Соборной Церкви.

Библиография

Свт Николай Сербский (Велимирович) Творения : Кн. 1 : Беседы М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2010.

Голод по Богу -www.pravoslavie.ru

Пестов Н.Е Современная практика православного благочестия. klikovo.ru

Cвт Василий Великий Архиепископ Кесарии Каппадокийской — Творения в двух томах — Том второй — Аскетические творения. Письма М.: Сибирская Благозвонница, 2009.

Свт. Григорий Богослов. Избр. слова. М 2002

Лобачков Владимир Алекссевич

11 сентября 2015

п.Хиславичи

СОГБУ «Хиславичский КЦСОН» благодарит сестер милосердия за поддержку и внимание к проживающим отделения стационарного социального обслуживания д.Городище. Желаем вам здоровья, интересных замыслов и их благополучных воплощений, ярких, значительных событий. Всегда рады встречи с вами. Администрация СОГБУ «Хиславичский КЦСОН»

Илия Афанасьев

24 мая 2015

Смоленск

Благодарю за теплый прием который был оказан мне в храме Новомучеников и Исповедников. Прошла беседа для слабослышащих (с сурдопереводом) на тему грехопадения которую провел Отец Николай. Отдельно благодарю Мери Хохлову за живую доброту ко мне. Спаси Бог.

Мария яеомакова

26 апреля 2015

Смоленск

Илия Афанасеьв

18 февраля 2015

Смоленск

Сердечно благодарю Валентину и Таисию (Сестер Милосердие) Марину и отца Дмитрия за подарок на Рождество.

Картошкина Елена

22 января 2015

ст. Игоревская

Испокон веков благотворительность на Руси всегда была потребностью души людей благородных, добрых, милосердных. В наше время категория этих людей не иссякла. Слова благодарности и признательности от коллектива Игоревского детского сада «Ёжик» хотим выразить Благотворительной организации Смоленской Епархии «Милосердие» за организацию и проведение Рождественских встреч в Епархиальном управлении Смоленска. Вы смогли создать атмосферу сказки, подарить ощущение весёлого детского праздника, на котором наши дети смеются и радуются подаркам, а их родители ненадолго отвлекаются от повседневных проблем и забот.От лица воспитанников, их родителей и всего коллектива детского сада выражаю вам огромную благодарность. Заведующая Е.В. Картошкина

Кудинов Виктор Иванович

05 января 2015

Смоленск

Семья беженцев из Донбасса, муж, жена и четверо детей, благодарят Господа и всех тружеников милосердия Смоленской Епархии за материальную помощь продуктами и вещами. За христианскую чуткость и дела добродетели нуждающимся людям! Да благословит вас всех Господь любовью и истиной Своей!!!

Илия Афанасьев

07 сентября 2014

Слоленск

Юлию Дульневу(Москва) и Анастасию Репко (руководитель благотворительного проекта в Благотворительном собрании «Все вместе» Москва) благодарю за дружбу. Желаю вам здравия духа, души и тела.

31 июля 2014

Искренне благодарим руководство и сотрудников организации «СМОЛЕНСКСТЕКЛО» (Индустриальная 9Б) за оказанную помощь смоленскому Дому для мамы! Божьей помощи в ваших делах и процветания вашей компании!

Илия Афанасьев

Вопрос: «Что нужно отвечать на «спасибо»? Не всегда говорю: «Во славу Божию», так как неизвестно, какой будет реакция человека».

Отвечает протоиерей Димитрий Смирнов:

– Человек хочет регламентировать даже свою речь! Но у нас другая вера! У нас – не иудейская вера, а христианская! Нигде не может быть сказано, что именно человек должен отвечать. Хотя такие обычаи есть. Например, у сербов: «Помоги Бог!» – «Бог поможет!» Или: «Ас-саляму алейкум» – «Ва-алейкум ас-салям». Но это уже некие устойчивые выражения. Вспомнил, как я был в командировке и, проходя мимо молодых мулл, я им сказал: «Ас-саляму алейкум!» – а они растерялись. Может, у меня была плохая арабская фонетика…

Как правильно отвечать? С какой ноги стоять? Носок прямо натягивать или сначала его завернуть? Как правильно по-православному? А что нужно есть православному человеку?

Протоиерей Александр Березовский:
– Или как правильно вилку держать?

Протоиерей Димитрий Смирнов:
– Если следующий раз в студии приборы положат – я смогу показать, как православный человек должен держать вилку! Меня в детстве учили! Мой дед даже написал книгу «О правилах хорошего тона», правда, ее не издали. Дед в юности вращался в высшем обществе, потому что он был офицером лейб-гвардии. Поэтому он всё умел, но когда наступила советская действительность – пришли люди, которые ничего этого не умели. Вот он и решил для пионеров и школьников написать об такую книгу. Я, например, до сих пор не могу рыбу есть ножом, хотя сегодня это и принято. Для меня это по сей день – непреодолимая воспитательная штука.

Поэтому на этот вопрос ответа нет.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *