О болезни

Боль ж. болезнь, болесть, хворь, хвороба, хворость, недужина, недуг, немочь, немощь, немогута, скорбь (телесная), хиль, хилина, боля, нездоровье. Его боль держит, он лежит в боли. Какая боль у него? Боль ходит, повальные болезни. Дай боли волю, полежав, да умрешь. Боли не поддавайся. Боль приживчива, приурочлива. Боль врача ищет. | Самое чувство, телесное страдание. Боль скажется, услышишь где она, в боку, в голове и пр. Боль по роду или по чувству бывает: острая, колючая (колотье), резучая (резь), гнетучая (ломота), грызучая (грызь), жгучая, палящая, тупая, глухая, ноющая, нылая и пр. | *Чувство горя, истомы, страданий душевных; скорбь, грусть, тоска, кручина, жаль, сокрушение, журьба. | Новг. вор. орл. об. больной человек, хворый, недужный, особенно роженица. Зовите попа к болю в баню, хочет приобщиться. Не тот болен, кто лежит, а тот, кто у боли (над болью) сидит. Что исхудал? сам лежал, аль над болью сидел? Больной, немочный, нездоровый, немогущий, хворый, недужный, хилой, скорбный; болеющий, хворающий, одержимый какою болезнию, болью. Больной, что малый. Больному все горько. Больному и киселя в рот не вотрешь. Больному да дорожному закон не лежит, говорят о постах. Не рад больной и золотой кровати. Иноходец в пути не товарищ, больной не сосед. Больная жена мужу не мила. Ведь гость не больной, чего его спрашивать, говорят о потчивании: не угодно ли? За больное место не тронь. Сваливать с больной головы на здоровую, слагать свою вину на другого. И больное дерево хило. Чужим здоровьем болен. Псу больны щенята, свинье поросята. Больной якорь, волжск. малый, ненадежный, почему и кладут их гусем по два. Больно нареч. что болит, больное, что возбуждает чувство боли, рождает боль, телесные либо духовные страдания, томление. Который палец ни укуси, все больно, о детях. Где мило, там глаза, где больно, там рука. Где мило, там глядь-поглядь; где больно, там хвать-похвать. Бог долго терпит, да больно бьет. Упал-то больно, да встал здорово. | Весьма, очень, гораздо, крепко, сильно, добре, порато, стар. больма, больми (столкновение двух корней: боль и более?). Медведь больно сердит живет. Девка больно пригожа. Больно вишь ты остер. Больно шибко гнали, да не догнали. Больновато, больненько, пск. болькотно, не очень больно, порядочно, изрядно больно. Отец больнехонек, больным-больнешенек, весьма болен, труден. Болький сев. и нареч. болько или болячо, выражает не состояние или чувство, как больной и больно, а наклонность, расположение, свойство болеть; чувствительный, чуткий к боли. Набитое место болько. Болькая опухоль. Дети отцу-матери больки, близки к сердцу, обидно, досадно за них. Огонь — горячо, а дитя болячо. Кому не горячо, тому и не болячо. Больки — жена, земля да холоп, т. е. своя семья да имущество. Болькость ж. состояние по прилаг. Никто болькости матернего сердца не изведал, степени, меры чувствительности. Мозоли мои больковаты, не береди их. Болеть, баливать (болит и болеет: он болеет, у него голова болит), быть больным, нездоровым, недомогать, немочь, недуговать, недужать, скорбнуть, хилеть (хиреть), нездороветь или нездравствовать, хворать. Болею животом. У нас много народу болеет. Брат другой день болеет, болен. | *О чем болеешь, скорбишь, грустишь, соболезнуешь, печалуешься, заботишься сердцем. Тебе болеть не по ком, одна голова не бедна. Добрый начальник болеет о всех, по всем, про (по) всех, для (ради) всех, за всех. Поболей ты его, яросл. пожалей, позаботься об нем. | Голова, рука болит, причиняет боль, пробуждает чувство боли, страдания. Нога и не больно болит, да не дает ступить. | Иногда говорят человек болит, дерево болит, вместо болеет, хворает. У кого болит, тот и кричит. Что у кого болит, тот о том и говорит. Матерни побои не болят. Как ни болело, да умерло. У него от думы голова не болит, глуп. Ох, мой Бог, болит мой бок, девятый год, не знаю, которое место! Не охни, не боли, не твои сапоги, не твое дело. У кого не болит, у того и не свербит. Рот болит, а брюхо есть велит. Брюхо болит, а глаза есть велят. Чужая шкура не болит. Не болеется, безличное: недосужно, нельзя болеть. Боление ср. состояние болеющего, больного. Зубы выболели, выпали. Он заболел. Рука наболела. Ноготь отболел. Голова побаливает. Все зубы переболели. Проболел всю зиму. Глаза разболелись. Болезнь, болесть, боля ж. боль, хворь, хиль, немочь, недуг, нездоровье; по объяснению врачей: нарушение равновесия в жизненных отправлениях. Не всякая болезнь к смерти. Болезнь и поросенка не красит. Нищий болезней ищет, а к богатому они сами идут. Твоя совесть, как лихая болесть. Каждому своя болезнь тяжела. Чужая болесть даст поесть; а про свою беду и сказать не могу. Не по болести отрыганье. Болести в землю, могута в тело, а душа заживо к Богу. Трясуча болесть, лихорадка. Лихая, злая болесть, падучая. Болесть на усу, недуг, при вступлении парня в возмужалость. Болесть по шерсти вологодск. повальная; ныне болям(ми) пошло, пск. ходят повальные боли. В нашей волости лихие болести, много зла. На всякую болесть по зелью вырастает. Болезненный, -нивый, болявый, болливый, твер. болестный, склонный к недугам, слабый, хилый, часто болеющий; | болезнивый и болестный также сострадательный, мягкосердый, милосердый. Болезненность, болезнивость или болливость ж. хилость, хворость, слабость, расположение к болезням, частые немощи. Болелый, болевший, переболевший, слабый, хилый, замореный. Боляга, больнуша об. болеющий, больной; | соболезнующий. Боляга выражает участие к болящему; больнуша ласку и ободрение. Больнушить или -ся, прикидываться больным, хворать притворно. Болявиться, нежиться и нежничать собою, стараться возбудить немощами своими сострадание, заботу ближних; преувеличивать недуги свои. Болезновать о ком, по ком, соболезновать, сострадать, сочувствовать, сожалеть, скорбеть; Болезнование, чувство сострадания, сочувствие, скорбь. Болезный вост. сердечный, милый, желанный, жадобный, кого люблю, по ком сердце болит; либо | жалкий, несчастный; собств. несчастный, в знач. преступника, наказанного, ссылочного, перм. грешник, колодник; болезному (или несчастному, т. е. наказанному преступнику) милость творить — с Господом Богом говорить. | Кто болеет по другим, сострадательный, милосердый, мягкосердый. Болезка, болява, болеечка об. вост. то же, болезный, во всех значениях. Болючий, болький, склонный к боли; | донск. сострадательный. Боле(я)ток м. болячка ж. нарыв, огневик, веред, чирей, тамб. вогник, сиб. барин. Ой, боляток стался, беда. Болячка тебе, брань. В своем дому, хоть болячкой сяду, нет дела никому. Хозяин, что боляток (чирей): где захотел, там и сел. Не велика болячка, да сесть не дает. За болячку никого не хватай. Чирья вырезывает, да болятки вставляет. Свою болячку не чужим здоровьем лечить. Всякую болячку к себе приложи, пример. Людей лечит, а сам из болятков нейдет. Тем же салом по тем же боляткам. Не умер бачка, а удавила болячка; нет, не стрижено, а брито. Болячный, -чечный, к болячке относящийся. Болячная трава, Nepeta cataria, шандра, котовник, степная мята, кошачья мята. См. также роженец. Болька ж. зап. больное место, болячка. Чужая болька никому не болит (не больна). Болюга, болячка на дереве, на растении. Болячешница, болячница? ж. твер.-беж. женская рубаха с красными шитками и оплечьями. Болозень, болезень или болозняк м. сев. желвь, мозоль, сухая или кровяная, набитая обувью, либо работою, на руках. Прачка ажно болозни набила или намыла. Больница ж. заведение для приема и пользования больных; лечебница, недужница, скорбный дом, лазарет, госпиталь. | Больница или больна ж. бойница, пронятая кольцом или кляпом губа или носовой хрящ зверя, скотины, напр. медведя, быка, верблюда. Больничный, к больнице, лечебнице относящийся. Больничник м. -ница ж. сторож, служитель больницы, хожалка, сиделка; | принятый в больницу, призреваемый в ней. Болиголов, -вник м. болиголова ж. ядовитое растение Conium maculatum, головолом, мутник, омег, вяха, вонючка, дегтярка, пригрид (прикрыт?), блекот Cherophyllum. | Болиголова также (ошибочно?) растение Antriscus sylvestris, вонючка, бугиль (будыль?), постушель (пустосел?), морковник, веселистник?, купырь, дудка, ствольё. Болеусыпный, болеутолительный, болеутишный, унимающий, утишающий боль, страдания.

Значение слова боль в толковом онлайн-словаре Даля В. И.

боль
ж.
1) а) Ощущение физического страдания.
б) устар. Болезнь.
2) перен. Сильное душевное страдание.

Значение слова боль в толковом онлайн-словаре Ефремовой Т. Ф.

боль, -и, ж. Ощущение физического или нравственного страдания. Головная боль. Зубная боль. □ снова ощутил острую, жгучую боль в ступнях и, повалившись на снег, потерял сознание. Б. Полевой, Повесть о настоящем человеке. Мне просто до боли жалко людей, которые не видят в жизни хорошего, красивого. М. Горький, Чудаки.

Значение слова боль в толковом онлайн-словаре Евгеньевой А. П.

Значение слова боль в толковом онлайн-словаре Ожегова C. И.

Значение слова боль в толковом онлайн-словаре Ушакова Д. Н.

См. также: происхождение слова боль в этимологических словарях.

• В трудных ситуациях дети, как и взрослые, нуждаются в понимании того, что происходит дома. Помните, что ребенок — равноправный член семьи, и он хочет, чтобы с ним обсуждали происходящее.
• Очень часто за словами «пусть он не знает…» скрываются наши собственные страхи; мы боимся открытого разговора с ребенком, а думаем, что защищаем его.
• Дети готовы понять, но, может быть, по-своему. Необходимы простые и доступные объяснения происходящего. Их фантазии могут оказаться гораздо мучительнее для них, чем правда.
• Идеально, если всю информацию ребенку сообщает мама. Информацию нужно давать полностью. Ребенок запоминает обман.
• Нужно учитывать возраст ребенка, его развитие. Помните о трудных возрастах, которые могут усложнить отношение с ним (3, 7, 11-13, 15-16 лет).
• Если в семье несколько детей – со всеми необходимо говорить отдельно, но одновременно.
• Дети больше всего бояться, что если не будет родителей, то он будет никому не нужен, он сам не выживет. Если родители не могут, как раньше уделять внимание малышу, то ребенку нужно сказать: кто и когда будет забирать его из садика, кормит, гулять, кто будет о нем заботиться. Не должно быть хаотичного ухода за ребенком «у кого получится», «кто будет свободен» — необходимы конкретные имена ухаживающих.
• Учителя в школе часто не знают о постигшем Вашу семью горе. Детям стыдно об этом говорить. Найдите время и людей, чтобы сходить в школу, детский сад для того, чтобы учителя и воспитатели правильно реагировали на изменения в поведении ребенка.
• А если близкий больной человек дома, сделайте так, чтобы ребенок и болеющий участвовали в жизни друг друга: помогали в приготовлении уроков, обсуждали все школьные или детсадовские дела и события, организовывали его досуг и т.д.
• Если ребенок хочет ухаживать за родным больным человеком, поощрите это его желание: он может приносить и уносить что-то, более старшие помогут умыться, покормить и т.д. Но не загружайте ребенка сверх меры, следите за его состоянием.
• Берите ребенка с собой в больницу, когда кто-то из родителей или близких находится там. Пусть он оставляет там свои рисунки, фотографии, игрушки.
• Выясните и устраните причину отказа ребенка участвовать в уходе за больным или в визите в больницу: организуйте общение через письма, магнитофонные записи. Из них можно узнать, что особенно тревожит ребенка.
• Если Вам не удается контакт с ребенком, то, наверное, всегда можно найти кого-нибудь из взрослых (посредника), которому ребенок симпатизирует и доверяет.
• В период траура ребенок должен быть вместе со всеми. Расскажите ему доходчиво и просто о культовых традициях, сопровождающих смерть.
• Спросите: хочет ли ребенок пойти на похороны. Пусть этот выбор он сделает сам. Важно, чтобы в эти дни с ним находился кто-то из взрослых, близких ему, которые могут поддержать его, обмениваться с ним переживаниями.
• Если ребенок вдруг стал беспокоиться по поводу своего здоровья, хочет обследоваться в медицинском учреждении, обсудите это с ним.

Ныне медики часто констатируют у пациентов тяжело диагностируемые заболевания, без явных причин для проявления. Многие недуги весьма коварны: у больного не выявлено никаких физических факторов для появления и прогрессирования болезни. Например, анализы в норме и нет наследственных патологий. Тогда специалисты задумываются о возможной патологии психосоматического характера.

Психосоматические заболевания имеют разные скрытые причины и особенный подход в диагностике, чтобы начать лечение психосоматических заболеваний. Влияние разлада психического здоровья на физические органы изучено еще в античные времена. По словам, древнегреческого философа Платона, тело и душа – единое целое. Более двух тысяч лет человечество пытается глубже узнать об влиянии эмоций на физическое состояние людского организма.

Факторы, вызывающие психосоматические заболевания

Любое лечение психосоматических заболеваний начинается после полной диагностики организма больного. Часто корень проблемы кроется в психологическом факторе – перенесенном сильном стрессе. Исследователи вопросов в области психосоматики утверждают, что даже малейшие негативные эмоции способны существенно навредить организму. Если человек все недосказанное удерживает в себе, рано или поздно психологическое подавление даст негативные плоды. Плохие мысли со временем сгорают внутри человека, разрушая при этом, по словам приверженцев психоматики, сам организм. Проявляются недуги, которые, по логике вещей, не должны быть у больного.

С каждым годом медицинская статистика отмечает рост психосоматических заболеваний среди населения. Более 40% недугов спровоцированы внутренними конфликтами и душевными травмами. Вирусные инфекции не способны нанести настолько большого вреда, как подавленное психологическое состояние. Ученые проводили подобные исследования на животных – тенденция та же, хотя человека есть много отличий. Ключевое из них – свойство осознавать и контролировать свои эмоции. Но увы, существу высокого разума не свойственно на все 100% контролировать собственные чувства. Именно эти душевные переживания могут разрушительно сказаться на нашем здоровье.

Если у пациента подозрение на болезнь данного характера, то лечение психосоматических заболеваний начнется с курса психотерапии, которая поможет выявить все скрытые страхи, озлобленность, печаль, которые вылились в опасную болезнь. В некоторых случаях специалисту в области психосоматики довольно просто выявить корень проблемы. К примеру, пациент поделился истинной причиной подавленного душевного состояния из-за смерти родного человека и боится за свое здоровье. В большинстве историй найти цепочку болезни гораздо сложнее и вылечить психосоматическое заболевание.

Симптомы психосоматических заболеваний

Не каждый специалист сможет сразу заподозрить у больного психосоматические заболевания, их истинные причины, чтобы вовремя начать лечение психосоматических заболеваний. Часто такие недуги внешне не выделяются особыми чертами. К примеру, гастрит может иметь бактериальную и соматическую природу – это невозможно выявить в одночасье. У некоторых пациентов желудок и вправду поражен бактерией Хеликобактер, остальные же почувствовали острые спазмы после очередной стрессовой ситуации. Заболевания разных систем органов в большинстве случаев напрямую связаны с динамикой душевного состояния больного:

  • ЖКТ;
  • сосудисто-сердечная система;
  • нервная система;
  • иммунитет.

После тщательной диагностики пациента обычный врач назначит лекарственную терапию для облегчения состояния и излечения от недуга. После отступления первых симптомов пациент уверен, что излечился, опуская из вида психологические причины болезни. К концу лекарственной терапии понадобятся более сильные фармакологические препараты и процедуры для лечения психосоматических заболеваний. Спустя несколько лет после «блужданий» в диагнозе пациент приобретает хроническую форму своей проблемы плюс сказываются побочные эффекты от привыкания к лекарственным средствам. Больной теряет надежду полного излечения, не догадываясь, что для полного исцеления нужно обратится к профессиональному психотерапевту. Именно этот специалист «разблокирует» от хронического стресса, а с ним уйдут и другие болезни.

Ключевой нюанс кроется в следующем: пациентам иногда свойственно умалчивать из-за стеснительности о душевных проблемах, а врач не расспрашивает о психологическом состоянии, считая это нетактичностью, со своей стороны.

Психосоматические заболевания не поддаются традиционной терапии – нужно выяснить психологические причины и начать лечение с психотерапевтическим уклоном. Ключевой симптом болезней данного спектра – это и есть бездействие традиционной медицины. Если у больного начался не лучший период в личной жизни, ему желательно сразу начать свой путь обследования у психотерапевта для быстрого выявления разладов в организме.

Какие недуги относят к психосоматическим заболеваниям

Многие врачи и пациенты упускают из вида психологическую суть болезни. Больной уверен в скоротечности очередного стресса, а медики ищут новые способы для исцеления, к примеру, от бронхиальной астмы. Мало кто знает, что этот недуг в большинстве случаев вызван психологическими разладами. Это касается и других болезней:

  • синдрома гипервентиляции;
  • эссенциальной гипертонии;
  • кардиофобического невроза;
  • ишемических проблем сердца;
  • инфаркта миокарда;
  • аритмии;
  • вегетососудистой дистонии.

Кстати, последняя болезнь в списке полностью поддается лечению без лекарственной терапии благодаря 100% психосоматической природе.

Изучение психосоматических заболеваний наиболее актуально в наше время. Молодые люди страдают многочисленными расстройствами ЖКТ, кожными заболеваниями. Этот прямой результат влияния психики на человеческое здоровье. Что касается молодых девушек, из-за психологической нестабильности они страдают многими гинекологическими патологиями, которые приводят к последующему бесплодию. Частым виновником эндокринных нарушений также является стресс. Он может вызвать сахарный диабет, гипертиреоз и гипотиреоз. Ревматические и половые недуги также возникают в большинстве случаев из-за психоматики.

Группы риска больных психосоматическими заболеваниями

Ключевой контингент пациентов – скрытые люди, которые удерживают от внешнего мира свои внутренние эмоции. Среди меланхоликов немало экземпляров, которые внешним спокойствием скрывают разбушевавшиеся вулканы в душе. Даже наиболее уравновешенные и спокойные люди иногда срываются. Такие ситуации могут привести к началу того или иного психосоматического заболевания.

Склонность к завуалированным болезням проявляется еще в детстве или в юношеском возрасте. У детей и подростков еще недостаточно устойчива психика, чтобы своими силами преодолеть стрессы без последствий для физиологического здоровья организма. Но в нашем обществе встречаются уникальные люди, способные благополучно дожить до зрелого возраста, не зацикливаясь на своих проблемах. Они также страдают от психосоматики, но диагностика для них будет продолжительной и сложной.

К примеру, алкоголики не смогут справится со своей зависимостью, пока не поверят в себя как личность. Корни проблемы могут исходит с детства, когда родители ставили слишком высокую планку для своего чада. В зрелом возрасте некое несоответствие приводит к заливанию проблем алкоголем.

Замечали ли вы, что ваш организм быстрее хватает простуду именно тогда, когда у вас отсутствует настроение и хороший настрой к жизни. Также научно доказано, что анемия возникает из-за боязни неизвестности. ЛОР-болезни часто возникают у некоммуникабельных больных, для которых высказывание своего мнения – сущая проблема. Обреченное психологическое состояние приводит к проявлению гастрита. Женщины, которые боятся самостоятельности в принятии решений, страдают бесплодием. Как видите, неуверенность в своих силах может привести к психосоматическим болезням.

Как проходит курс лечения психосоматических заболеваний?

Для лечения психосоматики не приемлемы методики общего характера. К каждому пациенту должен применятся индивидуальный подход. В первую очередь, врач должен выяснить природу болезни – физиологическую или психосоматическую. В этом поможет опытный психотерапевт. Даже самому пациенту подвластно узнать истинную причину своего состояния. Психосоматику нельзя подводить к симуляции или к выдумке проблемы. Это действительно разрушительный процесс, который требует незамедлительного лечения, которое не похоже на классическую лекарственную терапию.

Если медикам удалось выявить психосоматическую болезнь у вашего чада – это повод проверить психологическое состояние всех членов семьи. Для устранения психосоматики нужно узнать о причине, а она часто кроется в плохой домашней обстановке. Даже для лечения зрелых пациентов нужно привлекать из родных. Психотерапевты работают с целыми семьями, советуя разрядить уклад жизни сменой рабочей обстановки и даже переездом.

В большинстве случаев с медицинской практики соматический аспект проблемы спрятан настолько глубоко, что требует психотерапевтического курса. Ныне доказана эффективность такого вида лечения в избавлении от бронхиальной астмы, различных аллергий и недугов ЖКТ. Правильное сочетание психотерапии и приема медикаментов смогут вернуть больному утраченное здоровье без возврата к болезни. Главное, пациентам запомнить болезни, которые требуют дополнительной консультации у психотерапевта. Многим везет избавится от их симптомов после нескольких сеансов психотерапии.

© Т. О. Прокофьева, 2016

Автор статьи — Татьяна Олеговна Прокофьева, аспирантка, Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина.

Рецензенты:

А. А. Бурыкин, доктор филологических наук, доктор исторических наук, Институт лингвистических исследований РАН (Санкт-Петербург).

Е. Б. Патракеева, кандидат филологических наук, доцент, Тамбовский государственный технический университет.

УДК 8Г373.7 DOI 10.17238^П1998-5320.2016.23.61

С. В. Троян,

Омский государственный педагогический университет

О РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ ОППОЗИЦИИ «БОЛЬНОЙ — ЗДОРОВЫЙ» В ПАРЕМИОЛОГИЧЕСКОМ И ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОМ ФОНДАХ

РУССКОГО ЯЗЫКА

В статье проводится когнитивный анализ способов репрезентации концептуальной оппозиции «больной — здоровый» на уровне фразеологических и паремиологических единиц русского языка. В результате изучение семантики фразеологических и паремиологических единиц языка, относящихся к сфере «здоровье — болезнь», позволило нам выявить определённый набор когнитивных признаков, свойственных указанной оппозиции, которые отражают специфику менталитета русского человека.

Ключевые слова: концептуальная оппозиция, когнитивный анализ, ценность и антиценность.

В лингвокультурологии выделяется три основных составляющих языковой картины мира: лексическая картина мира, фразеологическая картина мира, пословичная картина мира . В настоящей статье предпринята попытка проанализировать особенности языковой репрезентации концептуальной оппозиции «больной — здоровый» в паремиологическом и фразеологическом фондах русского языка, определить набор когнитивных признаков, свойственных указанной оппозиции в русском языковом сознании. В центре нашего внимания находится концептуальная оппозиция, которая является универсальным средством познания мира, т. к. помогает формировать представления человека об окружающей действительности.

Когнитивные стереотипы сознания, закодированные в единицах языка, определяют специфику менталитета русского человека. Эти представления можно выявить, обратившись к изучению семантики фразеологических и паремиологических единиц языка, в наибольшей степени отражающих обусловленные национальной культурой особенности мировосприятия его носителей.

В. Н. Телия считала, что пословицы — это «прескрипции — стереотипы народного самосознания», это «по традиции передаваемый из поколения в поколение язык веками сформировавшейся обыденной культуры, в котором в сентенционной форме отражены все категории и установки этой жизненной философии народа — носителя языка» . По мнению В. П. Аникина, «в пословице заключены наблюдения народного ума, народная оценка жизни». Пословицами становились и могли существовать на протяжении многих веков только те изречения, которые согласовывались с образом жизни и мыслями множества людей. Пословицы выражают народное мнение . Именно поэтому паремиологические единицы языка представляют несомненный интерес для лингво-культурологии и теории концептов. Наиболее важные стереотипы массового национального сознания могут быть реконструированы с помощью паремий. Их изучение позволяет выявить культурно

обусловленный компонент языковых значений и рассмотреть когнитивные механизмы формирования важнейших культурных стереотипов. Паремиологические единицы являются средством хранения и передачи народного опыта, своего рода «кристаллизацией этнического мировоззрения» , отсюда они обнаруживают органическую связь с концептами как культурно-специфическими вариантами понятий, которые составляют когнитивный базис национальной языковой картины мира. Кроме того, «в послович-но-поговорочном фонде языка находят эксплицитное выражение предпочтения, связанные с ценностной доминантой культуры» . В этом смысле нам представляется интересным рассмотрение концептуальной оппозиции «больной — здоровый» через призму пословиц и поговорок.

Не менее ценным источником сведений о культуре и менталитете народа является фразеологический фонд языка, который, по мнению В. А. Масловой, «включает в себя представления народа о мифах, обычаях, обрядах, ритуалах, привычках, морали, поведении. Фразеологические единицы (ФЕ) приписывают объектам признаки, которые ассоциируются с картиной мира, подразумевают целую дескриптивную ситуацию (текст), оценивают её, выражают к ней отношение» . По мнению А. В. Кунина, «фразеологизмы часто носят ярко национальный характер» . Б. А. Ларин говорит о том, что «фразеологизмы в строгом смысле слова всегда косвенно отражают воззрения народа, общественный строй, идеологию своей эпохи» .

Фразеологию в аспекте языковой картины мира рассматривали многие лингвокультурологи: Т. З. Черданцева, Н. Ф. Алефиренко, О. А. Корнилов, В. М. Мокиенко, Ю. П. Солодуб, Н. М. Шанский, Р. Х. Хайруллина и др. Интересно обратиться к мнению Т. З. Черданцевой, которая отмечает: «Идиоматика любого языка представляет собой ценнейшее лингвистическое наследие, в котором отражаются видение мира, национальная культура, обычаи и верования, фантазия и история говорящего на нём народа. Благодаря фразеологии, а особенно идиоматике, можно проникнуть в далёкое прошлое не только языка, но и истории, и культуры его носителей. Говоря о «прошлом», мы имеем в виду факт сохранения в составе фразеологии слов и словосочетаний, вышедших из употребления, и синтаксических структур, не встречающихся в современном свободном синтаксисе» .

По мнению Д. В. Лагоденко, каждая ФЕ является составляющей строгой системы и выполняет определённые функции в описании реалий окружающей действительности .

Таким образом, можно сделать вывод о том, что изучение семантики фразеологических и паре-миологических единиц языка действительно позволяет выявить когнитивные стереотипы сознания и определить специфику менталитета русского человека.

Рассмотрим реализацию заявленной оппозиции во фразеологическом и паремиологическом фондах русского языка.

Здоровье находится на первом месте в иерархии ценностей людей. Здоровье относится к разряду высших, универсальных ценностей, так как оно имеет непреходящее, всеобъемлющее и вневременное значение. В то же время здоровье является ценностью-средством, так как «существует не само по себе» , а является условием существования ещё более значимой ценности — жизни: можно жить, будучи нездоровым, но нельзя, будучи здоровым, не жить. Антиподом здоровья в ценностном измерении выступает болезнь как антиценность и как его бинарная оппозиция.

Концептуальная оппозиция «здоровье — болезнь» наполняется ФЕ, пословицами и поговорками, которые мы попытались разделить по подгруппам, репрезентирующими следующие смыслы:

Здоровый:

1. Сила, выносливость. Здоровый человек — сильный, крепкий, выносливый: В силе — наделён физической и духовной энергией; жив — здоров; в здоровом теле — здоровый дух; крепок на ухо; крепок на ногах; кровь разыгралась; кровь бурлит / кипит / играет в жилах; набираться сил. Данные фразеологические и паремиологические единицы указывают на наличие жизненных сил, силу как признак отличного состояния здоровья.

2. Красота, бодрость. В полном (в самом) соку; как огурчик; кровь с молоком; где здоровье, там и красота; пышущий здоровьем; как маков цвет; заливаться румянцем. Здоровый человек -это цветущего вида человек, красивый, поэтому здоровье оценивается через внешний вид. Здоровье ассоциируется с внешней красотой, а красивая внешность обязательно предполагает здоровье.

3. Работоспособность. Долбней не убьёшь; пахать можно; на нём хоть воду вози. Данные паремии говорят о человеке, обладающем достаточной силой и здоровьем для того, чтобы выполнять тяжёлую физическую работу. Работоспособность является показателем физического здоровья и силы.

4. Особенности тела. Косая сажень в плечах; входить в тело. Данные единицы указывают на наличие крепкого телосложения, развитой мускулатуры, здоровой полноты как на показатели крепкого здоровья человека.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Заботы о сохранении здоровья: Береги платье снову, а здоровье смолоду; противное зелье лучше болезни; и собака знает, что травой лечатся; держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле; лук да баня всё правят; баня — вторая мать; на свежем воздухе долго быть — долгую жизнь прожить; настроение хорошее — и жизнь хороша; печаль старит, радость дух поднимает; пока здоров — добро дорого, заболеешь — жизнь дорога; чистота — залог здоровья; труд закаляет, сон освежает; утро встречай зарядкой, вечер провожай прогулкой; труд — первое лекарство от всех болезней; в доме, где свежий воздух и солнечный свет, врач не надобен; двигайся больше — проживешь дольше. Русский паремиологический фонд очень богат пословицами и поговорками, которые заключают в себе смысл «сохранение здоровье», и нами процитированы далеко не все единицы. Жизнь и здоровье являются главнейшими ценностями человека, именно поэтому в паремиях содержится столько советов для поддержания крепкого здоровья на протяжении всей жизни. В первую очередь к ним относятся свежий воздух, правильное питание, движение, чистота, добрые мысли.

6. Счастье. Здоровье и счастье не живут друг без друга. Здоровье воспринимается человеком как счастье. Здоровый человек не может быть несчастлив..

7. Доброта. Добрый человек здоровее злого; добрым быть — долго жить. В русском языковом сознании здоровый человек воспринимается как добрый, отзывчивый. Злой человек никак не может быть здоров.

Таким образом, можно сделать вывод, что здоровый человек — это физически благополучный человек: он обладает крепким здоровьем, бодростью, полон сил, находится в хорошем физическом состоянии и в здравом уме, так как здоровье — это правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Ср.: в здравом уме и твёрдой памяти; в здравом / полном / твёрдом рассудке / в своём уме — в нормальном психическом состоянии. В здоровом теле — здоровый дух.

Отдельно хочется отметить фразеологизмы, в основе которых лежит сравнение. В сравнениях используются названия домашних животных и птиц, а также диких зверей и дичи. Особенно часто употребляются названия таких животных, как лошадь, волк, конь и некоторые другие. Создание многих образов в сравнениях с названиями животных и птиц в языках основано на одних и тех же наиболее характерных свойствах животных и птиц . Идиоматические единицы, часто основанные на метафорах и сравнениях, являются эталонами свойств человека или предмета, своего рода стереотипами, которые своеобразно характеризуют образцы здоровья, красоты человека, полезности предметов и т. д. Так, эталоном здоровья в русской ментальности выступают бык, корова и лошадь: здоров как бык, здорова как корова, пашешь как лошадь. Данные ФЕ в своей внутренней форме сохраняют и воспроизводят стереотипные представления народа — носителя языка. Далее рассмотрим смыслы, входящие во второй член концептуальной оппозиции.

Больной:

1. Слабость. Еле-еле душа в теле; пареный да вяленый; мало каши ел; у кого болят кости, тот не думает идти в гости. Больной человек — слабый, немощный, хилый, чахлый. Прагматическая оценка отсутствующих физических сил.

2. Особенности внешности как проявление болезни, некрасивость. (Бледный) как смерть; (ни) кровинки в лице нет (не осталось); краше в гроб кладут. Болезнь человека не красит; болезнь и скотину не красит; в три погибели согнуло. Больной человек ассоциируется с бледностью. Подчёркивается, как болезнь уродует человека. Больной человек не может быть красивым.

3. Отношение к работе (неработоспособный). Нездоровый — не способный работать, уставший от тяжёлой работы человек, и поэтому выглядящий как больной: пареный да вяленый; руки отваливаются.

4. Проявления болезни, симптомы. В глазах темнеет (мутится, зеленеет), лежать в лёжку, едва (чуть, еле, с трудом) ноги волочить (таскать), тяжёл на ногу (ноги). Данные ФЕ указывают на конкретные физические проявления болезни. Именно симптоматика больного позволяет поставить ему верный диагноз.

5. Причины болезни: где мусор — там мухи, где мухи — там болезни; человек, ничего не делающий — человек больной; коли ешь всё подряд, еда — яд; куришь, бездельничаешь и пьёшь — от хворобы не уйдёшь; курящий некурящего жалит; недосыпаешь — здоровье теряешь; сладко есть и пить — по врачам ходить. Пословицы и поговорки русского народа изобилуют единицами, указывающими на причины болезни, среди которых выделяются: вредные привычки, обжорство, лень, грязь.

6. Особенности тела субъекта. Больной человек — это очень худой человек. Кожа да кости; живые (ходячие) мощи; были бы кости, а мясо нарастёт; талия в рюмочку; спасть с тела; поправиться из кулька в рогожку; лица нет; высох, как лист, как спичка; кости да кожа, одни рёбра. В данных ФЕ подчеркивается именно болезненная худоба.

7. Особенности характера. Дурной характер — без боли болезнь; жадность здоровью — недруг; кто людям зла желает, тот болезни на себя навлекает. В русском языковом сознании больной человек мыслится как обладающий пороками, жадный, злой. Добрый человек больным быть не может.

8. Тяжёлое состояние больного. Лежать пластом; болен как Лазарь; болезнь да горе изведут скоро; глядеть в гроб; на ладан дышит; одной ногой в могиле; не жилец на свете; тепличное растение; при последнем издыхании. Состояние больного человека описывается в рассматриваемых единицах как близкое к гибели.

9. Выздоровление. Это особое состояние организма, наступающее за окончанием какого-либо болезненного процесса и продолжающееся до полного восстановления нормального питания и деятельности всех органов. В создании образности ФЕ фразеосемантической подгруппы «Выздоровление» участвует соматическая лексика , а именно нога. В русском языке выздоровление ассоциируется с тем, что человек снова стоит на своих ногах: становиться / вставать / подниматься на ноги — выздоравливать, оправляться от болезни

10. Несчастье. Болезнь пришла — беда в дом вошла. Болезнь понимается как горе, беда, несчастье.

Исходя из описанных выше смыслов ФЕ и перемий, больной человек представляется измождённым, худым, недобрым, несчастным. Нездоровый человек не может выполнять физические и умственные действия, так как не имеет достаточных жизненных сил. Как мы видим, смыслы, входящие во второй член концептуальной оппозиции — «больной» — гораздо шире, их больше по количеству, что доказывает более тревожное отношение русского человека к болезни, нежели к здоровью. Смыслы, наполняющие член «больной», несут в себе отрицательную оценку — жалость, брезгливость к больному. «Здоровый» же репрезентирует смыслы с положительной оценкой.

Итак, концептуальная оппозиция «больной — здоровый» представляет собой единство двух блоков, в основе которых лежит противопоставление: один из них включает ФЕ, пословицы и поговорки с семантикой, коррелирующей с конвенциональной ценностью (здоровье), а другой — ФЕ, пословицы и поговорки, семантика которых коррелирует с конвенциональной антиценностью (болезнь).

Мы уже подчёркивали, что здоровье находится на первом месте в иерархии ценностей. Это связано не только с возможностью жить, но и со способностью работать: здоров будешь — всё добудешь; будь не красен, да здоров. Для русского человека характерна установка на здоровье, оно всегда являлось важной ценностью для человека: здоровье дороже богатства; здоровья не купишь; здоровье горы своротит; будь не красен, да здоров; не дай бог лечиться да судиться; здоровье — первое богатство, а второе -счастливое супружество. С пожеланием друг другу здоровья связаны и распространённые восклицания, приветствия в русском этикете — Здравствуйте! Будьте здоровы! При анализе ФЕ и паремий мы увидели, что все единицы, относящиеся ко второму члену оппозиции — «здоровый», подтверждают важность и особую роль здоровья для человека. Точно так же ФЕ и паремии, относящиеся к члену «больной», выражают страх перед недугом, отрицательное отношение человека к хвори.

Таким образом, изучив семантику фразеологических и паремиологических единиц языка, относящихся к сфере «здоровье — болезнь», мы выявили определённые стереотипы сознания, которые отражают специфику менталитета русского человека.

Библиографический список

1. Аникин, В. П. Мудрость народов / В. П. Аникин // Пословицы и поговорки народов Востока. — М. : Иностр. лит-ра, 1961. — С. 56-273.

4. Иванова, Е. В. Мир в английских и русских пословицах : учебное пособие. — СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та; Филол. ф-т СПбГУ, 2006. — 280 с.

5. Кунин, А. В. Курс фразеологии современного английского языка / А. В. Кунин. — М. : Высшая школа, 1986. — 336 с.

7. Ларин, Б. А. История русского языка и общее языкознание. — М., 1977. — С. 149-162.

9. Маслова, В. А. Лингвокультурология : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. — М. : Асаdemia, 2001. — 208 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Черданцева, Т. З. Итальянская фразеология и итальянцы — М. : ЧеРо, 2000. — 303 с.

Keywords: conceptual opposition, cognitive e analysis, value and antiamnesty.

1. Anikin, V.P. Wisdom of the people. Poslovicy i pogovorki narodov Vostoka, Moscow, 1961, pp. 56-273.

12. Cherdanceva, T.Z. Ital’janskaja frazeologija i ital’jancy , Moscow, CheRo, 2000, 303 p.

© С. В. Троян, 2016

Автор статьи — Светлана Викторовна Троян, соискатель, Омский государственный педагогический университет, e-mail: sveta-fajyz@mail.ru

Рецензенты:

Н. Д. Федяева, доктор филологических наук, доцент, Омский государственный педагогический университет. С. А. Демченков, кандидат филологических наук, доцент, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского.

Человек может быть и верующим, и живущим полноценной церковной жизнью, и все равно может случиться все, что угодно. И потому болезнь еще и проверяет, насколько человек, немного лишившись комфорта, способен благодарить и славословить Бога. Разговор об утешении страдающего от какими-либо болезнями, и особенно неизлечимыми, — один из самых трудных. О том, какими словами можно поддержать такого человека и направить при этом его мысли к Богу, писали многие люди, в том числе сами перенесшие боль. У большинства претерпевающих скорби, у страдающих страждущих, возникает вопрос-плач к Богу: «За что, Господи?». Как же делятся опытом те люди, которые пережили страдание или живут, продолжая страдать, например, после тяжелой операции оставшись инвалидами на всю жизнь, а до того будучи молодыми и здоровыми?
Они смотрят по-новому на всю свою жизнь и начинают больше чувствовать изъяны души, которые мешают ей быть чистой для встречи с Богом. К примеру, по опыту Фредерики де Грааф, работавшей в Первом московском хосписе, одна пациентка Оксана на вопрос психолога: «Чему ты научилась благодаря болезни?» — ответила: «Я стала глубже верить в Бога, вернулась моя вера в добрых людей. Я рада, что познакомилась со многими замечательными людьми… Я стала вообще больше любить и ценить жизнь». Таким образом, болезнь может благотворно влиять на душу человека. И размышления пастырей, к которым люди приносят свою боль, проливают свет на причины болезней и помогают сформировать соответствующее утешение.
Болезнь может благотворно влиять на душу человека

Нужно сказать, что святитель Филарет Московский, обращая внимание на то, что в Евангелии много эпизодов исцеления Господом Христом кого-либо (прокаженных, расслабленных и т. д.), дает делает важное замечание, что Христос, исцеляя, к примеру, расслабленного, пролежавшего 38 лет у купели Вифезда, говорит ему: «отпускаются тебе грехи твои» (Мк. 2:5); и здесь, и везде, исцеляя от болезни, Христос действует на причину болезней. Таким образом, размышляя о болезнях, святитель Филарет говорит, что с грехом прародителей в мир вошла смерть, следовательно, «вместе со смертью и болезнь пришла по дороге, проложенной грехом; а потому очень естественно, если она и ныне приходит тою же дорогой». Таким образом, часто болезнь является естественным следствием какого-либо греха.

Как пишет о посылаемых болезнях святой Климент Александрийский, наступают в жизни человека такие времена, когда на душу, забывшую ощущение скорби, необходимо наложить раны, «но не смертные, а целебные, так как малая печаль предохраняет от вечной смерти. Велика мудрость Педагога в воспитании и Его метод в отношении цели многообразен». Здесь под малой печалью имеется в виду, вероятно, перенесение страданий от болезней в течение земной жизни, которые могут быть и смертельными… Но эти болезни — малая печаль, потому что по отношению к вечности их длительность ничтожна.

Казалось бы, почти невозможно утешить человека, который узнал, что у него запущенный рак. Однако преподобный Паисий Святогорец, «когда узнал, что у него рак, чуть ли не в пляс пустился: обрадовался, что кончается эта жизнь, и впереди — вечность».

Господь Иисус Христос в Евангелии говорит, что не здоровые имеют нужду во враче, но больные… Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9:12-13). Этими словами Спаситель многое объяснил. Остается очевидным факт, что встреча с Богом в искаженном грехом мире возможна по большей мере лишь в формате Врача и больного. Святитель Иларий Пиктавийский в связи с этим писал, что Господь «оказывает помощь больным и дает лечение нуждающимся, а считающим себя здоровыми нет никакой нужды в исцелении».

В одном случае человек страдает, чтобы осознать свою ошибку и исправить ее, и это для него может стать очевидным в земной жизни, в другом же случае осознать смысл своих страданий можно лишь за гробовой чертой.

Однако и те, кто считает себя вполне здоровыми и потому будто бы не нуждается в Боге, не забыты у Него, потому что Он хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2:4). Тем не менее нельзя сказать, что Господь всех тех, кто сам к Нему не обращается, бичует, чтобы добиться подчинения воли каждого. Он создал человека свободным, будучи Сам Милосердным, и можно лишь рассуждать, исходя из опыта Священного Писания, опыта отцов Церкви, что Он к каждому человеку проявляет Свою любовь по-разному, и страдания одного не есть страдания другого. В одном случае человек страдает, чтобы осознать свою ошибку и исправить ее, и это для него может стать очевидным в земной жизни, в другом же случае осознать смысл своих страданий можно лишь за гробовой чертой. Так или иначе, отцы и подвижники благочестия говорят, в целом, о непреходящем значении скорбей в жизни человека и их роли в переориентации людей с пути погибели к пути в жизнь вечную.
Итак, человек перед лицом страданий часто оказывается к ним не готов. И осмыслить их у него может получиться далеко не сразу. Однако первый совет человеку, столкнувшемуся со скорбью, к примеру, от своей болезни, можно дать словами митрополита Антония Сурожского, который, сам будучи врачом, говорил: «Страдание — не всегда зло. Это знает врач, знает медсестра, знают бывалые пациенты. Боль — момент, когда нам дается предупреждение, что что-то не в порядке… Начинающего медика учат, что если пациент страдает, не следует облегчать его боль, пока не найдена ее причина: если снять боль, у врача порой не остается никаких данных». То есть боль не нужно облегчать алкоголем, наркотиками и другими методами, которые кажутся более нравственно нейтральными. Однако, по мысли митрополита Антония, болезнь или любая другая скорбь — это может быть сигнал, что что-то не так с человеком, и в первую очередь, с его душой.
О том, что препятствия в жизни помогают иначе посмотреть на мир, открывают духовное зрение, пишет святитель Игнатий (Брянчанинов) в письме от 22 января 1848 года, хотя и говоря о себе: «Друг мой! Точно — путь жизни моей… устлан тернием! Но по такому пути Господь ведет избранников и любимцев своих! Не могут отвориться очи душевные, не могут они усмотреть благ духовных, подаваемых Христом, если человек не будет проведен по пути терний».
Каждые 20 минут на дорогах страны гибнет один человек Из слов святителя Игнатия и митрополита Антония следует мысль, что часто страдания, которые приходится претерпевать в жизни, помогают человеку, во-первых, увидеть свою греховность, без чего невозможно вернуться к состоянию открытого сердца для Бога, а не для себя только и своих влечений. Во-вторых, приоткрываются духовные горизонты, которые становятся ориентирами на жизненном пути через скорби к Богу. В книге «Терновый венец болезни» протоиерея Михаила Овчинникова, в которой он рассказывает о личном опыте преодоления рака, есть его заметка: «Весьма краткое, но емкое высказывание я обнаружил в книге «Плач в комнате смеха”…»Одни, когда видят пропасть, думают о бездне, другие — о мосте через нее». Протоиерей Михаил Овчинников имел в виду мост в Царство Небесное через терпение страданий в болезни.

Конечно, это не значит, что, болея, не нужно лечиться и не следует ничего делать для выздоровления

В своей книге он также рассказывает, как повидал многих больных, «которые, сидя в палате на соседней койке, в истерике выплескивают в пространство свой ужас от происходящего». Они говорили: «Мне страшно, мне тошно от всех этих мыслей! Никого не хочу видеть!» Однако «через некоторое время истерика становится безмолвной, наступает невыносимая депрессия», а также желание скорой смерти. И, как отмечает этот священник, человек может «умереть вполне осознанно, если не получит молитвенной и дружеской поддержки». Здесь мы видим совет проявлять простую искреннюю поддержку в смертельных болезнях, в которой так нуждаются люди.
«СМЕРТЬ ЛЮБОМУ ЧЕЛОВЕКУ ПОСЫЛАЕТСЯ ТОГДА И ИМЕННО ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА ЕГО ДУША НАИБОЛЬШИМ ОБРАЗОМ ПРЕДУГОТОВЛЕНА ДЛЯ ПЕРЕХОДА В ВЕЧНОСТЬ»
Благодаря такой простой поддержке человек может выйти из замкнутого круга суицидальных мыслей и в своей болезни встать на тот самый «мост», ведущий в Царство Небесное, когда бездна уныния просто перешагивается надеждой на Бога и поиском утешения только в Нем. Однако простой дружеской поддержки недостаточно. Необходимо все-таки пастырское утешение и помощь в осознании Божией любви, проявляемой в болезни человека, даже, казалось бы, невыносимой. Образное представление смысла страданий в болезнях есть у святителя Феофана Затворника. Например, он сравнивает болезнь с молотьбой. Причем «чем больше ударов, тем больше зерен выбьется и тем богаче умолот. Потом — надо зерно под жернова, затем муку — в смешение теста и вскисание всего, потом — в виде хлебов в печь, и наконец — на трапезу Божию. Да вкусив, речет… Господь: как вкусно!!! — Буди! буди!».

«Болезнь — вот школа смирения, вот, где видишь, что нищ, и наг, и слеп».

У преподобного Паисия Святогорца есть совет относиться к страданию с любовью. Он говорит, что «нужно немного любить и боль. Болезнь — это великое благословение для человека. Когда человек поймет это, то будет принимать ее с радостью и с радостью воспевать: «Благословлю Господа на всякое время” (Пс. 33:2)». Как иллюстрацию к своим словам преподобный Паисий предложил следующий случай из своей жизни: «Помню бедный старец Гавриил на Каруле так страдал, так страдал… И во время приступов боли пел. Все время лежал пластом. Он говорил: «Мне говорят: «Крест, крест!” — а гвоздей-то и нет! А без гвоздей какой крест?». И как сообщает преподобный Паисий, это длилось год или два. Отец Гавриил жил один, «в келье его пол прогнил, и зимой с моря дул ветерок… ух, какой свежий! А он в болезни и холоде пел и прославлял Бога. В болезни псалмопение — лекарство».
Таков пример правильного отношения к страданию от болезни. Хотя, конечно, это не значит, что, болея, не нужно лечиться и не следует ничего делать для выздоровления. Как свидетельствовала пациентка хосписа Оксана, она в болезни стала глубже верить в Бога, но и «снова убедилась в том, что… нужно вовремя обращаться к врачам». Однако главная мысль — адекватное, иногда даже радостное, восприятие страдания как благословения Божия, в котором можно, наконец, увидеть, где был «промах» (грех) в жизни, и исправить его, чтобы исправить себя для жизни вечной. Совместно с выздоровлением телесным может прийти и выздоровление души, израненной грехом. Что касается предсмертной продолжительной болезни, исход которой очевиден — скорая кончина, то здесь можно использовать утешение святителя Николая Сербского: «Воистину, предсмертная болезнь очень важна. Многим грешникам она принесла вечное спасение. И тысячи грешников познали Бога и свою собственную душу только на одре болезни». А также святитель Николай говорит, что не должно беспокоиться о том, что родственники будут страдать из-за болезни: «Эти страдания ради их блага, они получат за это щедрую награду от Творца нашего».

В дневниковых размышлениях священника Александра Ельчанинова есть такие слова: «Когда человек находит в себе силы согласиться на испытание, посылаемое Богом, он делает этим огромный шаг вперед в своей духовной жизни». И подобные им: «Наша любовь к Богу измеряется нашей готовностью принять посылаемые нам страдания и несчастия и видеть в них руку Божию. Поддержкой нам может быть то, что страдания эти есть также мера любви Божией к нам». Таким образом, снова и снова пастыри советуют проповедовать готовность принять страдания с терпением.

Кроме того, у священника Александра Ельчанинова есть и другие важные слова в отношении страданий в болезнях: «Грехи наши горят и сгорают нашими страданиями». А также: «Болезнь — вот школа смирения, вот, где видишь, что нищ, и наг, и слеп»

«Не падай духом, Бог постоянно пребывает рядом с тобой и никогда тебя не оставит».

Нужно добавить, что в одной из бесед со своим духовным наставником отцом Александром Ельчаниновым, как это известно из его дневника, ему некая Х. рассказала свои мысли (вообще, она испытывала такие боли, что, как сама говорила, «как будто собаки рвут и грызут»): «Мне кажется, я поняла, для чего Бог послал нам это несчастие: мы так погрязли в ежедневных мелочах, в мелкой злобе, раздражении, что Бог захотел встряхнуть нас. Как сейчас все изменилось, у всех открылись необыкновенные свойства души. Вчера со мною ночь провела Л.: что это была за ночь! а она была бесконечно ласкова, терпелива, все делала так тихо, так ловко. Да и все оказались такими добрыми, внимательными». Как далее пишет священник Александр Ельчанинов, комментируя монолог Х., «вот и смысл страданий! Господь бесконечно жалеет нас, но что делать, если мы можем дать какие-то искры, какой-то святой огонь, только когда нас поражают несчастья, катастрофы. В этом смысл войны, революций, болезней. Все это казалось гораздо многозначительнее вчера, в комнате умирающего человека, чем в этой бледной записи».

ЗНАЧЕНИЕ БОЛЕЗНЕЙ ДЛЯ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ ЗДОРОВЬЯ Болезнь утишает страсть гнева и приводит человека в состояние кротости, поскольку, во-первых, у больного зачастую не остается сил на гнев, а во-вторых, он ищет помощи и внимания ближних и старается отплатить им ласковым обращением, понимая, что гневливость может отпугнуть их заботу.

Человек может быть и верующим, и живущим полноценной церковной жизнью, и все равно может случиться все, что угодно. И потому болезнь еще и проверяет, насколько человек, немного лишившись комфорта, способен благодарить и славословить Бога. «Страшная, и сомнительная, и зыбкая вещь — наша жизнь; такой тонкой пленкой отделена она от боли, страдания и смерти, — пишет священник Александр. — И так бессилен человек перед всем этим мраком, такой слабой оказывается вся духовная жизнь, не выдерживающая температуру в 40°С, ослабевающая при большой боли». И единственной защитой против всех ужасов, окружающих тех, кто страдает, священник Александр называет верную любовь ко Христу и неотступное за Него держание.

Еще один тезис в связи со взаимосвязью болезни и страдания можно выразить следующим образом: болезнь учит. И об этом также говорит священник Александр Ельчанинов: болезнь «еще больше утвердила в мысли, что если со Христом, то и со страданиями, и что нет христианину иного пути, как через боль внутреннюю и внешнюю». Размышляя о бесконечном множестве страдания людей, он писал: «Вот такими, ничем не заслуженными, безвинными страданиями, строится невидимое Царство Божие, создается и собирается Его страдающее Тело — Церковь Христова».

Говоря об особенностях утешения смертельно больных, можно обратить внимания на замечания митрополита Афанасия Лимасольского в отношении онкологии. Он предостерегает нас успокаивать человека, заболевшего раком, словами: «А, ничего страшного, не бойся», потому что нельзя «обнадеживать чудесами», так как «чудо — это исключение»; и поэтому необходимо сказать такому человеку: «Да, ты прав, это страшный диагноз…, но ты сам должен помочь себе молитвой, надеждой на Бога, верой в то, что Бог рядом. Тогда ты сможешь встретить болезнь спокойно и предоставить себя… в руки Божии».

В заключение обзора мыслей церковных писателей о страданиях в болезнях, нужно сказать, что с каждым человеком, особенно с тем, кто утешает страдающего, может в любой момент произойти несчастье, и поэтому необходимо «встать на место страдающего», ибо «если мы не посоветуем ему предаться воле Божией, он отчается». Таким образом, пастырь должен «помочь ему обрести доверие к любви Божией и принимать все, что Господь попустит в жизни, с миром в душе». Владыка Афанасий советует сказать страдающему: «Не падай духом, Бог постоянно пребывает рядом с тобой и никогда тебя не оставит»

Никита Рафаэлович Якубов

Выпускник МОСКОВСКОЙ СРЕТЕНСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *