О чем молитва отче наш?

Безмолитвенность является большим врагом подлинного счастья. Если мы сдаемся или отказываемся молиться, мы оставляем свое место у самого источника наивысшей и полнейшей радости. «Вы не имеете, потому что не просите» (Иак. 4:2).

Но даже и те из нас, которые молятся, могут оказаться в опасности утратить полноту молитвы, так как попадают в заезженные колеи привычных слов и многократно повторяющихся просьб. Мы просыпаемся каждое утро, молимся одними и теми же молитвами, и удивляемся, почему они не становятся более реальными и меняющими нашу жизнь.

Когда мы идём долиной тени проторенных дорог, многие из нас просто склоняют головы и надеются на лучшие дни. Но Библия слишком часто и подчёркнуто говорит о том, чтобы мы непрестанно пребывали в молитве. Да, мы можем знать наизусть молитву Господню, но те пять стихов – не единственная для нас помощь в молитве. Бог дал нам все виды выхода из рутины ежедневных заученных молитв. Взять, к примеру, 85-й псалом – вот семь молитв на каждый день по примеру молитвы Давида.

Услышь мою молитву.

Услышь, Господи, молитву мою; и внемли голосу моления моего. (Пс. 85:6)

Давид написал целую книгу вдохновлённых Богом песнопений Господу, поэтому вы могли бы подумать, что он может знать, что Бог слышит все наши молитвы. Но снова и снова он продолжает умолять Бога слушать (Пс. 4:2; 16:6; 26:7; 27:2; 29:11 и многие другие). Вы хоть иногда просите Бога услышать вашу молитву – или просто полагаете, что Он и так её услышит?

Постоянно присутствующая помощь Бога может сделать нас склонными принимать Его как должное. Мы слышим: «Проси, чего хочешь, и Я дам тебе,» и спокойно, даже неосознанно, мы начинаем предполагать, что Бог существует для того, чтобы удовлетворять наши потребности. Обладание таким правом, впрочем, похищает обетование Бога о могуществе молитвы и лишает нашу молитвенную жизнь изумления Богом.

Бог Всемогущий, суверенный и вечный Создатель слышит ваши молитвы. Никогда, ещё раз говорю вам, никогда не считайте Божий слух, обращенный к вам, как нечто само собой разумеющееся. Помните о Его святости и вашей греховности, очень хорошо помните, чтобы не забыть, что Он будет слушать вас только ради Иисуса. Просите Его услышать ещё одну вашу молитву.

Спаси меня и храни меня.

Перед лицом всех своих врагов Давид надеялся на нашего Бога, чтобы получить защиту и избавление. Он часто был окружён всевозможными угрозами со всех сторон. Но он находил надежду и уверенность в своём суверенном, неизменном Небесном Отце (Пс. 17:3).

Наш враг намного больше и страшнее, чем все враги Давида вместе взятые (1Пет.5:8). Он насадил своих духов злобы поднебесной куда ни повернись (Еф. 6:12). И мы беспомощны против его козней без воина, сражающегося за нас (Еф. 6:11).

Могущему же соблюсти вас от падения и поставить пред славою Своею непорочными в радости, Единому премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господу нашему, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки. Аминь. (Иуд.1:24-25)

Соделай моё сердце счастливым в Тебе.

Возвесели душу раба Твоего, ибо к Тебе, Господи, возношу душу мою. (Пс.85:4)

Люди были созданы не только для того, чтобы их спасли от греха, но чтобы наполниться радостью в Спасителе. Грех разрушил Божий конечный план для вас; он не создавал его. Иисус является не только освобождением из темницы, но также Спасителем и Драгоценностью вечной радости. Бог сотворил вас, чтобы вы служили доказательством Его ценности, делая вас счастливыми в Нём – не просто размещая вас в небесных обителях, но даря вам Себя Самого.

photo – Chad and Kellye

Бог повелевает нам иметь такую радость в Нём (Пс.31:11; Лук.10:20; Фил.4:4). Но любой из нас, кто пытался это сделать, знает, что мы не можем одеться в радость так, как одеваем обычную одежду. В наших сердцах должно произойти что-то сверхъестественное, и это сверхъестественное совершается только одним способом: с Божьей помощью.

Не имеет значения, через что вы проходите и насколько далеко от вас ощущение счастья, никогда не довольствуйтесь ничем меньшим, чем радость в христианской жизни, и никогда не предполагайте, что вы найдёте её, не попросив об этом Бога.

Научи меня путям Твоим.

Научи меня, Господи, путям Твоим, и буду ходить в истине Твоей. (Пс.85:11)

Божьи планы не заканчиваются знанием истины и всем познанием о Нём. Он хочет, чтобы истина оживала в вас – в ваших приоритетах, в ваших взаимоотношениях и в вашем сердце. Христианин спасён независимо от наших дел (Еф. 2:8), но мы были освобождены для жизни, наполненной действиями, добрыми делами, приготовленными специально для нас ещё даже до нашего рождения (Гал. 2:16; Еф. 2:10).

Но точки соприкосновения между нашими знаниями и тем, что они значат для нашей жизни, не всегда ясны. Точки между Тем, Кого мы любим и тем, как мы должны жить, часто могут быть, в лучшем случае, туманными.

Настолько не по-американски, насколько это может казаться, Бог не ожидает от нас, чтобы мы сами исчисляли Его пути. Он хочет, чтобы мы просили Его мудрости и водительства – «Боже, научи меня путям Твоим» – и Он Сам хочет делать это Своим Духом через наши действия. Павел говорит: «Со страхом и трепетом совершайте своё спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Фил. 2:12-13).

photo – Via Tsuji

Дай мне Твою силу.

Повернись ко мне и помилуй меня, дай силу Твою рабу Твоему. (Пс. 85:16)

Некоторых из нас нет необходимости убеждать работать. Мы просыпаемся с готовностью энергично браться за список дел и вливаться в мир. Мы просто забываем попросить о помощи, или работать силой свыше, а не своей собственной. Такой вид усилий может срабатывать некоторое время, но в конце концов у нас закончится горючее и останется лишь малая отдача, которой хватит на короткое время. «Напрасно вы рано встаёте, поздно просиживаете, едите хлеб печали» (Пс. 126:2).

Наряду с молитвами о водительстве и направлении, мы нуждаемся в физических и духовных источниках для хождения и плодотворной работы. Ничего по-настоящему духовного, прочного, ценного не происходит нашими силами. «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» (Пс.126:1).

Служит ли кто, служи по силе, какую даёт Бог (1Пет.4:11), и пусть Ему будет вся слава, которой Он достоин. Бог не будет делиться Своей силой для осуществления эгоистичных и материалистичных мечтаний, но Он сверхъестественным образом наделит вас силой для служения. Он даст вам мужество и решение положить свою жизнь за других во Имя Иисуса Христа.

Утверди сердце моё в страхе Твоём.

Утверди сердце моё в страхе Имени Твоего. (Пс. 85:11)

Наши грешные сердца склонны к разделению, а не утверждению. Всё больше и больше наш внутренний человек резонирует с сердцем Бога, но мятежные желания и импульсы всё же проявляются на протяжении всей нашей жизни. Быть христианином значит умерщвлять грех (Рим. 8:13), это значит, что грех должен быт постоянно умерщвляем (1 Иоан. 1:8).

photo – Don Christner

Я часто блуждаю, Господь,
Я часто бросаю Тебя, мой возлюбленный Бог.
Вот моё сердце, о, возьми его и поставь Свою печать,
Поставь Свою печать на нём, чтобы я смог войти в Твои небесные обители.

Если мы пускаем свои жизни плыть по течению, они движутся не ко Христу, а в тысячах разных направлениях. Оставшийся грех разделяет наше внимание и привязанность. Мы должны часто молиться о том, чтобы Бог освободил нас от такого рода духовного разделения и утвердил наши сердца в Нём.

Раскрывай Себя через меня.

Покажи на мне знамение во благо, да видят ненавидящие меня и устыдятся, потому что Ты, Господи, помог мне и утешил меня. (Пс. 85:17)

Цель всех Божьих благоволений к нам – в каждой отвеченной молитве – не только наша собственная надежда, радость и сила, но также свидетельство всему миру. Что происходит в наших потаённых молитвенных комнатах начинается с нас самих и может фокусироваться на многих наших ситуациях и обстоятельствах, но мы должны всегда вопрошать Бога показать миру, что мы видели и как наслаждались Им.

Иисус говорит: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного» (Матф.5:16). Пётр вторит этим словам: «И провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения» (1Петр.2:12).

Мы хотим, чтобы наша вера и вся наша жизнь каким-то образом были значимыми для мира, который наблюдает за нами. Мы хотим, чтобы неверующие знали, что наш Бог есть Единый Бог. И даже более того, мы хотим, чтобы они познали Его и были спасены.

В наших молитвах мы просим Бога, чтобы те впечатляющие дела, которые Он делает для нас и в нас, Он соделал через нас в сердцах и умах других людей.

Молитва «Отче наш» — важнейшая для христиан самых разных течений. Короткий текст молитвы на русском языке православные нередко произносят несколько раз в день. Иногда можно молитву «Отче наш» читать полностью, иногда удобнее читать «Отче наш» в сокращенном виде. Текст молитвы может произноситься как стихотворение или нараспев, с определенным ударением. Первые варианты «Отче наш» содержатся в двух Евангелиях.

В Евангелии от Матфея молитва «Отче наш» полностью выглядит так:

Отче наш, сущий на небесах!
Да святится имя Твое;
Да приидет Царствие Твое;
Да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
Хлеб наш насущный дай нам на сей день;
И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.

В Евангелии от Луки текст молитвы «Отче наш» прочитать можно в следующем виде:

Отче наш, сущий на небесах!
Да святится имя Твое;
Да приидет Царствие Твое;
Да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
Хлеб наш насущный подавай нам на каждый день;
И прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему;
И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

Заметим, что в варианте Луки этом виде в молитве отсутствует последнее предложение, которое считают более поздним добавлением в Евангелие от Матфея.

Важно отметить, что текст молитвы «Отче наш» за несколько веков претерпел некоторые изменения, которые связаны со сменой языковых норм. В современной традиции молитву «Отче наш» с ударениями принято читать так:

О́тче наш, И́же еси́ на небесе́х!
Да святи́тся имя Твое́,
да прии́дет Ца́рствие Твое́,
да бу́дет во́ля Твоя,
я́ко на небеси́ и на земли́.
Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь;
и оста́ви нам до́лги наша,
я́коже и мы оставля́ем должнико́м нашим;
и не введи́ нас во искуше́ние,
но изба́ви нас от лука́ваго.

В последнее время можно слушать молитву «Отче наш» и в таком варианте:

Отче наш, сущий на небесах!
Да святится имя Твоё;
Да приидет Царствие Твоё;
Да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
Хлеб наш насущный дай нам на сей день;
и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

Толкование молитвы «Отче наш» — дело, которым занимались наиболее влиятельные отцы Церкви. Некоторые верующие призывают «Отче наш» 40 раз в день слушать. Некоторые считают, что лучше 40 раз «Отче наш» читать. Исследователи связывают число 40 с древними религиозными традициями, имеющими еще ветхозаветные корни. Напомним, в Библии пророк Моисей 40 лет водил по пустыне еврейский народ, пока не достиг Земли Обетованной, 40 дней длилось пребывание пророка Моисея на горе Синай, где им были получены Скрижали Завета, также 40 дней длился пустынный пост Христа, 40 дней прошло между Воскресением Иисуса Христа и его Вознесением.

В декабре 2017 года Папа римский Франциск заявил, что переводы этой важнейшей молитвы на английский и некоторые другие языки несовершенны. В частности, понтифик заметил, что ее часть с фразой «не введи нас во искушение» может быть воспринята так, что это «бог выбирает, ввести ли человека в искушение или нет». «Это нехороший перевод, потому что делает намек на то, что бог провоцирует на искушение», – заявил Папа и напомнил, что во Франции текст уже поменяли, и теперь он звучит на французском так: «не позволь нам поддаться искушению». В результате перевод четко отражает исходное послание – вся вина в искушении лежит на человеке.

Без молитвы не следует начинать никакого дела, достаточно про себя произнести «Господи, благослови», а по окончании «Слава Тебе, Боже!» или при неопределенных обстоятельствах — «Господи, да будет воля Твоя».

* * *

Митрополит Иларион (Алфеев): В течение всего дня старайтесь почаще вспоминать о Боге. Если вам плохо, обратитесь к Нему с молитвой: «Господи, мне плохо, помоги мне». Если вам хорошо, скажите Богу: «Господи, слава Тебе, благодарю Тебя за эту радость». Если вы волнуетесь о ком-то, скажите Богу: «Господи, я беспокоюсь о нем, мне больно за него, помоги ему». И так в течение всего дня — что бы с вами ни происходило, обращайте это в молитву.

Молитва перед началом всякого дела

Аудио:

Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сы́й и вся́ исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны́, и очи́сти ны́ от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.
Благослови́, Го́споди, и помоги́ мне́, гре́шному, соверши́ть начина́емое мно́ю де́ло, во сла́ву Твою́.
Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Единоро́дный Безнача́льнаго Твоего́ Отца́, Ты́ бо ре́кл еси́ пречи́стыми усты́ Твои́ми, я́ко без Мене́ не мо́жете твори́ти ничесо́же. Го́споди мо́й, Го́споди, ве́рою объе́м в души́ мое́й и се́рдце Тобо́ю рече́нная, припа́даю Твое́й бла́гости: помози́ ми́, гре́шному, сие́ де́ло, мно́ю начина́емое, о Тебе́ Само́м соверши́ти, во и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, моли́твами Богоро́дицы и все́х Твои́х святы́х. Ами́нь.

Перевод: Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, везде пребывающий и всё наполняющий, Сокровищница благ и жизни Податель, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши.
Благослови, Господи, и помоги мне, грешному, совершить начинаемое мною дело, во славу Твою.
Господи Иисусе Христе, Сын Единородный Безначального Твоего Отца, Ты говорил нам пречистыми устами Твоими: «без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5). Господи мой, Господи, верую всей душой и сердцем сказанному Тобою, припадаю Твоей благости и молюсь Тебе: помоги мне, грешному, сие дело, мною начинаемое, для Тебя Самого совершить, во имя Отца и Сына и Святого Духа, по ходатайствам святой Богородицы и всех святых. Аминь.

Молитва по окончании дела́

Аудио:

Исполне́ние все́х благи́х Ты́ еси́, Христе́ мо́й, испо́лни ра́дости и весе́лия ду́шу мою́ и спаси́ мя́, я́ко еди́н Многоми́лостив, Го́споди, сла́ва Тебе́.
Досто́йно е́сть я́ко вои́стину блажи́ти Тя́ Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую Херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу Тя́ велича́ем.

Перевод: Полнота всех благ Ты, Христе мой, исполни радости и веселия душу мою и спаси меня, Единый Многомилостивый, Господи, слава Тебе.
Достойно есть поистине восхвалять Тебя, Богородицу, вечно блаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честью высшую Херувимов и несравненно славнейшую Серафимов, девственно Бога Слово родившую, истинную Богородицу, Тебя прославляем.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *