О чем рассказывает Библия конспект урока?

Конспект урока литературы в 5-м классе «Библия — книга книг»

Цель: приобщение к богатствам шедевра мировой культуры, источнику знаний человека о Боге, мироустройстве, источнику “вечных образов” в искусстве

Задачи: знакомить с историей создания Библии, ее авторами, основными понятиями, знакомить с использованием библейских образов в поэзии, живописи, скульптуре и др. видах искусства, развивать у обучающихся чувство прекрасного, повышать уровень эрудиции, совершенствовать навык обобщать информацию, работать с опорным конспектом по литературе, расширять словарный запас учеников, воспитывать толерантное отношение к людям, придерживающимся иных взглядов

Тип урока: урок предъявления и изучения нового материала

Методы и приемы: беседа, анализ стихотворного текста, работа с опорным конспектом

Оборудование: гравюры Г. Доре, картины на библейские темы (“Библейские сюжеты в русской живописи”), карточки с заданием (на каждую парту)

ХОД УРОКА

Господи, что это за книга и какие уроки!
Что за книга Священное Писание, какое
чудо и какая сила, данные с нею человеку!
Точно изваяние мира и человека и характеров
человеческих, и названо все и указано на веки веков.

Ф.М. Достоевский

“Братья Карамазовы”
Ты вечно новой, век за веком
За годом год, за мигом миг
Встаешь – алтарь пред человеком,
О, Библия! О, Книга книг!

В.Брюсов

“Библия”

Книга, о которой сегодня пойдет речь, — самая удивительная книга мира.

Считается, что первым полнообъемным печатным изданием является 42-строчная Библия Гуттенберга, напечатанная приблизительно в 1454 г. в Майнце, Германия, Иоганном Гуттенбергом. В статье о водяных знаках, опубликованной в 1967 г., указывается, что дошедший до нас экземпляр латинской грамматики “Donatus” был напечатан на бумаге примерно в 1450 г. Самой первой книгой с точно установленной датой издание является Псалтырь, выпущенный 14 августа 1457 г. Иоганном Фустом и Петером Шеффером, который был старшим помощником Гуттенберга.

Первой точно датированной русской печатной книгой является “Апостол”. Работа над ней была начата в Москве печатниками Иваном Фёдоровым и П. Т. Мстиславцем 19 апреля 1563 г. и закончена 1 марта 1564 г. “Апостол” был напечатан с деревянных досок шрифтом, который И. Фёдоров разработал на основе московского полуустава XVI века. В настоящее время сохранилось около 50 экземпляров книги.

Самая раскупаемая книга в мире – Библия. Она продана в период с 1815 по 1999 годы тиражом около 3,88 миллиардов экземпляров.

Самые древние библейские тексты (глава 6 ст.22-27), выгравированные на двух серебряных амулетах, были найдены под Шотландской церковью в Иерусалиме в 1979 г. Они относятся примерно к 587 г.до н.э. Самая древняя из известных нам библий – Codex Vatikanus, написанная на греческом языке ранее 350 г. н. э., — хранится в Ватиканском музее, Рим. Первое полное печатное издание Библии на английском языке было опубликовано в 1535 г. в Антверпене под редакцией епископа Майлса Ковердейла. Новый завет был издан Уильямом Тиндалем в Кельне и Вормсе, Германия, в 1525 г. Первый рукописный перевод Джона Уиклиффа датируется 1382 г.

Книга рекордов Гиннеса о Библии.

Библия – это Книга, которая рассказывает историю взаимоотношений Бога и человека. Пока человек не осознает, что он — создание Божие, Библия будет ему непонятна и неинтересна. Однако во все времена и во всех народах есть люди, для которых Библия – настольная книга. Этих людей нельзя назвать глупыми или темными, необразованными. Они- верующие люди. Верить или не верить в Бога решает сам человек, но и неверующие должны иметь представление о Библии, так как все мировое искусство постоянно обращается к библейским образам и сюжетам.

3нания человека о мире разнообразны. Одни знания дают представления о природе (география, ботаника, биология и т. д.), другие — о человеке (например, анатомия, медицина), третьи — об обществе (например, история, экономика, философия). Есть точные науки — математика, физика, химия и т. д. Есть науки гуманитарные — искусствознание, эстетика. Все они образуют научное представление о мире.

Но есть и другие знания о мире, о человеке, об обществе — религиозные. Они основаны на вере человека в Высшего Творца — Бога, создавшего все на Земле. В представлении верующих людей Он является могущественным властителем мира, строгим и любящим, наказывающим и прощающим. Такое понимание мира не требует доказательств, оно основано на вере, и для верующих людей — это все правда и истина.

Как считают верующие люди, Бог “открывается” не всем. Бог – личность. Должна произойти ВСТРЕЧА человека и Бога, человек должен впустить Его в свое сердце.

Но тот, для кого Он открылся, чувствует Его, воспринимает, понимает всем своим сердцем.

Религиозный взгляд на мир исторически возник раньше, чем научный, и на протяжении многих столетий был господствующим. Овладевая тайнами мироздания, человек дивился мудрости Творца, понимая свою ограниченность и глубину тех тайн, которые, возможно, человечество никогда не сможет объяснить.

Но возможно и соединение этих точек зрения. Многие знаменитые ученые были глубоко верующими, воцерковленными людьми.

С точки зрения культуры, имеющей общечеловеческую ценность, содержание Библии важно не только для верующих людей. Религиозное искусство во многом по учительно и дает человеку советы в правильности поступка или отношения к окружа ющим.

Среди огромного количества книг, созданных человечеством, особое место принадлежит так называемым “Священным книгам”. У иудеев это Ветхий Завет Библии, Талмуд; у христиан — Библия и особенно ее Новый Завет; у буддистов Типитака; у мусульман — Коран.

Эти религиозные книги создавались многими поколениями людей на протяжении нескольких веков. В них дано религиозное понимание мира, связь человека с Творцом и нравственные правила жизни на Земле. В описании событий жизни далекой истории переплетаются правда и вымысел. Но главная особенность “Священных книг” заключается в том, что их содержание имеет как бы несколько “пластов”. Первый, верхний, пласт “прочитывается” и понимается всеми, но его глубинное содержание доступно только немногим людям. Поэтому“Священные книги” имеют объяснения — толкования. Например, широко известна “Толковая Библия” с комментариями А.П. Лопухина.

  • Приступать к чтению Библии нужно с особым вниманием и расположением духа. Святые считают, что человеку необходимо читать ежедневно по главе из евангелия и перечитывать раз в 7 лет (на новом этапе жизни) Ветхий Завет.
  • Прочитайте стихотворение Великого князя К.К. Романова, обращенное к читателям Библии:

Пусть эта Книга священная
Спутница вам неизменная
Будет везде и всегда.
Пусть эта Книга спасения
Вам подает утешение
В годы борьбы и труда.
Эти глаголы чудесные,
Как отголоски небесные
В грустной юдоли земной,
Пусть в Ваше сердце вливаются, —
И небеса сочетаются
С чистою Вашей душой.

  • Прочитайте, как описано творение мира в Библии. (Первая книга Моисея . Бытие.) Какие чувства вызывает у вас эта грандиозная картина?

Да, окружающий мир удивительно красив: в нем есть та высшая красота и гармония, которая не подвластна человеку. Изгибы рек, лесные дали, уходящие ввысь горные хребты, плывущие в поднебесье облака, морские просторы — все это воспринимается верующими людьми как Великое Творение Великого Художника.

Современные ученые говорят не только о правдоподобности описания происхождения жизни на Земле, но и о научной точности, с которой древний автор описывает этот процесс.

А физическое строение человека — разве оно не совершенно? Человек полностью приспособлен к жизни на Земле, почти во всех ее уголках. По религиозному представлению, человек создан Богом по образу и подобию Своему, хотя Бога-Отца (Сава офа) никто никогда не видел. Но в человеке есть несколько таких качеств, которые показывают его высокое предназначение – быть ДРУГОМ и со-работником Бога: человек обладает разумом, волей, даром слова… И человек тоже творец. Главное же качество человека – умение Любить, Бог – это и есть Любовь.

Итак, Бога никто никогда не видел. Откуда же люди узнают о Нем? Мы ничего не могли бы узнать про Бога, если бы Он сам не открывал нам себя. Поэтому Библию называют БОЖЕСТВЕННЫМ ОТКРОВЕНИЕМ.

Бог открывает себя в мире природы, сотворенном по Его замыслу. Узнавая этот мир, его чудесные законы, мы начинаем познавать премудрость и всемогущество Бога.

Первобытные люди видели божественную волю в силах природы – в огне, в воде, в земле, в ветре, обожествляли их. Великие древние цивилизации — Египет, Вавилон, Греция, Рим создавали сложные религии со многими богами, которым они служили в пышных молитвенных церемониях и жертвоприношениях.

Но только в одном маленьком пастушеском иудейском племени, никогда не создавшем ни великой империи, ни великого искусства, много тысяч лет тому назад открылась людям вера в единого Бога, Творца всего мира, сотворившего человека и давшего ему законы того, как следует жить. Через избранных самим Богом пророков и праведников Бог открывал себя людям.

Эти люди пересказывали на словах то, что им открывал о Себе Бог, о законах мироустройства и жизни людей. Память о том, что рассказывали о Боге друг другу люди называется СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ, ведь передавалось оно из уст в уста.

Иисус Христос также передал ученикам Свое учение в беседах, проповедях. Но люди боялись забыть что-то из того, что открыл им Бог. Некоторые из них записали то, что узнали. Однако писали они не сами по себе, но с помощью самого Бога. Дух Святой помогал им, вдохновлял их, хотя они писали своим языком и были людьми своего времени. То, что они записали о Боге под руководством Самого Бога Называется СВЯЩЕННЫМ ПИСАНИЕМ.

Священное Писание составлялось разными людьми (около 40 составителей) в течение полутора тысяч лет. Слово “библия” переводится “книги” (сравните со словом библиотека).

Те книги, которые были записаны в израильском народе в течение нескольких тысяч лет до рождения Иисуса Христа, называются ВЕТХИМ ЗАВЕТОМ. Попробуйте определить, что значит это название.( Ветхий — старый, завет – завещание, учение завещанное Богом людям)

Ветхий Завет говорит : “Спаситель, которого вы ждете, ГРЯДЕТ”

Основные сюжеты Ветхого Завета:

  • сотворение мира
  • первые люди, Адам и Ева, их грех, отпадение от Бога
  • первое убийство (Каин и Авель)
  • всемирный потоп, Ной и его ковчег
  • Авраам, Исаак, Иосиф
  • 10 заповедей

Другие книги Св. Писания были написаны вскоре после смерти и воскресения Иисуса Христа. Они называются НОВЫМ ЗАВЕТОМ. Главные из книг Нового Завета – четыре книги, в которых описывается жизнь Христа, его учение, страдания, смерть на кресте и воскресение. Эти книги называются ЕВАНГЕЛИЕ, что по-гречески значит “благая весть”. Благо – это добрая, хорошая весть. Главная весть, которую ждали люди с момента, когда Бог лишил их права жить в раю с Ним, эта была весть, что пришел на землю Спаситель, который избавит их от рабства смерти.

  • Прочитайте стихотворение И.С. Никитина (1824-1861) о Новом Завете. Как это стихотворение перекликается с предыдущим? Как авторы относятся к Слову, к Св. Писанию?
  • Чем отличается отношение к Библии и отношение к обычной книге?

Измученный жизнью суровой,
Не раз я себе находил
В глаголах Предвечного Слова
Источник покоя и сил.
Как дышат святые их звуки
Божественным словом любви,
И сердца тревожного муки
Как скоро смиряют они!
Здесь все в чудно-сжатой картине
Представлено Духом Святым:
И мир, существующий ныне,
И Бог, управляющий им,
И сущего в мире значенье,
Причина, и цель, и конец,
И вечного Сына рожденье,
И крест, и терновый венец…
Как сладко читать эти строки,
Читая, молиться в тиши,
И плакать, и черпать уроки
Из них для ума и души!

Основные сюжеты Нового Завета:

  • Рождество Христово
  • Крещение Господне
  • Нагорная проповедь
  • Притчи
  • Преображение
  • предательство Иуды
  • Распятие на кресте
  • Воскресение
  • Вознесение
  • Послания учеников христианским общинам

В первые годы после того, как воскрес и вознесся Иисус, Его ученики-апостолы рассказывали людям то, что они знали, видели и слышали то, что они сами пережили, следуя за Христом. В этом заключалась проповедь христианства. Когда христианских общин стало много, апостолы стали писать письма-послания в эти общины. Письма эти читались вслух, когда христиане собирались вместе для молитвы.

В Библию включены четыре евангелия, написанные разными людьми:

МАТФЕЙ (символ ангел с человеческим лицом) – сборщик налогов, еврей, писал евангелие для евреев, поэтому часто ссылался на Ветхий Завет, знакомый каждому еврею с детства.

МАРК (лев) – сын богатой жительницы Иерусалима Марии, писал евангелие для язычников, обращавшихся в христианство, поэтому текст его евангелия самый короткий.

ЛУКА (телец, жертвенное животное) – врач, писал на греческом литературном языке (как послание Феофилу), он первым изобразил Богородицу. Его евангелие наиболее поэтичное, образное, имеет много исторических подробностей.

ИОАНН (парящий орел) – любимый ученик Христа, был до конца у креста и стал “сыном” Богородицы. Иоанн писал свое евангелие, ознакомившись с тремя другими, поэтому опускал некоторые подробности, сосредотачиваясь на объяснении смысла событий, их философской, богословской глубине.

В последней книге Нового Завета в таинственных образах представлено будущее Церкви и всего мира.

  • Послушайте известную песню в исполнении Бориса Гребенщикова “Под небом голубым”.
  • Как полученные вами знания о Библии помогают постичь смысл песни?
  • Как вы считаете, достаточно ли вы знаете о Библии, чтобы самостоятельно читать ее и понимать?

Для удобства нахождения нужного отрывка в 8 в.н.э. текст был разделен на главы, а в 14 в.н.э. на стихи. Нужный отрывок помечается своеобразным “адресом”:

книга – глава – стихи

Например, Мк. 17: 1-4

  • Найдите в библии притчи Иисуса Христа по “адресам”:

Мф. 13:3-9

Лк. 15:4-7

Лк.15:11-24

Лк. 18:9-14

  • Библейские выражения давно и прочно вошли в нашу речь, делая ее ярче и выразительнее. Прочтите некоторые из них, подберите синонимы:

КРЫЛАТЫЕ СЛОВА ИЗ ВЕТХОГО ЗАВЕТА:

  1. Плоть от плоти (Быт. 2:23)
  2. Ждать как манну небесную (Исх. 16;36)
  3. Казни египетские
  4. Древо познания (добра и зла)
  5. Вавилонское столпотворение
  6. Золотой телец
  7. Время собирать камни (Еккл. 3:1-2)

КРЫЛАТЫЕ СЛОВА ИЗ НОВОГО ЗАВЕТА:

  1. Лепта вдовицы
  2. Зарыть талант в землю
  3. Иуда, иудин поцелуй, тридцать сребреников
  4. Нести свой крест
  5. Блудный сын
  6. Не хлебом единым жив человек
  7. Слуга двух господ
  8. Стать во главе угла
  9. Кесарю – кесарево, а Богу – божие
  10. Испить чашу страданий
  11. Умыть руки
  12. Глас вопиющего в пустыне
  13. Не от мира сего
  14. Терновый венец

Приложение 1

Приложение 2

Конспект урока кубановедения в 4 классе по теме «Библия. Библиотеки»

Михайлова Дарья
Конспект урока кубановедения в 4 классе по теме «Библия. Библиотеки»

Педагогическая цель: Раскрыть значение термина «библиотека», «Библия», сформировать представление о Библии – как священной книге; развивать кругозор, память, речь; воспитывать интерес к разным книгам.

Планируемые результаты (предметные): Раскрыть понятие «библиотека», «Библия», показать её значимость, познакомить с составляющими частями Библии.

Личностные результаты: Устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом, проявлять желание больше узнать.

Универсальные учебные действия (метапредметные): Регулятивные: ставить учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, оценивать качество и уровень усвоения материала;

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Познавательные: самостоятельно формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Основные понятия и термины: Библиотека, христиане, Библия, книги, Ветхий Завет, Новый Завет, Евангелие, апостол, пророк, Иисус Христос, притча, откровение.

Методы и формы работы: Фронтальная, индивидуальная, групповая: словесный, наглядный.

Образовательные ресурсы: Мультимедийная презентация, карточки с текстом, наглядности.

— Здравствуйте, ребята.

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнём скорей урок!

— Проверьте свою готовность к уроку.

— Следите за правильной посадкой во время урока.

— При ответах поднимаем руку. Хоровых ответов на уроке я не принимаю.

Сл. 1 — 4

— Ребята, какие памятники, исторические здания и музеи нашего края вам известны? (Ответы учащихся)

— Что вы можете о них рассказать? (Ответы учащихся)

— Молодцы ребята!

— Ребята, откуда мы берём информацию, получаем знания? (Ответы учащихся)

— В жизни человек окружён множеством книг, у каждого из вас, надеюсь, есть любимая книга. (Ответы учащихся)

— Но существует такая книга, которая стала важной частью человеческой культуры, изучение которой очень важно для христиан всего мира и, конечно, для православных христиан.

— Вы уже догадались, о какой книге идёт речь? (О Библии)

— Правильно. Сегодня на уроке мы прикоснёмся к этому памятнику культуры, к этой священной «Книге книг», узнаём историю появления первых церковных библиотек.

— Вместе с вами попробуем ответить на вопросы: О чем рассказывает Библия людям? Из каких частей она состоит? Почему христиане считают Библию «откровением Бога»?

— Как вы думаете, когда на Кубани появились первые церковные библиотеки? (Ответы учащихся)

— У вас на партах лежат карточки с текстом.

— Прочитайте текст и постарайтесь запомнить информацию о первых церковных библиотеках и будьте готовы ответить на вопросы.

— Первые церковные библиотеки на Кубани появились в XVII веке. Церковные библиотеки являлись самым распространённым видом православных библиотек и положили начало формированию библиотечной сети в целом.

— Открытие храмов и монастырей, проведение церковной службы не могло обходиться без книги.

— Главной задачей церковных библиотек в те времена было обеспечение священников книгами для проведения богослужения.

— Книг в крае не хватало. Небольшое количество самых необходимых книг привезли с собой назначенные в войско священнослужители.

— С годами фонды библиотек увеличивались, становились тематически более универсальными. Со временем большая часть церковных библиотек стала доступна населению.

— Слово «библиотека» произошло от слова «библия», что в переводе с древне греческого языка означает «книги».

— Когда на Кубани появились первые церковные библиотеки? (Первые церковные библиотеки на Кубани появились в XVII веке)

— Проверим. Найдите в тексте ответ на вопрос.

— Что не могло обходиться без книги? (Открытие храмов и монастырей, проведение церковной службы не могло обходиться без книги)

— Проверим. Найдите в тексте ответ на вопрос.

— Что являлось главной задачей церковных библиотек? (Главной задачей церковных библиотек в те времена было обеспечение священников книгами для проведения богослужения)

— Проверим. Найдите в тексте ответ на вопрос.

— От кого слова происходит слово «библиотека»? (Слово «библиотека» происходит от слова «библия», что в переводе с древне греческого языка означает «книги»)

— Проверим. Найдите в тесте ответ на вопрос.

— Молодцы!

— Кто такие христиане? (Люди, которые приняли учение Иисуса Христа)

— Главной книгой христиан является Библия.

— Библия (греч. — «книга, сочинение») — собрание священных текстов христиан, состоящее из Ветхого и Нового Завета. Ветхий Завет (Танах) является священным текстом и для иудеев. Состоит Библия из 77 книг.

— Библейские книги написаны людьми разных поколений в течение тысячи лет. Первая, наиболее древняя часть Библии состоит из 50 книг, написанных на древнееврейском языке, и называется Священное Писание Ветхого Завета.

Сл. 5

— Что такое священное писание? (Священное Писание – это записи, сделанные апостолами и пророками)

Сл. 6

— Что вам известно о Ветхом Завете? (Ответы учащихся)

— Ветхий Завет – самая древняя часть Библии. В нём описывается реальная история, с реальными противоречиями, войнами, именами правителей. В оригинале книга написана на древнееврейском языке. Позже книга была переведена на греческий язык, затем с греческого на латинский, древнеславянский и на современные национальные языки.

— Слово «Завет» означает «союз», «договор». Имеется в виду союз Бога и человека.

— Нужен ли людям такой союз? (Да)

— Для чего? (Чтобы встречать невзгоды и испытания с уверенностью в Божией помощи)

— Книги Ветхого Завета были написаны пророками.

Сл. 7

— Кто такие пророки? (Пророки — люди, имевшие особый дар – слышать, что говорит им Бог, и открывать людям взгляд Бога на прошлое, настоящее и будущее)

— Ветхий Завет начинается книгой Моисея Бытие и заканчивается книгой пророка Малахии.

— Что такое Библия? (Библия- собрание священных текстов христиан, состоящее из Ветхого и Нового Завета. Ветхий Завет (Танах) является священным текстом и для иудеев)

— Кто такие пророки? (Пророки — люди, имевшие особый дар – слышать, что говорит им Бог, и открывать людям взгляд Бога на прошлое, настоящее и будущее)

Солнце делает зарядку:

(стать на носочки, потянуться руками вверх)

Село-встало, село-встало.

(полуприсед – руки на поясе)

Приседает по порядку

И нисколько не устало!

Подаёт пример атлетам,

(сгибание – разгибание рук в локтях)

Упражняясь то и дело.

Каждый день – зимой и летом –

Встало-село, встало-село!

(полуприсед – руки на поясе)

Сл. 8

— Что вам известно о Новом Завете? (Ответы учащихся)

— Священное Писание Нового Завета написано апостолами.

— Кто такие апостолы? (Апостолы – первые ученики Иисуса Христа)

— Посмотрите на слайд. Перед вами текст.

— Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

— Новый Завет – это жизнь и учения Иисуса Христа и его учеников. Части Нового Завета, посвящённые Иисусу Христу, называются Евангелие. Существует 4 книги Евангелия: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна. Евангелие отражает у Матфея – человеческие страдания Иисуса Христа. У Марка – высшую царскую власть Иисуса Христа. У Луки – жертвенность Иисуса Христа. У Иоанна – символ высоты мысли Иисуса Христа. Состоит Новый Завет из 27 книг.

— В переводе с греческого языка «Евангелие» означает «благая, добрая весть».

Сл. 9

— Как вы думаете, какую благую весть ученики хотели донести людям? (Иисус – Сын Бога. Он является Мессией и чему Христос учил людей.)

— Сколько существует Евангелия (Существует 4 книги Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна)

— Что отражает Евангелие? (У Матфея – человеческие страдания Иисуса Христа. У Марка – высшая царская власть Иисуса Христа. У Луки – жертвенность Иисуса Христа. У Иоанна – символ высоты мысли Иисуса Христа)

Сл. 9

— Новый Завет начинается книгой Евангелие от Матфея и заканчивается Откровением Иоанна Богослова, которое содержит христианское представление о конце мира.

— Именно эти книги признаны священными, а также книги Апостол и Псалтырь.

— Среди множества прекрасных и полезных книг Библия для христианина – особая книга. Особая роль отводится Евангелию.

Сл. 10

— Обратите внимание на фотографию на слайде. На ней изображено богато иллюстрированное Евангелие в драгоценном окладе.

— Такое почтительное отношение к Священной книге сложилось на Руси в древнейшие времена. Первые Евангелия на древнерусском языке были рукописными, на их создание уходило несколько лет труда, не случайно, во время пожаров люди выносили из жилищ и храмов самое дорогое – книги.

— Мудрость веков, глубинный смысл, Божественное откровение несёт в себе Библия.

Сл. 11

— Обратите внимание на картину «Христос Вседержитель» В. Васнецова.

— В центре изображена фигура Иисуса Христа: правая рука поднята в благословении, а в левой – Священная книга. Особого внимания заслуживают четыре фигуры по углам изображения. Для чего они здесь? О чём говорят зрителю?

Сл. 12

— Каждая деталь на иконе или фреске не случайна и обладает символическим смыслом. Чтобы понять его прочитаем текст на слайде. (По углам эскиза, довершая строгое геометрическое построение полотна, находятся символические изображения Тетраформа – четырёх священных существ, ассоциирующихся с четырьмя евангелистами Луке, Иоанне, Матфее и Марке. Их изображения – человек, орёл, телец и лев – выполнены в золотисто – охристой гамме, которая создаёт впечатление массивного резного обрамления центральной круглой картины.)

— Итак, кого символизируют фигуры тельца, орла, человека и льва? (Они напоминают о четырёх апостолах – учениках Иисуса Христа и авторах Евангелия: Луке, Иоанне, Матфее и Марке)

— Лука, Иоанн, Матфей и Марк – являются создателями четырёх книг Евангелия.

— У Матфея изображён человек, и его книга раскрывает образ Иисуса Христа, подчёркивая его человеческие страдания. У Марка – лев. В Евангелии говориться о чудесах Христа, о его высшей царской власти. У Луки – телец. В книге подчёркивается жертвенность Иисуса Христа. У Иоанна – орёл, который является символом высоты мысли.

— Чтение Библии – это несуетная, внутренняя работа ума и души. В этой книге много притчей.

Сл. 13

— Что такое притча? (Притча – это бытовая, житейская история, в которой нужно найти очень важный для человека нравственный урок)

— У вас на партах лежат карточки с текстом.

— Прочитайте притчу «Суд царя Соломона».

— Чему нас учит эта притча? (Эта притча осуждает жестокость и себялюбие, она учит жертвенной, сострадательной любви – истинная мать готова отказаться от своего ребёнка, ради спасения его жизни)

— Вы убедились, что в Библии заключены очень важные для человека нравственные уроки. В её текстах есть даже прямое обращение Бога к людям, то есть откровение.

Сл. 13

— Как вы думаете, что такое откровение? (Откровение – это такие моменты, когда что-то очень важное и ранее недоступное вдруг становится для нас очевидным)

— Именно таким откровением Божиим у христиан считается Библия. Повествование в ней разворачивается от рассказа о создании мира до пророчества (то есть предсказания) конца мира. Самые важные страницы Библии говорят о жизни и учении Иисуса Христа.

— Когда на Кубани появились первые церковные библиотеки? (Первые церковные библиотеки появились на Кубани в XVII веке)

— Кто такие христиане? (Христиане – это люди, принявшие учение Иисуса Христа)

— Почему Библию называют Книгой книг? (Потому что эта книга является священной для большинства людей)

— Из каких частей она состоит? (Из двух частей – Ветхого Завета и Нового Завета)

— Кто такие апостолы? (Апостолы – первые ученики Иисуса Христа)

— Как переводится слово «Евангелие»? (Благая, добрая весть)

— Кто такие пророки? (Пророки — люди, имевшие особый дар – слышать, что говорит им Бог, и открывать людям взгляд Бога на прошлое, настоящее и будущее)

— Сколько существует книг Евангелия? (4 книги)

— О чем рассказывает Библия людям? (В ней рассказывается, как люди ждали рождения Христа, как он родился, жил и чему учил людей)

— Сегодня на уроке работали хорошо, отвечали на все вопросы…; не всегда смогли ответить на вопросы…

Сл. 14

— Закончите предложение:

• На уроке я работал ….

• Своей работой на уроке я ….

• Урок для меня показался ….

— Ребята если во время урока у вас не возникало трудностей – покажите ладошки, а если во время урока у вас возникали трудности – покажите кулачки.

Вот и кончился урок.

Снова прозвенел звонок,

Отдыхать мы можем смело,

А потом опять за дело.

— Найдите в учебнике ОРКСЭ тему Библия. Евангелие и повторите её.

— Сегодня на уроке вы хорошо поработали.

— Урок окончен.

— До свидания!

Священник Лев Шихляров

ВВЕДЕНИЕ В ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

(конспект лекций)

Тема 1. Библия

1.1. Откровение

Слово «Библия» в переводе с греческого означает «книги» (в малоазийском городе Библос производились папирусы для древних книг). Множественное число в этом названии первоначально подчеркивало структуру Священного Писания иудеев, состоящего из многих книг, но со временем приобрело другой, величественный смысл: что-то вроде «Книга книг», или «всем книгам — Книга». После многих лет атеистической идеологии и в годы пришедшего ей на смену духовного плюрализма правильное понимание Библии становится для православного христианина не столько признаком образованности, сколько одним из условий спасения. В духовной литературе часто употребляется термин «откровение». В каком-то смысле его синонимами являются «открытие», если речь идет о науке, или «вдохновение» — чаще всего в сфере искусства, хотя эти понятия часто трактуются аллегорически. Но в богословии под Откровением понимается такое состояние человека, когда он восходит на уровень интуитивного постижения Божественной истины, во много раз превышающей его собственное разумение. Это состояние описывается не как вывод из умозаключений и не как воздействие непонятной силы, а как таинственная встреча, где происходит взаимное «узнавание» Творца и творения. Есть нечто схожее между состоянием библейского пророка и истинного поэта, и нельзя удержаться от того, чтобы полностью привести текст знаменитого «Пророка» А. С. Пушкина:

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый Серафим
На перепутьи мне явился.
Перстами, легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он,
И их наполнил шум и звон.
И внял я неба содроганью
И горний ангелов полет
И гад морских подводный ход
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник
И вырвал грешный мой язык
И празднословный и лукавый…
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь разверзтую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал…
И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк,
и виждь и внемли,
исполнись волею Моей,
и обходя моря и земли,
глаголом жги сердца людей!»

В этом стихотворении удивительно точно показан «механизм» получения Откровения. Поэт, человек талантливый, мыслящий и страдающий, испытывает духовную жажду, он на перепутье, он перед выбором, за которым жизнь или смерть. И к нему является ангел, вестник Божий, в контексте это даже встреча с Самим Богом. И в результате этой встречи, пройдя через внутреннюю «смерть», поэт полностью обновляется: сердцем, устами, очами и слухом он теперь принадлежит Богу, и Его откровение пророчески возвестит людям.

В связи с разговором об Откровении необходимо упомянуть об условиях, при которых человеку может быть возвещена религиозная истина. Во-первых, это «чистое сердце». «Блаженны чистые сердцем, ибо они узрят Бога», — говорится в Новом Завете. Это одно из главных требований аскетики: душа, больная страстями или запачканная грехом, имеет лишь искаженное знание о Боге. Во-вторых, это то качество души, о котором говорил преп. Серафим Саровский, — «решимость». Необходимо волевое усилие, готовность следовать воле Божией, желание обновления жизни, потому что после встречи с Богом человек уже не может быть прежним. Наконец, третье — это любовь к Богу, о которой со всей силой говорится уже в Ветхом Завете. Постижение Божественного не может быть простой любознательностью, даже «любомудрием» (философией), а становится делом жертвенного подвига. О. Павел Флоренский как-то сказал, что ищущий истину делает шаги навстречу своей смерти. Всё вышесказанное надо иметь в виду при изучении Библии, которая по сути является записанным древними людьми свидетельством о Божественном откровении.

1.2. Богодухновенность Библии

Современные западные проповедники любят говорить об уникальности Библии во многих отношениях: ее и печатали много больше других книг, и переводили на все языки мира, и жгли многократно, и писали на трех континентах. Но на самом деле уникальность Библии в другом. Книги, составившие Библию, написаны с XIII в. до н. э. по II в. н. э. Авторами этих книг являются люди, совершенно разные и по социальному положению, и по мировоззрению, и по настроениям своей эпохи, и по обстоятельствам личной жизни. В некоторых книгах Библии встречаются высказывания или описания, которые могут противоречить друг другу. И при всём этом Библия абсолютно едина в главной своей идее, пронизывающей всю священную Книгу от начала и до конца. Эта идея — спасение человека от греха, страдания и духовной смерти, осуществляемое богочеловеческой Личностью Иисуса Христа. Можно сказать и так: вся Библия — это книга о Христе (впоследствии будет показано, что история Ветхого Завета — это ожидание Мессии, а Новый Завет — Его приход и победа). И поскольку Православие называет Христа Богочеловеком и со времени IV Вселенского Собора определяет, что две природы во Христе — Божественная и человеческая — сосуществуют «неслитно и нераздельно», постольку и Библию можно рассматривать как книгу «богочеловеческую», где по той же формуле «неслитны и нераздельны» Божественное откровение и его человеческая передача. В связи с этим очень важно дать определение «богодухновенности» (или «боговдохновенности») Священного Писания. Богодухновенность (т. е. вдохновленность Богом) Священного Писания — это такое воздействие Духа Божьего на священного писателя, при котором, несмотря на личную, социально-историческую, национально-культурную его ограниченность, истина Божия передается без ущерба. Автор той или иной книги не может быть обычным грешником (см. выше), но он — человек своего времени и ограничен естественным ходом истории. Поэтому текст Библии, особенно ВЗ, не является «телеграммой», адекватной неизреченным глаголам Божиим, а передачей абсолютности Откровения ограниченными средствами древнего писателя.

Понятие «богодухновенности» позволяет отгородиться от двух крайностей в восприятии Библии. Первая крайность присуща скорее материалистам; она, даже при уважительном отношении к библейской мудрости, видит в Книге лишь случайно свитый в единое целое сборник древнего фольклора и мифотворчества. Здесь начисто отвергается реальность Божественного источника откровения. Сторонники подобного взгляда могут достаточно хорошо знать текст Библии, но ее основной смысл оказывается для них недоступным. Другая крайность, которую разделяют фундаменталисткие движения, например секта «Свидетелей Иеговы», считают Библию написанной непосредственно Богом, как бы спущенной с небес в готовом виде. В одном из журналов секты «Свидетелей» приведена фотография директора и его машинистки, которая подписана так: «Подобно тому, как некий босс диктует приказ своей секретарше, и та, не задумываясь, печатает его слова, так и Бог Иегова продиктовал свое Слово пророкам, находившимся в состоянии транса». В этом случае, наоборот, нивелируется библейское представление о значимости и свободе воли человека.

Кроме этого, понятие «богодухновенности» является одним из принципов, позволяющим расшифровать смысл Священного Писания, отделяя зерна Божественной истины от плевел преходящих земных обстоятельств. Это отделение не может, конечно, происходить механически. «Неслитно и нераздельно» как раз и означает, что нельзя в тексте Библии подчеркнуть разными карандашами, что Божие, а что человеческое, но важно сквозь букву различить животворящий дух.

Незнание принципа «богодухновенности» приводит к дискуссиям вокруг вопросов: имеем ли мы право исследовать Библию как литературное произведение? Позволительно ли говорить о «библейской критике»? Как отличить ее от недобросовестной критики со стороны атеизма? Могут ли быть в Библии противоречия? Но ведь в этом случае исследуется и подвергается сомнению и проверке не Откровение, не заповеди, не нравственность, а несовершенный человеческий способ пересказа этого Откровения, в т. ч. и неточный перевод с языка оригинала. И хотя история знает святых, которые Библию вообще не читали, и стали святыми по великой своей интуиции, тем не менее, в большинстве случаев вера просвещенного человека только углубляется от духовного и научного исследования Писания.

Очень важно сказать и о т. н. противоречиях в Библии. Ситуации, когда формально или фактически различные высказывания или описания в Библии противоречат друг другу или не совпадают в подробностях, с удовольствием смаковались атеистами как доказательства «не-божественности» Библии. С другой стороны, точное следование букве некоторых текстов, особенно ВЗ, может служить оправданием ересей или даже преступлений. Неслучайно сатана, искушая в пустыне Спасителя нашего, цитировал Священное Писание! (Кстати, в западных фильмах преступники и сектанты-изуверы часто цитируют ВЗ, полностью искажая его духовный смысл). Т. н. библейские противоречия могут быть нескольких видов:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *