О Евгений Соколов

На странице ведущего миссионера и борца с сектантством Архангельской епархии протоиерея Евгения Соколова появился пост «О мусорном полигоне и правде Божией». Отец Евгений снова высказал своё мнение об инвестиционном проекте архангельского губернатора.

Руководитель миссионерского отдела Архангельской епархии напоминает о причинах Всемирного потопа и задаёт риторический вопрос: «Неужели наши руководители не видят, куда мы движемся?»

И сам же на него отвечает: «Нет, ничтоже сумняшеся наши руководители верят в свою силу и в свое видение правды. А правда Божия… Право, больно и грустно! И поверьте, уважаемые вперед-смотрящие, не нужно снова и снова утешать себя «благими намерениями».

О МУСОРНОМ ПОЛИГОНЕ И ПРАВДЕ БОЖИЕЙ

В последние годы мы стали мало молиться. Наверное, потому, что перестали верить в силу молитвы! А это сильное и грозное оружие в борьбе за правду Божию, которую Спаситель призывал искать нас в период нестроений и скорбей. Может именно поэтому в соцсетях появились призывы священников о молитве за защитников нашей земли от мусорного полигона.

И с той, и с другой стороны стоят люди, крещенные в Православной вере. Люди, которые давали обет Богу в Таинстве Крещения причащаться святых Христовых Таин и служить Творцу. Стараться жить по воле Божией. И вот пришли скорбные времена, и кто вспоминает о правде Божией? Нет, мы дерзко попираем все церковные каноны, становясь, порой, клятвопреступниками перед Своим Творцом, Что мы Ему скажем? Что во время данного противостояния мы просто забыли о Нем. Похоже, что так… Нет великой духовной аскезы — страха Божия. Перед Всемирным потопом всего восемь человек жили по заповедям Божиим. И глядя на то, что сегодня происходит, можно и НУЖНО быть готовым к праведному гневу Творца!

Потому что (в который раз) мы ищем не правду Божию, а правду людскую. Перед Всемирным потом Господь обрушил на живущих в то время людей множество природных катаклизмов: пожары, наводнения, цунами, землетрясения, эпидемии. И человечество героическими усилиями все преодолело (МЧС тогда тоже, видимо, хорошо работало. Но тогда пришел потоп, и погибли все!) Посмотрим на наше время за последние 30 лет: СПИД, птичий грипп, свиной грипп, эбола, южно-корейская лихорадка…

Неужели наши руководители не видят, куда мы движемся? Нужно спросить себя: какой нас надо еще огреть дубиной, чтобы мы опомнились?! Если правда Божия никому не нужна, то все последствия, которые мы заслуживаем ее забвением, ложатся на нас! Мы так и не услышали ни одного обращения от наших кесарей с просьбой о молитве, о поиске правды Божией. Нет, ничтоже сумняшеся наши руководители верят в свою силу и в свое видение правды. А правда Божия… Право, больно и грустно! И поверьте, уважаемые вперед-смотрящие, не нужно снова и снова утешать себя «благими намерениями». Бог поругаем не бывает! Так хочется, чтобы мы это вспомнили сейчас, а не в тот момент, когда Господь пошлет очередное горькое вразумление.

Фото вверху 7×7-journal.ru

Скромный протоиерей

Протоиерей Евгений Соколов из Архангельска на телеканале «Дождь» на днях осудил Путина…
Недостаток отца Евгения свойственен каждому мыслящему человеку, который обольщает себя вздорной идеей, будто достаточно потянуть за правильную ниточку и клубок чудесным образом распутается. Нет такой ниточки! А если бы была, то весь мир размотался бы в ничто.
Протоиерей Соколов заявляет, что Путин как верующий не борется с лицемерием, а вот Христос боролся. Да неужели? Иисус из Назарета обличал лицемерие, но никогда с ним не боролся, ибо оно есть важная составляющая часть шаткой конструкции мироустройства. Вспомните притчу о двух сыновьях, которых отец просил пойти поработать в винограднике своем (Матфей: 21, 28-32). Первый сказал: не хочу, но потом, передумав, пошел. Второй обещал пойти, но уклонился.
Оба по-разному двуличны. В мире, который Бог сотворил из свободной воли, трудно до конца быть искренним. Это – удел совершенных, а не грешников. Но некогда, поумнев, мы без понукания станем трудиться в Вечном Винограднике Творца.
В своем выступлении на «Дожде», бичуя путинскую Россию, батюшка трижды цитирует Достоевского: «Если Бога нет, то все дозволено». Вот удивил неграмотных! А если Бог есть – что измениться? Для дураков – ничего! Об этом говорит апостол Павел в Первом послании к Коринфянам: «Мне все дозволено, но не все полезно» (глава 6-я, стих 12-й).
В чем же состоит лицемерие Путина, согласно отцу Евгению? В том, что Путин вроде бы понимает проблемы, вроде бы понимает, что такое правда и справедливость, но тех, кто не хочет и не способен этого понять, не увольняет!
Апостолы тоже не способны были до определенного момента понять смысл христианского Учения, более того, предали Своего Наставника и разбежались. Однако не единого из них, включая Иуду, Христос не уволил! Почему? Потому что шило на мыло не меняют. Потому что каждый без исключения человек может стать, фигурально выражаясь, шилом, а может превратиться окончательно в мыло. Надо уметь работать с теми людьми, которые имеются в наличии, ибо других у нас нет. И не будет! Если перестать ублажать себя либеральными фантазиями.
Батюшка выступает против абортов. А кто за? Конечно же, Путин, который сказал, что это – сложный вопрос. А что он должен был сказать? Что мы решим его в два счета?
У протоиерея Соколова огромные возможности искоренять зло. Например, абортисток церковь раньше отлучала на десять лет от причастия. Почему сегодня не отлучает? Но главное опять же в недопонимании им христианства: женщина, пошедшая на преднамеренное убийство собственного дитя, губит свою земную жизнь бесповоротно. И никакая церковь, и никакой Путин ее никогда уже не сделают счастливой. Лишь в жизни будущего века ей что-то светит, но это – другая тема.
Архангельский протоиерей осуждает телевизионные общения президента с аудиторией, называя их проявлением самодовольства и самовлюбленности. Справедливое замечание! Но разве будет лучше, если Путин станет молча и надменно взирать на свой народ, подобно руководителям большинства государств?
На YouTube болтается несколько десятков видеороликов нашего скромного отца Евгения, где он с удовольствием отвечает на вопросы молодых прихожанок. Священнику стремиться к известности есть не что иное, как не слушаться Христа.
29.06.2018

Отзыв провинциального благочинного о патриаршестве святейшего Кирилла

…Взносы, конечно, с приходом к трибуне его святейшества выросли в разы. Особенно это связано с делением епархий. Ведь жизнь в новообразованной епархии обустраивать нужно тому же местному духовенству, а не дядям из Москвы.
Изначально задумка была неплохой — епархиальный архиерей будет ближе к народу, к нему будет легче попасть и мирянам, и священникам на прием, легче решить те или иные проблемы и т. д.
По факту получился великий бизнес-проект, который лег на плечи тем же отцам и их прихожанам. Архиереи стали чаще бывать на приходах, а это влечет за собою финансовые издержки в виде оплаты хора, кортежа иподьяконов с дьяконом, да и владыке благодарность нужно ведь дать. В целом, это нормально: когда священник приходит требничать, его люди благодарят. Но когда это происходит часто (а во многих епархиях это часто) — приходу туго. Отдельно скажу о епархиальных взносах.
Уже ни для кого давно не секрет, что каждый приход делает отчисления на вышестоящую инстанцию — на епархию. Это называется епархиальный взнос. Помимо этого в епархиях существуют различные социальные фонды, проводятся различные сборы на разные нужды. Я скажу так: со времени восхождения на патриарший трон патриарха Кирилла инфляция достигла безумных размеров. С момента интронизации взносы моего храма возросли в 8 раз. Ежемесячно отвожу в епархию по 80 тысяч рублей. Это взносы епархиальные, сборы всякие + закупка свечей. Учитывая то, что среднемесячный оборот приходской кассы около 200 тысяч рублей, сами понимаете, это обдираловка. Потому что у меня получает нормальную зарплату еще клирик, плюс плачу тем людям, которые в храме трудятся.
Еще аврал от всякой бюрократии. Тонна циркулярных писем, требования просто чокнутых на голову церковных чиновников (часто людей, не облеченных священным саном, либо в сане, но далеких от поповской реальности провинции) — все это тоже очень достает.
Безусловно, святейший предложил много положительных перемен. Это и упор на социальную работу, молодежную работу, служение в тюрьмах, миссию… Но у нас в России даже самые благие намерения, как обычно, ведут в ад.
Во-первых, мы никогда не догоним католиков в вопросах социальной деятельности и миссии. И устраивать эту гонку совершенно бессмысленно. Служение бедным, больным, заключенным — все это в католической Церкви было всегда, оно не прерывалось гонениями, не контролировалось царями. Католики за века выстроили свою систему деятельности, апробировали ее в разных условиях, и все работает. Отлажен и пиар, и вообще все. В России же вся эта работа если и велась до революции 1917 года, то в советском пространстве все это было разрушено и сведено к нулю. Нам еще очень долго нужно оправляться от этой разрухи. И совсем не такими темпами и методами, какие требует Патриархия, увы.
Во-вторых, чтобы люди пошли за святейшим и его инициативами, он сам должен следовать своим словам и призывам. А для этого нужно отказаться от охраны ФСО, от несметного финансового благосостояния, спустится с московского трона хоть немного к людям поближе. Для этого нужно, приезжая в епархии, встречаться не только с губернаторами и благотворителями, но и с рядовым духовенством и простым народом. Когда святейший начал свои поездки по стране в роли Патриарха, отцы очень ждали перемен, движения, отеческого благословения. Однако, приезжая в епархии, святейший владыка обращается к отцам очень однозначно: «Отцы! Оценка вашего служения напрямую зависит от вашего послушания священноначалию!» Говорят, при визите в Белгородскую епархию, он напомнил, обращаясь к духовенству что-то вроде того: «Святитель Иоасаф Белгородский о спины духовенства жезлы ломал, не забывайте!»
Знаете, Ваше Святейшество, на самом деле отцы считают, что оценка их служения измеряется, скорее, в мере послушания Христу и Евангелию… А от вас они ожидают отцовской любви, а не жезла по спине. Возможно, опираясь на такое ваше отношение к отцам, и епископат иногда не брезгует батюшек рукоприкладствовать. Магаданский архиерей вон чаем в лицо дьякону кидается.
Кстати, если порассуждать о том, как святитель Иоасаф ломал архиерейские жезлы о спины своего духовенства, то всегда меня волновал вопрос: зачем явные грехи святых приводить в пример нам, как инструкцию к действию? Да, святые тоже имели свои слабости, грехи и пороки, но канонизованы они не за них, а за то, что вопреки всему этому они стали в чем-то духовным примером для нас. Давайте уж тогда проповедовать так: благоразумный разбойник грабил и убивал много людей, помните это и твердо держитесь сего благочестивого примера! Так, что ли?
Лично я молюсь о патриархе, поминаю его за богослужениями, как и полагается. Я вижу в нем своего начальника и администратора. Но видеть его в качестве духовного отца русского народа, как и моего лично духовного отца — никак не выходит. И знаю не понаслышке, что такого же мнения большинство знакомых мне отцов.
http://ahilla.ru/esli-my-ne-ostanovimsya-to-bomba-rvanet/
И там же конечный вывод:
«»Как я уже сказал выше, с болью смотрю за всеми теми тенденциями, которые наблюдаются в РПЦ в наше время. Реально Патриархия дискредитировала и себя, и всю Русскую Церковь на много лет вперед, не отмоешься. Все эти скандальные истории с деньгами, пуськами, нанопылью, часами патриарха, несоответствие дел словам. Борьба за Исаакий, запоздалые реакции на критику, нечестные ответы на вопросы, лицемерие… И есть внутреннее чувство, что-то зреет. Когда-то все это рванет.
На вопрос, что будет через 10 лет с РПЦ — мне страшновато отвечать, потому что я боюсь, что будет все гораздо хуже и серьезнее. 5% прихожан от общей численности народа мы уже не наберем. А поскольку я регулярно мониторю общественное мнение о Церкви в соцсетях и блогах, то боюсь, как бы не начались снова расстрелы духовенства. Потому что нас уже воспринимают как придаток, часть государственной идеологической машины. Многие люди дышат ненавистью.
А беда в том, что абсолютно дурацкие и провальные инициативы из Москвы и от местных архиереев по проталкиванию священников и православия во все дыры вызывает сопротивление и агрессию со стороны людей нецерковных. И это логично. Почему атеисты и иноверцы, которых местные чиновники пригнали 9 мая на митинг к Вечному огню, обязаны участвовать в панихиде, которую совершает священник? Почему священники должны с сотрудниками ГИБДД выходить на дороги и рассказывать водителям о правилах дорожного движения и о ценности жизни, стоя рядом с инспектором? А меня, кстати, «гаишники» уже не раз спрашивали: «Вот скажите нам, святой отец, почему мы должны в день памяти жертв ДТП в церковь идти, если среди нас есть вообще люди неверующие? Потому что ваш епископ с нашим генералом договорились, что так надо сделать, чтобы отчеты накатать с фотками?» И т. д.
Таких звоночков очень много. И если мы не остановимся, то бомба рванет…
Пусть нас всех хранит Господь!»»
P.S.: На днях я сам лично слышал одну любопытную информацию о том, как в одном из благочиний Московской областной епархии сразу несколько настоятелей подали заявления об отставке, то есть, переводе их в простые клирики. Именно в связи с многократно возросшими поборами с их приходов, которые они уже не способны обеспечить. Вот молодцы батюшки!… И это сразу подействовало на чиновников Епархиального Управления отрезвляюще. Настоятелей оставили, поборы не стали дальше увеличивать. И вообще, даже в связи с наличествующей сейчас оглаской и критикой церковной действительности пошла даже некоторая волна извинений и уступок со стороны части верхов: да не бойтесь вы так уж нас, мы не звери какие-нибудь…

>Разогнанные и очень обиженные

На иерархическом уровне

Поздравляя патриарха Кирилла с именинами на праздник святых Кирилла и Мефодия, Владимир Путин выразил ему «только одно пожелание» — «график свой скорректировать в сторону разгрузки». Звучит как выражение трогательной заботы президента о 72-летнем патриархе? Не совсем. Как сообщил «Новой» источник в администрации президента РФ, в последнее время установилась практика ежедневных докладов о состоянии здоровья Кирилла, которые составляются охраняющими его сотрудниками ФСО. (Кстати, штат этого «патриаршего конвоя», работающего на деньги российских налогоплательщиков, постоянно растет и достигает уже нескольких десятков офицеров.)

Владимир Путин пожелал патриарху Кириллу больше отдыхать. Видео: «Россия 24»

Разумеется, доклады имеют гриф «секретно», но при этом довольно широко обсуждаются. Отставной полковник КГБ СССР Вадим Мельников, служивший вместе с будущим патриархом в Женеве еще в 1970-е, вспоминал в своем интервью об их встрече в Москве в конце 90-х. Когда полковник по старой привычке предложил Кириллу водки, тот наотрез отказался:

«У меня и так уже три инфаркта было, нельзя мне».

Из-за проблем со здоровьем (а они касаются и нервной системы) Кирилл вынужден работать «вахтовым методом»: после каждых двух-трех недель активности следуют примерно две недели лечения и реабилитации, когда патриарх полностью исчезает из публичного пространства, нередко уезжая за границу (чаще всего в свое поместье в Швейцарии). На самые современные медицинские процедуры предстоятель РПЦ тратит астрономические суммы — это, пожалуй, главная статья его расходов сегодня.

Возможно, проблемами со здоровьем и взрывным темпераментом «шефа» можно объяснить довольно парадоксальную, с точки зрения стороннего наблюдателя, кадровую чехарду, которая началась недавно на высших уровнях управления Московской патриархии. В нынешнем году были отправлены в отставку управляющий делами Московской патриархии (с 2009 года) митрополит Варсонофий (Судаков), председатель Финансово-хозяйственного управления патриархии (с 2014 года) митрополит Марк (Головков) и руководитель Административного секретариата патриархии (с 2009 года) митрополит Сергий (Чашин), которого вообще сослали в Сингапур. Эти митрополиты возглавляли ключевые ведомства патриархии и сформировали ее нынешний «административный стиль». Как гром среди ясного неба прозвучало месяц назад известие об отставке первого викария патриарха по городу Москве (то есть управляющего всеми столичными приходами аж с 1990 года) митрополита Арсения (Епифанова), которого патриарх внезапно отправил в Липецк.

Весьма странно выглядит история перестановок одного из молодых патриарших фаворитов — 34-летнего епископа Серафима (Амельченкова): летом прошлого года он был освобожден от должности главы синодального Отдела по делам молодежи и назначен ректором Санкт-Петербургской духовной академии, а летом нынешнего года освобожден с поста ректора и… назначен главой синодального Отдела по делам молодежи. Другой (тоже 34-летний) патриарший фаворит — Антоний (Севрюк) — напротив, сделал совершенно головокружительную карьеру: в декабре 2017 года был назначен епископом Венским и Будапештским, в феврале 2018-го возведен в сан архиепископа, в мае 2019-го назначен патриаршим экзархом Западной Европы и возведен в сан митрополита. Между прочим, сам Кирилл стал митрополитом лишь в 43 года. В истории РПЦ доселе был лишь один случай возведения в сан митрополита в 34 года — это случилось с духовным наставником Кирилла, давшим старт его карьере, митрополитом Никодимом (Ротовым) в 1963 году.

На безопасную дистанцию от московских церковных дел удалены все члены «старой гвардии» патриарха Алексия II. Митрополит Климент (Капалин), бывший управляющим делами патриархии в последние годы прошлого патриаршества и ставший единственным конкурентом Кирилла на последнем этапе выборов 2009 году, осел на Калужской кафедре и сохраняет в Москве лишь символическую должность главы Издательского совета РПЦ. Его предшественник на посту управделами, митрополит Сергий (Фомин), служит в Воронеже и в столице почти не появляется. Наконец, митрополит Мефодий (Немцов), которого считали главным конкурентом Кирилла до 2003 года, послужив некоторое время в казахстанской ссылке, обосновался на Пермской кафедре.

Из фаворитов в опалу

Андрей Кураев. Фото: Анна Артемьева / «Новая газета»

Распад команды патриарха Кирилла, которой он во многом обязан своей победой на выборах 2009 года, начался в самом конце 2013-го — с громкой отставки протодиакона Андрея Кураева с должности профессора Московской духовной академии. Спустя месяц, по личному звонку патриарха ректору, Кураева изгнали и из МГУ, который он когда-то окончил с красным дипломом и где преподавал более 20 лет.

Когда выгоняли Кураева, он еще не критиковал патриарха, а лишь встал на защиту семинаристов из Казани, подвергшихся сексуальному насилию со стороны своего начальства.

Деятельность Кураева в «команде» патриарха была весьма спорной — накануне патриарших выборов 2009 года он использовал самые радикальные методы «черного пиара», чтобы дискредитировать основного конкурента Кирилла — митрополита Калужского Климента. Но превратив Кураева в своего врага, Кирилл получил неразрешимую проблему: ему просто некого противопоставить харизматичному интеллектуалу, которого полюбили либеральные СМИ и взахлеб читают все архиереи и многие клирики РПЦ, охотно снабжая протодиакона все новыми порциями церковного компромата. На осень нынешнего года анонсирована новая книга Кураева с «системными» разоблачениями современной Московской патриархии, чья история восходит к печально известному «конкордату» Сталина с митрополитом Сергием (Страгородским) 4 сентября 1943 года.

Две «знаковые» отставки ключевых пиар-фигур патриархии состоялись в самом конце 2015 года. Сначала Кирилл уволил ответственного редактора официального «Журнала Московской патриархии» Сергея Чапнина, он теперь постоянно критикует патриарха с либеральных позиций (ему даже приписывают анонимный телеграм-канал «Церквач», через который «утекают» секретные документы из патриаршей канцелярии).

Фото: Анна Артемьева / «Новая газета»

Затем — председателя Отдела по взаимодействию церкви и общества Московского патриархата протоиерея Всеволода Чаплина, возглавлявшего этот Отдел с самого момента создания в 2009 году, а до этого 9 лет самоотверженно служившего заместителем Кирилла в Отделе внешних церковных связей. Теперь Чаплин, известный своими скандальными высказываниями, так же систематически критикует Кирилла с праворадикальных позиций, отсекая от патриарха эту часть политического спектра. «На кормление» протоиерею, внезапно попавшему в опалу, дали маленький, но древний храм преподобного Феодора Студита у Никитских ворот в Москве.

Наконец, в 2018 году был уволен с должности председателя Учебного комитета патриархии занимавший ее 24 года архиепископ Евгений (Решетников), отправленный в Эстонию. Теперь ключевое ведомство, от которого зависит подготовка всех церковных кадров, возглавляет настоятель храма при бизнес-центре «Москва-Сити» протоиерей Максим Козлов. Пока единственной его громкой инициативой на этом посту стала неудачная (хотя битва еще не окончена) попытка слияния Московской духовной академии и Сретенской духовной семинарии с помощью изгнания последней из специально оборудованного корпуса на улице Большая Лубянка («Новая» дважды писала об этой истории).

«Битва за Сретенку» стала первым — еще робким, но уже эффективным — смотром сил гражданского общества внутри РПЦ, сумевшего отстоять (правда, не без участия кремлевского ресурса) от патриаршей бюрократии любимое детище популярного в народе митрополита Тихона (Шевкунова).

По легенде, патриарх уже шепнул Тихону после их совместной службы 21 июля: «Я вам этого не забуду»…

Митрополит Тихон. Фото: РИА Новости

Три группы

По мнению эксперта в Московской патриархии, с которым побеседовала «Новая», сейчас в высшем церковном руководстве оформились три новых «группы интересов», они же — «группы влияния».

«административная» группа, или группа «двух савв»

Пожалуй, самой весомой из них становится группа «двух Савв», которую условно назовем «административной». Ее возглавляет 39-летний Тверской митрополит Савва (Михеев), ставший в этом году управляющим делами (говоря светским языком — премьер-министром) Московской патриархии. Подобно более молодому патриаршему фавориту Антонию (Севрюку), он также сделал головокружительную и несколько загадочную карьеру, подлинные причины которой остаются в тени (подобные вещи очень любит расследовать о. Андрей Кураев). В 2014-м стал первым заместителем тогдашнего управделами митрополита Варсонофия, а в прошлом году возглавил Тверскую митрополию.

Говорят, на сентябрьском Синоде патриарх намерен поднять его еще выше, сместив впавшего в немилость Варсонофия еще и с Санкт-Петербургской кафедры.

Вторым Саввой в «административной» группе является заместитель первого, 41-летний епископ Зеленоградский Савва (Тутунов), переехавший около 10 лет назад в Россию из Франции, где он родился в семье русских эмигрантов, по личному приглашению Кирилла. Долгие годы он тянул на себе всю «черную работу» управления делами — разбирал конфликты, инспектировал епархии — и только в этом году стал архиереем.

Владимир Легойда. Фото: РИА Новости

К этой группе примыкает глава Информационного отдела патриархии Владимир Легойда. Возможно, именно из среды этой группы патриарх Кирилл готовит себе преемника.

«академическая» группа

Вторую группу можно условно назвать «академической». В нее входят ректор Московской духовной академии архиепископ Амвросий (Ермаков), в прошлом году переехавший из Петербурга в Москву, и уже упоминавшийся глава Учебного комитета о. Максим Козлов. Именно они попытались «съесть» Сретенскую семинарию, а также добились отставки неподконтрольного им ректора Санкт-Петербургской академии епископа Серафима (Амельченкова), просидевшего в своем кресле всего год.

Елена Гундяева, вице-ректор Санкт-Петербургской духовной академии и родная сестра патриарха Кирилла. Фото: сайт Ставропольской духовной семинарии

Силу «академической» группы связывают с наличием у нее негласного покровителя в лице вице-ректора Санкт-Петербургской духовной академии Елены Гундяевой — родной сестры патриарха. Именно с нею не смог найти общий язык в городе на Неве епископ Серафим.

«внешнеполитическая» группа

Митрополит Иларион. Фото: РИА Новости

Наконец, третью группу условно назовем «внешнеполитической» — ее составляют председатель Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) митрополит Иларион (Алфеев) и кадровые церковные дипломаты из Отдела. Иларион — единственный «тяжеловес» из первой команды патриарха, который пока не лишился своей должности. Относительную прочность его позиций связывают с поддержкой «профильными» подразделениями администрации президента РФ, поскольку услуги ОВЦС критически важны на украинском и ближневосточном направлениях, на постсоветском пространстве и в отношениях с Ватиканом.

В первые годы нынешнего патриаршества Иларион даже считался преемником патриарха, но постепенно надоел своему шефу, который все чаще стал позволять себе повышать голос на «министра иностранных дел».

Говорят, особо эпичной была сцена на борту самолета, летевшего из Стамбула, где Вселенский патриарх Варфоломей укорил патриарха Кирилла за деструктивную роль Илариона в межцерковных отношениях. Слухи о неизбежной отставке Илариона и замене его, например, патриаршим фаворитом Антонием (Севрюком) упорно циркулируют уже более года. Но пока Илариону хватает своих аппаратных возможностей удерживать должность. Однако как преемника патриарха эксперты его уже не рассматривают.

Провинциальные архиереи, число которых в РПЦ уже превысило 400, при нынешнем патриархе практически лишены возможности участвовать в большой церковной политике, однако с увлечением следят за соотношением московских групп влияния. Кто-то делает ставку на «духовника президента» митрополита Тихона (Шевкунова), сосланного в Псков, а кто-то видит будущим патриархом Московским Киевского митрополита Онуфрия (Березовского), чей образ монаха-аскета близок простому церковному народу. Разумеется, в нынешней политической обстановке все эти чаяния и прогнозы хранятся глубоко под спудом.

***

Активизация политических процессов в России помогает тем зачаткам гражданского общества, которые образовались в РПЦ, осознать свои интересы и заявить о себе. Именно церковное гражданское общество сумело отстоять Сретенскую семинарию, пригласить — без всякой санкции патриархии и Кремля — папу римского в Москву с частным визитом («Новая» писала об этом), укрыло в храме протестующих у мэрии 27 июля (и об этом писала «Новая»).

Настоятель храма: протоиерей Евгений Соколов

Выбор духовного тупика
О нравственной стороне современной политической ситуации в России …

«Pussy Riot» и фонд «Иолоя»: паралич совести
В главном православном соборе России безнравственные женщины устроили сатанинские пляски, оскорбившие всех православных людей страны. Казалось бы, давайте дадим слово закону. Не надо требовать ничего особенного, есть закон, и «пусть торжествует юстиция». Как же! Еще не начали работать органы дознания, как наши правозащитники просто-таки с цепи сорвались. Начались призывы к милосердию, рассуждения о бессмысленности наказаний и прочее. Простите, еще никто никого не наказывал, закон еще не сказал своего слова. Оказалось, однако, что закон правозащитникам и иже с ними в данном случае, когда оскорбили православных, совсем не нужен. Милосердие к этой категории лиц у наших либеральных демократов развито значительно слабее…

О нравственности, толерантности и их взаимосвязи в нашей жизни
В этом главная практическая победа ТОЛЕРАНТНОСТИ — здесь ее итоговые метастазы — в провозглашении прикровенного принципа: истины нет! Жить нужно без принципов, без конкретных формулировок, без духовных правил, без национальной идеи. Словом, жить нужно без Бога, ибо в этом случае «все позволено». И чтобы как-то попробовать начать ломать эту толерантную стену без духовности, решил начать свои лекции на православных курсах с определения понятия нравственности…

О главных и второстепенных знаниях. О больших, все знающих начальниках, и детях, умеющих любить
И до меня вдруг доходит, какой же настоящей, жертвенной любовью любит своих падших родителей эта юная кроха. Он часами сидит над уроками, сестренку заставляет хорошо учиться, чтобы родителей хвалили не подзаборные собутыльники и забулдыги, а элита поселка — учителя. Он постоянно дает им возможность попробовать встать на ноги и оставить свою порочную жизнь. Слезы предательски стали жечь глаза и, не желая показывать их, нагнулся к нему, крепко обнял и на ухо прошептал: «Спасибо, мой хороший, что ты есть, что так умеешь любить. Я, так как ты, любить еще не научился. Храни тебя Господь»…

О святых мощах
Что лежит в основе почитании святых мощей у православных христиан? Конечно же, это Боговоплощение. Восприняв во всей полноте человеческую природу, Господь навеки утвердил достоинство человеческой телесности. Давайте все-таки не забывать, что Господь был Богочеловеком. Для христианина тело не темница и не случайное одеяние души, а один из уровней человеческой личности, связь с которым личность таинственно сохраняет и после смерти…

О духовном ультиматуме власти
«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете». . Сказаны эти слова 2000 лет назад и обращены ко всем власть имущим. Неужели совсем ничего не страшно? И свои благие намерения оставьте, пожалуйста, при себе, вы, призревшие духовные законы Божии!

Протоиерей Евгений Соколов: «Община о.Иоанна Привалова должна принести покаяние в своей ереси»
Затем я узнал, что в этом храме академик Сергей Аверинцев и священник Георгий Кочетков признаются едва ли не за учителей Церкви и творцов канонов. Это обстоятельно тоже меня покоробило. Безусловно, академик Аверинцев – умнейший человек, но он же – не Отец Церкви. И, несмотря на это, в Сретенском храме во время Литургии читается Евангелие, переведенное на русский язык Аверинцевым…

Страсти по Олимпиаде
Неужели не понятно, что после всей этой олимпийской круговерти, пусть даже мы завоюем все олимпийское золото, наступит духовное опустошение, как после любого ЗРЕЛИЩА. Кто сегодня, кроме узкого круга специалистов, помнит героев олимпиад в Риме, Токио, Гренобле, Москве? Кому в мире стало лучше от того, что наш спортсмен выше всех прыгнул или дальше всех метнул спортивный снаряд, кому? Что от этого изменилось?…

«Хочется, очень хочется верить»
Мнение протоиерея Евгения Соколова о нынешней ситуации в России …

Право на казнь
Этому греху нет прощения. Нет потому, что после смерти, когда душа пойдет в мир иной ее встретит пара (а может и не одна) детских глаз и раздастся вопрос: “ЗА ЧТО МАМА???!!!” Вот вспомнит ли тогда эта женщина-мать о своих правах?! И что она будет говорить своему ребенку там, в вечности. И есть ли вообще такие слова, которые могут объяcнить невинному младенцу причину его убийства. Неужели все ограничится правами человека, правами женщины, правами матери узаконенными государством. Правом на казнь…

О Церкви
Дать рациональное толкование слову Церковь невозможно. Все самые отточенные формулировки не смогут охватить глубину, тайну Церкви. К ней можно только приблизиться, войдя в ее внутреннюю жизнь, прикоснувшись к ее Таинствам…

Педагогика о.Иоанна Кронштадтского
Именно Ломоносов впервые в России разделил светское и религиозное образование. Когда знания о законах мертвой материи не сопрягались с духовными законами, с замыслом Творца о том, как же должны быть человечеством использованы эти знания для общего блага. Ибо они могли быть получены совершенно безнравственными людьми, не имеющих духовного образования. Знания — страшная сила. Недопустимо безнравственному человеку давать оружие, чтобы он не творил масштабное зло. Ибо тогда тот, кто дал это оружие злодею, несет сугубую ответственность за совершенные им злодеяния…

Еще раз о национальной идее
Мы мононациональная и моноконфессиональная страна по всем нормам, утвержденным международным правом. Право, хватит нагло врать нашим верховным правителям о многонациональной и многоконфессиональной стране. Уже, честно сказать, поднадоело им об этом напоминать…

Люди, забывшие Бога
Если мы посмотрим заседания президентов клуба восьми ведущих мировых держав, то увидим в высшей степени странную картину. Все эти лидеры мировых держав говорят о себе, как о людях верующих, признающих бытие Бога. Они на своих встречах решают судьбы мира, намечают перспективы его развития, но ни разу при этом не попытались понять волю Божию по обсуждаемым вопросам. И тогда возникает вопрос: в чем же вера этих людей? Какое место они отводят воле Божией в развитии окружающего мира? Какое место занимает Творец в их планах?…

«Река времени»: путь в вечность или в тупик?
В попытке познать духовные законы, понять смысл и правила движения по реке времени, верующий человек обращается к Творцу этих законов, к Творцу времени. Через Богообщение прикасаемся мы к сокровенным тайнам мироздания и очень важно, чтобы это общение человека с Богом было правильным. Как часто сегодня можно слышать совершенно бессмысленную и богохульную фразу: «Главное, чтобы Бог был в душе». Никак не могу добиться от людей, которые исповедуют этот принцип, что они под ним понимают? Скорее всего, уговаривают себя, что те нравственные принципы, которые они исповедуют и есть истина…

Слушая Президента и внимая Президенту…
Закончилось очередное, в прямом эфире, общение Президента с жителями страны. Аналитики подводят первые итоги, систематизируют вопросы и ответы, показывают поспешную реакцию чиновников на справедливую критику, люди благодарят руководителя страны за помощь. Все как обычно…. Обычно и то, что за все эти годы так и не прозвучало ни одного вопроса по проблемам нравственности и духовности нашего общества. Ни разу! Ни одного вопроса! И это странно и не понятно для меня. Почему?

Тупики современной науки
Может быть хватит? Может, все-таки смиримся перед волей Божией, люди научного мира?! Или еще раз с нарастающим упорством в новое время глобализации начнем строить с помощью все развивающейся науки новые глобальные замки. Конечно, с самыми благими намерениями, конечно, не зная воли Божией. Только не рухнут ли очередные глобальные Вавилонские башни, и не похоронят ли они нас и великие достижения науки под своими обломками? Похоже, это только вопрос времени…

Сюжеты из провинции
И вдруг он начал вспоминать свою жизнь после школы, все пять лет до той трагедии с ним. Он говорил, закрыв глаза, вспоминая, действительно, жуткие эпизоды из своей жизни. А в конце повернулся ко мне и произнес: «Ты знаешь, а может и хорошо, что Господь меня так наказал. Еще не известно, что бы я натворил, оставаясь в полном здравии». После этой встречи он как-то странно успокоился. Сестра говорила, что больше стал молчать, просил не беспокоить лишними разговорами и медленно угасать…

Рождественский пост
Собственно, плотский пост это только средство, своеобразный рычаг в обретении поста духовного. И правда, сытому человеку очень трудно удержаться от развлечений душевных и, тем более, духовных. Сытая плоть просто просит, требует наслаждений и развлечений. Когда же эта плоть остается полуголодной, тогда развлечения отходят на второй план. Это нужно хорошо понять. Пост – не вегетарианство и не лечебное голодание, пост – это попытка вырваться из-под рабства плоти. Это период, когда человек пытается проверить, какое место занимает плотская составляющая в его жизни, на сколько он — раб плоти…

Рождественские чтения: о главном не сказали…
По существу, наши правители — те же атеисты, только под красивым лозунгом либерально-демократических ценностей. Кстати, у большевиков лозунг был не менее красивый: «свобода – равенство — братство». Как тогда это было фальшиво, так и сейчас. Но промолчали мы в очередной раз, не хватило, наверное, духу сказать властям, что без возрождения нравственности никакую экономику не построить. Много было тем на 15-х Рождественских чтениях, много было хороших докладов, всего много, а вот малого — требования от власти возродить нравственность в России на основе национальной идеи: «Святая Русь храни Веру Православную» — опять не смогли поднять…

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *