О христианском погребении усопших

. ПРИБЛИЖЕНИЕ КОНЧИНЫ. КАК ПОМОЧЬ БЛИЗКОМУ ЧЕЛОВЕКУ – 3_______ЧТО ДЕЛАТЬ СРАЗУ ПОСЛЕ СМЕРТИ БЛИЗКОГО – 7
Приготовление тела к погребению – 7
Как молиться сразу после смерти человека – 9
Приготовление тела к погребению в современных условиях – 9
Что заказать в церкви в первые дни после смерти человека – 10
Как молиться за усопшего дома в первые дни после смерти – 11_______В ДЕНЬ ПОХОРОН – 13
Вынос тела – 13
Церковное отпевание – 14
Отпевание младенцев – 15
Заочное отпевание – 16
Кого Церковь не отпевает – 17
Погребение – 20
Могила православного христианина – 20
Кремация – 21
Поминальная трапеза – 22_______СОСТОЯНИЕ ДУШИ ПОСЛЕ СМЕРТИ И ЧАСТНЫЕ ДНИ ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШИХ – 25
Третий день («третины») – 25
Девятый день («девятины») – 28
Сороковой день («сороковины») – 28
Годовщина и другие памятные дни – 29
Почему надо обязательно поминать усопших? – 30
Как правильно поминать усопших в памятные дни в церкви – 30
Как поминать усопших в памятные дни дома – 32_______ДНИ ОБЩЕЦЕРКОВНОГО ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШИХ – 34
Вселенская родительская мясопустная суббота – 35
Субботы второй, третьей и четвертой недель Великого поста – 35
Радоница – 35
Троицкая родительская суббота – 36
Димитриевская родительская суббота – 36
11 сентября, день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна – 36
Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской – 37
9 мая, День Победы – 37
Когда не поминают усопших – 37_______ПОСЕЩЕНИЕ КЛАДБИЩА – 39
Когда не следует посещать кладбища – 39_______СУЕВЕРИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ПОГРЕБЕНИЕМ И ПОМИНАНИЕМ – 40_______МОЛИТВОСЛОВИЯ О УПОКОЕНИИ УСОПШИХ – 42
Канон молебный ко Господу нашему Иисусу Христу и Пречистей Богородице, Матери Господни, при разлучении души от тела всякаго правовернаго – 42
Канон, чтомый на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет – 52
Последование по исходе души от тела – 62
▪ Канон за преставльшагося – 64
Чин заупокойной литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище – 74

Подобающее погребение тел усопших христиан от самого начала бытия Церкви составляет одну из важных сторон ее жизни. В древней Церкви христианская община заботилась о том, чтобы ее члены не лишались должного погребения, сопровождаемого заупокойными молитвами.
Погребальные обычаи христиан определяются верой в телесное воскресение умерших (Ис. 26:19; Рим. 8:11; 1 Кор. 15:42-44, 52-54; Флп. 3:21) и отношением к телу христианина как к храму Божию (1 Кор. 3:16). «В обряде христианского погребения Церковь выражает почитание, подобающее телу скончавшегося человека» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, XII, 7). Захоронение тела в земле, а также в высеченных в камне гробах или пещерах соответствует вере Церкви в то, что наступит день всеобщего воскресения, когда «земля извергнет мертвецов» (Ис. 26:19) и «посеянное в тлении восстанет в нетлении» (1 Кор. 15:42). «Дотоле же возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл. 12:7), — говорит слово Божие.
Церковь верует, что Господь властен воскресить любое тело и из любой стихии (Откр. 20, 13). «Мы не боимся никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле» , — писал раннехристианский автор Марк Минуций Феликс.
Учитывая древнюю традицию благоговейного отношения к телу христианина как храму Духа Святого, Священный Синод признает нормой захоронение почивших христиан в земле.
В том случае, когда такое погребение не предусмотрено местным светским законодательством или связано с необходимостью транспортировать умершего на большие расстояния или же невозможно по иным объективным причинам, Церковь, считая кремацию явлением нежелательным и не одобряя ее, может со снисхождением относиться к факту кремации тела усопшего. После кремации прах должен быть предан земле. При этом пастырям следует напоминать родственникам усопших и лицам, ответственным за организацию захоронений, о церковном отношении к кремации.
Церковь молится об упокоении душ тех своих чад, тела которых в силу различных обстоятельств оказались погребены в водной стихии, покинуты на поле брани, сгорели в огне, стали пищею животных или рыб, безвестно пропали в результате землетрясений и различных катастроф . Не получили христианского погребения, в том числе молитвенного напутствия, многие святые мученики Христовы, как в древние, так и в недавние времена, что не лишило их вечного спасения и славы Небесного Царства. Памятуя об этом, Русская Православная Церковь не лишает молитвенного поминовения христиан, по различным причинам не сподобившихся погребения, соответствующего церковной традиции.
Заочное отпевание, то есть чин погребения без принесения тела усопшего христианина в храм (или приглашения священника для его совершения в ином месте) совершается, когда родственники не имеют иной возможности участвовать в погребении христианина, павшего на поле брани, или утонувшего при кораблекрушении, либо погибшего в результате авиакатастрофы, террористического акта или в иных чрезвычайных обстоятельствах, а также в ситуации многолетнего безвестного отсутствия при установлении факта смерти. При невозможности установить факт смерти вопрос о заочном отпевании решается исходя из сроков человеческой жизни. Заочное отпевание также возможно в отношении лиц, близкие и родственники которых не желают совершения над ним чинопоследования погребения.
Однако и в таких обстоятельствах пастырям следует призывать к участию в молитве за усопшего членов его семьи и близких ему людей, дабы вси любящии умершего, его братия и друзи, сродницы и знаемии отозвались на последнюю нужду преставившегося от временного жития и вознесли о нем усердную молитву Христу Богу . Во всяком случае к участию в отпевании следует призывать тех, кто обратился с просьбой о таковом. Недопустима практика «выдачи земли» и «выдачи разрешительной молитвы» в отрыве от чина отпевания, совершаемого в присутствии родственников или близких почившего.
Не следует забывать и о том, что совместная молитва при погребении близкого человека для многих из наших современников, не получивших должного христианского воспитания, может оказаться первым опытом осмысленного участия в церковной жизни и соприкосновения с реальностями иного, вечного бытия. Поэтому пастырям надлежит сопровождать чинопоследование отпевания подобающим словом, обращенным к родственникам и близким.

Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго

Церковные каноны запрещают «приношение и молитву» за самоубийц (Тимофея 14), как сознательно отторгших себя от общения с Богом. Справедливость этого правила подтверждается духовным опытом подвижников, которые, дерзая молиться за самоубийц, испытывали непреодолимую тяжесть и бесовские искушения.
Указанное правило святого Тимофея Александрийского было направлено против отпадших членов Церкви. Однако в настоящее время большая часть покончивших с собой это люди крещеные, но не получившие ни церковного воспитания, ни церковного окормления. Они прерывают свою жизнь не вследствие сознательного противостояния Богу и Церкви, а будучи «вне ума», хотя это не зафиксировано медицинскими свидетельствами. Священнику, который не знал умершего в его жизни, невозможно решить, как относиться к такой смерти, а родственники и близкие самоубийцы, встречая отказ священника совершить отпевание, еще далее отходят от Церкви, не получая утешения.
В связи с этим Священный Синод Русской Православной Церкви благословляет, в целях духовного окормления паствы и единообразия пастырской практики предлагает, не совершая отпевания самоубийц и «приношения» о них, то есть поминовения в храме, преподавать близким и родственникам таких умерших следующие утешительные молитвы.
Кроме совершения предложенного чина родственники и близкие могут взять на себя, с благословения священника, келейное чтение молитвы преподобного старца Льва Оптинского. Более же всего таким умершим помогает раздача милостыни за них и благочестивая жизнь их родных и близких.
Чин
молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго
Благословен Бог наш:
Трисвятое по Отче наш:
Аллилуия, глас 6. Стих 1: Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, / ниже гневом Твоим накажеши мене. Стих 2: Помилуй мя, Господи, / яко немощен есмь.
Тропари: Помилуй нас, Господи помилуй нас:
Слава: Господи, помилуй нас:
И ныне: Милосердия двери:
Псалом 50-й.
И абие антифон, глас 3:
Стих: Помилуй нас, Господи, помилуй нас, / яко помногу исполнихомся уничижения (Пс. 122:3).
Отче Небесный, / Любвеобильне, Человеколюбче, / Милостив, милостив, милостив буди нам, / о, вся Объемлющий / и всех Приемлющий! (Кондак прп. Романа Сладкопевца в Вел. Четв.).
Стих: Рече безумен в сердце своем: несть Бог (Пс. 52:1).
Отче Небесный, / Любвеобильне, Человеколюбче, / Милостив, милостив, милостив буди нам, / о, вся Объемлющий / и всех Приемлющий!
Слава:
Егда, Судие, сядеши яко Благоутробен, и покажеши страшную Славу Твою, Спасе: о, каковый страх тогда, пещи горящей, всем боящимся нестерпимаго судища Твоего! (Вел. Пок. Канон.Чт., п. 8, тр. 4).
И ныне:
Не имамы иныя помощи, / не имамы иныя надежды, / разве Тебе, Владычице, / Ты нам помози, / на Тебе надеемся / и Тобою хвалимся, / Твои бо есмы раби, да не постыдимся.
Господу помолимся.
Господи, помилуй.
Молитва
Владыко, Господи, Милостивый и Человеколюбивый, к Тебе взываем: согрешихом и беззаконновахом пред Тобою, преступихом спасительныя Твоя заповеди и любве евангельския отчаявшемуся брату нашему (отчаявшейся сестре нашей) не явихом. Но не яростию Твоею обличи ны, ниже гневом Твоим накажи ны, Человеколюбче Владыко, ослаби, исцели сердечную скорбь нашу, да победит множество щедрот Твоих грехов наших бездну, и Твоея безчисленныя благости пучина да покрыет горькое слез наших море.
Ей, Иисусе Сладчайший, еще молимтися, подаждь рабом Твоим, сродником живот свой самовольне скончавшаго, в скорби их утешение и на милость Твою твердое упование.
Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Премудрость.
Пресвятая Богородице спаси нас.
Честнейшую Херувим:
Именем Господним благослови, отче.
Обычный (малый) отпуст.

Молитва преподобного Льва Оптинского для келейного чтения
Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя.

Предисловие Даты и этапы моей жизни Епископ Афанасий От автора Молитва об усопших и послушание святой Церкви О поминовении усопших Вечернее Богослужение Утреннее Богослужение Дневное Богослужение Превосходство Литургийного поминовения Вселенские родительские субботы Служба суббот мясопустной и пятидесятницы Поминовение во вселенские субботы Субботы великого поста Субботы малых постов Субботняя служба «Со аллилуйей» «Аллилуиа»в пяток вечера Димитриевская суббота Радоница Четверток седьмой седмицы по Пасхе Отпевание всех оставшихся без церковного погребения Поминовение убогих Третий, девятый, сороковой дни. година Обычные субботы Будничные дни Обычная лития Послепасхальные будничные дни Предпразднства и попразднства двунадесятых праздников Праздники со славословием Праздники с полиелеем Предпразднства и попразднства Попразднство пятидесятницы Отдание великих праздников Праздники со бдением Праздники 24 и 29 июня и 29 августа Поминовение воинов 29 августа Праздник храма Воскресные дни «Вечная память» в неделю православия Благословение колива в праздники Девять нарочитых дней Двунадесятые праздники Праздник Святой Троицы Рождество Христово и Богоявление Святая Пасха Будничные дни святой Четыредесятницы и некоторые дни других постов Великий Пяток Непорочны Непорочны на воскресной утрени Непорочны на утрени великой субботы Непорочны на заупокойных последованиях Непорочны на заупокойных утренях Непорочны в субботы мясопустную и пятидесятницы Непорочны на утрени великопостных суббот Непорочны на утрени суббот «егда поется аллилуйя» Непорочны на панихиде Непорочны при погребении мiрских человек и священников Непорочны при погребении монахов Праздничное и будничное Богослужения Торжественность заупокойных последований Каждение при заупокойных Богослужениях Возжжение светильников при заупокойных Богослужениях Возжжение светильников на кануннице Крест на могиле Церковные облачения Цвет церковных облачений Цвет облачения при заупокойных Богослужениях Литургия заупокойная Ранняя Литургия Заупокойные прошения на Литургийной великой ектении «Во блаженном успении» на Литургии Несколько заупокойных ектений на одной Литургии Поминовение усопших на великом входе Служение панихиды после Литургии Замена на Литургии положенного по уставу заупокойным Поминовение усопших в великом посте Полная Литургия в будничные дни великого поста «Заупокойная» Литургия – преждеосвященных Совершение Литургий в будничные дни малых постов Заупокойные тропарь и кондак на часах Заупокойные песнопения на вечерне и утрени Нарочито заупокойные последования Канон на исход души Чин на разлучение души от тела Последование по исходе души от тела Наименование усопших новопреставленными Чтение священного писания у гроба Положение тела во гроб Заупокойное всенощное бдение Последование пред изнесением тела усопшего из дома Перенесение тела во храм Последование исходное мiрских человек Непорочны по последовании погребения Малая ектения в последовании погребения «Покой спасе наш» в последовании погребения Канон в последований погребения Кондак в последований погребения Стихиры «кая житейская сладость» Блаженны в последований погребения Молитва прощальная Стихиры при целовании Предание земле Возлияние елея Последование мертвенное над скончавшимся священником Последование исходное монахов Чин погребения младенческого Поминальная трапеза Последование панихиды Кутия в память усопших Псалом 90-й Заупокойная великая ектения «Аллилуиа» на панихиде Тропарь на панихиде Тропари по непорочных Непорочны на панихиде Сорокократное «Господи помилуй»на малых заупокойных ектениях Молитва «Боже духов» Ипофонное пение Псалом 50-й Канон на панихиде Заупокойные каноны восьми гласов Напев канона частных панихид Различные каноны на частных панихидах Каноны за умерших многих и за единоумершего Канон в дни нарочитого поминовения Ирмосы канона на панихиде Припевы на каноне панихиды Обращение к мученикам Катавасия на панихиде Седален по 3-й песни канона на панихиде Кондак и икос на панихиде «Благословим Отца и Сына и Святаго Духа Господа» Тропари «со духи праведных» Заупокойная сугубая ектения Заупокойный отпуст Возглашение имен святых на заупокойном отпусте «Во блаженном успении» и «вечная память» Последование панихиды в субботу мясопустную и пятидесятницы Чин поминовения о православных воинах Панихиды о младенцах «пасхальная панихида» Христосование с усопшими Пасхальное посещение могил священнослужителями Христославление на могилках Чин обычной литии Чин над кутией в память усопших Совершение православными священнослужителями заупокойных молений об инославных Поминовение усопших на домашней молитве Помянник Каноны за умерших Чтение псалтири за умерших Чтение Святого Евангелия в память усопших Синодик, сиречь помянник Поминовение на домашней молитве неправославных Канон мученику Уару об избавлении от муки во иноверии умерших Канон преподобному Паисию Великому, поемый за избавление от муки без покаяния умерших Молитва о некрещенных и мертворожденных младенцах Молитва о самоубийцах Чтение помянников Поминания Гласное поминовение живых Значение поминовения по именам Чтение заупокойных помянников на утрени и на вечерни Чтение помянников на проскомидии Чтение помянников на Литургийной заупокойной ектении Ектения на Литургии в день погребения Значение подачи поминаний Чтение помянников самими Богомольцами Устав ограничивает чтение помянников на Литургии Пение молитвословий во время чтения помянников Приношение о усопших Ектения сугубая в последовании Литургии Плата за поминовение Богослужение в церквах кладбищенских Заключение

Автор книги – Архиепископ Афанасий (в мире Сергей Григорьевич Сахаров), бывший Ковровский, викарий Владимирской епархии, родился 2 июля 1887 г. и скончался 28 октября 1962 г. в гор. Петушки Владимирской области.

Знаток богослужения и ревностнейший исполнитель устава Православной Церкви, он прожил поистине многотрудную и полную великой скорби жизнь, проведя, по его собственным словам, «в узах и горьких работах 254 месяца». При этом он сумел донести до нас непомраченный образ Христовой правды. Издание составлено на основе отдельных публикаций «Вестника Русского западно-европейского Патриаршего Экзархата» (No 66, 1969; No 69–71, 1970; No 73–76, 1971; No 77–79, 1972; No 85–88, 1974; No 89–92, 1975; No 93–96, 1976) без редакторской правки. (Примечание издательства «Сатисъ»)

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *