О иоанникий чихачево

Схиархимандрит Иоанникий, Чихачёво. Вымыслы и реальность. И немного о тех, кто рядом с ним

Для начала, чтобы не возникали вопросы, хочу объяснить, почему я не пользуюсь словом «старец». Всё просто. Потому, что знаю: сами люди очень не любят, когда их называют «старцы» и «старчики».
Читая негативные отзывы об отце Иоанникии, я вспомнила об одном случае. Как-то раз Паисий Святогорец посетил Афон, когда ещё был жив старец Иосиф Исихаст. Он много слышал о нем и решил познакомиться со старцем Иосифом, но отцы и братия отговорили его — сказали, что он пребывает в прелести. Старец Паисий Святогорец очень сокрушался потом, что не воспользовался возможностью лично познакомиться с этим великим подвижником, доверившись сплетням.
Я могу советоваться с тем, кто мне интересен, но меня всегда мало интересовало чьё-то мнение относительно кого-либо. Бывало и такое, что на чужие грабли наступала. Но никогда не жалела — мне гораздо больше нравиться разобраться во всём самой, чем полагаться на кого-то. Поэтому, сомнений ехать или не ехать к отцу Иоанникию у меня не возникло — конечно, ехать. Правда, благословение у мужа не могла долго выпросить, а без благословения ехать не хотелось. Повезло, что знакомый священник был знаком с духовным чадом батюшки Иоанникия, тогда ещё Иоанна. Он рассказал одну историю, после которой муж всё-таки отпустил нас с Ефремом.
Где находится обитель? Как туда попасть? Можно ли будет увидеть батюшку? Отец Иоанникий ведь в схиме, а значит, вполне имеет право месяцами находиться в затворе. Вопросов было много. Я открыла поисковик. На удивление, несколько паломнических служб предлагали поездки в обитель к отцу Иоанникию. Ближайшая должна была состояться через несколько дней. Я связалась с гидом и выяснила, что стоимость поездки 2000 рублей с человека. Она рассказала, что мы приедем к самому началу службы, а после ночного бдения можно будет задать вопросы батюшке, потом будет трапеза, затем отъезд. Ещё она сказала, что у каждого будет возможность передать батюшке записку через неё, он их обязательно читает и молиться за каждого человека всю жизнь. Меня все устроило, и я решила воспользоваться услугами этой паломнической службы.
После того, как я написала предыдущий пост, мне стали звонить и писать: как я могла поехать туда, ведь отзывы паломников об этом старце крайне негативные. К тому же, владыка не благословляет и пр. Про владыку я ничего не знаю, но вариантов много. Как бы то не было, на Литургии, однако, отец Иоанникий отчетливо и с любовью помянул своего владыченьку)
На некоторые возмущённые комментарии я могла бы ответить сразу, ещё до того, как побывала в обители. Для удобства я их пронумерую, выделю и буду вставлять по мере необходимости. Например, мне было удивительно читать что:
1. Батюшка деньги заколачивает, организуя к себе самому поездки.
Хочется ответить таким умникам: ну попробуйте, организуйте паломнические службы к самому себе. Кто к вам поедет? Кому вы нужны? Вы вообще задумывались о том, что если люди едут, значит они действительно получают утешение и помощь?
Насчет денег — сомневаюсь, что отец Иоанникий имеет что-то от паломнических служб, но даже если и так, то что в этом плохого? Разве обители не нужны деньги? На ремонт строений, на продукты? Отсюда хочется плавно перейти к второму обвинению:
2. Я приехал, а батюшка меня не принял!
Понятное дело — мало кому хочется задавать вопросы при всех, каждый хочет поговорить наедине. Но страждущих много, а отец Иоанникий один, и он принимает так, как ему удобно, к тому же батюшка — человек пожилой, со здоровьем у него проблемы. И вообще, он не обязан принимать никого. То, что он принимает — уже милость. Нормальный монах должен не принимать, а молиться. Групповые поездки — это оптимальное решение! Не понимаю в чём грех, когда люди приезжают организованно, заранее зная, что батюшка их примет? Это же замечательно, ведь никто не потратит зря время на дорогу. И для батюшки это хорошо — раз в неделю приезжают паломники и чада, отец Иоанникий имеет возможность рассчитать, сколько человек будет на трапезе и пр., а в остальное время он спокойно предаётся молитве. В конце концов, и в миру цивилизованные люди всегда планировали своё время, договариваясь о встрече и встреча проходила так, как удобно обеим сторонам. Но нет, мы особенные — раз старец, значит принимай, потому что к тебе приехал Я!!! Страждущий, жаждущий утешения! Нет, милок, смиряйся и будь как все, одной из овец в стаде Христовом.
Но я отвлеклась.
Микроавтобус отъехал около 17 часов. Несколько человек, включая меня и Ефрема, ехали впервые. Гид, милая приветливая женщина, начала рассказывать об отце Иоанникии, о том, как будет проходить сегодняшняя служба. Я с интересом слушала, но тут она начала рассказывать про правило схимонахини Антонии — какая наступает благодать и успокоение после него. Спрашиваю, кто её научил этому правилу. Отвечает, что старцы. Какие конкретно, она не ответила, но сказала, что схиархимандрит Иоанникий на правило схимонахини Антонии благословение не давал. Если бы я услышала, что батюшка благословлял на это правило, то дальше просто бы не поехала.
Попыталась объяснить гиду и сидящим в микроавтобусе женщинам, что те, кто пользуются этим правилом, раскольники, но гид, естественно, говорила громче, ведь в её руках был микрофон. Мне в руки она микрофон не дала — сказала, что у неё есть благословение на то чтобы говорить в микрофон, а у меня его нет.
Тогда я снова вспомнила о том, что
3 много читала о духовно нездоровой обстановке вокруг отца Иоанникия, и подумала, что батюшка просто не в курсе, что «благословенная» гид, кощунственно глумясь над Таинством Крещения, рекламирует правило Антонии, которое он не благословлял. Нельзя человека крестить после смерти. После аборта надо дела покаяния совершать, а не правилом Антонии себя утешать.
Продолжая разговор о духовно нездоровой обстановке, который будет долгим, хочу сказать о родовых грехах. Это была одна из любимых тем нашего гида после правила Антонии.
Было видно, что гид не читала толкование Феофилакта Болгарского на Евангелие от Иоанна, 9 главу:
Итак, вопрос кажется неразумным, но не для внимательного. Ибо знай. Апостолы слышали, как Христос сказал расслабленному: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин.5:14). Теперь видят слепого и недоумевают, и как бы так говорят: «Положим, что тот расслаблен был за грехи, но что Ты скажешь об этом? Он ли согрешил? Но этого нельзя сказать; потому что он слеп от рождения. Или родители его? Нельзя и этого сказать, потому что сына за отца не наказывают.» Итак, апостолы в настоящем случае не столько спрашивают, сколько недоумевают.
Ин.9:3. Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его,
Господь в разрешение недоумения их говорит: «Не согрешил ни он (ибо как бы согрешил прежде рождения), ни родители его». Впрочем, Он говорит это, не освобождая их от грехов. Ибо не просто сказал, что не согрешили родители его, но прибавил, что «родился слеп». Хотя родители его и согрешили, но не за то с ним это убожество. Слагать грехи отцов на детей, ни в чем не виноватых, несправедливо.
Это внушает и Бог чрез Иезекииля: да не будет у вас больше поговорки этой: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина» (Иез.18:1, 2). А чрез Моисея постановил законом: «да не умрут отцы за сыны» (Втор.24:16).
«Но как же, – скажешь, – написано: «Наводяй грехи отцев на чада до третьего и четвертого рода» (Исх.34:7)?» На это можно сказать, во-первых, то, что это приговор не всеобщий, сказанный не обо всех, а только о тех, которые вышли из Египта. Потом смотри и на смысл приговора. В нем не говорится, что дети наказываются за грехи, совершенные отцами, но что наказания за грех отцов переходят и на детей, когда дети совершали такие же грехи. Чтобы вышедшие из Египта не подумали, что они не будут наказаны тем же, чем отцы их, хотя бы согрешили и хуже их, говорит им: «Нет, не так. Грехи отцов, то есть наказания, перейдут и на вас, потому что вы не сделались лучшими, но совершили грехи такие же, и даже худшие.» Если видим, что нередко и дети умирают в наказание родителям, то знаем, что Бог берет их из здешней жизни по человеколюбию, чтобы в жизни не делались хуже родителей и не прожили на зло своей душе или даже многих других. Но бездна судеб Божиих сокрыла эти случаи в самой себе.
Кратко: «наказания за грех отцов переходят и на детей, когда дети совершали такие же грехи.»
Это святоотеческое учение о «родовом грехе».
«Грехи отцов, то есть наказания, перейдут и на вас, потому что вы не сделались лучшими, но совершили грехи такие же, и даже худшие» в принципе, батюшка об этом и говорил — о том, что сложно с родовыми грехами бороться, но это необходимо для спасения. А не так как объясняла гид: «батюшка помолится, отслужит 10, или 20, или 30 Литургий (для кого как) и выведет родственника из ада».
И еще один перл нашего гида: «В выкидышах женщина виновна так же как и в абортах, потому что не сохранила ребенка» — вообще бред. Это то же самое как обвинять мать, у которой ребенок скончался от неизлечимой болезни.
В общем, обидно, что некоторые гиды вместо катехизации о правиле Антонии в микрофон рассказывают. А катехизацию провести хорошо бы. Потому что у батюшки толпы посетительниц нецерковных, ездящих не к Богу, а «к старцу» за пророчествами и ответами на личные вопросы.
Кстати, когда мы, наконец, доехали, читалось Евангелие от Матфея 8:15, и я поняла, что не напрасно пыталась говорить с гидом.
Вскоре нам вручили файл с прайс листом:

На форумах паломники возмущались, что
4. «деньги с людей дерут»
А по мне, так нормальные цены. Не завышенные. Те, кто был в монастырях, со мной согласятся. Особенно умилило, что отчитка стоит 18 рублей.
Я заказала несколько треб и написала письмо батюшке с просьбой помолиться о Юле и Ефреме.
Последняя часть дороги была посвящена сборам: деньги сдавались, чтобы купить продукты на канон, на электричество (потому что в обители задолженность), на свечи, записки, сорокоусты, и т.д. и т.п. Честно говоря, ничего плохого не видела — разве не честь помочь обители? Как мы еще можем помочь? Только деньгами, так зачем же возмущаться?
Сдавали деньги мы в том числе и на свечи. Вспомнила, как некоторые возмущались тем, что
5. в храме не разрешают ставить свечи.
И правильно. Вы знаете, как коптятся своды? В некоторых храмах каждый год отмывают потолок, а затем тратятся бешеные деньги на реставраторов. Я, например, свечи почти никогда в храме не ставлю.
Кстати, когда началось Соборование, свечи раздавали бесплатно! В любом количестве, и даже с бумажечкой, чтобы расплавленный воск не жег людям руки. Где вы еще видели, чтобы свечи бесплатно раздавали? А между прочим, народу было много, тысяча человек, если не больше!
Приехали мы поздно, далеко за полночь. На площади перед монастырём стояли большие экскурсионные автобусы, микроавтобусы и автомобили. Мы с Ефремом «оторвались» от группы и пошли вперёд, так как я боялась, что в храм мы не поместимся, а мне очень не хотелось, чтобы ребёнок провёл ночь на улице. Я вошла в храм. Он был полон под завязку. Слева — женщины, справа — мужчины. Впереди охранники, крепкие неприветливые мужчины лет тридцати. Они не пустили меня на женскую половину, потому что там буквально ступить было негде. Я попросила пустить нас на мужскую половину, сказала, что Ефрем болен и оставить его одного я не могу. Нас пропустили.
Сказать, что в храме непривычно, это не сказать ничего.

6. «Батюшка жалеет денег на ремонт храма».
Сразу скажу, что это неправда. Если бы на ремонт храма не выделяли деньги, он бы давно разрушился. А так всё в порядке: крыша на месте, она не течёт, стёкла в окнах имеются, двери тоже, всё приемлемо, хотя да, всё старое, будто бы в этой точке мира остановилось время.
Обстановка такая, словно только что вышел из машины времени и попал в прошлое. В фильм 50-х 60-х годов.

Окна обычные, не пластиковые. Убранство не современное, аляповатое, а строгое и скромное, но разве это плохо? Почему позолоченные виньетки считаются роскошью? Кстати, действительно, почему? Недавно, с разницей в несколько дней, была в гостях у двух подруг. У обеих кухни были практически одинаковые, в одном из классических монументальных стилей с элементами прованса. Очень красиво, но мне не нравится. Не потому что у меня на такие никогда денег не будет (кстати, правда, не будет)) просто мне больше по душе простые линии хай тек.
На вопрос, почему храм в таком состоянии, батюшка обычно предлагает обратить внимание на состояние наших душ. Слышала, что он даже ругает работников, когда они паутинку по углам снимают. В этом что-то есть, не правда ли? Поэтому, для меня нет ничего удивительного в том, что батюшка оставил храм в аскетическом, первозданном виде. Храм, как он есть, это фактически музей, сохранённый памятник архитектуры! Очень рада, что есть возможность увидеть храм таким, какой он был изначально, а заодно задуматься о чистоте наших душ.

Действительно, чего мы достойны? Что лучше, девственно нетронутые своды храма или фальшивая позолота?

7. Вонючие матрасы на полу
Некоторые матрасы и правда неприятно пахли. Думаю, их просто пожертвовали в том виде, каком они были. Кстати, во время службы на матрасах не отдыхал никто — аккуратно свёрнутые, они лежали вдоль стены «мужской» половины храма. Когда нет службы, на этих матрасах отдыхают те, кто желает остаться на какое-то время в обители.
8. Не могут нормальную гостиницу для паломников построить, что ли?
Думаю, что просто не хотят. Зачем? Чтобы была такая же толпа, как у отца Власия? Не нужна там гостиница, пусть люди смиряются. Что может быть благодатнее, чем поспать на полу в храме? Я бы поспала с удовольствием, но надо было возвращаться. Может быть, когда-нибудь…
Ещё до поездки гид сказала мне, что я могу взять с собой спальный мешок и положить Ефрема спать, если он устанет стоять. Ещё в дороге я предупредила сына, что сегодня он будет спать в храме, и Ефрем с интересом разглядывал мужчин, сидящих на корточках вдоль стен. Некоторые сидели, некоторые стояли — даже мужская половина храма была забита битком. Положить спальник было некуда. Я пыталась просить мужчин подвинуться или уступить место, но они смотрели словно мимо меня или отсылали у другой стене, где было окно. Я подходила к окну, там отвечали, что тут садиться нельзя. Больше всего я боялась, что уставший Ефрем разнервничается, ведь он в силу своей проблемы мыслит линейно: раз ему сказали, что сегодня он будет спать в храме, значит по другому просто не может быть.
На нашу беду мои метания увидела пожилая монахиня, стоящая за свечным ящиком, и стала прогонять меня с мужской половины. Я ответила ей, что у меня больной ребёнок и охранники разрешили мне отстоять службу с ним. Но моё смущение и усталый вид словно распалили её — она начала громко говорить, что Ефрем здоров и его можно в армию отправлять. Когда я ответила ей, что он аутист, она нашла, наконец, как меня отстроить:
— Да он у тебя бесноватый! У тебя бесноватый ребёнок! — начала орать она.
Болезнь не грех. Грех — это злоба. Но монахине, как ни странно, этого было не понять.
Я тяжело вздохнула. Не реагировать на происходящее в душе легко, но надо было что-то делать. У меня оставалось два варианта: либо поставить её на место, либо уйти из храма. Просто уехать и всё. Гид с правилом Антонии, чтица, возглашающая «Госпэ памилуй», агрессивная монахиня — интересное окружение у батюшки! Но я проделала слишком длинный путь, чтобы сдаваться, и ответила монахине:
— Зато Вы вся светитесь!
Она опешила и замолчала.
— Да-да! Смотрите, у Вас, кажется, прорезался нимб!
Холодный душ не помог, через минуту она пришла в себя снова начала кричать, желая чтобы пришли охранники и выгнали меня. Тогда я спросила как её имя, чтобы помолиться о ней, но она не ответила. Пришлось применить мой единственно беспроигрышный метод:
— У меня девять детей, а у вас? Наверное, абортов не меньше девяти? Только тогда монахиня резко замолчала. Пришедший на шум охранник согнал одного из сидящих мужчин, и я, наконец, положила спальник на пол, и счастливый Ефрем улёгся на него.
В уголочке встали муж, жена и их малыш лет трех. Монахиня не дала покоя и им: сказала, что папа должен остаться с сыном один, потому что женщинам на этой половине находиться не положено. Женщина ушла, но не прошло и пяти минут, как малыш расплакался и стал звать маму. Пришлось папе с мальчиком выйти и стоять всю ночь на улице — даже притвор был забит битком, и на женской половине негде было ступить. Неужели монахине совсем не было жаль маленького ребенка, отправившегося из-за ее дури на всю ночь на улицу?
ПАС налицо. Вот вам и «яко ангели».
Раздававшееся с амвона «Госпэ памилуй» нервировало меня. Госпэ — на мой взгляд, слишком фамильярно. Мне, например, не нравится, если Патриарха называют «патрик». Когда началась служба, я не поняла ничего. Сначала решила, что это другой язык, потом сообразила, что
9. батюшка просто не проговаривает некоторые слова.
Отец Иоанникий очень старенький. Возможно, где-то что-то он сокращает, но видимо, на то есть причины — действительно, очень, очень много нездоровых физически и духовно людей.
Вообще, абсолютно всё было странно и непривычно. Но кстати, стоять было совсем не тяжело, сонливость исчезла, чувствовалась легкость, время шло быстро. Сначала было помазание, затем общая исповедь, после неё Литургия, потом Панихида, далее началась отчитка. Я сразу и не сообразила, просто услышала, как какая-то женщина начала рычать и лаять. «Выходи, выходи!» — строго говорил батюшка, а женщина ревела: «Нет!» Сидевший на одеяле Ефрем удивлённо поднял брови, на него отчитка не действовала совсем. Всё это происходило на женской половине, поэтому мы ничего не видели, только слышали. Отчитка прошла быстро и закончилась благополучно. Потом был Крестный ход, затем Соборование.
И у меня, и у Ефрема было состояние покоя и какой-то тихой радости. Несмотря на бессонную ночь, проведённую на ногах, усталости я не ощущала.
10. «Каков поп, таков и приход». На одном из форумов я читала, что многих возмущали охранники — грубые неотёсанные молодые парни, которые, якобы, не выпускали никого из храма. Ложь. И впускали, и выпускали, просто не давали свободно разгуливать по храму. Публика тут разная, есть неадекватные, есть больные, есть бесноватые — к Богу тянутся больные, а не здоровые. Кстати, охранники со мной почему-то были очень любезны и обходительны.
Хочется спросить, а что ждут люди, приезжая к старцу? Им надо чтобы с ними были ласковы и любезны, они желают получить всё на блюдечке, не претерпев никаких искушений и неудобств? Но так бывает только в пятизвёздочных отелях.
Окружение батюшка не выбирал, эти ребята — бывшие алкоголики и наркоманы, которых он вытащил. Почему-то никто не хочет быть милосердным к ним, их укоряют и обсуждают, а они молча несут свое служение. Тяжелое служение.
Охранники, преданные батюшке, работали прекрасно — после службы они разделили толпу на несколько групп (мужчины, мужчины пришедшие впервые, дети, пришедшие впервые, женщины с детьми и пр.) и поставили людей в разных сторонах оград.
Вскоре вышел отец Иоанникий. Маленький, худенький, старенький. Он весь светился. Сначала батюшка подошёл к мужчинам, которые пришли впервые, собрал их в круг, и что-то тихо говорил им несколько минут. Потом он пообщался с детьми — с мальчиками постарше тоже собрав их в кружок, потом отдельно поговорил с младшими.
Немного отступая от темы, скажу, что мне больно видеть, как некотоые священники относятся к детям — с пренебрежением и брезгливостью. А уж болящих они и вовсе откровенно сторонятся, нимало не стесняясь этого. Если у человека нет любви даже к детям, насколько его сердце очерствело, представляете?
Отец Ионникий светился любовью, находясь рядом с детьми. Ласковым голосом он говорил им, что надо постоянно молиться, призывать Бога, когда пишешь контрольную, сдаёшь экзамены. Не буду писать обо всём, но вообще, о молитве он говорил много. Очень просил людей, чтобы они молились. Приблизительно он говорил так: «Сейчас день идёт за три, поэтому вам некогда встать и помолиться перед иконами, как делали наши предки. Но старайтесь не оставлять молитву. Молитесь на ходу, женщины пусть молятся у плиты.»

Несколько часов батюшка беседовал с людьми. Услышать в толпе всё, что он говорил каждому, было сложно, но я видела, как люди задумчиво уходили, получив ответ. На лицах многих было интересное выражение — будто бы они решили какую-то тяготившую их проблему неожиданным образом. Ефрем, понятное дело, так и не задал вопрос батюшке, поэтому мы вышли из-за ограды, куда охранники милостиво пустили непосредственно к батюшке тех, кто приехал в обитель впервые. Мы с Ефремом пошли в трапезную — я не видела смысла задавать один вопрос, потому что у меня их было тысяча и один, и все самые-самые важные. На трапезе предлагался суп, гречка, тушеная капуста и овощи. И — да, накладывали в одну и ту же тарелку, что тут такого?
10. Искренне не понимаю возмущения от того, что чай наливали в ту же миску что и суп
Мы быстро поели гречку, соленые огурцы и получили по маленькому кусочку хлеба. Хлеб, и вообще еду здесь берегли до последней крошки.
Как-то женщина с раком желудка подошла к батюшке, чтобы спросить о лечении. Отец Иоанникий ответил, что она исцелиться только в том случае, если будет питаться отбросами с помоек, потому что всю жизнь выбрасывала еду — за это ей и дана эта болезнь.
Ну а мы с Ефремом вытерли тарелку из-под гречки кусочком хлеба и с удовольствием напились сладкого теплого чая. Подумаешь, из одной и той же миски! Ведь в желудке все равно все будет вместе.
Когда мы вышли из трапезной, народу возле батюшки стало меньше. Я встала в толпу женщин, насколько я поняла, приезжающих в обитель регулярно, и слушала их вопросы. Они были похожие, у всех были проблемы с личной жизнью, мужьями и повзрослевшими детьми. Иногда батюшка говорил очень чудно0, стихами. Время от времени, отвечая на вопрос, он говорил короткую проповедь. О молитве, о том как важно любыми способами сохранить семью, о том, что венчаный брак разрушать недопустимо. Женщины получали ответы и уходили, а я тем временем продвигалась все ближе к той ограде, за которой находился батюшка. Наконец, я скорее из интереса, чем в надежде получить ответ, решила разбавить одинаковые вопросы другим, совершенно ни на что не похожим. Всевозможные стандартные ответы на мой вопрос в теории я знала прекрасно и применяла их на практике. Результат, впрочем, был плачевным. Как ответит на мой вопрос батюшка?
Я набралась сил и спросила. За одну секунду он, как рентгеном, пробил меня своим взглядом, после чего рассказал коротенький, в две строчки, стишок.
Эврика. Я опешила. «Спаси Господи», ответила я и выскочила из толпы. Выскочила совершенно другим человеком. Вопрос был один, но батюшка несколькими словами ответил на все тысяча и один, которые у меня были. Этот батюшка — великий человек. Самые духовные и образованные священники, некоторые из которых знали меня не один десяток лет, не могли и близко ответить на этот простой вопрос. Все их ответы были ответами книжников и фарисеев, а не отцов — как отцы они ответить не смогли. Наверное, чтобы суметь ответить как отец, надо любить чадо, как дитя? Мой вопрос был о любви, кстати.
Порадуйтесь за меня, братья, сестры и честные отцы. С этой минуты моя жизнь действительно изменилась. Оказывается, чтобы в один миг изменить жизнь, не надо ни денег, ни каких-то усилий, ни даже чьего-то доброго расположения. Достаточно просто того, чтобы открылось некая невидимая доселе грань самого важного. Я поняла свою проблему. Слава Богу. Как только я это поняла, удивительным образом изменения произошли и во внешней жизни в течение каких-то нескольких часов.
Напоследок, хочется ответить еще на несколько претензий недовольных паломников:
11. Батюшка разговаривает с людьми прямо на улице, не приглашая их.
И правильно делает. Ему не нужно долго рассказывать о проблеме, потому что он видит человека насквозь, и быстро дает исчерпывающий ответ.
12. Батюшка не может и шагу ступить без своих охранников.
Не может, иначе его растерзает, заживо разорвет на мощи толпа страждущих. Именно такие охранники ему и нужны, немногословные, строгие, терпеливые.
13. Батюшку возят на кресле как на троне.
Посмотрим, как вы будете функционировать, когда вам будет под 80 лет. Помолитесь лучше о здоровье отца Иоанникия, если у вас осталось хоть немного совести. Интересно, как можно, будучи христианином, дойти до такого состояния, чтобы упрекать пожилого нездорового человека, служившего всю ночь, тем, что его возят на кресле?

P.S. Фотографий мало, потому что в обители запрещается пользоваться фотоаппаратами и мобильными телефонами. Простите за ошибки в тексте — писала с телефона, а у меня автозаполнение, которое вечно склоняет глаголы по-своему и выкидывает еще много разных фортелей)
P.P.S. Если у вас есть хороший духовник, который является для вас примером, то ничего лучшего не ищите.
Если интересно, потом могу написать подробнее о том, как отец Иоанникий благославляет чад молиться.
И напоследок, один совет батюшки, который мне очень понравился:
«Лучше мало знать да делать, чем много знать и не делать»
В наш век, когда горе от ума закрывает очи духовные, этот совет мне кажется очень актуальным.

Старец из Чихачево Ивановской области

Старец Иоанникий из Чихачево, Ивановская обл — так называют схиархимандрита Иоанникия, настоятеля Свято-Никольского храма с Чихачево, относящегося к Верхнеландеховскому благочинию.

В миру носил имя Ефименко Иван Данилович. Происходит из старинного казачьего рода, восходящего к атаману Платову (герой войны 1812 года). При постриге в малую схиму получил имя Иоанн.

По благословению отца Серафима (Троице-Сергиева лавра) направлен настоятелем в Никольский храм деревни Чихачево, где служит уже более 35 лет.

Был возведен в сан игумена, позднее архимандрита. При принятии великой схимы получил имя Иоанникий.

Прибыв в малолюдный приход, центром которого была небольшая Свято-Никольская церковь, батюшка много сделал для восстановления и расширения подворья, привлечения людей к Богу, к молитве. После строительства при храме корпусов для паломников, трапезной и других строений многие называют его обителью, однако это не верно — в Кинешемской епархии он имеет статус прихода, а не обители.

Широкую известность схиархимандрит Иоанникий получил, как старец из Чихачево Ивановской области. К нему совершают паломнические поездки из разных городов России и зарубежья — за советом, исцелением, избавлением от наркомании и алкоголизма.

Примерно в 400 километрах от Москвы, в лесах Ивановской области затерялась небольшая деревня Чихачево. В любое время года сюда собираются паломники из разных городов и уголков страны. За разным едут.

  • Отстоять службу в Свято-Никольском храме, молитва в котором не прекращается ни днем, ни ночью — чтение Евангелия, Псалтыря, акафистов прерывается только на время служб. Ведет их схиархимандрит Иоанникий, посвятивший служению в этом храме более 30 лет жизни.
  • За особой молитвой — отчиткой от винопития, наркомании.
  • Исповедаться в грехах и получить благословение, причаститься, получить ответы на вопросы, которые не дают покоя.
  • Едут к святому старцу, известному умением читать в душах и наставлять на путь истинной христианской жизни с великой любовью к каждому человеку.
  • Приходят в Свято-Никольский храм к отцу Иоанникию измученные болезнями, в надежде на чудо исцеления господня, которых немало совершалось здесь.
  • Набрать целебной воды их колодца, вырытого прп. Тихоном Лухским Чудотворцем.
  • Хотят подать требы, записки для моления о здравии, упокоении, исцелении.

Множество людей стекается в Чихачево в обычные дни и по церковным праздникам, даже местный храм не всегда способен вместить всех приехавших, но для каждого находятся у отца Иоанникия слова, проливающие свет на страждущую душу.

Как добраться в Чихачево

Храм, в котором служит старец Иоанникий в Чихачево Ивановской области расположен вдали от крупных городов и магистралей. Деревня находится неподалеку от трассы Р-152, между населенными пунктами Шуя и Пестяки, и наиболее удобный маршрут от Москвы пролегает через Шую. Добраться сюда из Москвы можно двумя путями:

  1. Выехать из города по трассе М7 Волга в сторону Нижнего Новгорода, проехать Владимир и у д. Хохлово свернуть налево на Камешково и Шую.
  2. Выехать на Ярославскую трассу, проехать по ней до Двориков и свернуть направо, далее через Александров и Юрьев-польский на Шую.
  3. От Шуи двигаться по трассе Р152, проехать Палех, в населенном пункте Мыт повернуть направо на Т-образном перекрестке, и через 6 км свернуть направо по указателю на Чихачево. Еще около 4 км дороги, проходящей по красивейшим ландшафтам — и вы на месте.

Общественным транспортом удобно добраться сначала из Москвы до Иваново (автобусом) или до Шуи (по железной дороге, с пересадкой в Коврове), далее до Чихачево Ивановской области можно добраться автобусом направлений на Пестяки, Нижний Новгород (остановка у указателя после с. Мыт, лучше предупредить водителя заранее). От трассы до деревни порядка 4 км пешком.

С удобством посетить старца Иоанникия, имея возможность полностью сосредоточиться на вопросах духовных, которые и должны иметь первостепенное значение в таком деле, позволит паломническая поездка.

Паломничество в Чихачево с Товия

Паломнические поездки в Чихачево, Ивановская область, к отцу Иоанникию, организуются паломнической службой Товия, работающей по благословению храма Пресвятой Богородицы. Для поездок предоставляются комфортабельные автобусы, в которых дальняя дорога не покажется вам утомительной.

Сопровождающий поездку православный экскурсовод не только разрешит любые бытовые вопросы, возникающие в ходе поездки, но и поможет обрести более глубокое понимание христианства. Если вы испытываете неуверенность или недостаток знаний о том, как подготовить себя к причастию, как вести себя, что делать до и после Литургии, во время встречи — все ваши вопросы будут встречены с любовью и пониманием и разъяснены с позиции Православной церкви.

Особенности паломничества в Чихачево

Начало Божественной Литургии в Чихачевском храме по афонскому обычаю совершается с двух часов ночи. По словам батюшки Иоанникия «Ночью грехи ваши спят…». Поэтому паломнический автобус из Москвы отправляется вечером, чтобы прибыть на место к началу службы.

После Литургии и Крестного хода выделяется время для подачи треб и записок, чтобы схиархимандрит мог упомянуть в своих молитвах вас и ваших близких.

Для беседы отец принимает паломников возле своего дома, отвечает на вопросы, дает наставления.

После беседы есть возможность набрать целебной воды из колодца прп. Тихона Лухского Чудотворца.

В трапезной храма все приехавшие могут вкусить простую, но вкусную и сытную трапезу, приготовленную трудниками.

В обратный путь автобусы отправляются в 8-9 часов утра. Возможен заезд на Ивановскую текстильную фабрику.

Отец Иоанникий — Старец или Священник

В сети Интернет можно увидеть негативные отзывы о посещении храма — пишут о том, что приехавшим приходится размещаться на полу, что не всегда стены могут вместить приехавших, а первое и второе в трапезной кладут в одну тарелку. К этому можно добавить, что сам храм, хоть и поддерживается в хорошем состоянии, не выглядит новым и богатым. Возможно, вы не найдете здесь той яркой росписи и позолоты, что привычна по столичным .

Все это так. И стоит до поездки определить для себя, зачем вы совершаете это паломническое путешествие. Те, кто едут сюда за помощью, чтобы найти дорогу к Богу, находят ее, даже если стоять приходится в притворе. Жаждущие впечатлений от поездки «к чудотворцу» вряд ли найдут здесь желаемое.

Ходят также слухи о том, что Старец из Чихачево Ивановской области — старовер, службы в храме ведутся по какому-то странному обряду — мужчины и женщины стоят по разные стороны, мужчины первые подходят к причастию и т. д. Даже некоторые священники не благословляют на паломничество сюда, смущенные слухами.

В Чихачево находится православный Свято-Никольский храм , который относится к Верхне-Ландеховскому благочинию Ивановской митрополии, и батюшка Иоанникий — православный священник, твердо следующий традициям христианства и требующий соблюдения церковного Устава и правил поведения в Храме.

На главную

Паломническая поездка в Чихачево к отцу Иоанникию

В этом году у Старца Схиархимандрита Иоанникия, своего рода юбилей. 40 лет тому назад о. Иоанникий, приехал в деревню Чихачево из Троице – Сергиевой Лавры, по благословению своего духовного отца Схиархимандрита Серафима (Шинкарева) и до сих пор ведет прием на территории Свято-Никольского скита. Батюшка находит доброе и мудрое слово для каждого паломника, дает наставления.

С точки зрения иерархии в православии не существует какого-то конкретного определения термина «старец». Это звание народное. И по своей сути под старчеством подразумевается человек, через которого Господь нравоучает нас. Старец является проводником воли Божией. Конечно, эти люди тщательно отбираются Господом. Старца не назначает высшее духовенство, его называет сам Господь Бог. Одним из главных даров старца является Апостольское служение (вязать судьбы человеческие). Сам Господь избирает старца, как в своё время были избраны Апостолы. Но для этого выбора нужно быть духовно готовым (очень много трудиться), тогда Господь наделит старца прозорливостью – это умение заглянуть в будущее и определить, какие действия будут человеку полезны, а какие нет.

В дни поста к отцу Иоанникию приезжает большое количество паломников. Батюшка с окладистой бородой, чем-то похожий на сказочного Деда Мороза, вызывает у верующих доверие, и многие почитают его за старца. Это время самое необыкновенное в обители. Ничего полезнее, чем потрудиться в Чихачево, я еще не встречал в своей жизни. Каждодневное причастие, как на Афоне, делает такое исправление в человеке, что диву даёшься. Приобретается достойный внешний вид, происходит исцеление от разных смертельных болезней, ну и натуральная пища и лесной воздух благоприятно действуют на нас. Трудники становятся, как родные. Душа получает спокойствие и умиротворение. Приходят хорошие мысли. Это не полный список, чего можно получить, потрудившись в Чихачево. Очень полезный срок пребывания в Чихачёво от недели и выше. Пишу Вам, поверьте, не для рекламы. Трудиться там есть кому. Если поверите мне, то увидите, всё о чём пишу, своими глазами.

Свой род Схиархимандрит Иоанникий ведет от казаков. Его предком был герой Отечественной войны 1812 года атаман Платов. Портрет своего знаменитого предка старец Иоанникий хранит у себя в келье, как напоминание о собственном происхождении и славных казачьих подвигах. Кстати, батюшка, как родовой казак, получил в дар на 70-летие от воронежского казачества златоустовскую шашку.

Встретиться со старцем можно в его доме, находящегося на территории Свято-Никольского скита в Ивановской области. Ещё вчера о приёме в доме мы и не мечтали. Приём всегда проводился в Чихачево на улице в любую погоду. В личной беседе отец Иоанникий ответит на вопросы паломников и поведает нам о путях искупления грехов. К сожалению, проповедь, которую говорил Батюшка на улице, мы не услышим. Он больше её не говорит. Но мы можем приобрести проповедь на бумаге или диске. Очень рекомендуем Вам приобрести полезные проповеди Батюшки.

В начале исповеди отец Иоанникий обращает внимание на братьев и говорит им – мужчины «Отмалывайтесь Вы такие же оббортники как и они». Старец тем самым говорит, что мужчины в таком страшном грехе как «убийство во чреве» виновнее даже чем женщины. Потому, что пользуясь любовью к себе, ставят разные условия и толкают женщину на абборт. Рекомендует прихожанам читать ежедневно молитвы «Богородице Дево, радуйся», согласно заповедям Серафима Саровского. Разбив на три чтения по 50 раз (утром, в обед и вечером). На 10 раз чтения «Богородице дево радуйся» нужно говорить молитву. «Царице небесная, прости жизнь мою и спаси семью мою». Настоятельная рекомендация о. Иоанникия, каждое утро, как только проснулись, читать 50 раз молитву Ангелу Хранителю: «Святый Ангеле Божий, хранителю мой, помилуй меня грешного».

И так далее, читайте проповеди Схиархимандрита Иоанникия.

Еще в обители собирают деньги на Иконостас, для нового Храма. Всех, просим кто может помочь. Как Батюшка говорит: «Не оскудеет рука, дающего». Если у нас будет действовать новый Храм, то все мы будем в нём. Бывает, что в Никольский храм не могут люди зайти, он переполнен. Часто такое бывает летом, поэтому мы надеемся, что в новый Храм, мы все будем вмещаться. Он большой!!!

Присоединяйтесь к паломнической службе «Просвещение» и мы привезём Вас к старцу Иоанникию, тем более, что он наш духовник! Спешите, старец плохо себя чувствует!

Записаться сейчас

Запись в поездку к старцу схиархимандриту Иоанникию

Фотографии публикуются по благословению о. Иоанникия. Фото Гучанов Игорь, паломники.

30 сентября 2016 г. Епископ Иларион совершил Божественную литургию в Никольском храме с.Чихачёво, в праздник мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии епископ Кинешемский и Палехский Иларион совершил Божественную литургию в Никольском храме с.Чихачёво.

Преосвященному епископу Илариону сослужили: благочинный г.Кинешма митрофорный протоиерей Димитрий Грудогло, настоятель храма схиархимандрит Иоанникий (Ефименко), благочинный Верхнеландеховского округа игумен Антоний (Мазурин), протоиерей Валерий Отрода, иерей Роман Посыпкин, иерей Николай Харченко, протодиакон Вячеслав Тумин, диакон Роман Вязов, иеродиакон Сергий (Варнашов). фотоальбом

За богослужением молился глава Верхнеландехского района Николай Васильевич Жуков.

В своем святительском слове по окончании богослужения владыка Иларион призвал молящихся следовать примеру стойкости в вере и жертвенному служению отроковицам-мученицам и их святой матери Софии. Затем епископ Иларион совершил молебное пение с освящением иконы образа Божией Матери «Иерусалимская» в Крестовоздвиженском кафедральном соборе п.Палех.

По материалам: Пресс-служба Кинешемской епархии

Отзыв о паломнической поездке в Чихачево к о. Иоанникию

Говорят, беда одна не ходит. Ближе к вечеру раздался звонок. Звонила завуч по воспитанию . «Сижу сейчас в общежитии, говорит она, беседую с Катей. Днём был приступ неясного характера и сейчас состояние Кати вызывает беспокойство. От своего имени я пишу заявление и отправляю Катю домой на лечение. Ребенок несовершеннолетний, так что одну её не отпущу, приезжайте, заберите. Без обсуждений.» Ну что делать?! Звоню брату, езжай ,забирай Катю. Объяснила ситуацию, что завуч не уйдёт , пока из рук в руки не предаст Катю тебе. Брат, не дожидаясь конца рабочего дня, находит бла-бла-кар туда и обратно. Привозит её к себе уже поздним вечером. На следующий день Катя уже самостоятельно добирается до дома на автобусе. Всё это время я на связи, беспокоюсь, раскидываю мозгами. Встретила я её, окутала заботой. Спала ночью она хорошо. На следующий день пошли на приём к психиатру, та выслушав, отправила к неврологу. Невролог, молодец, сделала, что смогла. Выписала магний+В6, уколы укрепляющие, снимающие тревожность, сонные сильнейшие таблетки по спецрецепту, направила на обследование головного мозга в город. Магний Катя пила, уколы колола, не помешает студенту. Спала и без сонных таблеток хорошо. Но мы- то с ней знали, что от её болезни в больнице не вылечат и пошли в храм на службу. Слава Богу, народу было немного, несколько человек, да и те незнакомые. Катю стало колотить сразу при входе в храм. Она ещё мужественно постояла во время службы, но потом я её посадила на стул под лестницей, ведущей на колокольню. Служба длилась час-полтора и всё это время ребёнка колотило. Батюшка это видел и всё понял. Когда целовали крест, я сказала: «Хочу посоветоваться.» Батюшка ответил коротко: «Я подойду». И когда читали евангелие, батюшка подошёл к Кате с некоторыми вещами, среди которых было короткое копьё и маленькая толстая книга в красивом переплёте. Несколько минут он читал молитвы над Катей, покрывал её покрывалом, проводил по ней книгой и копьём. Всё это время девочку колотило, не переставая. Затем батюшка подошел ко мне и сказал только: «Крепко сидит.» В итоге, батюшка назвал место, где изгоняют — Чихачёво Ивановской области, там сильные молитвы отца Ионикия. Больше нигде. Вот тебе и не ходит беда одна! Не было печали … В интернете нахожу страничку, читаю , знакомлюсь. Отец Роман дал ещё номер телефона Ольги, которая уже была в Чихачёве. Позвонила я и ей тоже. Та подтвердила, что молитва сильная, что батюшка Ионикий нам поможет обязательно, что мы уже в дороге почувствуем его помощь. И всё! И я уже начала чувствовать — Ионикий нас уже ждёт! Он уже посылает нам ангела в дорогу — на сайте появляется объявление: «Ищу попутчиков в Ивановскую область 9 мая в 15 час». Немного колебаний и мы собираемся в дорогу. Бронируем 3 места. Брат едет до Казани, а мы дальше. В телефоном разговоре с Ольгой я упомянула о больном муже. Она уверила, что и с болящим мужем ситуация прояснится. Как это?! А, оказывается, под лежачий камень вода не течет — надо просто пытаться что-то делать. Решила еще раз попробовать позвонить врачу Козлову, к которому уже отчаялась дозвониться. Трубку взял сразу, записал на приём на самое ближайшее время. После его обследования мужу изменили диагноз, поменяли лечение, перевели в нормальную палату с телефоном, туалетом, прогулками на свежем воздухе…

И вот мы уже едем в Ивановскую область . Попутчик наш, с неслучайным, опять таки, именем Булат, молодой человек, едет в Иваново на летнюю сессию в академию. И такой умница, и такой внимательный, обходительный и даже заботливый. Сказал, что чувствует ответственность за нас и довез нас до самых ворот храма в Чихачёво. Не ангел ли он, посланный нам в дорогу!? Было около 4-х часов утра. Служба в храме подходила к концу. Катю уже должно было колотить потому, что по всей территории через динамики шла трансляция службы, негромко читались молитвы. Катя была спокойна. Заходим в храм, Катя спокойна. Все идут на Крестный ход, и мы спокойно идем. После Крестного хода послушник собирает записочки для отца Ионикия. Пишу, прошу помолиться за здоровье Кати. Можно бы уже возвращаться домой, но и отец Роман, и Ольга нам говорили, что нужно пожить в храме и мы уже были к этому готовы. И началась наша жизнь в ските.

После Крестного хода все пошли в трапезную кушать. Это очень старая изба, столы стоят буквой П. Места отведены для батюшек, матушек, послушников. Мужчины сидят справа, женщины слева. На столе большое разнообразие блюд. И суп в кастрюле, наливай сколько хочешь, и горячая гречневая каша в общем блюде, и картофельное пюре, овощная икра, квашеная капуста, морская капуста и ещё всякая всячина на любой вкус. Каждому уже поставлена небольшая эмалированная миска с внушительным куском пасхального кулича. Чтобы не искушаться в еде, некоторые в миску накладывают сразу всё. И кушают. Стаканов для чая нет. Чай тоже наливают в эту же миску. Перед едой обязательно молятся все вместе. Во время еды послушник читает истории о святых. Очень у него красиво получается, тембр и дикция хорошая. После еды тоже молитва.

Работу нам определили в теплице. За 2 дня мы с Катей и помидоры, и огурцы сажали , а теплиц там больше сорока, и поливали, и пололи, прореживали редиску, собирали, скручивали целлофан и нетканый укрывной материал. С погодой повезло — тепло, солнечно, без дождей. Ольга нас предупредила, и мы взяли с собой галоши и толстые носки, старую рабочую одежду. Все это потом выбросили , чтобы не тащить обратно.

Ужин в 20-30 ч, тоже очень сытный, с большим куском жареной холодной рыбы. Отбой в 21 час. В храме в углу на самодельном деревянном стеллаже лежат скрученные матрасы с одеялами. Довольно чистые, за этим следит сестра Тамара, и за чистотой в храме тоже. Мы с Катей подождали, когда разберут матрасы постояльцы, и взяли один на двоих, расположились поближе к печке, её вечером топили. Непривычно, необычно, но усталость взяла своё и мы всё- таки поспали. Во вторую ночь пришлось немного повоевать за место на полу и спалось ещё крепче. Вспоминается женщина Тоня 63 лет, которая прибыла в скит почти вместе с нами и подружилась с нами, и работала с нами, поскольку больше не было скитальцев. Она рассказывала, что отец Ионикий её духовник, что она уже много раз сюда приезжает. И всё время попадает рядом с одержимыми и уже знает, какие молитвы надо читать в таких случаях. Читала она и при нас. И уехать мы решили все вместе, т.к. мы с Катей не знали по какой дороге нужно идти до Пестяков пешком , а там на автобусе до Нижнего. А Тоня знала эту дорогу. И вот в субботу в 1-30 ч нас разбудили возгласом: «Братья и сестры! Просыпайтесь на утреннюю службу.» В храме слева место отведено для женщин, а справа и спят , и службу стоят мужчины. За этим строго следят дежурные братья и староста. Службу мы отстояли, исповедь там массовая, причастились, получили благословение в дорогу, тоже массовое. В церковной лавке я заказала 40 отчиток во здравие для Кати. В бюджет уложилась. Крестный ход прошли. Решили потрапезничать на дорожку. Сидим возле храма, ждем, может кто до Нижнего едет. Ведь в субботу в храм ночью приехало много народа. Женщина с мальчиком лет 5-6. Он плакал на службе. Они вышли на крыльцо. Спрашиваю, откуда? -Из Москвы. Какой диагноз? -Аутизм. — Не хотите пожить в храме, ведь здесь даже пол лечебный. Женщина смотрит на меня широко раскрытыми глазами, готовая сделать что угодно, лишь бы помогло мальчику. Чем у них дело кончилось, не знаю. К нам подошел брат тракторист и говорит:»Вон там джип стоит, спросите у него, может в Нижний едет». Тоня вперед и договорились, возьмёт он нас до Нижнего.

Места:
Свято-Никольский скит в с. Чихачево

Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *